Размыслим о том, что повествуется о Данииле пророке и о святых отроках. Праведники сии жили в те дни, когда Господь за грехи народа предал Иерусалим в руки Навуходоносору, царю вавилонскому. Они с юного возраста были неуклонно внимательны к самим себе; почему в стольких различных искушениях и скорбях оказались благоискусными. Какие труды перенесены сими боголюбивыми отроками при смятении, бывшем во время оного плена, когда во-первых видели, как немилосердо притесняем был Ассирианами избранный народ; ибо Иеремия говорить: лица жреческа не устыдешася, старицу не помиловаша (Плач.4:16), князи в руках их повешени быша, и юноши в кладе изнемогоша (5:12.13), и так далее. А также видя, что святый город опустошен нечестивыми, храм Божий сожжен огнем, к святым сосудам прикасаются руки беззаконных и ставят их в идольские капища, пророки связаны железными узами, не обратились они сердцем своим вспять, не клеветали на Бога, не поколебались сомнением, как некто говорит в одном месте: се сие зло от Господа: что потерплю Господеви ксему (4Цар.6:33). Потом уже ведут их в плен; безмерному утомлению подвергаются они во время путешествия; терпят жестокое с ними обращение, наготу и голод, чтоб не оскверниться запрещенным. После сего приведены в Вавилон; там предстает им новый подвиг; делают выбор отроков, по свидетельству Писания (Дан.1:3-6), к избранным причислены Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Ненавистник добра, видя, что ни во время осады святого города не мог отвратить их от Господа, ни во время пути не убедил питаться нечистыми яствами, входит в сердце беззаконного царя и внушает ему дать повеление, по вся дни от трапезы его и от вина пития его кормити их лета три (8), чтобы хотя властью мучителя заставить их вкусить запрещенного. И заметь злокозненность змия, не день один и не месяц назначил он сроком, но до трех лет продлил подвиг, чтобы страхом и долговременностью низложить любителей благочестия. Они же, ни мало не приведенные тем в страх, и не устыдившись отеческого закона, тайно просили старейшему евнухов давать им семена, еже не осквернитися от трапезы царевы (8), и не убоялись опасности преслушания и противления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/866/...

Рубрики Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 8-й песни 2 мин., 21.12.2016 Ирмос восьмой песни Песнь 8 Чуда преестественнаго/росодательная изобрази пещь образ:/не бо, яже прият, палит юныя,/яко ниже огнь Божества Девы,/в Нюже вниде утробу./Тем воспевающе, воспоем:/да благословит тварь вся Господа/и превозносит во вся веки. Перевод: Песнь 8 Окропляющая росою печь/представила образ сверхъестественного чуда:/ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя,/как и огонь Божества утробы Девы,/в которую вошел./Поэтому воспоем песнь:/«Да благословляет все творение Господа/и превозносит во все века!» Еще перевод: Дающая прохладу (вавилонская) печь преобразовала сверхъестественное чудо: как она не сожгла брошенных в нее юношей, так и огонь Божества не обжег утробу Девы, сойдя в нее. Поэтому прославляя (Бога), воспоем: «Да благословит и превозносит Господа все (Его) творение во все времена!» Толкование: В этом песнопении, как и в предыдущем ирмосе, вспоминается библейское чудо о трех отроках, брошенных в печь. За отказ поклониться идолу юноши Анания, Азария и Мисаил были брошены в огонь, но остались невредимы. Это событие описано пророком Даниилом, с которым юноши были друзьями. « Чуда преестественнаго /росодательная изобрази пещь образ » — произошло невероятное — невыносимый жар печи стал прохладной росой. Так же Христос, родившийся от Девы Марии, сохранил невредимо ее утробу. Моисей у Неопалимой Купины. XII в., Египет, монастырь св. Екатерины на Синае Из проповеди о. Анатолия Правдолюбова, 22 декабря, 1973год : «Подобное Вавилонской пещи чудо — видение Моисеем в пустыне — Неопалимой Купины, тоже явилось прообразом чудесного сохранения утробы Богоматери. Моисей видел в пустыни купину, то есть куст терновый, который долгое время горел и не сгорал. Подошедший к купине Моисей был послан Господом вывести Божиих людей из рабства Египетскаго в землю обетованную. Купина эта, горевшая и несгоравшая, прообразовала Божию Матерь, огнь Божества неопально во чреве Своем вместившую, почему и в стихирах, и в акафистах, восхваляя пречистую Матерь, мы часто называем Её Купиной Неопалимой.

