Слово на Рождество Христово о пришествии волхвов 220 (Из Сборн. Солов. библ. 804; лист. 150–167.) Господу нашему Иисус Христу. рожьшюся от пречистыя Девица Мариа. в Вифлеоме иудейстем. в дни Ирода царя. в лето 5500. месяца декамвриа в 25 день. его же звезда явися на въстоце. яко солнце в звездах превелика. омрачающи светом своим вся звезды. Сиюже видевъши в Персех волсви. иже беше надо всеми волхвы. у царя перского трие сущии Мелхиор Каспар и Валтасар. сии бо паче инех умеющих учение и хитрости и звездное течение. яже от седми планит преданиа хранящих отец своих. Древле глаголано бысть: въстанеть человек от израиля съкрушить начаткы Моавьля и пленить сыны иосифовы. сияже пророчествова Валаам волхв. в прежьняя времена, еще сый послан бо бяше Валаком царем прокляти исраиля. но Божиею пакы силою сице пророчествовавше. виписааше волсви таковое пророчество в Персех 221 прежде Рождества Христова. за 1400 лет. по приятии же учаахуться вси Перстии вълсви. и те сматряху. когда узрять таковую звезду. видевши же якоже не творяше шествия. якоже и прочая звезды от въстока на запад. но к полуднию и разумеша, яко рождество великаго царя являет. С радостию вземше от сокровищ своих дары. злато и ливан и змурно. с звездою наставницею грядяху. ни какоже не отступающе ея проводими ею бяху. внегда бо онем стати бяше. и та с ними стааше. Мне же мнимо есть по Божественых отец писанию. в неи же ясно сказааше. не есть убо звезда но сила некоя Божия претворишися в тако. егда бо онем стати бяше. и та с ними стаяше. егда бо онем ступати. и та с ними ступааше. Вся бо обычныя звезды на запад грядуть. сия же чрес естество на полудне идяше. солнцу же възъдшедшу, вся бо обычныя звезды омрачаються и невидими бывают. сия же солнечныя луча омрачаються. и невидими бывают пригыбааше. дóндеже шед и ста, идеже бе Ирод царствуя. Волсви же шедше в град Иерусалим. въпрашаахут с расмотрением глаголюще. где есть родивыйся царь июдейск. видехом бо звезду его на востоце. приидохом поклонитися ему. Тогда смятеся весь Иерусалим знамением пришествия их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Baлmacap волхв, св. Описания иконы Валтасар волхв, св. - житие 25 декабря по ст.ст./7 января по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского " Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода… се волхвы с востока пришли " (Мф. 2:1), - не из какой-нибудь одной восточной страны, но от разных стран, как это видно из писаний святых Отцов, различно говорящих об этом. Иные из них того мнения, что волхвы были из Персии1; так думают святой Златоуст, святой Кирилл Александрийский2, Феофилакт и прочие, - на том основании, что особенно в той стране процветало искусство звздочетцев3 и никто не мог там стать царем, если предварительно не изучит этого искусства. Другие же полагают что волхвы были из Аравии4; такого мнения держатся: святой мученик Иустин5, святой Киприан, святой Епифаний, - на том основании, что эта страна весьма богата была золотом, ливаном и смирною6. А некоторые думают, что волхвы пришли из Эфиопии7; потому что оттуда пришла некогда царица Савская, т.е. эфиопская в Иерусалим, чтобы послушать премудрости Соломона8, что, по объясн[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1349

