Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иосиф (Савраш), еп. Станиславский и Коломыйский. Фотография. 1957 г. (Савраш Иосиф Михайлович; 27.04.1909, с. Черниев, ныне Ивано-Франковской обл., Украина - 5.06.1984, Ивано-Франковск), архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский. Из семьи железнодорожного служащего, принадлежал к Греко-католической Церкви (см. Униаты ). В 1927 г. окончил гимназию в г. Станиславув (до 1939 в составе Польши, позднее Станислав, ныне Ивано-Франковск), затем там же - униат. семинарию. В 1930-1932 гг. учился на богословском фак-те ун-та Инсбрука (Австрия). 4 сент. 1932 г. рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем униат. Покровского храма в Станиславуве. В 1936 г. защитил магистерскую диссертацию по богословию во Львовском ун-те. С 1938 г. настоятель Троицкого храма в с. Золотой Поток (ныне в Тернопольской обл. Украины), с 1940 г.- Благовещенской ц. с. Подлужье (ныне в Ивано-Франковской обл.), с 1946 г.- Михайловского храма в Снятыне (Снятин). Стал участником Львовского Собора 1946 г. греко-католического духовенства, принявшего решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении с Русской Православной Церковью. Был возведен в сан протоиерея. После кончины Станиславского и Коломыйского архиеп. Антония (Пельвецкого) решением Свящ. Синода РПЦ от 19 июня 1957 г. определен епископом Станиславским и Коломыйским. 2 авг. того же года пострижен в Пещерной ц. Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы в монашество с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Печерского, 3 авг. возведен в сан архимандрита, 4 авг. архиерейскую хиротонию И. во Владимирском соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоанн (Соколов) . Все 25 лет архиерейского служения И. прошли на одной епархиальной кафедре. Все это время архиерей постоянно объезжал приходы своей епархии, совершал богослужения и произносил проповеди. При И. в епархии стали регулярными съезды благочинных, при епархиальном управлении был организован миссионерский комитет для работы среди униатов. В 1959 г. И. вместе с архиепископами Львовским Палладием (Каминским) , Мукачевским Варлаамом (Борисевичем) и еп. Дрогобычским Григорием (Закаляком) обратился к Патриарху Алексию I с рапортом в связи с политикой светских властей по ограничению землепользования мон-рей. Архиереи западноукр. епархий просили Патриарха «о ходатайстве перед соответствующими государственными органами о более внимательном и неспешном разрешении этих вопросов» (Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ, 1954-1970. М., 2010. Т. 2. С. 243-244).

http://pravenc.ru/text/578543.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Святейшие Патриархи Кирилл и Илия и Блаженнейший митрополит Владимир совершили литургию в Киево-Печерской лавре [gallery] 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили Божественную литургию в Успенской Киево-Печерской лавре. В числе сослуживших были все члены Священного Синода Русской Православной Церкви, собор иерархов из России, Украины и Белоруссии, представители Поместных Православных Церквей: Грузинской митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор, председатель Иностранного отдела ГПЦ митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, архиепископ Чкондидский Петр, митрополит Сенакский и Чхороцкуский Шио; Румынской архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен, архиепископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского епископ Варлаам; Кипрской митрополит Тамасосский Исаия; многочисленное духовенство. Богослужение совершалось на престоле, установленном под сенью на Соборной площади перед Успенским храмом обители. На престоле находился ковчег с частицей честных мощей святого равноапостольного князя Владимира. Вся площадь перед Успенским собором была переполнена людьми. Богослужение транслировалось украинским телевидением. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с проповедью. За литургией пели хор Патриаршего Свято-Троицкого кафедрального собора г. Тбилиси (регент Свимон Джангулашвили), Митрополичий хор Украинской Православной Церкви (регент архидиакон Геронтий (Борисевич)) и хор Киевских духовных школ (регент игумен Роман (Подлубняк)). Песнопения исполнялись на церковнославянском, грузинском и греческом языках.

http://mospat.ru/ru/2011/07/28/news45665...

