РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 января (10 февраля) Преподобномученик Варфоломей (Ратных) Преподобномученик Варфоломей (Ратных) родился в 1894 году в селе Матренки Киевской губернии в крестьянской се­мье. Окончил церковноприходскую школу. В 1913 году он посту­пил послушником в один из монастырей Киевской епархии. Через два года его призвали в армию и отправили на Румынский фронт, где он воевал до окончания войны в 1918 году. Вернувшись из ар­мии, он снова поступил послушником в монастырь и через некоторое время был пострижен в мантию с именем Варфоломей и ру­коположен в сан иеромонаха. С 1927 по 1934 год иеромонах Варфоломей служил в одном из храмов города Переяслава. В 1936 году он был арестован и некото­рое время содержался под следствием, но затем был освобожден. В том же году он переехал в город Феодосию в Крыму и поселился в доме своего дальнего родственника. Здесь он жил замкнуто, поч­ти ни с кем не общался, ведя переписку лишь со своими духовны­ми детьми. В одном из писем отец Варфоломей писал: «Итак, Ваше боголюбие, Господь глаголет: возьми крест свой и гряди по Мне! Что такое крест и ношение его и из чего он составляется у каждого? Крест многосоставный и разнородный: золотой, серебряный, медный, железный и деревянный, – но мы избрали себе крест железный, то есть терпение и упование на Бога. Веруем Ему, что Он уповающих на Него не посрамит, но подаст нам долготерпе­ние со избавлением к прославлению Святого Имени Своего. Так и Вы возложите все упование на Бога, и Той тя препитает и спа­сет душу твою. Прославляй Господа и твори заповеди Его и спа­сешься... Не бойся ничего: куда бы Вас ни погнали, везде Господь и люди Его. Аще имеешь ум – уразумеешь. От жизни нашей современной сколько страдают, сколько слезы проливают. И да­же кто не христианин. Нас же, христиан, лишают всего – жизни, но не бойся, малое стадо, ибо Господь благоволил дать нам Царство Небесное!.. Претерпевший до конца той спасется. Радуйтесь о Господе…» 13 июля 1937 года сотрудники НКВД арестовали иеромонаха Варфоломея. На допросе его спрашивали и об этом письме, найденном ими во время обыска, упрекая в том, что он в письме возводит клевету на советскую власть. Отец Варфоломей не согла­сился с тем, что в письме содержится клевета на власть, заявив, что все написанное есть сущая правда и ничего более. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Варфо­ломея к расстрелу. Иеромонах Варфоломей (Ратных) был расстре­лян 10 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 401-402 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/97/varfolomey/

Так, Владимирский собор, и сегодня поражающий своим внутренним и внешним великолепием, может считаться не только памятником героям севастопольской обороны, но и тем, кто проявил стойкость в православной вере. Ведь в нем 10 лет служил священноисповедник Роман Медведь (1874–1937), который за свою подвижническую деятельность 15 раз арестовывался большевиками. В 1931 году отца Романа задержали в последний раз и приговорили сначала к расстрелу, а затем к 10 годам концлагеря. В 1936 году его, больного и измученного, отпустили домой. В 1937 году он принял монашеский постриг с именем Иосиф и через несколько дней умер. Сегодня его мощи находятся в Москве в храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе. Корабли времени В древних Керчи и Феодосии паломнику предоставляется возможность самостоятельно сравнить соседствующие храмы, даты строительства которых разнесены порой на несколько веков. Но поражает не столько исторический контекст: под старинными сводами хочется остаться как можно дольше, чтобы душа умиротворилась и напиталась благодатью звучащей здесь молитвы. Речь идет о трех храмах, которые, как корабли времени, плывут сквозь эпохи и века. Один из них — Предтеченский в Керчи, а два других — Введенский и Иверский — в Феодосии. Храм Иоанна Предтечи археологи относят к VIII веку. Это один из самых древних храмов Крыма, дошедший до нас в первозданном виде. Запоминающаяся деталь в его византийской архитектуре — сочетание известняковых блоков с рядами плоского красного кирпича — плинфы, которая защищает строение при землетрясениях. В османский период храм был мечетью, а в советский — музеем. В этих стенах в 1877 году крестили будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого). Феодосийские храмы — Введения во храм Пресвятой Богородицы и Иверской иконы Божией Матери — датируются соответственно VIII и XIV веками. В Введенском храме, многократно менявшем внешний облик, с 1787 по 1800 год размещалась кафедра викария Екатеринославской епархии. Здесь же служил и один из новомучеников Крымской земли — преподобномученик Варфоломей (Ратных), расстрелянный большевиками в 1938 году. В Иверском храме, стоящем на живописном берегу Феодосийского залива возле Генуэзской крепости XIV века, сохранились фрески, относимые специалистами к кисти Феофана Грека.

http://e-vestnik.ru/church/krim_pravosla...

