монах Василий (Григорович-Барский) (12.01.1701–18.10.1747) Воспоминания Письма монах Василий (Григорович-Барский) Паломник, путешественник, писатель, публицист, православный монах. Биография Использовал следующие псевдонимы: Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов, Беляев Плака-Альбов. Родной брат известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского. Родился в семье купца Григория Ивановича Беляева, предки которого выехали из подольского местечка Бар. Получил домашнее начальное образование, с 1708 года обучался у преподавателей Киевской духовной академии, в 1715—1723 гг. студент Киево-Могилянской Академии, куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским. В 1723 году оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии». Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом епископа Варлаама Леницкого, отправился во Львов (Речь Посполитая), где в начале 1724 года поступил в иезуитскую коллегию под видом униата, но подлог раскрылся и он был вынужден покинуть школу. В 1724 году путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклониться мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию. В 1725 году, расставшись с Леницким, отправился на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I. Не добравшись до Афона, Гурский умер. В 1726—1728 годы странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. Во время путешествия по Ливану, в 1728 году посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре. В 1729—1731 годы жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1697 г. (разрушена в 30-х гг. XX в.) Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 1697 г. (разрушена в 30-х гг. XX в.) (Астраханской и Енотаевской епархии), в центре Астрахани. Основан в 1689 г. старцем Александром, ставшим строителем мон-ря (1689-1692), по благословению Астраханского митр. Савватия на пожертвования горожан. Местоположение обители (между реками Кутум и Луковка) способствовало щедрым вкладам купечества: на берегах Кутума находились торговые пристани и судовые верфи. Близ каменных стен обители вскоре после основания была устроена небольшая слобода, где жили монастырские слуги. В 1692 г. во время эпидемии скончались почти все насельники мон-ря, в т. ч. строитель Александр, труды к-рого продолжили строители Мартирий (1692-1695), Герасим (1695-1697), игум. Варлаам (1702-1703). Во время астраханского бунта 1705-1706 гг. в мон-ре скрывался Астраханский митр. свт. Сампсон . В 1706 г. восставшие пытались поджечь обитель, чтобы преградить отрядам царской армии под командованием гр. Б. П. Шереметева дорогу к переправе через Кутум, но потерпели поражение в бою у «Красного моста». Спустя нек-рое время митр. Сампсон уговорил осаждавших сдать оружие. После 1706 г. астраханские промышленники, укрывавшиеся в обители во время восстания, делали значительные пожертвования мон-рю. Астраханский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XX в. Астраханский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Нач. XX в. В 1723 г. в результате конфликта между настоятелем А. м. архим. Иосифом с прокатолически настроенным губернатором Астрахани А. П. Волынским мон-рь был упразднен, братию перевели в астраханский в честь Преображения Господня мон-рь , в А. м. разместился гарнизонный госпиталь. 13 апр. 1727 г. по ходатайству еп. Варлаама (Леницкого) А. м. был восстановлен, настоятелем стал архим. Иларион (1727-1730). В 1764 г. А. м. зачислили в разряд заштатных с оставлением на прежнем содержании. В 1795-1806 гг. в мон-ре на покое проживал груз. митр. Николай (Мровский). В 1820-1851 гг. в А. м. подвизались помимо настоятеля 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и неск. послушников, в нач. XX в. число насельников составило 22 чел.

