Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Российские протестанты объединяются (комментарий в русле истории) ПОЯВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН В РОССИИ История баптистов и евангельских христиан в России изначально была связана с деятельностью иностранных миссионеров. Предтечей баптизма можно считать т.н. штундизм — течение пиетистского и евангелистского характера, возникшее среди живших на юге России немцев-реформатов и братских меннонитов (новоменнонитов), охватившее в середине XIX в. часть украинского населения. С 1860-х гг. в ряде южных губерний начинают появляться баптистские общины, причем значительную часть их образуют бывшие штундисты. Официально началом распространения баптизма в России считается 20 августа 1867 г., когда проповедник из Германии М. Кальвейт крестил в р. Куре купца Н.И. Воронина. Миссионерская литература, которая распространялась проповедниками, была переведена в основном с немецкого языка. Так, например, Исповедание веры христиан-баптистов, изданное в 1906 г. и переизданное в 1928 г., является переводом Гамбургского вероисповедания (1847), разработанного И. Онкеном на основе Нью-Хемпширского исповедания партикулярных баптистов. В 1884 г. был создан Союз русских баптистов, председателем которого стал И. Вилер (братский или новоменнонит). Постепенно, однако, управление переходит в руки российских баптистов — И.В. Каргеля, В.Г. Павлова, Д.И. Мазаева, В.И. Иванова и др. Близкие к баптистам по вероучению евангельские христиане появились в России в 70-х гг. XIX в. Основоположником этого направления считается англичанин лорд Г. Редсток, связанный с деноминацией плимутских братьев. Он посетил Санкт-Петербург в 1874 г. и своими проповедями положил начало евангелистским общинам в России. Начиная с 1884 г. баптисты и евангельские христиане предпринимали попытки к объединению, но достигнуто оно было лишь в 1944 г., когда был создан Союз евангельских христиан-баптистов. В 1945-1947 гг. к нему присоединилась некоторая часть пятидесятнических групп — христиан веры евангельской и христиан евангельской веры, а также евангельские христиане в духе апостолов (впоследствии большинство из них вновь отпали от Союза). В 1963 г. в состав Союза вошли братские меннониты (новоменнониты).

http://sedmitza.ru/text/393995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЮПФЕРЫ [нем. Huepfer - попрыгун], религ. течение в протестантизме , возникшее в Российской империи во 2-й пол. XIX в. Др. названия - «прыгуны», «скакуны», «радостные братья», «плясуны» или «танцующие братья» - происходят от особенностей поведения Г. во время молитвенных собраний, в ходе которых они выражали религиозные чувства веселыми духовными песнопениями, танцевальными движениями, хлопками в ладоши и т. д. Несмотря на многообразие названий, все эти религ. течения основывались на похожих установлениях и не имели существенных различий в вероучении и обрядах. Правильность своих действий во время богослужений Г. обосновывали многочисленными ссылками на Библию. Чаще всего - на ветхозаветное повествование об израильском царе Давиде, к-рый, перенося ковчег завета Божия в свой город, «скакал из всей силы». «Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях, несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками» (2 Цар 6. 5, 15). Когда дочь царя Саула, Мелхола, упрекнула скачущего и пляшущего Давида, тот ответил ей, что впредь, как вождь народа Израиля, будет играть и плясать пред Господом. А Мелхола была наказана Господом за то, что упрекала Давида (см. также: Пс 46. 2, 6-7; Флп 4. 4 и др.). Подобные общины существовали в Германии в нач. XIX в., и в России получили распространение в основном среди нем. колонистов. Особую роль в появлении Г. в нем. колониях России сыграли общины Нейгофнунга на Юж. Украине, Ней-Ямбурга в Поволжье и их руководитель пастор Э. Вюст, а после его смерти учитель церковноприходской школы И. Каппес. К кон. 50-х гг. XIX в. Г. разделились на 2 направления - умеренное, существовавшее в рамках офиц. церкви, и радикальное, к-рое настаивало на выходе из церкви. В 1858 г. на конференции вюстистов (см. вюстизм ) в колонии Розенфельд группа Г. выделилась из евангелическо-лютеранской церкви в отдельную общину под рук. Каппеса. 6 янв. 1860 г. в колонии Елизаветталь Таврической губ. руководители Г. подписали заявление о выходе из меннонитства и объединились в общину, представителей к-рой позже стали именовать братскими общинами или братскими меннонитами. Г., вышедшие из меннонитства, называли себя истинными меннонитами и выступали против нек-рых культовых особенностей традиц. меннонитства, в особенности против обязательного крещения лиц, достигших 18-летнего возраста.