Вор же, видя, что литовские люди вошли в город, пошел от Москвы и встал в Калуге. 246. О взятии Калязина монастыря. В то же время полковник Лисовский, а с ним изменник Андрей Просовецкий с товарищами пришли под Калязин монастырь, и Калязин монастырь был в осаде. Воевода же у них был Давыд Жеребцов и бился с ними крепко, и Калязин монастырь взяли приступом, и многоцелебные мощи чудотворца Макария Калязинского из раки серебряной повергли на землю, и раку рассекли. Воеводу же Давыда Жеребцова, и игумена, и братию, и всех людей перебили, и всю казну монастырскую захватили, и монастырь выжгли. Страшнее же литвы и Лисовского [был] тот же злодей Андрей Просовецкий; пошел войною, и был под Иван-городом, и под Псковом, и тут с литовскими людьми разошлись. Тот же Андрей Просовецкий пошел в Луцкий уезд и соединился с Григорием Валуевым под Луками Великими, и Луки Великие взяли и изрубили [людей] и выжгли. 247. О ссылке ратных людей из Москвы. Михаил же Салтыков начал умышлять с литовскими людьми, как бы ратных людей разослать из Москвы всех. И, умыслив [это] с ними, внушал [всем], что Луки Великие взяли, а идут под Новгород. И послал Михайло Салтыков сына своего Ивана, да с ним князя Григория Волконского, и с ним ратных людей дворян и детей боярских, и атаманов станицами, и стрельцов московских многих. То [была] первая рассылка ратных людей из Москвы в Новгород. 248. О ссылке царя Василия в Осифов монастырь. Гетман же Жолкевский с теми изменниками московскими начал умышлять, как бы царя Василия и братьев его отвести к королю. И умыслил его послать в Осифов монастырь. Патриарх же и бояре, которые не пристали к замыслу, начали говорить, чтобы царя Василия не ссылать в Осифов монастырь, а послать бы на Соловки. Они же [изменники] были уже сильны в Москве, того не послушали, и его послали в Осифов монастырь, а царицу его в суздальский Покровский монастырь. 249. О приходе митрополита Филарета с послами под Смоленск. Митрополит же Филарет и бояре пришли под Смоленск и были у короля, и вели посольство, и били челом о сыне его Владиславе, чтобы дал его на [престол] Московского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439342/

380. О походе князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского в Можайск. Послал князь Дмитрий Мамстрюкович вперед себя под Можайск [ратных людей] и повелел в Лужецком монастыре острог поставить. Они же пришли в Лужецкий монастырь и начали острог ставить. Князь же Дмитрий Мамстрюкович поспешил за ними вскоре. Литовские же люди пришли все и острог ставить не дали. И был бой с ними великий, и московских людей осилили, едва отошли в Можайск. Запасы же все захватили. В Можайске же еще большая стала хлебная дороговизна и утеснение от литовских людей. 381. О приходе из Калуги в Боровск и о посылках [ратных людей] на литовских людей. Пришел из Калуги в Пафнутьев монастырь боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский и поставил у Пафнутьева монастыря острог. К нему же пришли с Москвы астраханский мурза Курмаш с юртовскими татарами да с стрельцами астраханскими, и посылали много отрядов под королевичевы таборы и литовских людей убивали, языков брали, и утеснение им делали великое. В то же время пришел к королевичу полковник Казанский. 382. О приходе королевича под Можайск. Пошел королевич из Борисова под Можайск и встал в Лужецком монастыре, и Можайску великое утеснение сделал, за конским кормом из города не выпускал. Немцы же, подойдя к городу при помощи шанцев, из наряду били по городу беспрестанно и многих людей убивали. Воеводу же князя Дмитрия Мамстрюковича ранили из пушки, едва от раны ожил. А в Борисове городке сидел в ту пору воевода Константин Ивашкин. Литовские же люди много раз к нему приходили и не могли ничего ему сделать, потому что был тот городок весьма крепок. 383. О выводе бояр из Можайска. Царь же Михаил Федорович, услышав, что в Можайске собралось людей много, а от литовских людей утеснение великое и голод, послал с Москвы в прибавку к боярину, ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, окольничего князя Григория Константиновича Волконского, а с ним дворян московских и жильцов, и повелел государь идти боярину князю Дмитрию Михайловичу и окольничему князю Григорию со всеми людьми в Можайск, чтобы вывести из Можайска бояр и ратных конных людей, а в Можайске оставить осадных людей пеших.

