Предисловие Прочитав название – «Памятка иноку», многие подумают, что в ней приводятся наставления только для монахов, да и написана она, судя по тому, что автор ее – ученый архиерей, сложным академическим языком. Но каково же будет наше удивление, когда мы начнем читать книжку! «Памятка иноку» – это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни – монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной «науке из наук», по выражению святых отцов – о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа. Эти наставления – святоотеческое учение, усвоенное старцем, преломленное через его собственный духовный опыт и изложенное доступным и современным языком в назидание своим духовным чадам и всем нам. Помимо духовных наставлений иночеству, архиепископом Варлаамом были написаны и научно-богословские труды, изданные в начале XX века. Наиболее известны следующие его исследования: «Ренан и его книга «Жизнь Иисуса». Изложение содержания и критический разбор при свете евангельского учения», «Вера и причины неверия», «Теософия перед лицом христианства», «О христианском воспитании детей». Изучая жизненный путь архиерея Божия, мы видим, что его судьба мало чем отличается от множества других подобных судеб того тяжелого времени. Родился архиепископ Варлаам (Виктор Степанович Ряшенцев) 8 июня 1878 года в купеческой семье в Тамбовской губернии. В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию, в 1900-м – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После преподавания в духовных семинариях и училищах в 1906 году в сане архимандрита назначен ректором Полтавской духовной семинарии, в 1903-м – хиротонисан во епископа. Первый раз арестован 23 июня 1919 года «по подозрению в контрреволюции», но уже 5 июля освобожден на основании прошения пяти тысяч верующих. Второй раз арестован в 1924-м и приговорен к двум годам тюремного заключения. В 1930-м снова осужден и приговорен к трем годам заключения в концлагере, далее – ссылка. В 1941-м – снова арест и приговор к десяти годам заключения в лагерь. Умер владыка Варлаам 20 февраля 1942 года в одном из лагерей Вологодской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Сортировать по Исключить новости «Отдать себя служению Церкви». К 45-летию архиерейского служения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Сегодня Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает 45-летие своей архиерейской хиротонии. 26 декабря, 2010 Сегодня Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает 45-летие своей архиерейской хиротонии. Сегодня Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечает 45-летие своей архиерейской хиротонии. «Правмир» републикует фрагменты интервью владыки Ювеналия, данного им газете «НГ-Религии» в 2008 г. Каждая эпоха, каждый длительный отрезок времени представлены в нашем сознании теми или иными персоналиями. Если говорить об истории Русской Православной Церкви в последней трети ХХ — начале XXI века, нельзя обойти вниманием митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). Его жизненный путь тесно связан с историческими вехами в жизни нашей страны и Русской Православной Церкви за последние несколько десятилетий. На протяжении многих лет митрополит Ювеналий представлял РПЦ за границей, в том числе в Германии и Израиле, был управляющим патриаршими приходами в США и Канаде, духовно окормлял русские приходы в Японии. Сейчас митрополит Ювеналий возглавляет Московскую епархию — одну из самых многочисленных в РПЦ. «НГР» попросили митрополита Ювеналия рассказать о своем жизненном пути, об архипастырском служении, поделиться мнением о современных процессах, происходящих в Церкви, озвучить перспективы на будущее. — Ваше Высокопреосвященство, известно, что Ваш отец происходит из старообрядческой семьи. Как повлияли семейные традиции и устои на Вашу жизнь? Кто был Вашим духовным наставником? — Действительно, все родственники моего отца — старообрядцы. Но папа не был практикующим христианином. Поэтому все труды по моему духовному воспитанию легли на мать, которая была глубоко верующим человеком. Она являлась духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), который претерпел много гонений за свою веру. Мама даже посещала его в ссылке. Ее рассказы об исповедничестве владыки Варлаама ложились на мою детскую душу.

http://pravmir.ru/otdat-sebya-sluzheniyu...