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-8-y...

Рубрики Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 7-й песни 1 мин., 16.12.2016 Ирмос седьмой песни Песнь 7 Отроцы, благочестию совоспитани,/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но, посреде пламени стояще, пояху:/отцев Боже, благословен еси. Перевод: Песнь 7 Отроки, воспитанные в благочестии,/повелением нечестивым пренебрегши,/угрожавшего огня не устрашились,/но, стоя посреди пламени, пели:/«Боже Отцов, благословен Ты!» Еще перевод: Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки, презрев нечестивого царя приказание, не испугались угрозы огня, но стоя среди пламени, воспели: «Благословен Ты, Бог отцов (наших)!» Толкование: В этой песне канона гимнограф Косма Маюмский вспоминает библейскую историю о трех отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, рассказанную их другом пророком Даниилом (Дан. 3: 1-97). Ангел, покрывающий отроков своими крыльями. Мозаика в монастыре Осиос Лукас, XII век Три еврейских юноши попали в Вавилонский плен к царю Навуходоносору. За отказ поклониться идолу они были брошены в печь, но огонь их не тронул. Отроки горячо молились, и Господь послал им Своего Ангела, который обратил невыносимый жар печи в прохладную росу. Царь был поражен этим великим чудом и признал величие истинного Бога. Анания, Азарий и Мисаил были поставлены главными начальниками над всеми иудеями, жившими в пределах Вавилонской империи. также: Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I В православной богослужебной традиции чудесное спасение трех вавилонских отроков считается прообразом сверхъестественного воплощения Бога-Слова, не опалившего утробы Пречистой Девы. Как поют: Послушать на YouTube c ирмоса седьмой песни Греческий распев.  Ирмос 7 песни, ноты, скачать . Все ирмосы, ноты, скачать . Послушать на YouTube c ирмоса седьмой песни Византийский распев Все ирмосы: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-7-y...

Мне стыдно за таких людей, поверьте; это — отговорки женщин, или — лучше — отговорки недостаточные для оправдания и их, у которых тела нежнее и природа слабее. Хотя и стыдно опровергать такое оправдание, однако это необходимо. Если они не стыдятся пред­ставлять такие отговорки, то тем более не должно стыдиться нам, опровергая их. Что же скажу я представляющим такие отговорки? Я хочу напомнить им о трех отроках, бывших в печи и пламени, которые, видя огонь, со всех сторон окружавший их, объявший и тело их, и глаза, и самое дыхание, не пе­реставали петь с тварями священную и таинственную песнь Богу, но стоя тогда посреди пламени, усерднее, чем находя­щиеся на лугу, воссылали славословие общему всех Господу; а вместе с этими тремя отроками и о львах вавилонских, о Данииле и его рве (Дан.6:24). И не только об этом прошу их вспомнить, но и о другом рве и пророке, о погрязшем в тине до самой шеи Иеремии (Иер.38:6). Вышедши из рвов, я хочу ввести ссылающихся на жар в темницу и показать там Павла и Силу, связанных колодкою, обремененных ранами и язвами, пораженных по всему телу множеством ударов, и в полночь воспевающих Бога и совершающих это священное всенощное бдение (Деян.16:25). Не безрассудно ли, тогда как эти святые, находясь в печи, в огне, во рве, посреди зверей, в тине, в темнице, в колодке, в ранах, под стражею и среди невыносимых бедствий, никогда не ссылались ни на что подобное, но с великою готовностью и пламенным усердием постоянно пребывали в молитвах и священных песнопениях, мы, не потерпев ни малого, ни великого из исчисленных бед­ствий, по причине жара, малой теплоты и пота пренебрегаем собственным своим спасением и, оставив здешние собрания, блуждаем вне, растлеваясь в собраниях, не имеющих ни­чего здравого? Такова роса божественных изречений, и ты ссы­лаешься на жар? , — говорит Христос, — (Ин. 4:14), и еще: (Ин.7:38). Ты, имея источники и реки духовные, скажи мне, боишься жара чувственного? А на торжище, где такой шум, теснота и великий зной, скажи мне, почему ты не жалуешься на духоту и жар? Не можешь ты ска­зать, что там можно наслаждаться прохладнейшим воздухом, а здесь у нас собрался весь удушливый жар; совершенно напротив, здесь и от лежащих на полу плит и от прочих удобств в устройстве храма, — потому что он поднимается на огромную высоту, — воздух легче и прохладнее, а там везде сильные лучи солнца, великая теснота, дым и пыль, и другие гораздо большие неприятности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3322...

