«Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде» отражает события 1611 г. Вскоре после свержения Василия Шуйского шведские войска стали постепенно занимать северо-западные русские земли. 16 июля 1611 г. ими был захвачен Великий Новгород. Видение, о котором рассказывает повесть, случилось накануне, 15 июля 1611 г. По мнению исследователей памятника, повесть была создана после захвата Новгорода и является попыткой осмыслить происходящие события (см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник. М., 1913. С. 77–80; Назаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. С. 128–133). Источником новгородской повести стала «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия, причем автор новгородской повести настолько близок к своему оригиналу, что С. Ф. Платонов прямо называет новгородскую повесть подражанием московскому видению. В то же время основная идея новгородской повести иная. Если «Повесть о видении некоему мужу духовну» призывает народ к нравственному очищению как единственному способу избавиться от нестроения в государстве, то новгородская повесть, написанная после трагического падения Новгорода, пытается объяснить справедливость наказания новгородцев за их грехи и носит, скорее, покаянный характер. Особого внимания заслуживает упоминание в числе общих грехов немилостивого отношения новгородцев к беженцам, стекавшимся в свободный тогда еще Новгород из разоренных земель. На основании этого высказывались предположения, что автором видения мог быть один из этих гонимых людей. В то же время повесть о видении построена на новгородских реалиях, в ней называются новгородские святые, автор ее, по-видимому, хорошо знаком с литературными памятниками Новгорода и новгородскими преданиями. Все это позволяет предполагать, что автором повести был, скорее, новгородец или человек, проживший в Новгороде достаточно долгое время. Текст повести сохранился в одном списке ( Саратовский гос. университет, Собр. Шляпкина, 577 (Шл. 330); 1-я пол. XVIII в. ) . Мы публикуем его по изданию, осуществленному С. Ф. Платоновым в 13-м томе РИБ (см.: РИБ. Т. 13. Стлб. 243–248). Внесенные нами смысловые исправления выделяются курсивом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Анкудинов, Тимошка, одиннадцатый самозванец Анкудинов , Тимошка, одиннадцатый самозванец, называвший себя то сыном, то внуком царя Василия Иоанновича Шуйского, князем Иваном Шуйским, род. в Вологде в 1617 г., четвертован в Москве, в 1653 г. Сын богатого стрельца, торговавшего холстами, Анкудинов получил по своему состоянию довольно тщательное воспитание и женился на внучке вологодского архиерея Варлаама. Ведя беспорядочную и разгульную жизнь и промотав все женино приданое, Анкудинов отправился искать счастья в Москву. Получив здесь место подьячего в Новой Чети, он подружился с одним из своих сослуживцев, тоже подьячим Константином Конюховым и продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение с мучительным правежом, друзья, ограбив царскую казну на двести рублей, решили (в 1643 г.) искать спасения от суда и смертной казни в бегстве. В ночь пред этим Анкудинов поджег свой собственный дом, из которого предварительно «отвез на двор к Ивану Пескову» малолетних сына и дочь, но в котором оставил в жертву пламени свою жену. Задумав бежать в Литву, Анкудинов и Конюхов через Тулу направились в порубежные города. Достигнув проселочными дорогами Новгород-Северска, беглецы отсюда проникли в Краков, где Анкудинов был представлен польскому королю Владиславу под именем Ивана Каразейского, воеводы вологодского и наместника великопермского; Конюхов назвался его слугою, переделав свою фамилию на «Конюховский». Из Литвы самозванец со своим слугою отправились через Галицию, Молдавию и Валахию в Константинополь, где Анкудинов стал выдавать себя за «государского сына Шуйского» (1646 г.). В судьбе его на первых порах принял участие великий визирь, поверивший грамоте «вора Тимошки», в которой значилось, что он, будто бы, сын царя Василия, что царь Михаил Феодорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему наскучило и он приехал в Москву, где был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского; что молдавский воевода Василий ограбил его и хотел убить, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого. ГЛАВА 1. О том, что общим местом для всех еретиков является под предлогом простоты Бога называть православных двубожниками или троебожниками, коим еретикам поревновал и Акиндин, оклеветав Паламу в двубожии. 1. Из трех, говоря обобщенно, [средств] которыми впадшие после явления во плоти Слова Божия в лукавые ереси, обманом побудили себя самих и своих последователей держаться, словно истины, лжи, ни одна, как можно увидеть, не отсутствует у наших противников. Каковы же эти [средства]? – Притворное благоговение к божественному, неправильно толкуемые ими речения пророков, апостолов и отцов, и к тому же Божие единство и простота, под предлогом которых они повсюду трубят, будто православные-двубожники, якобы как не блюдущие божественную простоту. Так Савеллий Ливиец называл троебожниками почитающих единого Бога в трех совершенных ипостасях, сам сводя Их к единой ипостаси под предлогом простоты. Так Арий и Евномий и иже с ними якобы ради единства Бога, полагая только Отца нетварным Богом, утверждали, что троебожниками являются учащие, что не один лишь Отец, но и Сын и Дух Божий – нетварны, так что и великого Василия вынудили написать апологию к обвинявшим его в троебожии. В качестве же доказательства своего учения каждый приводил подборку подтверждающих оное, как ему казалось, мест из богодухновенного Писания, и, изображая крайнее к ним благоговение, они не принимали прибавления, допускавшиеся благочестиво мудрствующими для [яснейшего] выявления истины. 