На следующем конклаве (27-30 авг. 1464) 14 голосами из 19 кард. П. Барбо был избран папой Римским. 16 сент. 1464 г. в базилике св. Петра состоялась папская коронация; ее совершил кард. Родриго Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503). Перед избранием П. кардиналами были согласованы условия (капитуляции), к-рые должен был выполнить буд. понтифик: организовать крестовый поход против турок, в 1453 г. захвативших К-поль, в ближайшие 3 года созвать Вселенский Собор, не назначать новых кардиналов без согласия коллегии. Однако сразу после избрания, после консультаций с юристами и знатоками канонического права, в т. ч. с А. де Барбатиа (ок. 1400-1479) и Т. де Лелли (1428-1466), папе удалось значительно смягчить капитуляции и добиться их подписания в исправленном виде почти всеми кардиналами. Прежде всего изменения затронули вопрос о скорейшем созыве Собора, к-рый оставался болезненным для пап Римских, видевших в идеях Соборного движения угрозу своей власти (следующий Собор католич. Церкви состоялся лишь в нач. XVI в.- см. Латеранский V Собор ). Выполнение обязательства, связанного с крестовым походом, зависело от взаимоотношений Папского престола с европ. правителями. Франц. кор. Людовик XI (1461-1483) в собственных интересах придерживался уклончивой политики, то упраздняя, то возобновляя действие Буржской Прагматической санкции (1438), ограничивавшей права папства во Франции (см. Галликанизм ); иногда он шел навстречу понтифику, иногда сближался с его противниками. С еще одним возможным лидером крестового похода, чеш. кор. Йиржи Подебрадом (1458-1471), поддерживавшим умеренных гуситов, отношения П. испортились настолько, что в дек. 1466 г. Йиржи Подебрад был отлучен от Церкви и против него при поддержке папы Римского выступил венг. кор. Матьяш I Хуньяди (Матвей Корвин; 1458-1490). В итоге участие Рима при П. в противостоянии Османской империи ограничилось дипломатическими усилиями и выплатой небольшой субсидии албан. кн. Георгию Кастриоту (Скандербегу), после смерти к-рого в 1468 г. турки завладели большей частью Албании и о-вом Эвбея (1470). Попытки привлечь к антитур. союзу вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича (1462-1505) путем его женитьбы на воспитывавшейся при папском дворе Софии (Зое) Палеолог , племяннице последнего визант. имп. Константина XI Палеолога (1449-1453), были прерваны смертью понтифика и продолжились при его преемнике, папе Римском Сиксте IV (1471-1484).

http://pravenc.ru/text/2578525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ [франц. Concordat de Bologne], соглашение между франц. кор. Франциском I и папой Римским Львом X , определившее взаимоотношения короля и папы с галликанской (т. е. независимой франц.) Церковью после отмены Буржской Прагматической санкции . Подписан 18 авг. 1516 г. в г. Болонья. Б. к. завершил пересмотр церковной политики, начатый франц. кор. Людовиком XI и ускоренный внешнеполитическими интересами франц. монархии: успех в Итальянских войнах (1494-1559) связывался прежде всего с франко-рим. договором, что побуждало к диалогу с папой как одним из инициаторов антифранц. коалиций. Смерть папы Римского Юлия II (1513), при к-ром франко-рим. отношения переросли в открытую вражду (см. также Латеранский V Собор ), и избрание папой Льва X изменили франц. политику Рима: изоляция Франции способствовала усилению Испании на Апеннинском п-ове и нарушала баланс сил в сфере политического влияния папы в Италии. К этому надо добавить военные успехи нового франц. кор. Франциска I (победа при Мариньяно и взятие Милана в 1515). В дек. 1515 г. состоялись переговоры в Болонье о судьбе Прагматической санкции: Франциск I приказал считать ее недействительной. Выработка новых принципов отношений Рима и галликанской Церкви, нашедших отражение в Б. к., была поручена канцлеру А. Дюпра и кард. Пьетро Альпо д " Ареццо. Согласно Б. к., право инвеституры было поделено между франц. королем и папой Римским. Франц. монарх должен был назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности (кафедра могла оставаться вакантной до 6 месяцев), за собой папа оставил утверждение избранных на церковные кафедры, причем ему принадлежало право последнего слова: в случае если Римская курия отклоняла кандидатуру, выдвинутую монархом, от государя требовалось в течение 3 месяцев назначить др. кандидата. Раздача бенефициев была также прерогативой монархов. Условиями получения церковного бенефиция являлись высокий уровень образования (наличие степени д-ра или лиценциата теологии), «достоинство» и «доброе управление делами» при соблюдении возрастного ценза (не моложе 27 лет). Бенефициарий имел право только на одно пожалование; был введен запрет на передачу прелатом своего пожалования по собственному усмотрению, возможность пересмотра владельческих прав бенефициариев, вплоть до их изъятия у нарушителей, оставалась за монархом. Папский престол также восстановил свое право на сбор аннатов , отнятое у него Прагматической санкцией, без согласования с франц. духовенством (эта договоренность не отражена в тексте Б. к., но папской буллой от 1 окт. 1516 г. было подтверждено подчинение франц. духовенства папе в сборе аннатов). За папой сохранялось право быть верховной судебной и апелляционной инстанцией.

