В работе анализируется подвиг 1 6 святых жён, канонизированных в чине блаженной и/или юродивой Христа ради. В данном случае мы использовали широкий подход к пониманию подвига юродства Христа ради, опираясь на определение, представленное в «Богословско-литургическом словаре»: «Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости» 15 . В работе анализируется подвиг 4 святых жён, канонизированных Греческой Православной Церковью , и 1 2 святых жен, канонизированных Русской Православной Церковью: прп. Исидора Тавенская, Христа ради юродивая (IV в.; 23(10) мая); блж. Клеопатра (†327 век; 1 ноября(19 октября)); блж. отроковица Муза (V век; 29(16) мая); блж. Таисия Египетская (V век; 23(10) мая); блж. схим. Марфа Московская, Христа ради юродивая (†1638; 14(1) марта); блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (†1776; 22 декабря); блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.; 6 февраля (24 января)); блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая (†1855; 16(3) июля); блж. Домна Карповна Томская, Христа ради юродивая (†1872; 29(16) октября); блж. Пелагия Дивеевская, Христа ради юродивая (†1884; 11 февраля(30 января)); блж. Параскева Дивеевская, Христа ради юродивая (Паша Саровская) (†1915; 5 октября(22 сентября)); блж. Любовь Рязанская, Христа ради юродивая (†1921; 21 февраля – н.с.); блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая (†1931; 8 сентября(26 августа)); блж. Матрона Анемнясевская (†1936; 29(16) июля); блж. Матрона Московская (†1952; 2 мая(19 апреля); блж. Варвара Скворчихинская, Христа ради юродивая (†1966, 27 (14) февраля). Охарактеризуем основные источники, из которых мы черпали сведения об особенностях протекания подвига указанных святых жен. По святым, прославленным в Греческой Православной Церкви, основным источником были «Жития святых» 16 , составленные свт. Димитрием Ростовским в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые юродивые посещали храм Божий, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, относились к Таинству Евхаристии с чрезвычайным благоговением. Правда, делали они это крайне редко, почитая себя недостойными. Так, св. блж. Евфросиния Колюпановская причащалась один раз в год в Великий Четверг. Св. блж. Домна любила молитвенно уединяться в церкви, когда не было прихожан. Когда же народу в храме было много, то она юродствовала: переходила с места на место, разговаривала, гасила и переставляла свечи, клала их себе в узлы 86 . Св. блж. Варвара Скворчихинская за все долгие годы затвора (с 1930 по примерно 1952 г.) ни разу не была в храме, который в Скворчихе закрыли в конце 1920-х гг., однако, как отмечает жизнеописатель, блж. Варвара никогда не отходила от Церкви, её причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям св. Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя 87 . Св. блж. Матрона Московская, исцеляя больных, требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Некоторым посетителям она рекомендовала не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в церкви. Всем наказывала обязательно носить нательный крест 88 . Святые юродивые жены имели духовных наставников, не полагаясь на свою человеческую мудрость. Так, св. блж. Евфросиния духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме священника Павла Просперова (впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Павлин) 89 . Святые юродивые юродствовали с целью достижения полнейшего смирения, они почитали себя хуже всех. Св. блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая, спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак» 90 . В этом смысле ни в коем случае нельзя согласиться с так называемым светским, или культурологическим, взглядом на юродство, согласно которому юродство есть величайшая гордыня, скрываемая за безграничным самоуничижением. Именно эта мысль проходит красной нитью в трудах современного византолога С. А. Иванова , пользующихся сегодня большой популярностью 91 . Православный взгляд на юродство как раз прямо противоположен: юродство – это борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха – самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях 92 . Юродивый своим юродством пытается обойти самый опасный подводный камень при стремлении к святости – гордость быть избранным Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прозрения людских сердец; она многих привела к покаянию и твёрдой вере во Христа и Святую Церковь . В службе святой блж. Матроне воспевается дар прозрения, полученный ею от Господа, благодаря которому она исправила пути многих заблудших: «Боголюбивая старице Матроно, ты, от Господа дар прозрения приемши, сокровенная сердец человеческих ведала еси и, будущая, яко настоящая, прорицающи, заблуждшия ко Христу привела еси, егоже моли непрестанно спасти и просветити души наша» 183 . Блж. Варвара Скворчихинская также прославилась даром прозорливицы, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли. Во время «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает». Как отмечает жизнеописатель, это можно рассматривать как официальное, данное властями, свидетельство прозорливости Варвары Скворчихинской. Блаженная знала заранее о времени и обстоятельствах своей кончины, о чем прикровенно сообщила верующим: «26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несилъными, на следующий денъ Варвара Скворчихинская умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе» 184 . 