Закрыть itemscope itemtype="" > Записки юного паломника 22.11.2005 494 Время на чтение 32 минут ОТ РЕДАКЦИИ: Владыка Иоанн с юности вел дневник, в который записывал свои впечатления от событий и встреч, душевных переживаний и духовных опытов. Сегодня мы предлагаем читателям " РП " отрывок из его ранних записей - о первом посещении Москвы в 1946 году. В то время будущему митрополиту - тогда иподиакону - не исполнилось еще и девятнадцати лет. Благочестие, искренность и непосредственность юного паломника придает этим нехитрым строкам особый духовный аромат, особую назидательность и сердечную трогательность, теплоту... ДОРОГА В МОСКВУ Мой старец [владыка Мануил] ( 1 ) по Божьему изволению благословил меня на паломничество в Москву. В среду, в Неделю жен-мироносиц, в 4 часа мы благополучно сделали посадку в вагон, ожидая отправления поезда. Сначала в вагоне было очень тесно и суетно, но потом все утряслось и успокоилось, и мы Божией милостию поехали в направлении Москвы. Поезд шел быстро, и от этого нам было веселее. Мелькали телеграфные столбы и деревья, одни за другими проносились села и деревни. С первых же минут моего путешествия враг рода человеческого - диавол - начал возбуждать во мне плотские страсти: то влагал мне блудные мысли, то напоминал мне о моей греховной жизни, которую я вел с тринадцати лет, и всячески старался, чтобы я нарушил заповедь Божию. Только любовь Божия к падшему человеку ограждала меня от падения, и милостию Господнею все утихало в моем бренном теле. Примерно в 10 часов вечера мы подъехали к станции Сорочинск, где живут мои родители. Я вышел из вагона, зная, что меня придут встречать; и я не ошибся, меня встретили папа, мама и мои близкие знакомые. Только мне пришлось с ними поговорить совсем немного, так как поезд стоял всего 15 минут. Я испросил родительское благословение, простился и вошел в свой вагон. Тут меня задержал на время кондуктор и спросил: " Кто же ты такой, почему у тебя длинные волосы? " Я ему ответил: " Я - художник " . " Нет, ты, наверное, не художник " , - сказал кондуктор. И тогда я открыл ему мое звание, желая, чтобы он не донимал меня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Иван Крамской. Портрет Александра III. 1886 В правом приделе собора Владимирской иконы Божьей Матери находится необычная икона. Внизу надпись: «Икона сия сооружена старанием прихожан и молитвенников Свято-Троицкой церкви в память чудесного спасения государя Александра III и его августейшей семьи от угрожающей им опасности 17 октября 1888 года». На ней изображены небесные покровители членов царской семьи — благоверный великий князь Александр Невский, святая равноапостольная Мария Магдалина, святитель Николай Чудотворец, святой князь Михаил Тверской, святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой великомученик Георгий Победоносец, преподобная Ксения — и святые, память которых приходится на 30 октября: пророк Божий Осия и преподобный Андрей Критский. На иконе изображены еще мученики безсребреники Косма и Дамиан (покровители царской семьи), мученики Леонтий и Евтропий, святой праведный Лазарь, а вверху — икона Спаса Нерукотворного. Некогда икона украшала бело-голубую часовню близ Свято-Троицкого Измайловского собора, возведённую в память этого страшного и в то же время поразительного события, всколыхнувшего всю Россию… 17 (30) октября 1888 г. в районе станции Борки, в 49 верстах от Харькова, произошла одна из самых серьёзных железнодорожных катастроф того времени. На полном ходу сошел с рельс царский поезд, в котором Александр III с семьёй возвращался в Петербург после отдыха в Крыму. Во время крушения на императора упала крыша вагона-ресторана, погиб лакей, подававший в минуту трагедии кофе царю. Серебряный портсигар в кармане царя сплющило в лепешку, лежавшая у его ног в момент катастрофы собака была убита. Когда вагон стал разрушаться, нечеловеческим усилием Александр III приподнял рухнувший потолок, дав возможность женщинам и другим пострадавшим выбраться наружу, а затем помогал оказывать первую помощь раненым. Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица, наследник цесаревич Николай Александрович — будущий последний российский император Николай II, великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а вместе с ними и лица свиты, приглашённые к завтраку. Большинство пассажиров этого вагона отделались лёгкими ушибами, ссадинами и царапинами. Вагон-ресторан был сброшен на левую сторону насыпи и полулежал на насыпи без колёс, с разрушенными стенами; крыша его частично лежала на нижней раме.

