Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Варвару святую почтим…» (комментарий в свете веры) Св. вмц. Варвара, деталь фрески, XIV в. Монастырь Гречаница, г. Косово 17 декабря Русская Православная Церковь празднует память святой великомученицы Варвары. Святая прославилась тем, что явила всей своей земной жизни великую стойкость в исповедании веры Христовой перед лицом гонителей. Почитание великомученицы восходит к очень раннему периоду в истории Византийской империи (VI, или даже IV в. по Р.Х.). Почти сразу после введения Христианства на Руси она становится одной из самых известных святых и в нашей стране. Слава великомученицы Варвары в России не уменьшается и по сей день. За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. 17 декабря в 1995 году президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. А с 1998 г. святая Варвара стала почитаться как небесная предстательница за всех, посвятивших свою жизнь делу становления и развития Ракетных войск стратегического назначения. В день праздника святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен в храме в честь преподобного Илии Муромца и святой великомученицы Варвары при гарнизоне Штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в подмосковном поселке Власиха. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Его Святейшеству сослужил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. На богослужении присутствовали командующий РВСН генерал-полковник Николай Евгеньевич Соловцов, командование РВСН, курсанты Военной академии имени Петра Великого, личный состав гарнизона, члены семей военнослужащих. По окончании молебна Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил участников богослужения с днем памяти великомученицы Варвары и профессиональным праздником воинов-ракетчиков.

http://sedmitza.ru/text/404085.html

Пинск. Варваринский монастырь. Храмы монастыря: Собор Воскресения Словущего Крестовая церковь архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления) Карта и ближайшие объекты Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского. Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления. Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

http://sobory.ru/article/?object=11305

Метеоры (Μετωρα). Варвары великомученицы, монастырь. Монастырь Руссану Карта и ближайшие объекты Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного. Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары. Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=10323

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) декабря Священномученик Николай Виноградов Священномученик Николай родился 5 апреля 1876 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье потомственного священника Михаила Виноградова. После окончания семинарии Николай Михайлович служил учителем Закона Божия. Он поселился в доме Вознесенского монастыря, где проживала семья священника Иоанна Митропольского. 1 июля 1898 года Николай Михайлович Виноградов женился на его дочери Антонине Ивановне Митропольской. Венчание состоялось в Покровской церкви на Варварке. Вскоре после свадьбы Николай Михайлович был рукоположен во диакона и определен в Московский Вознесенский девичий монастырь. Около 1917 года отец Николай был рукоположен во священника и переведен в храм великомученика Георгия на Псковской горе, на Варварке. В 1918 году Георгиевский храм был закрыт, а отца Николая назначили в церковь великомученика Никиты на Швивой горке, где он прослужил около 18 лет. Несмотря на переводы и закрытие Вознесенского монастыря, отец Николай не оставлял окормления сестер обители. Так, в прошении настоятельницы монастыря игумении Евгении Святейшему Патриарху Тихону от 1 октября 1923 года говорится: " Припадая к стопам Вашего Святейшества, всепокорнейше прошу, не откажите исполнить мою старческую просьбу о награждении священника Николая Виноградова крестом, за усердную его службу в течение 25 лет и не оставлявшего меня и сестер в трудное время и по выселении нас из обители своим пастырским руководством и делившего с нами вместе все невзгоды этого тяжелого времени " . На прошении стоит резолюция Святейшего Патриарха Тихона: " Награждается " . Когда дети отца Николая и матушки Антонины выросли, их квартира стала тесной для нескольких семей, и отец Николай с матушкой переехали в комнату на колокольне, под площадкой для звона. Около 1935 года власти закрыли храм великомученика Никиты, и отцу Николаю пришлось опять перебираться на новое место. Совсем недолго прослужил он в церкви Рождества Христова в Измайлове, а в 1935 году отец Николай был назначен в Воскресенский храм села Васильевское Рузского района Московской области. В бывшем доме священника при церкви разместился сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселились в ветхой, покосившейся хижине, находившейся на территории храма.

