Бычков Виктор Васильевич Завершение На протяжении всей своей истории православное сознание последовательно направляло немалые усилия на осмысление своего главного духовно-эстетического феномена – иконы. В русле живого Предания Церкви в православной культуре возникла уникальная богословско-философско-эстетическая теория иконы, также не имеющая аналогов в других культурах. Осознание смысла и функций иконы началось в Византии, было продолжено в Древней Руси и завершено на русской почве уже в 20-м столетии. Только теперь мы можем во всей полноте понять и почувствовать принципиальную многозначность, многомерность и возвышенность этого удивительного феномена. Икона в православном сознании – прежде всего рассказ о событиях священной истории или житие святого в картинках, то есть нечто близкое к реалистическому изображению. Здесь на первый план выступают повествовательная и экспрессивно-психологическая функции образа: не только доходчиво и полно рассказать о прошлых и значимых для каждого христианина событиях, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств – жалости, сострадания, умиления и т. п. Отсюда нравственная функция иконы – формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания, воспитание человека в духе гуманного отношения к ближнему; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому – выразитель и носитель главного принципа христианства – человечности, всеобъемлющей любви к людям. Икона – это рассказ, но не о повседневных событиях, а о неординарных, чудесных, уникальных, поворотных для всей человеческой истории – о событиях священной истории, запечатленных в Новом Завете прежде всего и получивших поэтическое толкование в богослужебных текстах, регулярно мистически повторяющихся/являющихся в процессе годового богослужебного цикла. Поэтому в ней не место ничему случайному, мелочному, преходящему; это обобщенный, лаконичный образ самой духовной сути свершившего и вершащегося постоянно священного события, его визуальный эйдос. Икона – это сакральный отпечаток божественной печати на судьбах человечества. И этой печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово, поэтому икона в первую очередь – Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда тенденция к особому иллюзионизму и фотографичности иконы, ибо в них – залог и свидетельство реальности божественного Воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. В. Бычков. Фотография. 2002 г. Виктор Васильевич (род. 4.09.1942; Москва), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры. В 1960-1965 гг. учился на радиотехническом фак-те МЭИ, одновременно изучал в МГУ историю философии и историю искусства. В 1965-1969 гг. работал инженером. В 1969-1972 гг. аспирант философского фак-та МГУ по кафедре эстетики, одновременно изучал древние языки на кафедре классической филологии, слушал лекции по истории искусства (В. Н. Лазарева, Д. В. Сарабьянова и др.), истории философии (В. Ф. Асмуса). В 1970 г. познакомился с А. Ф. Лосевым , стал его учеником. После окончания аспирантуры поступил на работу в сектор эстетики Ин-та философии АН СССР. В 1973 г. защитил канд. дис. «Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточнохристианском искусстве». В 1981 г. защитил докт. дис. «Эстетические идеи патристики». С 1998 г. зав. сектором эстетики Ин-та философии РАН. Лауреат Гос. премии России за достижения в области науки (1996), doctor honoris causa Шуменского ун-та (Болгария), член Международной ассоциации эстетиков (IAA/AIE), Ассоциации искусствоведов России (АИС) и Московского союза художников. Автор более 300 научных работ, в т. ч. 20 монографий, посвященных проблемам визант. и древнерус. культуры и эстетики, рус. религ. эстетики XIX-XX вв., патристики. Б. ввел в научный оборот понятие «православная эстетика» (эстетика правосл. культур и народов), понимая под эстетикой особое выражение духовного опыта в культуре. По мнению Б., правосл. эстетика обладает органическим единством религиозно-мистического и художественно-эстетического опыта, а искусство есть концентрированное выражение этого опыта и одна из высших форм культуры. Итогом исследований в области эстетики является монография Б. «2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica». Б. также занимается общетеоретическими проблемами эстетики и художественной культуры ХХ в.

