Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Богословие Восточных (нехалкидонских) Церквей (см. также " История Восточных (нехалкидонских) Церквей " ) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ИОАНН [Иваннис ] ( 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви МОНОФЕЛИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе одна воля, в противоположность православному дифелитству, т. е. учению о двух волях Христа МОНОФИЗИТСТВО еретическое учение, согласно к-рому во Христе одна природа; противоположно православному дифизитству, т. е. учению о том, что во Христе две природы, божественная и человеческая, соединенные в Ипостаси Бога Слова МОНОЭНЕРГИЗМ еретическое учение, согласно к-рому в Иисусе Христе имеется одно действие, в противоположность правосл. диэнергизму МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника) ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов

http://pravenc.ru/rubrics/122502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАЛЫЙ [Бардзрабердци, Киликеци] (ок. 1260 - ок. 1326, Киликия), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов). Его часто путают с Варданом Великим , поэтому иногда называют В. М. (упом. под 1286, в то время как Вардан Великий скончался в 1271). Биографические данные о нем сохранились благодаря колофонам, написанным самим же В. М., где он именует себя Киликеци. Учился в мон-ре Грнер у Ованнеса Палтина (брата киликийского царя Хетума, известного в арм. источниках как Ованнес Царебрат [Арк " аехбайр]), основавшего этот мон-рь неподалеку от крепости Бардзраберд (Высокая крепость). Мон-рь Грнер славился своей школой искусства письма. После смерти Ованнеса (1289) В. М. переехал в Гладзор. Вторым своим учителем он называет вардапета Есаи Нчеци, заведовавшего Гладзорским ун-том (1298-1311). В рукописи N 749 (Матенадаран им. Маштоца) сохранилось письмо В. М. к Есаи Нчеци, написанное в стихотворной форме, с акростихом (из первых букв каждого четверостишия складывается имя Вардан) и 2 его сочинения: «Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»» и стихотворное толкование комментария Григория Нисского на «Отче наш». К числу его трудов принадлежат толкования Свящ. Писания, «Четверостишия», произведение о 15 заблуждениях «латинов» (т. е. католиков.- М. Ш.), созданное по просьбе царя Хетума II (1288-1307) и посвященное ему. В.М. приписывается и комментарий к «Грамматике» Дионисия Фракийского. Соч. (на арм. яз.): Энкомий к Григорию Просветителю//Соперк. Венеция, 1853. 5. С. 37-52; Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-98; Четверостишия//Там же. С. 109-111; Гимн на Воскресение Христово//Чраках. 1859. С. 114. Лит. (на арм. яз.): Алишан Г. Сисван. Венеция, 1885. С. 147; Ташян Я. Каталог армянских рукописей матенадарана Мхитаристов в Вене. Вена, 1895. С. 1155; Налян Я. Книга называемая «Сокровищницей». К-поль, 1785. С. 284-290; Акинян Н. Вардан Вардапет Бардзрбердци//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-111; Погарян Н. Армянские авторы. Иерусалим, 1971. С. 351, 353, 361. М.-Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/text/154123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гомилетика. Персоналии ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) КЕСАРИЙ (469 или 470 - 542 или 543), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель, свт. (пам. зап. 27 авг.) КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539)

http://pravenc.ru/rubrics/133968.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АРШАРУНИ Григорис Аршаруни [Григор; арм. ], хорепископ, арм. богослов (650? - 729?). Образование предположительно получил в Ерасхадзоре; ок. 684 г. был рукоположен во епископа католикосом Сааком III Дзорапореци (677-703), впосл. стал хорепископом пров. Аршаруник. Г. А. был известным вардапетом своего времени, славился философскими познаниями и был сподвижником католикоса Ованнеса III Одзнеци в нововведениях и начинаниях последнего. Участвовал в Маназкертском Соборе Армянской Апостольской Церкви (726). Основное сочинение Г. А., «Комментарий к Лекционарию», представляет собой интерпретацию литургических чтений и разъяснения символики праздников и постов; содержит 34 главы и в конце авторский колофон. Мнения ученых о меценате и заказчике этого произведения противоречивы, источники называют разные имена: Самвел Камрджадзореци (940? - 1010?) считает, что им был Ованнес Одзнеци, Асолик (935? - 1015) упоминает имя Нерсеса Камсаракана, бывшего в кон. VII в. визант. апоипатом-патрикием и старавшегося достичь мирного сосуществования Армении как с Византией, так и с Арабским халифатом. Однако Г. А. в последней главе сочинения сообщает, что книга была написана им по просьбе и поддержке престарелого патрикия Ваана Камсаракана (600? - 690?), отца Нерсеса. Возможно, что именно Г. А. составил краткий список епископов из дома Камсараканов (Аршаруниев). Г. А. приписывают также комментарий на «Огласительные поучения» свт. Кирилла Иерусалимского. Соч.: · « (?)»- ( Чанашян М. «Комментарий к Лекционарию» Григориса Аршарунийского//Базмавеп. 1935. T. 93. С. 388-401); (?)/· (Комментарий к Лекционарию/Изд.: К. Чракян. Венеция, 1964) [отрывки]); Commentaire du lectionnaire/Trad., introd., not. L. Froidevaux. Venice, 1975. (Bibliotheca Armeniaca; 1). Лит.: · · ( С. М. Григорис Аршаруни//Базмавеп. 1929. Т. 87); · (?) - ( Погарян Н. , еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 103-105); Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 250-252 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)

