Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛУС АЛЬ-ХАБИС Бýлус аль-Хабúс [араб.     - Павел отшельник] († после 1265), копт. св. и новомученик. Согласно арабо-мусульм. источникам, происходил из зажиточной копт. семьи писцов, жившей в Каире. До монашества носил имя Михаил и был «катибом» (т. е. писцом или секретарем). Во время правления султана ас-Салиха Айюба (1240-1249) и султанши Шаджар ад-Дурр Михаил служил в гос. канцелярии в Сирии. В царствование мамлюкского султана Айбега ат-Туркумани (1254-1257) вернулся в Каир. Вскоре после этого оставил светскую карьеру и стал монахом под именем Булус (Павел). Б. а.-Х. поселился в пещере Красной горы (эль-Гебель-эль-Ахмар), возле Хелуана, к югу от Каира, но, будучи нищенствующим монахом, поддерживал связь с миром. Возможно, там он обнаружил спрятанные сокровища фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021), к-рые впосл. расходовал, помогая бедным. Б. а.-Х. много странствовал по В. и Н. Египту, уча народ основам христ. веры и нравственности, а также оказывал конкретную помощь: платил за должников, выкупал их из тюрем, улаживал дела, связанные с гос. долгами целых общин. Когда «зиммии» (т. е. немусульмане - христиане и иудеи) в В. Египте были не в состоянии платить долги, Б. а.-Х. с готовностью отдавал требуемые деньги. В Александрии с помощью денежных субсидий он смог облегчить положение городских низов. В 1265 г. Б. а.-Х. спас копт. и иудейскую общины в Каире от неминуемых репрессий: их обвинили в поджоге города якобы в отместку за разрушение палестинских церквей во время войны Бейбарса с крестоносцами летом 1265 г., и многих из членов этих общин приговорили к смерти. Репрессии коснулись даже копт. патриарха Иоанна VII. Один из военачальников подал прошение о сохранении жизни обвиняемым, султан согласился при условии выплаты штрафа. Б. а.-Х. смог выплатить необходимую сумму и спасти людей. Однако султан и «факихи» (исламские духовные авторитеты и преподаватели исламского права) стали опасаться популярности Б. а.-Х. «Факихи» Александрии послали султану ложный донос на Б. а.-Х. и просили его казнить. Султан, арестовав Б. а.-Х., потребовал от него признаний, откуда тот берет деньги. Б. а.-Х. отказался отвечать на вопрос, пояснив, что деньги предназначены для бедных и нуждающихся. Б. а.-Х. был приговорен к смерти и казнен, однако память о нем сохранялась на протяжении столетий. В XVIII в. известный араб. ученый Ибн аль-Ахмад аль-Ханбали включил историю Б. а.-Х. в свой восьмитомный биографический словарь. Лит.: Ibn Schakir al-Kutubi. Fawat al-Wafayat. Beirut, 1973-1974. 5 vol.; Subhi Y. Labib. Bulus al-Habis, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 424-425. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153641.html

Соч.: Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке в XVI - нач. XIX в. М., 1998; Арабо-христианские исследования в современной зарубежной науке//ВМУ: Вост. 2010. 2. С. 22-40; Поджог Каира 1321 г. и проблема христианского терроризма в Мамлюкском государстве//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2011. Вып. 26. С. 96-124; Ближневосточное Православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516-1831. М., 2012 (англ. пер.: Panchenko C. A. Arab Orthodox Christians under the Ottomans, 1516-1831/Transl. B. Ph. Noble, S. Noble. Forew. Patriarch John X of Antioch. Jord., 2016); Митрополиты и епархии правосл. Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За " има, 1665 г.//ВЦИ. 2012. 25/26. С. 116-157; Разорение селения Кара султаном Бейбарсом в 1266 г.: Ист. контекст//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2012. Вып. 29. С. 32-45; Разрушение дамасской церкви Март Марйам в 924 г.: Свидетельство очевидца//Символ. П.; М., 2012. 61. С. 339-356; Ритмы истории Христианского Востока//ВМУ: Вост. 2012. 