Слово митрополита Варсонофия на форуме регионального отделения ВРНС июня 2022 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на форуме регионального отделения ВРНС (Синий зале епархиального управления, 9 июня 2022 г. 12:30) Дорогие братья и сестры! Приветствую проведение столь крупного и значимого мероприятия, посвященного историческому наследию Петра Великого. Санкт-Петербург масштабно отмечает 350-летие со дня рождения первого императора, возрождая славную и добрую традицию почитания дореволюционной истории России. Форум собрал специалистов, общественных и религиозных деятелей, радеющих о судьбе России и сохранении ее славных традиций. Тема наследия Петра Великого, его преобразований и изменений, обширных реформ громко и остро звучит в современности. К сожалению, как и многие события истории России, время правления государя порождает споры. Его деяния оцениваются диаметрально противоположно: от всецелого одобрения до крайнего осуждения. Несмотря на всю неоднозначность, император остается одним из самых ярких правителей России. Этот факт отразился во многих произведениях русского искусства. В поэме " Медный всадник " Александр Пушкин дал такую характеристику самодержецу: " О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? " Но что именно увековечило память о великом царе-реформаторе? Что чарует в этой исторической фигуре, настолько мифологизированной, что даже его многочисленные портреты могут вводить в заблуждение и противоречить друг другу. Трагичность и блистательная слава Петра воплощена в одном из его замечательных наследий - в прекрасном городе на Неве, в котором сплелись и трагедия, и лирика, и очарование Венеции, и сумрачность севера России. Вспоминая о венценосце, мы называем главным образом его преобразования в самых существенных основах российской жизни. Проведенные им реформы были исключительно важны для победы России в Северной войне 1700-1721 годов. Преобразования позволили в короткие сроки создать регулярную армию и флот, сделать Россию одной из могучих военных держав Европы, вернуть выходы к Балтийскому морю, завладеть его побережьем, необходимым для стремительного развития страны.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Рубрики Рождественские чтения в 2025 году посвятят 80-летию Победы в Великой Отечественной войне XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения, которые состоятся с 26 по 30 января 2025 года, будут посвящены 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Решение о проведении Чтений на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» принял Священный Синод на своем заседании 12 марта 2024 года (журнал 3). «Провести: XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения… 13.03.2024 В России вспоминают победу в Сталинградской битве 81-ую годовщину победы в одном из определяющих сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве – празднуют в России 2 февраля 2024 года. Сталинградская битва проходила в два этапа – оборона и контрнаступление – с 23 августа 1942-го по 2 февраля 1943 года. За 125 суток ожесточенных боев главная группировка противника под Сталинградом была разгромлена и появились условия для перехода в контрнаступление, которое началось 19 ноября 1942 года. Всего в Сталинградской битве враг потерял, по разным данным, от 841 тысячи до 1,5 млн. убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести. Также было уничтожено около 3,5 тыс. вражеских танков и штурмовых орудий,… 02.02.2021 Опубликован список священно- и церковнослужителей блокадного Ленинграда Комиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии составила и опубликовала список с именами священно- и церковнослужителей, служивших в храмах Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады города немецко-фашистскими захватчиками. По словам председателя комиссии протоиерея Владимира Сорокина, этот список будет пополняться, особенно в части церковнослужителей из числа мирян, по мере продолжения работы в архивах, сообщает сайт Санкт-Петербургской епархии. При этом епархиальная комиссия по канонизации будет благодарна помощи в продолжении составления указанного списка. Скачать список священно- и церковнослужителей блокадного Ленинграда можно здесь. Сообщается, что 27 января 2024 года, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия,…

http://foma.ru/tag/vojna

