Бысть чрево Твое святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Икос Како отверзу бренная уста и воспою Небо одушевленное, Деву Марию, от Неяже нам возсия Солнце мысленное, Христос, просвещаяй всякаго человека? Недоумеет бо ум мой, безгласием язык связуется. Но к чудес виновней Тоя иконе зряще, ангельски воспоем, глаголюще: радуйся, неистощимое сокровище благодати; радуйся, чудес неизследимая пучино. Радуйся, всем верным Божественное услаждение; радуйся, скорбящим всерадостное веселие. Радуйся, обидимым скорое избавление; радуйся, в житейстем мори спасительное окормление. Радуйся, обуреваемым страстьми тихое пристанище; радуйся, оружие, во брани мысленней противныя поражающее. Радуйся, молние, попаляющая диавола; радуйся, врачевство, болезни вся исцеляющее. Радуйся, миро благовонное всему миру; радуйся, горо, вся осененная Божеством. Радуйся, Дево, всех благих виновная верным; радуйся, Невесто Неневестная. Песнь 7 Ирмос: Не послужиша твари богомудрии, паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Неисповедимое чудес море вемы Тя, Богородице, паче бо ума и слова оными Ты прославилася еси. Тем ныне, яко Матерь Божию, в песнех Тя славим, раби Твои, благодарственно. Живоносный источниче, Богородице Дево, зноем страстей палимую мою душу напои благодатными струями Сына Твоего, и услади горесть сердца моего зрением святаго образа Твоего. Непостыдную предстательницу нам дарова, икону Матери Своея, иже Ея зряще, веселимся и умильно зовем: помози, Владычице, всем, и от всех злых спаси, и Царствию Небесному сподоби. Тобою вси спасаемся и от нахождений диавольских свобождаемся. Тя Бог показа нам заступницу и Твою честную икону нам дарова, Ейже вопием: Владычице, помози, и от всех злых человек спаси, и Царствию Небесному сподоби.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Множество списков с иконы распространено во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением, что является видимым знаком Божественной благодати. По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего...». По иконографии это один из древнейших типов изображения Богородицы - «Оранта», что означает «Молящаяся». Скорее всего, изографа при написании этого образа вдохновило Таинство Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Причащения, Чаша действительно неупиваемая, то есть неистощимая. Матерь Божия с воздетыми вверх руками ходатайственно возносит к Богу эту Жертву. Она молится за всех грешников и призывает всех прийти от низких губительных пристрастий к неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся. Ежедневно в Покровском храме у иконы совершаются молебны с акафистом: по окончании утреннего богослужения, в 12:00 и 14:00. Поклониться святыне верующие смогут до 9 апреля. Фото Андрея Гутынина Газета «Православная вера» 06 (578) Яна Конченко Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Едино дело показах вам, и вси уже дивитеся, взываше иудеем Христос./Вы обрезуете и в субботу человека, рече,/Мене же что оклеветаете прочее,/воздвигшаго словом разслабленнаго? Дела сотворих многая, и коего ради дела камением биете Мя?/Иудеем Христос, обличая, взываше:/еда зане человека здрава всего словом сотворих,/не судите на лице человецы. Во апостолех действуяй, и во пророцех Сам почиваяй с Духом,/безначальное рождение Отеческаго естества, Христе,/языки к познанию возвел еси знаменьми Твоими. Слава, Троичен: Троице нераздельная Единице,/безначальне Отче, Сыне и Душе Святый,/во Единице Троица равночестная, сопрестольная, животворящая,/несозданный Боже, спасай воспевающия Тя,/и избави от бед и скорбей. И ныне, Богородичен: Во чреве Твоем Бога неописанно вместившая,/Богоневесто, Дево Мати Чистая,/не престай молящи о нас, яко да Тобою избавимся от обстояний,/к Тебе бо присно прибегаем. Песнь 5 Ирмос: Господи Боже наш/мир даждь нам,/Господи Боже наш, стяжи ны,/Господи, разве Тебе иного не вемы,/Имя Твое именуем. Чудесы украсил еси апостолы Твоя,/дивесы возвеличил еси ученики,/во всем мире прославив, Спасе наш, и дав им Царствие Твое. Вся просветиша земли концы ученицы, чудесы и ученьми,/и различными образы слово проповедавше, Христе Спасе, Царствия Твоего. Хвалу возсылаем Царствию Твоему, пение же Тебе приносим,/нас ради на земли явившемуся, и мир просветившему, и Адама воззвавшему. Слава, Троичен: Слава Тебе, Отче Святый, Боже нерожденне,/слава Тебе, Слове безлетне единородне,/слава Тебе, Душе Божественне и сопрестольне,/и единосущне Отцу и Сыну. И ныне, Богородичен: Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небесный хлеб,/от негоже всяк ядый не умирает,/якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Песнь 6 Ирмос: Яко воды морския, Человеколюбче,/волнами житейскими обуреваюся,/темже, яко Иона, тако вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Благоутробне Господи.

http://azbyka.ru/molitvoslov/in-kanon-pr...

