А. Кордочкин Валерий Бергиленский Валерий Бергиденский родился около 625–630 гг. близ нынешней Асторги и скончался около 695 г. в Руфинианском монастыре, развалины которого можно посетить и ныне в Сан-Педро де Монтес, 774 в «долине безмолвия», или «Берсианской Фиваиде». 775 Среди творений Валерия, безусловно, самая интересная часть – его автобиографические труды, публикуемые ныне. Они считаются первой автобиографией, написанной на латинском Западе со времени «Исповеди» блж. Августина 776 и являются главным источником биографических сведений об их авторе. С художественной точки зрения их можно считать едва ли не самыми яркими литературными произведениями вестготской Испании, хотя частые аплюзии на «Житие св. Антония Великого », «Собеседования» свт. Григория Великого и других авторов 777 не всегда позволяют провести четкую границу между достоверной автобиографией и агиографическим автопортретом. Из сочинений Валерия можно узнать не только о его жизни, но и о церковной ситуации в вестготской Испании. Интересен эпизод, связанный с путешествием в Толедо. Епископ Исидор настоятельно приглашает Валерия поехать с ним; по мнению самого Валерия, он был приглашен в Толедо для того, чтобы принять хвалу и почести. Однако такую настойчивость правящего епископа современные исследователи связывают с неоднозначным отношением церковных властей к отшельникам, которые представляли харизматическую власть. Возможно, епископ стремился подчинить отшельника своему влиянию или хотя бы понаблюдать за ним. 778 Эпитамерон, посвященный моим скорбям 779 О нищете возвести, моя горькая песня, и тяжких невзгодах Лет прошедших, и всем покажи постоянные скорби мои. Некогда я утопал в нечистых волнах мутной реки сего века, Там я увидел покоя и безмятежности брег. Божья Милость узрела, как в невзгодах скорби мои к ней взывали, И повелела, исхитив, в блаженной обители тихую гавань направить. Возликовав, что сподобился я места гармонии чудной, Радуясь, ночью и днем хвалю всемогущего Бога. В славном каноне блаженных отцов поучаясь,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ [лат. Valerius (Valerianus) Bergidensis; испан. Valerio del Bierzo] († до 690), св. (пам. зап. 21 февр.), мон., церковный писатель. Род. близ г. Астурика (совр. Асторга, Испания), где получил образование. Ок. 640 г. вступил в Комплутский мон-рь, основанный еп. Браги св. Фруктуозом , затем стал отшельником в районе Каструм Петренсе. Из-за притеснений со стороны местного пресв. Флаиния В. Б. был вынужден переселиться в мест. Эбронант, в келлию при ц. апостолов Петра и Павла. Когда местный землевладелец и патрон церкви Рицимер решил на месте, где жил затворник, построить свою усыпальницу, святой переселился в Бергидий (совр. Бьерсо), гористую обл. к западу от Астурики, где существовала монашеская община учеников св. Фруктуоза. Он поселился в мест. Руфиана (совр. мон-рь Сан-Педро де Монтес), в келлии, к-рую некогда построил для себя св. Фруктуоз. В конце жизни вокруг В. Б. собралась группа учеников. Посмертное почитание подвижника фиксируется со времен епископата Геннадия Астурикского (899-919). Перу В. Б. принадлежит сборник текстов, к-рый сохранился в рукописных списках X-XII вв. (самый древний относится к 902 г.- Madrid. Bibl. Nacional 10007). Сборник состоит из 2 частей. 1-я представляет собой компиляцию различных аскетических и агиографических текстов. В нее вошли пролог Руфина Аквилейского к «Истории монахов», жития св. Фруктуоза, преподобных Павла Фивейского и Илариона Великого , написанные блж. Иеронимом, лат. перевод житий преподобных Антония Великого , Пахомия Великого , Пелагии и Симеона Столпника , а также небольшое соч. «О восставлении падших» Вахиария, фрагменты из творений прп. Иоанна Кассиана Римлянина , Сульпиция Севера и др. сочинений аскетического содержания. Завершает эту часть «Послание к бергиденской братии в похвалу блаженнейшей Эгерии» (Epistola de Echeria), к-рое представляет собой резюме итинерария Эгерии - испан. паломницы, совершившей путешествие в Палестину между 381 и 384 гг. Эту часть обрамляют 2 эпитамерона (стихотворных пассажа), в к-рых кратко излагаются цель написания и содержание труда. «Эпитамерон о начале сей книги» (Epitameron de huius libri exordio) имеет акростих «Servis Dei egregiis» (великим рабам Божиим) и телестих «Valerius miserrimus» (ничтожнейший Валерий). В «Эпитамероне окончания книги сей» (Epitameron consummationis libri huius) автор сообщает, что она была составлена по просьбе духовного наставника бергиденских монахов Донадея; акростих «Patri Donadeo» (отцу Донадею), телестих «Miser Valerius» (ничтожный Валерий).

