Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иноки Корнилий и Виталий. Рисунок. 1-я треть XIX в. (ГЛМ) (Конон; ок. 1570, деревня на р. Тотьме - 30.03.1695, скит в Выговском суземке), инок, один из основателей Выголексинского общежительства . Сведения о К. В. содержатся в его Житии, составленном в 20-х гг. XVIII в. его бывш. келейником и учеником иноком Пахомием; в 1731 г. Житие было переработано в традициях выговской лит. школы Трифоном Петровым (1-ю редакцию Жития издал Д. Н. Брещинский). К. В. род. в крестьянской семье. В юности почувствовал тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к знаменитому аскету Капитону , однако тот не принял К. В., ссылаясь на его юность, и направил в Корнилиев Комельский мон-рь , где К. В. был пострижен в монашество (ок. 1588) и стал пономарем. В Комельском мон-ре К. В. провел 24 года. После смерти своего келейного отца отправился странствовать, обойдя много городов и обителей (в т. ч. Троице-Сергиев (см. Троице-Сергиева лавра ) и Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ри), оказался в Москве (жил в мон-рях Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех, Новоспасском московском в честь Преображения Господня, Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы ). В 1619-1620 гг. был келейником Иерусалимского патриарха Феофана IV , когда тот находился в Москве. Трудился пекарем сначала у Московского патриарха Иоасафа I (1634-1640), потом в Новгороде, у митр. св. Аффония (1635-1649), участвовал в его погребении (1652). К. В. неоднократно предлагали священство, но он всякий раз отказывался. В нач. 50-х гг. XVII в. патриарх Иосиф поручил К. В. «надсмотрение над попами и дьяками» кремлевского Архангельского собора, К. В. должен был «ковать и смирять за некоторыя погрешения». Когда на Патриарший престол был возведен Никон (1652), к которому, предвидя церковную «смуту», К. В. еще в Новгороде отказывался идти под благословение, К. В. покинул Москву и вместе с Досифеем (впосл. игумен Николо-Беседного мон-ря) бежал на Дон. После 3-летнего пребывания на Дону К. В. 12 лет укрывался в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни ; когда и здесь были введены новые обряды и книги, начал скитания по Северу, в Олонецких пределах. 3 года жил в келье близ р. Водлы, 3,5 года - на Кяткозере, из них 2 года - с Епифанием , буд. сподвижником протопопа Аввакума Петрова ; позже К. В. состоял в переписке с пустозерскими узниками. Преследования властей заставляли К. В. постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисленные последователи, ок. 100 чел. жили в его поселении на р. Выг, у К. В. приняли постриг старообрядческие иноки Серапион, Варлаам (Быков) .

http://pravenc.ru/text/2458717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Быков Василий; 2-я пол. XVII в.- 20-е гг. XVIII в., Кодозерский скит), старообрядческий инок. Из посадских людей г. Каргополя. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. молодым человеком жил бельцом в каргопольском Спасо-Преображенском мон-ре, где стал учеником мон. Германа Коровки , бежавшего из Соловецкого мон-ря во время его осады царскими войсками в 1668-1676 гг. (см. Соловецкое восстание ), проповедовавшего в Поморье сопротивление богослужебным реформам, пойманного и сосланного «под начал» в каргопольский мон-рь. Вскоре после побега Германа из Спасо-Преображенского мон-ря Быков также покинул монастырь и скитался по берегам р. Андомы и Водлозера (Олонецкий у.), где нашел своего учителя. Соединившись с ним, направился на р. Выг к Тамбичозеру, здесь Быков и Герман поставили келью, позже были схвачены воинской командой и доставлены в Новгород в Новгородский разряд. После допросов Быков был отослан «под начал» в Антониев Сийский мон-рь . Через год он совершил побег и, вновь соединившись с Германом, направился в Заонежье. Не имея постоянного пристанища, Быков и Герман долгое время скитались по берегам р. Выг. К этому периоду относится тесное знакомство Быкова с Е. Ивановым , проповедником самосожжений . После 2-й палеостровской «гари» 23 ноября 1688 г., в организации к-рой Быков принимал активное участие (в ней погибли Герман и Иванов), Быков продолжил проповедь старообрядчества на берегах Выга, принял постриг с именем Варлаам от инока Корнилия и, выбрав место для поселения, собрал около себя общежительство в 70 чел. В период неурожаев 1705-1713 гг. перешел с братией на новое место, через некоторое время поселился в Кодозерском скиту, подчинявшемся Выголексинскому общежительству . Скончался в возрасте ок. 70 лет в скиту, там же был погребен. Как один из первопоселенцев, к тому же знаток Свящ. Писания и скитского устава, имевший тесные связи с почитаемыми в старообрядчестве лицами, В. пользовался особым почетом в Выговском общежительстве. Имел большое число духовных детей, среди к-рых были А. Денисов и Д. Викулин . Участвовал в обсуждении дел общежительства, помогал советами настоятелям и выборным от скитов. Известна подпись В. под соборным постановлением 1719 г.