http://pravenc.ru/text/76742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Дуниловский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Дунилове Шуйского р-на Ивановской обл. Основан 18 июля 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ. Со 2-й пол. XVII в. до 1764 г. на месте совр. Д. м., за сев. границей с. Дунилова, располагалась Воробьёвская в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. пуст. Эта обитель была основана в вотчине тестя царя Петра I боярина Ф. А. Лопухина. В 1702 г. в пустыни находились деревянные ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, ограда со св. вратами, проживали строитель-иеромонах и 2 старца. По «сказке» строителя, насельники «кормятся мирским подаянием, денежной и хлебной руги им ничего не дается». Мон-рь не имел населенных вотчин и земельных угодий. По описанию 1764 г., в пустыни находились 2 деревянные церкви: холодная соборная в честь Нерукотворного образа Спасителя и теплая в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом во имя прмц. Феодосии. При Спасском храме стояла колокольня с 3 колоколами. К 1764 г. в пустыни находились обветшавшие настоятельская, монашеская и келарская кельи, 2 сарая для сена, погреб, житница. Пустынь была обнесена деревянной оградой со св. вратами, на которых «глава крыта деревянной чешуею». На вратах - иконы, в центре - Нерукотворный образ Спасителя с предстоящими. Сохранившиеся документы 1-й трети XVIII в. свидетельствуют о бедственном материальном положении Воробьёвской пуст. Так, в 1721 г. строитель Дионисий направил еп. Суздальскому Варлааму (Леницкому) челобитную в связи с пожаром в Успенской ц. и необходимостью возведения нового иконостаса. Он отмечал, что обитель «скудная и нежалованная, скитаемся в мире и кормимся Христовым именем, и взять на то строение негде». Приходо-расходные книги 20-х гг. XVIII в. подтверждают справедливость подобных жалоб Дионисия. С 1721 по 1725 г. все расходы по различным нуждам мон-ря составляли всего 93 р., 1 алтын и 2 деньги. Согласно сведениям, приведенным А. Фёдоровым, пустынь владела «небольшим числом пашни и лесных покосов», а также содержалась «коштом села Дунилова обывателей, тако ж и подаянием села Гориц жителей». Пустынь отличалась малочисленностью братии, в 30-40-х гг. XVIII в. состоявшей из строителя и 3 монахов.

http://pravenc.ru/text/180583.html

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм. В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника. Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство. При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=01043

В нояб. 1732 г. последовало назначение В. членом С.-Петербургского духовного правления, в 1732-1734 и 1737-1740 гг. состоял членом Синода. В 1733 г. был членом следственной комиссии по духовным делам Белгородской епархии, в 1738 г. проводил следствие по делу иером. Пекинской духовной миссии Лаврентия, участвовал в следствии о злоупотреблениях архиеп. Варлаама (Леницкого) . В 1737 г. В. проводил перепись церковнослужителей в С.-Петербурге, Ингерманландском, Кексгольмском и Выборгском уездах. 18 янв. 1738 г. представлен кандидатом в архимандриты Троице-Сергиева мон-ря, 4 июня того же года - на Архангельскую кафедру, 13 дек.- в архимандриты московского Новоспасского мон-ря, 11 июня 1740 г.- на Вологодскую кафедру. В марте 1738 г. просил у Синода отпуска в Соловецкий мон-рь, в к-ром случились беспорядки среди братии и где В. не был с 1732 г. 30 июня 1740 г. В. был назначен, 13 июля хиротонисан во епископа Архангелогородского и Холмогорского, хиротонию возглавил Новгородский еп. Амвросий (Юшкевич) . 8 янв. 1741 г. В. был возведен в сан архиепископа и прибыл в Холмогоры, 18 марта доносил Синоду, что епархия очень бедна, и просил заменить конскую повинность деньгами, освободив от их уплаты архиерейский дом. Не был склонен поддерживать школы, построенные его предшественниками, ссылался на бедность архиерейского дома. Неоднократно обращал внимание Синода на недостаток в епархии священнослужителей. Жаловался в Синод на старообрядцев Выголексинского общежительства , распространявших свое учение среди крестьян. В дек. 1746 г. доносил, что ок. 100 крестьян Топецкой, Кургоминской, Конецгорской волостей, увлеченные проповедью старообрядца З. Венедиктова, сожгли себя, несмотря на уговоры записаться в двойной оклад. В инструкции В. для воинской команды Архангелогородской канцелярии предписывалось осторожное и мягкое обращение с раскольниками. В ответ на запрос Синода о суевериях в 1751 г. сообщал, что в его епархии имеются 1 лжеюродивый и 7 кликуш, к-рые и сыскиваются. В. был ревностным и строгим архиереем. Сурово наказывал клириков за дисциплинарные нарушения и за укрывательство старообрядцев. Священнослужителей, умерших от пьянства, приказывал «зарывать... без отпеву просто на поле и никакого поминовения над ними, яко над самоубийцами, не чинить». Поступок В. с клириками Архангельского собора, к-рых он много часов выдерживал босыми на льду 17 апр. 1742 г., в день Пасхи, стал известен в Синоде. 19 июля 1742 г. первенствовавший в Синоде архиеп. Амвросий (Юшкевич) писал В.: «Ваше Преосвященство... пошли... дорогою жестокости безмерной, к разорению Церкви Христовой следующею, от чего многие, оставив церкви, бежать от вас рады бы». Имеются свидетельства и о неоднократных случаях рукоприкладства со стороны В. по отношению к подчиненному ему духовенству.