http://sedmitza.ru/lib/text/439360/

В монастыре же Борисоглебском на Устье-реке была тогда большая печаль: монастырь был несколько раз разорен и опустошен литовскими людьми, в монастыре ничего не было, а между тем с него требовали больших даней на прокормление ратных людей. Игумен с братией и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял их просьбе, предоставил все на их волю и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю. Старец Александр пришел к князю Димитрию Михайловичу Пожарскому и передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца от Иринарха, дал ему грамоту, чтобы не давать Борисоглебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения. Александр взял у князя грамоту и честный крест и возвратился в монастырь. Рад был игумен, получивши для монастыря льготу, рад и преподобный Иринарх, когда Александр пришел в его келью, возвратил честный крест и справил поклон от князя. По устроению Божиему и по приговору всей земле князей, бояр воевод преосвященных митрополитов архимандритов и игуменов и прочих людей, в 1613 году на царский престол был избран юный князь Михаил Феодорович Романов и поставлен в цари на Москве обладателем над всеми принадлежавшими России землями и венчан был царским венцом. Вся русская земля радовалась о новом желанном царе. Но еще во многих местах и городах, в Угличе, Вологде и в других окрестных была великая печаль от продолжавшихся разорений: главным образом отряды казаков проливали много христианской крови и опустошали города и села. Для очищения земли от сих грабителей и губителей царь Михаил Феодорович послал боярина своего и воеводу, князя Бориса Михайловича Лыкова, с значительным войском. Князь Лыков направился в Ярославль.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Только контратака Барятинского и еще некоторых сотен, а также меткий огонь пушек с другого берега, направляемый солдатским полковником шотландцем Мунго Кормихелем, позволили большей части войска отойти за реку. Войско стало за переправами, «у реки на мельницы», уничтожив мосты в окрестностях. Однако на следующий день литовцы подтянули к его позициям крепостные пушки из Бреста, в течение дня подавили огонь русской артиллерии, тяжело ранив Кормихеля, и даже «выбили вон» из обоза ратных людей. Кроме того, литовцы безуспешно попытались прорваться за реку: «и у мосту был бой». Это заставило Урусова с наступлением темноты отойти еще на 20 верст. Поражения тяжело отразились на боеспособности полка. На поле боя осталось несколько знамен… Драгуны, после гибели 300 рядовых и всех старших офицеров, были явно деморализованы. В довершение всего у деревни Верховичи литовский отряд с пушками остановил отход, перерезав дорогу и даже подступы к воде. Новгородцы оказались в окружении превосходящих сил противника. Теперь Сапега выставил против них 7000 конницы и 800 пехоты. Польский военачальник предложил немыслимые условия сдачи: «отдать Государево знамя, и наряд, и зелье, и свинец, и мушкеты, и сотенные знамена, и которые города по реке по Неману, и те бы города отдать им же». Естественно, эти условия были отвергнуты. Весь Новгородский полк приготовился к смерти. 17 ноября, когда переговоры окончательно провалились, Урусов «велел до бою твое Государево Большое знамя вынесть и роспустить. И учали у Всесильнаго в Троицы Славимаго Бога, и у Пречистей Его Богоматери Пресвятей Богородицы, и у всех небесных сил помощи просить и молебствовать, и воду велели святить, и твоих Государевых ратных людей кропить». Особую молитву обратили к Архангелу Михаилу, «зане же написан был в чудесех на Государеве знамени». Именно в момент установки знамени, по словам знатных польских пленных, и случилось видение: «И как то знамя роспустили, и видел де полной гетман Адам Жимант Служка над… ратными людьми, над Большим знаменем Архангела Михаила, а в руце де держит меч наголо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Отсюда он беспрестанно рассылал гонцов по городам и просил присылки денег и ратных людей. Монастыри: Соловецкий, Печенский, Устюжский, Спасо-Прилуцкий снабдили его деньгами. Пермская земля приводила его в досаду своей медлительностью; зато усердными показали себя вологжане и сольвычегодцы, особенно Строгановы, которые, кроме присылки денег, снаряжали и отправляли на свой счет к Скопину много ратных людей. Прибывавшие в Колязин ратные люди были хорошо вооружены, но не знали военного дела, и Христиерн Зоме занимался их обучением. В половине августа тушинцы, осаждавшие Троицу под начальством Сапеги и Зборовского, пошли на Скопина, но Скопин предупредил их и на реке Жабне, впадающей в Волгу, поразил и обратил в бегство. Получивши деньги, Скопин выплатил еще часть жалованья шведскому войску, отправил, от имени царя, Федора Чулкова сдать шведам Корелу и тем побудил Делагарди прибыть к нему с войском 26 сентября. Союзники очистили от воров Переяславль и в октябре взяли Александровскую слободу. Тогда не только Сапега и Зборовский, но и сам главный военачальник Тушинского вора Рожинский двинулся на Скопина; после кровопролитного боя под Александровской слободой они воротились назад с большой потерей. Скопин и Делагарди составили план строить засеки одну за другой и таким способом приближаться к Москве. Сам Скопин порывался к столице, но Делагарди удерживал его, представляя, что не следует оставлять в тылу неприятеля, а нужно очистить соседнюю страну от воров. Таким образом, Скопин простоял всю зиму в Александровской слободе. Слава его распространилась повсюду. Царя Василия не терпели, и русские стали поговаривать, что следует его низложить, а царем сделать Михаила Васильевича. Прокопий Ляпунов прислал к Скопину посольство от всей рязанской земли и извещал, что вся русская земля хочет его избрать в цари и признает, что кроме Михаила Васильевича никто не достоин сидеть на престоле. Скопин не вошел по этому поводу ни в какие объяснения, удалил от себя посольство, но никого не казнил, не разбирал дела и не известил об этом царя Василия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435630/

