Усопшим наши печальные дрязги уже не повредят Сегодня мы утверждаем наше с ними единство 3 ноября, 2018 Сегодня мы утверждаем наше с ними единство «Единство в общем поле жизни вечной, наконец-то избавленной от греха, порчи, тяготы, сведения бесконечных счетов, взаимной вражды и нелюбви» – накануне Димитриевской родительской субботы размышляет священник Сергий Круглов. Накануне Димитриевской родительской субботы написал мне один мой знакомый, передал списочек в несколько имен – помянуть усопших. И к нему приписал: «Анна – это моя тетка по отцу, крестилась самостоятельно в нашей Русской Православной Церкви у нас на Урале, еще в восьмидесятые годы, ходила на службы и причащалась. В последующие годы, когда дети перевезли ее в Германию, ходила в греческий храм, другого поблизости не было. Как я понимаю, между ними и нами сейчас раскол, но я спрашивал священника, он сказал, что можно ее поминать, усопшим эти наши печальные дрязги уже не повредят…» «Наши печальные дрязги»… Стремление избежать многоразличных дрязг, уйти от «невыносимой легкости бытия», от гнета скорбей, страстей, болезней, тяжкого труда, несправедливостей и раздоров, мечта о лучшем существовании, пусть не здесь, не в земном периоде, но в каком-то «прекрасном далёко», всегда сопровождало жизнь падшего человечества. И заставляло его изо всех сил всматриваться в плотный непроницаемый туман, скрывающий от живущих человеческое посмертие, улавливать оттуда звуки, образы, намеки и разнообразно толковать их, пытаясь прозреть то грозное или, напротив, прекрасное, что может ожидать человека за гробом. Так или иначе, преобразившись, эти представления проникли и в жизнь и чаяния христиан. Как отмечают церковные исследователи, среди иудеев времен Исхода, времен судей и царей, времен Давида и Соломона интереса к личному посмертию почти не было, иудаизм говорил о земной жизни и о том, как Бог велит жить в ней здесь и сейчас. Мощный импульс развитию в иудаизме идей о жизни после смерти был дан встречей Израиля с эллинистическим миром, особенно – во времена войны; во Второй книге Маккавейской мы читаем пламенные слова, обращенные матерью-иудейкой к своему сыну перед лицом его гибели от рук врагов:

http://pravmir.ru/usopshim-nashi-pechaln...

Но это не удалось. О.Шумкин, хороший, прекрасной души священник, прихода не поднял. Ему не хватает необходимой для этого активности. Его матушка, заведовавшая прежде девичьей дружиной при «Христианском движении», в противоположность мужу очень активна и бойка. Почему–то в «Христианском движении» ее невзлюбили, и в Гренобле тоже она вызывает критическое отношение: некоторые чрезмерно строгие прихожанки находят, что ее внешний вид противен благочестию. Этой осенью я побывал в Гренобле. Живут Шумкины бедно. Нашли подспорье в куроводстве. Матушка развела двести кур. С ними у нее возни много, приходится вставать рано утром. У о.Георгия я ночевал. Комната нетопленая. Печей нет. Стал он переносную печурку раздувать — ничего у него не выходит: дым в комнату валит, смешиваясь с запахом пригорелого жира, которым пропитана вся квартира. Приходская жизнь в Гренобле теплится, но и только. Общинка в Риу–Перу, приписанная сначала к Греноблю, пожелала потом сделаться самостоятельным приходом. Когда я получил от нее заявление о ее желании отложиться от Гренобля, я послал туда о.Д.Соболева. Заводское начальство, желая поддержать русского священника, предоставило ему какую–то канцелярскую работу в бюро. К сожалению, о.Соболев не умел держать себя с достоинством. Администрация и сослуживцы не считались с его саном… Я приехал, огляделся — и закрыл приход, а о.Соболева уволил: он портил все приходы, куда я его посылал. Тогда он ушел в «петельскую» церковь. Риу–Перу осталась приписной общиной. Бывать в Риу–Перу я люблю. Захолустье. Ощущение заброшенности среди гор, разобщенности с миром, точно все об этой горсточке русских людей забыли. Труд тяжелый. От гудка до гудка — однообразный, восьмичасовой рабочий день. Денные–ночные смены… И так из месяца в месяц, из года в год… — беспросветно. Бесконечные серые будни. Вне работы — вино, дрязги, сплетни, трогательные убогие развлечения, жалкие «романы»… И все же беспомощность как–то препобеждается, каким–то образом русские люди, несмотря на дрязги, держатся вместе. Способствовало спайке и авторитетное в колонии лицо: генерал Л.