http://fond.ru/kalendar/1493/nikolay/

Тверь. Успенский Отроч мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1265. (первое письменное упоминание). Адрес: Россия, Тверская область, г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 1 (адрес сохранившейся церкви Успения Пресвятой Богородицы) Координаты: 56.86464, 35.91713 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Отроч Успенский монастырь, 2 класса, в Твери. Основан ранее XIII века. В летописях в первый раз упоминается о нем под 1205 и под 1206 годы, как о монастыре уже благоустроенном. Название свое «Отроч» он получил оттого, что здесь устроен был «детинец», в котором находились отроки великокняжеские для наблюдения за Новгородскими пределами и ограждения великокняжеских владений от нападения Новгородцев. Монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы построен в 1722 году на месте старого. В монастыре следующие местно чтимые иконы и достопримечательности: 1) икона Успения Пресвятой Богородицы, в иконостасе соборного храма, с левой стороны царских врат; она в великом почитании у всех жителей города (15 августа бывает крестный ход из кафедрального собора в монастырь); 2) икона святой великомученицы Варвары (по устному преданию, бывшая келейной иконой святителя Филиппа, митрополита Московского); эта святая икона зимою стоит в верхнем теплом храме, а в летнее время переносится в Успенский собор и поставляется отдельно близ иконостаса, на особом треножнике; при ней хранятся частицы мощей великомученицы Варвары и святителя Филиппа, вложенные в особый серебряный ковчежец; этому святому образу каждый вторник поется молебен с акафистом; 3) место заключения и мученнической кончины святителя Филиппа, прежде сырой и мрачный подвал, ныне превращенный в часовню в древне-русском стиле, освященную в 1902 году; 4) находящаяся в соборном храме рака святителя Филиппа с изображением его и частицею святых мощей; 5) часовня, устроенная близ соборного храма в северо-западном углу, на месте могилы святителя Филиппа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