В совр. лит-ре была предпринята попытка объяснить с т. зр. названия и иконографии происхождение Н. и. от образа Божией Матери «Никопея», но она не получила убедительной аргументации ( Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии: О богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...»//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. 2:] Культурология и искусствоведение. С. 52-58). Происхождение иконографии Н. и. неясно. Не исключено, что она имеет зап. источники, переосмысленные в рус. изобразительной традиции в нач. XVIII в. Среди гравюр в 2 известных иллюстрированных рукописных экземплярах сб. «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. 293; ГИМ. Муз. 42) изображение Н. и. отсутствует. Впервые под названием «Бысть чрево Твое святая Трапеза» оно встречается на происходящей из московской ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. иконописной раме к Владимирской иконе Божией Матери со сводом Богородичных икон 1722 г. работы московского иконописца Ивана Дорофеева (частное собрание). Это же название присутствует в качестве наименования и на всех позднейших самостоятельных иконах такого извода, поскольку иконография Н. и. с ним тесно связана и посредством ряда символических деталей наделена евхаристическим смыслом. На иконе представлено поясное изображение Богоматери с поднятыми руками по типу чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», но Ее голова слегка повернута влево. Перед Пресв. Богородицей на храмовом престоле стоит чаша в форме потира с полуфигурой Младенца Христа в ней. В XVIII в. извод имел дополнительные детали: изображения развернутого свитка в левой руке Младенца и града между Богоматерью и потиром. Эти детали известны по очень редким памятникам того времени (ГМИР, храм св. Иоанна Предтечи на Пресне). По-видимому, они повторяли некий единый гравюрный образец. Самостоятельные иконы в отличие от клейма на раме имеют зеркальный перевод, и в них утрачена важная деталь - изображение Св. Духа в виде голубя в округлом медальоне сияния, нисходящего на чашу со Христом, к Которому и был развернут лик Богоматери.

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Слава Тебе Христе Боже: И отпуст малый, и многолетие.  И вшедше в трапезу, глаголем: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. И благословляет священник трапезу. И вкушаем представленная нам полегку, да не отягчимся на бдение. По ядении же,Слава, и ныне: Бысть чрево твое святая трапеза, имущая небеснаго хлеба, Христа Бога нашего, от негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. И посем, Честнейшую херувим: Таже, Возвеселил ны еси Господи в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся: знаменася на нас свет лица Твоего Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. в мире вкупе усну, и почию, яко Ты Господи единаго на уповании вселил мя еси. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Священник: С нами Бог , своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя По еже зайти солнцу мало, отходит кандиловжигатель, и творит поклон предстоятелю. Таже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12-ью. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны. И возвращься в  церковь , и вжег свещу в насвещнице, поставляет прямо царских врат. Таже творит поклонение иерею, егоже есть чреда. Иерей же востав творит поклон предстоятелю. И отшед творит поклоны 3, пред святыми дверьми, и на оба лика: братиям же всем седящим. И вшед во святый олтарь, возлагает на ся епитрахилий, целовав крест верху его и приим кадильницу, и став пред святою трапезою, влагает фимиам: и глаголет молитву кадила тайно. И тако кадит святую трапезу крестовидно окрест, и весь жертвенник: и отворив святыя двери исходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Значение иконы «Неупиваемая Чаша» не ограничивается лишь тем, что перед ней просят о помощи в избавлении от зависимостей. В этом образе отражен глубокий смысл, дающий жизненные опоры всем верующим людям. Перед Богородицей на иконе мы видим чашу, а в ней — Младенца Христа. Именно Он — вечный источник, дающий силы, утешение, радость. Это чашу горя и чашу греха можно выпить до дна, а чаша Божьей Любви — неистощимая, неупиваемая. Всякий, кто готов менять свою жизнь, следовать заповедям, любить Христа и ближних, может сделать живительный глоток и ощутить, как велико милосердие Господа. И подняться со дна, ожить и обновиться. Сам Христос установил на Тайной Вечере таинство Евхаристии, призывая всех причащаться Его Тела и Крови. На каждой литургии хлеб и вино превращаются в великую святыню, и Христос приглашает нас к Себе. Значение иконы «Неупиваемая Чаша» еще и в том, чтобы напоминать нам: и в беде, и в радости мы должны не терять связь с Богом. Он же каждому из нас указывает путь к спасению души, главное — не отворачиваться и не отказываться от живительного глотка. Особое значение икона «Неупиваемая Чаша» приобрела также благодаря одноименной повести Ивана Шмелева. Интересно, что в книге приведено народное название святыни, к которой приходят в надежде прекратить выпивать — «Упиваемая чаша». В этом произведении писатель по-своему подает историю иконы, но и в его вольном пересказе подчеркнут главный смысл образа: «Чаша сия и есть Младенец». Описание иконы «Неупиваемая Чаша Прославившийся в конце XIX века образ после революции был утерян, но сохранились фотография и описание иконы «Неупиваемая Чаша». Благодаря публикации 1912 года в «Воскресном листке», были восстановлены иконография и почитание образа. Богородица на нем изображена с возведенными в молитвенном жесте руками. Перед Ней на престоле расположена чаша, в которой стоит Младенец Христос — Его руки подняты в благословляющем жесте. Одежды Христа светлые, они выделяются на фоне более темного облачения Богоматери. По смыслу и описанию икона «Неупиваемая Чаша» схожа с Никейским образом Божьей Матери «Бысть чрево Твое святая Трапеза». И на той, и на другой в центре внимания — евхаристическая тема. Отличить эти иконы можно не только по названию, которое обычно приведено над изображением, но и по положению головы Девы Марии. На Никейском образе Она чуть склоняет ее, а на иконе «Неупиваемая Чаша» Пречистая всегда смотрит прямо.

