Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой ; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края : Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона. Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796). Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

Так, в унию перешли Луцкое Крестовоздвиженское братство и Почаевский мон-рь. Епископ отстроил кафедральный храм, следил за дисциплиной духовенства, наладил отношения с лат. еп. С. Б. Рупневским. Принял участие в работе Замойского собора 1720 г., вопреки его постановлениям настаивал на целибате духовенства (пастырское письмо 1727 г.), предлагая женатым священникам развод. Луцкий еп. Феодосий Рудницкий имел конфликты с василианами, в связи с чем обращался в Рим (1746, 1747). Он нициировал создание типографии в Почаевском монастыре; 18 окт. 1732 г. был получен королевский привилей на печатание церковных книг на польском, русском, церковнославянском и латинском языках и их распространение на территории Речи Посполитой. Следующий Луцкий епископ - Сильвестр Рудницкий-Любенецкий выполнял при митр. Ф. Гребницком функции викария и генерального официала митрополии, визитатора митрополичьей архиепархии. Основал в Луцке духовную семинарию. При своей резиденции в Рожище епископ открыл школу для подготовки кандидатов в капелланы. В 1746 г. во Львове издал на польском языке учебник для униатского духовенства, в 1747 г. в той же типографии опубликовал сборник прав и привилегий «русского народа», предоставленных польскими королями и Римскими папами. Вслед. разрушения старого кафедрального собора епископ начал строительство нового за пределами замка (строительство не было закончено). Луцкие епископы Киприан Стецкий, Михаил Стадницкий, Стефан Левинский мало внимания уделяли епархиальным делам. В 1783 г. епархиальная семинария в Луцке была передана под опеку василиан. Стремясь сравняться с лат. иерархией Речи Посполитой, униат. епископы латинизовали церковную жизнь. К 1772 г. территория униат. Л. е. составляла 35 тыс. кв. км, в ней насчитывалось 1236 приходов в составе 45 наместничеств (протопопий), к-рые также назывались деканатами. При епископе имелась должность коадъютора (генерального официала). Напр., на соборе в 1710 г. были представлены 6 деканатов: Белостокский, Лавровско-Берестечковский, Луцкий, Олыкский, Ровенский и Рожищенский.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Архимандриту Феодосию доносят о несоблюдении благочиния в церкви священником 165 , о неблагоповедении духовенства 166 . Члены причта приносят жалобы на взаимные обиды 167 . Обиженные жалуются на духовных лиц 168 . Петербургские священники обязываются ежегодно рапортовать архимандриту Феодосию о состоянии ризницы Архимандрит Феодосий поручает Петро-Павловскому соборному священнику Георгию Петрову произвести допрос прикосновенных лиц и освидетельствовать документ по жалобе на одного Петербургская священника, не возвращавшего отданных ему, как духовному отцу, по тогдашнему обыкновению, на сохранение ценных вещей, не смотря на расписку в приеме их. «1711. июля 17-го дня. Соборному священнику Георгию Петрову против сего доношения про положенные челобитческие вещи допросить и заручной росписи по свидетельствовать и, буде надлежит отдать, приказать возвратить все в целости. А буде волею не отдаст, доправит, и отдать истцу с распиской. Феодосий архимандрит свое-ручно 169 . Архимандрит Феодосий освобождает бывшего в Монастыре священника от дальнейшего прохождения «начала» 170 . По приказу архимандрита Феодосия производится исследование о совершении незаконного брака 171 , производится протопопом Исаакиевского собора «розыск с посторонними людьми в правду» о прелюбодеянии жены, по иску мужа о разводе 172 . Пишет «Петербургскому протопресвитеру Петрову» приказать сыскать Троицких священника и диакона и быть им