http://pravenc.ru/text/153983.html

[Сорокадневный мон-рь, Дайр-эль-Каранталь; греч. Ιερ Μον το Πειρασμο, Ιερ Μον Σαρανταρου Ορους, Σαραντριον; лат. Quadrantena, Quarantena; араб.    ], действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана, в 1 км к западу от Иерихона , на юго-вост. стороне Сорокадневной горы (горы Искушения), к-рая считается местом, где Христос 40 дней постился в пустыне и был искушаем диаволом (Мф 4. 1-11, Лк 4. 1-12, Мк 1. 12-13). Сорокадневная гора (высота 330 м над уровнем моря) уже с кон. IV в. стала местом паломничества. В 650 г. св. Валерий Бергиденский писал, что паломница Эгерия (ок. 384) поднялась «на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 137). В неск. пещерах, расположенных одна за другой на середине вост. склона, в ранневизант. время поселились монахи. Вероятнее всего, здесь находилась лавра Дука, построенная прп. Харитоном Исповедником , основателем палестинского монашества (ок. 340). Впосл. лавра называлась также Елпидиев монастырь ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154//PG. 87. Col. 3021 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 185-186)) по имени преемника прп. Харитона знаменитого подвижника Елпидия, возглавлявшего группу отшельников на Сорокадневной горе в кон. IV в. и упоминаемого в «Лавсаике» Палладия , еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). P. 238). В 614 г., во время персидского вторжения в Палестину, лавра, вероятно, была разорена и монахи покинули ее. После сочинения Иоанна Мосха ее не упоминает ни один из источников сер. VII-XI в., за исключением Жития прп. Стефана Савваита († 794); этот святой пребывал в «пещерах Дуки» во время Великого поста, при этом подразумевалось, что мон-рь был заброшен (ActaSS. 1723. Iul. T. 3. P. 554). Тем не менее память о связи этого места с евангельской историей сохранялась, что подтверждается текстами паломников нач. XII в. (Зевульф, игум. Даниил и др.).

http://pravenc.ru/text/674975.html

Рекареда и вестготов в кафолическую веру (589), когда церковные иерархи стремились активно сотрудничать с вестгот. монархией. Составитель «Житий святых эмеритских отцов» не только умалчивает об обращении Е. и о его смерти, но также намеренно искажает приведенный им текст свт. Григория Великого, в к-ром Е. именовался мучеником. Свт. Григорий Великий в «Диалогах» придает истории Е. исключительно религ. окраску, помещая в центр повествования те события, к-рые замалчиваются вестгот. писателями (обращение Е. под влиянием свт. Леандра Гиспальского, негодование Леовигильда на кафоликов и на собственного сына, мученическая смерть Е.). Григорий Великий лишь упомянул о восстании, сосредоточив внимание на поведении Е. перед лицом смерти. Драматизм событий в передаче свт. Григория усиливается тем, что они происходили в пасхальные дни. Сведения Григория Великого подтверждаются рассказом Григория Турского, который подробно описывает брак Е. с Ингундой и притеснения, к-рые ей пришлось пережить от Госвинты, пытавшейся обратить ее в арианство. Восстание под рук. Е. Григорий Турский рассматривал как реакцию кафоликов на религ. гонения, начатые Леовигильдом. До XIII в. сведения испан. источников о мученике ограничиваются краткими заметками о его кончине в нек-рых монастырских хрониках («Овьедская эпитома» в ркп. 883 г. из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Epitome seu Compilatio Ovetensis//MGH. AA. T. 11. P. 288), Силосская хроника, XII в., и «Всемирная хроника» Луки из Туя, XIII в.). Испан. аскетический писатель кон. VII в. Валерий Бергиденский назвал Е. среди невинно убиенных лиц царского происхождения ( Valerius, abbas. De vana saeculi sapientia//PL. 87. col. 426-427). Почитание Е. возникло, вероятно, в Риме благодаря авторитету Григория Великого. Беда Достопочтенный в хронике назвал Е. королем-мучеником, пострадавшим за веру. В IX в. почитание мученика утвердилось во Франкском королевстве, память Е. была внесена в Мартиролог Флора Лионского (сер. IX в.) и в последующие каролингские Мартирологи - Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера Заики.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Почитание Б. началось лишь с XIII в., после того как еп. Сарагосы Валерий в 1290 г. обрел мощи святителя. В XIV в. было составлено житие Б., вошедшее в сборник житий др. испан. епископов вестгот. периода: Исидора Севильского, Леандра Севильского и др. Б. обладал познаниями в области античной словесности, святоотеческого наследия. В Цезаравгусте он собрал крупную б-ку сочинений христ. авторов, а также устроил скрипторий, где переписывались тексты Свящ. Писания и творения отцов Церкви, рукописи высылались всем, кто просил об этом. Корпус сочинений Б. состоит из 44 посланий, Жития святого Емилиана и гимна в честь этого подвижника, впосл. вошедшего в вестгот. (мосарабскую) литургию. Послания Б. весьма разнообразны: это и дружеская переписка, и наставления в духовной жизни, и слова утешения, и обсуждение различных богословских и научных вопросов из области экзегетики, литургики, аскетики, хронологии. Житие св. Емилиана, монаха, к-рый основал обитель, впосл. названную Сан-Мильян-де-ла-Коголья, Б. написал по просьбе своего брата еп. Иоанна. Ок. 680 г. Валерий Бергиденский включил это житие в составленный им сборник аскетическо-агиографических сочинений. Б. также приписываются «Эпитафия Антонине» - элегия, написанная на смерть жены знатного гота Вистремира, и «Страдания Цезаравгустинских мучеников». Соч.: CPL. 1203, 1230-1233, 1268; Opera Omnia//PL. 80, Col. 639-720; Epistolarium/Ed. L. Riesco Terrero. Sevilla, 1975. Ист.: Ildefonsus episcopus Toletanus, St. De Viris Illustribus//PL. 96. Col. 195; Eugenius episcopus Toletanus. Carmen 21//MGH. AA. T. 14. P. 284 sqq.; Acta SS. Mart. T. 2. P. 635-638. Лит.: Lynch C. -H. Saint Braulio. Wash., 1938; Perez de Urbel J. Braulio//DHGE. T. 10. Col. 441-453. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/153371.html