71:10). Это предрек Давид о волхвах, имевших придти ко Христу с дарами, как предполагают толкователи Божественного Писания. Слова Давидовы: " цари Фарсийстии " означают: " заморские " , ибо " фарсис " означает " море " ; итак, разумей здесь Персию, как находящуюся за морем10. " Царие Аравстии " явно указывает на Аравию. А на Эфиопию указывает Давид, когда говорит: " и Сава дары приведут " , ибо Сава - это город, который есть столица всей Эфиопии. Итак, те три волхва были из Персии, Аравии и Эфиопии. Волхвами же называются они не в смысле людей, занимавшихся бесовскими волхвованиями и зловредными чарами, а потому, что у аравитян, сирийцев, персов, эфиоплян и у других восточных народов был обычай называть волхвами своих мудрецов и звездочетцев. И эти волхвы были не из числа волшебников и чародеев, но из числа мудрейших звездочетцев и философов11. Называются они и царями не в смысле могущественных царей, властителей многих стран, но как получившие от них каждый свой город или определенное княжество. Ибо Св. Писание имеет обыкновение называть властителей отдельных городов царями, как это видно из книги Бытия, из главы 14-й. А из каких именно городов были те цари, об этом нет достоверного известия; только то известно, что - из стран восточных и что их было трое, по числу трех принесенных ими даров: золота, ливана и смирны. Хотя каждый из них шел из своей страны, тем не менее, водимые одною звездою, они, по смотрению Божию, сошлись во время своего путешествия воедино и, узнав намерение друг у друга, шли вместе, следуя звезде, о которой некогда предрек весьма славный звездочетец Валаам, сказав: " Восходит звезда от Иакова и восстает человек от Израиля " (Чис. 24:17). Что же это была за звезда? Златоуст и Феофилакт утверждают, что она не была из числа небесных или видимых светил, но что это была некоторая Божественная и ангельская сила, явившаяся вместо звезды. Ибо все звезды с самого сотворения мира имеют свое бытие, а эта звезда явилась в конце веков, при воплощении Бога-Слова.

http://pravicon.com/info-1897

«Волхвы»: волхв ( μα’γος – слово персидского происхождения), и у Персов волхвами назывались люди мудрые, обладавшие высокими, обширными и тайными знаниями, в особенности астрономическими и медицинскими. Они же были большей частью и жрецами, служителями религии. Они пользовались великим уважением, особенно при дворах вавилонском и персидском, были советниками царей. Упоминаемые здесь волхвы были астрономы или астрологи (звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды) и, как видно, были люди добрые и добродетельные (ср. Злат., Феофил.), хотя в языческом смысле, почему и сподобились особенного откровения Божия и стали начатком обращения язычников в царство Христово. Древнее предание сохранило и имена их: Мелхиор, Гаспар и Валтасар, и то, что они были люди знатные, и то, что они впоследствии были христианами. – «С востока»: так как у евангелиста нет прямого указания, из какой именно страны Востока, то еще в древности мнения о сем были не одинаковы. Одни полагали, что из Аравии (Иустин, Епифаний и Тертуллиан), другие – из Персии (Злат., Феофил. и Вас. В.), или из Халдеи (Августин). Впрочем для истины евангельской истории все равно, откуда они ни были, но вероятнее более принятое мнение, что – из Персии. Там они были в особом почете; там из обращения с пленными иудеями могло чище сохраниться пророчество о звезде Иакова и других пророчествах о пришествии Мессии и времени сего пришествия; там, говорят, было в особенном обычае ходить на поклонение новорожденным царям. – «В Иерусалим»: Иерусалим – главный город иудейского царства, в южной части Палестины, в колене Вениаминовом по древнему разделению. Волхвам естественно было прийти прежде всего именно в Иерусалим, как столицу и местопребывание иудейских царей: ибо они не знали подробно места и обстоятельств рождения нового царя. С другой стороны, по особому устроению Божию, они должны были своим торжественным пришествием (как обыкновенно путешествовали знатные люди на Востоке) обратить особенное внимание иудеев и распространить сильную молву о рождении нового царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Обратим внимание на то, что эти учители церкви не назначают той звезде двухлетнего времени, но только говорят, что " прежде многого времени " , как бы говоря " за несколько месяцев " . На основании такого толкования Златоуста и Феофилакта, по которому звезда явилась до времени Рождества Христова, подобает разуметь так, что в самый тот день и час, в которые, благовещением Архангеловым и Святого Духа наитием, Слово сделалось плотию, завившись в пренепорочной утробе девической, за девять месяцев перед рождеством, звезда явилась на востоке. Понимая так, мы не отступим от свидетельства вышеупомянутых учителей и в то же время отвергнем невероятное замедление волхвов на пути в течение двух лет, о двухлетнем же возрасте убиенных младенцев будет сказано дальше, в день их памяти. Итак, за девять месяцев, как мы сейчас сказали, до Рождества Христова, во время благовещения, волхвы увидали звезду на востоке и сначала в удивлении и в недоумении размышляли о том, что бы это могла быть за звезда? Не есть ли она какой-нибудь метеор13, блистающий в воздухе и возвещающий какие-либо несчастия, как это предвозвещают и кометы14. Да и на самом деле та звезда предвозвещала в тех странах несчастия для душегубца-врага, именно: падение идолов, изгнание бесов, света же святой веры яркое сияние. Потом, поняв, что эта звезда не случайная, но имеющая Божественную природу и Божественное подобие, волхвы вспомнили древнее пророчество Валаамово, а также вразумились и тем, что предсказала индийская сивилла Эритрея15 о той же звезде; особенно же, как разумеет святой Лев, папа Римский16, будучи тайно научены Самим Богом, что настало время рождения Господа и Царя всей вселенной, имеющего родиться во Израиле, как и Валаам предрек: " Восстанет человек от Израиля " (Числ. 24:17), - и что это есть Его звезда, издавна предвозвещенная. Поверив, несомненно, что это именно так, и, вполне снарядившись в путь, отправились они из своих стран и, как уже было сказано, во время путешествия сошлись вместе и в единомыслии совершали путь.