http://pravenc.ru/text/168462.html

Во главе нее стоял Председатель, для руководства регионами была создана система уполномоченных, а с 1947 г.- старших пресвитеров, к-рых назначал Всесоюзный совет и утверждали светские органы власти. В обязанности старших пресвитеров входило посещение и контроль за жизнью общин района (области), а также наблюдение за выполнением правительственных распоряжений по религ. вопросам. С 1945 г. аббревиатура названия союза стала выглядеть как ВСЕХБ, союз «и» был заменен дефисом, что должно было символизировать полное единство 2 деноминаций. Во ВСЕХБ вошли и др. евангельские течения: в 1945 г.- христиане веры евангельской - пятидесятники , т. к. их союзу было отказано в регистрации. Пятидесятники и евангельские христиане-баптисты заключили т. н. Августовское соглашение, по к-рому пятидесятники были готовы «говорить на языках» только в том случае, если в общине находился человек, способный истолковать эту речь (т. н. толковник). К союзу примкнули христиане евангельской веры (ХЕВ) из Украины и христиане веры евангельской (ХВЕ) из Белоруссии; эст. общины евангельских христиан, члены христ. об-ва «Голубой крест», Армия спасения, Братья радости, эст. пятидесятники и др. В 1946 г. присоединилось 25 общин свободных христиан-дарбистов из Закарпатья, в 1947 г.- евангельские христиане в духе апостолов (т. н. единственники) - пятидесятники-унитарии. Крещение единственников «во имя Иисуса Христа» было признано равносильным баптистскому, хотя им рекомендовалось принять единую формулу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этом же году в состав ВСЕХБ вошли евангельские христиане-трезвенники; всего с 1945 по 1947 г. присоединилось ок. 70 общин Союза церквей Христовых, находившихся на территориях Зап. Белоруссии и Зап. Украины и вошедших в состав СССР после второй мировой войны. В 1965 г. к ВСЕХБ присоединились общины братских меннонитов . До этого времени беспрепятственно совершалась обязательная повсеместная регистрация общин, в дальнейшем тем, кто не успели зарегистрироваться до 1948 г., в этом было отказано. В СССР ВСЕХБ был единственной разрешенной протестант. орг-цией. В 1947 г. во ВСЕХБ крестилось 350 тыс. чел., в 1954 г.- 12 тыс. чел., официально во ВСЕХБ было 5400 приходов, в к-рые входило 512 тыс. чел. В нач. 1960 г. все старшие пресвитеры ВСЕХБ получили «Инструктивное письмо» от Совета Союза, в к-ром им предписывалось не увлекаться проповедями, сдерживать «нездоровые миссионерские проявления», не вести работу за пределами общины, сократить крещение молодежи, не крестить школьников, студентов, солдат и не допускать на собрания детей дошкольного и школьного возраста. В то же время было разработано новое Положение о Союзе ЕХБ в СССР.

http://pravenc.ru/text/155550.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЮСТИЗМ течение в протестантизме, получившее название по имени его основателя лютеран. пастора Эдуарда Вюста (23 февр. 1818 - 13 июля 1859). Выпускник богословского фак-та Тюбингенского ун-та (1840); в 1841-1844 гг. служил викарием в Бад-Ритенау под Баккнангом; в 1844 г. был дважды уволен из лютеран. приходов Вюртемберга за проповедь пиетизма . По совету своего учителя, основателя течения «Иерусалимские братья» (герм. темплеры) и издателя ж. «Deutsche Warta» К. Гофмана, в 1845 г. Вюст прибыл в Россию с целью служения среди нем. колонистов поселения Нойхоффнунг (Новая надежда). В 1847 г. женился на Паулине Лишинг. В 1843-1859 гг. Вюст проповедовал среди колонистов проведение «часов благочестия», «вечерей любви», свободной молитвы, выступал за введение неформальной проповеди, всеобщего священства, равенства и братства, призывал к пению религ. гимнов, к самостоятельному чтению и толкованию Библии, к спасению верой, к покаянию в грехах, к ликвидации таинств и церковной иерархии. Его многочисленные последователи появились не только в колонии сепаратистов Нойхоффнунг, но и во мн. евангелическо-лютеран., меннонитских, гуттерских и римско-католич. нем. общинах от Бессарабии до Н. Поволжья. В Поволжье центральная община вюстистов существовала в католич. колонии Ной-Ямбург и насчитывала в 1858 г. 50 чел. Они вели активную миссионерскую деятельность в ряде нем. колоний, поддерживали контакты с Вюстом. В 50-х гг. XIX в. под рук. Вюста в России на пожертвования существовало «Вюстово братство», ставившее целью распространение в стране идей «возрожденного пиетизма». Члены братства официально не выходили из своих церквей. Особое внимание вюстисты, получившие название «благочестивые», уделяли воспитанию и обучению детей и организации детских библейских кружков. В. способствовал расколу среди меннонитов и зарождению движения братских меннонитов; возникновению секты «прыгунов» ( гюпферства ) в колониях Молочанского окр. Мелитопольского у. Таврической губ., появлению гуттерских коммун и даже возникновению южнорус. штундизма .

