Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГУРУСЛАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской (1923-1927), затем Оренбургской епархии (1927-1937), названо по г. Бугуруслану (совр. Оренбургская обл.). Как и на большинство викарных кафедр, открытых после 1917 г., на Б. в. назначались епископы, проживавшие в Бугуруслане на поселении или в ссылке. На Б. в. был переведен с Бугульминского вик-ства еп. Алексий (Орлов). Известно датированное 26 сент. 1923 г. письмо к Патриарху Тихону Бугурусланского еп. Алексия (Орлова), вик. Самарской епархии, в к-ром еп. Алексий сообщает об аресте Самарского еп. Анатолия (Грисюка) и о своем вступлении в управление епархией по благословению еп. Анатолия. Алексий (Орлов) стал епископом Бугурусланским, по-видимому, во 2-й пол. сент. 1923 (3 июня он был хиротонисан во епископа Бугульминского), но не позднее 1924 г. он был назначен на Курганскую кафедру. С 1927 по 1928 г. епископом Бугурусланским Самарской епархии являлся Герман (Коккель) . В 1-й пол. 1930 г. на Б. в. был назначен сщмч. Иоанн (Троянский) , но вскоре назначение было отменено, и с 15 июля по 15 дек. 1930 г. Бугурусланским викарием являлся еп. Ириней (Шульмин) . С 19 февр. по 10 мая 1931 г. вик-ство возглавлял еп. Мефодий (Абрамкин) ; с 16 сент. 1931 по лето 1933 г.- еп. Ираклий (Попов) ; со 2 июля 1933 по 10 мая 1934 г.- еп. Артемон (Евстратов) . С 30 сент. 1935 по нояб. 1936 г.- вновь Ираклий (Попов), с 30 нояб. по 20 дек. 1936 г.- еп. Андрей (Солнцев). С 21 янв. 1937 г. Б. в. в 3-й раз управлял еп. Ираклий (Попов), 22 февр. 1937 г. назначенный на Пензенскую кафедру, после чего Б. в. прекратило существование. В 20-30-х гг. действовало обновленческое Б. в., к-рое возглавляли: Николай Князев (сент. 1924-1925); Анатолий Левицкий (4 февр. 1927-1927); Георгий Лапшин (11 нояб. 1927-25 авг. 1929); Василий Виноградов (с окт. 1929); Константин Симонов (1932-1934); Владимир Сычёв (с 1934). Лит.: Иоанн (Снычёв). Топография. Т. 1. С. 32; Мануил. Русские иерархи. 1893-1965. Ч. 1. С. 147; Ч. 2. С. 405; Ч. 3. С. 318; Ч. 4. С. 40, 55, 337; Ч. 5. С. 334; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. С. 67; Мануил. Каталог рус. архиереев-обновленцев. С. 654, 659, 681, 682, 714, 728, 801. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153551.html

1995 МУРМАНСКАЯ и Мончегорская. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская (до 1932 г. Н. и Арзамасская; 1935–1990 Горьковская и Арзамасская). Викариатства: Ардатовское (1922–1925); Арзамасское (1920–1939); Балахнинское (до 1927 г., с 1992 г.); Богородское (1929–1937); Василь-Сурское (1920–1922); Ветлужское (1922–1937); Городецкое (1927–1929); Керженское (единоверческое, 1922–1929); Краснобакинское (1926); Лукояновское (1919–1929), Лысковское (1943–1950), Макарьевское (1923–1931), Марийское (1927–1937); Муромское (1933–1937); Павловское (1920–1929); Печерское (1920–1926); Сергачевское (после 1917 г.– 1937). НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская (1943–1957 Ленинградская и Н.). Викариатства: Боровичское (1923–1934); Валдайское (1921–1927); Дерманское (1925–1937); Кирилловское (до 1934 г.); Крестецкое (1920–1923); Макарьевское (1923); Маловишерское (1922–1927); Старорусское (до 1937 г., 1956–1959); Тихвинское (до 1927 г.); Устюжинское (1924–1930); Хутынское (1926–1932); Череповецкое (1919–1934). НОВОСИБИРСКАЯ и Бердская (до 1994 г. Н. и Барнаульская; 1994–1995 Н. и Томская). Викариатства: Барнаульское (до 1930 г.); Бийское (1949–1957); Горноалтайское (1924–1925). ОМСКАЯ и Тарская (до 1918 г. О. и Акмолинская; 1918–1937 О. и Павлодарская; 1937–1947 упразднена; 1947–1990 О. и Тюменская). Викариатства: Петропавловское (до 1925 г.); Семипалатинское (до 1928 г.). ОРЕНБУРГСКАЯ и Бузулукская (до 1937 г. О. и Тургайская; 1937–1945 упразднена). Викариатства: Бугурусланское (1927–1937); Кустанайское (до 1930 г.); Орское (1923–1926); Челябинское (до 1918 г.). ОРЛОВСКАЯ и Ливенская (до 1944 г. О. и Севская; 1945–1994 О. и Брянская). Викариатства: Бежецкое (1921–1922); Болховское (1924–1932); Елецкое (до 1929 г.); Карачевское (1921–1924). 