http://pravoslavie.ru/36535.html

Не судите на лица, но праведный суд судите. (Ин. 7: 24) «Решено: завтра еду в город на престольный праздник Святой Троицы в собор! – думала Ангелина, одновременно составляя маршрут предстоящей поездки. – Надо уточнить расписание электрички: вдруг что изменилось». В расписании ничего не изменилось: в субботу вечером уходил поезд со станции «1357-й км» и возвращался обратно в воскресенье вечером. Ангелина собрала нехитрый рюкзачок, положив в него кошелек, бутылку воды, третий том «Слов» святого Паисия Святогорца, Псалтирь и помянник, чтобы в пути справить свое правило, состоящее из двух кафизм, и поминание о здравии и об упокоении рабов Божиих. Надев длинную юбку, джемпер, удобную обувь и платок, двинулась в путь. В электричке на радость было много пустых мест. Заняла свободное кресло у окна – ни рядом с ней, ни напротив никого не было. Пригородный поезд тронулся. Не успела Ангелина хорошенько устроиться, как подошел улыбчивый контролер: – До куда едем? – До конца. – 215 рублей. У предусмотрительной пассажирки была припасена оплата за проезд без сдачи, за что проводник-билетер особо поблагодарил ее. Ехать предстояло два часа. «Так, сначала я чуток посижу, полюбуюсь видами природы за окном, потом за час осилю две кафизмы и оставшееся время почитаю Паисия», – распределила Ангелина. Электричка останавливалась часто, забирая небольшие струйки пассажиров: поток равномерно распределялся по вагонам, дробился, делился, усаживался; отдельные персоны, опробовав одно место, пересаживались на другое или вовсе меняли вагон – привычное дело. После очередной остановки в вагон зашел молодой человек, который привлек внимание Ангелины. Привлек огромной гитарой, высоко торчащей из-за спины. У парня была черная кожаная куртка и огромные ботинки-вездеходы с металлическими клепками. «Неформал, что ли, какой или металлист? Кто его знает… Только бы ко мне не подсел… Нужен он тут со своей гитарой. Наверное, едет к таким же, как он. Будут пить, курить и песни горлопанить», – недовольно заметила про себя Ангелина и, успокоившись тем, что пассажир выбрал другое место, повернулась к окну.

http://pravoslavie.ru/113787.html

11 февраля 2004 г. В память вечную будет праведник 18 февраля в Москве, в здании Российского фонда культуры, состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося церковного и общественного деятеля митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Этот вечер — первый в мемориальном цикле, организованном Издательским Советом Русской Православной Церкви и Российским фондом культуры, одним из создателей которого был митрополит Питирим. Тридцать один год, с 1963 по 1994, владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Своими воспоминаниями о нем поделились митрополит Минский и Слуцкий Филарет, старейший сотрудник Отдела внешних церковных связей Алексей Сергеевич Буевский, известный реставратор Савелий Ямщиков, коллеги и друзья владыки. В Москве местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима был храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одна из главных святынь этой церкви — чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших». Вечер памяти владыки Питирима состоялся в день празднования этого образа Божьей Матери. В юности, перед поступлением в Московскую духовную семинарию, будущий митрополит Питирим окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Как отмечал сам владыка, МИИТ научил его инженерному уму и организованности. Позднее в этом техническом вузе впервые в России появилась межфакультетская кафедра теологии, которую возглавил митрополит Питирим. На его лекции ходили не только студенты, но и преподаватели. В 1997 году в МИИТе был вновь организован студенческий строительный отряд, отправившийся восстанавливать Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого в конце 80-х был назначен митрополит Питирим. Теперь каждое лето студенты МИИТа ездят на восстановительные работы в разные монастыри Подмосковья. Также по инициативе владыки Питирима был создан миссионерский храм-вагон «Одигитрия», который уже не первый год путешествует по железным дорогам России. Бог наградил митрополита Питирима множеством талантов. И каждый из них он приумножил.

http://e-vestnik.ru/church/v_pamyat_vech...