http://pravenc.ru/text/154177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Даниил Викулин. Настенный лист. Выг. Нач. XIX в. (ГИМ). Фрагмент Даниил (1653 - 12.10.1733, Выговское общежительство), видный деятель старообрядчества, основатель Выголексинского общежительства . Именем В. называется согласие старообрядцев-беспоповцев, ведущее начало из Выговского мон-ря: данилово согласие, даниловщина (см. Поморское согласие ). В. жил в Новгороде, затем был дьячком в церкви с. Шуньга в Заонежье (до 1682). Уже в это время он тесно общался с проповедниками старообрядчества в Поморье, выходцами из Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря иеродиаконами Игнатием и Пимином. Духовным отцом В. был др. известный деятель старообрядчества - игум. Беседного во имя свт. Николая мон-ря Досифей, позже старец Варлаам (Быков) . Во время усиления гонений на старообрядчество во 2-й пол. 80-х гг. XVII в. В. скитался по побережью Белого м. Придерживался взглядов о допустимости самосожжения «по нужде». В 1691 г. по просьбе старообрядцев вернулся в новгородские пределы и поселился вместе с ближайшими соратниками, в т. ч. Петром Прокопьевым , на оз. Сарозеро, в келье Игнатия Соловецкого, откуда в 1692 г. они перешли на р. Рязанку, в кельи Емельяна Повенецкого. Сюда стали приходить окрестные крестьяне, жители Москвы, Н. Новгорода, др. городов, поселение быстро разрасталось. В. неоднократно выходил в окрестные села, проповедуя старообрядчество, подвергался преследованиям, однако пойман не был. В 1694 г. вместе с А. Денисовым (см. Денисовы ) В. основал Выголексинское общежительство, был его первым киновиархом, сохранял руководство духовной жизнью обители до самой смерти (светские дела в 1702 были переданы А. Денисову), имел много духовных детей. После того как Выговское общежительство было приписано к олонецким Петровским заводам (1705), летом следующего года В. руководил экспедицией по поиску железной руды в районе Выговской пуст. В 1718 г. подвергся аресту на Петровских заводах в связи с намечавшимся правительственным розыском по Выговскому общежительству, но благодаря хлопотам выговцев и ходатайству начальника заводов В. И. Геннина вскоре был отпущен. В 20-х - нач. 30-х гг. XVIII в. без благословения В. на Выге не совершалось ни одно начинание, будь то строительство в муж. и жен. мон-рях, контакты с властями, оказание помощи др. старообрядческим общинам. В. имел дочь Анастасию, к-рая жила в Лексинском мон-ре; в кон. XVII в. вывез из Устьрецких заводов на Выг свою сестру (имя неизвестно) с мужем Л. Баталовым и детьми.