А.Ильяшевич. Администрация завода дала под церковь помещение, и прихожане соорудили маленькую церковь имени святого Тихона Задонского. Приезд архиерея в эту глушь — необычайное событие, торжество, к которому готовятся задолго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Помещение капеллы было огромное, неуютное. Иконостаса не было. Для каждой службы надлежало церковь устраивать заново, а потом иконы и церковную утварь прятать в чуланчик под лестницей. О.Троицкий ничего не сделал, чтобы найти какой–нибудь исход из печального положения. У него обострились отношения с Приходским советом, начались дрязги, и я после Епархиального съезда решил отправить его в «Русский дом» в Sainte–Genevieve а на его место в Льеж поставил священника Сергия Синкевича. О.Синкевич окончил Одесскую семинарию, а потом был домашним учителем у помещика Сухомлинова. Так до старости он и прожил. В эмиграции ему захотелось вернуться на путь священства. Но дух пастырства из него уже выдохся; он утратил привычки, связанные со священством, как говорится, «не умел больше ступить», во всем сказывался мирской человек, чиновник, любивший светский образ жизни, — например, устроить чай, даже с картами, а приход был «между прочим». Церковная жизнь увядала. Ссоры в Приходском совете, дрязги, сплетни, затхлый дух… Службы в капелле отправлялись кое–как. Приход разваливался… В 1931 году я заменил о.Синкевича молодым священником Валентом Роменским, окончившим Богословский Институт. Он женат на швейцарке из семьи протестантских миссионеров, подвизавшихся в Африке, она приняла православие. Благочестивая, прекрасная женщина. О.Валент отдал приходу всю свою молодую энергию. Человек умный, толковый, пламенный и предприимчивый, в семейной жизни обремененный тяжкими заботами, он ринулся самоотверженно в приходскую работу. Приход стал неузнаваем. О.Роменский не мог примириться со временным церковным помещением, с невозможностью совершать великопостные и праздничные службы и начал искать выхода из создавшегося положения. Он объединил прихожан, вокруг него они сдружились, общими усилиями достали у города помещение — запасные комнаты какого–то городского музея, — и через полтора года Льежский приход уже имел чудную церковку в два света, со стильным иконостасом (XVII в.), исполненным Обществом «Икона» по заказу какого–то анонимного жертвователя. Я приезжал па освящение. Церковь — имени святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского. Она одна из лучших в эмиграции. А десять лет не могла русская колония своей церковноприходской жизни наладить! О.Роменский оживил и воскресил приход. Он издает приходский листок — скромный ежемесячник, печатаемый на ротаторе, в котором находит отражение все, что прихожан волнует или интересует. Он организовал сестричество, отзываясь на сознанную некоторыми прихожанками потребность религиозного объединения. Устав, присланный мне на утверждение, я одобрил; составлен он умно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

«…С нами разделяют сегодня нашу радость и все почившие братья и сестры наши, нашедшие себе вечное упокоение у подножия этого храма», — сказал я… Ликующий, торжествующий возвратился я в свое уединение в «Русском доме». На душе было так легко, так светло, что на время как будто забылись все угнетающие меня недуги. Чувствовалось, что совершено святое русское дело… «Бог знает, — думалось мне, — быть может, это последний [  ] храм, который мне суждено было освятить… И я, подобно древнему летописцу, могу теперь сказать: «Еще одно, последнее сказание — и летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от Бога мне, грешному…» Да будет благословенно имя Господне отныне и до века… Аминь. ХРАМЫ В ДЕПАРТАМЕНТАХ ФРАНЦИИ Одним из первых провинциальных приходов организовался приход в Лилле (в департаменте Нор). В городе католический университет. Для группы русских студентов В.