2.5. Аскетические подвиги и тайное доброделание Аскетические подвиги святых жен, Христа ради юродивых, разнообразны, но в то же время типичны: они ограничивали себя в пище и питии, спали сидя или лежа на полу, терпели холод и зной, людскую несправедливость, насмешки, побои; умерщвляли свою плоть физическими нагрузками, ношением вериг, членовредительством; многие годами жили в нелюдимых местах среди диких зверей. Жизнь святой подвижницы сопровождалась непрестанной молитвой. Св. Исидора никогда не вкушала горячей вареной пищи, не сидела за столом во время трапезы, питалась крошками со стола и помоями. Занималась уборкой нечистот в монастыре. После того как Питирим открыл благодатность св. Исидоры и сестры испросили у нее прощения, она, не вытерпев людской почести и славы, ушла тайно из монастыря и в неизвестных местах скрывалась вплоть до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Ксения Петербургская после смерти своего мужа ходила в его одежде, называя себя «Андреем Петровичем», а позже, когда рубище истлело, одевалась в красную кофту и зеленую юбку или наоборот. Св. блж. Параскева (Паша Саровская) в период своей жизни в Дивеевской обители любила облачаться в разноцветные сарафаны, иногда она надевала сразу несколько сарафанов. Как отмечал сщмч. Серафим (Чичагов) , это происходило, когда она встречала почетных гостей или же «в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица» 138 . Что касается обуви, то следует отметить, что босоножие было характерно далеко не для всех святых жён, Христа ради юродивых. Босыми ходили св. Пелагея Дивеевская; св. Параскева Дивеевская во время тридцатилетней жизни в саровском лесу. Босой даже зимой ходила св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. Исидора изображается босой на иконах в полный рост, что может свидетельствовать о её передвижении босыми ногами. Босой в молитвенной позе представлена на иконах и св. Варвара Скворчихинская, хотя в жизнеописании святой старицы об этом ничего не говорится. Обувь тех подвижниц, которые предпочитали ходить в обуви, во многих случаях была чисто символической, т.к. вряд ли она могла спасти от воды и холода. Так, блж. Мария Дивеевская ходила и зимой и летом, в любую погоду, в лаптях, часто рваных, без онуч: «Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полную воду и в дождливую осень одинаково – в лаптях, часто рваных, без онуч» 139 . Никогда не ходила босой и св. блж. Домна Карповна. Жизнеописатель отмечает, что она всегда имела какую-нибудь изношенную обувь 140 . Внешний вид св. блж. Параскевы Дивеевской, великой подвижницы, юродивой Христа ради, был различным в разные периоды её жизни. В течение 30 лет по благословению преподобного старца Серафима блж. Паша Саровская жила в дремучих саровских лесах в вырытой ею пещере. Священномученик Серафим Чичагов , автор «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря», сравнивал блаженную по своему внешнему виду и образу жизни с преподобной Марией Египетской: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской... Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались её длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серъезным выражением лица, она приходила в монастыр и наводила страх на всех, не знающих её» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая, в период своего странствования между Саровом, Дивеевом и Ардатовом ходила по улице в одном и том же виде, не разбирая погоды; летом жила в лесу; когда она появлялась в Дивеево, то «тело её было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали» 197 . Она часто была искусана собаками, избита людьми. Следует отметить, что в жизнеописании св. Марии Ивановны мы сталкиваемся с редким случаем в женском юродстве – обличением в грехах в миру: «Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно её не любили» 198 . Во время жизни в Дивеевской обители св. Мария безропотно терпела болезни, немощи. Так, сломав руку в кисти, отказалась от доктора и пролежала в одном положении, положив руку на подушку, шесть месяцев, не вставая и не поворачиваясь, мочась при этом под себя. При этом «сделалис у неё пролежни такие, что оголилис кости и мясо висело клочъями» 199 . После восьми лет жизни в холодной келии она лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм. В более спокойные времена она «расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать» 200 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, как уже ранее отмечалось, начала подвиг юродства с затворничества. Однако особый образ жизни был избран святой подвижницей еще раньше: закончив Уфимское епархиальное женское училище в 1909 г. и получив статус домашней учительницы, она отказалась от замужества, оставила своих близких и начала работать учителем в сельских школах. Во время своего учительства во всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию, в том числе и после выхода декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Приняв затворнический образ жизни, блж. Варвара раздала все свои вещи, жила в заброшенной овчарне, питаясь только тем, что ей приносили. В годы Великой Отечественной войны она поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте, отдавая почти всё, что ей приносили. В 19521953 гг., когда блаженную насильно поселили жить с людьми, а затем через короткое время разрешили жить отдельно, св. Варвара усилила свой подвиг: «блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уралъские зимы» 201 . В 1962 году, после того как у неё сгорел дом, «подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где ранъше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житии святой Домны Томской описан случай, когда она вела беседы на иностранном языке: «Родилас Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семъе, и её благовоспитанност просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке» 154 . Случай кратковременного вразумления на французском языке описан и в житии св. блж. Евфросинии Колюпановской, бывшей фрейлины при дворе императрицы Екатерины II: «По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, французские войска остановилис близ Владычного монастыря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблят ее и издеватъся над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке, удалилисъ» 155 . К слову сказать, в работе «Меня раздело Евангелие» её автор Р.А. Наумов высказывает мысль, что юродивые женщины в основном были из крестьянского сословия и поэтому были в некотором смысле людьми привычными к босоножию, терпению холода, голода и пр. Однако, если посмотреть на перечень канонизированных святых блаженных и/или юродивых жен, то согласно агиографической литературе из 16 прославленных святых как минимум четверо (то есть четверть) были представительницами знатного сословия (блж. Клеопатра; блж. Ксения Петербургская; блж. Евфросиния Колюпановская – воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной при дворе Екатерины II; блж. Домна Карповна). Св. Варвара Скворчихинская была родом из семьи священника. Из богатой купеческой семьи была родом св. Пелагея Дивеевская. Родом из крестьянского сословия – свв. Паша Саровская, Мария Ивановна Дивеевская, Матрона Анемнясевская, Матрона Московская. 2.3. Типичные асоциальные поступки В целом в жизнеописаниях святых жен, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, крайне мало представлено случаев, связанных с какими-то поступками, направленными против отдельных людей или сообществ. Мы не знаем, то ли такого рода поступки действительно не были свойственны рассматриваемым подвижницам, то ли жизнеописатели деликатно об этом умалчивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иносказательной речью вразумляла окружающих и св. блж. Параскева Дивеевская. Так, например, при посещении святой подвижницы царской фамилией во время прославления прп. Серафима Саровского в 1903 году в конце встречи она собрала символические гостинцы царю-императору Николаю II и сказала: «Государ, неси сам.., а нам дай денежку, нам надо избушку строитъ» 150 . Под избушкой в данном случае блаженная имела в виду новый собор. Другим посетителям во время беседы она вдруг сказала, обратившись к женщине, которая до этого момента мысленно читала Иисусову молитву, а потом прекратила: «Почему кашу не варишь?». Под кашей имелась в виду прекратившаяся Иисусова молитва . «Пожать траву за кого-то» на языке блаженной означало пойти помолиться за того человека. В целом иносказательная речь св. блж. Параскевы часто бывала тесно связанной с её пророчествами. В молитве св. блж. Параскеве Дивеевской есть такие слова, указывающие на особенность её речи: «...вторая обители дивеевския блаженная старица, заблуждшыя притчами вразумлявшая, яко пророчица.. .» 151 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, прекратив работать в школе и приняв на себя подвиг юродства (около 1928–1929 гг.), начала вести затворнический образ жизни, старалась не показываться на люди и ни с кем не разговаривать. Однако, как отмечает жизнеописатель, «с первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на неё подвиг старчества – служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы» 152 . К блаженной приходили сотни людей, но к посетителям она не выходила, а разговаривала через дверь. Св. блж. Матрона Московская, как правило, говорила прямым текстом со своими близкими и многочисленными посетителями. Однако в житии описаны и некоторые случаи приточных высказываний. Так, будучи еще совсем юной, однажды, как свидетельствует жизнеописатель, она сказала своей матери: «Мама, готовься, скоро у меня будет свадьба». Через несколько дней к дому потянулись повозки и подводы – люди, прослышав о чудесных дарах Матроны, ехали к ней со своими горестями и бедами. Мать спрашивала её: «Матрошенька, да что же это такое?». А та отвечала: «Я же говорила тебе, что будет свадьба» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Матрона Анемнясевская Св. блж. Матрона Московская В «Православном словаре церковного искусства» в статье «Блаженные (Христа ради юродивые)» среди прочего отмечается