http://pravenc.ru/text/158610.html

23.11.2007 19:44 Версия для печати Вчера в Москве в Доме Пашкова объявили лауреатов Национальной литературной премии " Большая книга " . Первую премию получила Людмила Улицкая за роман " Даниэль Штайн, переводчик " .    Как известно, у премии " Большая книга " самое необычное жюри -- более ста академиков голосуют по десятибалльной системе. В нынешнем году, по-видимому, отнюдь не все члены жюри поначалу видели среди финалистов автора, достойного первого приза (3 млн руб.). Тем не менее в конце концов все премии были вручены. И даже обнаружились дополнительные призы. По статуэтке за " Вклад в литературу " получили Андрей Битов и Валентин Распутин. Премией " За честь и достоинство " посмертно был награжден поэт и издатель Илья Кормильцев. Среди кресел для финалистов пустовали места Виктора Пелевина и Дмитрия Быкова. Господин Быков потом подъехал, а Виктор Пелевин, которому в этот день исполнилось 45 лет и которого поздравили со сцены, так и не появился. Между тем именно Виктор Пелевин занял третье место в интернет-голосовании и должен был получать приз зрительских симпатий. Первое и второе места в интернет-голосовании заняли Людмила Улицкая и Дина Рубина. Результаты этих своеобразных праймериз были объявлены, а подсчет голосов " высокого жюри " все никак не завершался. После затянувшейся нервной паузы третьего лауреата " Большой книги " объявил Александр Кабаков. Приз в 1 млн руб. получила Дина Рубина за роман " На солнечной стороне улицы " . Госпожа Рубина поблагодарила литературную академию и свою семью, " которая вместо матери, жены и дочери имеет чудовище, изрыгающее тексты " . Второе место и 1,5 млн руб. достались книге " Алексей Толстой " Алексея Варламова, который тоже поблагодарил свою семью, терпящую дома присутствие Михаила Пришвина, Григория Распутина и Михаила Булгакова,-- обо всех этих авторах господин Варламов тоже написал по книге. Лауреат поблагодарил затем и Алексея Толстого,-- и эти слова стали своеобразным римейком прошлогодней речи Дмитрия Быкова, который, получив " Большую книгу " за жэзээловскую биографию Пастернака, тоже благодарил своего персонажа. Наконец, главного лауреата объявил генеральный директор Российской государственной библиотеки Виктор Федоров. Выбор литературной академии продублировал выбор пользователей интернета: лучшим романом года стал " Даниэль Штайн, переводчик " Людмилы Улицкой. Писательница скромно заметила, что всегда считала себя " мастером второго места " . Но затем все-таки поправилась, отметив, что ее роман -- и вправду " большая книга " : " И по объему -- длинная, и сил много отняла " . Господин Федоров тут же пообещал отправить " Даниэля Штайна " прямо на полку в библиотеке.   Лиза Новикова 23 ноября

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 27.02.2021 Издатель милостью Божьей Не стало главного редактора издательства " Молодая гвардия " Андрея Петрова. Он ушел от нас после тяжелой болезни на 62-м году жизни Павел Басинский Даже не знаю, какими словами оценить эту потерю для современной русской литературы, для всех тех писателей, историков, филологов, с которыми он работал. А нас много. Это Алексей Варламов, Дмитрий Быков, Людмила Сараскина, Владимир Новиков, Майя Кучерская, Александр Архангельский, Игорь Волгин, Захар Прилепин, Алиса Ганиева, Лев Данилкин, Сергей Шаргунов… да разве всех перечислишь! Я называю близкий мне круг писателей, а он работал с десятками авторов. Он родился в Лобне Московской области, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института. Работал учителем истории и обществоведения московской средней школы 874. В 1989 году пришел в " Молодую гвардию " . Через несколько лет стал заведующим редакцией серии " ЖЗЛ " , а в 1996 году был назначен главным редактором издательства. Все лучшие биографии старейшей в России книжной серии " Жизнь замечательных людей " за последние несколько десятилетий выходили не только под его пристальным, но любовным приглядом, но и часто были инициированы им. Он был настоящим мотором серии и в то же время ее душой и ее лицом. Красавец, человек редкого обаяния, добрый, в меру ироничный, всегда открытый для общения и споров, он распахивал двери своего кабинета для всех талантливых людей, и каждая минута общения с ним была наполнена каким-то теплом и светом. Это был редактор, издатель, для которого автор - вроде самого близкого родственника или товарища. Вспоминаю свои встречи с ним, когда мы работали над моими книгами о Максиме Горьком и Льве Толстом... У меня иногда возникало такое чувство, что выходу моих книг он радовался чуть ли не больше, чем я. Но ведь так он работал с каждым из нас. Все мы обязаны ему. В каждой из наших книг есть частица его светлой души. Большой друг " Российской газеты " , Андрей Петров не раз бывал у нас. Последний раз это было, если не ошибаюсь, перед прошлым Новым годом. Пришел в отдел культуры, просто чтобы нас поздравить. Шутил, ерничал. И, как бывало с ним всегда, очаровал всех, особенно тех, кто видел его впервые.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