В январе 1642 года был опять созван собор. Члены его были выбраны из " лучших, середних и молодших " людей всех чинов, " добрых и умных, с кем о том деле говорить можно " Собор собрался в Столовой Избе. Думный дьяк Лихачев изложил дело об Азове, известил, что идет в Москву посол турецкий и нужно дать ему ответ; наконец, задал собору такие вопросы: " Воевать ли с султаном или мириться и отдать Азов? Если воевать, то война протянется не один год: нужны будут деньги и люди не один год. Где их взять? " Эти вопросы были записаны и розданы выборным людям: и они должны были отвечать письменно. Духовные отвечали, что ратное дело подлежит рассмотрению царя, бояр и думных людей; их же дело Бога молить, а помогать будут по мере сил, если настанет война. Стольники отвечали, что государь волен разрывать мир или не разрывать с турками, но их мысль, чтобы государь велел донцам быть в Азове и дать им в прибавку ратных людей из охочих и вольных людей, а запасы и деньги следует взять там, где царь укажет. Московские дворяне отвечали то же, что и стольники, и советовали только взять охочих людей из украинных городов, так как последним этого рода служба за обычай. Никита Беклемишев и Тимофей Желябужский подали особое, обстоятельно изложенное мнение. Они напомнили, что крымский царь всегда обманывал русских и нарушал договоры, крымцы делают нападения и уводят людей в плен; во время войны с поляками, крымский хан послал царевичей разорять украинные города, а от этого украинные люди из-под Смоленска отъехали; поэтому лучше, чем платить крымскому царю, употребить деньги на ратных людей. По их мнению, на подмогу казакам должно послать охочих вольных людей, которым быть в Азове под начальством атаманов, а московских воевод туда не посылать, потому что казаки-люди своевольные и слушать их не станут. В украинные же города-послать для бере-женья даточных людей. Если у государя денег не станет, то сделать сбор со всех, кроме служилых, в войске находящихся, и поручить это дело добрым людям всяких чинов, выбрав человека по два и по три, которые бы всем людям правду оказали и наблюдали разницу между многоземельными и малоземельными, так как последним за первыми " не стянути " . Они указывали на важность Азова в том отношении, что когда Азов будет за Россиею, то соседние татарские орды и кавказские горцы станут служить государю.

