Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРСФЕЛЬДСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ [нем. Bursfelder Kongregation; Bursfelder Union], объединение бенедиктинских мон-рей Сев. Германии вокруг аббатства Бурсфельд (с 1446); в широком смысле - одна из попыток реформы ордена бенедиктинцев путем объединения мон-рей одной «нации» вокруг главного аббатства. Бенедиктинское аббатство Бурсфельд (на р. Везер, севернее Мюндена, Н. Саксония), дочерняя обитель мон-ря Корвей, было основано в 1093 г. гр. Генрихом Нортхаймским. Его расцвет приходится на сер. XIII в., но уже с XIV в. начался упадок, к-рый завершился в 1433 г. с избранием аббатом Иоганнеса Дедерота († 1439), монаха из Нортхайма, к тому времени уже аббата мон-ря Клус близ Гандерсхайма. Т. о., он возглавил сразу 2 мон-ря, перенеся центр своей деятельности в Бурсфельд. По его настоянию в 1434 г. из трирского мон-ря св. Матфея прибыли 2 монаха, к-рые привезли с собой сведения о реформах (consuetudines, observantiae), проведенных в мон-ре св. Матфея. Однако эти тексты мало отразились в позднейшем Бурсфельдском уставе. Последователем Иоганнеса Дедерота был Иоганнес Хаген († 1469), к-рый и считается основателем Б. к. Целями реформы, проводившейся в рамках объединенных в Б. к. мон-рей, были стремление к строгому исполнению устава прп. Венедикта Нурсийского , восстановление киновий и закрытость мон-рей от мира. В 1435 г. к Б. к. присоединилось аббатство Райнхаузен, располагавшееся близ Гёттингена, в 1444 г. мон-рь Хуисбург при Хальберштадте. Изданная тогда грамота является первым свидетельством образования конгрегации реформированных Бурсфельдом мон-рей. Утверждение самой конгрегации произошло 11 марта 1446 г. кард. и легатом Луи Алеманом по поручению Базельского Собора. В 1451 г. деятельность конгрегации была одобрена папским легатом богословом Николаем Кузанским и в 1459 г. папой Римским Пием II (булла «Regis pacifici») с дарованием Б. к. таких же привилегий, как и итал. бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. К сер. XV в. относится первое издание «Liber ordinarius» и «Liber Ceremoniae» (1458), к-рые регулировали жизнь входивших в состав Б. к. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/153675.html

В результате имперской реформы 1500 г. К. стал частью Вестфальского имперского окр. Аббат мон-ря как имперский князь входил в состав рейхстага Свящ. Римской империи. В соответствии с имперским матрикулом 1521 г. мон-рь был обязан выставлять небольшой воинский контингент (2 всадников и 9 пехотинцев), а также выплачивать налог в размере 120 гульденов. При аббате Франце фон Кеттелере (1504-1547) обитель присоединилась к Бурсфельдской конгрегации , целью к-рой была реформа бенедиктинских мон-рей в Германии. Кроме того, настоятель пытался улучшить материальное положение аббатства, но его усилия были прерваны Реформацией. С сер. XVI в. принадлежавшие К. территории, включая Хёкстер, находились под совместным управлением аббата и городского совета, в составе к-рого были протестанты. Предпринятая аббатом Дитрихом IV фон Берингхаузеном (1585-1616) очередная попытка обновления монашеской жизни в К. в духе идей Контрреформации не имела значительных последствий. Тридцатилетняя война (1618-1648) стала самым сложным периодом для аббатства: большая часть построек была повреждена. Поскольку аббатами монастыря традиционно становились выходцы из знатных семей, а в 1661 г. подходящего кандидата среди монахов не было, администратором К. стал Мюнстерский князь-епископ Кристоф Бернхард фон Гален († 1678); при нем была построена новая монастырская церковь в стиле барокко. В XVIII в. на территории, принадлежавшей мон-рю, проживали 12 тыс. чел., а его годовой доход составлял 100 тыс. талеров. Тем не менее число монахов постепенно снижалось и к 80-м гг. XVIII в. составило 13 чел. В 1792 г. благодаря усилиям аббата Иоганна Карла Теодора фон Брабека К. с подвластными территориями был преобразован в церковное княжество, упраздненное в ходе секуляризации в 1803 г. Затем владения К., равно как и аббатство Фульда , были переданы принцу Вильгельму V Оранскому (1748-1806). С 1807 г. бывш. монастырские земли относились к королевству Вестфалия, после упразднения которого король Пруссии передал их ландграфу Гессен-Ротенбургскому Виктору Амадею (1779-1834), принявшему в 1815 г. титул «князь фон Корвей». После его смерти К. достался племяннику князя Виктору фон Ратибору (1818-1893); в наст. время монастырь принадлежит его потомкам. В 1984 г. Франц Альбрехт фон Ратибор передал часть зданий К. в собственность фонда «Монастырь Корвей». В 2014 г. ансамбль К. получил статус объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Книжное собрание

