Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭТАН СТАРШИЙ [Байтене, Баэдан; древнеирл. baetán, Baedán, Baithéne, Baoethin Mór McBrenaron; лат. Baithinus, Baitheneus] (536, Ирландия - 9.06.598, о-в Айона, британия), св. (пам. зап. 9 июня). Бэтан (видимо, уменьшительное прозвище от ирл. báeth - простак) - имя неск. ирл. святых раннего средневековья, сведения о к-рых чрезвычайно скудны. В «Донегольском мартирологе» (поздней компиляции, вобравшей мн. ирл. мартирологи) представлено не менее 15 святых с этим именем, в то время как в более раннем ирл. календаре (Félire Oengusso Celi De=The Martyrology of Oengus the Culdee, кон. VIII - нач. IX в.) многие не упоминаются. Наиболее известным среди них является Б. С. (наст. имя Конин). Он происходил из королевского рода, владевшего землями в сев.-зап. Ирландии (совр. графство Донегол). Согласно преданию, был двоюродным братом и воспитанником св. Колумбы ; его имя стоит первым в списке 12 учеников Колумбы, отправившихся вместе с учителем в 563 г. из Ирландии на о-в Айона (один из Внутренних Гебридских о-вов у зап. побережья Шотландии), где Колумба стал настоятелем основанного им мон-ря Иона . Б. С. упоминается в Житии св. Колумбы, написанном св. Адамнаном . Согласно «Актам ирландских святых», Б. С. был аббатом мон-ря на о-ве Тайри недалеко от о-ва Айона, а после кончины своего духовного наставника стал настоятелем мон-ря Иона. По преданию, св. Колумба в последний день жизни доверил ему продолжить свои оставшиеся незавершенными труды. Б. С. предсказал, что умрет в тот же день и месяц, что и его учитель. Адамнан сообщает, что Колумба умер 9 июня 597 г., в воскресенье, а кончина Б. С., согласно его житию (к-рое М. Херберт считает ранним и достоверным ( Herbert. Р. 36-39)), произошла в понедельник; это позволяет датировать кончину Б. С. 598 годом. Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 234-235; BHL. N 896; Colgan J. Triadis thaumaturgae. Lovanii, 1647. P. 458-469; O " Clery M. The Martyrology of Donegal/Ed. J. H. Todd et W. Reeves. Dublin, 1864. P. 162; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 274; Acta Sanctorum Hiberniae: ex codice Salmanticensi. Edinb., 1888. P. 871-878; The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. Dublin, 1984. P. 139, 146; Vitae sanctorum Hiberniae/Ed. C. Plummer. Oxf., 1910. Portland, 1997r. Vol. 1. P. 159-161; Vol. 2. P. 139, 228; Adomnan. Life of Columba/Ed. and transl. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Oxf., 1991.

http://pravenc.ru/text/153769.html

Революция 1917 г. застала братьев К. с семьями в Коктебеле. Н. Н.- старший организовал хор, с к-рым выступал в Феодосии. Во время этих концертов поэт М. А. Волошин читал свои стихи, в роли декламатора выступал К. Н. В 1918 г. в Феодосии было написано самое раннее сохранившееся церковное сочинение Н. Н.- старшего - «Вечная память». Ок. 1919 г. Н. Н.- старший переехал в Москву, пел в Большом театре, затем вместе с супругой жил в Петрограде и преподавал в консерватории. Ок. 1921 г. в Петроград вернулся его брат К. Н., и Н. Н.- старший принял решение восстановить квартет. Умерших к тому времени Чупрынникова († 26 мая 1918, Петроград) и Сафонова († 1922, Москва) заменили солисты Гос. театра оперы и балета (Мариинского театра) И. К. Денисов (1-й тенор) и Т. Ф. Казаков (2-й тенор). В 1921 г. в Петрограде Н. Н.- старший написал хор «Отче наш», впосл. часто исполнявшийся в церквах разных христ. конфессий. Возможно, это произведение было создано для богослужения 12 февр. 1922 г., в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В нояб. 1921 г. митр. Петроградский Вениамин (Казанский) высказал пожелание, чтобы за этой службой звучали песнопения на языках всех христианских народов Европы, и Н. Н.- старший написал произведения на греч., лат., нем. и церковнослав. тексты, музыкальный стиль к-рых отразил влияние соответствующих традиций. Были ли исполнены эти песнопения за богослужением в тот раз, не установлено. Осенью 1922 г. Н. Н.- старший с супругой приняли решение уехать из России, осознав, что их попытка противостоять введению в Петроградской консерватории чуждых искусству порядков вызывает только озлобление у большевистского руководства. Вслед за ними решили эмигрировать и др. члены квартета. В сент. 1922 г. Гладкая-Кедрова и в апр. 1923 г. Н. Н.- старший выехали в Берлин, где они стали преподавать в Западной консерватории (Conservatorium des Westens). Из-за болезни Н. Н.- старший не смог сразу приступить к работе и занялся восстановлением репертуара по памяти (его нотная б-ка была расхищена в Петрограде). По приезде в Берлин из Петрограда др. членов квартета в сент. 1923 г. в берлинском Бетховенском зале состоялся 1-й концерт ансамбля в эмиграции, имевший большой успех; певцы получили контракт на гастроли в Германии. Однако из-за финансового кризиса концерты были прерваны и квартет переехал в Париж, где впервые выступил в нояб. 1923 г. в зале «Гаво».

