Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Александр Иванович (10.08.1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1933, Тамбов), богослов, историк Церкви. Из семьи священника, брат И. И. и В. И. Бриллиантовых. В 1881 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1887 г.- Новгородскую ДС. В 1887-1891 гг. учился в СПбДА, после ее окончания получил степень канд. богословия. В 1891/92 г. оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892-1893 гг. преподавал Закон Божий в 2 городских уч-щах в С.-Петербурге. В 1893-1900 гг. в Тульской ДС преподавал историю и обличение рус. раскола, обличительное богословие, с 1895 г. одновременно исполнял обязанности епархиального миссионера Тульской епархии. В июле 1898 г. защитил в СПбДА магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». С мая 1900 г. являлся доцентом на кафедре общей церковной истории СПбДА, с дек. 1903 г. экстраординарным профессором, курс лекций Б. по общей церковной истории сохранился в рукописях и литографических изданиях. Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. В июле 1914 г. удостоен степени д-ра церковной истории по совокупности трудов. С сент. 1914 г. ординарный профессор СПбДА. С 1900 г. служил делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолич. и англикан. вопросам. В течение ряда лет состоял председателем Библиотечной комиссии СПбДА. Б. являлся членом Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., на к-ром исполнял обязанности секретаря. Весной 1917 г. был одним из кандидатов на митрополичью кафедру Петрограда. В окт. 1918 - июле 1922 г. служил преподавателем, затем профессором церковной истории в 1-м Петроградском педагогическом ин-те, в 1920-1923 гг. преподавал в Петроградском богословском ин-те. Предпринимал усилия к сохранению б-ки СПбДА, из фондов к-рой 18 дек. 1918 г. был образован филиал ГПБ (до 1932 располагался в здании академической б-ки).

http://pravenc.ru/text/153437.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЫЛТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кылтовский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии РПЦ), расположен в пос. Кылтово Княжпогостского р-на Республики Коми. Основан в 1878 г. по инициативе еп. Великоустюжского и Тотемского Иоанникия (Казанского) архангелогородским купцом 1-й гильдии А. В. Булычёвым, владельцем Серёговского солеваренного завода. Место было выбрано в урочище Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Б. Ель, где подвизался пустынник Василий Алексеевич Пестерев († 1832), уроженец соседнего сел. Ляли (Ляй). В 20-х гг. XIX в. рядом с избой он поставил деревянный крест, от которого, по утверждению местных жителей, исходил свет. Место на берегу р. Кылтовка получило название Крестовый Стан. По благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского купец Булычёв обещал построить при мон-ре богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами и ежегодно жертвовать сумму в размере 3 тыс. р. Он же открыл счет в Вологодском банке на 17,5 тыс. р., чтобы на проценты от ценных бумаг содержать монастырских священников. Купец И. Г. Калашников в свою очередь пожертвовал на основание обители ок. 3 тыс. га земли. В К. м. из Варлаамиева Важского монастыря перевели неск. монахинь. Одна из них, Филарета, была возведена в сан игумении и стала 1-й настоятельницей обители. В богадельне получали уход и заботу 20 престарелых. На территории К. м. воспитывались ок. 50 девочек, которых обучали грамоте, рукоделию, домоводству. Нуждающимся ежегодно выдавалось более 10 тыс. благотворительных обедов. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Сестры мон-ря. Фотография. Нач. XX в. К 1894 г. в К. м. были выстроены ц. во имя свт. Стефана Пермского с колокольней, кирпичный сестринский корпус с 2 деревянными 2-этажными пристройками, 2 деревянных 2-этажных дома священников, гостиница, избы для рабочих, амбары, скотные дворы, конюшни, каретный сарай, мастерские, в т. ч. гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. К. м. был обнесен кирпичной стеной. К 1912 г. в мон-ре был воздвигнут кирпичный 5-главый собор во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в визант. стиле с тепловым отоплением от калориферной печи. В соборе был поставлен 11-метровый резной дубовый иконостас, украшенный серебром, золотом и бриллиантами.