1. Изложение теософского учения Первое теософское общество основано было в 1875 году. Во главе его стала наша соотечественница Елена Петровна Блаватская и полковник Олькотт. Одно время к нему принадлежал известный наш писатель романист В. Соловьев. Из западной Европы, из Лондона и Парижа, общество это перешло и к нам, благодаря главным образом популяризации и прославлению личности Е. П. Блаватской сестрой ее, тоже известной писательницей Желиховской. Теперь общество это издает в России несколько журналов, как то: «Теософское Обозрение», «Теософская Жизнь», «Вестник Теософии» и др. Видными писателями, кроме покойной Блаватской, являются: Анна Безант, д-р Штейнер, К. Д. Кудрявцев, Председательница нынешнего теософического Общества А. Каменская и др. Что же такое теософия? В переводе с греческого слово это означает «богомудрие» или «божественную мудрость». Присваивая себе такое высокое наименование, теософское общество, конечно, хотело всем показать, как высоки его задачи. Действительно, своей целью теософия ставит: в деле религии поведать миру еще неслыханное слово, согласить веру и знание, религию и науку; далее, объединить в духе братства все народы, поднять нравственный уровень человечества и оздоровить его жизнь, – наконец всем указать путь к высшей мудрости и познанию того мира – привести людей к единению с Божеством. Не правда ли, какие высокие и заманчивые обещания? Не к этому ли сводятся все заветные мечты людей? Добиться согласия веры и знания, найти врачество от зла, прийти к Богу и блаженному общению с Ним, – что может быть выше и вожделеннее этого? И христианство , будучи божественной религией, не может дать больших обещаний. Поэтому, интерес, проявляемый к теософии, понятен; понятно и увлечение ею, тем более, что учение свое она излагает не в простоте и безыскусственности евангельской истины, а в высоких, изысканных формах, в замысловатом, красивом стиле, с обещанием человеку чуть ли не на каждом шагу всяких чрезвычайных познаний; и все это делается с таким таинственным видом, что вам начинает казаться, будто высший мир действительно вот-вот откроется пред вами, вы увидите небо и само Божество. О, если бы только все это было правдой!

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

II. Процесс богопознания Большинство, вероятно, думает, что и до познаний о Боге человек доходит, главным образом, путем рассудочной деятельности; почему прежде, чем поверить в известную богооткровенную истину, ныне обычно сначала требуют ее рассудочного доказательства. Представление о деле ошибочное. Правда, прежде чем уверовать во Христа, нужно слышать о Нем, – так сказать, узнать о Нем рассудком, умом; но от этой мысли о Христе до твердой веры в Него и до познания Его еще далеко. Ныне все имеют понятие о Христе и Его деле, однако не все веруют, тем более твердо и искренно. Истинный и полный процесс познания никогда не ограничивается деятельностью одного ума, а непременно слагается из деятельности всех сил человеческого духа: ума, чувства и воли. Таков, по крайней мере, процесс познания видимого мира – познания, отличающегося большой степенью достоверности. Так, человек обычно не только мыслит о предмете, но и старается чувствовать его, видеть, осязать, слышать, старается волей своей войти с ним в те или другие живые отношения. Отсюда явилось и особое название такого познания – «опытное», в отличие от другого, отвлеченного, или умственного, познания. По степени достоверности оно, конечно, самое высокое. Участие всех сил человеческого духа в познании необходимо и по самому существу дела. Потому что душевные силы наши тесно связаны между собой, одна дополняет другую, одна проникает и усиливает деятельность другой; например, чувство проникает и сопровождает всякое действие человека; оно же иногда подсказывает человеку то, чего не видит его ум. Особенно полно и близко узнает человек предметы тогда, когда своей волей входит с ними в живое общение. Без этого живого общения и наблюдения всякое познание, ограничивающееся работой одной мыслительной силы, по необходимости будет недостаточным и неполным, а часто и ошибочным. В самом деле, много ли мы знали бы, например, о растениях, если бы все наше знание ограничивалось одним знакомством с ними по книге, если бы мы не видели их, не сажали и не растили их? Много ли мы знали бы о музыке, если бы изучали только по книге гаммы, а не услаждали своего слуха и сердца высокими и приятными мелодиями? Вообще, если человек не входит с предметом в живые отношения, не наблюдает и не чувствует его, а знакомится с ним понаслышке, по книге, у него составляется о нем самое бледное представление, всегда неглубокое, а иногда и превратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

