Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новое время АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [англ. Declaration of Breda], обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию. Подписана в ставке короля в Бреде (Нидерланды) 4 апр. 1660 г. (Англия в то время еще пользовалась юлианским календарем) и зачитана перед обеими палатами Парламента 1 мая того же года. В декларации содержатся: указание на действие Божественного Провидения в реставрации династии Стюартов; объявление амнистии всем участникам англ. революции, «кроме тех лиц, каковые будут исключены Парламентом»; объявление свободы совести и права каждого держаться любого мнения по вопросам религии, если этим не нарушается мир в королевстве; признание перераспределения земель и имущества, происшедшего за время революции. Декларация была положительно воспринята большей частью англ. общества, уставшего от гражданской войны: почти всеми англиканами и пресвитерианами, а также мн. индепендентами. Однако после высадки короля в Дувре и его прибытия в Лондон (29 мая 1660) стало очевидным, что Карл не в состоянии выполнить все, о чем говорилось в декларации. Произошло частичное перераспределение имущества, начались преследования ряда бывш. участников гражданской войны, восстановление англиканской Церкви в ее офиц. статусе (Акт о единообразии, 1662) и дискриминация прав англ. католиков (Тест-акт, 1673). Нарушение основных положений Б. д. стало одной из причин, приведших к падению монархии Стюартов в ходе Славной революции 1688 г., а заложенные в декларации принципы свободы совести получили развитие и были частично реализованы в Акте о веротерпимости (1689). Ист.: Documents of the English Reformation/Ed. G. Bgay. Camb., 1994. P. 544-545. Лит.: Hutton R. The Restoration: A Political and Religious History of England and Wales, 1658-1667. Oxf.; N. Y., 1985. В. В. Ч. Рубрики: Ключевые слова: ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей

http://pravenc.ru/text/153401.html

Двор К. в изгнании сначала разместился во Франции, но впосл. неоднократно переезжал - его резиденции располагались в Регенсбурге, Брюгге и Брюсселе. К. сформировал королевский совет, де-факто возглавленный Эдуардом Хайдом (1609-1674), в состав к-рого были включены исключительно англикане - монарх подчеркнуто дистанцировался от сторонников пресвитерианства и Ковенанта. Первое время К. пришлось существовать на пенсию, назначенную королеве-матери Генриетте Марии, и частные пожертвования от роялистов. Он принял участие в урегулировании конфликта между королем и Фрондой, но кард. Джулио Мазарини , который высоко оценил его усилия, вскоре заключил мир с Английской республикой, и К. так и не получил ожидаемой поддержки. Попытки привлечь на свою сторону Римский престол также не дали результатов. Папа Иннокентий X (1644-1655) потребовал от К., предлагавшего смягчить положение католиков в Англии в случае его возвращения на престол, немедленного перехода в католичество, и К. отказался. Период нестабильности и неудачных попыток внешнеполитических альянсов завершился для К. со смертью Кромвеля. Ставший лордом-протектором сын Кромвеля Ричард недолго продержался у власти. Его смещение привело к ряду серьезных внутриполитических изменений в стране; кроме того, восстановление монархии в Англии было выгодно большинству европ. держав. Реставрация и первые годы правления (1660-1665) В 1660 г. начались тайные переговоры между К. и ген. Дж. Монком, выступившим за реставрацию монархии. К. пообещал провести политическую амнистию (за исключением лиц, непосредственно подписавших приговор кор. Карлу I), сохранить земли, до революции принадлежавшие королевской семье и церкви, за новыми владельцами, а также гарантировать веротерпимость, что по сути означало толерантное отношение к протестант. деноминациям, образовавшимся за годы гражданских войн. Со своей стороны Монк и высшее военное руководство гарантировали К. сохранение королевских прерогатив и отмену мн. ограничений королевской власти, на которые вынужден был пойти Карл I в нач. 40-х гг. XVII в. В марте 1660 г. парламент принял билль об отмене всех постановлений начиная с 1648 г. (в т. ч. и об упразднении монархии и палаты лордов), условия возвращения короля на престол были закреплены в Бредской декларации и обнародованы 4 апр. 1660 г. Месяц спустя реставрация монархии была официально признана парламентом. 25 мая К. высадился в Дувре, где был встречен ген. Дж. Монком, а 29 мая 1660 г. торжественно прибыл в Лондон и был официально провозглашен королем.