http://pravenc.ru/text/2462369.html

Несмотря на московский примирительный собор 1906 г., отказавшийся от «Окружного послания», в Г. и близлежащих районах сохранялись неокружнические общины, отличавшиеся многочисленностью, приверженностью традиции. Неокружники в Г. сохраняли домашнюю богослужебную практику до 80-х гг. XX в. Большинство неокружнических общин отказывалось от регистрации, в 1906-1907 гг. в Г. были зарегистрированы только 2 неокружнические общины: в Смолеве и Молокове (ЦГИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 9. Л. 21 об.- 22, 57 об.). Материалы дискуссий, к-рые проводили окружники с неокружниками, легли в основу соч. М. И. Бриллиантова «Шувойская беседа и материалы для истории раздора, именуемого неокружническим», содержащего апологию «Окружного послания» ( Коровин П. П. Сказание о состоявшем примирении двух старообрядческих церквей в Павловском Посаде 7422 года. М., 1914), был также разработан «Чин принятия от противоокружнической ереси» (НБ МГУ ОРКиР. 2297). Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. В Г. селились лужковцы (лужкане, см. ст. Лужковское согласие ), не принявшие Белокриницкую иерархию, признававшие только тайно действующих священников, отрицавшие метрические записи. Со временем они перешли к беспоповской практике. В 1858 г. старообрядческий еп. Пафнутий (Овчинников) составил «Ответы» на вопросы лужковцев с описанием их истории и расселения в Г. (РГБ ОР. Ф. 247. 389. Л. 177-187 об.). Лужковцы малочисленными группами проживали в Г. в ХХ в. В 1873 г. в Г., по данным полиции, числилось 68 старообрядческих моленных, Московская консистория сообщала о 50 моленных. Впосл. их число росло. В нач. 80-х гг. XIX в. в Богородском у. действовало 89 моленных. После выхода 3 мая 1883 г. закона, частично расширявшего права старообрядцев, до кон. XIX в. было создано еще 32 моленных, так что в 1898 г. в Богородском у. действовала 121 старообрядческая моленная (3 беспоповские - поморские, более 50 неокружнических). Ряд моленных (в Гридине, Чёлохове, Круглове, Алексеевской, Максимовской) существовал к тому времени более 70 лет (ЦГИАМ. Ф. 17. Оп. 98. Д. 675. Л. 119). После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Г. была построена старообрядческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Устьяново (сооружена в 1908-1911 на средства Ф. Е. Морозовой).

http://pravenc.ru/text/168422.html

Осенью 1942 г. в связи с загруженностью делами Н. в РумПЦ были учреждены 2 должности патриарших викарных архиереев. В нояб. под председательством Н. прошел Архиерейский Собор, к-рый выразил верноподданнические чувства королю и приветствовал Антонеску, преподав ему благословение «на успешное водительство румынского народа к славе и процветанию» и успешное руководство румын. армией, «борющейся за Родину и Крест до полной победы» ( Шкаровский. 2011. С. 189). Очевидно, эти действия были продиктованы необходимостью поднять дух румын. войск, находившихся под Сталинградом. На Соборе также был принят закон о патриархе, предусматривавший расширение патриаршей власти (Церк. обозр. 1942. 11/12. С. 6). В сочельник 1942 г. Н. посетил кор. Михая I и преподнес ему украшенный бриллиантами крест как символ победы. В связи с потерями румын. армии в Сталинградской битве (только в нояб. 1942 - до 80% личного состава) Н. неск. раз объявлял дни поминовения павших воинов и возглавлял панихиды в кафедральном соборе (7 февр., 3 июня 1943). В нач. апр. 1944 г., с приближением советских войск к границам Румынии, Н. призвал священников оставаться на местах их служения, дабы ободрять и укреплять паству, посетил пострадавший от бомбежек район Бухареста и приветствовал на бухарестском вокзале беженцев из сев. областей страны (Deutsche Allgemeine Zeitung. B., 1944. 14 Apr. S. 1). В 1944 г. Н. создал благотворительный фонд, к-рый оказывал помощь священникам и церковнослужителям, пострадавшим во время боевых действий. Открыл во время войны 2 детских дома. Внешнеполитическая деятельность Н. во время второй мировой войны Избрание патриаршего местоблюстителя митр. Молдавского Никодима (Мунтяну) патриархом Румынским. Заседание Синода Румынской Православной Церкви. Фотография. 30 июня 1939 г. Избрание патриаршего местоблюстителя митр. Молдавского Никодима (Мунтяну) патриархом Румынским. Заседание Синода Румынской Православной Церкви. Фотография. 30 июня 1939 г. Н. продолжил линию сближения РумПЦ с др. Церквами и конфессиями, начатую еще при патриархе Мироне, особенно с Англиканской Церковью (напр., 20 марта 1936 Синод РумПЦ вынес положительную резолюцию относительно законности рукоположения иереев и хиротонии архиереев в англикан.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