http://pravenc.ru/text/2057232.html

О почитании И. в XIII-XIV вв. известно мало, ее популярность резко возросла в позднее средневековье. В XIV в., вероятно из-за совпадения с кануном Рождества, день памяти святой был перенесен на 18 дек., однако в Римском Мартирологе сохранена прежняя дата - 24 дек. (составитель Мартиролога кард. Цезарь Бароний заимствовал эту дату из более ранних изданий Мартиролога Узуарда с дополнениями, внесенными не позднее XIV в.). В 1468 г. поминовение И. было включено в календарь Бурсфельдской конгрегации монастырей. Одним из центров почитания И. стал монастырь Шпонхайм, в котором хранился ее череп. Аббат монастыря Иоганн Тритемий (1462-1516) в «Хронике монастыря Шпонхайм» (окончена в 1509) приводит историю переноса черепа из монастыря Эрен в Шпонхайм в 1152 г. Аббат Краффто, будучи еще мирянином, был помолвлен с Клементией, дочерью Адольфа, гр. Хомберга. Невеста, чувствуя свое предназначение служить Господу, незадолго до свадьбы отказалась от данного обещания и приняла монашеские обеты в монастыре Эрен. От горя Краффто сам постригся в монахи в Шпонхайме и, будучи сыном гр. Мегинхарда Шпонхаймского, в 1151 г. стал аббатом мон-ря. Тогда же Краффто, стремясь установить духовную связь с возлюбленной, отправил несколько писем архиеп. Хиллину Трирскому с просьбами о переносе главы И. из Эрена в Шпонхайм. В 1152 г. его просьба была удовлетворена, серебряный реликварий с главой И. был установлен в церкви аббатства Шпонхайм. По всей видимости, святыню утратили в эпоху Реформации, когда мон-рь был разграблен и закрыт. Сохранились сведения о якобы составленном Тритемием Житии И. ( Arnold K. Johannes Trithemius (1462-1516). Würzburg, 1971. S. 52). Из-за отсутствия письменных источников остается неизвестным, когда и при каких обстоятельствах основная часть мощей И. была перенесена в монастырь Вайсенбург (на территории совр. г. Висамбур) в Эльзасе, к-рый в XV-XVI вв. также был одним из центров почитания святой. Вероятно, мощи были перенесены после 1152 г. (согласно сведениям Тритемия и 2-й ред. «Деяний трирцев», в это время мощи находились в Эрене). Впервые они были обнаружены в XV в.- этим периодом датируется приписка к отчету аббата Эделина об освящении некоторых алтарей в 1284 г. В документе утверждается, что в числе проч. реликвий «под алтарем» было обнаружено «целое тело св. Ирмины девы, дочери короля Дагоберта» (Traditiones possessionesque Wizenburgenses. Spirae, 1842. P. 337). В XV в. память святой была внесена в монастырский календарь. Первое точно датированное упоминание о том, что мощи И. хранились в Вайсенбурге, относится к 1484 г. В неоднократно подвергавшемся грабежам в ходе Реформации мон-ре мощи, возможно, затерялись и лишь в 1551 г. были вновь открыты и идентифицированы гуманистом Каспаром Брушем (сохр. текст посвятительной надписи, в к-рой утверждается, что И. является основательницей мон-ря).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Число присоединившихся к конгрегации мон-рей постоянно росло. Важным было присоединение майнцского мон-ря св. Иакова (1450) и эрфуртского мон-ря св. Петра (1449-1451). Со вступлением в конгрегацию в 1469 г. мон-ря Хирзау союз впервые распространился за р. Майн. В 1469 г. конфедерация охватила монастыри в Нидерландах (Устбрук), в 1488 г.- в Дании (Воре), в 1505 г.- на территории совр. Бельгии (Жамблу), а в 1506 г. к Б. к. присоединилось мюнстерское аббатство. Все же приоритетными считались северогерм. территории между реками Везер и Эльба (в 1505 присоединился мон-рь Корвей). К 1517 г. в Б. к. входили 94 мон-ря. Б. к., во главе к-рой находился ежегодный генеральный капитул, представляла собой союз сохранявших автономию мон-рей, чьи аббаты были обязаны участвовать в работе капитула. Им принадлежала законодательная и адм. власть, принятые ими законы были обязательны для выполнения всей конгрегацией, а не отдельными мон-рями. До сер. XVII в. аббат Бурсфельдского мон-ря являлся президентом конгрегации. Важными также были функции кураторов (обычно аббатов соседних мон-рей), следивших за соблюдением устава конгрегации и за выполнением решений капитула. При реформе мон-рей (новые не основывались) конгрегация действовала в согласии со светскими князьями и местными епископами. Б. к. имела под своим управлением свыше 60 жен. монастырей, однако инкорпорированными были только 2 из них (Кларватер и Силу). Как полагают исследователи, Б. к. находилась под значительным влиянием движения за духовное обновление в XV в. (см. Devotio moderna ) и ордена картузианцев , но воспринималась как бенедиктинская разновидность нидерландско-бельг. реформатского движения. Лютеранская Реформация оказала сильное влияние на Б. к., с нач. XVII в. должность аббата Бурсфельдского мон-ря стали занимать протестанты, т. о. мон-рь утратил связь с католич. орденом бенедиктинцев, однако название «Б. к.» еще оставалось для сохранявшегося союза мон-рей. В 1803 г. в результате проводимой политики секуляризации конгрегация прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/153675.html