2-я часть состоит из сочинений В. Б. и содержит разные по жанру произведения: трактат «О тщетности мирской мудрости», по жанру близкий к гомилии; 3 произведения под общим названием «Речения Валерия к блаженному Донадею» (Dicta Valerii ad beatum Donadeum scripta), посвященные откровениям бергиденских монахов: видения рая и ада мон. Максиму, видения преисподней мон. Бонеллу и видение небесной славы Христа мон. Бальдарию; автобиографические «Рассказы Валерия» (Valerii narrationes) из 3 частей: «Чин сетования» (Ordo querimonie), «Возобновление рассказа от начала монашеской жизни» (Replicatio sermonum a prima conversione) и небольшое произведение «О том, что осталось от предшествовавших сетований» (Quod de superioribus querimoniis residuum sequitur), представляющее собой апологию отшельнической жизни, аскетическим идеалом к-рой является образ прп. Арсения Великого . Эпитамероны к «Рассказам Валерия» содержат краткую историю притеснений В. Б. Кроме эпитамеронов В. Б. принадлежит «Молитвенное обращение к святым апостолам» (Conversio deprecationis ad sanctos apostolos); каждый стих и большая часть его слов начинаются с лат. буквы «Р» - указания на имена апостолов Петра и Павла. В «Эпитамероне о некоторых увещеваниях или вопросах» (Epitameron de quibusdam admonitionibus vel rogationibus) в поэтической форме дается нравственное назидание христианам: в наставлении клирикам все строки начинаются с лат. буквы «С» (от clerici), судьям - с «I» (iudices), женщинам - с «M» (mulieres), священникам - с «S» (sacerdotes); в наставлении к епископам начало каждой строки соответствует порядку букв лат. алфавита от «А» до «V». Поэтическое соч. «О первых пятнадцати псалмах» представляет собой переложение псалмов посредством извлечения из каждого 1-2 фраз. Трактат «О покаянии монахов» (De monachorum poenitentia) является извлечением из лат. версии соч. «Жизнь отцов» Мартина , еп. Браги. К нему примыкает соч. «О седьмом виде монашествующих» (De septimo genere monachorum); В. Б., следуя учению Исидора , еп. Севильского, выделяет 6 видов монашествующих и добавляет 7-й вид - лжемонахов, называя так тех, кто, приняв обеты, продолжал жить в угоду страстям. Это произведение было включено св. Бенедиктом Анианским в его соч. «Согласование монашеских правил» (Concordia regularum 3, 7). В целом для аскетики В. Б. характерна ориентация на егип. монашескую традицию.