IV. Путь к вере Мы раскрыли теперь процесс богопознания, отметили, какое участие принимают в нем духовные силы человека, уяснили и природу веры, указав условия, при которых она становится ясновидящей, превращается в опытное знание. Остается все наши выводы о законах духовной жизни перенести в условия обычной жизни человека и показать, каким образом, чрез совершение каких подвигов может здесь маловерующий и неверующий прийти к вере – и не к вере только рассудочной, гадательной, а к вере убежденной, сердечной, видящей горний мир и опытно знающей его, – к вере, которая соединяет человека с Богом и делает его блаженным. Подвиги, которые потребуются здесь, находятся, конечно, в тесной связи с духовным состоянием грешника; поэтому прежде, чем указывать лекарство, опишем болезнь, изобразим внутреннюю настроенность грешника и те ее характерные черты, которые способствуют развитию неверия. После сказанного в предыдущих главах сделать это уже нетрудно. Главное несчастье, отражающееся на всей духовной жизни грешника, в том, что он отпал от Бога, Источника этой жизни; отпав от Бога и в то же время не имея источника жизни в себе, всякий грешник обрекается на духовное умирание, и вся его жизнь получает превратное направление. Грешник живет своим особым внутренним миром, особыми настроениями, которые исключают всякое памятование о Боге, тем более – живое и деятельное стремление к Нему и познание Его. Тут – другие цели, другое направление ума, сердца и воли. Разлученный с Источником жизни, Который один только может напитать душу, грешник ощущает внутри себя великую пустоту, которая мучит его и разжигает в нем неопределенную, но и непрестанную жажду. Человек устремляется тогда ко всевозможным предметам мира и старается ими заполнить себя, но, становясь как бы бездонной пропастью, желанного наполнения не чувствует. Оттого грешник весь свой век в поте, в трудах и хлопотах, никогда не бывает в себе – наоборот, бежит от себя, боясь своей внутренней пустоты. Поэтому первая характерная черта грешника – отпадение от Бога и богозабвение, отсутствие самособранности, внешняя многопопечительная жизнь в мирской суете.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Введение Нет, кажется, вопроса более насущного и жизненного, более назревшего и наболевшего, как вопрос о воспитании детей. В самом деле, в нем – залог семейного счастья, в нем – основа благополучия общества, в нем – крепость народов, в нем – краса и счастье жизни, но, как это ни странно, в нем же и возможный источник великих несчастий, омрачающих жизнь человека. Так велик и важен этот вопрос. При всем том ни один вопрос не обходился всегда обществом с таким невниманием и пренебрежением, как опять вопрос о воспитании. Современные интеллигентные люди без конца готовы интересоваться и спорить о формах правления, об устоях общественной жизни, о разных философских и литературных течениях – только не о семье и воспитании детей. Объясняется это отчасти тем, что дело воспитания – не видное и скромное, между тем требует серьезного труда, самоотвержения и даже подвига; современный же человек готов все допустить и со всем помириться, только не с самоотвержением и подвигом, ибо смотрит на жизнь с точки зрения удовольствия. Не интересуясь воспитанием и не понимая его, современные родители отдают своих детей на попечение мамок, нянек и разных гувернеров, в лучшем случае оставляя за собой лишь самый общий присмотр и общие указания. Положение – ненормальное: в самом деле, может ли посторонний человек, даже добрый и порядочный, заменить ребенку мать? Ведь ребенок – плоть от плоти и кость от кости матери; его душа – как бы часть души матери, и нет той силы, которая могла бы сравниться с силой матери по влиянию на ребенка. Отдавать духовное воспитание ребенка в чужие руки – значит отказываться от своего ребенка. В школьный период родители, кажется, еще меньше заботятся о детях: тут вся ответственность слагается ими уже на школу, и ее обычно винят во всех умственных и нравственных недочетах детей. Приговор – строгий и