Приложение: Новозаветные Литургические чтения в Православной Церкви 147. Древняя ветхозаветная традиция церковного чтения Священного Писания Слушание Слова Божия с самого начала было и остается главным источником, питающим веру каждого члена Церкви в отдельности и всей Церкви в целом как народа Божия. Еще древний Израиль — ветхозаветная Церковь — концентрировал свою жизнь вокруг слушания Слова Божия, сначала возвещенного устно через пророков, а потом записанного в букве богодухновенными мужами и их помощниками. Все они: и пророки, и их продолжатели — принадлежали к одному и тому же народу — Церкви. За записанным навсегда сохранился статус Слова Божия, обращенного к Церкви, первоначально провозглашенного устно, а затем ставшего Словом письменным, Священным Писанием. Оно обращено к Церкви как тогда, когда впервые произносилось устами конкретных пророков, так и во все времена ее истории. Вот почему центральным местом и временем, по преимуществу (из всех мест и времен жизни верующего) посвященным чтению и слушанию Святого Писания, является не частная, домашняя обстановка, а общественное, т. е. церковное собрание. Такое собрание (по-греч. e)kklhsi/a, что и переводится как Церковь; или же в Ветхом Завете — близкое по значению sunagwgh/, синагога, означающее также собрание) есть со-брание прежде всего для совместного слушания Писания как Слова Божия. Еще в ветхозаветном Израиле сложилась традиция, предусматривающая чтение всего свода Священного Писания, распределенного на небольшие смысловые отрывки на каждый день или на определенные дни недели в ритмичном цикле. Отдельную дневную «порцию» составляла, как правило, пара чтений из двух разделов, на которые разделялось Писание — Закон и Пророки. 148. Апостол и Евангелие Пришествие в мир Господа Иисуса Христа, вызвавшее к жизни новый Израиль — Христианскую Церковь — привело к появлению новых Писаний, которые свидетельствуют об Иисусе как о Христе, воплотившемся Сыне Божием и Господе. Это Священное Писание Нового Завета. В свете новозаветных писаний — в свете Иисуса Христа — все дохристианское Писание Израиля, сохранив свое непреходящее значение Слова Божия, в Христианской Церкви стало называться Священным Писанием Ветхого Завета.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Подобным образом было сделано постановление относительно других случаев, «и на брание ягод, или волнух, и иных каковых овощей, мужи со женами, или отроки со отроковицами, никогда же да ходят: разорение бо есть целомудренного о Бозе жития, изношение бесчиния, и всякому греху руковождение... К сему же и сие смотрети подобает, да никогда же дева или жена да не путешествует едина далече негде, или близь, или между келиями когда ходяще, едина отнюдь да не обрящется во узроз соблазна и разорения предоброго христианского благочиния... Ниже по келиям лепо деве или; жене ходити... Тем же и сие отселе да престанет». Как же должны проводить свое время женщины? «Каждая жена или дева да седит, или трудится, во безмолвии в дому своем, целомудренно пекущеся о спасении души своея. Аще ли коим сиротам неотреченная нужда случится, и советом духового выборного да исходят. Такожде и в мир, рекше в волость, жены и девы никогда же да исходят», потому что «от тех бесчинных мирохождений освященнии Богу девы и жены всяких злокозненных, паче же безбожных обычаев заучиваются... Аще ли коим сиротам неотменная нужда, с советом выборного да исходят». Давая такое наставление женскому полу, «собор» не забывал и мужчин. «К сим и о сих зело смотрети, иже юннии мужеска полу к юным девам или женам в жилища или виталища их отнюдь не дерзали бы входити ни коим изветом, в разрушение девствохранительного целомудрия и в разорение святых отец предания, о сем крепце запрещающих». Далее, правила «собора» касались исполнения работ на разных «службах». «Повелеваем на отходных службах, – пашенных, жатвах, сенокосах, – мужем с женами во единой келии отнюдь не спасти, ниже ясти, ниже стояти, ниже молитися отнюдь». При этом «собор» обращал внимание на последствия запрещаемого. «Сими бо безчинии имя Божие хулится, и христианского благочестия согласие укоры и паношеньми досаждается, немощным же и слабым соблазн, и претыкание, и конечная пагуба бывает». Сказав это, «собор» делал общее наставление. «Сего ради, – говорил он, – отселе сие бесчинное вкупосмешение», дотоле, очевидно, имевшее широкую распространенность, «да не будет, но особные келии. или станы мужие, особные же жены да имеют. Но и в трудах, на нивах... не без разбору, по женам особь, музеем же такожде особь, на своей стране трудитися повелеваем. К сим же всем и в жительствах домовных подобает всем келии особые имети, мужескому полу и женскому». При этом «собор» говорил, что предлагаемые им требования – «не своя предложения суть, но святых отец запрещения».