В основу цикла «Из минувших веков: Опыт музыкальных реставраций», написанного для фортепиано (или пения и фортепиано), были положены образцы древней музыки разных народов мира (изд.: М.; Лпц.: П. Юргенсон, Тетр. 1. 1: «Китай», 2: «Индия», 3: «Египет»; М., Тетр. 2. 4: «Иудея». 5: «Эллада». 6: «На родине ислама»; Тетр. 3: «Христиане»; Тетр. 4: «Русь. Торжище в старину на Руси»: Для вокального исполнения на сцене, с фортепиано). В 1907 г. К. написал «Пещное действо» для хора и солистов на основе одноименного средневек. литургического действа о трех вавилонских отроках (изд.: М.: П. Юргенсон, 1909) В апр. 1909 г. состоялось театрализованное исполнение «Пещного действа» в зале Синодального училища: певчие были одеты в новые парадные костюмы, сшитые по эскизам В. М. Васнецова. На концерте присутствовала вел. кнг. Елисавета Феодоровна - большая почитательница Синодального хора. По мнению Б. В. Асафьева , К. стал родоначальником нового жанра - муз. действа: «Сущность «действа»… сводится к отрицанию обычных элементов драмы: завязки, нарастания борьбы и ее разрешения, словом, всякого развития действия, обусловленного придуманным сюжетом. То же, что было в драме или комедии фоном или рамкой (быт), становится теперь самодовлеющей ценностью, при условии выявления сокрытой во внешних формах быта и обряда их религиозной основы, их первобытной сущности» ( Игорь Глебов, псевд. (Асафьев Б. В.). От «опытов» к новым достижениям: (По поводу муз. «реставраций» Кастальского)//РДМДМ. Т. 5. С. 267). Реконструкция музыки прошлого у К. сочеталась с изучением русского фольклора. В 1902 г. композитор начал сотрудничать с Музыкально-этнографической комиссией (МЭК) при Императорском об-ве любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском ун-те. Помимо собирания народных песен и их изучения члены МЭК устраивали лекции и концерты, издавали музыкально-этнографические материалы и научные труды. В 1906 г. в Москве они учредили Народную консерваторию, где наряду с Е. Э. Линёвой, Танеевым и др. преподавал и К. В том же году он занялся муз. этнографией. В 1913 г. К. был избран товарищем председателя МЭК.

http://pravenc.ru/text/1681301.html

32, 33). Видишь ли, что (апостол) не свидетельствует здесь об их славной жизни? Не в этом здесь преимущественно состоит и вопрос, а раскрывается вера. Именно, спрашивается: верою ли они совершали всё? " Верою " , - говорит он, - " побеждали царства " , бывшие при Гедеоне " Творили правду " . Кто? Те же самые. Или правдою он называет здесь человеколюбие. " Получали обетования " . Думаю, что это сказал он о Давиде. Какие же обетования получил он? Те, которые заключались в словах, что семя его сядет на престол его (Пс. 131:11). " Заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча " (ст. 33, 34). Смотри, как находились в смертной опасности - Даниил, окруженный львами, три отрока, бывшие в печи, Авраам, Исаак и Иаков - в различных искушениях, и однако не отчаивались. Такова вера: когда обстоятельства противодействуют, тогда и должно верить, что нет ничего противодействующего, а всё соответственно. " Избегали острия меча " . Думаю, что и это сказал он также о трёх отроках. " Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих " . Здесь он разумеет обстоятельства исхода из плена вавилонского. " От немощи " , т.е. от плена. Когда обстоятельства иудеев находились в отчаянном положении, когда они нисколько не отличались от мертвых костей, тогда и произошло возвращение их (из плена). Кто в самом деле мог надеяться, что они выйдут из Вавилона, и не только выйдут, но сделаются сильными и " прогонят полки чужих " ? Но с нами, скажут, ничего такого не случилось. Но всё это - прообразы будущего. " Жены получали умерших своих воскресшими " (ст. 35). Здесь он говорит о пророках Елисее и Илие, которые воскрешали мертвых. " Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение " . Но мы, скажут, не сподобились видеть воскресения. Но, говорит, я могу указать и таких мужей, которые были замучены, не получив освобождения, " дабы получить лучшее воскресение " . Почему, скажи мне, они не захотели (оставаться в живых), тогда как могли жить? Не потому ли, что ожидали лучшей жизни? Те, которые воскрешали других, сами предпочли умереть, чтобы получить лучшее воскресение, а не такое, какого удостоились дети тех жен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1628...