http://foma.ru/neupivaemaja-chasha.html

Лик: Господи помилуй, трижды. еще молимся о святейшем правительствующем синоде: Лик: Господи помилуй, трижды. еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи помилуй, трижды. Возглас: яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе славу возсылаем отцу и сыну, и святому духу, ныне и присно, и во веки веков. Таже, Слава тебе Христе Боже: [Смотри] И отпуст малый, и многолетие. И вшедше в трапезу, глаголем: ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии его: жива будут сердца их в век века. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. благослови. И благословляет священник трапезу. И вкушаем представленная нам полегку. да не отягчимся на бдение. По ядении же, Слава, и ныне: Бысть чрево твое святая трапеза, имущая небеснаго хлеба, Христа бога нашего, от негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех богородительнице питатель. И посем, честнейшую херувим: Таже, Возвеселил ны еси Господи в творениих твоих, и в делех руку твоею возрадуемся: знаменася на нас свет лица твоего Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. в мире вкупе усну, и почию, яко ты Господи единаго на уповании вселил мя еси. Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. благослови. священник: С нами бог, своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. По еже заити солнцу мало, отходит кандиловжигатель, и творит поклон предстоятелю. Таже восходя ударяет в великий кампан не скоро, поя непорочны, или глаголя псалом 50, тихо 12–ю. И потом вшед и вжигает лампады, и уготовляет кадильницу. И тако паки изшед клеплет во вся кампаны. И возвращься в церковь, и вжег свещу в насвещнице, поставляет прямо царских врат. Таже творит поклонение иерею, егоже есть чреда. иерей же востав творит поклон предстоятелю: И отшед творит поклоны 3, пред святыми дверьми, и на оба лика: братиям же всем седящим. И вшед во святый олтарь, возлагает на ся епитрахилий, целовав крест верху его и приим кадильницу, и став пред святою трапезою, влагает фимиам: и глаголет молитву кадила тайно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

С приходом к власти большевиков храм на Пресне, как и все церкви на Святой Руси, был подвергнут разграблению в ходе так называемой «кампании по изъятию церковных ценностей». Одних серебряных предметов было вывезено отсюда 140 кг. Однако храм не закрыли — прихожане чудом сумели отстоять свою святыню. А из повсюду закрывавшихся храмов сюда стали приходить все новые и новые люди. С собой они приносили спасенные от поругания храмовые иконы. Так в храме появились редкие иконы Богородицы «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» и «Акафистная» и многие другие древние образы. В послевоенные годы, когда в Москве оставалось только около 30 действующих храмов, на Пасху сюда стекалось до 10 тысяч человек. В храме в разные годы совершали богослужения многие известные иерархи Церкви, в том числе Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Алексий I, Пимен, Алексий II, Святейшие Патриарх Александрийский Николай, Святейшие Патриарх Иерусалимский Диодор, митрополит Сурожский Антоний и многие другие. Храм всегда был известен ценителям духовной музыки своими выдающимися хорами и их руководителями, среди которых прославленные регенты Николай Озеров, Герман и Владимир Агафонниковы, Андрей Родионов, Василий Мамчур. С 2006 по 2008 годы настоятелем храма являлся епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков), ныне епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ. С этого времени храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне становится центром православного молодежного движения Москвы. Начинается полномасштабная реставрация храма, которая продолжается неослабевающими темпами и по сей день. 9 марта 2009 года настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне был назначен викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Игнатий (Пунин), ранее бывший епископом Вяземским, викарием Смоленской и Калининградской епархии. Многое уже сделано, но многие необходимые реставрационные работы по сохранению уникального храма еще предстоит осуществить. Несмотря на объективные экономические трудности, владыка Игнатий благословил устройство новых классов для воскресной школы. На сегодняшней день старое здание бывшей трапезной полностью отремонтировано.