http://pravicon.com/info-1897

— Пожалуйста, помогите! — завопила она. — Я не игрушка, я человек! Я случайно попала на елку, а теперь уже двенадцать, и я не знаю дороги вниз... — Что случилось, владыка Мельхиор? — прозвучал другой голос, и Валтасар, чернолицый, в ярко-голубой мантии, на вороном скакуне, тоже показался на поляне. Слева зашуршали кусты, и белая лошадка вынесла на поляну Гаспара. Теперь все трое удивленно рассматривали Катю. — Я не понимаю тебя, девочка, — произнес Мельхиор. — Объясни, что случилось. — Владыка Мельхиор, поспешим! — тихо сказал, наклонившись к Мельхиору, Валтасар. — Время не ждет; необходимо вновь выйти к Вифлеемской звезде. — Всё же, господа мои, — возразил Гаспар, — не выслушать ли девочку? В такую ночь, как эта, ни одна игрушка не должна плакать! И все трое склонились, чтобы лучше видеть Катю, и та, стараясь говорить как можно скорее, рассказала о своих злоключениях. Негодованию волхвов не было предела. — Есть же еще в мире недовольные жизнью глупцы, — покачал головой Мельхиор, — которые не ценят данный им кусочек чуда! — Жалкий самозванец — этот волшебник! — воскликнул Гаспар. — И это в ночь, когда должен родиться Царь Царей! — Владыки! — прервал их Валтасар, обеспокоенно глядя на небо. — Звезда уйдет; надо спешить. Мельхиор обернулся к Кате: — Дитя мое, Фокусник солгал тебе. В полночь чудеса не заканчиваются, а начинаются. Смело иди вниз, ничего не бойся. Рано или поздно ты выйдешь на опушку леса, а за полем  с пастухами найдешь ворота. — Он купил тебе билет в один конец, — сказал Валтасар. — Ты должна заплатить за выход. Есть ли у тебя золото? Катя покачала головой. Валтасар подумал, развязал седельную сумку и, достав ларец, наполненный золотыми монетами, протянул одну Кате. — Возьми, — сказал он. — Мы приготовили это золото для другого Ребенка, но, думаю, Он не упрекнет нас. Этой монеты тебе хватит, чтобы покинуть елку. — Сегодня особая ночь, — вымолвил Мельхиор. — Я всего лишь елочный волхв и ничего не знаю о людских судьбах, но сердце говорит мне, что когда окажешься в своем мире, то все вернется на круги своя. Верь в это. А теперь прощай.