несправедливый. Потому несправедливый, что главная основа характера, все добрые задатки должны быть привиты ребенку еще с детства, до школы: ибо никакая школа, даже самая идеальная, не сделает того, что в свое время упустили сделать родители, тем более не исправит того, в чем в свое время погрешили родители. Потому и апостол Павел заповедует отцам воспитывать детей своих «в учении и наставлении Господнем» ( Еф.6:4 ) – а не учителям и учительницам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Воистину воскресе! Взаимно приветствую Вас, и деток Ваших, и родных с наступившим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости. Простите, что не сразу отвечаю: устает голова и от обычного правила, и не может ясно выразить мысль. Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю, трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст. Теперь, судя по сложившейся обстановке, пришло время переменить квартиру для м.Р. Довольно погостила у Вас. Пусть поживет у сестры, братьев, а еще лучше у м.В. Посмотрите сами, как и где удобнее будет ее устроить. И в будущем, если бы, паче чаяния, пришлось ее на время взять к себе, то выговорить себе и помощь от родных ее, в виде переводов, что ли, на которые можно было бы указать вопрошающим. Помоги Вам в этом Господи, и я буду о сем просить. Ее проделкам и озорству не удивляйтесь; она вроде одержимой, и за свои ли грехи, или для нашего испытания, – а грехов у нее не больше, чем у нас, даже, может быть, и меньше, если ей мало дано и талантов благодати, – об этом ведает только Господь. Нам же сказано ни пред каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность и отсутствие озорства: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что и Вы не считайте время, проведенное с Р. для себя пропащим: где терпение, там больше спасения; сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной с плохим молитвенным настроением. Такова истинная расценка подобных вещей. Вероятно, Клавдюша Вам пишет. При случае располагайте ее к простоте, терпению, кротости, чтобы не заниматься помыслами (не беседовать с демонами), а стараться всем делать добро ради Господа и никогда не унывать: все прощается кающемуся. Унылый не верит в милосердие Божие, а основывается на своих гнилых подвигах и якобы исправлениях. Крестная много ей об этом твердила, но она склонна забывать и носится с собой, как курица с яйцом. Постоянно ставит термометр к своему настроению. Увы, плоды себялюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г. по инициативе Могилёвского и Мстиславского еп. Виталия (Гречулевича) . Как и мн. др. епархиальные издания, «М. е. в.» разделялись на офиц. и неофиц. части с раздельными годовыми пагинациями. Особенностью журнала был разнобой в нумерации частей: напр., в 1888 г. 1, 2/3, 4, 5, 6/7, 8 офиц. части соответствовали 1/3, 4/5, 6/8 неофициальной части, а 33-36 содержали только офиц. часть. По замыслу редакции, офиц. часть являлась «органом епархиального начальства», неофициальная - «органом местного духовенства» (От редакции//Могилёвские ЕВ. 1883. 8. С. 170-172). С начала издания по 1904 г. журнал выходил 3 раза в месяц, в 1905-1917 гг.- 2 раза в месяц, издание неофиц. части прекратилось на 6 (15 марта), офиц. части - на 20 (15 дек.) за 1917 г. Первые 20 лет журнал издавался силами Могилёвской ДС, редакторами офиц. и неофиц. частей были в 1883-1890 гг. преподаватель Д. И. Тихомиров (во время его отсутствия должность исполняли преподаватели И. И. Лукин, смотритель Могилёвского ДУ Е. И. Никольский (впосл. митр. Крутицкий Евсевий ), И. П. Трусковский), в 1890-1902 гг. И. К. Пятницкий (должность исполняли также Ф. А. Жудро, Н. И. Шелепин, Лукин). С 1903 г. в семинарии редактировалась только неофиц. часть, редакторами были в 1903-1912 гг. Пятницкий, в 1912-1917 гг. А. Малевич. Редактирование официальной части с 1903 г. было передано в консисторию, ее редакторами были секретари консистории: в 1903-1908 гг.- В. В. Добровольский, в 1908-1917 гг. П. Н. Сахаров (в 1908 и 1911 неск. номеров редактировал временно исполнявший обязанности секретаря В. И. Огородников). С 15 апр. по 15 нояб. 1917 г. вместо неофициальной части «М. е. в.» выходил 2-недельный религиозно-нравственный ж. «Воскресение», всего выпустили 13 номеров, редакторами были председатель Богоявленского братства еп. (впосл. архиеп. Пермский) Варлаам (Ряшенцев) , Малевич, Д. И. Довгялло.