В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира Святейший Патриарх Кирилл, Святейший Патриарх Илия и Блаженнейший митрополит Владимир совершили Литургию в Киево-Печерской лавре 28 июля 2011 г. 13:30 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре . В числе сослуживших были все члены Священного Синода Русской Православной Церкви, собор иерархов из России, Украины и Белоруссии, представители Поместных Православных Церквей: Грузинской митрополит Ахалцихский, Тао-Кларджетский и Лазский Феодор, председатель Иностранного отдела ГПЦ митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, архиепископ Чкондидский Петр, митрополит Сенакский и Чхороцкуский Шио; Румынской архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен, архиепископ Нижнедунайский Кассиан, викарий Патриарха Румынского епископ Варлаам; Кипрской митрополит Тамасосский Исаия; многочисленное духовенство. Богослужение совершалось на престоле, установленном под сенью на Соборной площади перед Успенским собором обители. На престоле находился ковчег с частицей честных мощей святого равноапостольного великого князя Владимира. Вся площадь перед Успенским собором была переполнена людьми. Богослужение транслировалось украинским телевидением. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с проповедью . За Литургией пели хор Патриаршего Свято-Троицкого кафедрального собора г. Тбилиси (регент Свимон Джангулашвили), Митрополичий хор Украинской Православной Церкви (регент архидиакон Геронтий (Борисевич)) и хор Киевских духовных школ (регент игумен Роман (Подлубняк)). Песнопения исполнялись на церковнославянском, грузинском и греческом языках. По окончании богослужения прозвучало слово Блаженнейшего митрополита Владимира:

http://patriarchia.ru/db/text/1587349.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Шутак Василий Иванович; 15.08.1934, с. Копашнево Хустского р-на Закарпатской обл. УССР - 19.01.2000, г. Мукачево, Украина), архиеп. Мукачевский и Ужгородский. Из благочестивой крестьянской семьи. В 1950 г. окончил школу. В 1954 г. поступил послушником в Святой Троицы мужской монастырь в г. Хуст Хустской епархии. В 1957 г. по благословению Мукачевского и Ужгородского архиеп. Варлаама (Борисевича) был пострижен в монашество с именем Евфимий. В 1959-1963 гг. обучался в Одесской ДС. В 1962 г. во время учебы Одесским и Херсонским митр. Борисом (Виком) рукоположен во диакона. 23 февр. 1964 г. в Ярославле Нью-Йоркским и Алеутским митр. Иоанном (Вендландом) рукоположен во иерея. Назначен служить во Владимирскую ц. с. Харинского Мышкинского р-на Ярославской обл., затем служил в др. приходах Ярославской епархии. В 1977 г. возведен в сан игумена. 6 июня 1980 г. переведен в Мукачевскую и Ужгородскую епархию и назначен духовником в Вознесения Господня жен. мон-рь в с. Чумалеве Хустской епархии. С 1984 г. в сане архимандрита. В 1988 г. награжден правом ношения 2-го креста с украшениями. С февр. 1988 г. член епархиального совета. 28 июля 1989 г. Е. был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию в Свято-Владимирском кафедральном соборе Киева возглавил Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. Денисенко М. А.), в хиротонии участвовали также Львовский и Дрогобычский митр. Никодим (Руснак , ныне Харьковский и Богодуховский) и др. архиереи. 29 июля 1994 г. решением Свящ. Синода из Мукачевской епархии была выделена самостоятельная Хустская и Виноградская епархия , титул епископа Мукачевского и Ужгородского не изменился. 16 июля 1996 г. Е. был возведен в сан архиепископа. Похоронен в мукачевском женском мон-ре свт. Николая Чудотворца. Лит.: Наречение и хиротония архим. Евфимия (Шутака) во еп. Мукачевского и Ужгородского//ЖМП. 1990. 4. С. 12-14. Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Паканич Иван Иванович; род. 25 08. 1967 г.), архиепископ Бористольский, первый викарий Киевской епархии