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Таким образом, все остальные чувства князя митр. Никифор признает совершенными, направленными на то, чтобы творить добро. Совсем иную роль играют органы чувств у свт. Кирилла Туровского. Он подчеркивает плотский, телесный характер чувств, приводящих к духовной гибели беспечного царя и его души: «очима же похать створить, обонянию желание исполнить, устомъ же обьядение дает, а рукама несытьство брание богатьству творить, с тми и нижняго сверепъства свръшает похоть» . Ратное оружие, в изобилии находящееся в горе, которое не любил царь, — это духовное оружие: пост, молитва, воздержание и телесная чистота. Только оно может спасти беззаботного и бездумного царя. Когда советник уводит царя из города, где случился мятеж, то есть всякие напасти, и приводит его к горе, это означает, что ум приводит человека из мирской городской жизни в монастырь. Глубокая пещера — монастырская церковь. Друзья царя — душевные помыслы и житейские мысли, которые не дают царю-уму задуматься о скоротечности жизни и ее назначении. Мужеумная дочь царя — это разумная душа. Она может быть черна от грехов и в то же время добра вследствие покаяния. Муж, сидящий в последней нищете, — весь «чернеческий чин». Женщина, поющая песнь, — постоянно присутствующая у человека память о смерти, а некто красен и высок — Иисус Христос. Как видим, свт. Кирилл Туровский существенно расширил и значительно христианизировал толкования по сравнению с проложной версией. Интерес к аллегорическому толкованию антропологической проблематики отразился в «Притче о теле человече», представленной в «Златоустах» и сборниках (в «Златоусте» особого, пространного вида она названа «Словом о уставе тела человеча», в некоторых сборниках она приписывается свт. Кириллу), в которой можно обнаружить сходство с Повестью. Однако если сравнить ее аллегорические образы с соответствующими им у Кирилла Туровского, то можно увидеть, насколько более сложными и оригинальными являются они у Туровского святителя. У свт. Кирилла человеческое тело — это град, в котором обитают люди — органы чувств («чювственныя уды»).

http://bogoslov.ru/article/6195317

протоиерей Александр Сорокин Приложение: новозаветные литургические чтения в православной Церкви 71. Древняя ветхозаветная традиция церковного чтения Священного Писания Слушание Слова Божия с самого начала было и остается главным источником, питающим веру каждого члена Церкви в отдельности и всей Церкви в целом как народа Божия. Еще древний Израиль – ветхозаветная Церковь – концентрировал свою жизнь вокруг слушания Слова Божия, сначала возвещенного устно через пророков, а потом записанного в букве богодухновенными мужами и их помощниками. Все они: и пророки, и их продолжатели – принадлежали к одному и тому же народу – Церкви. За записанным навсегда сохранился статус Слова Божия, обращенного к Церкви, первоначально провозглашенного устно, а затем ставшего Словом письменным, Священным Писанием. Оно обращено к Церкви как тогда, когда впервые произносилось устами конкретных пророков, так и во все времена ее истории. Вот почему центральным местом и временем, по преимуществу (из всех мест и времен жизни верующего) посвященным чтению и слушанию Святого Писания, является не частная, домашняя обстановка, а общественное, т.е. церковное собрание. Такое собрание (по-греч. e)kklhsi/a, что и переводится как Церковь ; или же в Ветхом Завете – близкое по значению sunagwgh/, синагога, означающее также собрание) есть со-брание прежде всего для совместного слушания Писания как Слова Божия. Еще в ветхозаветном Израиле сложилась традиция, предусматривающая чтение всего свода Священного Писания, распределенного на небольшие смысловые отрывки на каждый день или на определенные дни недели в ритмичном цикле. Отдельную дневную «порцию» составляла, как правило, пара чтений из двух разделов, на которые разделялось Писание – Закон и Пророки. 