http://sobory.ru/article/?object=48983

Андрей, русский исповедник в Каире (Память 4 июля). Монастырь великомученика Георгия в Старом Каире (Эски-Масыр), хотя и редко бывает посещаем путешественниками и даже местными христианами-арабами (разве только по случаю похорон, так как там находится единственное православное кладбище с церковью в честь Успения Божией Матери): однако эта древность все-таки заслуживает внимания со стороны любознательного археолога-христианина, как по своей древности, так и по своей святыне, чудотворной иконе св. великомученика Георгия. Подле церкви этого монастыря в боковой комнате устроена маленькая часовня, где поставлена древняя икона великомученика Георгия, имени которого посвящен и самый монастырь. Как христиане, так нередко и мусульмане, в этот монастырь к заветной святыне приводят своих больных, одержимых умопомешательством и падучей болезнью. Страждущих своих привязывают они цепью к мраморной колонне пред часовенкой и, после молебна великомученику, оставляют их там на несколько дней. Узники изредка приходят в сознание и поправляются без всяких лекарств. В том же монастыре помещается и патриаршая богадельня, в которой Александрийский владыка дает убежище 12-ти бедным беспомощным старцам и старицам из местных православных. Этот малый, убогий монастырек, устроенный на стенах древней крепостной башни, памятен тем, что в нем скромно, ни для кого незаметно, подвизался бедный наш соотечественник Андрей, под именем блаженного (мархум, евлогименос). Это был редкий образец христианского смирения и непоколебимой твердости в вере. Смиренный раб Божий, изможденный варварскими пытками, он никому не поведывал о прошедших своих страданиях: знал о них только Господь, за святое имя Которого он страдал, да бедный священник, нашедший себе приют в Георгиевской богадельне, духовный отец покойного Андрея, которому он сообщил некоторые эпизоды из страдальческой своей жизни. Таково было смирение Андрея! Уже после блаженной его кончины, когда повесть о его исповедничестве сделалась некоторым известною, оценили исповедника Христова и подвижника, и вот что удалось узнать от старца-священника о приснопамятном соотечественнике нашем Андрее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1881. Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, с. Короцко Координаты: 57.939176, 33.248843 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Варвары Карта и ближайшие объекты Короцкий Тихонов монастырь, общежительный близ города Валдая, в 1,5 верстах от села Короцкого. Учрежден в 1881 году на месте древнего Покровского мужского монастыря из существовавшей с 1864 года женской общины. Здесь находятся: части мощей святителя Тихона в благолепной раке и келейная икона его — Распятие Господне, писанная весьма искусно кистью на холсте. В 1895 году в монастыре освящен новый каменный храм во имя великомученицы Варвары и Всех Святых. Указом Святого Синода в 1893 году разрешено ежегодно совершать 14 мая в день обретения мощей святого Тихона (см. 13 август) из монастыря крестный ход на могилу покоящихся близ деревянной церкви села Короцкого родителей святого Тихона — Саввы и Домники, для служения панихиды. При монастыре школа — приют для круглых сирот. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1724 г. в Короцко  родился известный русский церковный проповедник, религиозный мыслитель и писатель - святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью, после чего возникла мысль создать на родине святителя монастырь, посвященный его имени. Организацией этого святого дела занялся действительный тайный советник  Елагин Н.В., цензор, духовный писатель и крупный костромской помещик. Имея большое почитание к Тихону Задонскому, он издал его биографию, делал публикации в печати о привлечении благотворительных денег на устройство обители и сам пожертвовал крупную сумму для ее сооружения. Пожертвования на строительство поступали со всей России. Местоположение для новосоздаваемой православной общины было выбрано в лесу, в одной версте от села Короцко, на берегу живописного озера. В 1863 году начались одновременно земляные, каменные и другие строительные работы и к осени 1864 г. каменный трехэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью во имя святителя Тихона в северной части здания был уже построен. 22 августа 1864 г. состоялось официальное разрешение императора Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем при ней для девиц и лечебницей для приходящих. В 1865 г. в общину уже собралось более 30 сестер, большею частью вдов и сирот. Первой начальницей, управлявшей обителью около двух лет, стала монахиня Серафима, переведенная сюда из Новгородского Зверина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=20536