http://patriarchia.ru/db/text/1212978.ht...

Бысть чрево Твое Святая трапеза,/ имущи Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего,/ от Негоже всяк ядый не умирает,// якоже рече всех, Богородительнице, Питатель. Тропарь, глас 4 Граду Твоему велие заступление,/ и людем радостное утешение,/ чудная икона Твоя даровася, Богородице Дево,/ о Тебе бо врата смерти сокрушаются,/ и неисцельныя болезни утоляются,/ о Тебе гордыню вражию до конца низлагаем,/ и верою Сыну Твоему вопием,/ чашею спасения напой нас Христе Боже,/ и державны нас воздвигни, на невидимыя и видимыя враги,/ молитвами Пречистыя Твоея Матере,// яко Всесилен. Ин тропарь, глас тот же Чашею радости и веселия истиннаго,/ премудростию Христа Твоего,/ жаждущия люди напой Богомати,/ да Твой ныне праздник празднуем светло,/ и небесною любовию горяще,/ иже от Тебе рожденнаго делы благими почтим,/ да державны нас воздвигнет,/ на вся соблазны и лютыя грехи,// Твоею помощию и заступлением, яко Всесилен. Кондак, глас 8 К предивной Заступнице рода християнскаго,/ мира всего присному упованию,/ ныне Русская страна с плачем припадает,/ и милости от Тоя просящи, вопиет:/ спаси сыны и дщери Моя от пламене погибельных страстей,/ забвения и помрачения, пиянственнаго безумия,/ блуднаго разжжения, мятежа, убийства и братоненавидения./ Иныя бо надежды не имам разве Тебе,/ на Тя до конца уповаю,/ в род и род прославляю вожделенное имя Твое,/ радуйся, благословенная Марие,// радуйся Невесто неневестная. Использованные материалы " Икона Божией Матери Никейская " , портал Православие.Ru: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1164.htm " Канон Никейской иконе Божией Матери " , страница Живого журнала пользователя ustavschik (свящ. Максима Плякина ), 10 июня 2018: https://ustavschik.livejournal.com/260211.html   Карташев А. В. Вселенские соборы // VII Вселенский собор 787 г. Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.), http://www.sedmitza.ru/lib/text/435374/ .

http://drevo-info.ru/articles/5923.html

Васнецов не только сам расписывал храм, но и руководил росписями стен. Об этом свидетельствует излюбленная им техника мозаики из подцвеченного стекла, столь характерная для эпохи модерна. Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном. Росписи храма были закончены в 1898 году, на четыре года позже росписей Владимирского собора. Сегодня уникальные росписи находятся в бедственном состоянии и требуют профессиональной реставрации. Храм Рождества Иоанна Предтечи, один из немногих в Москве, не закрывался при советской власти. В послевоенные годы храм превратился из когда-то окраинного в один из самых почитаемых и посещаемых. Здесь неоднократно служили первосвятители нашей Церкви: Патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II, митрополиты Минский Филарет, Сурожский Антоний, Патриархи Александрийский Николай, Иерусалимский Диодор. С окончанием советского периода при храме организована воскресная школа, курсы катехизации для взрослых. Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Божией Матери «Рудненской» по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, храмовый образ Рождества св. Иоанна Предтечи, работы иконописца Ефима Иванова 1686 года, а также иконы св. мч. Иоанна Воина (кон. XVII в.), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (кон. XVII в.). В последние годы святыни храма пополнились образом «Ветхозаветной Троицы» — работы, предположительно, костромских иконописцев конца XVII — начала XVIII веков. К старым образам в храме прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых: прпп. Максима Грека, Паисия Величковского, Амвросия Оптинского, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. блаж. Ксении Петербургской, св. патр. Тихона, св. Игнатия (Брянчанинова). Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010