http://pravenc.ru/text/153745.html

Время искать и удивлять (От редакции) 14.01.2013 23:55:48 Алексей Рогожин ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА. Древний мыслитель сказал когда-то, что философия начинается с удивления. В наше время с удивления начинаются комментарии экспертов. А поскольку эксперт (буквально это слово означает «опытный») – должность, чем-то напоминающая новую квартиру в регионе с большой социальной напряженностью (их тоже порой занимают посредством самозахвата), то и комментарии исправно производят вместо мудрости (и даже вместо социальной напряженности) только удивление. Штатный опытный экземпляр «Московского комсомольца» С. Бычков на следующий день после заседания Синода высказал об уже принятых решениях столько вполне бредовых предположений (с вводным оборотом «как нам поведали наши источники»), что оставалось только удивляться терпению редактора МК. Но когда в лентах новостей уже появились сообщения о действительно принятых Синодом решениях, и их можно было сравнить с гипотезами эксперта МК, интернет-портал «Кредо» все к тому же опытному в церковных делах мыслителю обратился за новыми приколами. Может быть, редактор «Кредо» любит удивляться, кто ж знает. А может, ему просто нравится клоунада. Ветви власти тоже по весне не могут подавить постсоветскую привычку удивлять подведомственное население. Иной раз даже по мелочи. Вот, казалось бы, платок – ну что в нем удивительного. Ан, нет. Это как подойти к вопросу. И вот Верховный суд подходит и решает, что можно на паспорт фотографироваться и в платке-хиджабе, и вообще в том, в чем предписывают религиозные убеждения. (А в прошлом-то году нудисты в Серебряном бору объясняли репортеру, что это у них вера такая… Вдруг и они фотографироваться потянутся?). Строгая средних лет истица объясняет с телеэкрана, что она, правоверная мусульманка, никак не может появляться без платка перед посторонними мужчинами. Даже перед постовыми милиционерами. Даже перед фотоаппаратом. И веришь. Но потом закрадывается предательское удивление – а как же ты, мать, на комсомольский билет исхитрилась сфотографироваться в то еще время? А потом вспоминаешь недавнее заявление муфтия Гайнутдина - что мусульман в Москве уже 2 миллиона – и удивление возрастает по экспоненте. Если верить Гайнутдину, тогда прекрасная половина этих двух миллионов составляет десятую часть населения Москвы, и каждый десятый встречный на московских улицах будет женщина в хиджабе. А если выйти на улицу, то по первой весенней жаре там окажется много, мягко выражаясь, не очень одетых, а вот в хиджабах встретятся две-три, и то - только в пятницу где-нибудь в Малом Татарском. Ну, может быть, еще иной раз в Верховном суде…

http://radonezh.ru/analytics/vremya-iska...

В день празднования 595-летия явления чудотворного Годеновского креста в Переславль-Залесской епархии освящен памятник Царственным страстотерпцам 13 июня 2018 г. 11:19 11 июня 2018 года на подворье Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского в с. Годенове состоялось празднование 595-й годовщины явления одного из самых знаменитых чудотворных крестов — небоявленного Годеновского креста. В этот день Божественную литургию возле Иоанно-Златоустовского храма подворья под открытым небом совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , епископ Переславский и Угличский Феодор в сослужении духовенства Ярославской митрополии , сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству. За богослужением молились настоятельница Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского игумения Евстолия (Афонина) с сестрами и многочисленные паломники. По окончании Литургии была освящена копия Животворящего Креста, которая будет доставлена в Саратовскую митрополию . Затем архипастыри освятили памятник святым Царственным страстотерпцам. Автор композиции — московский скульптор Сергей Бычков. Год назад в Годенове был установлен его же памятник преподобному Серафиму Саровскому. Между двумя композициями в храме святителя Иоанна Златоуста находится — небоявленный Годеновский крест.  Памятник царственным страстотерпцам установлен в год столетия мученической кончины царской семьи. В память об этом событии на подъезде к с. Годенову вдоль трассы на больших щитах размещены портреты царской семьи. Необычную галерею как бы продолжает памятная аллея, на которой установлены 24 больших фотографии с жизнеописанием царской семьи.  Иерархи Русской Православной Церкви возглавили открытие памятной аллеи в честь царской семьи и перерезали красную ленту у начала аллеи. Также в этот день по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора в с. Годенове прошел финальный тур III Международного православного детско-юношеского хорового фестиваля-конкурса «Александр Невский», посвященного 797-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. В мероприятии приняли участие 180 юных певцов. В завершение официальной части, предваряя открытие конкурсной программы, епископ Феодор вручил игумении Евстолии архиерейскую грамоту за организацию и проведение финального тура III Международного фестиваля-конкурса «Александр Невский». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5219028.ht...