http://pravenc.ru/text/153983.html

Самым крупным христианским поэтом и писателем конца VII b. должен быть признан Валерий Бергиденский (он же – Валерий из Бьерсо) (625–695). В 648 или 651 г. Валерий вступил в монастырь Комплудум и впоследствии стяжал славу аскета, 20 лет прожив в уединенном скиту на вершине горы, в Кастра-Петренсе и в местечке Эбронанто. Остаток жизни он провел в монастыре Руфиана, вероятно, св. Петра в Горах (Леон). Оригинальность его поэзии проявилась в первую очередь в используемых им особых поэтических формах (сам он называет их «эптаметронами»), метрика и язык которых весьма своеобразны; его прозаические произведения созданы под явным влиянием сочинений св. Григория Двоеслова . Главные произведения Валерия – три небольших автобиографических сочинения. 101 Кроме того, Валерий Бергиденский известен как собиратель агиографических текстов; составленная им для монахов его монастыря «Агиографическая компиляция» включала жития как древних монахов, так и святых недавнего времени, часть сборника составили фрагменты из монашеских уставов св. Иоанна Кассиана и Исидора Севильского , а также стихи Евгения Толедского. В ряду анонимных произведений выделяется «Житие Меридских отцов», пять частей которого повествуют о событиях религиозной жизни Мериды VI b. Рассматриваемое житие является, вероятно, наиболее значительным из всех памятников агиографии вестготского времени. 102 Необходимо отметить высокий уровень развития эпистолярной культуры вестготского времени. В форме посланий излагались важнейшие богословские и политические проблемы. Авторами посланий выступали короли Хинтила, Хиндасвинт и Рецесвинт, Браулион Сарагосский, Тайон Сарагосский, комит Булгар (Булгариан), Авразий Толедский, Кессарий, Евгений Толедский, Квирик Барселонский, Идалий Барселонский, Лев Испанский, монах Маврикий, Фруктуоз Браккарский и др. Корпус посланий вестготского времени – важнейший, еще не до конца изученный источник. Церковь и культура в Аль-Андалусе и на христианском севере 103 Испании в период раннего Средневековья

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IV. В Испании общежительное М. начало активно развиваться только после 589 г. С одной стороны, это связано с конфликтом, к-рый возник между испанскими епископами из-за учения странствующего аскета Присциллиана, казненного по обвинению в ереси в 395 г. Хотя рим. еп. Сириций советовал испан. епископам выбирать клириков из числа монашествующих, о монахах в течение V в. известно мало. В основном упоминаются отшельники (на Балеарских о-вах, в Галлеции). Известно, что в нач. VI в. существовал мон-рь в честь св. Мартина в Асане (к северу от Уэски), аббат к-рого Викториан занимался основанием других монашеских общин ( Venant. Fort. Carm. 4. 11). Такой же деятельностью в королевстве свевов занимался в сер. VI в. аббат Думийского мон-ря св. Мартин , впосл. еп. Бракары Августы. В 3-й четв. VI в. значительное число монахов из Сев. Африки во главе с аббатом Донатом переселились в вестгот. Испанию ( Ioan. Biclar. Chron. 571; Hildef. Tolet. De vir. illustr. 4). Ими был основан Сервитанский мон-рь, в к-ром действовал Устав блж. Августина и была собрана значительная по размерам б-ка. Возможно, с этим обстоятельством связано то, что самые ранние свидетельства Устава блж. Августина происходят из Испании. 2-м аббатом этого мон-ря был Евтропий , ставший затем епископом Валенции. Он был одним из организаторов III Толедского Собора наряду со св. Леандром Гиспальским. Сестра Леандра Флорентина известна в числе первых монахинь в Испании, а его брат и преемник на кафедре св. Исидор Гиспальский (Севильский) составил на основе леринского корпуса текстов, трудов блж. Иеронима, прп. Иоанна Кассиана и свт. Кесария Арелатского свое «Правило для монахов». В целом в испан. монашеской традиции большое значение придавалось ученым занятиям (в том числе у еремитов; см., напр., Валерий Бергиденский ). В вестготской Испании были известны также «семейные» мон-ри (в Regula communis). В Уставе св. Фруктуоза, еп. Бракары Августы, впервые упоминается pactum (договор между аббатом и монахом). Происхождение и характер т. н. пактового М. остаются в числе дискуссионных проблем.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Сохранились и его многочисленные письма к разным людям, записанные по порядку изящным и ясным стилем; кто бы их ни читал, ясно понимает, что было в нем прямое стремление к Богу и что был он бдителен и заботлив о душевном рвении. Так, собрав письма в один том, он распределил их на двенадцать книг и предписал называть их регистром. Считается, что он написал и другие выдающиеся сочинения, но до нас ничего не дошло. Счастливей всех и даже более чем счастлив тот, кому дал Бог тщательно исследовать все сказанное в его трудах. Муж этот величественный и праведный, учитель и предстоятель процветал в царствование Маврикия Августа. 876 «Житие св. Фруктуоза» Житие св. Фруктуоза» написано предположительно в 670–680 гг. Лингвистический анализ текста указывает на существование более раннего ядра (главы 1–7+17–20), которое легло в основу «Жития». 877 В «Житии» также можно найти аллюзии на «Житие Мартина Турского» Сульпиция Севера, писания Григория Великого , деяния из «Испанского пассионария», «Житие Меридских отцов», а также писания Исидора Севильского . 878 Начиная с XVI b., его автором считался Валерий Бергиденский; в настоящий момент практически никто не придерживается этой атрибуции. Тем не менее в писаниях самого Валерия нетрудно найти фразы и обороты, заимствованные из «Жития». 879 По мнению К.Кодоньер, ключ к авторству и месту написания жития – в упоминании Тевдискла, единственного из учеников Фруктуоза, о котором «Житие» сообщает хотя бы какие-то детали. Возможно, это тот же Тевдискл, что и епископ Ламеценский, участник I Меридского собора. 880 По мнению Кодоньер, автор «Жития» принадлежал к его кругу, а Кастро Леонис, где, возможно, было написано «Житие», ныне город Кастелоеш недалеко от Браги. 881 Сам Фруктуоз является автором монашеского устава, с которым русский читатель пока может ознакомиться лишь в английском 882 или испанском 883 переводах. Кроме того, сохранились также два стихотворения 884 Фруктуоза и два письма, адресованные Браулиону Сарагосскому 885 и королю Рецесвинту. 886