4. С. 3-19; Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке//Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М., 2013. С. 202-219; Православные арабы: Путь через века: Сб. статей. М., 2013; Православные врачи на Арабском Востоке//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2013. Вып. 35. С. 59-75; Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье//Там же. 2014. Вып. 40. С. 68-77; Булус аль-Хабис, коптский новомученик XIII в.: Судьба на фоне эпохи//Там же. 2015. Вып. 45. С. 61-69; К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность//ВЦИ. 2016. 41/42. С. 159-196; Коптский бунт: К анализу башмурских восстаний VIII-IX вв.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2016. Вып. 49. С. 63-74; В год Александрии: К истории мамлюкского гонения на христиан после Александрийского Крестового похода 1365 г.//ВЦИ. 2017. 45/46. С. 127-136; Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким (1448-1567) между эпосом и историей//ИВ. 2017. Т. 20. С. 136-163; К истории христианско-мусульманских отношений при мамлюках-бурджитах//ВМУ: Вост. 2017. 1. С. 18-39; Североливанское православие на заре османской эпохи//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2017. Вып. 53. С. 55-76; «Темный век» палестинского монашества: Упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох//Там же. 2018. Вып. 57. С. 58-87.

http://pravenc.ru/text/2578901.html

и Абу Курры», – считает Ж. Насралла 226 . Не подлежит сомнению, что Булус был мелькитом и происходил из Антиохии, откуда одно из его именований – Антиохийский 227 . Другое же – ар-Рахиб (араб, ‘монах’) – является скорее просто указанием на принадлежность к иноческому чину, а не родовым именем 228 . По предположению П. Хури, Булус какое-то время был насельником в монастыре св. Симеона 229 . Не вызывает сомнений и факт епископства Булуса в Сайде (Сидоне). Эта древняя мелькитская кафедра была подчинена митрополиту Финикии Приморской, центром которой был Тир 230 . В «Послании к другу-мусульманину» Булус сам говорит о своем епископстве. Епископом называет его и мусульманский автор Таки ад-Дин Ахмад ибн Таймийя (1263–1328) 231 . До сих пор не решен вопрос о времени жизни Булуса. Можно лишь попытаться установить период, на который приходилась литературная активность Сидонского епископа. В качестве terminus a quo принимается 1027 г., когда было создано сочинение известного несторианского автора Илии Нисибинского († 1046) «Книга соборов» (Kitb al–madjlis) 232 которое Булус, без указания имени автора, цитирует в своем «Послании к другу-мусульманину» 233 . Верхний предел устанавливается на основании датировок рукописей, содержащих произведения Сайдского епископа, при допущении, что некоторые из них появились еще при жизни автора. Древнейший из дошедших до нас манускриптов (Sin. Arab. 531), в состав которого входит все то же «Послание к другу-мусульманину» и часть трактата «О единобожии и ипостасном соединении», датируется 1232 г. 234 , который, таким образом, можно принять в качестве terminus ad quem. Большинство современных ученых считают Булуса автором XII или XIII в. 235 Булус ар-Рахиб писал на арабском языке, который, несомненно, был его родным. Анализ же евангельских цитат и текста Символа веры , приводимых им, убеждает в том, что он знал и греческий, поскольку они отличаются от принятых арабских переводов. Как мелькитский монах и епископ он, полагает X. Тойле, должен был знать греческий язык, что еще раз подтверждает мнение о Булусе как о человеке высокой культуры 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верхний столовый камень, 9 ф. длины на 8 ширины, имеет на верхней поверхности вырубленный канал или желобок 4 футов длины на 1 ф. ширины. Вот вид этого последнего дольмена (см. стр. 254). Наконец заслуживают упоминания найденные среди мегалитов Марегат, на север от менгирного круга, на склоне холма, три камеры, вырубленные в камне. Западнее