2. Ибо Савеллий приводил [в свою защиту] сказанное Господом в Евангелиях: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10:30 ), и говоривших, что Они едины, но [лишь] по сущности, являясь различными по ипостаси, – причем [говоривших] со многими доказательствами, – считал отвратительными и злочестивыми, полагая и называя их новшествующими, как выдумывающих прибавления к Речениям. Арий же выставлял также сказанное Господом, что «Отец Мой болий Мене есть» ( Ин. 14: 28 ), и доказывающих, что это Он по человечеству назвал Отца большим Себя, или в смысле причины, будучи по природе единочестным и единосущным Ему, не терпел [даже] слышать, громогласно ругая их, как изобретателей новых слов, единосущников и многобожников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

(Из истории московских окраин) Москва начала свою историческую жизнь на территории очень редко и очень слабо населенной. Левый, холмистый берег Москвы-реки, между устьями рек Неглинной и Яузы, покрыт был густыми лесами, уходящими далеко на север, и изрезан ручьями, оврагами и ненаезженными дорогами. Селения попадались только на этих путях сообщения, по рекам, ручьям и дорогам. Вместе с ростом и расширением Москвы и образованием в ней столичного центра оживали и окрестности ее, уплотнялись селения, притягивались сельские пахари, кустари и ремесленники всякого рода, работавшие на Москву и сами кормившиеся от нее и около нее. Из Москвы протянулись дороги по всем направлениям, для связи с ближними и дальними городами. Одна из таких дорог потянулась из Москвы на северо-восток, к старым городам Владимиру и Суздалю. Дорога эта, выйдя за вал Земляного города Москвы, сразу проходила по селу Елохову, широко расселившемуся по большому ручью Ольховцу и его мелким притокам. Для переезда через ручей был устроен проезжий мост, конечно, деревянный, сохранявшийся до 1791 г. и называвшийся Елоховским. Южнее моста местность несколько возвышается к Земляному валу, и здесь, на дороге, образовалась Басманная слобода, входившая в состав села Елохова, как одна из улиц села 1 . В сентябре 1517 г. на этой возвышенности Басманной слободы села Елохова произошло событие, имевшее большие последствия в судьбе Басманной слободы: до этого места, с которого начинался спуск к Елоховскому мосту, шел громадный крестный ход из Москвы с царем Василием Ивановичем и Митрополитом Варлаамом во главе. До этого места москвичи торжественно провожали иконы и другие святыни, принесенные из Владимира в Москву для подновления и украшения их «сребром и златом». Когда эти работы были совершенно закончены и все иконы и святыни готовы были к возвращению во Владимир, все московское духовенство, царь и множество народа приняли их на свои руки и понесли в обратный путь по Владимирской дороге. Дойдя до южной части села Елохова, в Басманной слободе, москвичи простились с Владимирскими святынями и вернулись в Кремль, а владимирцы крестным ходом провожали их в обратный путь домой, во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Д.С. Бирюков Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348) родился в Калабрии (Южная Италия). Он воспитывался в православии, хотя и в окружении латинских обычаев. В юности Варлаам принял монашеский чин и поступил в монастырь, где соблюдался устав св. Василия Великого . Варлаам изучал греческую и латинскую словесность, был знаком с выдержками из писаний схоластов. В 1330 г. Варлаам прибыл в Константинополь, где в 1331/32 г. имел диспут с Никифором Григорой, описанный последним в диалоге «Флорентиец», и был в ходе этого диспута побежден Григорой. Тем не менее в Константинополе Варлаам стал преподавать платоновскую философию и аристотелевскую логику; он обратил на себя внимание императора Андроника III и стал приближенным к императорскому двору. Григорий Акиндин (ок. 1300 – 1348) родился в Македонии. Образование Акиндин получил в Пелагонии и Фессалониках. Одним из учителей Акиндина был Варлаам Калабрийский. В городе Веррии Акиндин познакомился со свт. Григорием Паламой , которого, вероятно, он хотел видеть в качестве своего духовного отца (свт. Григорий подвизался в пустыни около Веррии, прибыв туда из пустыни Глоссия из-за турецких набегов). Известно, что в это время свт. Григорий из-за смерти матери отправился в Константинополь; возвратившись оттуда, он передал Акиндину трактат (или, может быть, комментарии к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского) Никифора Григоры. Покинув спустя пять лет пустынь около Веррии из-за набегов сербов, свт. Григорий возвратился на Афон и удалился в скит в пустыни свт. Саввы. Во время пребывания свт. Григория на Афоне туда прибыл Григорий Акиндин, принявший монашество, вероятно, под влиянием свт. Григория; Акиндин хотел по протекции Паламы быть принятым в Лавру, однако, несмотря на поддержку со стороны свт. Григория и его ученика, будущего патриарха Каллиста, Акиндин получил отказ, и не только в Лавре, но и в других афонских монастырях. Начало полемики свт. Григория с Варлаамом Калабрийским относится к 1335 г., когда возобновились дискуссии с латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РОГОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам I (Рогов) (+ 1603 ), митрополит Ростовский , распевщик В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) . Василий и его старший брат Савва род. в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде , и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов. Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг , вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре , куда впоследствии неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне . В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь . Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма. В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре. В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители . Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Сортировать по Исключить новости Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам Калабрийский Варлаам (ок. 1290 - 1348 ), византийский писатель, философ и богослов, калабрийский монах , виновник богословско-философского движения в Византии XIV в., выразившегося в борьбе двух партий – варлаамитов и паламитов. Учение Варлаама было осуждено Церковью как еретическое. После перехода в католичество стал епископом Иеракским (Джераче) В миру Бернардо Массари, родился около 1290 года в Калабрии . Воспитывался в православной вере, хотя и в латинском окружении, посещал латинскую школу . В юные годы поступил в один из греческих монастырей устава св. Василия Великого и принял имя Варлаам. Первоначальное образование получил, по всей вероятности, в василианском монастыре св. Илии (Сант-Элия ин Галатро) в Калабрии. Здесь он изучал греческую и латинскую словесность, занимался философией Платона и Аристотеля, а также получил начальные сведения о латинской схоластике. По воззрению Варлаама, державшегося рационалистического направления в философии, человеческий ум способен постигать саму природу вещей, так как представления ума тождественны с реальными вещами. Средством к познанию сущности вещей служат силлогизмы, правильное пользование которыми и ведет человека к истине. А постижение человеком истины приближает его к Богу, Который есть высочайшая истина, и соединяют его с Творцом. Но каким именно путем человек познает Бога? Познание Бога, по мнению Варлаама, не нуждается в чувственных органах, но сообщается как акт особенного просвещения тем, кто чист сердцем и исполняет заповеди Божий, и есть акт непосредственного сообщения человеку высшего знания. То, что называется блаженным созерцанием Бога, есть мысленное восприятие Божества, или осияние, доступное избранным, но не приобщение человеку существа Божия, которое недоступно внешним чувствам. В этом пункте учения Варлаама сказалась существенная разница его воззрений сравнительно с воззрениями византийских ученых, которые, не признавая за логикой и силлогизмами могущественного орудия к познанию причины всего сущего, ссылались на авторитет церковного предания и святоотеческих творений как на единственно надежный путь к познанию сущего и вообще рекомендовали не преступать в богословии пределов, установленных святыми отцами.

http://drevo-info.ru/articles/2375.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам (+ 1533 ), митрополит б. Московский и всея Руси По-видимому, из иноков Кириллова Белозерского монастыря . В 1506 году в сане архимандрита стал настоятелем Московского Симонова монастыря . В его годы настоятельства в монастыре активно переписывались святоотеческие творения, богослужебные книги; в обители жил вернувшийся с Белоозера князь-инок Вассиан (Патрикеев) . В том же году участвовал в числе духовенства во главе с митр. Симоном в ходатайстве перед вел. князем за К. И. Острожского . В 1510 году вместе с Коломенским епископом Митрофаном сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков . Через 3 месяца после кончины митр. Симона по воле великого князя был избран первоиерархом Русской Церкви. 27 июля наречен, а 3 августа 1511 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси . Возобновление отношений с Константинополем Ко времени предстоятельства Варлаама относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с Константинопольским Патриархатом , прерванных в середине XV в. (после поставления Собором русский епископов на Московский митрополичий престол свт. Ионы , не признанного Патриархией, и посылки на Русь Константинопольским Патриархом Дионисием I бывшего униатского Киевского митр. Григория Болгарина , не принятого Русской Церковью). В марте 1518 года в Москву прибыло большое посольство с Афона и из Константинополя во главе с митрополитом Зихны Григорием , в которое входил преподобный Максим Грек ; посольство оставалось в Москве до 11 сентября 1519 года, причём преподобный Максим покинуть Россию так и не смог. Инициатива возобновления отношений между Русской и Константинопольской Церквами принадлежала, по-видимому, последней. Преподобный Максим писал о том, что в Москве грекам был оказан холодный прием: «Князь великий от Григорья Патрияршеского благословения не принял. А митрополит здешней [Варлаам] также от Григорья Патрияршеского благословения не принял. И чести ему князь великий некоторые не учинил. А митрополит его с иконами не встретил, разве как пришел к нему, и митрополит его через порог благословил» . Официальные русские летописи, напротив, пишут о благожелательной встрече греков в Москве: вел. князь распорядился разместить посольство в Чудовом монастыре и кормить «от своея царския трапезы»; митр. Варлаам «к Григорию, митрополиту града Жыхна, и к старцем Святыя Горы великую любовь и честь показуяше, и к себе призывая, и с ними чясто беседуяше о Божественных словесех духовных» .

http://drevo-info.ru/articles/17315.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010