http://pravenc.ru/text/187719.html

Архимандрит Матфей (Вакаров), как благочинный монастырей и скитов, в 1951 г. так характеризовал отца Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый...». Епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) в 1955 г. писал: «Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится обо всех нуждах скита и его насельников». В 1950 г. архиепископ Львовский, Тернопольский и Мукачево-Ужгородский Макарий (Оксиюк) обязывает старца быть духовником не только для Городиловского скита, но и для Мукачевского монастыря, который незадолго перед этим вернули православным. В 1951 г. новый епископ Мукачево-Ужгородский Илларион (Кочергин) снимает отца Иова с этой должности и поручает ему обслуживать Свято-Ильинскую церковь села Велятино Хустского района и благочиния Закарпатья при обязанности регистрации у уполномоченного по делам религий. Во время управления епископа Варлаама (Борисевича) в Мукачевско-Ужгородской епархии начинается планомерное наступление на права монастырей и скитов. Отец Иов выступил против этой политики, даже подписался под коллективным письмом-жалобой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I на епископа Варлаама (Борисевича) с прошением сместить его. После этого случая епархиальное начальство сместило его с должности настоятеля, а скит был закрыт. В 1958–1959 гг. отец Иов находился в Свято-Николаевском монастыре в с. Иза-Карпутлаш Хустского района, затем в Спасо-Преображенском монастыре с. Теребля Тячевского района, где некоторое время исполнял послушание настоятеля. Но вскоре и эти монастыри были закрыты. В 1960–1962 гг. он был настоятелем храма в с. Угля Тячевского района, затем ? в с. Монастырец Хустского района. С 1962 г. и до своей кончины (28 июля 1985 года) нес послушание настоятеля храма Святого Димитрия Солунского в с. Малая Уголька Тячевского района, где некогда был древний монастырь.

