составитель О.А. Платонов В Вавила – Праздник острых вил (День Вавилы, Вавила) Народное название дня св. мч. Вавилы, епископа Антиохийского (251) 4/17 сент. Св. Вавила считался покровителем домашнего хозяйства, а его символом были острые вилы. По народным поверьям, св. Вавила не только своими вилами помогал крестьянам по хозяйству, но и выгонял ими нечистую силу – бесов и леших. На Вавилу чинили грабли, косы, вилы. Мужики молились: «Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастия и огня». Последнее было связано с тем, что в этот же день праздновалась икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Вадим ключник (отмыкание родников) Народное название прмч. Вадима (IV в.), 9/22 апр. В этот день по древнему обычаю русские очищали родники. Потом после молитвы св. Вадиму пили всей семьей чай из самовара. В некоторых местах России существовало поверье, что девушка, которая ожидает жениха, должна рано утром пробраться незаметно к роднику, ключевой водой умыться и,      не вытираясь полотенцем, возвратиться домой. Что задумает она при этом, то и сбудется. В теплых местах в большом роднике девушки нагими прыгали в него и молили о своем суженом. В более поздние времена после отмыкания родников на чистое дно бросали серебряную монетку на счастье. Валаамская икона Божией Матери Валаамскую икону Божией Матери наряду с Державной связывают с судьбой русской монархии. Царствование последнего императора, св. Царя-страстотерпца Николая II ознаменовано явлением двух святынь – Валаамской и Державной. Обретение первой произошло в 1897 спустя год после венчания имп. Николая II на царство, а явление второй состоялось в день его отречения 2/15 марта 1917. Обе иконы знаменовали начало и конец царствования последнего русского самодержца. Их роднит наличие в иконографии атрибутов царской власти: державы на обоих изводах и скипетра в Державной иконе. Празднование Валаамской иконе Божией Матери до 2003 совершали в 1-е воскресение после празднования дня прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в память об обретении святыни, а в настоящее время празднование установлено 1/14 июля. Валенки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАДИМ [Вадма; греч. Βδιμος] († ок. 374/376), прмч. Персидский, архим., пострадал при Шапуре II Великом вместе с 7 учениками (пам. 9 апр.; зап. 8 апр.). В. род. в IV в. в персид. г. Вифлапат (Бет-Лапат, Месопотамия). С юных лет был просвещен христ. учением. Оставив богатых и знатных родителей и продав свое наследство, ушел в пустыню, где основал мон-рь и вел подвижническую жизнь. Персид. шах Шапур II приказал посадить в темницу В. вместе с 7 монахами. Их подвергали мучениям, но В. и его ученики твердо держались христ. веры. В той же темнице содержался один из приближенных Шапура Нирсан (Нарсес), правитель г. Ария (Арнун, Аревана) в обл. Витгерми (Бет-Гармейской). Будучи христианином, он не желал поклоняться солнцу, однако не выдержал испытаний и отрекся от христ. веры. Обещав ему освобождение, Шапур потребовал, чтобы Нирсан собственноручно отсек голову В. Увещевания святого смутили палача, но он взялся исполнить приказ. В. принимал удары меча один за другим и только 4-м испуганный Нирсан смог казнить преподобного, к-рый до последнего стоял неподвижно. После мученической кончины В. Нирсан, терзаемый угрызениями совести, бросился на меч. Мощи В. были с благоговением похоронены христианами. 7 его учеников пребывали в темнице еще 4 года и были освобождены только после смерти Шапура. Согласно Никодиму Святогорцу, они были усечены мечом вместе с В. Сохранился сир. текст жития В., согласно к-рому святой пострадал 13 февр., а также анонимное греч. житие, составленное на греч. языке, вероятно, на основе подлинных мученических актов. Ист.: BHG, N 210; BHO, N 131; ActaSS. Dec. T. 1. Col. 824-825, LXXXV-LXXXVI; Nov. T. 4. Col. 421; SynCP. Col. 593; Bedjan. Acta. T. 2. P. 347-351; Assemani. BO. T. 1. P. 193, T. 3/2. P. 421; idem. Acta sanctorum martyrum orientalis. R., 1748. P. 166-167; Delehaye H. Actes des martyrs persans//PO. 1907. T. 2. Fasc. 4 (N 9). P. 408-414, 475-477. Лит.: Мученичество св. архим. Вадима//ХЧ. 1827. Ч. 28. С. 110-114; Labourt J. Le cristianisme dans l " empire perse. P., 1904. P. 62, 80; Lantschoot Arn. Van. Badema//DHGE. T. 6. Col. 148; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 559; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 68; ЖСв. Апр. С. 149-152; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 135.