http://pravenc.ru/text/161145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. В. Каргель. Фотография. Нач. ХХ в. [нем. Kargel] Иван Вениаминович (1849 - 23.11.1937, г. Лебедин Харьковской обл., ныне Сумской обл., Украина), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов (см. ст. Баптисты ) в Российской империи. Род. в нем. семье на территории совр. Грузии, затем семья переехала в Германию (1851), где К. получил профессионально-техническое образование. В 1867 г. К. с семьей оказался в Великобритании, но вскоре вернулся в Россию и начал работать инженером-механиком. После возвращения К. стал членом баптистской общины г. Тифлиса и в 1869 г. принял водное крещение от Н. И. Воронина . В 1872 г. по рекомендации И. Г. Онкена прослушал курс для миссионеров в баптистской семинарии в Гамбурге. С 1873 г. служил пастором в общине немецких баптистов в с. Сорочине (ныне Украина). С 1875 по 1880 г. был пастором в нем. баптистской общине С.-Петербурга, а также часто приглашался для чтения проповедей евангельскими христианами из общины В. А. Пашкова , к-рого впосл. называл своим духовным отцом. В общине пашковцев К. познакомился с буд. супругой. К. стал также одним из основоположников баптизма в Болгарии, куда он отправился по просьбе Пашкова. С 1880 по 1884 г. К. организовал и окормлял общину в г. Русе. В апр. 1884 г. был участником объединительного съезда баптистов, евангельских христиан и братских меннонитов в С.-Петербурге, а затем (30 апр.- 1 мая) - I съезда баптистов в с. Нововасильевка Бердянского у. Таврической губ. В 1886 г. К. был избран заместителем главы Русского баптистского союза Д. И. Мазаева , сменившего на этом посту И. Вилера. После высылки из России Пашкова и М. М. Корфа К., работавший в этот период с баптистскими общинами Финляндии и Эстляндии, стал окормлять группу, собиравшуюся в С.-Петербурге в доме кнг. Н. Ф. Ливен, где он поселился вместе с женой и дочерьми (1887). В 1889-1891 гг. К. вместе с Ф. В. Бедекером, к-рый представлял англ. тюремную миссию, проехал от С.-Петербурга через Минусинск до Сахалина, посещая тюрьмы, проповедуя и раздавая Евангелия. Считается, что было роздано не менее 12 тыс. экз. Евангелия, а проповеди прослушали ок. 40 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1681015.html

В стране существуют архидиоцезы: Баркисимето (диоцезы Акаригуа - Арауре, Карора, Гуанаре, Сан-Фелипе); Калабосо (диоцезы Сан-Фернандо-де-Апуре, Валье-де-ла-Паскуа); Каракас, Сантьяго-де-Венесуэла (диоцезы Гуаренас, Ла-Гуайра, Лос-Текес); Сьюдад-Боливар (диоцезы Сьюдад-Гуаяна, Матурин); Коро (диоцез Пунто-Фихо); Кумана (диоцезы Барселона, Карупано, Маргарита); Маракайбо (диоцезы Кабимас, Эль-Вихия - Сан-Карлос-дель-Сулия); Мерида (диоцезы Баринас, Сан-Кристобаль-де-Венесуэла, Трухильо); Валенсия в Венесуэле (диоцезы Маракай, Пуэрто-Кабельо, Сан-Карлос-де-Венесуэла); а также апостолические викариаты Карони, Мачикес, Пуэрто-Аякучо и Тукупита, апостолический экзархат Верующих Восточного обряда (мелкитского) (48 тыс. чел.). Всего в В. 1175 приходов, 58 епископов, 1252 епархиальных священника, 1112 монахов-священников, 244 монаха, 4286 монахинь. Православные церкви представлены в В. приходами РПЦЗ (диоцез Юж. Америки и Буэнос-Айреса) - 6, Румынской Православной Церкви - 1, Православной Церкви в Америке (диоцез Юж. Америки) - 3, К-польского патриархата, Митрополия Панамы - 6, Сербской Православной Церкви - 1, Украинской православной церкви в США - 6. Количество православных в стране, по различным оценкам, колеблется от 15 тыс. до 25 тыс. чел. Существуют также приходы Армянской Церкви (Iglesia Armenia de Venezuela) - 660 чел. Протестантские церкви, деноминации, секты и новые религиозные движения Среди протестант. деноминаций В. на 1-м месте находятся пятидесятники (как венесуэльские, так и из др. стран Лат. Америки), точное количество к-рых неизвестно, крупнейшая орг-ция - Ассамблеи Бога (Asambleas de Dios en Venezuela) - насчитывает 410 тыс. чел. В стране также есть баптисты , объединенные в Национальную баптистскую конвенцию (44 тыс. чел.); Плимутские братья (23 тыс. чел.); т. н. Евангелические свободные церкви (Iglesias Evangelicas Libres de Venezuela) (20 тыс. чел.); лютеране (ок. 7 тыс. чел.); пресвитериане (1600 чел.); меннониты и братские меннониты (ок. 700 чел.); англикане (600 чел.); адвентисты седьмого дня (82 тыс. чел.), Иеговы свидетели (83 тыс. чел.); мормоны (89 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/150237.html