глухие) поставлено на подклет и окружено галереями. Остроту силуэта дополняют одноглавый сев. придел с горкой кокошников и 3 шатровых крыльца с лестницами-всходами. Разнообразен фасадный декор с белокаменными резными вставками; роспись стен «в бриллиантовый руст» и «травами» утрачена в 90-х гг. XX в. Церковь Св. Троицы в Костроме. Ок. 1645 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь Св. Троицы в Костроме. Ок. 1645 г. Фотография. Нач. ХХ в. В сер. XVII в. появился тип двустолпного храма в 2 вариантах. Первый - с главой, сдвинутой к востоку и поставленной на подпружных арках, переброшенных от столбов к вост. стене, был производным от конструкции собора Авраамиева Городецкого мон-ря - костромская ц. в честь Рождества Христова (прор. Илии) на Городище (1649-1652, заказ бояр Г. И. и Ф. П. Морозовых), собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Нерехты (1678, заказ ярославского жителя И. Аверкиева). Образцом конструкции 2-го варианта послужил Преображенский собор Геннадиева в честь Преображения Господня муж. мон-ря под Любимом (1644-1647) на границе с ярославскими землями. Собор с главой, поставленной между столбами, не имел подклета, обладал приземистыми пропорциями, его зап. фасад был украшен аркатурно-колончатым фризом. К тому же типу двустолпия относятся костромские храмы - собор Вознесенского мон-ря, вскоре превращенный в приходскую ц. Вознесения на Дебре (1654), ц. ап. Иоанна Богослова в Богословской слободе (1681-1687, построена на средства Ипатиевского мон-ря), а также храмы Лухского у. (ныне Ивановская обл.) - Воздвиженский собор (1679) Тихонова Лухского мон-ря и ц. в честь Воскресения (1680) в Лухе (заказ посадского жителя М. Фёдорова, «попова сына»). Все они были 5-главыми, но их объемные композиции отличаются: церковь на Городище (боковые главы разобраны в кон. XVIII в., утраченный сев. придел восстановлен при реставрации в 1985-1990) имела 2 симметричных придела и колокольню, соединенную с храмом маленькой папертью, к собору в Нерехте первоначально примыкала двустолпная трапезная и деревянная шатровая колокольня (заменена новой трапезной в 1833), а Воскресенская ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В 1941 г. в честь 25-летия архиерейского служения Н. был награжден бриллиантовым крестом на клобук. Нестор (Анисимов), архиеп. Камчатский. Фотография. 1938 г. Нестор (Анисимов), архиеп. Камчатский. Фотография. 1938 г. С 1932 г. Харбин находился под оккупацией Японии, создавшей в Маньчжурии подконтрольное себе гос-во Маньчжоу-Го. Первоначально Н. приветствовал действия японцев, считая, что они направлены против распространения в мире коммунистического влияния. Архиерей пересмотрел свои взгляды во время второй мировой войны, в к-рой Япония являлась союзницей гитлеровской Германии. Н. поддерживал борьбу советского народа в Великой Отечественной войне. В 1943 г. через советское генконсульство в Харбине он передал в фонд помощи Красной Армии принадлежавшие ему золотые кресты и золотую панагию. В нач. 1944 г. япон. военные власти потребовали от рус. населения Маньчжурии демонстративного почитания легендарной прародительницы имп. дома Японии богини Аматэрасу Оомиками . Митр. Харбинский Мелетий (Заборовский) вместе со своими викарными епископами Хайларским Димитрием (Вознесенским ; вскоре возведен в сан архиепископа) и Цицикарским Ювеналием (Килиным) выступил с архиерейским посланием, в котором правосл. духовенству и мирянам Харбинской епархии запрещалось участие в языческих ритуалах, к-рые совершались на общественных церемониях и в гос. праздники. Н., занимавший бескомпромиссную позицию в этом вопросе и недопускавший в Доме милосердия поклонения языческой богине, первоначально отказался подписать это послание, но 31 авг. того же года подтвердил единомыслие с епископатом Харбинской епархии в вопросе о недопустимости поклонений Аматэрасу. Весной 1945 г. (в марте или апр.) Н. направил письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию I c поздравлениями по поводу его избрания главой РПЦ. В письме Н. сообщал о положении в Харбинской епархии, где из-за старческой немощи митр. Мелетия фактическим управляющим стал архиеп. Димитрий, просил о переводе в Харбин митр. Токийского Сергия (Тихомирова), а также предлагал создать экзархат, объединяющий правосл.

