В «Объяснительном слове по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине» (1880) Достоевский отметил: «Народ же наш… заключает в душе своей… склонность к всемирной отзывчивости и к всепримирению»; причем «способность эта есть всецело способность русская, национальная, и Пушкин … как совершеннейший художник… есть и совершеннейший выразитель этой способности» . В самой же речи о Пушкине подчеркнута христианская смиренность такой «способности»: «…наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей»; русские должны «изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» . Пушкин и является, по Достоевскому, «угадчиком», «пророком» «грядущего назначения» русской «силы народной», «силы духа русской народности». Слово «сила» многократно повторяется Достоевским, и конечно, не случайно. Ведь и сам Христос в «евангельском законе», касаясь сохранения и распространения веры, предупредил: «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10: 34). Более того, на земле, согласно тому же «евангельскому закону», не предвидится чаемого Достоевским «братского окончательного согласия всех племен»; напротив, к концу света ожидается возрастание раздоров, и лишь во временном царстве антихриста будет мнимое примирение значительной части обольщенных народов. Потому и наш писатель в приведенных рассуждениях пользуется выражениями «может быть», «в конце концов», намекая, пожалуй, на то, что «согласие» наступит уже после конца света, в вечности, в апокалипсическом «Новом Иерусалиме», в который у него даже Раскольников (поначалу хотя бы на словах) верит, как верит и в «вековечную войну» вплоть до Второго пришествия . Достоевский, несомненно, был знаком с магическими толкованиями апокалипсического образа Нового Иерусалима (см.: Откр. 21: 1–3) в духе указания на грядущий земной «золотой век»; был он знаком и с сен-симонистским изводом подобных толкований . Однако писатель более склонялся к строго православному верованию в невозможность достижения блаженства на этой «земле» – вплоть до Страшного суда и отмены земного бытия.