http://pravenc.ru/text/153825.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару Прмч. Павел (Моисеев). Фрагмент иконы «Святые новомученики Коряжемские». 2005 г. Иконописная мастерская Антониева Сийского мон-ря (ц. прп. Лонгина Коряжемского, Коряжма) Фото: диак. Вадим Пыргару (Моисеев Иван Яковлевич; 16.02.1849, дер. Дресвище Грязовецкого у. Вологодской губ.- 30.09. 1918, близ Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Сольвычегодского у. Вологодской губ. (ныне Архангельской обл.)), прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Из крестьянской семьи. Обучался грамоте самостоятельно, читать и писать учился по Псалтири. В возрасте 31 года решил постричься в монашество. 19 марта 1880 г. был принят послушником в братию Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря . 9 окт. того же года пострижен в монашество с именем Павел. 16 нояб. 1880 г. рукоположен во диакона и 24 июня 1881 г.- во иерея. В 1887 г. по поручению епархиального начальства в течение полугода управлял мон-рем, после этого был утвержден в должности казначея. В 1890 г. назначен временно управляющим заштатным Николаево-Прилуцким мон-рем, расположенным на берегу р. Сев. Двины (близ совр. пос. Приводино Котласского р-на Архангельской обл.). В 1896 г. назначен временно исполняющим обязанности благочинного мон-рей Великоустюжского викариатства Вологодской епархии. 2 мая 1898 г. утвержден в должности благочинного и 24 июня возведен в сан игумена. 13 марта 1902 г. переведен на должность настоятеля Коряжемского мон-ря. 21 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1889), наперсным крестом (1899), орденом св. Анны 3-й степени (1908). В сент. 1918 г. один из крестьян донес в Сольвычегодскую ЧК, что в Коряжемском мон-ре видел «сомнительных типов, от чего-то укрывающихся». 30 сент. в мон-рь приехали военком и члены уездной ЧК. Они потребовали показать тайники, в которых хранятся деньги и др. ценности. В результате допроса П., иером. прмч. Никодим (Щапков), иером. прмч. Серафим (Кулаков) и приехавшие в это время в монастырь находившийся на покое архим. прмч. Феодосий (Соболев) и архангельский купец Павел Ганичев были признаны виновными в неподчинении и противодействии властям и приговорены к расстрелу. В тот же день они были вывезены на пустынный остров на р. Вычегде и расстреляны.

http://pravenc.ru/text/2581889.html

Летопись жизни Сретенской духовной семинарии Седмица 5-я Великого поста Понедельник. 4 апреля Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского Студенты 2-го курса на занятии по церковнославянскому языку (преподаватель проф. Л.И.Маршева) продолжили филологический разбор канона св. Пасхи. Проф. А.К. Светозарский рассказал студентам 3-го курса о состоянии богословской науки в XIX веке. Проф. О.Ю. Васильева рассказала о Хрущевской церковной реформе, в ходе которой предполагалось полное уничтожение Русской Православной Церкви на территории СССР. Вечером совершалось трогательное богослужение – «Стояние прп. Марии Египетской». За утреней читалось житие преподобной и весь покаянный канон прп. Андрея Критского. Вторник. 5 апреля Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его Прот. Вадим Леонов прочитал студентам 3-го курса лекцию по догматическому богословию, посвященную свойствам Церкви. Среда. 6 апреля Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы Прот. Олег Корытко прочитал лекцию студентам 2-го курса о жизни и деятельности основателя ислама «пророка» Мухаммеда. Студентам 3-го курса П.А. Кузенков на лекции по византологии рассказал о правлении династий Палеологов и Ангелов. Студентам 4-го проф. А.И. Сидоров рассказал о жизни известного христианского писателя блж. Феодорита Киррского. Вечером совершалось торжественное всенощное бдение в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, которое возглавил наместник монастыря и ректор семинарии архимандрит Тихон. Четверг. 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы На великий двунадесятый праздник совершалось две Божественные литургии. Семинарский хор пел на ранней Литургии, а после поздней совершался традиционный чин Панагии. После праздничного обеда у студентов семинарии было свободное время. Студенты 1-го и 2-го курсов вместе с игуменом Амвросием посетили с экскурсией храм Христа Спасителя. Пятница. 8 апреля Собор Архангела Гавриила Студент 4-го курса Дмитрий Норкин за причастныи стихом произнес проповедь. Проф. А.Н. Ужанков рассказал студентам 2-го курса о произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка», а воспитанникам 3-го курса о самом грандиозном труде Л.Н. Толстого «Война и мир».

