Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Бриок. Икона. Кон. ХХ в. [лат. Briocus, Briocmaglus - почитаемый князь; франц. Brieuc] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая, в Рене и Ване 11 мая, в Кемпере 13 мая), бриттский мон., родившийся в Кардигане (Юж. Уэльс). Достоверных сведений о жизни Б. не сохранилось. Согласно Житию, сложившемуся не ранее XI в., родители Б. Церпус и Эльдруда были язычниками, к-рым явился ангел, призвавший их отречься от язычества. Отец Б. отрекся, но тем не менее к христ. вере не обратился. Нек-рое время спустя ангел снова явился родителям с повелением поручить Б. св. еп. Герману Оксерскому, посланному в Англию для борьбы с ересью пелагианства , к-рый впосл. и стал его духовным наставником. Герман рукоположил Б. во священника, и тот отправился к своим родителям, чтобы убедить их принять христ. веру. Родственники отметили его приезд торжественным пиршеством, во время к-рого один из участников сломал бедро. Б. тут же исцелил его, произведя тем самым на всех большое впечатление. После явленного чуда родственники Б. обратились в христианство. В Житии также упоминается «чудо с кувшином»: в детстве Б. был наказан родителями за то, что подарил кувшин прокаженным, однако в ответ на его молитвы взамен утраченного чудесным образом появился дорогой медный. Большую часть жизни Б. провел в Уэльсе, согласно Житию, был назначен епископом, но уже в преклонном возрасте (ок. 480), спасаясь от набегов пиктов и саксов, вместе с др. бриттами бежал в Арморику (совр. Бретань, Зап. Франция). Морское чудовище, напавшее на корабль, на к-ром он плыл, исчезло сразу, как только святой начал читать молитвы. Согласно др. эпизоду Жития Б., один из вождей Корнуолла, Конан, принял христианство, став свидетелем того, как святой усмирил стаю волков, напавших на основанный Б. мон-рь Сен-Бриё, к-рый является предполагаемым местом его смерти. Ок. 850 г. мощи Б. были перенесены в Анжер, др. реликвии остались в кафедральном соборе мон-ря. Почитание Б. распространено в Уэльсе, Корнуолле и Бретани. Благодаря своим щедрости, великодушию и милосердию Б. стал покровителем тех, кто творит милостыню. В иконографической традиции он обычно изображается в виде старца, окруженного волками, с медным кувшином у ног. Ист.: Vita//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 162-188; ActaSS. Maii. T. 1. P. 99; Lobineau G. A. Les vies des saints de Bretagne. P., 1836. Vol. 1. P. 70. Лит.: Doble G.-H. S. Brieuc, sa vie et son culte. Saint-Brieuc, 1930; Bowen E. G. Saints, Seaways and Settlments in the Celtic Lands. Cardiff, 1977; Chardronnet J. Le livre d " or des saints de Bretagne. Coop Breizh, 1995, P. 40-43; Wallace M. A Little Book of Celtic Saints. L., 1995. P. 21-23; Rees E. Celtic Saints: Passionate Wanders. L., 2000. О. В. Казакова, К. Жуньеви Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/153445.html

Знаменитыми монашескими островами Уэльса были также Барри-Айленд (святой Баррук, † 600) и Калдей (святые Дубриций и Самсон – † 565). Они также перебирались на полуостров Корнуолл (юго-запад Британии). Здесь монашествовали мученики Фингар и Фиала († 455), святые Пиран, Кеу, Морвенна и Мабин († 500), Эндельон (Эндельена) и Кейна († 505), Клетер († 550). Святые подвижники и аскеты также отправлялись в область под названием Девон; там подвизались святые Нектан († 510), Румон и Браннок († 525), Петрок и Аустелл († 564); в Сомерсете подвижничали святые Конгар († 520), Каранток († 600), Декуман († 706), на острове Силли – святой Элидий († 620). Они достигли Нормандских островов, как святые Бранваладер, бывший король († 560), и Маглорий с острова Сарк († 757); перебирались на полуостров Бретань (современная Франция), как святые Мавес († 480), Корентин († 490), Бриок († 510), Армел († 552), Туди и Тудвалл († 560), уже упомянутые нами Самсон Дольский, Павлин, а также Будок († 585), Меван († 617) и знаменитый святой Мало († 640). Эти святые подвижники оживили искры веры, теплившиеся еще со времен римского «имперского Православия вилл», о котором помнили некоторые бритты. Ирландские и уэльсские святые распространили веру по всему западу, перебираясь из одного места этого кельтского мира в другое, обмениваясь духовным опытом, передавая благочестие. Их монашеское Православие имело успех, потому что было укоренено в культуре, то есть воспринималось местным населением как свое, а не как чуждое римское колониальное «Православие вилл». Ирландцы и валлийцы знали латынь, они имели знания о вере и традициях Римской Церкви V века; и у них была монашеская традиция, принесенная из Египта – напрямую или опосредованно, через Галлию. Так что только именно при таком духовном прорыве могла осуществиться миссия святого Колумбы из Ирландии на остров Айона в 563 году, а затем дальше, укрепив Православие в северной, западной и центральной Шотландии и на всех западных островах, распространившись с Айоны на Линдисфарн и северную Англию.