http://pravenc.ru/text/149691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Соборы. Синоды. Документы. Энциклики AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором GRAVISSIMUM EDUCATIONIS декларация о христианком воспитании, принятая на 4-й сессии Ватиканского II Собора, утвержденная папой Римским Павлом VI 28 окт. 1965 г. DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни «INTER MIRIFICA» декрет о средствах социальной (массовой) коммуникации, принятый на 2-й сессии Ватиканского II Собора «КЛАРЕНДОНСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ» [Кларендонские конституции], законодательный сборник, регулирующий отношения между королевской властью и католич. Церковью в Англии; издан в янв. 1164 г. КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР (1095), собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция) ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II

http://pravenc.ru/rubrics/130125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Римско-католической Церкви по периодам AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов

http://pravenc.ru/rubrics/122122.html

На Констанцском Соборе (1414-1418), покончившем со схизмой в католической Церкви , было принято решение о регулярном, не реже чем раз в 10 лет, созыве вселенских Соборов католич. Церкви, но это постановление не выполнялось. Избранный в 1503 г. папа Римский Юлий II дал обещание в течение 2 лет созвать вселенский Собор, а также не вступать в военные действия, не получив согласия 2/3 коллегии кардиналов. Однако на практике правление Юлия II было ознаменовано непрерывными войнами за церковные владения на севере Апеннинского п-ова; в ходе военного противостояния состав политических коалиций периодически менялся. В Италии противниками папы являлись герц-ство Феррарское и Венецианская республика, к-рая захватила некоторые земли, формально находившиеся под патронатом папы Римского, и ущемляла права Папского престола при раздаче бенефициев и в судебной практике. Непосредственно предшествовавшие созыву Л. С. войны начались с создания в 1508 г. Камбрейской лиги, объединившей папу Римского Юлия II, франц. кор. Людовика XII, испан. кор. Фердинанда V (II) и имп. Максимилиана I . Деятельность лиги была направлена против расширения венецианских владений на континенте (террафермы). Поражение Венецианской республики при Аньяделло в мае 1509 г. привело к утрате ею значительной части террафермы и к усилению влияния Франции на Апеннинском п-ове, что определило резкий антифранц. поворот в политике папы. Католич. Церковь во Франции со времен «Авиньонского пленения пап» пользовалась значительной автономией. В 1438 г. на ассамблее франц. духовенства в Бурже кор. Карлом VII была принята Буржская Прагматическая санкция , одобрившая нек-рые решения Базельского Собора, прежде всего приоритет церковных Соборов над властью папы Римского, и утвердившая независимость галликанской Церкви (см. Галликанизм ), в частности фактическое право французского короля назначать епископов в своих владениях. Папский престол не признавал законности Буржской Прагматической санкции; кроме того, папа Юлий II вынашивал планы избавить Италию от нашествий «варваров»-французов: ведя успешные военные действия, франц. короли претендовали на Неаполитанское королевство и герц-ство Миланское. Поэтому в 1510 г. в составе лиги произошли изменения: папа вступил в союз с Венецией, а Франция стала главным противником. В ответ кор. Людовик XII созвал в сент. 1510 г. в Туре Собор франц. духовенства, к-рый поддержал монарха в противостоянии папе Римскому и призвал к проведению вселенского Собора. В окт. 5 кардиналов покинули Рим и присоединились к участникам Турского Собора.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