http://pravoslavie.ru/46023.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Baдuм Персидский, прмч. Описания иконы Вадим Персидский, прмч. - житие Святой преподобномученик Вадим архимандрит родился в IV веке в персидском городе Вифлапате, происходил из богатой и знатной семьи. В молодых годах он был просвещен христианским учением. Святой раздал часть имения и ушел в пустыню, где на свои средства основал монастырь. Для уединенной молитвы он уходил на гору и однажды удостоился видеть Славу Божию. В то время персидский царь Сапор (310 - 381) начал преследовать христиан. Святого Вадима взяли вместе с семью учениками и ежедневно истязали в темнице, добиваясь, чтобы они отреклись от Христа и поклонились солнцу и огню. Но преподобный Вадим и его ученики твердо держались христианской веры. Четыре месяца пробыли исповедники в тюрьме. Все это время святой Вадим был духовным вождем и опорой для христиан, живших в Персии. Один из приближенных царя Сапора, Нирсан, исповедовавший христианство и даже перенесший за это заключение в темницу, не выдержал испытания и отрекся от Христа. Он обещал выполнить любое повеление царя. Сапор потребовал от [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1336

Летопись жизни Сретенской духовной семинарии Седмица 29-я по Пятидесятнице Понедельник. 6 декабря Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия Студенты всех курсов семинарии посвятили день сдаче зачетов. Подготовка к сессии. Фото: Анатолий Федотов, СДС После обеда воспитанники семинарии поздравили своих собратьев, отмечающих день тезоименитства. Вторник. 7 декабря Вмц. Екатерины. Вмч. Меркурия Протоиерей Вадим Леонов прочитал студентам четвертого курса лекцию по догматическому богословию на тему «Евхаристические споры». Своим выступлением он показал актуальность и важность догматической дискуссии о пресуществлении Святых Даров. Среда. 8 декабря Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского и Петра, архиеп. Александрийского Учащимся четвертого курса профессор А. И. Сидоров прочитал лекцию, посвященную богословскому наследию свт. Григория Богослова Четверг. 9 декабря Прп. Алипия столпника Вечером в актовом зале семинарии состоялась лекция известного филолога, проф. Е. А. Авдеенко, посвященная дням творения. Евгений Андреевич очень живо прокомментировал спорные и непонятные места первой главы Библии. Суббота. 11 декабря. Прмч. Стефана Нового. Сщмч. митр. Серафима После окончания лекций большинство студентов отправилось в монастырскую баню, где обсудили результаты прошедшей зачетной недели. Воскресенье. 12 декабря Неделя 29-я по Пятидесятнице. Мч. Парамона Сегодня семинарию посетили учащиеся Регентского отделения МДА. Наши семинаристы рассказали гостям об истории монастыря, показали святыни обители и провели экскурсию по территории. 13 декабря 2010 г. Комментарии Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Отправить Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43859.html

После смерти царя Сапора семь учеников преподобномученика Вадима оставались в темнице еще четыре года вплоть до смерти царя Сапора. По освобождении они продолжили проповедь Христианства . К началу XXI века сохранялся сирийский текст жития Вадима, согласно которому святой пострадал 13 февраля , а также анонимное греческое житие, составленное на греческом языке, вероятно, на основе подлинных мученических актов. Молитвословия Тропарь, глас 8 См. общий тропарь преподобному единому Источники, литература Bibliotheca hagiographica Graeca, N 210. Bibliotheca hagiographica orientalis, N 131. ActaSS., Dec., T. 1, Col. 824-825, LXXXV-LXXXVI; Nov, T. 4, Col. 421. SynCP., Col. 593. Bedjan, Acta, T. 2, P. 347-351. Assemani, BO, T. 1, P. 193, T. 3/2, P. 421. Assemani, Acta sanctorum martyrum orientalis, R., 1748, P. 166-167. Delehaye H., " Actes des martyrs persans, " PO, 1907, T. 2, Fasc. 4 (N 9), P. 408-414, 475-477. " Мученичество св. архим. Вадима " , Христианское Чтение, 1827, ч. 28, с. 110-114. Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 135 Labourt J., Le cristianisme dans l " empire perse, P., 1904, p. 62, 80. Lantschoot Arn. Van. " Badema, " DHGE, T. 6, Col. 148. ΘΗΕ, Τ. 3, Σ. 559. Σωφρνιος (Εστρατιδης), Αγιολγιον, Σ. 68. ЖСв. Апр., с. 149-152. Использованные материалы Васильева М. В., Бугаевская Л. А., " Вадим, архим, прмч. Персидский " , Православная энциклопедия, т. 6, с. 493: http://www.pravenc.ru/text/153825.html Страница календаря портала Православеи.Ru: http://days.pravoslavie.ru/Life/life820.htm Жития свт. Димитрия Ростовского, 9 апреля:   Основная версия. Согласно преподобному Никодиму Святогорцу они были усечены мечом вместе с Вадимом. Редакция текста от: 16.08.2014 06:32:37 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5529.html