Ярославль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:не ранее 1683. Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Стачек, 60а Координаты: 57.610325, 39.833746 Проезд:Находится на территории и в составе комплекса зданий фабрики " Красный Перекоп " (Ярэнерго) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1683 году на средства прихожан на месте утраченного Николо-Сковородского на Глинищах мужского монастыря. В храме было два престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы; во имя иконы Божией Матери, именуемой " Всех скорбящих Радость " . Храм каменный, одноглавый. Закрыт в 1931 году. В советское время в храме располагались мастерские, завод. Сейчас здание церкви перестроено и надстроено до неузнаваемости, глава утрачена. С большим трудом можно отличить, где были трапезная и храм. Находится на территории и в составе комплекса зданий фабрики " Красный Перекоп " . В 1683 г. на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата её росписи «в виде отдельных клейм, сделанных по маслу», неизвестна. В 1864 г. крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 г. в честь почитаемой в приходе Святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма. В иконостасе Успенской церкви, в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая «весьма уважалась даже старообрядцами». В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII в. ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов «кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам». http://nikolamelenki.ru/21/history.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Не действует, разделена на 2 этажа, помещения заняты МРСК " Центра " 23 августа 2013. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20170

Балашов. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ильинская церковь была построена в 1846 году и в начале ХХ столетия считалась одной из старейших церквей города Балашова. Она была построена из красного кирпича и побелена известью. Рядом с церковью была колокольня. Пять куполов были покрашены серебрянкой. В 1912 году ее посещали до четырех тысяч прихожан, а также ей принадлежали 33 десятины земли. 2 марта 1930 года безбожные власти решили закрыть церковь. Здание церкви и колокольни разобрали, 2 млн. кирпичей передали на строительство военного ведомства. Современная улица Луначарского сто лет назад называлась Ильинской, так как на этой улице стояла Ильинская церковь и по ее названию была названа улица. Источник: История Балашова Ильинская церковь построена в 1844 г. тщанием всех городских жителей; каменная, крепкая. В ней, кроме главного, четыре престола: в холодных приделах: правом – во имя святителя Николая, левом – во имя св. мученицы царицы Александры; в теплых приделах: правом – в честь Сретения Господня, а в левом – в честь иконы Казанской Божией Матери. Утвари достаточно; при церкви каменная сторожка. Ближайшая церковь – Соборная Троицкая в том же городе. Земли при церкви усадебной нет, а пахотной в 1879 г. отмежевано 33 дес. из дач крестьян деревни Еременихи. Есть церковно-приходская школа, открытая 15 января 1888 г. Причта положено: два священника и два псаломщика. Жалования нет. Ныне при церкви состоят: священники Иоанн Меликов и Виктор Поляков, диакон Петр Златогорский и псаломщики: Дмитрий Побединский и Федор Бычков. Прихожан при церкви числится: военных муж. пола 103, жен. пола 128; статских муж. пола 6, жен. пола 4; купцов, мещан, цеховых и других городских обывателей муж. пола 566, жен. пола 562; в деревне Еременихе крестьян-собственников муж. пола 527, жен. пола 533; а всего обоего пола 2807 душ, дворов 396. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38011