В мае 1880 г. обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев представил записку с предложением мер по пресечению проповеднической деятельности Пашкова и его соратников; в апр. 1882 г. в докладе министру внутренних дел он предложил выслать Пашкова и Бобринского за границу. 3 мая 1883 г. было обнародовано «Мнение государственного совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения». Согласно последней статье, Е. х. относились к сектантам и могли подвергаться преследованиям в случае «распространения своих заблуждений между православными или будучи уличенными в иных преступных деяниях». Новый закон сразу же был применен к Е. х. С.-Петербурга. В 1884 г. Пашков решил созвать I съезд Е. х., пригласив туда штундистов, баптистов, братских меннонитов и Е. х.-захаровцев. 1 апр. в С.-Петербурге собралось более 70 делегатов, всего же в съезде участвовали ок. 100 чел. (протоколы не сохр.). Заседания продолжались 5 дней, обсуждались практические вопросы деятельности Е. х. в Российской империи, напр. материальная поддержка проповедников и роль женщин в общинах. По этим вопросам было принято решение о необходимости материальной поддержки проповедников и о допуске особо одаренных сестер к проповеди (Там же. С. 100). 6 апр. мн. делегаты съезда были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость по обвинению в нигилизме и участии в тайных организациях. Позднее обвинения были сняты, но все иногородние делегаты были высланы из столицы. 24 мая 1884 г. было закрыто Общество поощрения духовно-нравственного чтения, а изданные им брошюры и книги были конфискованы или запрещены. От Пашкова и Корфа потребовали прекратить проповедовать как в устной, так и в письменной форме. За отказ выполнять распоряжения они были высланы за границу. Пашков еще раз побывал в С.-Петербурге в 1892 или 1893 г., получив особое разрешение на посещение больного сына. Общины Е. х. существовали не только в С.-Петербурге, но и в Москве, где в 1878 г. появился кружок С. В. Васильева, под влиянием проповеди Редстока образовалась группа графини Е. И. Шуваловой. В 1882 г. они объединились, образовав единую общину Е. х. В разное время общину посещали Пашков, И. В. Каргель , доктор Ф. В. Бедекер. В 1893 г. некоторые члены общины были высланы в Закавказье.