http://pravenc.ru/text/1681063.html

137-138 138-144 БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина) 144-145 145-146 БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи 146-181 БРАК В КАНЕ повествование о пребывании Господа Иисуса Христа, Его Матери и учеников на браке в галилейском сел. Кана и о совершении Им там Своего первого знамения - претворения воды в вино 181-183 183-184 184-185 185-186 БРАНКОВИЧ Джордже (ок. 1645 - 1711), серб. и румын. политический деятель, хронист и церковный писатель 186-190 БРАТОТВОРЕНИЕ средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах 190-194 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных 194-198 198-199 199-201 200-201 201-213 БРАТЬЯ ГОСПОДНИ неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви 213-215 215-216 БРАУЛИО (ок. 590 - ок. 651), еп. г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), свт. (пам. зап. 26 марта) 216-217 БРАУН Роберт (ок. 1550 - 1633), англ. протестант. теолог, проповедник, один из основателей конгрегационализма 217-218 218-220 220-221 221-222 222-223 БРЕВИАРИЙ католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов 223-229 БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию 229-232 232-234 БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай БРЕК Иоанн (род. 1939), прот. Православной Церкви в Америке, специалист по НЗ и нравственному богословию 234-235 236-238 БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Церковь кон. XI в. представляла собой 3-нефную романскую базилику с трансептом, напоминающую собор в Дареме (в меньшем масштабе). От нее сохранился неф, потолок к-рого опирается на 6 пар мощных круглых столбов. Боковые нефы перекрыты каменным сводом, центральный имеет деревянное перекрытие. Сохранились 2 портала, украшенные зигзагообразным орнаментом; готические оконные переплеты относятся к более позднему времени. Обширный готический хор 1-й пол. XIII в. (в 1500 в нем было не менее 20 алтарей) был полностью разобран. О нем напоминают лишь остатки капеллы Богоматери с каменным основанием для раки св. Маргариты, уцелевшие при последующих перестройках. Воздвигнутая на этом месте просторная приходская церковь - интересный образец шотл. церковной архитектуры XIX в. Крестообразный храм воздвигнут в неоготическом стиле, в средокрестии находятся алтарный стол и кафедра для проповедника. Под кафедрой - надгробие Роберта Брюса, к-рый считается национальным героем Шотландии. Среди др. достопримечательностей Д.- бывш. дом аббата (сер. XV в., перестроен в нач. XVIII в.), руины дворца и пещера св. Маргариты. Арх.: Registrum de Dunfermelyn (ms.)//Dunfermline Central Library. The Local History Dep. Ист.: Johannes de Fordun. Chronica Gentis Scotorum: Chronicle of the Scottish Nation/Ed. W. F. Skene. Edinb., 1872. (The Historians of Scotland; 4); Turgot, Bishop of St. Andrews. The Life of St. Margaret, Queen of Scotland/Transl. by W. Forbes-Leith. L., 1889. Лит.: Henderson E. The Annals of Dunfermline and Vicinity, from the Earliest Authentic Period to the Present Time: A. D. 1069-1878. Glasgow, 1879, 1999r; Fawcett R. The Abbey and Palace of Dunfermline. Edinb., 1990. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию

http://pravenc.ru/text/171357.html

Возможно, это стало одной из причин попытки еп. С. Гардинера и его сторонников в Тайном совете обвинить архиепископа в ходе т. н. заговора пребендариев. Несмотря на неудачу этой попытки, король настоял на определенном отрицании солофидеизма и утверждении важности «добрых дел», что привело к включению в проект фразы, об оправдании «не только верой и не одной верой» («faith neither only nor alone»). Кранмеру пришлось уступить, и проект был утвержден конвокацией 30 апр. 1543 г. и вскоре опубликован. По статусу этот документ значительно отличался от «Епископской книги», поскольку он был официально одобрен королем. В мае 1543 г. палата лордов приняла акт, устанавливавший «К. к.» как главный и единственный катехизис Церкви Англии и запрещавший чтение и распространение противоречащих ей текстов. Этот акт также значительно ограничивал круг лиц, к-рым дозволялось читать Библию, фактически до духовенства и высших слоев общества. Книга сохраняла такой статус до конца правления Генриха VIII и была заменена в 1547 г. первой «Книгой гомилий». Изд.: A Necessary Doctrine and Erudition for any Christen Man: Set Furthe by the Kynges Maiestye of Englande. L., 1543; Formularies of Faith Put Forth by Authority During the Reign of Henry VIII/Ed. C. Lloyd. Oxf., 1825. Лит.: Hardwick Ch. History of the Articles of Religion. Camb., 1851; Davies H. Worship and Theology in England. Princeton, 1970. Vol. 1; Haigh C. English Reformations: Religion, Politics and Society under the Tudors. Oxf.; N. Y., 1993; Bernard G. W. The King " s Reformation: Henry VIII and the Remaking of the English Church. L.; New Haven, 2005. В. А. Таубер Рубрики: Ключевые слова: АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей АНГЛИКАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающих евхаристическое общение и признающих в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией и авторитет Архиепископа Кентерберийского БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию

http://pravenc.ru/text/2458727.html

священников из 9 тыс. лишились приходов. Период Протектората был отмечен толерантностью по отношению к диссентерам - протестант. сектам, не признавшим гос. Церковь (за исключением унитариев ), а также к католикам и иудеям. В начале периода реставрации монархии, перед восшествием на престол, кор. Карл II (1660-1685) подписал Бредскую декларацию , обещая свободу вероисповедания всем христианам, и восстановил А. Ц. с ее прежним епископальным устройством. В ходе дебатов англикан. епископов и представителей пресвитерианского духовенства на Савойской конференции 1661 г. предложенный пресвитерианами вариант молитвенника принят не был. От священников, не получивших в эпоху Республики и Протектората должного посвящения, потребовали повторной ординации в присутствии епископов. Карл II утвердил Книгу общих молитв и «Акт о единообразии» (1662), к-рые не могли быть приняты пресвитерианами. В результате ок. 2 тыс. священников лишились своих бенефициев, они и стали первыми представителями движения нонконформистов в Англии. Яков II (1685-1688) издал «Акт о терпимости к католикам» (1688), вызвавший возмущение протестант. населения. В результате «Славной революции» на престол взошел Вильгельм III Оранский (1689-1702), стремившийся опереться на коалицию всех протестант. сил, включая диссентеров. Важным шагом в его политике стал «Акт о веротерпимости» (1689) по отношению к радикальным сектам, получившим право свободно отправлять свои культы. В кон. XVII в. богословская полемика утратила остроту.. Для умонастроений англикан. духовенства рубежа XVII-XVIII вв. характерен латитудинарианизм - относительное безразличие к спорам о доктринальных вопросах, принципах организации Церкви и литургической практике, толерантность и стремление к единству различных направлений внутри А. Ц.; в богословском отношении латитудинарии были сторонниками «естественной теологии» и последователями кембриджских платоников . На рубеже XVII-XVIII вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» Церковь. Термин «Высокая Церковь», встречающийся уже в XVII в., применяется к тем членам А.

http://pravenc.ru/text/АНГЛИКАНСКАЯ ...

Войска англ. парламента захватывали города, за 9 месяцев Кромвель покорил весь остров. На завоеванных землях предпринимались жестокие меры по отношению к местному ирл. населению, особенно в начале кампании: в захваченной Дроэде по приказу Кромвеля были убиты все оставшиеся в живых солдаты гарнизона, а также присутствовавшие в городе католические священники; командовавший силами ирландцев в битве у замка Скаррифхоллис (1650) католич. еп. Клоэра Гебер Мак-Магон был казнен. Итогом войны стал изданный 12 авг. 1652 г. «Акт об устроении Ирландии» (Act for the Settlement of Ireland), согласно которому все участники военных действий против англ. армии, а также поддерживавшее ирландцев католич. духовенство подлежали смертной казни, а их имущество конфискации; католики, в 1641-1650 гг. проявившие нелояльность к парламенту, лишались 1/3 владений. В сент. 1653 г. Малый парламент утвердил «Акт о вознаграждении» (Act of Satisfaction), на основании к-рого конфискованная земля передавалась англ. поселенцам и солдатам в соответствии с установленными в 1642 г. нормами. Ирландцы, избежавшие смертной казни, должны были переселиться в Коннахт и Клэр. 7-летний период республиканского правления был одним из самых неблагоприятных в истории страны и католической Церкви в И. «Лояльным» католикам было разрешено остаться на острове, но католические богослужения находились под строгим запретом; духовенство, нарушившее запрет, подвергалось аресту и высылке за пределы страны. Ирландский парламент был распущен. Политика в отношении католич. Церкви изменилась с реставрацией англ. монархии. В соответствии с Бредской декларацией Карла II (1660-1685) от 4 апр. 1660 г. в И. провозглашалась религ. терпимость (однако изгнанному из страны во времена республики высшему католич. духовенству вернуться не разрешалось), восстановлен парламент в Дублине. Новая королевская политика по отношению к ирл. католикам нашла отражение в «Акте об устроении» (1662), который был утвержден парламентом. Хотя в этом документе восстание 1641 г.

