Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРЕСТЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1921-1927 гг. Постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона и Высшего Церковного Совета от 23 мая 1921 г. было образовано вик-ство с центром в г. Крестцы (ныне поселок в Новгородской обл.) для окормления приходов в Крестецком у. 14 мая 1921 г. Новгородский и Старорусский митр. Арсений (Стадницкий) представил кандидата на кафедру - архим. Серафима (Велицкого), к-рый был хиротонисан во епископа Крестецкого 4 июля того же года в Софийском кафедральном соборе Новгорода. 2 июля 1922 г. митр. Арсений по вызову ГПУ уехал в Москву, предварительно поручив временное управление Новгородской епархией еп. Серафиму; в Новгород митр. Арсений не вернулся. С 1922 г. при поддержке местных властей в Новгородской губ. активно утверждалось обновленчество . Делегаты от Новгородской епархии, посетившие Москву, рекомендовали еп. Серафиму признать обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 19 июля 1922 г. еп. Серафим созвал общеепархиальный съезд духовенства, который постановил «признать ВЦУ как единственный фактически существующий правящий орган, могущий при добром желании довести Церковь до восстановления законной церковной власти». По настоянию ВЦУ 13 авг. Новгородским «епископом» был избран вдовый прот. Александр Лебедев. Его «хиротонию» совершили Крестецкий еп. Серафим, Валдайский еп. Иосиф (Николаевский-Невский) и обновленческий «архиепископ» Иоанн Альбинский. «Хиротонию» не признали Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Юрьев новгородский и др. мон-ри епархии, новгородская Преображенская ц. 4 сент. 1922 г. обновленческое ЕУ предложило еп. Серафиму уехать из Новгорода в Крестцы или в М. Вишеру, куда решением Президиума ВЦИК от 2 мая 1922 г. был перенесен из Крестцов центр уезда (Крестецкий у. тогда же был упразднен). Еп. Серафим отказался; 13 сент. 1922 г. он получил назначение на Боровичскую епархию, от к-рого также отказался. 24 дек. 1922 г. еп. Серафим и Валдайский еп. Иосиф заявили о неповиновении ВЦУ, постановлением ВЦУ от 29 дек. они были уволены на покой.

http://pravenc.ru/text/2459017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛДАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, названо по г. Валдай Новгородской губ., создано во исполнение постановления Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов РПЦ. В 1921 г. во епископа Валдайского был хиротонисан Иосиф (Невский) , архим. валдайского в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ря , оставшийся его настоятелем и после хиротонии. Еп. Иосиф признал созданное в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ), но вскоре вышел из подчинения обновленцам, 24 дек. того же года собрание клириков и мирян Валдайского у. отвергло ВЦУ и заявило о полной поддержке еп. Иосифа. Деятельность еп. Иосифа способствовала тому, что его вик-ство было в очень небольшой степени затронуто обновленчеством. В докладе на имя Патриарха Тихона от 8 мая 1924 г. о положении дел в Новгородской епархии говорилось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский,- дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев». Однако еп. Иосиф, видимо, вскоре был выслан из Валдая: известно, что 1928 г. он находился в Рыбинске. Впосл. он жил в Валдае до смерти в дек. 1930 г., но данных о существовании В. в. после 1927 г. не имеется. С 26 июня 1926 г. по 1927 г. существовало обновленческое В. в., на к-рое 29 июня был назначен Александр Сахаров, временно управлявший также обновленческой Новгородской епархией (до 15 марта 1927). Арх.: ГАНО. Ф. 1010. Оп. 3. Ед. хр. 287. Л. 1; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 310-311. Ист.: Иосиф (Николаевский), еп. Воззвание к верующим//Звезда. Новгород. 1922. 67 (26 марта). С. 1; Движения и перемены по службе//Вестн. Свящ. Синода. 1926. 11 (7). С. 3; Краткие сведения о епископах правосл. Церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//Там же. 1926. 12/13 (8/9). С. 11; Схиигум. Онисифор (Михайлов): [Некролог]//ЖМП. 1982. 2. С. 25; [Гурьянов И. В. ] День вчерашний//Где Святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 231. Лит.: Савинова И. Д. Лихолетье: Новгородская епархия и советская власть, 1917-1991. Новгород, 1998. С. 58; Галкин А. К. , Бовкало А. А. Епископ Валдайский Иосиф//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф. 13-15 нояб. Вел. Новгород, 2000. Ч. 2. С. 57-63. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ одна из Восточных католических Церквей; образована коптами, соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви КОРВЕЙ бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРЕНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тихорецкой и Кореновской епархии Кубанской митрополии), находится в г. Кореновск Краснодарского края КОРЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный), находится в г. Корец Ровненской (до 1991 Ровенской) обл. (Украина), на берегу р. Корчик «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_153.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 1708), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского

http://pravenc.ru/rubrics/121748_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.) ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121756_5.html