http://pravenc.ru/text/154337.html

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство. При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина. В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Иоанно-Предтеческий монастырь После 1918 года в Кафедральный Благовещенский собор, архиерейский дом и здание консистории в Кремле стали недоступны из-за объявления Кремля закрытым военным городком. Епархиальное управление по распоряжению епископа Анатолия разместилось в Иоанно-Предтеченском монастыре, а роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани — собор Богородицкого монастыря. Игумен Ивановского монастыря Ефрем был назначен настоятелем в Свияжский Успенский монастырь с возведением в сан архимандрита, а в ноябре 1922 того же года был арестован и сослан в Усть-Цильму (после ссылки жил в Рязани). В монастыре разместился временно управляющий казанской епархией архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов) вместе с о. Варсонофием и о. Венедиктом и чудом уцелевшим во время расстрела иеромонахом Успенского Зилантова монастыря Иосифом (Тюриным). 26 сентября из Москвы возвратился епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) , вступивший во временное управление епархией. В конце 1920-х в первые годы управления епархией в Ивановском монастыре жил епископ казанский Афанасий (затем он управлял епархией проживая в доме при Богоявленской церкви, после его конфискации в доме 6 по улице Кирпичнозаводской). К 1935 году обновленцы получили Тихвинскую и Варлаамовскую церкви. Обновленческое движение в Казани изначально имело немного сторонников, в связи с чем Введенский храм Ивановского монастыря стал малопосещаемым, чем и не преминули воспользоваться уполномоченные органы, решением заседания Культкомиссии от 27 ноября 1936 года Введенская церковь монастыря была закрыта, в ней разместили мастерскую «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям». Современное состояние [ править править код ] Иоанно-Предтеченский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Здесь нам и доводы автора представляются спорными и защищаемый ими тезис. В своей книге г. Рункевич по необходимости говорит об основании Петербурга. Что же, разве начало его не относится к 1703 г., году его закладки, хотя в этом году город вышел далеко не в законченном виде?.. А затем, если начало Невской Лавры относит к 25 марта 1713 г., то как быть с настоятельством до этого момента Феодосия Яновского, утвержденного в звании Александро-Невского архимандрита 1 марта 1712 г.? 173. Автор, сообщив об указе 1 янв. 1719 г., вызывавшем в Петербург киевского Михайловского игумена Варлаама Леннецкого (точнее Леницкого), иером. Симона Кохановского и еще двух киевских монахов, замечает, что никто из них «однако не упоминается в числе прибывших в Александро-Невский монастырь». Это верно, но потому, что киевляне вызывались для нужды не монастыря, а Псковской епархии, по просьбе преосв. Феофана Прокоповича , жившего, впрочем, в Петербурге, на Карповке. (Русский архив 1913, IX, 262 и д.: Н.Г.Высоцкий , Феофан Прокопович и его сотрудники). Впрочем, что до Леницкого, то он уже в мае 1719 г. был поставлен в суздальские архиепископы, а Кохановский тоже оставил Прокоповича, подвергшись опале с его стороны, и перешел на службу к Феодосию Яновскому, причем жил в Невской Лавре. 314. Со ссылкой на И. Чистовича автор говорит о намерении Петра Вел. Разделить Русь на пять церковно-административных округов, не оговорившись, что сам Чистович ссылается на свидетельство Татищева, которое доселе документами не подтверждено (ср. проф. И.М.Покровский , Русские епархии, II, 128–130). На стр. 345–7 изложено содержание штата Александро-Невской Лавры, составленного по Высочайшему повелению и принятого Св. Синодом в 1732 г., при чем автор, не вспомнив сказанного выше, что «монастырский штат не получил утверждения» (503) со стороны императрицы, не задается естественным вопросом, как же жил монастырь в действительности после 1732 г., – по проектированному ли штату или по прежнему положению. 600–602. Даты первоначального прибытия в Казань и кончины митрополита Вениамина Пуцек-Григоровича не точны: прибыл он не в 1734 г., а в 1733 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В XVII в. церковь была разобрана, и до нач. XVIII в. престол прп. Евфросинии находился в Сретенской ц. 10 сент. 1719 г. каменный придельный храм прп. Евфросинии с юж. стороны Сретенской ц. сгорел, и в 1720 г. на новом месте, с сев. стороны Ризоположенского храма, был построен придел во имя прп. Евфросинии (сохр. до реставрации 60-х гг. XX в., в результате к-рой придел, а также сев. и юж. части притвора были снесены). Этот придел составил продолжение сев. части притвора и завершался у апсиды полукружием с одним окном в алтаре, а другим около клироса. Верх церкви был перекрыт коробовым сводом, покрыт железом и увенчан небольшой луковичной главкой. Трехъярусный иконостас в приделе устроен в 1837 г., иконы написаны в XIX в. В алтаре престол и жертвенник помещались на дубовых столбах, последний антиминс освящен в 1879 г. Согласно писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг., в Е. м. находилась также деревянная «клетцки» теплая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Сретенская ц. 1882 г. Архит. Н. А. Артлебен. Цинкография О. Ренара. Кон. XIX в. (ГПИБ) Сретенская ц. 1882 г. Архит. Н. А. Артлебен. Цинкография О. Ренара. Кон. XIX в. (ГПИБ) Не позднее 2-й пол. XVII в. вместо Знаменской ц. была построена каменная теплая трапезная церковь в честь Сретения Господня. Судя по миниатюрам рукописного Жития прп. Евфросинии, церковь находилась к юго-востоку от Ризоположенского собора. До пожара 10 сент. 1719 г. к ее юж. стороне примыкала придельная ц. во имя прп. Евфросинии Суздальской, так что «у оной де теплой церкви много свету отняла, потому что со оной де страны не возможно за нею... окон сделать». Придельный храм был возобновлен по благословенной грамоте еп. Суздальского и Юрьевского Варлаама (Леницкого) от 1 июня 1720 г. прихожанином Д. И. Грязновым, но уже на др. месте, «близ старой каменной церкви по левую страну». Согласно офицерской описи 1761 г., крытая тесом Сретенская ц. имела каменную «главу», деревянные входные двери, перед к-рыми была небольшая деревянная паперть (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/187868.html