72. Апостол и Евангелие Пришествие в мир Господа Иисуса Христа, вызвавшее к жизни новый Израиль – Христианскую Церковь – привело к появлению новых Писаний, которые свидетельствуют об Иисусе как о Христе, воплотившемся Сыне Божием и Господе. Это Священное Писание Нового Завета. В свете новозаветных писаний – в свете Иисуса Христа – все дохристианское Писание Израиля, сохранив свое непреходящее значение Слова Божия, в Христианской Церкви стало называться Священным Писанием Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

В своем «Уставе о скитской жизни» преп. Нил Сорский , приводя слова Христа о двух или трех собранных во Имя Его ( Мф 18. 20 ), замечает, что «благо отцу с сыном (духовным), при содействии Божьего Духа, совместно подвизаться» 40 . Через духовника, при правильном построении отношений между ним и Богом, а также между ним и его духовными детьми, «действует Дух Святой» 41 . При всем величии тайны личного со-присутствия Христа и Духа Святого в отношениях между духовным руководителем и его паствой, это со-присутствие является необходимым, но еще не достаточным условием кафоличности, соборности опыта духовного руководства. Еще одним условием кафоличности этого продленного во времени духовного диалога является верная личностная ориентация самих его участников с человеческой стороны. Так, например, великие Оптинские старцы говорили о важности в этом процессе доверия вопрошающих: «вера с упованием вопрошающих благодать Божию на нас привлекают» 42 . Значит, даже само кафолическое со-брание, со-присутствие Личности Духа «внутри» человеческих отношений оказывается не механическим явлением. Духовное усилие, направленное на реализацию принципа кафоличности, ожидается и от духовника. Так, св. Симеон Новый Богослов подчеркивает, что истинный духовник не захочет быть спасенным без своих духовных чад 43 . «Утонченное сердце» духовника и послушника становятся «восприимчивыми к тонкому голосу Бога внутри нас» 44 , и тогда их духовный диалог приобретает все более кафолические черты. Тогда возникает возможность говорить о «взаимосвязанном и гармоничном троическом организме: Бог – старец – послушник» 45 , который отражает троичную структуру отношений Отец – Дух – Христос. В этих «органических» отношениях становится возможным «глубже вос­принять мысль и волю другого лица и затем в акте ду­ховной любви осуществить воспринятую идею или волю» иной личности. «Через подобный акт послушания расширяется серд­це» 46 , т. е. расширяются личностные способности, включившегося в процесс о-кафоличивания. Способность персонального начала включать, усваивать в свое бытие бытие других личностей 47 , причем без подавления их, а наоборот, предоставляя им расширенную свободу действия, является одним из ключевых свойств, отличающих персональное начало от природного. Если одна природа соединяется с другой, то она имеет тенденцию изменяться и изменять ту, с которой соединяется, тогда, как личность сохраняет свою уникальность и обогащает ее за счет включения в себя другого бытия. Вот почему в духовном руководстве возникает задача отсечения своей воли и своего рассуждения не только перед старцем, но и перед братом во Христе 48 , и постепенно о-кафоличивается сознание вплоть до молитвы за всех 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Пушкинские празднества 1880, 1887 и 1899 годов были весьма плодотворны для изучения поэзии Пушкина. Да это и понятно. Сколько обыкновенно на юбилеях произносится речей! Сколько ко времени юбилеев собирается и издается новых материалов! Сколько является специальных исследований о юбиляре и его эпохе! Так и в данном случае к юбилеям Гоголя и Жуковского в журналах и газетах стали появляться более или менее обширные посвященные им статьи, устроены в разных местах Жуковско-Гоголевские выставки, явились многие новые издания сочинений Гоголя. Пожелаем, чтобы новые материалы и новые исследования принесли как можно более важного и существенного и для общей оценки, и для раскрытия частных сторон деятельности чествуемых