н. indifferentia benedictina (бенедиктинская беспристрастность), согласно к-рой одно лишь стремление следовать Христу служит критерием приема в мон-рь. Однако даже реформаторски настроенные Б. Майнцского и Бамбергского еп-ств на капитуле 1417 г. выработали лишь компромиссное решение: община должна принимать людей любого звания и состояния лишь в том случае, если ощущается недостаток в кандидатах знатного происхождения. Б. в XVI - нач. XIX в. С переменами в религ. сознании в XVI в., его рационализацией, распространением идей пиетизма и Реформации отмечается постепенный упадок монашества, в т. ч. и Б., к-рые оказываются на периферии духовной жизни. Большое влияние приобретают новые ордена ( иезуиты , варнавиты , театинцы и др.), почти полностью отказавшиеся от киновии и затворничества. Упадку бенедиктинства способствовала также критика характерных для позднего средневековья форм благочестия (Ж. Жерсон , Н. де Кламанж, Пьер д " Айи ). В XVI в. апогея достигает критика почитания святых, ознаменовавшаяся в реформированных странах разгромами церквей, уничтожением предметов, связанных с почитанием святых, запретом их праздников, молитв о заступничестве, паломничеств и процессий. В ходе Реформации были упразднены мн. мон-ри Б. в Германии (почти 2/3 Бурсфельдской конгрегации), к 1540 г.- все бенедиктинские мон-ри в Англии; во Франции по Болонскому конкордату (1516) назначение аббатов перешло к королю, мн. мон-ри были уничтожены в ходе религ. войн (1562-1594). Тридентский Собор (1545-1563) дал импульс образованию новых конгрегаций Б.: выходцы из образовавшейся в Португалии Лузитанской конгрегации (1566) основали первые бенедиктинские мон-ри в Америке (Бразилия, с 1582); во Франции наибольший вес имели появившиеся в нач. XVII в. конгрегации ваннистов и мавристов , к-рым удалось возродить традиции бенедиктинской учености, и др. Период XVII - нач. XVIII в. можно считать эпохой нового расцвета Б., идеал к-рых (уединение, чередование богослужения и интеллектуальных занятий) находил немало приверженцев, являясь альтернативой активному пастырскому служению в миру новых орденов, таких как иезуиты. В этот период в основном в Юж. Германии, Австрии и Швейцарии возводятся великолепные монастырские ансамбли в стиле барокко . Успех идеологии Просвещения , Французская революция и наполеоновские войны привели к секуляризации и уничтожению мон-рей Б. Во Франции первые мон-ри были упразднены в 1766 г., полностью в 1792 г., в Австрии частично при имп. Иосифе II (1765-1790), в Германии - в 1803 г., в Португалии - в 1834 г., в Испании - в 1835 г. В нач. XIX в. Б. переживали наибольший упадок: сохранились лишь отдельные обители в Италии, Австрии и Швейцарии.