36-летний Святослав Белов, сын известных советских актёров Юрия Белова и Светланы Швайко, сегодня живёт и трудится в Антониево-Сийском монастыре. Сюда, в архангельскую глушь, его привела переломанная наркотиками судьба, здесь он залечивает душевнее раны, пытается начать жить, как он говорит, «по-человечески». Две недели назад он прилетел из Москвы, со съёмок передачи «Пусть говорят»… Девушка с Кипра Фото Натальи Поповой …Лёгкий морозец, мартовское солнце нещадно бьёт в глаза так, что поднять голову и рассмотреть купола невозможно. В окрестностях монастыря – звенящая, как всегда здесь, тишина. Огромные ворота распахнуты, но входить нельзя: послушник выдаёт видавшую виды юбку на тоненьких тесёмках, обернувшись в которую, ступаю на территорию... «Святослав! – кричит мой сопровождающий. – Выходи! Стесняешься, что ли?» Из-за дома, где располагается чайная, выходит скромный симпатичный молодой человек в джинсах и лёгком ватнике. Вьющиеся волосы забраны в пучок. Улыбается. Здоровается. Говорит, что ждал гостей. Прищуривается от яркого солнца. А в глазах его, замечаю, -тяжёлая болезнь. Все десять «больных» и одиноких лет в глазах его. Мы идём в дом, где можно уединиться и поговорить. Святослав заводит разговор сразу и обо всём. Он говорит тихо и жадно, может быть, потому что я случайная собеседница? Рассказывает, что после передачи начали приходить письма, получает их настоятель монастыря отец Варлаам. «Девушка с Кипра написала, сама с Украины, – рассказывает с улыбкой Святослав. – Хочет познакомиться, приехать в Архангельск, или я бы к ней приехал». Святослав говорит это, а сам не верит в то, что говорит. Поедет ли он когда-нибудь на Кипр? Впрочем, всё возможно в его жизни. Мы присаживаемся за чашкой чая и тут уже его не остановить. Его история – не единственная, таких, как он, много, только он очень хочет вырваться, устал. «Это ловушка» «Последнее время я не подарок, – грустно шутит он. – Вся эта свистопляска началась, когда мама умерла, это был 1999 год, мне было тогда 23 года. Как мама умерла, я сразу же попал в тюрьму, отсидел за хулиганство 2,5 года. Как я желал бы, чтобы всё по-другому было. Но для чего-то нужны были эти 13 лет? Я окреп сейчас, я такой был мальчик избалованный, наивный. После школы нигде не учился, чем занимался? Да ничем. Поработал у Ролана Антоновича Быкова, хотел в институт культуры поступать. Но там не сложилось, потому что меня первый раз арестовали с наркотиками и суд был, бумага пришла на студию. Ролан Антонович помог мне тогда, характеристику хорошую написал, в общем, мне условно год дали. Мы недолго успели с ними пообщаться, но я был очень близок с ним. Быков знал моё состояние, знал, что я наркоман. Он говорил: «Я тебя вылечу. Я тебя сдам знакомому врачу». Я тогда был очень увлечён работой с ним.