     Дело происходило в начале девяностых. Оптинский монастырь тогда начал издавать Жития Святых. И я каждый месяц ездил туда, чтобы успеть приобрести очередной том. Раскупали книги быстро, а мне очень хотелось иметь все собрание Житий. Сейчас это может показаться смешным, но в ту пору многим не верилось, что свободу Церковь получила надолго. Вот и я торопился запастись христианской литературой – «пока опять не запретили». В ту поездку мне посчастливилось кроме раззолоченного томика Житий прикупить еще несколько душеполезных книжек. С этим драгоценным багажом в рюкзаке я помолился в Введенском храме, приложился к мощам преподобного Амвросия, и отправился в обратный путь. Ехать нужно было на двух электричках с пересадкой. Под стук колес, в тепле вагона я как-то незаметно уснул. И приснился мне хороший такой, добрый сон – Оптина Пустынь. Только не та, какой она была тогда, а другая – с достроенной уже колокольней, с восстановленными храмами, с золотыми крестами на куполах. Почему-то виделось это все в странном ракурсе – будто бы сверху, с большой высоты… Проснулся я от радостного крика: — О, мужичок, ну это ты попал! Еще ничего не соображая открыл глаза и увидел вокруг себя толпу ухмыляющихся гопников. Человек десять, наверное. Постепенно начал понимать, что действительно – попал. Где-то в районе солнечного сплетения сразу образовался противный ледяной комок. Один из хлопцев, самый куражливый, сел напротив меня и с деланным сочувствием покрутил головой: — И как же это тебя так угораздило, а? Надо ж было тебе именно в этот вагон сесть… Другой, менее говорливый, бесцеремонно выдернул у меня рюкзак из-под руки, сел рядом и принялся в нем рыться, перемежая свое занятие короткими вопросами: — Мужик, водка есть, нет? Деньги есть, нет? Остальная братва тем временем расселась на сиденьях через проход и сзади, предоставив разбираться со мной этим двоим. Больше в вагоне не было никого. — Нету водки, ребята, — пробормотал я. – И денег тоже. На последние билет купил. — Врешь, небось, — улыбнулся парень напротив. – А в рюкзаке у тебя чего лежит, колись, давай.

http://pravoslavie.ru/100745.html

Акатово. Троицкий Александро-Невский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1898. Ссылки:   Адрес: Московская область, Клинский район, село Акатово Координаты: 56.108568, 36.587912 Проезд: 1) От Клина поворот на кольцевую трассу А-108 в сторону Рузы, по ней до поворота налево на Николаевку и далее на развилке направо, к мосту через р. Нудоль, проехать Поджигородово и Тиликтино, в Тиликтино дорога сворачивает направо, по ней до указателя на Акатово; второй вариант проезда: свернуть с к ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1) От Клина поворот на кольцевую трассу А-108 в сторону Рузы, по ней до поворота налево на Николаевку и далее на развилке направо, к мосту через р. Нудоль, проехать Поджигородово и Тиликтино, в Тиликтино дорога сворачивает направо, по ней до указателя на Акатово; второй вариант проезда: свернуть с кольца после моста через Нудоль, в районе д.о. " Высокое " , налево по указателю «Пансионат " Чайковский " », около 2 км до поворота на Акатово 2) Из Москвы по Ленинградскому шоссе, перед Клином на светофоре по указателю на Фроловское поворот налево, далее всё время по главной дороге, до указателя на Поджигородово, по указателю поворот налево, держаться главной дороги до указателя Акатово, по указателю поворот направо, далее всё время прямо (после автобусной остановки прямо примерно 100 метров) 3)На электричке с Рижского вокзала до ст. Новопетровская,(садиться в последний вагон),перейти железнодорожные пути на автобусную остановку сесть в автобус 24 до села Акатово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Основан в конце 19 века клинским купцом Федором Захаровым (владельцем спичечных заведений в Спас-Нудольской волости) в память об отмене крепостного права. Поэтому обители было присвоено имя небесного покровителя Царя-Освободителя Александра 2 – святого благоверного князя Александра Невского. Для обители Захаров приобрел сельцо Акатово и пожертвовал 23 тыс. рублей, а также хозяйственные постройки.