писателей. В частности, мы доселе не имеем полного критического издания сочинений Жуковского; затем, тщательное исследование переводов Жуковского в связи с западноевропейскими оригиналами, равно как вновь открываемые письма его, дневники и прочие бумаги могли бы полнее и ярче осветить те различные иноземные влияния, которым по очереди подпадал Жуковский с ранней юности, сообразно различным переходам от одной литературной школы и ее воззрений к новым воззрениям и теориям. Еще более желательны и необходимы новые материалы и новые исследования о Гоголе. Как еще не далеко то время, когда мы были можно сказать совершенно бедны по части изучения Гоголя! Не было ни полного критического издания его сочинений, ни обстоятельной биографии, ни полной и цельной критической оценки его сочинений, когда единственным крупным (и действительно ценным) биографическим трудом о Гоголе были «Записки о жизни Η. В. Гоголя», изданные в С.-Петербурге в двух томах в 1856–1857 гг. П. А. Кулишем (под псевдонимом Николай 465 . Правда, в последние годы Гоголю у нас очень посчастливилось. Мы имеем теперь образцовое критическое со- —603— брание «Сочинений Η. В. Гоголя», издание 10-е, тома I-V, под редакцией Н. С. Тихонравова, М. 1889–1890; тома VI-VII, по плану и материалам Н. С. Тихонравова изданные Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По явке записи, стороны не могут отказаться от третейского суда, как разве окончив дело между собою без суда мировою сделкою, установленным для сего порядком в суде предъявленною 96 . Быть посредником в добровольном третейском суде никто не принуждается, но приняв посредство и сделав о том отзыв в суде при явке записи, посредник не может уже отречься от суда, как разве: 1) за тяжкою болезнью; 2) за переменою местопребывания по службе: 3) за доказанною необходимостью быть в долговременной из города отлучке 97 . Когда общий посредник (суперарбитр) избран и означен в записи, тогда при явке записи должен быть приложен и его отзыв изявляющий его согласие; но когда из брание его предоставлено частным посредникам на случай разделения голосов, тогда они могут избрать его и после записи, и даже тогда только приступить к избранию, когда уже откроется между ними разделение 98 . Но если общий посредник при составлении записи не назначен, а частные посредники в выборе его будут не согласны, тогда, при пронзшедшем в третейском суде разделении голосов, сей суд считается не состоявшимся и закрывается 99 . Как видно из этнх общих положений о составлении третейского суда, и самый «добровольный“ третейский суд подразделяется на два вида: а) по закону и о) по совести. Само собою разумеется, что духовное лицо может без всякой опасности взять на себя долг быть посредником или суперарбитром только в суде по совести. Этот вид добровольного третейского суда мы и будем только иметь в виду. Быть третейским судьей по закону мы не рекомендуем духовному лицу по необыкновенной сложности источников нашего гражданского права, требующей от судьи юридического образования, опытности в делах и юридической техники, для духовного лица едвали возможной. Установление третейского суда чрез запись, как это предписывается вышеозначенными статьями закона есть формальность, исполнение которой вовсе не требуется, если тянущиеся, прибегающие к третейскому суду принадлежат к крестьянскому сословию. Здесь третейский суд установляется без всякой предварительной записи, без гербовой пошлины, без суперарбитра. Тяжущиеся крестьяне избирают по своему желанию по равному числу судей из каких угодно сословйи, словесно заявляют о том Волостному Правлению и эти избранные судьи совершают акт суда, где им угодно т. е. – в Волостном ли Правлении, или же в частном доме. То, что сообщает полное юридическое значение такому третейскому суду, есть запись решения в особую книгу, для сего обязательно имеющуюся в каждом Волостном Правлении и скрепление этой записи подписью Волостного Старшины и Волостного писаря. Раз приговор или решение третейского суда записано в эту книгу, они получают полную законную силу 100 1). Вот статьи Общого Положения о сельском состоянии (Прнлож к IX т. Свода Зак.), определяющия этот упрощенный третейский суд:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Человеком бывает