http://pravicon.com/info-3643

Каменец-Подольская и Хмельницкая; Каменец-Подольская и Винницкая; с 09(22)06.1993 – Каменец-Подольская и Городокская. Викарные кафедры: Винницкая, Балтская, Могилев-Подольская, Проскуровская, Староконстантиновская, Ушицкая. 05.1681 12.04.1795 07.02.1819 07.02.1819 03.1819 15.03.1819 03.04.1821 05.1820 09.1820(6?) 03.07.1821 23.01.1832 24.01.1832 08.03.1841 05.04.1841 06.11.1848 06.11.1848 29.03.1851 Елпидифор Бенедиктов 29.03.1851 01.03.1858 Евсевий Ильинский 17.03.1858 20.12.1863 20.12.1863 02.10.1874 07.12.1874 09.12.1878 Феогност Лебедев II 09.12.1878 06.03.1882 Маркелл Попель 06.03.1882 21.08.1882 15.09.1882 28.03.1887 Иустин Охотин 28.03.1887 13.12.1890 Донат Бабинский-Соколов 13.12.1890 02.11.1896 Димитрий Самбикин 02.11.1896 29.03.1900 Ириней Орда 29.03.1900 26.11.1903 Христофор Смирнов 26.11.1903 01.12.1904 Климент Верниковский 01.12.1904 15.02.1908 Парфений Левицкий 15.02.1908 20.03.1914 Серафим Голубятников 20.03.1914 05(18)05.1918 05(18)05.1918 04(17)09.1918 04(17)09.1918 17(30)11.1925 10.1923 01.1927 29.08(11.09)1932 10(23)10.1932 03(16)02.1933 15(28)04.1946 21.05(03.06)1948 Панкратий II Кашперук 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 Варлаам Борисевич 14(27)12.1951 25.02(10.03)1953 Анатолий Бусел 19.01(01.02)1955 04.1954 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 Варлаам Борисевич, паки 23.08(05.09)1956 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) Игнатий Демченко 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 29.10(11.11)1975 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)03.1990 07(20)03.1990 17(30)03.1990 18(31)03.1990 12(25)08.1992 Нифонт Солодуха 13(26)08.1992 09(22)06.1993 Питирим Старинский 09(22)06.1993 22.03(04.04)1997 02(15)04.1997 Феодор Гаюн Каменец-Подольская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Викарные кафедры: Балтская, Староконстантиновская, Проскуровская, Шепетовская. 1922 Пимен Пегов 06(19)08.1925 26.10(09.11)1925 Иоасаф (1928) 11.1928 08.1935 Мелетий Фомин 1814 (Прим. М. Е. Губонина. – В кн. Диев М. Я., свящ. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. М., 1892. С. 25) упоминается Православный епископ Каменец-Подольский, участвовавший в Брестском соборе 1596 г. и не совратившийся в унию. Однако в числе участников печально знаменитого собора в Бресте епископа Иннокентия не было. В епископате Киевской митрополии того времени подобный митрополит не значится. Вместе с тем не исключено, что церковное управление в Каменец-Подольске могло быть в одних руках и подобно епископской власти, что привело к подобной ошибке. Происхождение ее заслуживает внимания и исследования прежде, чем признать имя Иннокентия Тупало (из того же рода, что и свт. Димитрий Ростовский ?) легендарным. Это имя впервые появляется в печально известной фальсификации «История руссов» (Кониский Г. История Руссов, или Малой России. М., 1846.) В список оно не внесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 февр. 1946 г. Минский и Белорусский архиеп. Василий (Ратмиров) назначил свящ. К. Хомича по просьбе прихожан настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове. В мае 1947 г. Пинский и Лунинецкий архиеп. Даниил (Юзвьюк) наградил его золотым наперсным крестом. 21 апр. 1950 г. возведен в сан протоиерея. Священник часто беседовал с прихожанами., был прост, щедр, гостеприимен, готов прийти на помощь в трудных ситуациях. 25 янв. 1956 г. переведен Минским и Белорусским митр. Питиримом (Свиридовым) в г. Добруш Гомельской обл. в качестве настоятеля Свято-Николаевского молитвенного дома. Здесь его трудами был достроен храм. 4 сент. 1962 г. Минский и Белорусский архиеп. Варлаам (Борисевич) перевел прот. К. Хомича в Свято-Успенскую ц. в дер. Красное Гомельского р-на и обл. В условиях гонений на Церковь вместе с семьей претерпел здесь немало невзгод; они были вынуждены жить во взятом в аренду бывшем курятнике. В 1969 г. прот. К. Хомич овдовел. По благословению Минского и Белорусского архиеп. Антония (Мельникова) 19 марта следующего года игум. Захарией (Ровинцом) в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-ре был пострижен в монашество с сохранением имени Константин. В этот же день назначен наместником Жировицкого мон-ря. 25 июня 1970 г. возведен в сан архимандрита. В это время в мон-ре пребывал на покое архиеп. Ермоген (Голубев ; † 1978). К. обращался за духовными советами к проживавшему в обители схиархим. Иоанну (Маслову) . Дружеские отношения сложились у К. с Минским митр. Антонием (Мельниковым); митрополит часто посещал мон-рь для бесед с наместником. Эти отношения сохранились и позднее, когда митр. Антоний был переведен на Ленинградскую кафедру. Ежегодно в стенах обители проводились беседы со священнослужителями Минско-Белорусской епархии по различным вопросам пастырской практики. В годы настоятельства К. Жировицкий мон-рь обнесли кирпичным забором, отремонтировали Успенский собор, построили гараж. В 1980 г. К. был награжден 2-м крестом с украшениями, в 1986 г. удостоен права ношения Патриаршего креста в связи с 50-летием священнического служения.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

