Возникновение оригинальной копто-араб. литературы обычно связывают с Севиром ибн аль-Мукаффой, еп. Эль-Ашмунейна (Гермополя; † после 987), первые сочинения к-рого датируются 50-ми гг. X в. Однако еще ок. 925 г. копт Абу Исхак ибн Фадлаллах составил «Трактат о воскресении в конце времен согласно изречениям пророков» ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 320-321). Список произведений, приписываемых Севиру ибн аль-Мукаффе, приводится в «Истории Александрийских патриархов» (20 сочинений) и в «Светильнике...» Абу-ль-Бараката (26 сочинений). Они охватывают разные жанры и темы и в той или иной степени связаны с антиисламской полемикой; значительная их часть утрачена. Среди сохранившихся трудов выделяются: «Книга Соборов» (и добавление к ней) - богословско-историческое сочинение, написанное в опровержение «Хроники» Саида ибн Битрика (мелькитского патриарха Евтихия Александрийского); Толкование Символа веры; антимусульм. трактат «Светоч разума»; догматический флорилегий «Книга драгоценной жемчужины, или Книга изъяснения о вере вкратце» - объяснение вероучения и обрядов коптов; «Чин священства» - объяснение литургии и таинств; этико-аскетический трактат «Лекарство против скорби и врачевство от печали»; ряд писем и трактатов полемического и нравоучительного характера. Другом Севира ибн аль-Мукаффы был мон. Вадих ибн Раджа , к-рый разделял его интерес к апологетической и полемической лит-ре. Примерно в 973-975 гг. был составлен анонимный «Христологический трактат» (   M    ), иногда приписываемый фатимидскому халифу аль-Муиззу и частично сохранившийся в рукописи XV в. (Paris. arab. 131. Fol. 87v - 89v), среди фрагментов, найденных в Каирской генизе , а также в составе маронитского Номоканона ( K    ). Автор трактата скорее всего был коптом; он рассматривает вопрос о необходимости Воплощения как самопроявления Божества, используя при этом ряд коранических терминов, а также эзотерическую мусульм. лексику. В XI в. число богословских произведений было относительно невелико, все они носили катехизический или полемический характер.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДИХ ИБН РАДЖА [араб.      ] (ок. 1000), копт. монах, богослов и писатель; священник из Скита . Перешел в христианство из ислама, приняв имя Павел. Сведения о нем содержатся в «Житиях патриархов», составленных Михаилом, еп. Тиннисским, откуда следует, что В. и. Р. был другом Севира ибн аль-Мукаффы и разделял его интерес к апологетической литературе. Там же сообщается, что они вместе изучали Свящ. Писание и часто спорили, пока не нашли правильный подход к толкованию священных книг. После этого В. и. Р. написал на араб. языке 2 трактата, где содержалась полемика с Кораном. Из его богословского наследия сохранились 4 работы: «Книга ясности», «Редкие места для переводчика», «Разоблачение противоречий в хадисах», «Раскрытие скрытого». Лит.: Frederick V. Wadih ibn Raja, al-//CoptE. Vol. 7. P. 2311; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 318-319. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153831.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иудейские экстремисты пытаются штурмовать католический монастырь Святого Илии в Хайфе, полагая что на его территории находится гробница пророка Елисея 03.08.2023 В последние недели экстремистские иудейские группировки несколько раз пытались штурмовать мелькитскую католический монастырь Святого Илии (Дейр-Мар-Элиасе) в северном портовом городе Хайфа , Израиль , что побудило христиан принять меры для защиты святого места, сообщает информационное агентство CNA. После нескольких попыток на прошлой неделе злоумышленникам удалось проникнуть во внешний двор монастыря и сорвать проходящий молебен, вызвав страх и возмущение у представителей христианской общины. Чтобы предотвратить любые нападения в будущем, 31 июля 2023 года начались работы по установке железной ограды вокруг монастыря. Монастырь был основан кармелитами, которые основали свою общину на горе Кармель в Хайфе в XII веке, когда в ее пещерах стали собираться отшельники в подражание пророку Илии. Предание гласит, что пещера пророка находится под алтарем церкви. Вадих Абу Нассар, советник нескольких церквей на Святой Земле, прокомментировал установку забора в сообщении на своей странице в Facebook, сказав: «Ворота будут способствовать подаче жалобы на тех, кто перепрыгивает через ворота и стены монастыря как агрессоры. Это также облегчит защиту монастыря от нападений». После серии попыток проникнуть в церковь, злоумышленники столкнулись с христианами Хайфы вечером 27 июля во дворе монастыря и церкви Святого Илии. Неоднократные нападения в Дейр-Мар-Элиасе связаны с утверждениями группы иудейских экстремистов о том, что на этом христианском участке находится «гробница пророка Елисея ». Церковь ответила на обвинения категорическим опровержением, подчеркнув, что в усыпальнице монастыря находятся только священники и монахи. Комитет справедливости и мира Совета глав католических церквей Святой Земли осудил эти нападения на христианское духовенство и христианские святыни.

http://drevo-info.ru/news/29236.html