http://pravenc.ru/text/2565132.html

По описанию, сделанному в 1869 г. Евпсихием, архим. Нижнеломовского мон-ря, К. Н. и. «живописью подобна явленному в Казани образу, в размере же меньше онаго,- живопись древняя, греческая; мерою образ сей в длину 6-ти, а в ширину 4-х вершков» (26,7×17,8 см) (Там же). В описании монастыря 1891 г. дается уточненный размер иконы (41/2×33/4 вершка) (20×16,7 см - Там же. 1891. С. 18), этот же размер приводится в описаниях мон-ря 1911 г. (Там же. 1911. С. 17; Гедеон (Котлов). 1911. С. 7). После закрытия Нижнеломовского мон-ря К. Н. и. считалась утраченной. Ныне известно, что святыня находилась у архим. Макария и иером. Гедеона, к-рый перед арестом отдал ее правосл. семье Климовых. Икона хранилась у А. А. Климовой († 2008), дочери расстрелянного иконописца Нижнеломовского мон-ря А. М. Климова, к-рая завещала передать икону в 2008 г. в мон-рь. Кроме нее никто не знал о существовании иконы. Образ был вновь обретен 26 апр. 2008 г., в Страстную субботу. Ныне К. Н. и. находится в новом, освященном 27 окт. 2008 г. Казанском храме Нижнеломовского мон-ря и является одной из главных святынь Пензенской епархии. Сохранившаяся К. Н. и. относится к 1-й пол. XVII в. и имеет размер 20 ´ 16,7 см. В типах ликов Богородицы и Младенца Христа видна связь с ранними списками Казанской иконы. Авторский красочный слой имеет утраты. Корона с белильными «жемчужинами» над головой Богоматери частично видна на архивной фотографии К. Н. и. нач. XX в. (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. Вр. 12. 161). Чудотворный образ часто носили в крестных ходах (особенно многочисленных в годы эпидемий и засухи), и тогда в раму с клеймами вставлялся список К. Н. и. На хромолитографиях кон. XIX - нач. ХХ в. икона воспроизводилась в золотом окладе 1856 г. (положение Младенца Христа чуть развернуто к Богородице). Оклад желтого цвета, высокая корона с бриллиантами серебряного оттенка, нимб в виде лучей, в верхних углах 2 прямоугольные дробницы с монограммами имени Божией Матери, в нижних углах головки ангелов. Хромолитографии или олеографии наклеивались на доску в размер чудотворного образа (ПГОКМ).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Изображение Я[вленной] К[азанской] и[коны] в драгоценной праздничной ризе известно по фотографии кон[ца] XIX в. (РГИА; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. [//РЧ, 8-е: Церковные древности]. 2001. Ил. 1 на с. 224; Она же. Божественный Покров: [Казанская икона Богородицы в XX - нач. XXI в.//Традиции и современность. Москва]. 2008. С. 56, вкл.; Липаков [Е.В.]. [Архипастыри Казанские: 1555 - 2007. Казань]. 2007. Ил. на с. 42). Её иконография традиционна, под сильно потемневшим покрытием угадываются черты лика Богородицы с большими глазами и удлинённым носом (считалось, что икона никогда не поновлялась). Сохранилась происходящая из Казанского девичьего монастыря древнейшая пелена кон[ца] XVI в. с изображением Казанской иконы (27,5 × 24,5 см; НМРТ), на её полях - начало тропаря иконе. Судя по характеру шитья, она была создана в местной мастерской (Завьялова М.К., Каргалова Т.