http://foma.ru/angel.html

По другому преданию, однако же, их было двенадцать – в соответствие с числом апостолов. Предание о волхвах особенно распространилось на западе, и выразителем его явился Беда “достопочтенный“, который передает уже точные сведения о них. По его свидетельству, волхвов было трое. Из них Мельхиор был старец с длинными белыми волосами и большой бородой, и он принес новорожденному Христу золото; другой волхв был Каспар, безбородый юноша с румяным лицом, и он принес в дар Христу ладан; третий волхв был Валтасар, смуглый, весь волосатый мудрец, и он принес Христу смирну на Его погребение. В восточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7,000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленном востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда впоследствии апостолы рассеялись для проповеди евангелия по всему миру, то ап.Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи, найденные царицей Еленой, положены были сначала в Костантинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан, а потом в Кёльн. В Кёльнском соборе посетителям еще и теперь показываются черепа этих трех мудрецов, хранящиеся в драгоценных украшениях и выставленные в большой золоченой раке. Эти черепа, будто бы, открыты кельнским епископом Рейнальдом в двенадцатом столетии. В честь волхвов на западе установлен был особый праздник, так называемый “праздник трех царей“, вытеснивший собою праздник Богоявления 6 января. Эти волхвы сделались вообще настолько популярны в западной Европе, что среди простого народа они считались покровителями путешественников, и их именами часто назывались гостиницы и постоялые дворы. Не меньшим предметом догадок и предположений сделалась и Вифлеемская звезда. Арабское Евангелие детства говорит, что это был ангел в виде звезды, каковое мнение находило отголосок у позднейших писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/volhvy...

Ссылка автора на авторитет Гарруччи, который лично уверял его, что памятники древнего искусства имеют не только прямой смысл, но и символический, оказывается неудачной: ученый-иезуит в специальном объяснении этого предмета, как мы видели, не поддержал символизм французского ученого. Вопрос, таким образом, остается открытым; необходимо прежде всего издать эту мозаику в точнейшей копии. Дальнейший шаг в смысле византийского развития сюжета поклонения волхвов представляют мозаики в церкви Аполлинария (Apoll. Nuovo) в Равенне (504 г. 954 ). В известной процессии дев среднего нефа на роскошном голубом византийском троне, украшенном перлами, с красным седалищем сидит Богоматерь с Младенцем на руках; фиолетовые одежды ее с двумя золотыми полосами и головной покров с крестом, как в памятниках византийских; нимб украшает ее голову; десница ее благословляющая. Спаситель в белой тунике, в крестообразном нимбе. По сторонам трона – четыре ангела с повязками в волосах, в нимбах, с жезлами. Как в мозаиках Марии Великой, так и здесь художник дает идеальную постановку евангельскому рассказу. Спаситель и Богоматерь – царь и царица неба и земли. Три волхва, приближающиеся к трону, повреждены были землетрясением и исправлены в недавнее время венецианским мозаистом, который при реставрации воспользовался фрагментами прежней мозаики 955 . Передний волхв – Гаспар (scs. Gaspar) – с седой бородой и волосами; его красная шапка напоминает средневековую корону; фиолетовый плащ с золотой обшивкой застегнут на правом плече; красная узорчатая туника с золотой обшивкой; пестрые анаксириды с золотыми полосами и красные сапоги. Он держит в руках, обернутых плащом, сосуд с золотом. Второй волхв – Мельхиор (scs. Melchior) – молодой без бороды, в шапке, как у Гаспара, в зеленоватом плаще с красными каймами, в серой подобранной тунике, в анаксиридах с полосами спереди и в серых сапогах; держит вазу голыми руками. Третий – Валтассар (scs. Balthassar) – мужчина в зрелом возрасте, с темной бородой, в синем венце, украшенном драгоценными камнями, в белом плаще с черным крапом и красными каймами, в темной подобранной тунике, в темных с полосами анаксиридах и желтых сапогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