у него до прихода к нему Феодосия 173 . Священника, несоблюдением предбрачных предосторожностей допустившего брак жены при живом первом муже, подвергает штрафу в 10 рублей, «чтоб впредь другим противности правилам святых отец чинить и жен от живых мужей с другими без розыску венчать было не повадно». Штрафу же подвергается и поручитель по этой невесте, «чтобы, на то смотря, иным святых отец правилам противности чинить, а порутчиком по таких без розыску посторонних, не осведомись, подлинно ручаться или же свидетельствовать было не повадно» 174 . К архимандриту Феодосию Петербургская полиция направляет изобличенных в блуде и выразивших намерение покрыть грех венчанием 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1890-1911 — член правления КДА. 4 августа 1895 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. В 1895 получил Макариевскую премию за исследование «Киевская академия во второй половине XVII века». 17 марта 1898 получил большую золотую медаль Российского археологического общества за сочинения, вышедшие в 1897 году: «Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии», «Историко-топографические очерки древнего Киева» и «Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве». 10 мая 1907 Ученый совет Харьковского университета присвоил М. И. Петрову степень доктора русского языка и словесности. В 190 4-1908 году по поручению Совета КДА подготовил к выходу в свет пять томов «Актов и документов, относящихся к истории Киевской академии», в которых были опубликованы архивные материалы XVIII века. Все пять томов были отмечены Макариевской премией. 16 августа 1910 в связи с введением в действие нового академического Устава освобожден от штатной службы в КДА и по ходатайству Совета КДА оставлен при Академии внештатным профессором. С 1912 — почетный профессор КДА. В 1913 Императорская Академия наук в Петербурге присвоила Н. И. Петрову неполную Макариевскую премию за «Очерки истории украинской литературы XVII и XVIII вв.» С 25 октября 1914 — почетный член Казанской Духовной Академии. 15 марта 1914 получил большую золотую медаль Российского археологического общества за «Альбом достопримечательностей Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии» (выпуски I, II, III). 29 декабря 1916 избран членом-корреспондентом Петроградской Академии наук. 23 декабря 1916 утвержден в звании почетного члена Московской Духовной Академии. 14 сентября 1918 избран академиком Академии наук Украины. Скончался и похоронен в Киеве. В 1866 Н. И. Петров женился на Елизавете Ивановне Массальской. В их семье было три дочери: Вера, Мария и Александра. Научное наследие академика Н. И. Петрова чрезвычайно многогранно. Основными направлениями его исследовательской деятельности были: история Русской Церкви, история древней и новой русской и украинской литературы, церковная археология.

http://bogoslov.ru/person/401224

1770 года июня 4-го дня по указу Ея Императорского Величества Государственной вотчинной коллегии из конторы дома сия выпись Новгородского уезда водской пятины Никольского Бутковского погоста церкви Покрова Пречистыя Богородицы священнику Клименту Петрову с причетники для того, сего 1770 года мая 10-го дня в оной конторе означенной священник Климент Петров бил челом по писцовой де книги 7090 года между протчим написано в Новгородском уезде в Водской пятине селище что было сельцо Новоселье, а в том церковь Покрова Пречистыя Богородицы стоит без пения, которая их церковь в прошлых давних годах, тутошними приходскими людми перенесена и построена в село Бутково от того сельца Новоселья ростоянием менее полуверсты на место сгоревшей погостной церкви от молнии, Николы Чудотворца; а в приходе и ныне той Покрова Пресвятой Богородицы, многие разные помещики и их деревни и пишется издревле целой Никольской Бутковской погост, пашенной земли в помянутом