http://sobory.ru/article/?object=08561

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1680. Архитектор: С.В. Крыгин (1890-1896) Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы Координаты: 56.359105, 38.42799 Проезд: От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От станции Арсаки пешком или на автомобиле на юг от ж/д путей по асфальтированной дороге 2км до ворот КПП режимного объекта. Спросить телефон для связи с настоятелем, вход/въезд с благословения. Как и сто лет назад, в Зосимову пустынь можно попасть на поезде — с Ярославского вокзала до станции Арсаки (Александровское направление). Садитесь в последний вагон электрички, на станции Арсаки идите до конца платформы. Там увидите асфальтированную дорогу, перпендикулярную железнодорожным путям. Примерно через полчаса ходьбы по ней будет пропускной пункт воинской части. Пропуск следует заказать заранее по указанному ниже телефону. Необходимо также иметь при себе удостоверение личности. На автомобиле из Москвы надо выезжать по Ярославскому шоссе. После границы Московской и Владимирской областей проезжаете деревню Верхние Дворики, поворачиваете направо, на Александров (по указателю). Далее минуете деревню Брыковы Горы и вновь поворачиваете направо, по указателю «Арсаки, 6 км». После станции едете по дороге в лес до КПП. Паломническим группам в монастыре предоставляется бесплатное двухразовое питание и ночлег. Телефон для заказа пропуска: +7 (49244) 9-47-11, добавочный 2-35 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части - проход осуществяется по документам с записью в журнал.

http://sobory.ru/article/?object=00206

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 8 Митрополит Сергий (Страгородский) за работой 22 июня 1941 года, в день Всех святых в земле Российской просиявших, Германия напала на СССР. 12 октября митрополит Сергий составил завещание, согласно которому на случай его смерти полномочия местоблюстителя переходили к митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после этого, когда фронт приблизился к сердцу России – Москве, было принято решение об эвакуации Московской Патриархии . Сделано это было, конечно, не для того чтобы уберечь церковных иерархов. Этим власти как раз наоборот выражали свое недоверие митрополиту Сергию, боясь, что, попав на оккупированные территории, он займет лояльную позицию по отношению к немцам. При огромном авторитете митрополита, как считали власти, это могло иметь негативные последствия. В Берлине же к митрополиту Сергию отношение было недвусмысленное, ведь в своих патриотических воззваниях он сравнивал Гитлера с Иродом. Согласно приказу обергруппенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года, при захвате Москвы митрополит Сергий подлежал немедленному аресту . Итак, было принято решение об эвакуации всех религиозных лидеров в г. Чкалов. 13 октября 1941 года «к запасным путям Казанского вокзала подъехал автомобиль, из которого вышел элегантный, взволнованный, интеллигентный человек с внешностью киноактера, в модном осеннем пальто и мягкой шляпе, а с ним, седобородый, высокий, богатырского вида старик: А.И. Введенский и митрополит Виталий» . Вслед за ними на посадку прошли старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх и несколько руководителей баптистской общины. «Едва уселись по местам – в дверях суматоха, внесли чьи-то вещи, почтительно раскрылись двери вагона и в вагон вошел среднего роста старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подергивающимся от нервного тика лицом, одетый в рясу и монашескую скуфейку. “Какая встреча!” – бросился к нему А.И. Введенский. Улыбнувшись, старичок дружески с ним облобызался.