чрез милость премногу, Да бренна человека уподобит Богу! Ныне небо земля бысть, земля небом убо. Земля, небу причтена! Радуйся сугубо! Ликуй, небо! Место бо ангела гордыни Человеком наполнит Бога благостыни. Да сорадуются ти аггельския лики, Егда сожительствуют има человеки! Земле, за змия вражду иногда 1822 проклята! Радуйся, яко Богом ныне есть свята! Уже не к тому 1823 волчец имаши родити, Но будеш украшенна различными цветы. Первы Адам сподоби клятвы тя руками, Вторый Адам, 1824 ходящи по тебе ногами Пресвятыми, освяти тя в вечныя роды И вожделенными тя ублажить плоды. Земля О, Милости Божия неизглаголанна! Аз, Земля, грехом Еввы веема окалянна 1825 , Под твои пречистыя скланяюся нозе, Чту тя, славлю и хвалю во веки о Бозе, Понеже мя, грешную, дотоль сохраняла, Ныне же красотою неба увенчала. Сама облаком легким с небеси низходишь, Тягость же мою бренну на небо возводишь. Буди благословенный во век веков, Боже, Яко твоя милость мне, грешной, поможе! Небо О, милости всещедра! Под прекрасный нозе Прекланяюся, Небо, волею по Бозе. Молю: идеже еси, да буду с тобою! Совокупи мя землею во век со собою! Милосердие Земле! Через милость Бога Небу приближися. Небо! Чрез милость Бога Земли примирися. Се вас союзом златым на веки спрягаю, Мир, единство и любовь на вас полагаю. Небо Слава во вышних Богу днесь о сем да буди! Земля Мир земли благоволный да воспоют люди! Пение: «Слава в вышних Богу» и прочая. Явление 2 Вражда, или Зависть Горе, ах! Люцеперу и целому аду! Так-то нам Милость Божа сотвори отраду! За един токмо помысл всех с неба свергает, Человека за дело в небо исправляет. Лучше ли есть брание 1826 , нежели дух чистый? Ах! Человек стал Богом, аз же дух нечистый От всех есмь нареченна, аз, прежде созданна, Аз архиерейским ликом 1827 венцем увенчанна. А человек – прах, пепел, персть едина бренна, Мне на поругание тако вознесенна! Едва Люцепер 1828 мнился равен Богу быти, А человек враг дерзнул делом совершити, – На время нам сообщен, имеет отраду, Мы же на веки веков вдадохомся аду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братство по-прежнему работало на пользу интересов угнетённой русской народности. В 1605 году братство посылало своего члена Бартникевича и двух священников на сеймик в Сондовую Вишню, где собиралась русская шляхта, и дало своим послам инструкцию настоятельно домогаться, чтобы русский народ не был стесняем в отправлении своего богослужения и в гражданских правах. В 1608 году с этой целью братство пригласило к складчине восемь братств из предместий; общее со- —346— брание состоялось в присутствии духовенства, положен был общий сбор и назначены два сборщика; сумма эта предназначалась для придворных польских чиновников, которых можно было смягчить в пользу русских путём подкупа. В 1609 году послы братства домогались пред королём для русских, по крайней мере, тех прав, которыми пользовались армяне и евреи, а если это не угодно, то просили дозволить русинам оставить отечество и переселиться в Молдавию 466 .Наскучив беспрестанным отправлением депутатов в Варшаву, братство в 1616 году постановило, чтобы те из братчиков, которым наиболее известен ход судебных дел, по очереди жили в Варшаве, каждый восемь недель, в качестве резидентов для хождения по судам; а братство принимало на себя попечение об их семействе и хозяйстве 467 . жаждете, яже имамы прияти, яже обеща неложный Бог, и их же ради видимая нивочтоже вменяете». Весьма назидательно говорит архимандрит Исаия и о порядке самого избрания нового епископа; он предлагает всем братчикам, вместе с жёнами и детьми, собраться в неделю православия в церкви в субботу, и всю ночь, вместе с ним архимандритом, бодрствовать и молиться, и затем только приступить к выбору. Этот архимандрит Исаия предназначался кандидатом на место епископа, и сам престарелый князь Острожский написал 1 марта 1607 года письмо братству, в котором убеждал его содействовать Исаии Балабану в достижении епископского сана. Князь Острожский опасался тех последствий, которые могли бы возникнуть от споров духовенства и братства с Исаией, а именно, чтобы латинский архибискуп, пользуясь этими спорами, не представил бы королю в кандидаты какого-нибудь униата.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...