Через два года, в 1908 году, Синод отозвал владыку Андроника в Россию и назначил его епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Приехав в Тихвин, он сразу принялся за объезд всех церквей, входящих в Тихвинское викариатство. За один только сентябрь он проехал по Крестецкому, Боровичскому и Валдайскому уездам, посетив двадцать два сельских храма, входя в церковные нужды общин, лично знакомясь с людьми, входя в нужды каждого прихожанина. С места ночлега трогались часов в шесть-семь утра, чтобы пораньше поспеть в ближайший приход, и так путешествовали от церкви к церкви, останавливаясь в попутных деревнях. Места здесь глухие и дорога настолько плохая, что его часто предупреждали, что он может и не проехать, но владыка все равно ехал. В каждом селе и деревне, где он останавливался, епископ проповедовал, что ежедневно вместе с беседами занимало не меньше шести часов. Спать в этих поездках приходилось не более шести часов, а весной, с наступлением ранних рассветов, и того меньше. По целым дням приходилось пребывать в физическом напряжении, но владыка любил эти путешествия, обновляющие душу и тело. С каким благоговением встречал его народ «со крестом и хоругвями в своем приходском храме, увлекая с собой и всех детей своих! – вспоминал святитель. – Все набожно крестятся, многие плачут от благоговейной радости; многие и таясь и открыто просят совета, молитв, готовы тут же исповедать всю свою душу, умоляют принять от них – кто полотенце, кто деньги, кто даже иконку или еще что-либо от святого места принесенное... И все это до глубины души трогает, настраивая ее на благоговейный и торжественный тон от сознания раскрывающегося перед тобою благодатного Царства Божия из глубины смиренного, простого, по видимости грубого, а на деле нежного и мягкого народа русского». Это – Церковь . Но не весь народ посещает храмы, некоторые забыли, когда и были там. Епископ смотрел и видел, как в едином охвате, Русскую Православную Церковь и угасающий дух русского народа, захваченного самыми низменными страстями, погружающегося в откровенное безбожие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