Козьмодемьянск. Часовня Космы и Дамиана. Козьмодемьянская, Царская часовня /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Космы и Дамиана Римских Год постройки:не ранее 1883. Адрес: Россия, Республика Марий Эл, г.Козьмодемьянск, ул.Лихачева, д.4 (пересечение ул.Лихачева и Разина) Координаты: 56.343881, 46.570382 Проезд:На одной улице с Краеведческим музеем, в 100 метрах от него. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На месте, где сейчас стоит часовня, ранее стоял двухэтажный крытый тесом дом купца Федора Колесникова. Именно в этом доме 22 мая 1798 г. останавливался император Всея Руси Павел I со своим сыном Александром во время своего посещения Козьмодемьянска. С тех пор этот дом в народе прозвали «Царским Дворцом». Название затем перекочевало и на часовню, которую обустроил купец П. Бычков на этом месте, перестроив каменную торговую палатку. Появление часовни было приурочено к двум событиям, о чем свидетельствовала надпись на храме: «Сия часовня сооружена в 1883 году в честь святых бессребреников Космы и Дамиана и в память 300-летия Козьмодемьянска и священного коронования Государя императора Александра III». Часовня имела главку с крестом, и вход был оформлен крылечком. В часовне находилась весьма древняя икона – Нерукотворный лик Спасителя среднего размера в серебряной ризе, пожертвованный городским обществом, и старинная икона Иоанна Крестителя. Часовня имела 2 отделения: одно - для икон, другое - для продажи восковых свеч епархиального свечного завода. Пришел 1917 год. Как и большинство богоугодных заведений, часовня была закрыта, крест снесён, а само здание приспособлено под хозяйственные нужды. В настоящее время бывшая часовня находится в заброшенном состоянии. Но есть надежда, что часовня возродится и будет настоящим памятником истории, символизирующей 300-летие города Козьмодемьянска и посещение города императором Павлом I и его сыном Александром, сменившим отца на Российском троне. По материалам: А.В. Муравьев «Козьмодемьянск», Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1983.  П.И. Савельев «Козьмодемьянск 1583-2008 гг.» МарНИИЯЛИ, Йошкар-Ола, 2008. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40503

Копачёво. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1802. Адрес: Россия, Архангельская область, МО " Копачёвское " , дер. Копачёво Координаты: 63.953423, 41.701709 Проезд:Автотранспортом по трассе М-8 до дер. Копачёво Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Литургическая жизнь возрождается в деревне Копачево (Холмогорский район Архангельской области). Богослужения в местном храме Вознесения Господня совершает священник Сергий Бычков. Он также пояснил, что церковь новая, ее строительством занималась настоятельница Иоанно-Богословского женского монастыря деревни Ершовка (Приморский район Архангельской области) игуменья Афанасия (Рудалева). «У матушки в Копачево жили родственники, там она провела детство. Игуменья Афанасия организовывала общину, священник ее монастыря совершали молебны, воцерковляли местных жителей, крестили их», — сказал отец Сергий. В деревне сохранился старинный храм Вознесения Господня. «Первоначально хотели отреставрировать его, однако специалисты посоветовали строить новый, а этот законсервировать. Мы планируем летом совершать молебны в старом храме», — отметил священник. http://www.arh-eparhia.ru/test_news/ Приход располагался по обоим берегам Северной Двины, на 33 версты выше г. Холмогоры. В состав его входило 13 деревень. Жителей в них к 1 января 1894 г было: 459 мужского пола и 578 женского. Первой церковью в приходе была перенесенная из Орлеца, разоренного в 1398 г.  Приходская каменная церковь во имя Рождества Христова с теплым приделом в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова была построена в 1799 г. Приписные церкви - 1) в д. Копачевской (2 версты от приходской церкви), во имя Вознесения Господня, каменная, построена в 1802 г., 2) в д. Ичковской (2.5 версты от Ступинского), в честь архангела Михаила, деревянная, построена в 1825 г. Жертвователь: крестьянин Михаил Рянгин пожертвовал в 1881 г. причтовый капитал в 200 руб. на поминовение матери. Церковный староста: Стефан Меньшиков 1887-1890? г.г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 292-293. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33788