http://pravenc.ru/text/1684097.html

Сухонький мужичок налил уж чай и стал резать толстыми ломтями круглый хлеб, еще теплый и оттого особенно ароматный. - Николай Константинович Трофимов? – строго спросил старший офицер, доставая из кожаной сумки бумаги. Его усталые глаза зорко следили за хозяином дома, видно, ожидая, что тот выкинет какую-нибудь безумную штуку. Но хозяин был спокоен. Его седые волосы до плеч словно озаряли худое лицо, глаза не прятались, смотрели прямо и добро, высокий лоб был спокоен. - Да, это я. – ответил мужичок. – А Вы попейте-попейте чайку-то. Он вам силы даст. Долго поди ехали-то сюда, устали. Яблочки сушеные изведайте. Сладкие. Прошлый год урожайный был. Молоденький офицер вытер усики рукой, и взглянув на старшего, потянулся к кружке. - Ай, забыл! - Николушка подошел к полке, и достал оттуда тряпицу, в которую было завернуто нечто большое и по виду тяжелое. Старший офицер побледнел и быстро нащупал в кармане револьвер. А мужичок уже развернул холщовую тряпку, и поставил на стол сахарную голову, да рядом с ней положил щипчики. - Я не очень привычен к сладкому. – сказал мягко. – Но для гостей берегу. Офицеры переглянулись. И страший облегченно убрал руку с револьвера. - А себе что ж, чайку? – спросил. - А то! – улыбнулся мужичок, и пододвинув к столу табурет, сел между офицерами. Налил себе в медную кружку душистой заварки. Широко перекрестил лоб, это вышло у него так просто и естественно, что молодой офицер еще больше покраснел, а старший отвернулся. И стал пить мелкими глотками чай, все так же ласково и мягко, глядя поверх кружки на своих гостей. - Вкусно! – проговорил молодой офицер, отпивая глоток. Мужичок закивал. - Это все травы: мята, ромашка, рябиновый лист… Решился испить и старший. Горячий напиток разошелся по телу, отогревая скованные от долгой езды конечности. Мужичок тихо улыбался, горела лампадка, белая печь обнимала своим теплом. Старший офицер снял кепку и вытянул утомленные ноги. Откуда-то из глубины всплыло воспоминание, как его, маленького мальчонку, бабушка в праздничном ситцевом платке поила отваром из мяты и ромашки, а в углу также покачивался красный огонек у иконы святого Николая. Захотелось тут же лечь, на длинные полаты возле печи, как в детстве подоткнуть под себя ноги, голову положить на ладони и заснуть радостным цветным сном, каким он уже разучился спать, видя по ночам лишь серые тревожные обрывки действительности.

http://pravoslavie.ru/101569.html

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Алтарник – см. пономарь. Апстол (греч. «посланник») - ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком - также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиáкон - старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской православной церкви архидиакон, служащий при патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархии. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул " архиепископ " является почетным, предшествует титулу " митрополит " . Архиерéй (греч. старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680-681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства. Архимандрúт - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочúние  -  часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочúнным - священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния.            