На этой же сессии было зачитано сообщение о союзе папы с англ. кор. Генрихом VIII . На 3-й сессии (3 дек.) Маттеус Ланг фон Велленбург, еп. Гурка, от имени императора объявил об осуждении всех постановлений Турского и Пизанского Соборов. Папа наложил интердикт на Французское королевство (за исключением сохранявшего автономию герц-ства Бретань) и, в частности, предписал перенести важнейшую финансовую ярмарку из Лиона, куда переместились участники Пизанского Собора, в Женеву. На 4-й сессии (10 дек.) обсуждались меры, направленные против Буржской Прагматической санкции: Собору было зачитано адресованное папе Римскому Пию II письмо франц. кор. Людовика XI от 27 нояб. 1461 г. об отмене санкции. Л. С. призвал всех сторонников Прагматической санкции явиться для отчета в течение 60 дней. Пятая сессия Л. С. (16 февр. 1513) проходила во время тяжелой болезни папы Римского Юлия II, к-рый, однако, отправил Собору письмо о необходимости создать комиссии для подготовки преобразований в Церкви и для отмены Прагматической санкции. Вероятно, в предчувствии близкой кончины папа предложил Л. С. повторно принять направленную против симонии буллу «Cum tam divino», уже обнародованную в янв. 1505 г. Декретом «Si summus rerum opifex» папские выборы, если они сопровождались подкупом, объявлялись недействительными, а виновные должны были подвергнуться отлучению от Церкви. На 6-й сессии (27 апр. 1513) председательствовал уже новый папа Лев Х. На этом заседании епископ Модруша (совр. Хорватия) произнес речь о необходимости противостоять туркам. Была утверждена булла о предоставлении охранной грамоты всем, кто направляются на Л. С. (франц. прелаты в оправдание неявки ссылались на то, что некоторые местные правители не пропускали их в Рим). К началу 7-й сессии (17 июня 1513) 2 из участвовавших в работе Пизанского Собора кардинала - Бернардино Лопес де Карвахаль-и-Санде и Федерико ди Сансеверино - объявили об отречении от схизмы. В облачении простых священников они публично покаялись и изъявили покорность принять любое решение; им было возвращено кардинальское достоинство, но не прежние титулы.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

361-363 БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать 363-365 БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха 365-366 366-368 368-369 370-371 369-370 371-372 372-376 БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж 376-377 377-378 378-379 379-380 380-381 381-383 383-384 382-383 384-385 385-388 388-390 БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства 390-391 391-392 392-393 393-396 396-397 397-398 398-401 401-404 406-407 407-408 408-409 409-410 410-411 411-412 412-428 428-450 БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры 450-451 451-454 БЫШКОВСКИЙ Степан Иванович (1720-е - после 1784), рус. муз. деятель, один из основателей нотопечатания в России 454-455 БЭКОН Роджер (1214 или ок. 1220 - после 1290), англ. философ, богослов, ученый, монах-францисканец 455-458 458-460 460-461 461-462 462-463 464-466 466-467 467-469 469-470 470-471 ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. 471-479 479-481 ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре 481-486 486-487 ВАВРИК Василий Романович (1889-1970), писатель, поэт, публицист, историк, правосл. общественный деятель 487-488 488-490 490-491 ВАГНЕР Георгий Карлович (1908-1995), доктор искусствоведения, исследователь культуры и искусства Др. Руси 490-491 491-492 493-494 494-495 ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/vol/vi.html

духовенством. В 1440 г. Собор в Б. признал папу Евгения IV, но отказался аннулировать Прагматическую санкцию, дававшую клирикам право свободного выбора епископа. Но уже Людовик XI, воспользовавшись разногласиями среди членов соборного капитула, назначил архиепископом своего духовника Пьера Кадуэ. Так же поступил Людовик XII, назначив в 1505 г. архиепископом Б. своего незаконнорожденного сына Мишеля де Бюси. Тем не менее капитул Б. резко восстал против Болонского конкордата 1516 г., фактически передававшего права назначения епископа в руки короля, и в 1520 г. вопреки желанию кор. Франциска I избрал архиепископом Франциска де Бюэй. Король отказался признать это избрание и конфисковал имущество архиеп-ства, но это не изменило решение соборного капитула, поддерживавшего избранного им архиепископа. После его смерти (1525) лишь вмешательство папы Климента VII заставило буржских каноников принять ставленника Луизы Савойской Франциска де Турнона , с этого времени соборный капитул потерял контроль над выборами архиепископа. Распространение протестантизма в Б. связывается с деятельностью в 20-х гг. XVI в. духовника кор. Маргариты Наваррской Мишеля д " Аранда. При кор. Генрихе II в 6 населенных пунктах архиеп-ства, в т. ч. в Б., существовали протестант. церкви. В 1562 г., узнав о захвате Орлеана гугенотами во главе с принцем Конде, католики Б. организовали ополчение. Однако в том же году протестантская армия гр. Монтгомери захватила город, разграбив резиденцию архиепископа и частично кафедральный собор. Управляющим в Б. был оставлен Жан д " Анже, по приказу к-рого было разграблено и закрыто аббатство св. Сульпиция. После подхода к Б. королевских войск и бегства д " Анже в Орлеан в 1563 г. католики Б. наложили на побежденных гугенотов контрибуцию за причиненный ущерб церковной собственности. После возобновления боевых действий между католиками и гугенотами, в 1567 г., группа гасконцев, шедшая на соединение с армией гугенотов принца Конде и адмирала Г. Колиньи , разгромила неск. католич.

http://pravenc.ru/text/153657.html

  001     002    003