наречиях. СПб., 1867; Каталог хранящимся в имп. Публичной б-ке изданиям, напечатанным гражданским шрифтом при Петре Великом. СПб., 1867; ОДДС. 1868-1879. 2 т.; ПСПиР. 1869-1872. 2 т.; Библиографический список соч. и изд. ординарного академика Академии наук И. И. Срезневского. СПб., 1870, 1879; Дополнение к слав.-рус. библиографии: Сост. по изданиям церк. печати, хранящимся в Публичной б-ке. СПб., 1871; Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб., 1872, 18973; Письма Петра Великого, хранящиеся в имп. Публичной б-ке и описание находящихся в ней рукописей, содержащих мат-лы для истории его царствования. СПб., 1872; В память гр. М. М. Сперанского, 1772-1872. СПб., 1872. 2 т.; Бумаги имп. Петра I. СПб., 1873; Письма и бумаги имп. Екатерины II, хранящиеся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1873; Описание церк.-слав. и рус. рукописных сб-ков имп. Публичной б-ки. СПб., 1878-1882. Ч. 1. 3 вып.; Новгородские летописи. СПб., 1879; Заставки и миниатюры Четвероевангелия 1507 г.: Из рукописи, хранящейся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1880; Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887-1900. 4 т. Лит.: Библиографический список соч., пер. и изд. ординарного академика имп. Академии наук А. Ф. Бычкова. СПб., 1890, 1899; Памяти А. Ф. Бычкова, директора имп. Публичной б-ки, члена Гос. совета, академика и почетного члена СПбДА. СПб., 1899; Шереметев С. Памяти А. Ф. Бычкова. СПб., 1900. (ПДПИ; Вып. 141); Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 640-644; Бычков И. А. А. Ф. Бычков//Мат-лы для биогр. словаря действительных членов Академии наук. Пг., 1915. Ч. 1; Федосеева Е. П. Сто лет работы в Публичной б-ке (по мат-лам архива А. Ф. и И. А. Бычковых)//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1994. Сб. 69. С. 134-153; Голубева О. Д. А. Ф. Бычков//Сотрудники Российской национальной б-ки - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 115-123; она же. А. Ф. Бычков. СПб., 1998. О. Д. Голубева И. А. Бычков. Фотография. 30-е гг. XX в. (19.08.1858, С.-Петербург - 23.03.1944, там же). Сын А. Ф.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Известный философ, культуролог, специалист по культуре Византии В.В. Бычков, излагая учение Седьмого Вселенского Собора, пишет, что воспроизведение художниками облика Христа было важным аргументом для доказательства истинности Боговоплощения: «Изображение в данном случае играло для иконопочитателей практически роль документальной фотографии , а поэтому в их понимании оно и должно было быть предельно фотографичным . Раз есть фотография, то, следовательно, был и запечатленный на ней материальный оригинал. Не случайно христианская традиция начинает бесчисленный ряд изображений Христа с “нерукотворных образов”, сделанных, по преданию, Самим Иисусом путем прикладывания к Своему лицу матерчатого плата, на котором и запечатлевалось Его точное изображение, т.е. практически механический отпечаток, аналогичный фотоснимку. Последующая живописная традиция только размножила это документальное изображение» . Как видим, в Византии в церковном искусстве догматическая истина была важнее творческого самовыражения художников, а требование точности воспроизведения образа Христа отменяло всякое стремление к художественной уникальности образа на конкретной иконе. 4.3. О богодухновенности и творческом вдохновении Поскольку в идеальном случае икона пишется художником в синергии со Святым Духом, то для того, чтобы выяснить источник сакральности произведения, следует подробнее рассмотреть понятие «соработничество (синергия)». Вернемся к богодухновенности Священного Писания. Ее следует отличать от того благодатного вдохновения, которое содействовало святым отцам при написании ими трактатов и богослужебных текстов. «В случае создания священных книг подлинным автором является Сам Бог, Он определяет их догматическое и нравственное содержание, а человек только воплощает, впрочем, не автоматически, а творчески, замысел Божий, выступая в роли соавтора». Соответственно «в творениях свв. отцов или в богослужебных гимнах в качестве автора, субъекта творчества, выступает человек, а Бог лишь вдохновляет человека, помогает ему» .

http://pravoslavie.ru/146576.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010