http://sedmitza.ru/lib/text/435645/

Еще в половине 1653 года предвиделось, что война с Польшею неизбежна. Приготовления к ней подали повод к разным торжествам, проводам, встречам, обрядам, которые так любил царь. Царь собрал на Девичьем поле войско и приказал произнести в своем присутствии думному дьяку речь к ратным людям, уговаривал их, в надежде царства небесного на небе и милости царской на земле, оказать храбрость на войне, если придется с кем-нибудь вести ее. 1 октября того же года земский собор приговорил вести войну с Польшей, а 23 числа того же месяца царь в Успенском соборе объявил всем начальным людям, что в предстоящую войну они будут без мест. В январе заключен был боярином Бутурлиным переяславский договор, по которому совершилось присоединение Малороссии: боярину Бутурлину, по этому поводу, делались несчетные встречи и торжественное объявление царской благодарности; но всего пышнее и торжественнее было отправление боярина Алексея Никитича Трубецкого с войском в Польшу. То делалось 23 апреля, в воскресенье. В Успенском соборе патриарх читал всему собранному войску молитву на рать идущим, поминал воевод по именам. Царь поднес патриарху воеводский наказ; патриарх положил эту бумагу в киот Владимирской Богородицы, проговорил высокопарную речь и подал наказ главному военачальнику Трубецкому - наказ как бы от лица Пресвятой Богородицы. Царь во всем царском облачении, поддерживаемый под руки боярами, позвал бояр и воевод на обед, и когда все сели за стол, царь, вставши со своего места, произнес Трубецкому речь с разными нравоучениями и передал ему списки ратных людей, потом обратился с речью к подначальным лицам, увещевал их соблюдать Божьи заповеди и царские повеления, во всем слушаться начальников, не щадить и не покрывать врагов и сохранять чистоту и целомудрие. По окончании обеда принесли Вогородицын хлеб на панагии при пении священных песнопений; царь потребил хлеб, потом взял Богородицыну чашу, трижды отпил и подавал по чину боярам и воеводам. Отпустивши духовенство с панагиею, царь сел, потом опять встал, приказал угощать бояр и ратных людей медом (начальников - красным, а простых воинов белым медом) и по окончании угощения произнес еще речь Трубецкому: царь в ней приказывал всем ратным людям исповедываться и причащаться на первой неделе Петрова поста.

http://sedmitza.ru/lib/text/435651/

Обоим войскам утеснение было, потому за все биться приходилось: за воду и за дрова; и голод был великий, такой, что начали и лошадей есть. 154. О приходе к Вору донских казаков, которые привели вора же Федьку, что назвался царевичем. Пришли же к Вору казаки и привели с собою вора же, назвавшегося царевичем Федором, сыном царя Федора Ивановича, а ему [самозванцу] будто бы он] племянник. Тот же вор, который назвался царевичем Дмитрием, того вора Федьку, которого привезли казаки с Дона, под Брянском убил. 155. О посылке под Брянск боярина и воеводы князя Ивана Семеновича Куракина с ратными людьми. Царь же Василий, услышав, что Брянск от врагов в утеснении великом, послал из Москвы боярина своего князя Ивана Семеновича Куракина, а из Мещовска велел вперед идти воеводе князю Василию Мосальскому с ратными людьми. Князь Василий же пошел вперед под Брянск, не дождавшись князя Ивана Семеновича, и пришел под Брянск, к реке, именуемой Десна. Город же Брянск стоял на другой от них стороне реки. Литовские же люди стояли под стеной и по берегу [той] великой реки. Ратные люди смотрели на город Брянск и плакали горько, [думая], как бы им [брянчанам] помочь и ту великую реку перейти, была же в то время пора зимняя, за десять дней до Рождества Христова, а вода [стояла] великая, и шел по той реке лед. Невозможно изречь, каковы мужество и храбрость московских ратных людей, чтобы правдиво описать это. Невозможно никому того изречь, ибо и в книжном писании того не обрел, а было то выше существа человеческого. Видели [московские ратные люди] свою братию, ратных людей, погибающих и слышали из Брянска рыдание и плач великий и мольбы со слезами: «Помогите нам погибающим!» Они же возопили все единогласно: «Лучше нам всем погибнуть и помереть, нежели видеть свою братию в окончательной погибели; если и помрем за православную христианскую веру и за святые Божии церкви, и мы у Христа примем венец мученический». И, попросив друг и друга прощения, начали все в ту великую реку метаться единодушно. И поплыли через реку к городу, лед же великий их осиливал.

http://sedmitza.ru/lib/text/439330/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010