из них имеет 3 ф. глубины на 4 ф. широты; средняя 6 ф. глубины на 7 ф. широты и восточная 2 ф. глубины на 3 ф. ширины. Камеры напоминают своим видом пещеры найденные в группах ел-Курмия и ел-Калуа. Холм, которому они принадлежат, имеет не менее 60 дольменов. При том дольмене, который, как сказано выше, примыкает к кругу менгиров с западной стороны в виде двери, вырублены в скалистом грунте две чаши, каждая l½ фута в диаметре и 9 дюймов глубины. Теперь спрашивается, какое имя и какое значение имела рассмотренная группа мегалитических памятников, представляющая, рядом с чертами общими и другим группам, свою замечательную особенность в решительном преобладании в ней и искусственном расположении менгиров на её центральной площади? Как мы уже сказали, прилегающая вади носила у моавитян имя божьяго ущелья, Наханиел, что уже само по себе достаточное основание, чтобы здесь предположить священное место, посвященное операциям моавитского культа. Ныне эта долина имеет два имени: долина голубая, вади Зерка, или долина голубой воды, вади Зерка Маын, как называется нижнее течете потока, и долина отшельников или монастырская, вади ел-Хабис, каковое имя носит верхнее течение долины. 536 Прямо против площади менгиров находится и холм, называемый ел-Хабис, т. е. кельи или монастырь, хотя никаких следов монастыря и келий здесь нет. По-видимому вади ел-Хабис или монастырское ущелье есть только вольный перевод древнего имени Божье ущелье. Если сюда прибавим, что стоящие при «Божьем ущелье» мегалитические памятники называются помазанными, то для нас не останется никакого сомнения в том, что дело здесь мы имеем с большим культовым центром. Английская экспедиция отождествила группу мегалитов Марегат с библейским местом Бет-Пеор, упоминаемым Нав. 13:20  между городами Рувима, а близь лежащую гору с семью кругами при источнике Айн-Минья – с вершиною Пеора, упоминаемою Чис. 23:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Итак, будущий Патриарх Афанасий III Даббас, в миру Булус (Павел), родился в 1647 г. в семье священника Фадлаллы и Марьям Тарази. Клан Тарази, похоже, возглавлял дамасскую ремесленную корпорацию мастеров швейного дела. В детстве Булус освоил ремесло портного. Он учился также у миссионеров-иезуитов, державших свою школу в Дамаске. Афанасию Даббасу приписывают знание полудюжины языков, в том числе латинского и итальянского. В отроческие годы Булус/Афанасий вместе с группой своих родственников переселился в Иерусалим. Впоследствии он принял монашеский постриг в лавре св. Саввы (Мар Сабе) под именем Прокопий. Герман Фархат утверждал, что какое-то время Прокопий занимал пост настоятеля греческого монастыря в Вифлееме, где возобновил знакомство с католиками, на этот раз – в лице монахов францисканского ордена, делившими с другими исповеданиями базилику Рождества в У нас нет данных, подтверждающих пребывание Прокопия в Вифлееме, но в этом нет ничего невозможного. Кафедра Вифлеемского митрополита в Иерусалимском Патриархате часто пустовала, и тогда православные церковные институты в этом городе возглавлял настоятель монастыря при базилике Рождества. Как раз от патриаршества Досифея не сохранилось ни одного упоминания о вифлеемских митрополитах. Любопытно, что Прокопий должен был стать свидетелем и участником многих драматических событий тогдашней церковной политики в Палестине. В их числе Вифлеемский собор 1672 г., проведенный Досифеем для окончательного осуждения протестантских симпатий в Греческой Церкви; перестройка в том же году базилики Рождества, сопровождавшаяся конфликтами Патриарха с францисканцами и неудачным покушением местных арабов-католиков на жизнь Досифея; новые кровавые столкновения греков с латинянами у Гроба Господня в 1674 Похоже, все это не мешало дружеским контактам Прокопия с францисканцами. Что, впрочем, было вполне характерно для стиля взаимного общения