ЛЕНА. За назойливость. Но мне захотелось с вами поговорить. ВАДИМ. Зачем? ЛЕНА. Какой вы нудный. Зачем, зачем! Ни за чем. Вот хочется и всё. Просто так. Из спортивного интереса. ВАДИМ. Тогда вы неудачно начинаете. ЛЕНА. Почему? ВАДИМ. Если хотите, чтобы человек обратил на вас внимание, его надо чем-то заинтересовать, расположить к себе. ЛЕНА. А как? ВАДИМ. Способов много. Лучше всего чем-то польстить. ЛЕНА. Так вот вы зачем сказали, что я красивая: чтобы польстить мне и привлечь внимание. ВАДИМ. Ваше внимание мне не нужно. ЛЕНА. Зачем же вы льстили? ВАДИМ. И не думал. Лесть – это всегда небольшая ложь. А то, что вы красивая женщина, – это просто констатация факта. Чтобы убедиться в этом, вам не нужно, чтобы кто-то что-то говорил. Вам это говорит каждый день ваше зеркало. ЛЕНА. Занятно вы говорите. Но ято чем могу вам польстить. Я вас совсем не знаю. Вот вы тоже очень красивый молодой человек. ВАДИМ. Мне польстить нельзя. ЛЕНА. Почему? ВАДИМ. Я слишком хорошо знаю свои качества. Если вы их преувеличите, меня это не порадует. Если преуменьшите – не огорчит. ЛЕНА. А если в точку? ВАДИМ. А если в точку – тем более. Что за радость от обыденного факта? Допустим, вы скажете, что мой рост метр восемьдесят. Ну и что? Вы говорите, что я красивый. Моей заслуги в том нет, такой уродился. Чем же гордиться? ЛЕНА. А мне всё-таки приятно, если кто-то даже верно отмечает мои достоинства. ВАДИМ. Женщины всегда отличаются нелогичностью поведения. Если это в умеренных дозах, это их даже украшает. ЛЕНА. А у меня в умеренных? ВАДИМ. Вполне. Звонок в дверь. Лена идёт открывать. Входит Раиса Андреевна. РАИСА АНДРЕЕВНА. Элен, прости, забыла свой ключ. ЛЕНА. Тебя уже ждут. Раиса Андреевна снимает пальто. Вадим выходит в прихожую. РАИСА АНДРЕЕВНА. Вы уже тут? Здравствуйте. Простите, что заставила ждать. Спешила как могла. ВАДИМ (прикладываясь к её руке). Помилуйте, о чём речь! Надеюсь, вы в добром здравии? Глядя на вас, мне особенно понятно, почему у вас такая красивая дочь. РАИСА АНДРЕЕВНА. Ну уж!.. Проходите. Я уже всё набрала. Знаете, я, конечно, мало понимаю, но ваша защита прошла блестяще. Особенно остроумно вы отвечали тому лысому.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-dunaev/?pr...