А те, кто не хочет связывать себя только этой темой, пусть ищет чего-то еще, это их право. Но не надо навязывать своего мнения тем, кто работает исключительно в этом направлении и не стыдится говорить об этом. Конечно, и среди тех художников, которые заявляют о себе, как о художниках православных, могут быть наряду с одаренными и малоспособные люди, хорошие творческие работы и не очень, а кто-то обязательно попытается заняться спекуляциями и «творить» под а-ля-православие… Но ведь в любом деле так бывает и это совсем другая тема для разговора. А православный театр… Да он, собственно, уже давно существует и выдумывать его не надо. Более того, театр на Руси и начинался-то именно, как театр православный. У нас ведь языческих зрелищ не было и дохристианскими драматургами мы похвастаться, слава Богу, не можем. Начали мы свое историческое театральное поприще прямо с «Пещного действа», праздничного богослужебного представления о трех отроках в вавилонской печи, а продолжили постановками пьес на библейские сюжеты наших первых драматургов Симеона Полоцкого и упоминаемого уже сегодня святителя Дмитрия Ростовского. К чему мы пришли ныне - видим сами. И нам, живущим сегодня, решать - отдавать ли сцену на посмеяние творцам антиискусства, или, засучив рукава, работать на процветание современного отечественного русского православного театра. Слава Богу, нам есть на кого равняться, у нас есть первопроходцы. Все вы их хорошо знаете и любите, это, конечно, Духовный театр «Глас», под руководством Никиты Сергеевича Астахова и Татьяны Георгиевны Белевич. Они прошли тернистый путь, длинною в жизнь совершеннолетнего человека. Восемнадцать лет творческой деятельности Русского Духовного ТЕАТРА «ГЛАС» наглядно показывает нам, что русский православный театр не только имеет право на существование, он необходим нашему народу точно так же, как любое другое искусство, имеющее в своей основе нравственный стержень Святой Православной Веры. Спаси вас Господи! Владимир Николаевич Уваров , режиссер Православного драматического театра " Странник " при храме " Неупиваемая Чаша " на заводе АТИ

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/30/...

Далее Е. вскрывает целый ряд явлений, по его мнению, искажающих церковное пение. Первое из них - «несогласные речи» ( раздельноречие ), возникшие, по его словам, от искажения слов в угоду музыке: «...глас украшаем и знаменныя крюки бережем, а священныя речи до конца развращены противу печатных и писменых древних и новых книг». Автор восклицает: «Где бо обрящется во священном писании нашего природного словенского диалекта сицевыя несогласныя речи: Сопасо, пожеру, во моне, темено… и прочии таковыя странныя глаголы, их же множества невозможно ныне изчести». Эти слова, как считает Е., «чюжи и несвойствены и сопротивны» слав. языку, разрушают божественное пение и правую веру, и повинны здесь «сатана» и его «помощницы» - плохие учителя, «мнящиеся быти мудри» и «не ради Бога, но ради славы и своего чрева изобретоша сию разслабленую мудрость». Е. подытоживает: «Поем речи неведомо по которому языку: ни словенски, ни еллински, ни латински, ни татарски», но если бы те слова распеты были в соответствии с печатными и древними письменными книгами, то он бы «таковое пение хвалил и ему соглашался и слушал». Е. обращает внимание на то, что «ныне» также «разум священных писаней в пении смущен и в конец разтлен, и часть с частию и строка с строкою смешены». Он приводит примеры искажения певцами смысла текста в связи с разделением и объединением слов в строки вопреки знакам пунктуации - запятым и точкам. Так, из пения ирмоса о 3 вавилонских отроках следует, что «закон, данный от Бога Моисею, и все наказание еврейское нечестиво, a халдейская вера блага». Е. призывает: «Должни убо есмы с трезвением пети и полагати ум наш в силу словес святых, да не токмо уста, но сердце наше со усты да поет». Распевщики также, «розпевеючи, перепортили священная речи», проставляя свои попевки - «кокизы (таково бо знаменныя строки или статьи у них именуются)» - на «несогласные литеры» и вопреки пунктуации, хотя можно было эти мелодические обороты «добре уставити во всяком пении», «не сливаючи речь во иную речь, ниже едину речь на двое разделяючи». Тогда было бы «пение краснее того и речи бы были согласны».