http://pravoslavie.ru/59638.html

Скачать epub pdf (Ответ Н.Ф. Каптерева профессору Н.И. Субботину ) Содержание а) Так называемое Феодоритово Слово б) Свидетельство из сборника митрополита Даниила в) Свидетельство Максима Грека г) Свидетельство Стоглавого собора д) Свидетельство патриарха Иова е) Свидетельство Большого Катихизиса ж) Свидетельство времени патриарха Иоасафа I     В 1887 году мы начали печатать в «Православном обозрении» свое исследование под заглавием « Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники» 1 . Но еще прежде чем мы окончили печатание статей, касающихся времени патриарха Иосифа, против нас выступил профессор Субботин в своем журнале «Братское слово» (Летопись происходящих в расколе событий//Братское слово. М., 1887, т. 1). Доказательств против нас в этих первых возражениях г. Субботина мы не нашли, если не считать доказательством то обвинение, что мы употребили о Никоне выражение «реформатор» и, следовательно, внесли его «в число таких же деятелей, что и Лютер». Несправедливость этого обвинения, думаем, ясна без разъяснений 2 . О возражениях подобного рода мы, конечно, вовсе бы и не упомянули здесь, если бы г. Субботин не сделал во второй статейке попытки указать, как он выражается, два-три ученых наших промаха. Какого рода эти указания наших ученых промахов со стороны знатока раскола – г. Субботина, хорошо видно, например, из следующего факта. Об известном поборнике никоновских церковных исправлений, рязанском архиепископе Иларионе, мы сказали в своей статье, что Иларион сначала был белым священником в селе Лыскове. Г. Субботин, как специалист по истории раскола, авторитетно замечает на это, что Иларион был не мирским священником, а иеромонахом, и игуменом, о чем упоминает Аввакум в своем Житии (Материалы по истории раскола за первое время его существования. М., 1879, т. 5). В указанном месте Жития Аввакума мы читаем: «ездил к другу своему Илариону игумену: он просвиру вынял за брата. Тогда добро жил, что ныне архиепископ резанской, мучитель стал христианской». Приведенное место, очевидно, показывает только, что в то время, о котором рассказывает Аввакум, Илларион уже был игуменом, но это, конечно, нисколько не мешало ему ранее быть белым священником. А чтобы уверить нашего специалиста в том, что Иларион рязанский ранее своего игуменства действительно был белым священником в селе Лыскове, мы советуем ему заглянуть в следующий шестой том «Материалов по истории раскола» Н.Субботина , где на 195 – 196 страницах он может прочесть следующее свидетельство об Иларионе дьякона Федора: «Ларион поп бысть на Лыскове селе под Нижным, и овдове, и пострижеся, и бысть игуменом у Макарья на Желтых песках».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Брат, братство (Brother, brotherhood) Две великие заповеди – любить Бога и любить ближнего своего – относятся к божественной и человеческой категориям библейских взаимоотношений. Человеческая любовь, например в браке и дружбе, предполагает исключительные, близкие и добровольные отношения; даже в любви к ближнему подразумевается, скорее, конкретное проявление расположения, а не абстрактное чувство доброй воли. Вместе с тем, братство – более широкая и объемная категория, в которой в одних случаях отражается кровная связь, в других – личная привязанность, а в третьих – преданность племени, народу или духовному сообществу. Что особенно важно, в понятиях брат и братство подразумеваются равноправные, а не иерархические отношения типа родитель/ребенок, отец/сын или патриарх/род. Многие характеристики братства распространяются в Библии и на сестер. Хотя слово сестринство в Библии не употребляется, из контекста многих мест, где речь идет о духовном братстве, явствует, что имеются в виду оба пола. В частности, в переводе NRSV, когда есть основания полагать, что объектом обращения является смешанная в половом отношении группа, используется перевод «братья и сестры». Необходимо четко различать случаи употребления слов «брат» и «братья» в прямом и в переносном смысле. Парадоксально, но с родными братьями в Библии чаще всего связываются образы раздора, борьбы, обмана, даже ненависти и убийства. Первым преступлением было братоубийство. Когда же слово брат или братья используется в метафорическом смысле, оно приобретает характеристики, выражающие единство и общность целей и ассоциирующиеся с понятием братство. Родные братья . Человеческий опыт показывает, что семейные отношения часто бывают самыми сложными. Это особенно верно в случае с братьями и сестрами: зависть, ревность, соперничество и отвержение друг друга проявляются с почти закономерным постоянством. Тон в изображении антипатии между братьями задан уже в Бытии. Архетипом служит ненависть Каина к Авелю. В его словах «разве я сторож брату моему?» в кратком виде выразилась суть бессердечного равнодушия. В своем Первом послании Иоанн, комментируя рассказ о Каине в частности и принцип братской любви в целом, приводит эти два типа отношений в качестве примера соответственно внутренней порочности и истинной веры: «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:11–12 ; ср. 1Ин.2:9; 4:20 ). Таким образом, в братской любви находит конкретное выражение основополагающее послание Библии – «чтобы мы любили друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мужчинам братской Украины, или Боль русской души 19.05.2014 2334 Время на чтение 3 минуты «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13) Во время огненных испытаний Преблагой Бог посылает народу своему для укрепления избранных своих. Не оставил Господь возлюбленный Русский народ и в нынешнюю лихую годину на очередном переломе героической и трагической Истории. На этот раз ради спасения Он даровал ему в качестве военного Вождя Игоря Храброго (Стрелкова), который, как былинный русский богатырь, насмерть встал за Святую Русь на обильно политых русской кровью, потом и слезами рубежах Юго-Восточной Украины. Вместе с тем, Дар, Талант Творца-Вседержителя нужно уметь мужественно и с благодарностью принять и приумножить. Ведь можно стать угодником Божиим, а можно - иудой. Об этом моя русская боль. С чувством глубокой горечи и гневом прослушал пламенное слово Игоря Храброго (см.: http://goo.gl/orpdru), который спокойно, четко, ясно, без лицеприятия доложил о сложившейся мобилизационной, нравственной и психологической обстановке на контролируемых Добровольческим ополчением территориях. Не нахожу нужных слов, чтобы выразить свою печаль. Никогда не думал, что может быть такое. Это же измена, дезертирство, причем в массовом порядке! Товарищи офицеры, где вы? Под бабьими юбками? Тепло, уютно, сытно, не дует? Так и будете уплетать сало, запивая его горилкой и пивом, с интересом смотря по телевизору репортажи с пылающей Украины, лениво посматривая «сериальчики»? Украина не ваша земля? Родину-Мать от проклятых буржуинов кто будет защищать? Сопливые Мальчиши-Кибальчиши со своими нежными матерями?! Теперь о самом главном. Власть в Киеве - Матери городов Русских - захватили достойные потомки недобитой СМЕРШем фашистско-бандеровской сволочи, мерзкие последыши тех, кто всегда, на протяжении многих веков, воевал против Православной Руси. Окончательно решить вопрос с ними, думаю, - задача офицеров, наша священная задача, - детей и внуков еще недалеких по времени от нас славных отцов и дедов. Не буду вглубь вдаваться в историю, скажу просто, что это боевая задача детей 9 Мая 1945 года! Это долг нашей чести и совести, отваги и доблести, веры и верности, благородства и сострадания.

http://ruskline.ru/analitika/2014/05/19/...