Селище что было сельцо Новоселье сем четвертей с осьминою в поле а вдву потомуж сена двадцать копен, которую землю как прежде бывшие церковному жителю, так и оне с того 7090 года и по ныне владеет а выпись на ту землю неимеют и просит чтобы, справясь с дачами на помянутую пашенную землю в сельце Новоселье, которая и ныне во владении за нами на сем четвертей с осьминою и косенной покос для перестройки той Покрова Богородицы церкви заветхостию вновь в силу законов дали им закрепок выпись. А по справке в вотчиной конторе с дачами Панагаем (?) за Ивановым сыном Бастакова, что было за Еремеем за Трутовым сына Воробина селище, что было сельцо Новоселье а в нем церковь Покрова Пречистыя Богородицы стоит без пения да в сележ место дворовое помещиково, да три места дворовых людских да место дворовое, Попово; пашни перелогов семь четвертей с осьминою в поле, а вдву потомуж, сена двадцать копен впусте обжа без четверти; чего ради по определению вотчиной конторы оному священнику Петрову с причетники, по силе указов впредь для ведения на написанную по вышеписанной книге под оную церковию землю сия выпись и дана. Подлинную выпись крепили: колегский ассесор и Вотчинской коллегии член Алексей Михин, секретарь Алексей Дедюлин, справил концелярист Герасим Костров. У той же выписи Ея Императорского Величества печать. Копию скрепил секретарь Михаила Кмызин. С подлинною выписью сию копию читал канцелярист Филимон Иванов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Царствование императора Николая II было ознаменовано попытками проведения реформ, направленных на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Им также были сделаны попытки внесения изменений в сферу церковного устройства. Однако деятельность по внутренней реорганизации страны не принесла желаемых результатов. Что явилось причиной провала: ошибки или стечение обстоятельств? Вспоминаем статью доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексея Александровича Федотова. Вспоминаем слово митрополита Григория (Чукова), тогда еще архиепископа Саратовского и Сталинградского, сказанное им 12 сентября 1943 года – в день интронизации Патриарха Московского и всея Руси Сергия. В публикуемой докладной записке и сопутствующих материалах личного архива митрополита рассказывается о том, что удалось и не удалось сделать Церкви за первое десятилетие после восстановления патриаршества. 23 октября 2023 Во время «хрущевской оттепели» партийно-государственным аппаратом был взят очередной курс на вытеснение Церкви из общества и религиозного мировоззрения из сознания людей. В объявленной борьбе на стороне материалистов стояла вся мощь государственно-партийного аппарата, который, прикрывая бесплодность и пустоту атеизма, называл его научным. Вспоминаем статью протоиерея Димитрия Сазонова, где подчёркивается, что эта борьба окончилась крахом материалистической партийно-командной системы. Священник Григорий Петров, известный дореволюционный литератор и оратор, воспринимался некоторыми современниками как социалист. Одним из первых социалистом его назвал Максим Горький, который сам тяготел к социалистическим взглядам. Однако со временем менялись как взгляды самого Горького на социализм, так и его отношение к Петрову. В статье кандидата исторических наук, кандидата богословия, доцента, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина прослеживается эволюция взглядов Горького на социализм в контексте его «богоискательства», а также отношений с большевиками, показана эволюция отношений Петрова с писательским сообществом. Анализ содержания книги Петрова «Евангелие как основа жизни» показал, что его трудно однозначно считать социалистом, что отразилось и на отношении к Петрову Горького. История их взаимоотношений реконструирована путем анализа сохранившейся и изданной переписки Горького с близкими и друзьями.