http://pravenc.ru/text/168087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРАКА араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_50.html

543-544 ВАЛЬКИРИИ в сканд. мифологии девы-воительницы, подчиняющиеся Одину, к-рые по решению богов приносят победу или поражение в битве 544-545 ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель 545-546 546-549 549-550 550-551 551-552 552-553 ВАРАВВА преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи 553-554 ВАРАКА араб-христианин из рода асад племени курайш, сыгравший значительную роль в жизни основателя ислама Мухаммада 554-555 ВАРАКИН Дмитрий Сергеевич (ок. 1865 - после 1929), старообрядческий начетчик из среды приемлющих священство Белокриницкой иерархии ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии 556-558 ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) 558-563 ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 563-564 ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина, мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 564-565 ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА (Блохина Елизавета Дмитриевна; 1843- 1915), игум., первая настоятельница Пюхтицкого жен. мон-ря 565-566 ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря 566-567 567-568 568-569 569-570 570-571 ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) 571-572 572-574 ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) 574-575 ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Вардан не простил себе отречения и желал мученической смертью изгладить свой грех Йездигерд, обрадовавшись отречению князей, организовал во дворце праздничные торжества, после чего отослал щедро одаренных князей в их страны со специальным приказом: за год в Армении, Грузии и Агванке христианство должно быть искоренено, храмы и монастыри должны быть закрыты, а христиане должны принять религию Зороастра. Вместе с князьями Йездигерд направил на Кавказ 700 магов-жрецов. Пока князья еще были в пути, собрание епископов, узнав о происшедшем, направило послание народу и монахам, где архиереи увещевали людей оставаться верными Христу. Собрание призывало: «Рука брата да поднимется на ближнего своего, нарушившего заповедь Божию. Отец да не жалеет сына своего, а сын да не страшится чести отца своего. Жена да борется с супругом своим, а слуга да воспротивится господину своему. Закон Божий да господствует во всем, а вероотступники да приимут свое осуждение согласно Закону Божию!» Князья, доехав домой, оказались в трудном положении: с одной стороны, если бы они раскрыли истину о своем отречении и выгнали бы персидских жрецов, это означало бы, что они официально восстали против царя. А для восстания необходимо было иметь не только мужество, но и готовность принять историческую ответственность. С другой стороны, народ и даже семьи князей чуждались их как вероотступников. К тому же маги торопили князей со строительством зороастрийских капищ и искоренением Христовой веры. Спарапет Вардан Мамиконян, посоветовавшись со своей семьей, предпочел покинуть страну и переехать на запад, во владения ромеев, для искупления своего греха приняв крест странничества. Семья уже была на полпути, когда посланцы правителя Армении Васака Сюнийского застали Вардана, слезно прося вернуться и возглавить восстание против персов. Спарапет уступил их мольбам. Епископы, исследовав вопрос отречения князей, с радостью обнаружили, что Вардан Мамиконян в душе оставался верен Христу. Все вместе усиленно помолившись, иерархи вновь приняли Вардана и многих покаявшихся князей в спасительное лоно Матери Церкви. После этого духовенство, князья и народ поклялись на святом Евангелии и призвали Господа Сил помочь им в их священной брани за веру и за Отчизну. Знамя восстания уже было поднято!