Н.Лермонтова (родная сестра братьев Сергея, Евгения и Григория Трубецких) основала общежитие, выпросив для этой цели помещение у о.о.иезуитов. На чердаке иезуитского дома она устроила церковку, а студенты общежития организовали благочестивое содружество с церковным укладом: общая молитва перед трапезой и после нее, посещение церковных служб… Содружество проявляло и повышенную патриотическую настроенность — по окончании обеда, стоя лицом к портрету Государя, студенты пели «Боже, Царя храни!». Я осведомился: «Какого царя?» Мне объяснили: «Не царя, а идею монарха». Окормлял общежитие очередной разъездной священник, которого я посылал из Парижа (о.Иоанн Леончуков, о.Тимофеев, о.Фащевский…). Студенты составили хор. Постоянной организации не было. В Лилле много русских рабочих, потребность в церковной организации назрела, и я подсказал студентам мысль объединиться всей местной русской эмиграции в общину. Однако что–то с общиной поначалу не удавалось. Завязался узел лишь в 1926 году. Первым ее священником был о.Димитрий Соболев. Привез о.Соболева во Францию епископ Вениамин из Сербии и мне очень его расхваливал. К сожалению, лестного отзыва о.Соболев не оправдал. В приходе начались сплетни, дрязги, скандалы… На его место я вскоре назначил о.Иоанна Попова, распорядительного донского казака, толкового священника, с моральными устоями, с бытовыми привычками сельского батюшки. Он работал на автомобильном заводе, был шофером и лишь изредка служил по церквам. Я уговорил его поехать в Лилль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Служба из-под копыт А накануне Киев торжественно принимал Константинопольского Патриарха Варфоломея I. Ющенко встречал Варфоломея I в сопровождении большой свиты, состоявшей из министров и секретаря Совета национальной безопасности и обороны Раисы Богатыревой. Премьер Юлия Тимошенко встречать патриарха не явилась. Во-первых, она с Ющенко в ссоре. А во-вторых, Юлия Владимировна - прихожанка УПЦ Московского патриархата, отношения которого с Варфоломеем отнюдь не безоблачные. Вселенский Патриарх сделал то, что не согласилась совершить предыдущая высокая гостья Киева, немецкий канцлер Ангела Меркель. Если Меркель не пожелала возлагать цветы к памятнику Голодомору 1932-1933 годов, то Варфоломей явился к монументу вместе с семьей Ющенко и отслужил панихиду. Начало службы ознаменовали звоном колокола " Мазепа " , освященного Варфоломеем на Софийском соборе. По украинскому телевидению службу транслировали в оригинальном ракурсе - из-под копыта коня Богдана Хмельницкого, памятник которому установлен возле Софийского собора. Граждан, выстроившихся вдоль дороги, чтобы встретить патриархов Варфоломея I и Алексия II, явно не предупредили о необходимости найти общий язык. Они скандировали имена своих иерархов, стараясь перекричать друг друга. Но при этом рассуждали, что Церковь обязательно станет единой - если патриархи договорятся. " Решать конфликты в каноническом поле " Раскол действительно был близок. Президент Ющенко обращался к Патриарху Варфоломею с фактически открытой просьбой - признать УПЦ КП и УАПЦ. Но желаемого ответа не получил. Причин тому несколько. И в основном они - увы - имеют отношение скорее к политике, нежели к вере. Во-первых, для Константинопольского патриархата такой шаг означал бы серьезнейшее ухудшение отношений с РПЦ и возможную потерю части своей и так не слишком многочисленной паствы. При этом уровень влияния двух этих церквей можно даже не сравнивать, равно как и авторитет двух патриархов. Во-вторых, невозможно не видеть очевидные последствия для самой Украины, страны, которая и так фактически поделена на два лагеря. В-третьих, православие - одна из тех немногочисленных ниточек, которые, несмотря на все политические дрязги, крепко и по-настоящему связывают Россию и Украину, не декларациями, а сердцами. И брать на себя ответственность за разрыв этой связи - задача, слишком тяжелая для Константинопольского патриархата. Как бы к этой цели ни стремился президент Ющенко.