1935 Осинская (существовала год). ПЕНЗЕНСКАЯ и Кузнецкая (до 1990 г. П. и Саранская). Викариатства: Краснослободское (до 1928 г.); Мордовское и Саранское (1924–1937); Нижнедомовское (1923–1927). ПЕРМСКАЯ и Соликамская (1918–1925 П. и Кунгурская). Викариатства: Кудымкорское (1929–1931); Кунгурское (до 1925 г., 1925–1930 самостоятельная епархия, 1930–1935 викариатство, 1935–1937 самостоятельная епархия); Осинское (1924–1932); Оханское (1919–1927); Соликамское (до 1933 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Сергию (Страгородскому , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) после издания им «Декларации» 1927 г. Согласно показаниям Г., после освобождения из тверской тюрьмы с кон. 1927 г. до июля 1930 г. он вел «уединенную жизнь» в Новосоловецкой Вселуцкой пуст. Осташковского у. Тверской губ. и в Троицком мон-ре г. Хвалынска. В июле 1930 г. принял от митр. Сергия и Временного Патриаршего Свящ. Синода назначение на кафедру в г. Тотьма (Вологодская обл.), но из-за противодействия со стороны вологодских властей был вынужден возвратиться в Москву. В сент. 1930 г. назначен управляющим делами Бугурусланского викариатства Оренбургской епархии, но 29 сент. был арестован по обвинению в «идеологическом руководстве» «церковно-монархической контрреволюционной организацией» и в «создании кружка антисоветской христианской молодежи»; заключен в Бутырскую тюрьму. В предъявленном обвинении виновным себя не признал, во время допросов заявил: «Сов. власть я признаю - всякая власть от Бога. На отношение сов. власти к религии и служителям культа целиком присоединяюсь к точке зрения митр. Сергия, изложенной в своем интервью». Постановлением Коллегии ОГПУ от 13 янв. 1931 г. Г. был приговорен к 5 годам заключения. 4 мая 1989 г. заключением Прокуратуры СССР реабилитирован. По освобождении до 1946 г. проживал в г. Ташкенте, затем в г. Сызрани Куйбышевской обл. В февр. 1950 г. решением Свящ. Синода РПЦ был переведен в ведение Днепропетровского и Запорожского архиеп. Андрея (Комарова) , но из-за болезни к месту назначения не выехал. С 1954 г. пребывал на покое в одесском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре и в Феодосиевском муж. мон-ре г. Балта. 2 авг. 1958 г. отпевание Г. совершил Балтский еп. Донат (Щёголев) . Погребен на городском кладбище Балты. Соч.: О молитве Иисусовой//ДСобес. 1997. 1. С. 118-126. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 78; УФСБ России по Тверской обл. Д. 13455-С; ЦА ФСБ. Д. Р-35500. Лит.: Рожков В. Еп. Гавриил: Некролог//ЖМП. 1958. 9. С. 8-9. Н. Ю. Васильева Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/161281.html

Приход к власти большевиков в окт. 1917 г. был встречен различными течениями старообрядцев неоднозначно. Представители Белокриницкой иерархии выступили решительными противниками советской власти. Еп. Амфилохий выехал в расположенный в Томской губ. Новоархангельский скит, откуда временно управлял Пермско-Тобольской и Томской епархиями. В июне 1922 г., по прибытии в Оренбург, он был арестован и осужден на 5 лет заключения, отбывал наказание в Томском доме принудительных работ. В 1926 г. на Уральско-Оренбургскую кафедру был рукоположен еп. Сергий (Кулагин), к-рый посетил все приходы епархии, однако уже в 1927 г. был арестован в 1-й раз, а в нач. 1928 г.