http://pravoslavie.ru/52564.html

– Конечно! Книги Льва Данилкина и Шамиля Идиатуллина – очень хороший выбор. Но и многие другие работы достойны быть в тройке. Все талантливое должно отмечаться. Но на самом деле премия – это не причина праздновать победу, а стимул для дальнейшего движения и повод надеяться на то, что больше людей прочитают не только мою книгу, но и книги прекрасного русского писателя Валентина Петровича Катаева. Либо заново, либо впервые. – В Вашей книге описывается, как юный Валя Катаев горько переживал смерть Льва Толстого. В других биографиях тоже упоминаются сильные впечатления людей прошлого, вызванные уходом Чехова, Толстого… Сейчас подобное сложно представить. Почему человек больше не боготворит деятелей искусств? – Лев Толстой воспринимался как пророк, как фигура вровень с главными государственными институтами. Он действительно во многом был «Зеркалом русской революции». И копившаяся веками народная энергия обновления преобразовалась в эти поминки, которые прокатились по всей России. Потому что, кроме того, что Толстой – гений, классик прозы мирового уровня, он еще и человек, во многом выражавший настроение общества и ощущения многих образованных людей. Толстой как бы постоянно напоминал о том, что в мире что-то идет не так. Это был действительно настоящий титан. Разумеется, уход такой личности не мог не произвести впечатления на интеллигенцию. – Но если сегодня нет писателей, равных Толстому, то, может быть, есть писатели, равные Катаеву? – Мне кажется, такое сопоставление всегда достаточно приблизительное. Говорить, что этот – гений, этот – талантлив, этот – подает надежды, как-то не очень правильно. Потому что каждый писатель определяется своим «калибром» и «контекстом». Но Валентин Петрович Катаев во многом незаслуженно задвинут куда-то едва ли не в третий ряд. При этом, на мой взгляд, его проза была едва ли не лучшей в советской литературе. И не только поздняя, но и ранняя. Я думаю, что сегодня в России ежегодно издается штук пять отличных книг. У нас – замечательная яркая проза. Кстати, Катаев давал один из рецептов хорошей литературы: умелое сочетание повествовательного и изобразительного. В моем поколении немало авторов, владеющих этим приемом. Я считаю, то, что пишут Захар Прилепин и Михаил Елизаров – это очень круто и ярко. Но мне нравятся писатели разного возраста, разных убеждений. Среди моих предпочтений и Эдуард Лимонов, и Дмитрий Быков, и Ольга Славникова. Очень интересно то, что делают на стыке документалистики или даже, переходя полностью в документалистику, Леонид Юзефович, Алексей Варламов (прим. лауреат Патриаршей литературной премии), Павел Басинский. Есть авторы, книги которых ждешь с нетерпением. Среди них, например, Алексей Иванов и Роман Сенчин. Я думаю, что в целом можно прямо говорить: кроме нефти и газа у нас есть замечательна русская литература.

http://new.izdatsovet.ru/news/sergey-sha...

Тут даже комментировать нечего. Потому что вся история его жизни – она о том, как он донырнул. – В книге вы упоминаете «байки про дремучего алтайского мужика». А какие ещё мифы окружали Шукшина? Мешают ли они понимать его или, наоборот, помогают? – Например, миф о его антисемитизме. Об этом довольно злобно писали Юрий Нагибин и Фридрих Горенштейн. А между тем никаких доказательств у них нет. Да, Шукшин абсолютно национальный, русский писатель, но при этом ни грана национализма у него не было. Зато есть свидетельство о том, как после съёмок в фильме Аскольдова «Комиссар» Шукшин сказал о герое, которого сыграл Ролан Быков: «Он прекрасный человек, он замечательный семьянин. Но он не может сам себя защитить. А мы сильные, мы русский народ, мы обязаны его защитить». Что же касается того, помогают мифы или нет, – чем больше их вокруг человека, тем он интереснее. – В одном из своих интервью вы сказали, что Шукшин «мстил по-гамлетовски – через творчество». Он – Гамлет или всё же Дон Кихот? – Ну точно не Дон Кихот. А про Гамлета я имел в виду именно то, что мысль об отце, расстрелянном в 1933 году за мнимое преступление против советской власти, никогда его не оставляла. По воспоминаниям Василия Белова, Шукшин хотел снять фильм о восстании зэков на Чукотке. Но как человек трезвый и прагматичный, он понимал, что запустить такой фильм невозможно, и так у него возник замысел картины по своему роману «Я пришёл дать вам волю» о вечном русском противостоянии народа и государства. Но ему и её не давали снимать: «Что, русский бунт хочешь показать? Не надейся, не выйдет». Но не на того напали. Он всё равно добился разрешения, охмурив члена Политбюро товарища Демичева, поменял киностудию, договорился с Бондарчуком, а когда стало понятно, что его не остановить, Шукшина нашли мёртвым в каюте корабля «Дунай», превращённого на время съёмок фильма «Они сражались за Родину» в плавучую гостиницу. Если бы я писал роман или пьесу о Шукшине, то сказал бы, что, конечно, его убили. Потому что другого способа остановить этого человека не было. И кстати, очень многие считают, что это и было убийство.

http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=...