http://pravoslavie.ru/53219.html

Этот замечательный случай показывает, как почитание святого из второго поколения британских переселенцев «вернулось» на родину их предков. Почитание святых в Бретани сегодня Бретонцы любят паломничества, именуя их словом «pardons». Самый известный паломнический маршрут по Бретани, бывший популярным в былые золотые времена, называется «Tro-Breiz», то есть «тур по Бретани». Этот паломнический маршрут, возрождаемый в наши дни, назван так потому, что он проходит по тем районам Бретани, где бретонский был некогда первым основным языком. Маршрут включает в себя главные места, связанные с семью епископами и монахами, традиционно считающимися основателями Бретонской Церкви. Это следующие семь святых и семь городов, являющихся центрами их почитания. Сен-Брие. Связан со святым Бриоком (память 1/14 мая). Этот святой родился, возможно, в самом начале VI века в Уэльском районе Кардиган. Он переехал в Бретань через Корнуолл (где населенный пункт Сент-Бреок назван в его честь) и основал на севере монастырь Сен-Брие. Став игуменом этого монастыря, святой Бриок заботился примерно о 20 монахах. Реликварий святого Мало Сен-Мало. Связан со святым Мало (также Маклоу, Махут; память 15/28 ноября). Будущий святой родился на праздник Воскресения Христова в Уэльсе в VI веке. Почитается как апостол Бретани. Его почитают, прежде всего, в большом городе Сен-Мало на северо-восточном побережье Бретани. Святой Мало преставился между 620 и 650 годами, а дошедшее до нас его житие было составлено в IX веке. Доль. Связан со святым Самсоном, о котором мы уже рассказали. Ванн. Связан со святым Патерном (память 15/28 апреля). Патерн жил в V веке и был не бриттом из Уэльса, а галло-римлянином. Стал епископом Ваннским в Бретани; преставился ранее 500 года. Кемпер. Связан со святым Корентином (память 12/25 декабря). Святой Корентин сначала был отшельником, а затем стал первым епископом Корнуайским в Бретани. Центр его епархии находился в городе Кемпер на юго-западе Финистера. Святой Корентин преставился в 460 или 480 году.

http://pravoslavie.ru/50484.html

Примэл, святой отшельник († ок. 450; память 16 мая), был родом из Британии. Переехал в Бретань и вел жизнь отшельника около Кемпера. Святые Расиф и Равен были отшельниками и мучениками (V в.; память 23 июля) родом из Британии. Они оба удалились на север Франции, где подвизались в отшельническом образе жизни. Приняли мученическую кончину в Масе. Мощи святых Расифа и Равена сейчас находятся в Байё. Родился в Британии и святой Хеман (VI в.; память 15 сентября). Он тоже нашел себе убежище в Бретани, где жил в полном уединении в месте, позднее названном в его честь Лок-Арн. Является святым-покровителем этой деревни. Святой отшельник Гунтиерн († ок. 500; память 3 июля) был принцем из Уэльса. Подвизался в Бретани. Церковь святого Туди в Корнуолле Преподобный Туди (Тудин; V–VI вв.; память 11 мая) был учеником святого Бриока в Бретани. Он был отшельником, а позднее настоятелем в монастыре Ландевенек в Бретани. Как и святой Бриок, святой Туди прожил некоторое время в Корнуолле, где, возможно, основал монастырь. Старинная приходская церковь в Корнуолле освящена в его честь. Также и одна древняя живописная деревня в Корнуолле носит название Сент-Туди. Святой Воугар , епископ и отшельник (VI в.; память 15 июня), был епископом из Ирландии, позднее уехал в Бретань и стал отшельником около Лесневена. 20 ноября чтится память святой отшельницы и мученицы Максенции . Она была родом из Ирландии. Прибыла в Сенли во Францию, где стала отшельницей. Пострадала за Христа в месте, известном ныне как Понт-Сент-Максенс. Святой Гонерий Трегийский (VI в.; память 18 июля) был англичанином. Его сослали в Бретань, где он вел отшельническую жизнь около Трегия. Мелдон Пероннский, отшельник (VI в.; память 7 февраля), был ирландцем, впоследствии стал отшельником во Франции. Преставился в Перонне. Святой Эдейрн , отшельник (VI в.; память 6 января), родился в Британии. По преданию, он основал несколько монастырей в Уэльсе и собрал общину из 300 монахов. Ряд церквей на севере и юге Уэльса освящены в его честь. Впоследствии стал святым покровителем одной церкви в Бретани.