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Я думаю, что всякий противник социалистического строя является эгоистом… Содержание проповеди я взял из одной брошурки. Я вполне признаю акт отделения церкви от государства. Даже когда я был на епархиальном съезде в числе 311 священников, мы защищали акт отделения. Но я против резкого отделения, думаю лучше было бы постепенно производить этот акт… Сейчас гонения я вижу лишь в том, что на местах коверкают декрет отделения, ибо не понимают смысл Спасение теперешнего положения я вижу лишь в том, что если народ раскается в своих эгоистических стремлениях, бросит все дрязги и перейдет на евангельский путь, именно к христианскому социализму… Я подчинился советской власти, поскольку это не задевает моих религиозных убеждений». Данная обширная цитата была приведена здесь потому, что она прекрасно характеризует позиции, на которых стояли многие сельские священники, или по крайней мере те позиции, о которых они готовы были публично заявить. Это позиция частичного принятия революции и ее идей, но неприятия гонений на Церковь. Мартовская проповедь священника Орлова не понравилась не только местным коммунистам, но и диакону того же храма Зорину, который сам оказался членом местного совета и, что ещё интереснее, членом РКП(б). К октябрю 1918 г. Зорин сложил с себя сан диакона . На самом судебном процессе в январе о. Иоанн получил поддержку от своих прихожан, приехавших в качестве свидетелей, а официальный защитник Рейхштадт убеждал судей: «Орлов не враг советской власти. Это обыкновенный сельский священник. Может быть, он только более развитой и больше понимает пользу народа. А лица, которым это не нравится, объявили против него поход». Наконец, сам обвиняемый заявил: «Я никогда не позволял с церковной кафедры призывать к неподчинению той или иной власти… Я еще с учительской скамьи был неблагонадежным и меня всегда так «красненьким» и называли. И потом этим своим взглядам я не изменил. В 1905 г. меня призывали губернатор и архиерей и до последнего времени вплоть до переворота они не давали покоя» .

http://bogoslov.ru/article/1426309

До нас сохранились две сокращенные записки, которые двумя лицами были предъявлены на соборе в качестве обвинительных актов против Златоуста. Чего тут только не наговорено! Чуть ли не указаны преступления против всех заповедей Десятисловия! Одна из вышеуказанных записок представлена на собор константинопольским архимандритом Иоанном, человеком худых нравов и злобным, который был временно запрещен в служении архиепископом, отстранен от должности, но который при этом, по снисхождению, был снова возвращен в клир. Этот обвинитель изрыгнул 29 обвинений на своего архипастыря. Другим обвинителем Златоуста выступил Исаак, один из тех недостойных монахов, которые больше любят мирские дрязги, чем подвиги благочестия. Этот Исаак-сириец, почтенный от собора саном епископа, источает яд своих клевет на святителя, указывая 17 преступлений Златоуста. Все эти обвинения, представленные архидиаконом Иоанном и Исааком, не заключали в себе ничего истинного, - в крайнем случае, истина в них перемешана с ложью и представлена в извращенном виде; но эти обвинения во многих отношениях характеристичны, почему мы рассмотрим их в некоторой подробности. Обвинения, возводимые на Златоуста, могут быть подразделены на несколько групп. Первая группа обнимает обвинения, касающиеся его личного характера и поведения. Обвинители утверждали: " Он ест неумеренно, как циклоп, ест всегда один и чуждается гостеприимства " . Это странное обвинение возникло, кажется, вследствие того, что он действительно любил обедать один и не любил звать к себе на обеды и ходить к другим на пиршества. Мы имеем точные исторические известия, что обвинение Златоуста в неумеренном употреблении пищи - чистейшая клевета. Здоровье Златоуста всегда было очень слабо, и, тем не менее, он иногда совсем забывал о пище; случалось, что он до самого вечера оставался совсем без пищи. Занятый изучением Св. Писания и делами Церкви, он забывал о пище материальной. Он употреблял небольшое количество легкого мяса, так как тяжелых блюд не переносил его болезненно слабый Вина за столом он не пил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