52. Речь в Московском кремле, в мироварной палате, при наречении во епископа Сухумского Милостивейшие Архипастыри и отцы! Когда один пресвитер, будучи избран на епископство, послал вопросить о том великого старца св. Варсонофия, то последний, чтобы утвердить его на пути призыва Божия, напомнил ему о приобретенном им уже в пресвитерстве духовном опыте и чрез него глубокой вере, что только Бог, богатый милостью, по своей великой любви, нас, мертвых прегрешениями, оживотворяет со Христом, уготовляет, очищает и спасает Своею благодатью ( Еф.2:4–5 ), Сам избирает и призывает, ниспосылая в свое время духовные дарования, ибо не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе ( Ин.3:27 ). Многоразлично совершается призыв Божий! Неизследимы пути Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющие пути человеку. Со мной, вот уже в третий раз, в продолжении последних двенадцати лет, происходят перевороты, которые, меняют весь строй моей жизни. Хотя я никогда не забывал молитвенно простирать руки к Богу, в надежде на Его милосердие и всепрощение, но мог ли себе представить, что мой первоначальный светский путь, казавшийся естественным и вполне соответственным моему рождению и воспитанию, продолжавшийся так долго и с таким успехом, не тот, который мне предназначен Богом? И как я должен был убедиться в этом? Несомненно, путем испытаний и скорбей, ибо известно, что скорби – это лучшие провозвестники воли Божией и от начала века они служили людям знамением избрания Божия. Испытав с восьмилетнего возраста сиротство, равнодушие людей, беспомощность и, убедившись в необходимости проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением, я, по окончании образования, еще в молодости, прошел чрез все ужасы военного времени, подвиги самоотвержения, но сохраненный в живых дивным Промыслом Божиим, продолжал свой первоначальный путь, претерпевая многочисленные и разнообразные испытания, скорби и потрясения, которые окончились семейным несчастием – вдовством. Перенося столько скорбей, я вполне убедился, что этот мир, который так трудно перестать любить, делается через них нашим врагом и что мне предопределен в моей жизни особенный, тернистый путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

9. Примеры дивного терпения св. подвижников в перенесении ими болезней Святые подвижники, когда подвергались болезням, то принимали их как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога; не искали исцеления, хотя чудесные исцеления и совершаются наиболее между св. иноками. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. I. В египетском ските, где пребывали величайшие св. иноки, жил преп. Вениамин. За добродетельную жизнь его Бог даровал ему обильный дар исцеления недугов. Имея этот дар, он сам подвергся тяжкой и продолжительной водяной болезни: он необыкновенно отек. Принуждены были вынести его из собственной кельи в другую, более поместительную. Для этого должно было в его келье вынуть двери и с косяками. В новом помещение устроили для него особенное сидение, потому что он не мог лежать на постели. Находясь в таком положены, преп. продолжал исцелять других, а тех, которые, видя его страдания, соболезновали ему, увещевал, чтобы они молились о душе его, не заботясь о теле. «Когда мое тело здраво, – говорил он, – тогда мне нет особенной пользы от него. Ныне же, подвергшись болезни, оно не приносит мне никакого вреда». (Алфавитный патерик). II. Авва Петр сказывал, что он, посетив однажды преп. Исаию Отшельника и нашедши его страждущим от сильной болезни, выразил сожаление. На это преп. сказал: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти грозное время (смерти и Суда Божия). Если бы тело мое было здраво, то воспоминание об этом времени было бы совершенно чуждым для меня. Когда тело бывает здраво, тогда оно наклоннее к возбуждению враждебных действий против Бога; скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих». (Преп. Исаия Отшельник. Слово 27-е). III. Великие подвижники и чудотворцы не преподавали исцеления, столько для них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или Промыслу Божию, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое непременно должно доставиться болезнью, переносимой с христианским терпением. Игумен Газского общежития, преп. Серид, ученик великого Варсонофия, безмолвствовавшего в том же общежитии, был долго болен. Некоторые из старших братий просили Варсонофия об исцелении игумена. Св. Варсонофий отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, и он не был бы болен ни одного дня; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». (Ответ 130-й; см. кн. «О чудесах и знамениях» еп. Игнатия Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 10. УСЛОВИЯ ПЛОДОТВОРНОЙ МОЛИТВЫ 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами Описывая результаты молитвы и научая, о чем следует молиться, святые отцы указывают также и на то, что способствует и что препятствует ей. Чтобы молитва была плодотворной, требуется исполнение определенных условий, которые делают молитву таковой. Так, например, чтобы достигнуть великого блага отражения в уме своем Самого Господа Бога, по свидетельству святого Ефрема Сирианина, необходима молитва «с чистым сердцем, с любовию и со слезами. А это неоцененное благо приобретается нищетою, бедностью и всяческим тесным житием. «Узкие врата и тесный путь вводят в жизнь " ( Мф.7:14 )» 605 . Лишь при наличии известных условий, описываемых святыми авторами «Добротолюбия», возможна истинная молитва, которая может быть услышана Богом. Без этих же условий она не только останется втуне, но даже, как говорит святой Ефрем Сирианин словами псалмопевца, «будет в грех» ( Пс.108:7 )» 606 . 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом Выше 607 при описании различных степеней молитвы, было сказано о внимательности, сосредоточенности и участии сердца в молитвах как необходимых и существенных признаках молитвы второй степени, отличной от внешней молитвы, молитвы новоначальных. Теперь же следует заметить, что указанные условия являются необходимыми для того, чтобы молитва вообще была услышана. Святой Ефрем Сирианин говорит о том, что молитва приближается к Богу, только когда молится кто с ведением, не позволяя скитаться помыслам, и разумеет, кто он и Кому предстоит и с Кем беседует 608 . Если человек после рассеяния мыслей «продолжает молитву свою, то Сотворивший его, после возвращения летающего помысла, услышит его, хотя бы он был тьмочисленно грешен» 609 . Святой Ефрем Сирианин дает также ряд указаний, необходимых для того, чтобы «молитва... была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее, восходящую горе, небесные врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу Пречистого Владыки» 610 . Для достижения этого необходимо следующее: «Будь внимателен к себе, – поучает святой Ефрем, – чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечения о всем земном» 611 . Лишь та молитва, которая совершается «протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом, восходит к небу» 612 . Поэтому святой отец и предупреждает молящегося: «Когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных органов, на которых поешь Богу, т. е. помыслов твоих, не расхитили враги твои» 613 . 10.3. Гнев, многоядение и печаль – причины рассеянности на молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 17. Старец иеросхимонах Нектарий († 1928) Предуведомление Первым старцем в Оптиной был иеросхимонах Лев, сильный и властный: он царственно открывает собою ряд великих старцев. В расцвете жизненных сил России старец Амвросий питает всех духовно божественной пищей – амброзией; а последний старец Нектарий, любимый ученик о. Амвросия, в нестерпимый зной страшных искушений, переживаемых родиной, утоляет жажду и подкрепляет верующих духовными утешениями – божественным питием, нектаром. «В Библии название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл, – говорит старец Варсонофий Оптинский , – но и в жизни часто название местности, фамилия лица, словом, всякое имя имеют некий таинственный смысл, уяснение которого иногда бывает не бесполезно». Жития предшественников о. Нектария составлялись сразу же после их смерти их близкими и их учениками, в мирной обстановке, когда все было свежо в памяти современников, когда легко можно было добыть любое сведение. Мы находимся в иных условиях, вдали от родины, и располагаем немногочисленными источниками, отрывочными сведениями. Пусть этот труд и послужит материалом будущему составителю жития этого великого старца. Кроме того, приступая к жизнеописанию Батюшки отца Нектария, предупреждаем читателя: кто не видел лично Батюшку, тот, по рассказам, не сможет ясно представить его образ. Трудно будет судить ему о характере, о качествах Батюшки: смирении, кротости, скромности. По некоторым рассказам невидевший Батюшку может вынести неправильное впечатление о нем, как