http://bogoslov.ru/topic/20766

25 сентября 2023 Священник Григорий Петров, известный дореволюционный литератор и оратор, воспринимался некоторыми современниками как социалист. Одним из первых социалистом его назвал Максим Горький, который сам тяготел к социалистическим взглядам. Однако со временем менялись как взгляды самого Горького на социализм, так и его отношение к Петрову. В статье кандидата исторических наук, кандидата богословия, доцента, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина прослеживается эволюция взглядов Горького на социализм в контексте его «богоискательства», а также отношений с большевиками, показана эволюция отношений Петрова с писательским сообществом. Анализ содержания книги Петрова «Евангелие как основа жизни» показал, что его трудно однозначно считать социалистом, что отразилось и на отношении к Петрову Горького. История их взаимоотношений реконструирована путем анализа сохранившейся и изданной переписки Горького с близкими и друзьями. 18 сентября 2023 14 сентября 2023 Одним из самых ощутимых изменений, которые в сознании многих современных православных христиан осуществили богословы через синтез, обычно называемый «неопатристическим», является возобновление «сильного» ожидания прихода и присутствия Царства Божьего. Сами корифеи неопатристической теологии (особенно ее более поздней стадии, такие как И. Зизиулас) часто узаконивают этот несомненный вклад, описывая его как мысленное воплощение эсхатологического сознания, само по себе присущее православному литургическому Однако не так давно тема присутствия Царства Божия и его предвкушения действительно была зарезервирована (методологически и хронологически) для последних глав учебников а ее реальное присутствие в литургическом сознании Церкви было заменено довольно «пространственной» индивидуальной эсхатологией и концепцией «двух миров» и «двух Церквей». В статье кандидата богословия, магистра религиоведения, доцента, заведующего кафедрой богословия Санкт-Петербургской духовной академии, заведующего кафедрой богословских и церковно-практических дисциплин Псково-Печерской духовной семинарии священника Димитрия Лушникова анализируется фундаментально-теологическое наследие епископа Хрисанфа (Ретивцева; 1832–1883).

http://bogoslov.ru/topic/20293

Сказал ему Каплюга: – Есть в городе всесветном, именуемом Рым-город, самый главный собор, и сидит в том соборе папа рымский, за Христа почитаемый. Всем велит целовать ногу. Ту ногу не целуй смотри. Дал ему Каплюга четвертак серебряный – на свечу Петрову гробу, сказал: – Кто Петрову гробу свечу поставит – в рай попадет. За грамоту мою услужи. Сбегал и в монастырь Илья: обернул за ночь. Горячо помолился в утрени… А как бежал обратно лесной дорогой – простился с лесом. Новым показался ему тот лес, в новых иглах, в белой калине, в весело зеленевшем орешнике. Соловьи заревые щелкали по оврагам. И соловьям говорил – прощайте, и ключику-кадушке в логу, и ястребам в небе. И будто слышал Илья, как говорит ему лес: воротишься. Приказал барин служить в церкви молебен «В путь шествующим». Согнал бурмистр Козутоп Иваныч на проводы всю деревню. После молебна объявил барин мужикам, что не для радости какой едет, а от великой скорби: скушно ему глядеть на темную жизнь, никогда веселого лица не видит. – Ворочусь – новую церковь, просторную, выведу для вас. А вот обучу там Илью – он и распишет… Будете веселей молиться. Взял в дорогу, чтобы не скучно было, глупенькую Сафо-Соньку, приказал надеть цыганкино платье и зеленую тальму. И поехали, провожаемые верховыми до большого тракта. Пошли чужие села и деревни, и леса, и города, большие и малые. Ново и радостно было Илье все это. Налетали ливни и грозы, жарило солнцем и обсушивало ветрами. Дни и ночи смотрел Илья с валкого местечка на козлах – радовался. Не случилось в пути до самой границы никакого лиха, и отпустил домой барин силача шорника Панфила с пистолетом, свою охрану. Одно случилось, сильно опечалившее Илью: у самой границы пропала Сафо, как камень в воду. Пошла в городке покупать барину чулки шерстяные, необыкновенные, – проезжие все хвалили, – повел ее старый поляк-деляга, – и пропала. Три дня простояли в том городке, у городничего жили, все места непотребные обыскали. Пропала Сафо, как в воду камень. Сказал барин: – Туда ей и дорога, шельме! Так и знал, какая у ней