http://pravoslavie.ru/put/113188.htm

Са‘ида ал-Бахили, который стал отбирать у горожанина двух дочерей и тот возмутился, почему обеих берут у него, и это стало причиной восстания [Нарш. Р., с. 6162, пер., с. 59]. 245 Таб., II, с. 11871189, пер., с. 117118; Нарш. Р., с. 6263, пер., с. 5960. Оба автора указывают одинаковый вес выплавленного золота, но Наршахи еще упоминает серебряного идола весом в 4000 дирхемов; ал-Куфи [т. 7, с. 221] говорит о выплавке 2500 мискалей, что объясняется вполне понятной грамматической ошибкой. 248 Большаков, 1973, с. 184. В Бухарском оазисе были два сходных по звучанию пункта: значительный город Рамитан и селение Рамтин. 249 У ат-Табари и Наршахи – Курмаганун, см. Кюль Бога Чор, графическое ис­кажение первоначально правильного написания вполне понятно: сокращение ствола лама превратило его в ра, утолщение зубца ба позволило прочесть его как мим, несколько более согнутая вправо косая черта джима превращала его в нун. 251 Таб., II, с. 11981199, Халифа сообщает: «В этом году (89 г. х.) Кутайба совершил поход на вардан-худата, царя Бухары, не одолел их и вернулся» [Халифа, с. 305]. 253 Таб., II, с. 12011224, пер., с. 120123. Халифа: «В этом году Кутайба ибн Муслим вторично совершил поход на вардан-худата. Вардан-худат послал к Согду, тюркам и тем, кто вокруг них, просьбу о помощи. И столкнулся с ними Кутайба, и Аллах обратил в бегство их сборище» [Халифа, с. 306]. У Наршахи [Нарш. Р., с. 6566] сведения о сражении на Харкане и отступлении Кутайбы (если только оно упоминается) не отделяются от победного похода 90/709 г. У ал-Куфи сведения об этих походах совершенно запутаны: правителем Бухары оказывается могущественный Марайум (явное искажение Курмаганун), пришедший с сорокатысячным войском (именно такое войско упоминает Наршахи у Курмагануна) и тут же рассказывается о купце, у которого Кутайба отказался принять выкуп и предпочел казнить – этот эпизод ат-Табари относит к взятию Пайкенда [Таб., II, с. 1188, пер., с. 117]. 259 Каланкат. пер. с. 160, англ, пер., с. 208; Халифа, с.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Антицивилизация Зловещие теория и практика глобального капитализма 24.11.2023 283 Время на чтение 19 минут Источник: газета ЗАВТРА " ЗАВТРА " . Вардан Эрнестович, новый единый учебник истории для средней школы бурно обсуждают и либералы, и патриоты. Насколько этот учебник концептуально отличается от предыдущих? Что в нём, по-вашему, не так? Вардан БАГДАСАРЯН. Есть два способа подачи истории: первый — как собрание фактов, второй — как изложение идей, концепций. Когда в своё время выходил " Краткий курс истории ВКП(б) " , Сталин говорил, что примеры в нём необходимы, но лишь как иллюстрация идеи, а не как самодостаточный материал. В новом учебнике мы видим скорее фактологический подход, концептуальности не хватает. Напомню, что советский учебник выстраивался в логике формационного подхода, что играло важную роль. Если есть матрица, на которую нанизываются факты, то человек до конца своих дней помнит основные вехи прошлого. Сегодня же обучающихся натаскивают на запоминание фактического материала, в итоге даже те, кто показал высокие результаты ЕГЭ, через 2–3 месяца ничего из пройденного не помнят, потому что механическая память имеет краткосрочную активацию. В 1990-е годы у нас появились учебники, условно говоря, генерации. Они были выстроены на представлении о том, что главный порок всего советского, а может быть, и российского — это подавляющая общество и человека тоталитарность. Такие учебники работали на уничтожение государственности, национального сознания. Сегодня введено понятие " деструктивная идеология " . Так вот, те учебники были деструктивными. " ЗАВТРА " . Однако они тоже были концептуальными. Вардан БАГДАСАРЯН. Да, хотя это касалось не всех учебников. Они были разные, но тренд был в эту сторону. В 2013 году Путин в одном из выступлений призывал создать единый учебник истории. И примерно через год академические институции представили то, что они назвали историко-культурным стандартом. И отрапортовали: Владимир Владимирович, задача выполнена. Хотя речь здесь шла не о едином учебнике, а о стандарте, который уже в феврале 2014 года, практически через месяц после презентации, совершенно устарел, поскольку ключевой идеей там была идея толерантности.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010