о весельчаке и балагуре, чего в действительности не было, да и не могло быть: редкие случаи его «веселости» были весьма своеобразны и трудно передаваемы; их можно воспроизвести только относительно, так как на бумаге не передать ни интонаций голоса, ни взгляда его слезящихся глазок, ни скромной улыбки или другого благодатного выражения его лица, свойственного только ему одному, нашему дорогому Батюшке. Невозможно передать его дивные качества: воплощенного смирения, необычайных кротости и скромности, любви и всего непередаваемого обаяния его благодатной личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Он пребывает в пленении страстью» По словам митрополита Винницкого и Барского Варсонофия, патриарх Варфоломей духовно зависим от гордыни 09.11.2021 910 Время на чтение 9 минут Фото: СПЖ «Патриарх Варфоломей сказал, что ему " плевать " на отсутствие общения с РПЦ. Почему один из самых уважаемых архиереев Церкви так выразился, и о чем это говорит? Выступая перед уважаемыми представителями греческой диаспоры в США, патриарх Варфоломей заявил, что ему " плевать " на то, что его имя было исключено из диптихов Русской Православной Церкви. Словосочетание, которое употребил при этом патриарх Великой Константинопольской Церкви, достаточно грязно. По свидетельствам русскоязычных греков, которые одинаково хорошо владеют обоими языками, слова патриарха Варфоломея " σκασλα μου " близки к хамству, и их перевод на русский как " мне плевать " еще достаточно мягок. Очень показательна и театральная пауза главы Фанара в этот момент и смех греческой аудитории», - пишет в статье «Патриарх Варфоломей и три признака его гордыни» митрополит Винницкий и Барский Варсонофий. Статья опубликована на сайте СПЖ . «Впечатление, что глава Фанара остановился буквально в одном шаге от нецензурной брани, пока остановился. Вполне возможно, что дальше будет " больше " . Почему мы так считаем? Потому что с сожалением приходится констатировать, что некогда один из самых авторитетных патриархов мира, архиерей Церкви Христовой постепенно превращается в человека, все больше отдаляющегося от Евангелия и учения Христа. Свидетельствовать об этом может не только его " наплевательский " ответ на вопрос о единстве Церкви, но и многие другие примеры, о которых мы поговорим ниже. Почему же так происходит и что стало причиной такой откровенной духовной деградации?» - вопрошает владыка. Он отметил, что кто-то из отцов Церкви сказал, что «ересь – это не заблуждение ума, а упорство воли». «Действительно, многие еретики были людьми прекрасно образованными и не могли не понимать, что их учение идет вразрез с учением Христа и Церкви, однако все равно держались своих ересей. Почему? Из-за упорства воли, то есть, из-за гордыни. Другими словами, признание своей ошибки требует отказа от гордыни, а это для еретиков, как показывает нам история Церкви, всегда было проблемным решением. Ведь они считали, что лучше других, умнее, образованнее и поэтому никто не смеет их учить или поправлять. В итоге, и Арий, и Несторий, и Македоний обесславили свои имена и вошли в историю Церкви в качестве ересиархов. Похоже, та же проблема наблюдается и у патриарха Варфоломея», - пишет митрополит.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/09/on...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Старец Варсонофий нередко проводил беседы со своими духовными чадами, собирая их у себя в молельной комнате. Казалось, что он говорит без всякого плана, но это было смешение тем, случаев, поучений не случайное, – оно преследовало одну цель: духовное просвещение неопытных еще, но верующих душ. Слова старца записывали и отец Николай, и другие чада его. Вот несколько отрывков из бесед и отдельных высказываний старца Варсонофия того времени. «У батюшки Амвросия спросили: Что такое монашество? “Блаженство”, – отвечал он. И действительно, это такое блаженство, более которого невозможно представить. Но монашество не так легко, как некоторые думают, но и не так трудно и безотрадно, как говорят другие» 441 . «Все несут свой крест, и вы несете свой... Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, и вочеловечивыйся Бог нес Крест, и Его Крест был самый тяжелый, как заключавший в себе кресты всех людей. И заметьте: Бог несет Крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него Крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении Креста, то есть готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных духов... Какое высокое назначение!» 