А. Краткий обзор памятников древнерус[ского] лицевого шитья XVI - XVII вв. в собр[ании] ГОМРТ//ГММК: Мат[ериа]лы и исслед[ования]. М[осква], 1995. Вып. 10: Древнерус[ское] худож[ественное] шитьё. С. 76 - 78. Ил. 4). Лик Богоматери с огромными глазами обладает необыкновенной выразительностью, свидетельствуя о непосредственном восприятии святыни создателями пелены. Можно предположить, что именно эта пелена висела под явленной иконой. Я[вленная] К[азанская] и[кона], пелена и известные ранние списки имеют один иконографический извод. К Я[вленной] К[азанской] и[коне] имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, - в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На неё надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, алмазами, яхонтами и др[угими] драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством др[угих] бриллиантовых украшений и драгоценных камней. В 1767 г. имп[ератрица] Екатерина II приложила к иконе бриллиантовую корону (Малов [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. С. 31 - 34).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Более точной с т. зр. иконографии копией прижизненной парсуны является ростовой портрет Н. 1913-1914 гг. (дар И. И. Бриллиантова Ферапонтову мон-рю, КБМЗ; см.: Святейший патр. Никон. 2005. С. 72-74. Кат. 49; Шаромазов М. Н. Ферапонтов мон-рь: Страницы истории: Путев. по экспозиции/КБМЗ. М., 2002. С. 66. Ил. 51). Живопись довольно условна (к этому времени протограф уже нуждался в реставрации). Мантия патриарха малинового цвета, на нижних скрижалях образы херувимов. Согласно надписи на обороте подрамника, портрет «писала Надежда Косарева, ученица 8[-го] класса С. П. Б. Исидоровского епархиального училища»; в 1914 г. он был «исправлен» худож. Т. Н. Гиппиус (сестрой поэтессы З. Н. Гиппиус) «по фотографии с портрета, писанного… царским живописцем Дитерсом…» и передан в мон-рь 2 авг. 1915 г. Др. портрет Н. в подобном облачении (клобук иной формы) «в овальной раме» хранился в Чудовом мон-ре (Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 65. 13в; Три века: Россия от смуты до нашего времени: Ист. сб./Ред.: В. В. Каллаш. М., 1912. [Т. 1.] С. 231). К этому типу изображения можно отнести и книжные иллюстрации к царским Титулярникам 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. Поясные или погрудные образы заключены в овальные или арочные рамки, окруженные цветочным орнаментом. В Титулярнике 1672 г., созданном в мастерской Посольского приказа для поднесения царю Алексею Михайловичу по заказу боярина А. С. Матвеева (иконописцы И. Максимов и Д. Львов, РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 94 (74); Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. Л. 57), образ Н. поясной, развернут вправо; патриарх в рясе, архиерейской мантии, невысоком белом клобуке с крестом, с панагией на груди; правая рука в благословляющем жесте, в левой - четки и жезл без сулока. У Н. специфическая внешность: темные глаза, крупный, сильно выступающий нос, черная прямая борода, оставляющая открытым подбородок, широкие скулы и слегка впалые щеки; надпись: «Пре(ж)де бывшïй патриа(р)хъ Никонъ» (внизу текст о низложении Н.). Изображение Н. с такой же или традиц. надписью присутствует и в др. экземплярах Титулярника: 1672-1673 гг. (РНБ. Эрм. 440. Л. 86), 1690-1698 гг. (ГИМ. Муз. 4047. Л. 76 (79); см.: Грибов Ю. А. Лицевой Титулярник кон. XVII в. из собр. ГИМ//Рус. ист. портрет. 2006. С. 113-141), нач. XVIII в. (РНБ. ОСРК. F.IV.764. Л. 107 (109)) и др. «Портреты» отличаются деталями рисунка (жестами рук, клобуком с крестом или без него, оттенками фиолетовой мантии), индивидуализацией облика (острый нос, жидкие волосы, прямая, относительно короткая борода).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010