Иоакима Савелова, 17) Ивана Самойловича, 18) Лазаря Барановича, 19) Феодосия Углицкого, 20) Варлаама Ясинского, 21) Ивана Мазепы, 22) св. Димитрия Ростовского , 23) Афанасия Миславского, 24) Иоанна Максимовича 25) Иоасафа Краковского, 26) Варлаама Косовского, 27) Стефана Яворского , 28) Петра I, 29) Филофея Лещинского, 30) Андрея Денисова, 31) Епифания Тихорского, 32) св. Иннокентия Кульчицкого (Иркутского), 33) Феофана Прокоповича , 34) Иродиона Жураковского, 35) Варлаама Леницкого, 36) Илариона Рогалевского, 37) Лаврентия Горки, 38) Антония Стаховского, 39) Феофилакта Лопатинского, 40) Арсения Берло, 41) Антония Юшкевича, 42) Рафаила Заборовского, 43) Варлаама Ванатовича, 44) Никодима Среоницкого, 45) Симона Тодорского, 46) Иоасафа Горленко, 47) Луки Конашевича, 48) Сильвестра Гловатского, 49) Гедеона Вишневского, 50) Сильвестра Кулябки, –51) Ирашя Комаровскаго 52) имп. Елизаветы Петровны, 53) М. В. Ломоносова, 54) Тимофея Щербацкого, 55) Геннадия Андреевского, 56) Дамаскина Аскаронского, 57) Кирилла Ляшевецкого, 58) Павла Конюскевича, 59) Арсения Могилянского, 60) Амвросия Зертисъ–Каменского, 61) Арсения Мацеевича , 62) Варлаама Лящевского, 63) Вениамина Пуцек–Григоровича, 64) Гаврила Кременецкого, 65) Тихона Якубовского, 66) Феофила Игнатовича, 67) Григория Савича Сковороды, 68) Георгия Конисекого, 69) Самуила Миславского, 70) имп. Екатерины 2–й, 71) Авраамия Флорянского, 72) Илариона Кондратовича, 73) князя А. Безбородко, 74) Иерофеа Маликого, 75) Варлаама Петрова Лавровского, 76; Виктора Садковского, 77) архим. Иоанна Раича, 78) Димитрия Устиновича, 79) Сильвестра Лебединского , 80) Мелхиседека Звачко–Яворского, 81) Платона Любарского, 82) графа Л. А. Завадовского, 83) Феофана Шиянова, 84) Н. Н. Бактыш–Каменского, 85) прот. Ив. В. Леванды, 86) Феоктиста Могульского, 87) Иоанникия Никифоровича Полонского, 88) Иринея Фальковского, 89) Серапиона Александровского, 90) Амвросия Келембета, 91) имп. Александра 1–го, 92) Н. П. Румянцева, 93) Виктора Черняева, 94) Моисея Антипова, 95) Евгения Болховитинова , 96) Даниила Велланского, 97) Автония Смирницкого, 98) Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Korolkov...