442 . «Ум есть сила самодвижная, но от нас зависит, что дать ему. Подобно тому, как жернов вертится и от человека зависит, что под него подсыпать: пшеницы, ржи, или какой-либо ядовитой травы, или семян. И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, сообразно тому, что положено. Так вот и ум, он все переработает, но нужно давать ему только хорошее» 443 . «Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным – и это поправимо, ибо с нищим и с больным есть Христос. А потерять веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры» 444 . Николай Беляев записывал в своем дневнике краткие ответы батюшки на его вопросы. Так, он покаялся, что проспал лишний час. «Это вас борет бес уныния, – отвечал старец. – Он всех борет. Борол он и преподобного Серафима Саровского , и преподобного Ефрема Сирина , который составил всем известную молитву: “Господи и Владыко живота моего...”. Смотрите, что он поставил на первом месте: “Дух праздности” и, как следствие праздности “уныния... не даждь ми”, говорит он. Это – лютый бес. На вас он нападает сном, а на других уже наяву – унынием, тоской. На кого как может, так и нападает» 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Повесть полезна, яко близ очима зрится, но недоумение и скудость разума, яко птицу по воздуху парящу и далечайшу от ума нашего творит» (Житие Гурия и Варсонофия Казанских, полууст. 18 в. Л. 22 Об.) Часть первая Давно, когда седеющие века сходились своими гранями, и стушевывались в своих характерных очертаниях всякие хронологические таблицы, раздалось в пустынях Палестины Духом Святым изреченное свидетельство: Как прекрасны шатры твои, Иаков, Жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, Как сады при реке, Как алойные дерева, насажденные Господом, Как кедры при водах. ( Числ. 24:5–6 ) «К пустыне» пронеслось это слово. Посреди зыбучих песков, неприступных скал, лишенных почти всякой растительности, посреди страшной и неродимой, кажется, и самым диким зверям страны предзрилась таинственному прозорливцу картина местности, «наполненной божественными ликами», людьми, которые жили в единении и удивительной любви...Можно выразиться, словами св. Афанасия Великого , что он (прозорливец) видел «как бы обширную страну, совершенно отделенную от мира, счастливые обитатели которой не имели другой цели, кроме той, чтобы подвизаться в правде и благочестии.» Прошли тысячелетия, и слова эти исполнились. Пустыня обратилась в «весенний луг, испещренный разнообразными цветами», но луг духовный 1 . Здесь розы дивного смирения сверкают своей красотой, там лилии благоуханного послушания, соперничающие с самими розами; тут же цветущие фиалки радостотворного плача точно царская багряница. «Что за разнообразие, что за дивная пестрота в этом море цветов! Как со всех сторон поражает путника красота зрелища и ароматический запах добродетелей, сливаясь в одно общее впечатление чудного наслаждения!... 2 Такие умилительные чувства и духовные картины воспроизводили в душе паломника-современника пустыни св. Земли в 9, 10 и 11 веках, когда он созерцал высоту неподражаемых божественных добродетелей и непередаваемых 3 подвигов многочисленных святых отцов. И действительно, «не говоря об отшельниках и пустынниках, одиночно подвизавшихся в пещерах и ущельях гор, повсюду 4 в городах и близ селений, на равнинах и гористых местах, красовались святые обители ревнителей подвижничества – лавры и киновии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии дала ответ директору Музея Арктики и Антарктики. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии дала ответ директору Музея Арктики и Антарктики 17.06.2015 16:31 Версия для печати Санкт-Петербург, 17 июня. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии дала ответ директору Музея Арктики и Антарктики Виктору Боярскому, который на страницах " Новой газеты " обратился к правящему архиерею с просьбой отменить передачу единоверческой общине Русской Православной Церкви здания Никольского единоверческого храма , где сейчас размещается музейная экспозиция. " В связи с открытым обращением в " Новой газете " от 7.06.15 директора Российского государственного музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию считаем необходимым довести до сведения общественности следующее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010