духовенства соперничающих исповеданий в Святой земле. Следующим шагом в карьере Прокопия было возвращения в лавру св. Саввы, на этот раз в сане ее настоятеля. Великий в прошлом монастырь переживал тяжелые времена, будучи фактически осажденным бедуинами. Он превратился в богадельню для немощных монахов и место ссылки провинившихся. Не было ли перемещение Прокопия из Вифлеема в пустыню формой опалы? Едва ли. С той же уверенностью можно предположить, что Патриарх, наоборот, поставил способного человека на крайне сложную позицию, требовавшую административных и дипломатических талантов.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Его добродетели всем известны. Они достойны памяти, и я уже посвятил каждому из них особое повествование, хотя и был предельно краток. Чтобы восхвалять их, нам достаточного того, что они – твои насаждения. Твое ходатайство и их молитвы да будут нам покровом и спасением ныне, и присно, и до скончания века. Аминь. Прот. Олег Давыденков Булус ар-Рахиб и его творения Булус (Павел) ар-Рахиб является одним из наиболее значительных мелькитских писателей. Среди православных арабоязычных полемистов по степени известности и по своему богословскому уровню он уступает, пожалуй, только знаменитому Феодору Абу Курре, епископу Харранскому (ок. 750 – ок. 830). Несмотря на это, четких сведений о жизни Булуса практически нет. Никто из его современников и авторов более позднего времени не сообщает о нем никаких подробностей. Лишь отрывочные данные можно почерпнуть из трудов самого ар-Рахиба, из колофонов многочисленных рукописей, содержащих его сочинения, а также из единичных упоминаний о нем у некоторых арабских авторов, как христианских, так и мусульманских. Скудость сведений о Булусе ар-Рахибе представится особенно странной, если принять во внимание широкое распространение его произведений на Востоке и то уважение, которым было окружено имя их автора. Наследие немногих средневековых писателей представлено столь значительным числом рукописей: в настоящее время насчитывается не менее шестидесяти манускриптов с XIII по XIX в., в которых дошли до нас как его, так и приписываемые ему тексты 222 . Кроме того, многие рукописи, хотя достоверных свидетельств о церковном почитании Булуса и не сохранилось, называют его ‘святым’, ‘святителем’, ‘нашим святым отцом’ 223 . Еще в середине XVII в. говорит о нем как о святом известный арабоязычный писатель Антиохийский патриарх Макарий аз-3а‘им 224 . О высоком статусе произведений ар-Рахиба также свидетельствует тот факт, что его труды иногда включались в одно собрание с «Точным изложением православной веры» прп. Иоанна Дамаскина 225 . «Судя по числу рукописей, его творения должны были читаться на Востоке наряду с трудами Иоанна Дамаскина ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, Ж. Трупо, напротив, именует Булуса «апологетом высшего разряда» 254 , а Л. Бюффа утверждает, что «труды ар-Рахиба свидетельствуют о его неординарной эрудиции. Видно, что он был образован и глубоко знал философию и схоластическое богословие; его трактаты о Троице и Воплощении отличает совершенная точность» 255 . Полностью соглашаясь с такой оценкой и признавая за Булусом глубокое знание как философии, так и арабской схоластической теологии, Ж. Насралла дополнительно указывает на основательное знакомство Булуса с аристотелевской философией и на его диалектические способности, позволявшие ему точно и ясно представлять философские и богословские доктрины 256 . Все без исключения исследователи признают высокую степень укорененности богословско-философской мысли Булуса ар- Рахиба в византийской традиции. П. Хури отмечает, что его понятие разума, религии и религиозной истины, а также и самый образ его мысли – византийские 257 . Тем не менее есть особенные черты, отличающие его сочинения от трудов греческих церковных авторов. Например, Булус фактически