http://pravenc.ru/text/186873.html

После 1836 г., когда предполагаемое пришествие Христа не произошло, разочаровавшиеся члены И. о., не имевшие собственной церковной орг-ции, приняли решение о присоединении к Евангелическо-лютеранской церкви Российской империи (см. ст. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии ), в составе к-рой они образовали Сепаратистскую церковь Закавказья во главе с оберпастором. Закавказский округ евангелическо-лютеран. общин в отличие от остальных церковных округов не зависел от Генеральной консистории в С.-Петербурге, а управлялся Департаментом духовных дел иностранных исповеданий и подчинялся кавказскому наместнику. Для решения наиболее важных вопросов регулярно созывались синоды. Первый Синод закавказских общин 1841 г. (колония Еленендорф) постановил, что на приходы И. о. распространяется Устав Церкви 1832 г. «Правила для немецких поселенцев в Грузии», регламентировавшие порядок богослужения, назначение пасторов и управление Сепаратистской церковью Закавказья, были утверждены 25 нояб. 1841 г. В кон. XIX в. часть закавказских нем. колонистов, принадлежавших к И. о., переселилась в Пятигорский, Моздокский и Кизлярский уезды. Деятельность И. о. в России активизировалась во 2-й пол. XIX в. в общинах, отделившихся от меннонитов . В 1871 г. поступили первые сведения о том, что разрабатывается новый закон о воинской повинности, который будет распространяться и на меннонитов. Делегации, направленные в С.-Петербург для выяснения подробностей, ничего не добились. В результате началась волна эмиграции в Америку. В молочанских колониях лидером движения стал А. Петерс, он возглавил группу, отделившуюся в 1873 г. от церковных общин,- Братскую общину среди меннонитов. К нему присоединились общины М. Классена (Лихтенфельд) и К. Эппа (группа селений в Самарской губ.). Члены группы отличались от меннонитской братской общины отношением к крещению. Верующие этой общины, подобно волжским братьям, получили «откровение», что убежищем для Божия народа (Откр 12), т. е. для меннонитов, должна стать Ср. Азия, а не Запад в соответствии с воззрениями Юнга-Штиллинга. С 1881 г. нем. поселенцам вменялось в обязанность несение воинской повинности. Однако в «Правила...» отбывания обязательной воинской службы были внесены пункты об освобождении меннонитов от ношения оружия. В 1880-1881 гг. ок. 1 тыс. лютеран Закавказья и ок. 600 меннонитов с Украины и из Поволжья направились к месту Второго пришествия в Хивинское ханство. Часть членов братских общин вернулась обратно, не доехав до места назначения, др. часть, после того как не осуществились пророчества, эмигрировала в Америку. Недалеко от Ташкента выходцы из братских общин с Украины и из Поволжья основали поселение, к-рое к нач. ХХ в. состояло из 5 деревень.

http://pravenc.ru/text/1237707.html

получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А. В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей. Австрийская англикан Церковь входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви. Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны . В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин. Экуменический Совет Церквей А. основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей. Христианство в Австрии Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканство представлено Доминиканской епископальной церковью, являющейся самостоятельным диоцезом IX провинции Епископальной церкви США. По данным 2004 г., в Д. Р. 26 храмов и 30 священнослужителей. Общее число англикан ок. 4 тыс. чел. Меннониты объединены Конференцией евангелических меннонитских церквей, насчитывающей 2, 9 тыс. верующих в 55 конгрегациях. В Д. Р. также есть др., менее многочисленные меннонитские группы: Национальный меннонитский совет «Божественный светоч» (21 конгрегация, 1056 приверженцев), Доминиканский евангелический меннонитский совет (9 конгрегаций, 300 чел.), Церковь «Братский Вефиль во Христе» (17 конгрегаций, 189 чел.), Церковь Бога во Христе (3 конгрегации, 48 чел.). Баптисты Д. Р. образуют Доминиканскую национальную баптистскую конвенцию (14 приходов, 2 тыс. приверженцев), входящую в Карибскую баптистскую ассоциацию, центр к-рой находится на Багамских о-вах. Более мелкие орг-ции: Баптистская церковь Вефиль (17 общин, 1,5 тыс. чел.), Доминиканская баптистская миссия (7 общин, 1 тыс. чел.) и Фундаменталистская баптистская церковь (10 общин, 1 тыс. чел.). Помимо этого эмигранты из Гаити, исповедующие баптизм, являются членами Гаитянской баптистской церкви (16 общин, 2,6 тыс. чел.) и Гаитянской миссионерской баптистской церкви (35 общин, 2,3 тыс. чел.). Методизм представлен Доминиканской евангелической церковью, объединившей с 1920 г. 3 североамер. протестант. орг-ции - Методистскую епископальную церковь (в наст. время Объединенная методистская церковь), Пресвитерианскую церковь США и Моравскую церковь. В наст. время это ок. 15 тыс. приверженцев в 146 общинах. 2-й методистской орг-цией является Африканская методистская епископальная церковь, имеющая 2,5 тыс. верующих в 13 общинах. «Движение святости» представлено доминиканской миссией Церкви Назарянина (150 приходов, 21 тыс. чел.), Церковью свободных методистов, насчитывающей (102 общины, 20 тыс. приверженцев), Церковью Бога с центром в Андерсоне (США) (35 общин, 5 тыс. чел.), приходами Христианского и миссионерского альянса (43 общины, 3 тыс. чел.), т. н. Миссионерской церковью (51 приход, 3 тыс. чел.).

http://pravenc.ru/text/178847.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010