митрополит Антоний (Блум) Содержание Митрополит Антоний о проповедничестве Неделя 31-я - 36-я Проповеди Великого поста. Пасха Неделя 2-я - 8-я по Пасхе. Неделя 1-я - 7-я по Пятидесятнице. Неделя 8-я - 14-я по Пятидесятнице. Неделя 15-я - 21-я по Пятидесятнице. Какая наибольшая заповедь? Неделя 30-я по Пятидесятнице. Информация о первоисточнике Митрополит Антоний о проповедничестве С братской любовью к Владыке Митрополиту Антонию предпосылаю своих несколько слов его богомудрым словам и размышлениям. Прежде всего, читая его поучения мы должны знать и помнить, что это всегда устное слово, обращенное к живому слушателю и рассчитанное на живое общение в храме в молитвенной обстановке. Владыка Антоний говорит просто и не стремится к „захватывающему эффекту”, чем грешат современные проповедники, желающие более на себя обратить внимание. Владыка же подражает Святому Апостолу Павлу, который говорит, что „И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и Силы” (I Кор. 2, 4). И действительно, слово Митрополита Антония производит сильное впечатление на слушателей, коим и я не раз был, потому что оно отражает его личный духовный опыт. Владыка не просто говорит правильные слова, не просто поучает как надо жить, но свидетельствует нам от своего духовного делания, открывая часто слушателям свои личные переживания тех истин веры и благочестия, о которых проповедует. Именно эти сокровенные переживания веры и придают словам Владыки Антония убедительность и делают излишними всякого рода софистические рассуждения. Его проповедь исполнена Христовой любви к человеку, она – возвещение Благой Вести о Вечной Жизни. Владыка Антоний весьма известный в современном мире проповедник. Его талант учительства общепризнан. Его проповеди обращены не к узкому кругу людей, но он открыт ко всем людям. И это придает его слову Евангельский Дух u Апостольский характер: „Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф. 28, 19). Да благословит Господь и впредь „служение Слову” (Деян. 6, 4) дорогого брата нашего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1268...

Назидательное слово по случаю двадцатипятилетнего юбилея ректора Московской духовной семинарии протоиерея Н.В. Благоразумова Источник После причастного стиха на литургии преподавателем Семинарии, священником Александром Никольским сказано было следующее назидательное и приличное торжеству слово. Молим вы, братие, знайте труждающихся у вас. 1Фес.5:12 «Двадцать пять лет тому назад, в этом доме учения восшел на свое скромное делание, в качестве учителя, наш нынешний начальник, досточтимый Отец Протоиерей Николай Васильевич, и с тех пор вся его жизнь, за исключением лишь года и нескольких месяцев, отданных светской школе, стала всецело и безраздельно принадлежать лишь этому одному дому учения. Он духовно сроднился с ним и в нем нашел для себя тот живой центр, около которого, на пространстве почти двадцати четырёх лет, сосредоточивались все помыслы и сочувствия, вся его неутомимая и благоплодная деятельность – сначала лишь учительская, а потом учительская и начальническая вместе. Под руководством нашего О. Ректора образовались и воспитались целые массы учеников, здесь и там, на разнообразных поприщах жизни, с честью и достоинством проходящих более или менее видные общественные служения и всегда сохраняющих самую добрую и благодарную память о своем бывшем наставнике и начальнике. В наш дом учения, под отечески попечительное руководство нынешнего его начальника, уже давно вступают дети его бывших учеников и в этой живой преемственности непрерывающегося предания от отцов к детям слышится свободное, громкое и единодушное свидетельство тех и других о высоких умственных и нравственных качествах Отца Ректора. Преобразовательные движения прошлого царствования, коснувшееся и духовно-учебных заведений, возложили на нынешнего нашего начальника множество новых, особенных и тяжёлых трудов, касавшихся полного и всестороннего обновления вверенного его руководству учебного заведения. И вот, следуя заповеди св. Апостола – знать труждающихся ( 1Фес.5:12 ), движимые сознанием бесспорно-важных услуг, оказанных этому дому учения его нынешним начальником, мы собрались, братие, в сем святом храме, чтобы прежде всего общею и совокупною, братскою молитвою ко Господу, Подателю всякого блага, отметить и почтить нынешний день, замыкающий собою двадцатипятилетие служебного поприща досточтимого Отца Ректора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