http://pravoslavie.ru/34541.html

В сельской местности поблизости от деревни располагается древняя труднодоступная пещера, известная среди жителей как «пещера Самсона». Предание гласит, что местный правитель попросил святителя изгнать «змия», обитавшего в пещере и наводившего страх на всю округу. Угодник крестным знамением изгнал чудовище, поселился в пещере и прожил здесь некоторое время как пустынник. " Путь святых " в Корнуолле      Примечательно, что через деревню Голант проходит очень древний 45-километровый религиозный маршрут, называемый «тропой святых». Многие кельтские святые и паломники, путешествовавшие по морю из Корнуолла или Ирландии в Бретань, делали остановку в Голанте на своем пути. Статуя свт. Самсона на острове Калдей, Уэльс (фото_ Humphrey Bolton, Geograph.org.uk) Корнуоллская земля славна своими бесчисленными святыми, которых она породила, и одним из наиболее известных и любимых остается святой Самсон, хотя, как это ни парадоксально, главные труды его жизни проходили за пределами Корнуолла. В Уэльсе святитель Самсон почитается покровителем монашеского острова Калдей. Хотя действующее цистерцианское аббатство и две приходские церкви острова посвящены другим святым, на острове высится отдельно стоящая статуя святого (установлена в 1950-е годы) – раньше она стояла над входом в монастырскую церковь. В красивом городке Криклейд английского графства Уилтшир великолепная церковь XII века освящена в честь святого Самсона. Некоторые ее части относятся к саксонскому (донорманнскому) периоду. На церковном кладбище расположены два ранних креста: средневековый христианский крест и городской крест XIV века. Церковь свт. Самсона в Криклейде, Уилтшир Древний крест рядом с церковью свт. Самсона в Криклейде, Уилтшир Святитель Самсон стоит во главе святых, известных как «семь просветителей Бретани». Остальные шесть угодников: Павел Аврелиан († ок. 575; память 12 марта), епископ в Сен-Поль-де-Леон; Тудвал († ок. 564; память 30 ноября), епископ Трегье, где его мощи почитаются по сей день; Бриок († ок. 510; память 1 мая), основатель монастыря Сен-Бриё;

http://pravoslavie.ru/122960.html

Г. как святого распространилось быстро в Паризиях и в целом в Сев. Галлии, особенно к северу от р. Лигер. Память Г. появилась в Галльском списке Мартиролога Иеронима, созданном спустя всего 20 лет после смерти Г. Память святого значится уже во всех древнейших списках Мартиролога VIII в. (Бернском, Эхтернахском, Вайсенбургском). Краткие заметки о Г. приводят в Мартирологах Рабан Мавр (под 27 мая), Флор Лионский , Адон , архиеп. Вьеннский, Узуард , более пространные сведения поместил Ноткер Заика . Зап. Церковь причислила к лику святых и родителей Г. - Елевферия (пам. зап. 1 нояб.) и Евсевию (пам. зап. 28 дек.). Их захоронения в IX в. находились в ц. святых Викентия и Г. в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, о чем сообщает мон. обители Аббон, еще не называя их святыми ( Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739). Неизвестно, когда их останки были перенесены в аббатство. Возможно, это было сделано еще при жизни Г. Почитание Г. в Сев. Галлии соперничало с почитанием св. Германа, еп. Автиссиодурского (Осерского). Кроме того, в латиноязычной кельт. агиографии Г., еп. Паризиев, были приписаны факты из жизни др. св. Германа - первого епископа о-ва Мэн. В частности, Г. приписывалось воспитание, обучение и рукоположение св. Бриока , почитаемого в Арморике (совр. Бретань). Др. учеником Г. считается св. Ильтут (Vita Samsonis. 1, 8), также армориканский бритт, скончавшийся в 537 г., когда Г. еще не был епископом. Святые Ильтут и Бриок являются старшими современниками Г. и соответственно не могли быть его учениками. В Арморике наблюдается тенденция к смешению св. Германа Автиссиодурского с Г., неизвестным на Британских о-вах. Почитание Г. всегда носило «франко-галльский» характер и почти не представлено за пределами совр. Франции (гл. обр. севера) и Бельгии. В 754 г. аббат Лантфред по инициативе кор. Пипина Короткого в присутствии мн. епископов, короля и 2 его сыновей, Карла (буд. имп. Карл Великий ) и Карломана , открыл мощи Г. Впосл. они были помещены в главной церкви аббатства св. Викентия, названной во имя Г. Сохранилось анонимное повествование об этом событии, якобы составленное со слов кор. Карла Великого. К этому сочинению, известному в 2 редакциях, добавлены чудеса, происходившие при открытии мощей (BHL, N 3472-3475). Сохранилось анонимное стихотворное переложение рассказа об открытии мощей.

http://pravenc.ru/text/164735.html