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Панкратия Тавроменийского ( Станчев. 1991; см. ст. Иоанн , болг. пресв.). После 1824 г., когда Калайдович опубликовал «Слово на Вознесение» по рус. списку XVI в. (51 список, древнейший - в Успенском сборнике XII-XIII вв.), И. Э. были атрибутированы также следующие Слова: «Похвала Иоанну Богослову» (6 списков, старший - в Германовом сборнике 1358-1359 гг.), «Первое слово на Рождество Христово» (92 списка, старший - в Ягичевом Златоусте XIII-XIV вв.; см.: Николова. 2007. С. 3), «2-е слово на Рождество Христово», «Слово на Богоявление» (10 списков, старший - в Ягичевом Златоусте XIII-XIV вв.), «Слово на Сретение» (10 списков, старший - там же), «Слово на Пасху» (8 списков, ранние 3 южнослав. списка XIV в.; см.: Велковска, Иванова. 2010), «Слово на Вознесение», «Слово на Преображение» (67 списков, старший - в Михановича гомилиарии XIII-XIV вв.). Предположительно И. Э. приписывается «Похвала Кресту» ( Иванова-Мирчева. 1971. С. 11-26; Она же. 1993. С. 79-82; Станчев. 1991; Икономова. 1995. С. 182-185; Трендафилов. 2001. С. 84-85; Славова. 2008. С. 246-247). Согласно исследованиям М. Капальдо, 75-95% содержания Слов, приписываемых И. Э., являются компиляциями произведений свт. Иоанна Златоуста, свт. Климента Александрийского, прп. Ефрема Сирина, свт. Прокла К-польского, др. авторов и его рассуждений ( Capaldo. 1980. P. 69-89; Idem. 1984. P. 3-29). «Первое слово на Рождество Христово» построено на основе Слова свт. Григория Богослова на этот праздник и включает цитаты из сочинений свт. Иоанна Златоуста и более поздних авторов, а «Слово на Преображение» - на основе аналогичного Слова Ефрема Сирина с использованием проповедей, приписываемых свт. Иоанну Златоусту ( Николова. 2007; Славова. 2008. С. 247). Т. к. большинство Слов посвящено Господским праздникам, можно предположить, что И. Э. стремился создать цикл Слов в честь важнейших христ. праздников ( Велковска, Иванова. 2010). Широкая эрудиция и пастырские обязанности И. Э. предопределили сложность и особенности его ораторской прозы: переплетение переводов различных текстов и авторских рассуждений, сочетание похвалы с поучением и разъяснения с полемикой, склонность к догматическим рассуждениям и интерес к душевным переживаниям героев, свободную структуру текстов с частыми отступлениями от главной темы ( Петканова Д.

http://pravenc.ru/text/471567.html

12:28–34) о двух наивысших заповедях: «Старший Брат говорит, что Господь один. Почему потом ученики впали в ошибку и называли Христа Богом? Если бы это было правдой, то тогда было бы два Бога. Уважайте это» [там же, doc. 41с. 229]. Развивая эту тему в применении к фрагменту нз Евангелия от Марка , Хун Сюцюань заявил, что если настаивать на ошибочном толковании Христа как Бога, допуская, что после Его вознесения на Небеса «два стали одним», то станет непонятным, каким образом еще до Давида Старший Брат жил на Небесах и Бог разговаривал с ним? В этом комментарии обращает на себя внимание ссылка Хун Сюцюаня на личный опыт пребывания на небесах из «откровения» 1837 г., когда он увидел там не только Небесного Отца и отдельного от него Старшего Брата Иисуса Христа, но и жену Небесного Отца — Небесную Мать (см. [там же, с. 230]). Комментируя Деяния Апостолов (Деян. 7:55–60), он сослался на видение Стефана, который ясно видел, что Христос стоит одесную Бога: «поэтому Бог есть божественный отец, а Христос божественный сын. Они один и два. И более того, раз Старший Брат сам доказал этокак можем мы ошибочно считать его Богом? Уважайте это» [там же, с. 231]. Давая собственное истолкование Библии, тайпины, опираясь на новозаветные цитаты, пытались опровергнуть идею равенства ипостасей Троицы. К примеру, слова «Дух ведет Его в пустыню» (Мк. 1:12) преподносились как доказательство того, что Святой Дух ( Шэн Шэнъ ), он же Шанди , есть не то же самое, что Старший Брат ( Тайсюн А Я) Иисус (см. [Ло Эрган 1987, с. 117]). Для тех же нужд привлекались слова самого Иисуса, где Он говорил о Боге в третьем лице, не называя Богом себя, либо слова апостолов об Иисусе как «Сыне Божием», а не «Боге» (Рим. 1:4) Аргументация с помощью цитат должна была подтвердить тайпинский тезис о том, что Иисус не Бог, а старший сын Бога, тогда как Святой Дух также не Бог, а Восточный ван Ян Сюцин. Евангельские слова о приближающемся Царствии Небесном (Тянъго) толковались Хун Сюцюанем как пророчество, непосредственно указывавшее на земное Царствие Небесное, новый Иерусалим, во главе которого стоял он сам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