http://pravenc.ru/text/Ирландия.html

еп. Клоэра Гебер Мак-Магон был казнен. Итогом войны стал изданный 12 (22) авг. 1652 г. «Акт об устроении Ирландии» (Act for the Setting of Ireland ), согласно к-рому все участники военных действий против англ. армии, а также поддерживавшее ирландцев католич. духовенство подлежали смертной казни, а их имущество конфискации; католики, в 1641–1650 гг. проявившие нелояльность к парламенту, лишались 1 / 3 владений. 26 сент. 1653 г. Малый парламент утвердил «Акт о вознаграждении» (Act of Satisfaction ), на основании к-рого конфискованная земля передавалась англ. поселенцам и солдатам в соответствии с установленными в 1642 г. нормами. Ирландцы, избежавшие смертной казни, должны были переселиться в Коннахт и Клэр. 7-летний период республиканского правления был одним из самых неблагоприятных в истории страны и католич. Церкви в И. «Лояльным» католикам было разрешено остаться на острове, но католич. богослужения находились под строгим запретом; духовенство, нарушившее запрет, подвергалось аресту и высылке за пределы страны. Ирл. парламент был распущен. Политика в отношении католич. Церкви изменилась с реставрацией англ. монархии. В соответствии с Бредской декларацией KapлaII (1660–1685) от 4 апр. 1660 г. в И. провозглашалась религ. терпимость (однако изгнанному из страны во времена республики высшему католич. духовенству вернуться не разрешалось), восстановлен парламент в Дублине. Новая королевская политика по отношению к ирл. католикам нашла отражение в «Акте об устроении» (1662), к-рый был утвержден парламентом. Хотя в этом документе восстание 1641 г. и создание Ирландской конфедерации осуждались, англ. поселенцы должны были вернуть часть земель «невиновным» католикам (не участвовавшим в убийствах колонистов и войнах до 1643) с условием, что поселенцам будет предоставлено такое же количество земли в к.-л. др. месте на острове. Дефицит земли свел меры, провозглашенные в «Акте об устроении», на нет: по сравнению с периодом республики доля землевладельцев-католиков увеличилась, однако их владения занимали лишь 1 / 5 часть территории И.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

20 апр. 1653 г. Долгий парламент был распущен Кромвелем; созванный в июле того же года Малый, или Бербонский, парламент, назначенный гос. советом, просуществовал 5 месяцев. 16 дек. 1653 г. гос. совет одобрил новую конституцию, по к-рой власть разделялась между лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии (титул, присвоенный Кромвелю), гос. советом и парламентом, куда впервые вошли представители Ирландии и Шотландии. В период протектората пресвитерианская реформа так и не была реализована до конца, пресвитерианская церковь не стала общенациональной. Кроме англикан. Церкви, сохранившей во мн. регионах свои позиции, в стране в 40-60-х гг. усилили свои позиции радикальные течения в протестантизме - индепенденты (конгрегационалисты), к к-рым примыкали баптисты , браунисты, бэрроуисты, квакеры , люди пятой монархии . В 1654 г., при Кромвеле, была создана гос. церковь (State Church), имевшая пресвитерианскую основу, но включавшая также представителей др. протестант. образований; от служителей новой церкви не требовалось подписывать доктринальные положения. Тогда же были созданы особые комиссии, к-рые контролировали назначение духовенства в общины. В их состав вошли служители - пресвитериане, индепенденты и баптисты. В результате их деятельности 2,5 тыс. (из 9 тыс.) англикан. священников лишились приходов. Но это время было отмечено веротерпимостью по отношению к диссентерам - протестант. группам, не признавшим гос. церковь (кроме унитариев , отрицавших догмат о Св. Троице), к католикам и иудеям. После недолгого правления сына Кромвеля Ричарда (осень 1658 - весна 1659) и смены неск. правительств, в апр. 1660 г. собрался учредительный парламент (ковенант), к-рый проголосовал за возвращение на престол династии Стюартов. Реставрация 1660 г. началась с того, что Карл II в Бредской декларации (4 апр. 1660), пообещал политическую амнистию, свободу вероисповедания, сохранение права собственности на имущество, приобретенное во время революции. После прибытия в Лондон король подтвердил «Великую хартию вольностей» и «Петицию о праве», давшую парламенту право утверждать налоги. Но, когда в 1661 г. был избран новый парламент, где большинство составляли кавалеры, кор. Карл II нарушил Бредскую декларацию. Англикан. Церковь с ее епископальным устройством и всеми привилегиями была восстановлена в ущерб др. протестант. движениям. От священников требовалось подтверждение законности их рукоположения; если доказательств не было, то должна была проводиться повторная ординация в присутствии епископа. На англикано-пресвитерианской Савойской конференции (1661), где обсуждались возможные изменения в «Книге общих молитв», из-за непримиримой позиции епископов не было принято никакого решения.

http://pravenc.ru/text/150119.html

  001     002