В период «хрущевских» гонений, когда в стране шло массовое закрытие храмов, эта печальная участь не обошла стороной и Свято-Троицкую церковь. С 1959 г. настоятелем в ней служил священник Анатолий Деменюк. Уже в начале 1962 г. (видимо, под давлением властей и разработанному заранее сценарию) он по собственной просьбе был перемещен на другой приход. За отсутствием священника вскоре была закрыта и Свято-Троицкая церковь. Формально поводом к закрытию послужило обращение прихожан в Епархиальное управление с прошением о присоединении Бытчанского прихода к Борисовскому. 29 марта 1962 г. распоряжением Преосвященного Варлаама (Борисевича), архиепископа Минского и Белорусского, приход Свято-Троицкой церкви был включен в состав прихода Свято-Воскресенской церкви г. Борисова. Имущество Свято-Троицкой церкви также было передано Воскресенской церкви. Здание закрытого храма Борисовский райисполком решил передать под зерносклад колхозу «Маяк коммунизма». Храм многие годы использовался под зернохранилище, затем был заброшен, опустел и пришел в полную негодность. В 1992 г. на Бытчанский приход был назначен священник Михаил Давыдов. Тогда же была возвращена приходу и Свято-Троицкая церковь. Храм отец Михаил нашел в совершенно заброшенном состоянии. Постепенно стали проводиться ремонтные работы. Была восстановлена колокольня и приобретены для нее колокола, во всем храме вставлены окна, полностью обновлена кровля и покрыта медью, на капитально отремонтированных куполах засияли новые золоченые кресты. В приличный вид был приведен алтарь, поставлен временный иконостас. 17 октября 2004 г. Благочинным Борисовского округа протоиереем Иоанном Мисеюком в сослужении иерея Михаила Давыдова в Бытчанской Свято-Троицкой церкви была совершена первая Божественная литургия. http://www.blagobor.by/hram/bytcha/history Село Бытча, состоящее в Борисовском уезде, расположено в одной версте от реки Березины. От губернского города отстоит в 83 верстах. Кроме многочисленных курганов при деревнях Студенке и Брыле, оставшихся от погрома французов в сей местности в 1812 г., других достопримечательностей в приходе нет. Хотя православная церковь здесь существует с незапамятных времен, но когда именно была построена первая церковь неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=42882

Во вступительной речи Патриарх затронул все вопросы повестки дня, в первую очередь остановившись на реформе приходского управления, к-рая предусматривала разграничение «обязанностей клира приходского, в частности настоятелей, и исполнительных органов». «Такое разграничение обязанностей,- сказал он,- находит свое оправдание в известном из книги Деяний святых апостолов апостольском решении служителям Церкви пребывать в молитве и служении слова , а заботу о столах (хозяйстве) передать избранным из среды церковной лицам (Деян 6. 2-3)». Патриарх не умолчал и о том, что с постановлением Синода об устранении духовенства из двадцаток и приходских советов открыто не согласились нек-рые из действующих архиереев. Они настаивали на том, что реформа приходского управления противоречит «Положению об управлении Русской Православной Церкви», принятому Поместным Собором 1945 г. , Архиерейский же Собор, согласно все тому же «Положению», являлся инстанцией нижестоящей по отношению к Поместному Собору. Этими возражениями прикрывались более серьезные опасения, к-рые не могли быть высказаны в открытой форме. В своем выступлении Патриарх Алексий отметил, что «умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых» (ЖМП. 1961. 8. С. 6). Однако для большинства настоятелей, лишившихся властных полномочий в приходе, удержать приходскую жизнь от духовного разорения, опираясь исключительно на свой религиозно-нравственный авторитет, представлялось малореальным. Это и вызывало озабоченность и несогласие епископов, выступивших против введения реформы. Доклад о реформе приходского управления сделал новый постоянный член Синода Тульский архиеп. Пимен (Извеков) , приведя доводы в пользу реформы, ранее использованные Куроедовым в беседе с Патриархом и членами Синода. Все архипастыри, участвовавшие в обсуждении этой темы - митрополиты Крутицкий Питирим, Одесский Борис (Вик) , архиепископы Минский Варлаам (Борисевич) , Саратовский Палладий (Шерстенников) , Кишинёвский Нектарий (Григорьев) , - поддержали внесение изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», подчеркнув, что освобождение настоятеля от адм.-хозяйственных обязанностей даст ему больше времени и возможностей для того, чтобы сосредоточиться на главном - на духовном окормлении паствы. По результатам обсуждения А. С. одобрил изменения, касающиеся 4-го раздела («О приходах») «Положения об управлении Русской Православной Церкви», и утвердил журнальное постановление Свящ. Синода от 18 апр. 1961 г. о мерах по улучшению существующего строя приходской жизни и по приведению его в соответствие с гражданским законодательством «О религиозных объединениях» в СССР.