12 Никифор Каллист, греческий историк XIV в., оставивший нам " Историю Церкви " . 13 Метеоры - по новейшему мнению, части одной рассыпавшейся планеты (планета - звезда, имеющая движение), иногда падающие на земную поверхность. 14 Комета - светило Небесное, не имеющее правильного движения по небосклону, но появляющееся после долгих периодов. По древним представлениям, кометы в разные времена предвещали различные бедствия и несчастия. 15 Сивилла Эритрейская, т.е. из города Эритреи, который находился, вероятно, на берегу Красного моря, в Эфиопии, нынешней Абиссинии. Здесь Сивилла Эритрейская неточно названа индийскою. - Впрочем, были и еще три Эритреи: одна в Греции, в Беотии, другая в Малой Азии, третья - в Этолии. 16 Св. Лев, папа Римский, один из великих святителей и защитников православия, живший в V в. и прославившийся особенно своею ревностною борьбою против ереси Евтихия, учившего, что во Христе только одно естество. Св. Лев оставил нам много слов на разные места Св. Писания, а также слова догматические с наложением православного учения о двух естествах во Христе; такого же содержания и его послания. Память св. Льва празднуется церковью 18 февраля. 17 Св. Ириней, епископ Лионский в Галлии, священномученик, пострадавший в гонение Септимия Севера, в 202 г. Он был учеником св. Поликарпа Смирнского (ученика св. Ап. Иоанна Богослова). Главное сочинение св. Иринея - Против ересей, или вернее Обличение лжеименного знания. - Память св. Иринея празднуется церковью 23 августа. 18 Медиолан, нынешний Милан, город в Сев. Италии, столица древней Лигурии. 19 Кельн (древ. Колоний Агриппина), древний город на Рейне, в Германии, знаменитый своим величественным собором, в котором, по благочестивому верованию западных христиан, покоятся части мощей свв. трех волхвов. Святитель Димитрий также считает Кельн обладателем этой святыни. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Валтасар волхв, св. " .

http://pravicon.com/info-1897

2. О грустном состоянии души. Пс.136:1 . При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. (О чувствах иудеев, находившихся в вавилонском плену). Аш.; Мих.; РФ. Вавилонское пленение (плен) Вавилонское пленение (плен). Состояние порабощенности и унижения, вызванное вынужденной долгой разлукой с родиной. Пс.136:3–4 . Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: «Пропойте нам из песен Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? В 587–538 гг. до н. э. была уведена в плен значительная часть населения Иудеи царем Навуходоносором. Аш.; Г.; РФ. Вавилонское смешение языков Вавилонское смешение языков. Бестолковый, шумный разговор. По библейскому сказанию о сотворении Вавилонского столпа. Быт.11:7–9 . [Бог]: Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы они не поняли друг друга. Мих.; РФ. Вавилонское столпотворение Вавилонское столпотворение. Шутл. Беспорядок, суматоха, шум, неразбериха. По библейскому сказанию о постройке высокой башни. Быт.11:1–9 . И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали сделать; ...смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Этиологическое предание о причинах людского многоязычия и рассеяния людей (наказанных за греховное намерение) на земле. Столпотворение (старосл.) – сотворение столпа, башни. Аш.; Мих.; Мол.; Аф.; Г.; РФ. Валаамова ослица Валаамова ослица. Ирон. Молчаливый и покорный человек, неожиданно заговоривший и запротестовавший. Числ.22:27–28 . Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы. И сказала она Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам – волхв с р. Евфрат, которого моавитский царь Валак просил приехать в Палестину, чтобы проклясть израильтян. Аш.; Мих.; Аф.; Мол.; ФС; РФ. Валтасаров пир Валтасаров пир. Книжн. 1. Веселая, легкомысленная жизнь во время какого-л. бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/k...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010