Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог) Свт. Василий Острожский. Фреска. XVIII в. (мон-рь Острог) В. О. является одним из наиболее почитаемых святых Сербской Православной Церкви. Сохранились письменные свидетельства о чудесах и исцелениях по молитвам к В. О. как православных, так и мусульман и католиков. В наст. время мощи находятся в пещерной церкви мон-ря Острог, часть их хранится в металлическом ковчеге в старой правосл. ц. во имя св. Луки в Которе. Неизвестно, когда и по какому случаю они туда были перенесены. Почитание В. О. широко распространялось в Черногории и окрестных областях со 2-й пол. XVIII в., после ликвидации тур. властями Печского Патриархата и прихода греч. епископов (1766), власть к-рых не признал Цетинский митрополит. Мон-рь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а В. О.- олицетворением борьбы за независимость страны от тур. владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 гг. Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон В. О. были написаны Патриархом Василием (Бркичем Йовановичем) во время его пребывания в Остроге, опубликованы в в 1861 г. В житии особое внимание уделено борьбе В. О. против «латинской ереси» и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя В. О. есть в общей стихире серб. святым, автором к-рой является митр. Карловацкий Иоанн ( Джорджевич; 1769-1773). «Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу» написан в 1947 г. свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. В. О. посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная ц. в Никшиче, построенная в 1876-1877 гг. по проекту рус. архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода РПЦ черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900).

http://pravenc.ru/text/149759.html

Над гробом почившего говорили речи семь ораторов: от имени сербского духовенства, богословского училища, сербской королевской академии, литературного отдела сербской матицы, карловицкой гимназии, ещё раз сербской матицы и наконец сербского университета. В надгробных речах восхвалялись великая скромность почившего, его нестяжательности, строгая преданность долгу и обетам, любовь к труду и научным занятиям... Научная деятельность архимандрита Илариона Руварца имеет весьма важное значение как по самостоятельности и оригинальности научных приёмов, так и по важности достигнутых результатов. Он – родоначальник и отец критического направления в сербской историографии. Поставив целью своих научных исследований одну только истину, он смелою рукой разоблачал старые кумиры, безбоязненно ниспровергал устарелые мнения, не отвечающие правде и действительности. Совокупность его письменных и печатных трудов составляет весьма богатый и ценный источник для изучения исторических судеб сербского народа и его церкви. Отметим некоторые из его сочинений и изданий, относящихся к сербской церковной истории. «О apxujenuckonju neчckoj», «О rлabhujuм моментима у животу св. Саве», «О бегству патриарха Apcehuja», «О каталозима српских nampujapaxa», «Нешто о Босни, дaбpoбocahckoj enuckonuju и српским манастирима у Босни», „О рашким епископима и митрополитима», «Опис турских области и у ньима xpucmjahckux народа, а нарочито народа српскога, саставльен 1771 года српским nampujapxoм Bacuлujeм Бркичем», «Повельа (грамота) nampujapxa Mojceja, дана рашском митрополиту Apcehujy Иовановичу», «Кратки исторички нацрт епископата у Срему уопште и на посе сремско-карловачке архидиецезе», „Ucmopuja православних српских манастира у Срему», «О владикама цетиньско-зет- —177— ским и црногорским», «О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до 1766 г.» 248 . Упомянем здесь также о кончине двух знаменитых деятелей сербохорватского племени: депутата народно-церковных конгрессов 1885, 1890 и 1902 гг., национального сербского поэта, доктора медицины и юридических наук Иована Иовановича Змая (род.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...