Добрые начинания, созревшие в кабинетных соображениях, в жизни осуществлялись с трудом; а поход против монашества и духовенства, как всякая отрицательная мера, шел гораздо успешнее. В конце концов, Аннинское царствование оставило в памяти церкви русской одно горькое и неприятное воспоминание, отзывы современников и потомства полны горечи и ненависти к этим страшным, как они говорят, временам. В отношении к Свящ. Синоду, как высшему органу церковного управления, правительство сказалось в некотором умалении власти, в униженности этого учреждения. Осуждение Синодальных членов, не утверждение вновь избранных, подчиненность кабинету, отсутствие «ока царева» – обер-прокурора, исполнение его обязанностей обер-секретарем, недоверие в деятельности Синодальных членов, резкое обращение и не внимание, к всеподданнейшим докладам о перемещении епархиальных архиереев и монастырских настоятелей, сокращение средств содержания, передача Синодальных финансовых учреждений в ведомство коллеги экономии и друг., все – подтверждение сказанного. Высшая церковная иерархия мало ценилась правительством. Жизнь её протекала в атмосфере доносов, допросов, пыток и ссылок. Никто не знал покоя, никто не мог рассчитывать на безопасность. Доказательством служат судебные процессы архиереев: Воронежского Льва Юрлова, Ростовского Георгия Дашкова, Коломенского Игнатия Смолы, Казанского Сильвестра, Киевского Варлаама Волантовича, Тверского Феофилакта Лопатинского, Псковского Варлаама Леницкого, может быть невинно, по одному лишь подозрению, лишенных сана и сосланных в дальние монастыри, – не говоря уже о страдальцах из числа меньшей братии... Все молчало в страхе, но глухое недовольство жило, развивалось и крепло в среде иерархии, сохранившей о царствовании Анны Иоанновны самые худшие воспоминания и высказавшей их открыто при Императрице Елизавете в страстных негодующих речах и проповедях. В жизни белого духовенства русской Церкви всего 18 в. на Аннинское царствование составляет печальную эпоху. Поистине, «мрачное было время».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

  001     002    003