«Слово пастыря». Выпуск от 8 октября 2016 года 8 октября 2016 г. 23:04 Очередной выпуск авторской программы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Слово пастыря» вышел в эфир 8 октября 2016 года. Доброе утро, дорогие телезрители! Нам поступил такой вопрос: «Ваше Святейшество! Сегодня мы видим, как все народы ополчились на Россию. За что же? Неужели мы такие плохие? Всем лезем помогать, часто себе в ущерб, и вместо благодарности — ненависть и презрение. Вот хоть Болгарию взять — такая была дружба, не разлей вода, а сейчас она возглавляет травлю России. Понятно Польша — отношения исторически были сложные, но Болгария? Ведь мы освобождали, и прочее. Выстоит ли Россия?» Этот вопрос задал Алексей Богомолов из города Лабинск Краснодарского края. Я думаю, было бы преувеличением говорить, что другие страны ненавидят Россию, и уж точно не соответствует действительности утверждение, что народы этих стран ненавидят Россию. Я бы сказал, что, напротив, авторитет России очень растет, и это часто выражается в разного рода действиях, заявлениях и неформальных выражениях чувств огромного количества людей в большинстве стран планеты Земля. А вот что касается того, что многие сегодня занимают позицию, направленную на изоляцию России, на ограничение ее влияния в мире, на подрыв ее авторитета, то это очевидно. Я бы, конечно, не поставил Болгарию впереди планеты всей, а уж если говорить о народе Болгарии, то ничего подобного нет. У абсолютного большинства сохраняются теплые чувства к России, благодарность за освобождение Россией Болгарии от османского владычества. Да и помимо этих исторических воспоминаний — опыт совместной жизни, совместной молитвы, ведь две братские Церкви, Болгарская и Русская, находились и находятся в самом тесном взаимодействии, в сотрудничестве и совместной молитве. Поэтому нельзя говорить о том, что Болгария, как и многие другие страны, испытывает какое-то негативное отношение к России. Но власти предержащие занимают нередко позицию, которая, мягко выражаясь, не соответствует позиции России, а лучше сказать, направлена на ограничение возможностей России действовать на международном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4633918.ht...

ЦВ 24 (397) декабрь 2008 /  27 ноября 2008 г. Новые задачи православной журналистики Сердечно приветствую всех участников и гостей и благодарю всемилостивого Бога, даровавшего нам новую встречу. Надеюсь, что предстоящие дни будут наполнены общением, и прежде всего — братским общением во Христе. На фестивалях «Вера и слово» в 2004-м и 2006 годах мы много говорили о тех духовных и нравственных основах, на которых строится деятельность журналиста. Какой шаг нам предстоит сделать теперь? Думаю, пришло время для более предметного разговора о состоянии, в котором находятся церковные СМИ и наше взаимодействие со светскими СМИ и обществом в целом. О проповеди «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор 9, 16). Не понизили ли мы сами ту планку, которая должна стоять перед церковными СМИ? Какое место занимает у нас слово о Христе? Для меня это очень сложный вопрос. Журналистика говорит о современности, о конкретных событиях нашей жизни. Сегодня светские СМИ этим и ограничиваются, они работают не столько над содержанием, сколько над «форматом». Конечно, и такие материалы говорят о ценностях, о духовном состоянии нашего общества. И здесь, если пользоваться актуальной терминологией, кризис наступил уже давно. Общество постмодерна — это не просто мультикультурная среда. Это мир, который считает, что у каждого есть «своя» правда, которая не больше и не меньше, чем правда другого. Такое общество отказывается различать добро и зло, отказывается искать высшую правду и, как следствие, эстетизирует порок, борется против евангельских ценностей. Христианин не может встать на эти позиции. Если он журналист и пишет летопись современности, он призван увидеть за событиями вечность, разглядеть Промысл Божий. И открыть — или хотя бы чуть-чуть приоткрыть — его читателю, слушателю или зрителю. Это трудная задача. Ее не решить только журналистскими средствами. Никакие коммуникационные технологии здесь не помогут. Необходимо особое видение, перемена ума, глубоко личное, сердечное переживание и понимание того, что и сегодня «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

http://e-vestnik.ru/docs/chapnin_veraisl...