http://pravenc.ru/text/78066.html

Франциска Ассизского и установленному им правилу полной бедности. Изначально члены этих общин занимались только молитвой и проповеднической деятельностью; позднее под рук. католич. святых Бернардина Сиенского и Иоанна Капистранского францисканцы-обсерванты возобновили богословские штудии и подготовку проповедников. К 1440 г. в Европе насчитывалось ок. 600 конвентов францисканцев-обсервантов (мужских и женских), не только в Италии, но и во Франции, в Испании и Германии; фактически оформилась отдельная ветвь ордена францисканцев. В 1517 г. папа Лев X объединил общины францисканцев-обсервантов под властью викария и признал их отдельным орденом. Те из обсервантов, кто ратовали за радикальное применение францисканского правила бедности, в 1528 г. составили ядро ордена капуцинов . Среди доминиканцев движение обсервантов началось в 1388 г.; к 1470 г. обсерванты возобладали в ордене. В ордене августинских регулярных каноников установление строгого соблюдения устава, относится к кон. XIV в.; реформа заняла неск. десятилетий, и к кон. XV в. орден насчитывал 11 реформированных конгрегаций: 7 в Италии, 2 в Испании и по 1 в Германии и Ирландии; реформированные общины фактически доминировали в ордене. Попытки реформ предпринимались и в др. орденах - у камальдулов , валломброзиан, цистерцианцев. . Со 2-й пол. XIV в. реформированные конгрегации появились и в ордене бенедиктинцев: конгрегации, сложившиеся вокруг аббатств Субиако в Центр. Италии (1362), Кастль в Баварии (ок. 1380), Санта-Джустина в Падуе (1408), Мельк в Н. Австрии (1415), Санкт-Маттиас в Трире (1421), Бурсфельдская конгрегация (1435). Последняя была самой влиятельной, объединив мон-ри Баварии, Австрии, Швабии, Вестфалии, Рейнской обл., Тюрингии, Дании и Нидерландов. Монахи-обсерванты из нищенствующих орденов (особенно францисканцы) вели активную проповедническую деятельность. В XV в. благодаря их усилиям проповедь стала обычным явлением не только в городах, но и в сельской местности, куда отправлялись т. н. проповеднические миссии (чаще всего во время Великого поста); задача проповедников состояла в том, чтобы призвать грешников к покаянию, помочь пастве подготовиться к исповеди, а затем к причастию.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

(сильвестринцы, целестинцы, оливетанцы). Попытки организовать «старых» Б. в орден и тем самым унифицировать их на основе более жесткой дисциплины предпринимал уже Иннокентий III , с 1203 г. покровительствующий созыву у Б. провинциальных капитулов аббатов, что официально было предписано Латеранским IV Собором (1215). Папа Бенедикт XII с целью укрепления ордена принял меры по централизации его структуры: было образовано 36 провинций Б., в к-рых каждые 3 года должны были собираться генеральные капитулы, аббатам провинций предписывалось регулярно организовывать визитации мон-рей (булла «Summa magistri» от 1336). Однако эта мера не остановила упадка Б. к нач. XV в., обусловленного узко аристократическим характером обителей, многочисленными послаблениями в образе жизни, фактическим признанием за монахами права на личную собственность (особенно в Германии) и широким распространением практики комменд - передачи сана аббата в качестве кормления церковным иерархам (более всего было распространено в романских странах). В это же время были предприняты первые попытки реформы ордена «снизу». Ее инструментом выступали преимущественно конгрегации, объединявшие вокруг главного мон-ря Б. в основном одной «нации» (в Италии конгрегация Санта-Джустина в Падуе (с 1419), Кассинская конгрегация (с 1505); в Испании конгрегация Сан-Бенито в Вальядолиде (с 1489); в Сев. Германии Бурсфельдская конгрегация (с 1446)) и выступавшие за восстановление киновий и закрытости мон-рей Б. от мира. Главным объектом критики стали сословная замкнутость Б. и, как следствие, опустение их обителей. Так, в аббатстве Санкт-Галлен к 1411 г., после кончины аббата Куно фон Штоффельна, жили только 2 монаха, один из к-рых был «избран» аббатом. Богослужебные обязанности при этом перекладывались на т. н. капелланов, обычно бывш. нищенствующих монахов или клириков, не имевших достаточных средств к существованию. Реформаторы бенедиктинского монашества в XV в. стремились вернуть мон-ри, бывшие, по их словам, «xenodochia nobilitatis» (приюты для знати), к первоначальным идеалам монашеского общежития и к т.

http://pravenc.ru/text/78066.html