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Валерий мог своим словом проникать в самую глубину душ» На 91-м году отошел ко Господу старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов 25.05.2018 979 Время на чтение 4 минуты Сегодня ночью, на 91-м году, почил в Бозе протопресвитер Валерий Лукьянов . Это ОГРОМНАЯ потеря для РПЦЗ и для всего Православного мира. Это огромная потеря для нас, кто любил и чтил о. Валерия как своего духовного наставника. Прошло всего несколько часов, как душа р.б. отошла ко Господу Богу. Мы еще не привыкли к потере. Мы чувствуем, что душа этого великого пастыря среди нас, что она совершает обход наших домов, умов и сердец. Она взывает в нашей памяти те многочисленные моменты радости общения с Богом и духовного просветления, которые нам дарил о.Валерий через свои проповеди, молитвы и многие часы личных бесед. Со временем очевидно появятся многие публикации, в которых будет описан непростой и долгий жизненный путь о. Валерия, истоки которого начинались в колонии русских эмигрантов в Шанхае. Очевидно будут упомянуты имена величайших духовных светочей Русского Зарубежья, с которыми он соприкасался: свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, митрополит Филарет (Вознесенский), митрополит Лавр (Шкурла), Архиепископ Иоанн (Максимович), Архиепископ Никон (Рклицкий), архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев), проф. Андреевский, Николай Тальберг и мн. др. То было великое время, вошедшее в историю время потерь и созиданий, и отец Валерий был его частью. С уходом из жизни таких людей история беднеет и бледнеет. Уж больше не плодит Земля таких выдающихся людей, выживших в горниле Гражданской войны, и несмотря на горечь трагических потерь, пронесших через всю свою жизнь любовь к матери Церкви, к России и что самое ценное в этих жестоких условиях – любовь к людям. Любовь к людям – наипервейшая заповедь Божья, и отец Валерий щедро дарил её всем своим духовным чадам и всем кто его окружал. Отец Валерий был не только великим пастырем, но и выдающимся богословом. Его перу принадлежат многочисленные труды, такие как: Духовная качественность общественной молитвы. – Джорданвилль, 1970; Источник воды живой: Записки паломника. — 1980; Душе моя, возстани: Сборник духовных сочинений. – 1993; Радость о Господе: Сборник духовных сочинений. – 2000; Богослужебные заметки: Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. − 2006; Светильник благодати: Семь слов иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского. Святитель Иоанн в жизни молодежи и детей. – 2010, и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/25/ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010