http://pravenc.ru/text/2563896.html

Памятка иноку Наставления преосвященного старца 1. Монашество есть путь покаяния и очищения души от страстей, что достигается удалением от мира и мирской суеты, так как мир лежит во зле. Очищается душа постом, молитвой, сокрушением и плачем о грехах, всяким терпением и злостраданиями, усердным несением трудов, а прежде всего и главнее всего, исполнением заповедей Божиих. Сюда входят десять заповедей из Ветхого Завета (Синайское законодательство): 1) знай и люби Господа, 2) не твори себе кумира, 3) не клянись, 4) чти праздники, 5) почитай родителей, 6) не убий, 7) не прелюбы сотвори, 8) не лжесвидетельствуй, 9) не укради, 10) не желай худого и чужого, – и заповеди Господни из Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Короче, все заповеди можно свести к двум: 1) возлюби Господа всей душой и больше всего на свете, 2) возлюби ближнего своего, как самого себя, а себя отвергнись. Ищи не покоя, а богоугодных трудов, распинай плоть свою со страстями и похотями. 2. Изучение и исполнение заповедей Божиих есть основа всей духовной жизни, так как всякая заповедь непременно врачует какую-либо страсть в человеке, и без них никак нельзя очиститься от грехов и исцелеть душой. Никакие подвиги, даже пост и молитва и участие в службе церковной, не помогут, если человек не будет стараться быть смиренным, кротким, правдолюбивым, милостивым, целомудренным, миротворцем, терпеливым, незлобивым, всех любящим, как учил Христос ( Мф.5 ). Но это начало духовной жизни, увы, многими забывается и не считается главным, и монашество многими понимается как жизнь из внешних подвигов поста и молитвы, церковной службы и труда на послушаниях без постоянного очищения души от страстей и распятия себя. Поэтому такие и гордятся, и злобствуют, и собирают сокровища, и живут по прихотям, даже нарушая чистоту, но исполняют посты и молитвенные правила, конечно внешне и рассеянно, и в этом полагают надежду спасения. Только всуе надеются: такого внешнего благочестия гнушается Господь, и если душа в страстях, то и дух бывает мертв для Бога. Так по действию вражию незаметно получается у них полное извращение монашеской жизни, и монашество у них бывает видимо только в одежде, в поклонах, во внешних делах, но не в творении заповедей Божиих, не в смирении, кротости, чистоте, милосердии, терпении, не во врачевании души. И Господь строго осудил это в той же Нагорной беседе, укоряя лицемеров ( Мф.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РЯШЕНЦЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам (Ряшенцев), еп. Гомельский. Фотография 1913 года (РГИА) Еп. Варлаам (Ряшенцев) 6 февраля 1928 г. в составе группы ярославских архиереев во главе с митр. Агафангелом архиеп. Варлаам подписал обращение к митр. Сергию, в котором говорилось об отделении ярославских архиереев от митр. Сергия и учрежденного при нем Временного Патриаршего Свящ. Синода с сохранением подчинения находившемуся в заключении патриаршему местоблюстителю сщмч. Петру (Полянскому) . 11 апреля 1928 г. митр. Сергий и Временный Священный Синод отстранили архиеп. Варлаама от управления Любимским викариатством и временно запретили в священнослужении с требованием в месячный срок подать письменное отречение от обращения 6 февраля. Варлаам запрещению не подчинился. Вскоре, как впоследствии свидетельствовал сам архиеп. Варлаам, ярославские епископы поняли, что, хотя «обращение его [митр. Сергия.- ред.] вводит в заблуждение верующих, но... открытая борьба приведет к разгрому. В данных исторических условиях... раскол, вызванный нашим обращением, ведет к ослаблению Церкви». 10 мая 1928 г. митр. Агафангел, архиеп. Варлаам и викарный Ростовский еп. Евгений (Кобранов) направили письмо митр. Сергию с разъяснением своей позиции: «Мы... не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием... Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религ. совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». В Ярославской епархии вплоть до кончины митр. Агафангела богослужебное поминовение митр. Сергия и прошения на ектеньях о властях не совершались. 30 мая 1928 г. запрещение в священнослужении с архиеп. Варлаама было снято. Осенью 1928 г. по просьбе тяжелобольного митр. Агафангела архиеп.

http://drevo-info.ru/articles/27148.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010