1995 МУРМАНСКАЯ и Мончегорская. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская (до 1932 г. Н. и Арзамасская; 1935–1990 Горьковская и Арзамасская). Викариатства: Ардатовское (1922–1925); Арзамасское (1920–1939); Балахнинское (до 1927 г., с 1992 г.); Богородское (1929–1937); Василь-Сурское (1920–1922); Ветлужское (1922–1937); Городецкое (1927–1929); Керженское (единоверческое, 1922–1929); Краснобакинское (1926); Лукояновское (1919–1929), Лысковское (1943–1950), Макарьевское (1923–1931), Марийское (1927–1937); Муромское (1933–1937); Павловское (1920–1929); Печерское (1920–1926); Сергачевское (после 1917 г.– 1937). НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская (1943–1957 Ленинградская и Н.). Викариатства: Боровичское (1923–1934); Валдайское (1921–1927); Дерманское (1925–1937); Кирилловское (до 1934 г.); Крестецкое (1920–1923); Макарьевское (1923); Маловишерское (1922–1927); Старорусское (до 1937 г., 1956–1959); Тихвинское (до 1927 г.); Устюжинское (1924–1930); Хутынское (1926–1932); Череповецкое (1919–1934). НОВОСИБИРСКАЯ и Бердская (до 1994 г. Н. и Барнаульская; 1994–1995 Н. и Томская). Викариатства: Барнаульское (до 1930 г.); Бийское (1949–1957); Горноалтайское (1924–1925). ОМСКАЯ и Тарская (до 1918 г. О. и Акмолинская; 1918–1937 О. и Павлодарская; 1937–1947 упразднена; 1947–1990 О. и Тюменская). Викариатства: Петропавловское (до 1925 г.); Семипалатинское (до 1928 г.). ОРЕНБУРГСКАЯ и Бузулукская (до 1937 г. О. и Тургайская; 1937–1945 упразднена). Викариатства: Бугурусланское (1927–1937); Кустанайское (до 1930 г.); Орское (1923–1926); Челябинское (до 1918 г.). ОРЛОВСКАЯ и Ливенская (до 1944 г. О. и Севская; 1945–1994 О. и Брянская). Викариатства: Бежецкое (1921–1922); Болховское (1924–1932); Елецкое (до 1929 г.); Карачевское (1921–1924). 1935 Осинская (существовала год). ПЕНЗЕНСКАЯ и Кузнецкая (до 1990 г. П. и Саранская). Викариатства: Краснослободское (до 1928 г.); Мордовское и Саранское (1924–1937); Нижнедомовское (1923–1927). ПЕРМСКАЯ и Соликамская (1918–1925 П. и Кунгурская). Викариатства: Кудымкорское (1929–1931); Кунгурское (до 1925 г., 1925–1930 самостоятельная епархия, 1930–1935 викариатство, 1935–1937 самостоятельная епархия); Осинское (1924–1932); Оханское (1919–1927); Соликамское (до 1933 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После привлечения Патриарха свт. Тихона к судебной ответственности и захвата в мае 1922 г. руководства Церковью обновленцами И. сначала признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По нек-рым данным, И. вместе с Крестецким еп. Серафимом (Велицким) участвовал 3 сент. 1922 г. в обновленческой «хиротонии» прот. Александра Лебедева во «епископа Новгородского». Затем, однако, И. вслед за еп. Серафимом вышел из подчинения ВЦУ. 24 дек. 1922 г. собрание клириков и мирян Валдайского у. отказалось признавать каноничность ВЦУ и выразило полную поддержку И., «который имеет право управлять на правах самостоятельного епископа». И. заявил, что «согласился заведовать духовными делами уезда только до созыва епархиального съезда духовенства и мирян» (власти тогда разрешали проводить лишь уездные собрания). В каноническое общение с И. перешел Полновский Успенский жен. мон-рь Демьянского у. И. не подчинился вызову ВЦУ в Москву для объяснений «по вопросу об автокефалии в его викариатстве». После освобождения в 1923 г. из заключения Патриарха Тихона И. немедленно восстановил связь с каноническими властями. В докладе Патриарху о положении дел в Новгородской епархии в мае 1924 г. сообщалось: «Преосвященный Иосиф, епископ Валдайский - дела обстоят на редкость хорошо. Там в уезде вообще не было обновленцев, кроме протоиерея Зимнева, очень скоро устрашенного народным гневом и теперь ничем себя не проявляющего» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 310-311). До 1926 г. в Валдайский Иверский монастырь И. принимал послушников. В 1927 г. Иверская трудовая артель, в которой насчитывалось ок. 70 чел. во главе с иером. Никитой (Марковым), была обследована Наркомземом и Рабоче-крестьянской инспекцией. После проверки артели было отказано в перерегистрации устава. Попытка обжаловать это решение во ВЦИК не дала результата. 8 апр. 1928 г. в «Ленинградской правде» был помещен фельетон «Житие отца Никиты». По словам фельетониста, в трудовой артели монахов и мирян «чудотворная икона по доходности занимает, поди, первое место». После закрытия монастырской артели И. был выслан в Рыбинск, где рукоположил во диакона мон. Осию (Михайлова, в схиме Онисифор). Позднее И. вернулся в Валдайский Иверский мон-рь, где у братии сохранялась часть помещений, а храмы действовали как приходские.

http://pravenc.ru/text/578529.html

С ноября 1907 года по 14 марта 1908 года епископ Андроник временно управлял Холмской епархией в отсутствие избранного в Государственную Думу архиепископа Евлогия (Георгиевского), затем был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Объехал все храмы, входящие в Тихвинское викариатство, за один только сентябрь 1908 года посетил 22 сельские церкви в Крестецком, Боровичском и Валдайском уездах, служил, проповедовал и беседовал с людьми. 8 марта 1913 года владыка Андроник был переведен на Омскую и Павлодарскую кафедру. В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства трех сибирских епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и причащения. 13 апреля 1914 года епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру. Годы служения владыки Андроника стали временем подъема церковной жизни в епархии. Было построено несколько храмов, в том числе величественный собор Белогорского монастыря; архиерей регулярно объезжал храмы епархии. Организовывались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми начались занятия миссионерского и народного певческого кружков; была собрана хорошая епархиальная библиотека. Во всех храмах Перми служились акафисты, по окончании которых проводились беседы. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся — бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. В книге «Письма архиерея к иереям» епископ Андроник советовал пастырям Пермской епархии не ограничиваться богослужениями в храмах, но служить и в отдаленных поселках, «чтобы все имели возможность помолиться.

http://pravoslavie.ru/6097.html

  001     002    003