В моей жизни многое, очень многое связано со Святейшим Патриархом, и все воспоминания о нем для меня бесконечно ценны и дороги. Я помню свои студенческие годы, когда он приезжал к нам на экзамены, а мне довелось несколько раз у него иподиаконствовать. Помню каждый взгляд, каждое слово. Хотя я и вырос в Лавре, но всегда испытывал очень большое почтение к священнослужителям. А если встречал кого-то из тех, кто носил епископский сан, то в буквальном смысле этих слов дрожал мелкой дрожью, общаясь с этим человеком и сознавая величие той благодати, того сана, который он нес. Не секрет, что иногда такое отношение к сану специально культивировалось в окружении некоторых владык. Но Владыка Алексий обладал удивительным даром: и вполне объяснимое смущение, и все наносное полностью уходило, когда ты подходил к нему. Ты с ним общался как с отцом. Для него не было запретных тем, не было и нежелательных вопросов – недостаточно серьезных или недозволенных. Напротив, абсолютно все, что тебя интересовало, ты мог спокойно выяснить и получить очень обстоятельный и мудрый ответ. Ответ с любовью. Ни разу не слышал от него отговорок: ты, мол, еще слишком молод, поучись, а когда опыт придет, тогда и поговорим. Владыка как никто другой понимал, что для молодого человека нет «неважных» вопросов, а все затруднения кажутся большими проблемами. С каждым и нас он обращался по-братски. Позднее, когда я принял монашество и стал священнослужителем (а послушания мои были в основном связаны с зарубежным служением), мы с ним довольно часто общались за рубежом. Это было благодатное время, потому что я мог учиться у таких столпов веры, как Святейший Патриарх. Он умел не только убеждать, но и внимательно, с неподдельным интересом слушать: даже перерывы между заседаниями он мог посвятить беседе и во время ее расспросить собеседника обо всем, что тот думает по поводу сколько-нибудь значимого события, которое затронуло жизнь Церкви. Такие беседы запечатлелись в памяти у всех, кому посчастливилось лично общаться с Предстоятелем, потому что они были уроком неформального и подлинно уважительного отношения к людям. Святейший тонко чувствовал живой интерес молодого человека и старался передать всю истину так, чтобы она сохранила свою целостность, не унижая при этом собеседника и никого не обличая – ни светские власти, ни церковные. Он говорил всегда так, как будто он один ответственен за все, что происходит на данный момент в Церкви. Святейший никогда не лукавил, не уходил от трудных тем, он был очень откровенным и открытым человеком.

http://pravoslavie.ru/37205.html

Глава пятая. Завет Божий с людьми Первое наименование Св. Писания – (сефер га берит) – Книга Завета ( Исх. 24:7 ). Отношение Бога к согрешившему человечеству укладывается в слово «Завет». Мы весьма привыкли говорить о двух Заветах – ветхом (старом) и новом, порой резко их противопоставляя. В этом есть правда и, иногда, необходимость, но, при этом, ускользает нечто от полноты. По сути говоря, существует один Бог и один завет Бога с людьми. Этот завет Божий неоднократно возобновлялся и восполнялся, входя во все большую полноту, и так – пока не охватит все и во всем. Довольно сложный для христиан вопрос о соотношении двух заветов и о том, что из Ветхого Завета берется, а что оставляется, нередко продиктовывается утрированным представлением о двух заветах, к тому же, их, на самом деле, вовсе и не два. Разногласия и путаница в этом вопросе приводили иногда к не вполне здоровым течениям и даже ересям и расколам (евиониты, манихеи). Остановимся сначала на значении слова «завет». Слово (берит) переводится как «союз» (по нем. Bund). Оно относилось к области социального и юридического опыта. Люди заключают между собой договор, определяя взаимные условия и права. Чаще всего, этот договор – союз добровольный. Это могут быть мирные соглашения, братские союзы, договоры о дружбе и даже брак. «Берит» бывает и союзом неравным. Сильная сторона обещает свое покровительство слабой, слабая, порой, ищет этого покрова-союза со стороны сильной. Бывали в практике древнего Востока и вассальные пакты-союзы. Нижестоящий испрашивает, при этом, союза, а сильнейший – соглашается по своему усмотрению и ставит свои условия. При заключении берит-союза, священный обычай требовал определенного обряда, действия. Рассекались надвое животные, и, вступающие в союз, проходили между рассеченными частями, произнося проклятия на возможных нарушителей. Либо – в память о союзе сажалось дерево, или поставлялся камень, становящиеся свидетелями союза для них, а порой, и для потомства. Так представлял Израиль свои отношения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010