игнорирует аргументы от традиции 258 и не прибегает к авторитету святых отцов как к одному из способов богословского доказательства. Исключение было сделано только для текста Символа веры в трактате «Об общеизвестных разделениях среди христиан». Дж. Крицек, отмечая необычность идей и методов Булуса, называет его творчество «редким видом богословского цветения: традиционного и одновременно спекулятивного, новаторского и в то же время твердо обоснованного, в высшей степени зрелого, выросшего внутри византийской традиции» 259 . Сам Булус сознательно формулирует два метода исследования, к которым он прибегает: «святое Евангелие» и «[доводы] разума» или «на основании наблюдения» 260 . При этом складывается впечатление, что сам Сидонский епископ явно отдавал предпочтение рациональным методам. Он весьма высоко оценивает роль и возможности человеческого разума, определяя его как «критерий и мерило [истины]» 261 . Тем не менее это не дает оснований относить его к числу таких адептов «естественной» теологии, как Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Пселл, Иоанн Итал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1539 ...монастырь преогромнейший и величайший... – Речь идет о церкви Рождества Христова в Вифлееме. См. также коммент. 834. 1545 ...Иоанн Креститель в пустыне жил. – Апокрифическая традиция связывает пребывание Иоанна Предтечи в пустыне с приказом царя Ирода об избиении Вифлеемских младенцев. Монастырь святого Иоанна в пустыне принадлежит францисканцам и построен рядом с источником к югу от Иерусалима. 1546 ...пещера каменная, где святый Иоанн Креститель жил. Тут источник воды... – Пещера св. Иоанна находится под монастырской церковью. Перед входом в церковь св. Иоанна находится источник Эйн-Хабис (Отшельник). 1548 ...накануне Рождества Христова. – Праздник Рождества Христова – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа от девы Марии (25 декабря/7 января). 1549 В Мясопустную пятницу... – Неделя Мясопустная – предпоследняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. 1550 ...наступает Четыредесятница. – Четыредесятницей называют Великий пост, который включает 6 постных седмиц (42 дня) и одну страстную (всего 49 дней). 1552 ...было проклятие всем еретикам. – В православной богослужебной традиции в неделю Православия служится особый Чин, при котором провозглашается анафема ересям и еретикам. Говоря о «всех еретиках», наша паломница исходила из современной ей церковной практики. В 1801 г. Синодом была установлена сокращенная редакция чина анафематствования: помимо перечисления ересей он включал имена государственных преступников – Г. Отрепьева и И. Мазепы. 1558 ...раздавать вербу... – В праздник Входа Господня в Иерусалим в храме Гроба Господня, по традиции, раздают пальмы, как о том рассказывали Илья Сысоев и Яким Васильев. Раздавать в этот день верующим вербу – традиция Русской православной церкви. Говоря о вербах, паломница либо оговорилась, либо намеренно заменила вайи привычными для слушателей ее рассказа вербами. 1560 ...на Лобнем месте, было умовение ног: митрополит умывал ноги наподобие как Госпоть ученикам умывал ноги, таким же образом. – Здесь речь идет о чине омовения ног, принятом в богослужебной практике христианской церкви в воспоминание омовения, совершенного Спасителем над апостолами перед Тайной вечерей ( Ин.13:3–17 ). Совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12 священникам. В Иерусалиме чин обычно совершается патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памджано подтверждает сообщения христианских лидеров о нападении на общину нигерийской Церкви Христа (COCIN) в районе Сабон Лайи (Рантья) накануне ночью (23 ноября) и говорит, что в числе убитых был учитель Священного Писания Якубу Пам. Старейшина Церкви Христа в Баркин Лади, Дэвид Гьянг (51 год), говорит, что конфликт на религиозной почве начали