V. Михайловский монастырь День спустя, во вторник, определенный еженедельно со времен Митрополита Киевского Иоасафа для чтения сложенного им акафиста над мощами Великомученицы Варвары, посетил я златоверхую обитель Михайловскую. Толпа народа уже наполняла преддверие придельной церкви, где почивает нетленно святая дева Илиопольская, и с трудом мог я проникнуть на хоры; с их вершины открылось мне трогательное и величественное зрелище. – Посреди церкви, исполненной усердными богомольцами, возвышался, как бы некий благодатный остров из шумного моря человеческих волн, среброкованный стол под раззолоченною сенью, и на нем в драгоценной раке сокровище мощей Великомученицы. Открыта была рака, и под богатейшим покровом покоилось нетленное тело, но вместо девственной главы, отсеченной жестоким родителем, приставлена была к изголовью великолепная икона, вся в алмазах, обыкновенно висящая над царскими дверьми сего придела, на коей изображен небесный лик пострадавшей. Взирая на сию прекрасную икону, думаешь видеть Великомученицу, которая как будто приподняла из раки Ангельскую главу свою и сквозь смертный сон улыбается ликам, воспевающим на земле ее страдания, воспетые Ангелами в небесах. Святитель в облачении стоял, окруженный своим клиром, на ступенях пред ракой, и в руках диаконов горели светильники, коими от времени до времени осенял он народ; облака фимиама подымались из кадильниц и вились около столпов великолепной сени, как бы готовые унести на небо все сие духовное зрелище: а между тем внятно оглашалось из уст Святителя все житие Великомученицы в словах и песнях ее акафиста, и на каждое земное ее страдание откликались лики, как бы из глубины неба: «радуйся Варвара, невеста Христова прекрасная!» Трогательна повесть краткого жития и долгих мучений сей юной, но доблестной невесты небесного Жениха, и не напрасно Церковь влагает ей в уста пламенные слова ее божественной любви: «Агница Твоя, Христе, Варвара зовет велиим гласом: Тебе женише мой люблю, и Тебя ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию спожершуюся Тебе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Михайловский монастырь День спустя, во вторник, определенный еженедельно, со времен Митрополита Киевского Иоасафа, для чтения сложенного им акафиста над мощами Великомученицы Варвары, посетил я златоверхую обитель Михайловскую. Толпа народа уже заполнила преддверие придельной церкви, где почивает нетленно святая дева Илиопольская, и с трудом мог я проникнуть на хоры; с их вершины отрылось мне трогательное и величественное зрелище. Посреди церкви, исполненной усердными богомольцами, возвышался, как бы некий благодатный остров из шумного моря человеческих волн, среброизваянный столп под раззолоченною сению, и на нем в драгоценной раке сокровище мощей Великомученицы. Открыта была рака; в ней под богатейшим покровом покоилось нетленное тело, но вместо девственной главы, отсеченной жестоким родителем, приставлена была к изголовью великолепная икона, вся в алмазах, обыкновенно висящая над царскими дверьми сего придела, на коей изображен небесный лик пострадавшей. Взирая на сию прекрасную икону, думаешь видеть Великомученицу, которая как будто приподняла из раки ангельскую главу свою и, сквозь смертный сон, улыбается ликам, воспевающим на земле ее страдания, воспетые Ангелами на небесах. Святитель в облачении стоял окруженный своим клиром на ступенях пред ракою, и в руках дьяконов горели светильники, коими от времени до времени осенял он народ. Облака фимиама подымались из кадильниц и вились около столпов великолепной сени, как бы готовые унести на небо все сие духовное зрелище; а между тем внятно оглашалось из уст Святителя все житие Великомученицы в словах и песнях ее акафиста, и на каждое земное ее страдание откликались лики, как бы из глубины неба: «Радуйся Варвара, невеста Христова прекрасная!» Трогательна повесть краткого жития и долгих мучений сей юной, но доблестной невесты небесного Жениха, и не напрасно Церковь влагает ей в уста пламенные слова ее божественной любви: «Агница Твоя, Христе, Варвара зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и, Тебя ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию спожершуюся Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мысли о святой Екатерине и совершенной любви 07.12.2022 295 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Фрагмент Имя великомученицы Екатерины дает пищу для размышлений на многие темы… Вспомнилось о том, как, редактируя тексты рубрики «Вопрос священнику» для разных православных сайтов, не раз обращала внимание, что больше всего писем (процентов 70), где люди ищут помощи в семейных проблемах, в отношениях с представителями противоположного пола. И так много пишут о боли, страданиях, ссорах, обидах! И ситуации такие запутанные, замороченные… Поди разберись! Хотя пастыри всегда находят, что сказать страждущим и ищущим — только бы «имеющий уши» услышал, то есть смог получить пользу от прочитанного. Безусловно, все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить и понимаем ли суть того, что обозначает слово, которое слишком часто и легко употребляем? Так вот. Если выразиться лаконично, история святой Екатерины — это, собственно, история поиска истинной любви. А еще — впечатляющий пример того, как душа человеческая может горячо полюбить Бога. Так, что и смерть становится не страшна… Жизнь и смерть этой святой девы связаны с необычайными, чудесными событиями. Не буду перечислять их все, только отмечу, что казнили ее в египетском городе на берегу Средиземного моря, а святые останки спустя три столетия нашли на вершине самой высокой горы Синая! Рядом со священной горой Хорив, где пророк Моисей получил от Господа 10 заповедей. После того, как мне довелось побывать в этом священном месте и увидеть древнейший монастырь Святой Екатерины, ее житие увиделось в новом свете. Екатерина была единственной дочерью весьма знатных родителей. Обладала редкой красотой и умом. Кроме этого, в свои 18 лет имела блестящее образование, полученное в университетах Александрии. Прекрасно знала греческую литературу и философию, риторику, медицину, владела иностранными языками.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/07/mysli_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010