следующее: «На иконах блаженные представлены в том виде, в каком они совершали свой подвиг. Фоном зачастую служит панорама той местности, где жил святой, обители или церкви, где он подвизался» 94 . Как правило, панорама местности, где подвизался святой, находит отражение на иконах святой подвижницы в полный рост. Так, св. блж. Ксения Петербургская часто изображается на фоне Смоленской церкви, которую она тайно по ночам помогала строить, таская кирпичи; св. блж. Варвара Скворчихинская изображается в чистом поле в состоянии молитвы, вдали виднеется сарай, в котором она провела большую часть своей подвижнической жизни; св. блж. Евфросиния Колюпановская изображается в полный рост на фоне Серпуховского Владычнего монастыря, неподалёку от которого находилось её жилище. В то же время не будем забывать о том, что подвиг юродства святые девы и жены принимали на себя ради Христа, а потому на иконах прежде всего изображается смысл их жизни, их главная цель. Этот смысл – во Христе, символом чего является христианский крест. Очень часто святые подвижницы изображаются с крестом в руке. На иконах многое может передать расположение рук. Как правило, святые изображаются в состоянии молитвы, и положение рук также может передавать молитвенную позу. Иногда в таком случае в верхней части иконного пространства изображен Господь или Пресвятая Богородица как указание на адресата, к Которому обращена молитва . Св. блж. Ксения Петербургская Св. блж. Варвара Скворчихинская Св. блж. Евфросиния Колюпановская Лица святых подвижниц одухотворены, сосредоточены, они находятся в «Христовом уме». Как и полагается в иконописном изображении, голову святой жены окружает нимб, а в надписи на иконе указано полное христианское имя святой подвижницы и чин святости («блаженная» и/или «юродивая Христа ради»). Выводы по главе I Юродство Христа ради является необычным, редким, очень тяжёлым подвигом, который является, скорее, исключением, чем образцом для подражания. Сущность юродства заключается в полном самоотречении, вплоть до отказа от собственного разума в глазах окружающих, и последовании за Христом в терпении обид и надругательств со стороны ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем общественном служении юродивые исполняли заповедь о совершеннейшей любви к Богу и ближним. Неслучайно в величании святого юродивого Святая Церковь обращается к нему «святый праведный». В настоящее время обретены нетленными мощи многих из числа рассматриваемых в данной работе святых жен, Христа ради юродивых (св. Евфросинии Колюпановской, св. Любови Рязанской, св. Пелагии Дивеевской, св. Параскевы Дивеевской, св. Марии Ивановны Дивеевской, св. Матроны Московской, св. Варвары Скворчихинской). От мощей святых юродивых по молитвам к ним совершаются многочисленные исцеления. 1.5. Иконографический образ блаженной и/или юродивой Христа ради Следует сказать, что в иконографии юродивых Христа ради жен находят отражение типичные черты их подвига. Прежде всего икона стремится отразить узнаваемый внешний вид святого. Многие юродивые круглый год ходили босиком (прп. Исидора Тавенская, блж. Пелагия Дивеевская, блж. Мария Ивановна, блж. Паша Саровская). На иконах в полный рост, как правило, факт босоножия находит отражение. Свв. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские Св. Исидора Тавенская Св. Варвара Скворчихинская Несмотря на то что многие святые жены, прославленные в лике блаженных и/или Христа ради юродивых, имели монашеский чин, при жизни они почти никогда не носили монашеской одежды. Р.А. Наумов объясняет этот факт выражением крайнего смирения юродивых, считавших себя недостойными носить великое иноческое одеяние, а также высказывает предположение, что это может быть также связано с тем, что «иноческое облачение мешало юродивым использовать свою одежду во многих, одним им известных целях на духовную пользу окружающим» 93 . Однако на иконописных изображениях у таких святых, как правило, монашеское одеяние представлено. В монашеском одеянии изображаются как те святые, в наименовании которых есть указание на монашеский чин (преподобная Исидора Тавенская, Христа ради юродивая; блаженная схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая), так и те святые, в официальном наименовании которых на это нет никаких указаний, но в то же время об их монашеском чине известно из агиографической и гимнографической литературы (блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая; блж. Евфросиния Колюпановская).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Песочная анимация «Святая Варвара» 18.12.2019 392 Время на чтение 3 минуты Краткое житие святой великомученицы Варвары. празднование 4/17 декабря. Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском, в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки. В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем, Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной. Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак. Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение. Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

http://ruskline.ru/video/2019/12/18/peso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010