http://pravenc.ru/text/76504.html

7 сент. 1933 г. на Винницкую кафедру был назначен еп. сщмч. Александр (Петровский) , в 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , 2 июня 1937 г. переведен на Харьковскую кафедру. В управлении В. е. его сменил архиеп. Иннокентий (Тихонов) , к-рый 29 окт. того же года был арестован, в нояб. расстрелян в Виннице. Неизвестно, были ли назначения на Винницкую кафедру в 1938-1941 гг. В 20-30-х гг. титул Винницких носили обновленческие (см. Обновленчество ) «епископы»: Иоаким Пухальский (1925-1926), Иоанн Славгородский (март 1926 - 22 июля 1936), Павел Циприанович (1 янв. 1927 - май 1928), Дмитрий Михальчук (14 сент. 1928 - март 1930), Николай Поликарпов (июль 1936 - 14 дек. 1937). В 1927 г. титул епископа Винницкого носил Сергий, находившийся в григорианском расколе . В окт. 1936 г. Винницкий облисполком издал постановление, в к-ром определялся порядок сноса часовен и крестов на перекрестках и дорогах, что послужило толчком для массового уничтожения правосл. памятников в Винницкой обл. В 1937 г. в епархии (в то время включала в себя территорию Винницкой и Хмельницкой областей) действовали 245 храмов. Храмы начали вновь открываться в годы Великой Отечественной войны . В марте 1944 г. в В. е. действовали 839 церковных общин, 4 жен. мон-ря (к 1955 остались 2 - браиловский во имя Св. Троицы и барский в честь Покрова Пресв. Богородицы), на приходах служили 405 священнослужителей. В авг. 1941 г. большинство правосл. епископов, оказавшихся на оккупированной нем. войсками территории Украины, собрались на Собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной УПЦ во главе с митр. Алексием (Громадским) , к-рая находилась в каноническом общении с Московской Патриархией. Митр. Алексий заботился о замещении пустующих кафедр, 5 авг. 1942 г. во епископа Винницкого был хиротонисан архим. Евлогий (Марковский). После освобождения Винницкой обл. от нем. захватчиков (нач. 1944) В. е. включилась в общецерковное патриотическое движение по сбору средств на нужды фронта, к нач. 1945 г. епархия собрала более 2 млн р. В 1944 г. епархией управлял еп. Максим (Бачинский), к-рого сменил еп. Варлаам (Борисевич ; 13 мая 1945 - 3 янв. 1946). При еп. Варлааме для обеспечения приходов духовенством были организованы богословско-пастырские курсы, на к-рые в 1945/46 г. поступили 40 чел. В марте 1944 г. возобновилось закрытие храмов в Винницкой обл., как открытых во время оккупации, так и действовавших до войны. К 1 янв. 1950 г. в В. е. действовали 717 церквей, к 1 янв. 1957 г.- 601. Гонения усилились в 60-х гг. (см. ст. Хрущёв Н. С.): в 1961 г. количество приходов в епархии сократилось с 513 до 425, в следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Преображенский собор, кафедральным стал собор Рождества Пресв. Богородицы. В нач. 1970 г. в В. е. действовало 337 приходов, в к-рых служил 151 священник. 1989-2012 годы

http://pravenc.ru/text/158694.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010