9. Столова Галина Романовна, искусствовед Новгородский Софийский собор и его роль в русской истории и культуре 10.Турилов Анатолий Аркадьевич, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук Проблемы изучения западнорусской книжности XV - начала XVI веков 11.Василик Владимир Владимирович, сотрудник издательства Валаамского монастыря Древнейшая палестинская гимнография и проблема творчества Косьмы Майумского 12.Мамиев Михаил Эрнестович, научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии,  Владикавказ Памятники церковной архитектуры Северной Осетии (особенности “народного” христианства) 13.Симиненко Виктор Иванович, архитектор-реставратор высшей квалификации, кандидат архитектуры, Винницкий Максим Валерьевич, аспирант Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Екатеринбург Фаянсовые иконостасы православных храмов конца XIX - начала XX веков 27 января, 10.00-14.00 14.Заболотная Наталья Викторовна, старший научный сотрудник РАМ им.Гнесиных, кандидат искусствоведения Древнерусские певческие рукописи эпохи Студийского устава как источник сведений о богослужебном пении 15.Печенкин Глеб Борисович, преподаватель Академии хорового искусства им.Свешникова Обучение знаменному распеву 16.Пожидаева Галина Андреевна, доцент Высшего театрального училища им.Щукина, кандидат искусствоведения О традициях монастырского пения XVI-XVII веков 17.Гурьева (Городецкая) Наталья Валерьевна, научный сотрудник Центра русской церковной музыки им.прот.Димитрия Разумовского Московской консерватории Восемь гласовых многоголосных циклов Литургии Стефана Беляева и Петра Норицына в рукописи ГИМ (XVIIbeka) 18.Денисов Николай Григорьевич, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева, старший научный сотрудник центра церковной музыки Московской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Тема будет объявлена дополнительно 19.Коновалов Игорь Васильевич, председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Словарь терминов для журналистов Духовенство, церковная иерархия Устройство храма Богослужебные предметы, церковная утварь Богослужение Духовенство, церковная иерархия Алтарник (чтец, пономарь) — мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями. В обязанности алтарника может входить: замена иконы праздника в храме; возжигание лампад в алтаре и на иконостасе; при необходимости — чтение на богослужении;  принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; подготовка кадила; подготовка облачения священников и диаконов; подавание плата для отирания уст во время причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; функции звонаря; уборка в алтаре. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству. Апостол (греч. «посланник») — ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. В узком смысле термин апостол относится к двенадцати непосредственным ученикам Христа; в более широком — также и к 70 ближайшим сподвижникам Его Церкви, называемым также апостолами от семидесяти. Архидиакон — старший диакон в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон. Звание архидиакона дается в качестве награждения. В Русской Православной Церкви архидиакон, служащий при Патриархе, именуется Патриаршим архидиаконом, он единственный из архидиаконов принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях старший диакон также имеет сан архидиакона. Архиепископ (греч. «старший среди епископов») — первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Епископы, управляющие епархиями, были подчинены архиепископу. Впоследствии архиепископами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «архиепископ» является почетным, предшествует титулу «митрополит». Архиерей (греч. старший священник, начальник священников) — священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям от самых апостольских времен, таким образом, в Церкви осуществляется благодатная преемственность. Согласно 12 правилу VI Вселенского собора (680–681 гг.), архиерей должен быть безбрачен; в настоящей церковной практике принято поставлять в архиереи из монашествующего духовенства.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