ЛЕНА. Да ну тебя! Вечно ты… ВАДИМ. А мне-то что. Это ваши проблемы. ЛЕНА. Уж я ему напоминала, напоминала, чтоб проверил. С лета ведь тянулось. Наконец собрался. Вдруг бац – пять тысяч. А это сто пятьдесят баксов, даже больше. ВАДИМ. У вас что, большие материальные затруднения? ЛЕНА. С моим разве развернёшься? Нет, ну ты подумай: он ещё отказывается диссертацию защищать. Говорит, что не видит в том никакого смысла. И что он что-то там из-за этого потеряет. Мне, говорит, этого не надо. ВАДИМ. Подобную басню я уже много раз слыхал. В классическом варианте она называется «Лиса и виноград». Все неудачники и бездари обычно так и поют. Не очень-то, мол, и хотелось. ЛЕНА. Мой муж не бездарь. Зачем говоришь, если не знаешь. ВАДИМ. За любимого мужа оскорбилась? ЛЕНА. При чём тут оскорбилась. Он просто всегда постоянно во всём сомневается. Всё хочет во всём смысл отыскать. Зануда жуткий. Тоска с ним зелёная. ВАДИМ. О! Это тоже не оригинально. Тип Гамлета. По сути, весьма ничтожная личность. Но ему ещё долго будут сочувствовать и оправдывать – в меру своей собственной неполноценности. ЛЕНА. Почему – неполноценности? ВАДИМ. Как бы тебе сказать… Современный тип личности характеризуется целенаправленной энергией при достижении цели. И отсутствием соплей. Вот не обращала внимание: поток боевиков на экране. Явная целевая установка – видно невооружённым глазом. На экране убивают, избивают, а зрителя это должно радовать, или рассмешить, или, по меньшей мере, оставить равнодушным. Всё направлено на закрепление рефлекса. Смерть и страдания вызывают эмоциональную реакцию, совершенно нетрадиционную для прежнего типа культуры. А это в принципе исключает психологический комплекс гамлетовского типа. ЛЕНА. Слушай, какой ты умный. Просто гений. ВАДИМ. Я в этом давно не сомневаюсь. ЛЕНА. От скромности ты не умрёшь. ВАДИМ. Это очень полезно знать – от чего ты не умрёшь. Скромность ниже моего достоинства. ЛЕНА. И ещё ты нахал. ВАДИМ. Итак, по отношению к себе я услышал две дефиниции: гений и нахал. И если с первым я, по зрелом размышлении, не могу не согласиться, то второе приходит с ним в логическое противоречие. Ведь что скрывается под этим термином – нахал? Индивидуум, у которого уровень претензий значительно выше уровня возможностей. А что обозначает термин – гений? Личность с неограниченно высоким уровнем возможностей. Эрго: назвать меня одновременно гением и нахалом есть несомненный логический нонсенс.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-dunaev/?pr...

ЛЕНА. Мой муж идиот! ВАДИМ. Сочувствую, но ничем помочь не могу. ЛЕНА. Я решила уйти от него. ВАДИМ . Это твоё личное дело. В моих правилах ни во что подобное не вмешиваться. ЛЕНА. По-моему, ты всё-таки достаточно вмешался в мою личную жизнь. ВАДИМ. Ты сама, по-моему, говорила, что понятие супружеской верности пропахло нафталином. ЛЕНА. Он идиот. ВАДИМ. Передай ему мои соболезнования. Но меня не волнуют интеллектуальные качества какого-то там мердёра. ЛЕНА. Кого? ВАДИМ. Неважно. ЛЕНА (плачет). Возьми меня к себе. ВАДИМ. Как к себе? ЛЕНА. Ну так. Ты не беспокойся, квартиру мы обменяем. Мать будет отдельно. А он пусть к своим перебирается. Пусть идёт, откуда пришёл. ВАДИМ. Э! Вот оно как. Я вижу, мадам, у вас это серьёзно. Подобный нюанс меняет дело. Я вынужден отказать вам, сударыня. ЛЕНА (плохо ещё сознавая его слова). Почему? ВАДИМ. Да как сказать… Я предпочитаю не приобретать в постоянное пользование вещей, бывших в потреблении у посторонних. Эпизод шестнадцатый Квартира деда Серёжи. Дед, Женя. ЖЕНЯ. Правильно Ленка говорит: если всё только умно делать – со скуки помрёшь. ДЕД. Всё время только умно делать,– не получается у нас дураков. Оттого-то все так и веселимся. Да дело и не в уме одном. ЖЕНЯ. А в чём же? ДЕД. Наговорим порою громких слов, и думаем, что от нас теперь какие-то высокие подвиги требуются. Ждём чего-то необыкновенного. А всё обыкновенно. Оказывается, что нужно долго преодолевать бытовые неурядицы, житейские дрязги, рутину повседневности. Будни. Перед нами стоит вечная задача одолевать власть обыдённости. Что может быть труднее? Эпизод семнадцатый Квартира Назаровых. Несколько человек сидят за столом и поют: День пройдёт, настанет вечер. Пройдёт вечер, будет ночь, После ночи снова утро, Вслед за утром новый день… И т.д. Следующий эпизод идёт под это пение. Эпизод восемнадцатый Комната Саши. Саша. Входит Лена. ЛЕНА. Я хотела за хлебом зайти, а булочная уже закрыта. Ты не будешь ругаться? САША. Так у нас только хлеба нет, а начнём ругаться – ещё и мира не будет. Перебьёмся.

http://azbyka.ru/fiction/pesy-dunaev/?pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010