Филипп , 1574 и 75. Игнатий , 1579 и 80. Боголеп , 1581–88. Иоасаф , 1591–98. Левкий , 1598–1610, убит. Феодосий , 1610–22. Евгений , 1625; и 7 дек. 1629. Антоний , 1630–33, сменён 2 авг., а 1 мая 1634 определён в Саввин Сторожевский. Иона , 1633–38, сменён в декабре. Феодосий Волоцкий , бывший игум. Белоезерского Кириллова, определён в дек. 1638–40. Иларион , 1640–43, уволен 9 янв. на покой в Соловки. Иоанн , 1643–49. Варлаам , 1649–52. Архимандриты Сергий , с 1652; упом. игум. в авг., дек. 1655, в окт. 1656; архим. 1656–1668. Сергий 1668 перев. из Переяславского Горицкого; до 1673. Никандр перев. из Спасо-Андрониева? 1673–76. Гавриил перев. из Суздальского Васильевского? 1676–81. (В Новоспасский?). Евфимий , 1681–86, 28 мар. перев. в Чудов. Иов в 1686 перев. из Желтикова; до 1695. Исаия перев. из Старицкого 1695–1709 (упом. в окт.). Митрофан перев. из Московского Богоявленского 1709–11 (sic). Иоасаф Дранник 1712 перев. из Бизюкова; упом. 1714. Глеб , 1716–19, уволен в Чудов мнтрь. Трифиллий Поморцев 1719 перев. из Московского Богоявленского (??). Упом. 1720–23 (sic). Рафаил Заборовский , из флотских обер-иеромонахов, 1723–1725; 15 авг. хирот. в епископа Псковского. Иоасаф Маовский в июне 1726 перев. из Новгородского Антониева, а в 1731 (упом. в мар.) в Бизюков. Иосиф (sic) Веденский в 1731 перев. из Отроча; до нояб. 1738. Гавриил Быков в 1738 перев. из Кашинского Дмитровского. (В июне 1740 казнён). Серапион Лятошевич в 1741 перев. из Отроча, а 30 мар. 1745 хирот. в епископа Можайского. Иоанникий Скабовский в 1745 (упом. 15 нояб.) перев. из Отроча; по 1748. Варлаам Андреевский 28 дек. 1748 перев. из Желтикова; до 1755 (56, апр.); † 11 янв. 1762, на покое в Куряжском. Феодосий Голосницкий 25 мая 1755 перев. из Желтикова, а в 1758 – в Снетогорский. Иннокентий Паскевич 22 июля 1758 назначен из келарей Троицкой Лавры, но, за болезнью, отказался. (В 1804 был жив в Киевской Лавре (sic). Иоасаф 11 сент. 1758 перев. из Отроча; † в 1771. Арсений Верещагин 26 сент. 1771 перев. из Отроча, а 22 дек. 1773 хирот. в епископа Архангелогородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно вспомнить стихотворение Константина Симонова «Жди меня», «В землянке» Алексея Суркова, стихотворения Ольги Берггольц и, конечно же, «Василия Теркина» Александра Твардовского – это был тоже своего рода живой непосредственный отклик. Писательские бригады ездили по фронтам и потом, по горячим следам, создавали не только публицистику, но и художественные произведения. Литература о войне того времени отошла впоследствии в тень, потому что наиболее совершенные художественные произведения создавались все-таки после Великой Отечественной, но она тоже важна – это был первый отклик на события, переживаемые всей страной. – Осмысление войны началось сразу после ее окончания? – Самые глубокие произведения о Великой Отечественной в послевоенный период создавались теми, кто еще недавно воевал сам. Здесь, в первую очередь, стоит назвать «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Несмотря на советское время, на цензуру, на идеологический пресс, было создано очень правдивое произведение, яркое, живое, интересное, которое показывало войну с подлинной, рабочей стороны. Именно отсюда пошла традиция, когда военная литература (как и деревенская литература) в советское время была, пожалуй, наиболее открытой стороной нашего искусства. Вслед за Виктором Некрасовым пришло поколение писателей, ставших профессионалами уже после войны – те, кто потом составит славу военной прозы. Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Константин Воробьев, Виктор Курочкин, Евгений Носов, Владимир Богомолов… Так называемая «лейтенантская проза» – вершина русской прозы XX века, соединяла в себе психологическое, социальное и историческое начало. Это книги, которые не были элементом пропагандистской кампании, это была литература, которую писали от сердца, со знанием дела, и эта литература никогда не устареет. – Именно у этого поколения писателей появляется мысль, что враг – не абстрактный «злодей», а живой человек? – По мере того, как война уходила в прошлое, в литературе шло ее осмысление от несколько условного, плоского, исторически обусловленного изображения в годы самой войны и в первые послевоенные годы – к нарастающей глубине, психологизму, сложности.

http://pravmir.ru/kak-ono-bylo-na-samom-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010