На Руси самостоятельный болг. перевод стишного Пролога получил известность не позднее рубежа XIV и XV вв. (этим временем датируется старший список - ГИМ. Чуд. 17) преимущественно в монастырском, а не в соборно-приходском обиходе; служебные Минеи с проложными житиями не имели здесь (в отличие от Болгарии, Сербии, Валахии и Молдавии) распространения. Не позднее 2-й пол. XIV в. на слав. язык был переведен (в Болгарии или на Афоне) стихотворный месяцеслов Христофора Митилинского со стихами в честь К. и Елены под 21 мая. В слав. традиции этот памятник (в большинстве случаев анонимный) именуется обычно «Канон и стихиры святым всего лета». Старший южнослав. (болг.) список (Ath. Zogr. 115) датируется 1392 г. (авторство в рукописи приписано свт. Мефодию, еп. Патарскому, «сказаемо Митилено»), один из древнейших рус. списков сохранился среди дополнительных статей к Толковой Псалтири 1-й четв. XV в. (ЯИАМЗ. Инв. 15231), переписанной в Спасо-Прилуцком мон-ре под Вологдой (РФА. Вып. 3. С. 556-560). В кон. XIV в. (не позднее 1393) в Болгарии свт. Евфимием, патриархом Тырновским, было написано Похвальное слово равноапостольным К. и Елене. Повествовательную канву составляет греч. метафрастовское Житие К. и Елены, старший список (серб. ресавского извода) сохранился в составе Сборника житий и похвальных слов нач. XV в. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 60. Л. 94-121 об.). Текст получил широкое распространение в славяно-румын. (прежде всего в молдавской), серб. и рус. рукописной традиции XV-XVII вв.; старший русский список содержится в составе Сборника житий и слов 2-й четв. XV в. (РГБ. Троиц. 754), но в Четьи-Минеи (включая ВМЧ) это произведение не вошло. Служба равноапостольным К. и Елене впервые была переведена в X в., вероятно в Болгарии, в составе служебных Миней; старший список (только окончание, с 9-й песни канона) находится в древнерус. Путятиной Минее XI в. (РНБ. Соф. 202), хорошо передающей языковые и орфографические особенности древнеболг. оригинала. Старшие полные древнерусские (новгородские) списки службы в составе служебных Миней на май (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

— Подойдите, — сказал преподобный, — и вкусим хлеба. И ели, благодаря Господа. Затем младший принес воды, и они напились. Когда же наступил вечер, иноки спросили преподобного: — Отче! уйдешь ли ты отсюда? Но он сказал им: — Нет! я ночую здесь. Тогда они постелили преподобному в одном углу келью рогожу, а в другом легли сами также на рогоже. Наступила ночь. Преподобный Макарий встал и стал молиться Богу, чтобы Он открыл ему добродетель юношей. В полночь внезапно раскрылась крыша кельи, и воссиял сильный свет. Но два брата те не видали света; думая, что преподобный спит, старший толкнул младшего, и, встав, оба они препоясались и, воздевая руки к небу, тайно молились. Преподобный увидал множество демонов, которые как мухи, окружили младшего брата, и одни из демонов хотели сесть на устах его, другие на глазах. Но, явился ангел Господень с огненным мечем в руках, которым и защищал его, отгоняя от него демонов. К старшему же брату демоны не осмеливались даже и приблизиться. К утру оба брата снова легли и уснули. На утро преподобный Макарий сделал вид, будто он только что проснулся. И все они встали. Старший брат спросил преподобного: — Отче! желаешь ли, чтобы мы стали читать двенадцать псалмов? — Желаю, — отвечал преподобный. Сначала начал петь младший брат, и после каждого стиха из уст его выходила как бы огненная свеча и поднималась на небо. Потом начал петь старший; из его уст выходил огонь, как бы, какая длинная веревка и достигал до неба. После окончания утреннего правила, преподобный пожелал удалиться в свое жилище. Когда он уходил, то сказал братиям: — Молитесь обо мне, братия. В ответ на его слова, они поклонились ему до земли, молча; и преподобный ушел от них. Так преподобный Макарий узнал, что старший брат уже достиг полного совершенства в добродетелях, а с младшим еще борется враг-диавол. Спустя немного времени после посещения братьев преподобным Макарием, преставился к Господу старший брат, а чрез три дня после его кончины почил и младший. Когда впоследствии приходили к преподобному кто-нибудь из честных отцов, он приводил их в келью тех двух братьев и говорил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010