повадка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В то же время, как на класс греческого и латинского языков определен Скяда, для преподавания арифметики и геометрии, по прошению архимандрита Петра, прислан из инженерной роты директором ее генералом от фортификации Декулоном воспитанник Иван Соснин. Вместе с должностью наставника он исправлял, по поручению монастырского начальства, должность префекта школы. Жалованья ему полагалось по 60 р. в год. Но в 1729 г. и он оставил семинарию, прослужив 3 года. Размещение воспитанников Обученные ими священнослужительские дети распределены по епархии; а из подьяческих детей, трое молодых пищиков–Афанасий Никитин, Ефим Фадеев и Филат Филатов, по обучении арифметике, геометрии, плангеометрии и стереометрии, определены к монастырскому архитектору для обучения гражданской архитектуре на монастырском содержании. Остальные, в надежде скорого приискания учителей, оставлены до времени в монастыре под ведением канцелярии: «понеже ныне семинария»–сказано в определении канцелярии об оставшихся без назначения семинаристах – «учительми для обучения детей потребных наук еще не удовольствована, и доколе удовольствована будет, обучаться им – Артемону Волкову, Ивану Голубцову, Василью Жегачеву, Петру Лодейщикову, Михаилу Симонову, Ефиму Конюхову, Степану Брызгалову, Семену Глотову, Федору Трифонову и Петрову – твердейшего и лучшего письма и приказных дел в Невской канцелярии за добрым надсмотрением, и в церковь Божию в воскресные, праздничные и прочие торжественные дни для чтения и пения, а в семинарию, где повсегда иметь трапезу и ночлег, по вся дни для учета арифметики и пения с первого часа по полудни ходить и обучаться им до вечера неотменно.» По поводу просьбы Петрова об увольнении его от монастыря, канцелярия ответствовала: увольнение ему Петрову от монастыря не чинить, ибо воспитан он и учен чтению и пению и письму и арифметике монастырским коштом, за что надлежит ему монастырю отслуживать. Школа оставалась без учителей до 1733 года. Семинаристы занимались канцелярскими и другими монастырскими делами, протверживая, под руководством подьячих, старые уроки грамматики и арифметики. Между тем, в 1732 г., по Высочайшему повелению составлен был в св. Синоде доклад о содержании Александроневского монастыря с находящейся при нем семинарией и подан в Кабинет Ее Императорского Величества для утверждения. Штат семинарии в отношении к числу воспитанников оставлен прежним; но на содержание ее положена определенная сумма деньгами из монастырских доходов и определенное количество хлеба. Для обучения положено быть при семинарии трем учителям – греческого, латинского и русского языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но когда я упомянул о Петре, то мне пришел на память и другой Петр, общий наш отец и учитель (т. е. епископ антиохийский Флавиан), который, сделавшись преемником добродетелей того Петра, наследовал и кафедру его. Одно из преимуществ нашего города то, что вначале он имел учителем своим верховного из апостолов. Подлинно надлежало, чтобы город, прежде всей вселенной украсившийся именем христиан, имел пастырем своим первого из апостолов. Но, получив этого учителя, мы не удержали его до конца, а передали царствующему Риму; или — лучше — и мы удержали его до конца, потому что хотя мы не имеем тела Петрова, но имеем веру Петрову, как бы Петра; имея веру Петрову, мы имеем самого Петра. Таким образом, и взирая на подражающего Петру, мы по видимому взираем на самого Петра. И Христос ведь назвал Иоанна Илиею не потому, чтобы Иоанн был действительно Илиею, но потому, что он пришел в духе и силе Илии. Поэтому, как Иоанн назван Илиею, потому, что пришел в духе и силе Илии, так и этот потому, что пришел с исповеданием и верою Петра, по справедливости может быть удостоен и такого названия: сродство по жизни производит общение и в названиях. Будем же все молиться, чтобы он достиг и старости Петровой, потому что апостол и окончил жизнь в старости: « когда же », сказал ему Господь, « состаришься, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь » (Ин. 21:18). Будем же испрашивать и ему долголетней жизни, потому что продолжающаяся старость его делает еще более цветущею нашу духовную юность, которая да сохранится навсегда цветущею молитвами и этого и того Петра, благодатию же и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010