По ту сторону пропасти лежит Римская империя- итог, последнее воплощение античной цивилизации. При Константине Великом Рим признал главенство Христианской Церкви. Постепенно вся римская государственная система подпала под ее контроль, что позволило империи передать последующим эпохам свои самые характерные черты. Гонения, которым Константин положил конец, были борьбой за выживание. Церковь восторжествовала не только потому, что у нее были вера, упорство и воля к жизни, но и потому, что она доказала свое превосходство над соперниками. Эпохе Константина предшествуют два с половиной века борьбы, иногда — открытой, чаще — подспудной. Во всяком случае, в то время не было ни одного императора, которого не тревожил бы " христианский вопрос " . Когда борьба еще только начиналась, два римских писателя оставили письменное свидетельство о своем отношении к этой проблеме. В начале второго века римский наместник малоазиатской провинции Вифинии Гай Плиний Секунд, или, как его обычно называют, Плиний Младший, сообщал императору Траяну о состоянии дел " . Хлопот у него было много: народные беспорядки, политические смуты, административные дрязги. Случалось — и религиозные волнения. Многие храмы, пишет Плиний, совсем обезлюдели, в некоторых даже нет богослужений. На рынках затишье, ибо народ уже не покупает, как ему подобало бы, скот для заклания. Соглядатаи донесли, что в этом виновны люди, называемые " христианами " , —: тайное общество, от которого добра ждать не приходится; во всяком случае, к империи они нелояльны, ибо не желают приносить жертвы богу-императору. Так что некоторые из них арестованы и преданы суду. Однако, пишет наместник, следствие не обнаружило доказательств преступной деятельности. Самое тяжкое, в чем их удалось обвинить, — это их " безмерно уродливое суеверие " . Но жертвы императору они все равно приносить отказываются и потому заслужили наказания за " непреклонную закоснелость и упрямство " . В ходе расследования Плинию удалось кое-что узнать о делах христианской общины. Установлено, что в определенные дни они собираются до рассвета, поют гимны Христу,/" как Богу " и друг другу дают торжественные обеты но не мерзкие преступления совершать (как он поначалу думал), а соблюдать нравственный закон: не грабить, не красть, не прелюбодействовать, не обманывать. Далее: они сходятся для совместной трапезы, самой простой и невинной (замечает наместник). И ничего больше. Плиний довольно невнятно рассказывает, что, собственно, происходило, когда христиане собирались по воскресеньям, но и в этой картине нетрудно узнать некоторые черты современной литургии. Миллионы людей по всему миру участвовали в такой же службе в прошлое воскресенье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  Обратите внимание: «спасение в Самом Христе Твоем». Основной камень нашей веры. Долго перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому. «Пророки послал еси» и далее до слов: «егда же прииде исполнение времен» – здесь говорится, как видите, о Христе, Который «истощи Себе, зрак раба приемь»; и далее посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цели пришествия Его в мир. «И пожив в мире сем... стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят». Слышите, кто мы благодаря искупительной жертве Христа? Царское священие, народ святый. «И очистив... проданных под грехом» (диавол куплю совершил, купил нас грехом), Христос, смотрите, сошел «Крестом во ад... путь сотворив всякой плоти». Как я говорил, слетел во ад ради нас всех, «путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых».   