http://pravenc.ru/text/187862.html

Зато земля Господа Иисуса совсем рядом — утешала себя Юлия, вспоминая рассказы отца о Святой земле. Почти сразу по прибытии Юлия была продана в рабство некоему купцу-язычнику. Участь рабынь, особенно рабынь христианок, оказалась очень тяжелой. Однако Юлия не испугалась рабства: к своим десяти годам она уже потеряла все, что имела, — родителей, дом, родную страну, имущество, свободу... Впрочем, ей еще предстояло узнать, что свобода обретается внутри человека, а не во внешнем мире. И помнила она слова Христа: “Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или земли ради имени Моего, наследует жизнь вечную”. А потому старалась не вспоминать о счастливой жизни в детстве, ушедшей в прошлое, а все чаще и глубже задумывалась о жизни вечной. Сколько раз пытался хозяин заставить девушку отречься от Христа. Все было напрасно: ни ласки, ни угрозы, ни обещание лучшей участи, даже свободы, — ничто не могло поколебать верности Юлии. Шли годы, юная рабыня взрослела и хорошела. Ни тяжелая работа, ни скудная еда не причиняли вреда Юлии. Как тут не вспомнить об иудейских отроках в вавилонском плену, которые по истечении длительного поста “оказались красивее, и телом полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами”. Сам Господь поддерживает силы Своих верных. Более того, заметил хозяин, что труды его рабыни - христианки увеличивают его достаток, умножают его имение, служат благополучию его дома. И торговля его идет споро и с прибылью, и договора с другими купцами заключаются легко и с обоюдной выгодой, без обмана, и гости заморские охотно посещают его дом и торговые лавки. И ценил хозями свою рабыню более многих сокровищ и уже не настаивал на отречении ее от Христа. Зачем, если ему самому это шло во благо? (Не так ли было и с Иосифом, проданным некогда его братьями в рабство египтяиину? Тогда Бог благословил дом того египтянина ради верного ему Иосифа.) Однажды, к хозяину Юлии (ей было тогда немногим более двадцати лет) прибыли гости из далекой варварской страны Галлии. Они рассказали о богаствах той страны и о немалой выгоде торговли с ней. И решил хозяин отправиться в Галлию, взяв с собой Юлию — наподобие талисмана, хранящего от бед.

http://pravicon.com/info-2614

С другой стороны, сами ромеи также осмысляли войну с персами как своеобразный крестовый поход. Вот с какой речью обращается к своим воинам император Ираклий: «Обратившись к своим войскам с ободряющими словами, он воздвигнул их, говоря: “Мужи, братья мои, да воспримем в разум страх Божий (του Θεου φβον) и да будем подвизаться, чтобы отмстить за оскорбление Бога (του Θεου βριν κδικησαι). Станем мужественно против врагов, сотворивших много зла христианам”» . На конкретные события персидской войны могут указывать следующие стихи Акафиста: «Радуйся, обмана печь угасившая,/Радуйся Троицы таинников сохранившая» – «Χαιρε, της απτης τν κμινον πασασα,/χαιρε, της τριαδος τος μστας φυλττουσα». На первый взгляд, здесь все просто: речь идет о трех отроках – Анании, Азарии и Мисаиле (см.: Дан. 3), которые отказались поклониться золотому кумиру и по приказу вавилонского царя Навуходоносора были брошены в огненную пещь, где их сохранил ангел Господень, осенивший их росоносным духом . Однако здесь возникает некое недоумение: почему Богородица угашает «печь обмана»? Ведь если мы рассмотрим историю трех отроков, то с обманом, скорее, можно связать золотой кумир; печь же, напротив, является, скорее, моментом истины, поприщем мученичества, тем более что в нее вошел ангел Господень. К тому же, когда совершались ветхозаветные события, Пресвятая Богородица еще не родилась. Следовательно, можно подозревать наличие некоего вторичного смысла, помимо ветхозаветной реминисценции, и связи с другими событиями, помимо библейских. Какими же? Ответ нам может дать эпизод, упомянутый у Феофана Исповедника и находящийся в непосредственной связи со стихом «Радуйся, огню поклонение угасившая» – «Χαιρε, πυρς προσκνησιν σβσασα»: во время кампании 623 года император Ираклий вторгся в персидскую провинцию Атропатена и сжег зороастрийское святилище огня в Ганзаке. Вот как об этом пишет Феофан Исповедник: «Император же, удалившись от Ганзака, берет штурмом Тебармаиду. И войдя в нее, он сжег храм огня (πυρ νλωσε τν του προς ναν) и весь город предал огню и опустошил страны мидийцев» .

http://pravoslavie.ru/35738.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010