- вторично. В авг. 1934 г. еп. Сергий был снова арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и приговорен к 3 годам ссылки. После этого Уральско-Оренбургская епархия фактически была упразднена. Отношение большевиков к др. беглопоповским согласиям и беспоповцам в первые годы советской власти было благожелательным, поскольку они видели в них форму выражения стихийного народного протеста против монархии и РПЦ. Старообрядцы беспрепятственно собирались на моления в Оренбурге, а в 1923-1924 гг. все существовавшие на тот момент в городе старообрядческие группы успешно прошли регистрацию. Влияние образованной в 1923 г. Новозыбковской иерархии (ныне Русская Древлеправославная Церковь; РДЦ) распространилось на старообрядцев зап. районов региона. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. в крупном центре беглопоповцев в г. Бугуруслане действовали 2 церкви. Летом 1929 г. туда прибыл единоверческий еп. Стефан (Расторгуев), к-рый в сент. 1929 г. присоединился к Древлеправославной Церкви и стал 2-м после архиеп. Николы (Позднева) архиереем. В последующие годы при участии еп. Стефана в Бугуруслане были проведены хиротонии 5 архиереев. Возглавив Бугурусланско-Уральскую и Сибирскую епархию, еп. Стефан продолжал тайно проводить церковные соборы, вел обширную переписку. После смерти в сент. 1934 г. архиеп. Николы (Позднева) он стал местоблюстителем, а в 1935 г. был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси, при этом кафедра находилась в Успенском соборе Бугуруслана. К 1936 г. помимо кафедрального собора в Бугурусланском р-не продолжали действовать 4 беглопоповские церкви: в селах Староверовка, Елатомка и Н. Заглядино. В июле 1937 г. архиеп. Стефан был арестован, 2 сент. 1937 г. расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

Сатка Уральской обл. 4 (17) июля 1928 г.).  Чиноприем совершил архиепископ Никола 2-м чином через миропомазание в сослужении архимандрита Пансофия (духовного отца епископа Стефана) и в присутствии многочисленного духовенства и мирян. В этот же день в московском храме Николы Мирликийского состоялось заседание Главного церковного совета древлеправославных христиан-старообрядцев, на котором было решено выделить епископу Стефану следующие области: Бугурусланский округ, Уральскую обл., Уральский казачий район, с заведованием Иркутско-Забайкальской епархией и с наименованием его Бугурусланско-Уральским, на что ему был дан указ за 1239, а также решено просить архимандрита Пансофия Иевлева принять сан епископа и рукоположить его двумя архиереями. Третий древлеправославный епископ Пансофий был хиротонисан архиепископом Николой и епископом Стефаном на следующий же день 5 (18) сентября в московском храме Николы Мирликийского. Последняя литургия здесь совершалась в день недельный — 27 октября 1929 г. А уже в понедельник Никольский храм был закрыт на основании решения 14 Президиума Моссовета от 28 октября 1929 г. (дело 7972). В постановлении говорилось: «Вследствие острой необходимости у рабочих фабрики 4 Москвошвей в клубном помещении и возможности использования для этой цели культового здания старообрядцев беглопоповцев во владении 20/13 по Мал. Андроньевской ул., группа верующих которого немногочисленна и может быть переведена в здание культа старообрядцев белокриницкой общины во владении 18 по Факельному пер. и принимая во внимание, что в случае разногласий между этими общинами, группа верующих старообрядцев белокриницкой общины может объединиться с общиной того же толка, имеющего культовое здание на Рогожском кладбище, — руководствуясь Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. „О религиозных объединениях“ молитвенное домовладение 20/13 по Мал. Андроньевской ул. закрыть и здание его передать рабочим фабрики 4 Москвошвей под клуб». Данное решение было объявлено последнему председателю совета Никольско-Рогожской общины Коноплеву 1 ноября 1929 г.

http://sobory.ru/article/?object=25767