Далее говорится о Воскресении и грядущем суде. Так кратко, но ярко и точно, глубоко излагается вся история человеческая от сотворения его и до последнего суда. Какое совершенство исповедания. И наконец, словами заключительными: «Остави же нам...» – переходим к третьему члену Евхаристического канона, к возношению Святых Даров. В Литургии Иоанна Златоустого этот переход совершается словами: «Иже пришед...» Дальнейшие слова, «Приимите...», священник произносит громко, и их нужно принимать как слова Самого Господа Иисуса Христа. Он Сам призывает нас святейшими, драгоценнейшими словами, которые произнес Он в ночь Своих страданий. Неужели мы останемся глухи к этому Божественному призыву, в то время как в храме отвечают на это воззвание Христа Спасителя двукратно «Аминь», то есть «истинно, верно». Священник тайно читает «Поминающе убо...» и заканчивает эту краткую молитву возглашением: «Твоя от Твоих...» В Литургии Василия Великого прибавляются слова: «Сие творите в мое воспоминание».   В архиерейском служении более наглядно, чем в священническом, подчеркивается та мысль, что слова «Приимите...» произносит Сам Господь Иисус Христос. Вы замечали, что перед чтением Евангелия омофор с архиерея снимается? Объясняю вам, что омофор – самая любимая одежда Спасителя. Это заблудшая овца, которую Пастырь Добрый берет на плечи Свои. Снимая омофор, архиерей является простым служителем престола Божия, потому что предполагается, что Господь не через него, а иным образом, через Евангелие например, вещает людям. Но перед возношением Святых Даров на плечи архиерея опять возлагается малый омофор. Он уже не служитель алтаря, смертный, грешный, немощный. Нет, перед престолом стоит Сам Господь. Его святейший образ изображает архиерей, Его голос зовет вас: «Приимите...» Внимайте словам вашего Спасителя, со страхом благоговейным слушайте их, хотя на это короткое время забудьте все мирские дрязги, всякие раздоры и житейские заботы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь Мученик. Пекин, 1920. 25-го Декабря. Рождество Христово. Были у обедни и затем смотрели новую сложную, но интересную игрушку, присланную Вильгельмом – Алексею – электрическую железную дорогу. В 2 часа поехал с ним и тремя старшими в манеж на елку Конвоя и Сводного полка. Вернулись домой в 3 ¼. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 256. Суббота. 8 Января 1911 г. Павловск. Государь пожаловал 1 корпусу портрет Наследника во весь рост, масляными красками, в кадетском мундире. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 63. 23-го Марта. Среда. Принял с Алексеем депутацию Константиновского артил. училища, кот. поднесла ему мундир юнкера в красивом шкапчике. В 11 час. поехал со всеми детьми в манеж на парад Сводному пех. полку. Представился молодецки. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 256. 7-го Апреля. Четверток Великий. Сподобились причаститься Св. Таин всей семьей.[…] Там же. Страстная Суббота. 9-го Апреля. В 11 ¾ все собрались в комнате рядом с походной церковью и пошли к заутрене.[…] Там же. В 9 часов, в открытом платье с бриллиантами, которые Государыня всегда одевала к обеду, она подымалась наверх помолиться с Наследником. Заботы о воспитании детей и мелкие домашние дрязги Императрица несла одна: «ведь Государь должен заботиться о целом государстве», – говорила она мне. Заботы о здоровье Алексея Николаевича они несли вместе. Дети буквально боготворили родителей. Одно из самых светлых воспоминаний– это уютные вечера, когда Государь бывал меньше занят и приходил читать вслух Толстого, Тургенева, Чехова и т. д. Любимым его автором был Гоголь. Государь читал необычайно хорошо, внятно, не торопясь, и это очень любил. Последние годы его забавляли рассказы Аверченко и Теффи, отвлекая на несколько минут его воображение от злободневных забот.[…] Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви. За двенадцать лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга. Государь называл Ее Величество «Sunny»(Coлhышko). Приходя в Ее комнату, Он отдыхал и, Боже сохрани, какие-нибудь разговоры о политике или о делах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010