мусульмане, напав на христиан в здании церкви в среду вечером (23 ноября) и устроив масштабные погромы на следующее утро. «Их тех христиан, кого я знаю, среди жертв конфликта оказался офицер полиции, мистер Булус, он был дежурным офицером в полицейском участке Баркин Лади, — говорит Гьянг. – В тот день он был дома. Исламские экстремисты проломили стену, ворвались и убили его вместе с сыном. Второй жертвой стал Соломон Пам. На него напали и сломали руку». Гьянг жалуется на то, что исламские солдаты должны были войти в город, чтобы восстановить порядок, а вместо этого присоединились к старшим товарищам и начали избивать и убивать христиан. «Исламские солдаты приняли сторону старших товарищей и начали стрелять в христиан, — рассказывает он. – Часть солдат отправили охранять мечети в городе, а христианские храмы никто охранять и не думал. Вот почему мусульмане смогли сжечь здесь баптистскую церковь». На воскресную службу в Церковь Христа в Баркил Лади каждую неделю приходили около 1200 человек, а вчера было не больше 50-ти», — продолжал Пам. – Служить было невозможно, мы просто помолились, а потом наш пастор отправился в деревню Квок на похороны 26 убитых там». По нашим сведениям, кроме 26 христиан, убитых в деревне Квок, еще девять человек были убиты во время нападения на Баркин Лади в четверг 24 ноября. Мы выяснили, что нападения на христиан начались 20-го ноября после новости о краже скота с убийства трех христиан недалеко от города. 21-го ноября были убиты еще два человека в самом городе. На следующий день еще одному христианину отрубили голову за зданием отеля, известного в Баркин Лади под названием Белый дом. Следующим вечером произошло нападение на общину Церкви Христа.

http://pravmir.ru/45-xristian-ubity-v-sh...

надписям на них. Для росписи характерны фольклорные черты, проявившиеся в броской раскраске и специфическом рисунке. Таковы фрески (1713) ц. св. Павла Фивейского одноименного монастыря (Дейр-эль-Каддис-Булус) в Аравийской пустыне с изображениями (возможно, по старой живописи) конных святых (купол алтаря св. Мучеников), предельно геометризованной композиции «Христос во славе» в окружении символов евангелистов и 2 ангелов (в конхе придельного алтаря - 24 апокалиптических старца); Богоматери с Младенцем и серафимами по сторонам трона (на зап. стене наоса) и др. Композиции построены на однообразной ритмике орнамента, фигуры и лики сложены из простых геометрических форм, живопись сведена к прорисовке и раскраске. Христос во славе. Роспись апсиды собора мон-ря св. Шенуды близ Сохага. Кон. XII в. Христос во славе. Роспись апсиды собора мон-ря св. Шенуды близ Сохага. Кон. XII в. Росписи в приделе св. Георгия (расчищены в 1986-1987) ц. св. Меркурия одноименного мон-ря в Каире имеют упрощенный до схематизма характер линий и цвета; специфической чертой размещения изображений (в куполе, на тромпах, на поверхности и в нишах стен) является изолированность отдельных фигур и сюжетов («Вход Господень в Иерусалим», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Три отрока в пещи огненной» и др.). В церкви мон-ря св. Фомы Пустынника (Дейр-Мари-Тумас) близ Ахмима традиц. иконография размывается деталями, привнесенными в т. ч. из зап. искусства (Богородица в орнаментированном мафории на троне, венчаемая 2 ангелами (путти); Христос на троне с крестом в правой руке и Евангелием в левой, на голове - шапочка вост. типа), в рисованных арках на колонках - ахмимские мученики Пахомий, его сестра Далушам, конные святые). Аналогии с этой манерой и иконографическими деталями можно усмотреть в арм. миниатюре. Первые образы Христа, Богоматери и святых могли быть созданы еще в V в. Так, согласно араб. историку аль-Макризи (1364-1441), в 420 г. св. Кирилл, архиеп. Александрийский, провозгласил, что иконы должны находиться во всех церквах.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006