http://pravoslavie.ru/31350.html

В.Н.И. Соловецкий концлагерь (со слов очевидца) 93 «Островом скорби» зовут его заключенные. И, действительно, скорбь и горе царят в бывшем монастыре. Там теперь сидят, большею частью, «бывшие люди», как их зовут в России, люди, занимавшие видное место при Царе, аристократы, «буржуи». Наряду с ними туда посылаются и уголовники, а также провинившиеся чекисты и коммунисты. До последнего времени там сидели и с.-р., но они пользовались особыми привилегиями и в данное время их должны были перевести на континент – намечали Суздальский концлагерь. Наиболее удобный и прямой путь до Соловков – это по Мурманской ж.д. до станции Кемь. Ехать надо через «Ленинград». В Кеми пересадка на ветку до Попова Острова – пристань Соловецкого лагеря. Тут уже пахнет тюрьмой, но все же тут еще вольные служащие; стоят конвоиры, есть красноармейская стража. Для приезжающих, т.е. в большинстве случаев для родственников, едущих на свидание в Соловки, существует вагон-гостиница. Здесь приходится иногда ждать несколько суток прихода парохода. Город Кемь довольно далеко от пристани, туда надо идти регистрироваться и предъявить документы на право свидания. Разрешение на свидание дается в Москве; дается maximum на пять часов, по одному часу в сутки, а зачастую дают лишь три часа свидания. Но, несмотря на это ничтожное время, несчастные матери и жены съезжаются со всех краев России на свидание с родными заключенными. Надо торопиться: в ноябре навигация остановится, и тогда Соловки отрезаны от континента до мая месяца. Два – три раза в месяц зимою отправляется ледокол из Архангельска в Соловки за почтой. У берегов, где ледокол не может пройти, его встречают рыбаки-поморы, перегружают на свои лодки почтовые сумы и с опасностью для жизни доставляют их на берег. При этом они выговорили себе право выкидывать всю почту, если их настигнет буря. Поэтому почта часто пропадает, а в лучшем случае, письмо до Москвы идет не менее четырех недель, так как ледокол часто бывает неделями затерт льдами. Таким образом, заключенные зимою, т.е. шесть-семь месяцев в году, лишены возможности получать посылки. Приходится стараться их снабжать провизией на полгода с осени. В первую очередь им нужны жиры, лимонная кислота, мука, крупа, сахар. Кроме того, конечно, теплая одежда, обувь. Казенной одежды не полагается, казенная пища так скудна и невкусна, а главное пресна, что, кроме того, что ее недостаточно, происходят массовые цинготные заболевания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 19. Путешествия отца Иоанна 1 Ниже будет подробнее рассказано о целительной силе молитвы отца Иоанна Кронштадтского и о том, какой смысл надо искать в чудесных явлениях христианской жизни согласно учению Церкви и его собственным писаниям. В настоящей же главе будет идти речь о многочисленных совершенных отцом Иоанном путешествиях, многие из которых были предприняты вследствие все более и более возраставшей его известности не только как пастыря и прозорливца, но и целителя. Полная картина странствий отца Иоанна потребовала бы отдельного самостоятельного исследования, здесь же будут указаны только наиболее известные из них и описан общий их характер. Некоторые из них были повторяемы периодически, как, например, совершаемые им в последние годы жизни почти ежемесячные поездки в Москву и ежегодные (начиная с 1888 года) на его родину – в село Суру. К отдельным поездкам относятся, например, путешествия в Воронеж, Харьков, Киев, Курск, Одессу, Варшаву, Берлин, по-видимому, неоднократные плавания по Волге и особое путешествие в Крым, вызванное смертельной болезнью императора Александра Очень подробные рассказы сохранились о состоявшейся в 1890 году поездке отца Иоанна в Харьков. Она может служить прототипом многих других. Во время ее выявилась уже полностью его всероссийская известность и вся тяжесть ее для него. Начиная с этого путешествия, по-видимому, и начали говорить об отце Иоанне как о «всероссийском пастыре». 2 Уже когда поезд, в котором ехал отец Иоанн, приближался к цели, по станциям скапливались большие толпы народа, а в самом Харькове оказалась такая толпа, что пришлось вагон его перевести на запасный путь. Прежде чем посетить город, отец Иоанн отправился в одно близлежащее имение помещика Рыжова. Это не уберегло его от толпы. Через три дня она наводнила уже все имение. Все клумбы в усадьбе были перетоптаны. За все время в Рыжове (так называлось поместье) перебывало до 100 тысяч человек, иногда 7–8 тысяч в день. Вокруг образовалось подобие лагеря. К поездам прицеплялось по 10–12 добавочных вагонов. Командировали усиленный наряд полиции. Среди толпы были неумолкающие рассказы и свидетельства о силе молитвы отца Иоанна. «Он спас мою жену, доктора признали безнадежной, послали телеграмму; он помолился, и она выздоровела». «Он спас моего отца», – рассказывает другой. «Сына», – повествует третий и, казалось, не будет конца подобным свидетельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010