В 1088 г. рукоположен во епископа Пизы, а после преобразования кафедры в архиеп-ство (21 апр. 1092) стал 1-м архиепископом Пизанским (1092-1107) и папским легатом на о-ве Сардиния. Присутствовал на Соборе в Клермоне (нояб. 1095), где папа Римский Урбан II провозгласил крестовый поход в Св. землю. После смерти еп. Ле-Пюи Адемара де Монтейя (1 авг. 1098) Урбан II назначил Д. папским легатом в Св. земле и направил в Сирию. Д. возглавил пизанский флот из 200 кораблей, который по пути в Св. землю совершил ряд нападений на о-ва Корфу (Керкира), Кефалония (Кефалиния) и Закинф, занимаясь разбоем среди местного христ. населения. После разграбления о-ва Самос флот крестоносцев был обращен в бегство преследовавшими его визант. кораблями под командованием Татикия. На о-в Кипр крестоносцам высадиться не удалось, в Сев. Сирии пизанский флот соединился с войсками гр. Боэмунда Тарентского , с которым Д. вступил в союз, начав осаду г. Лаодикии (совр. Латакия) на том основании, что христ. греч. население города было объявлено крестоносцами еретиками. Боэмунд осаждал город с суши, а пизанскому флоту под рук. Д. удалось отрезать выход к морю и завладеть укрепленной внешней гаванью. В это время гр. Раймунд Тулузский, прибывший туда, упрекал Боэмунда и Д. в нападении на христ. город. Под давлением Раймунда Д. был вынужден снять осаду с города и отвести флот к владениям Боэмунда. В 1099 г. Д. вместе с Боэмундом и гр. Эдессы Балдуином Бульонским (впосл. кор. Балдуин I ) отправился на завоевание Иерусалима. После захвата города крестоносцами Боэмунд выдвинул Д. кандидатом на Патриарший престол, сместив незаконно избранного Арнульфа Малькорна де Шок (Ро) (авг.-сент. 1099). 22 июля 1099 г. Д. провозгласил Готфрида Бульонского «защитником Гроба Господня». В совместном письме от 1099 г. к папе Римскому Пасхалию II Д., Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский подробно описали перипетии крестового похода, несчастья, постигшие крестоносцев в Палестине, а также конфликты, возникавшие между предводителями, особенно отметив столкновения с Боэмундом Тарентским из-за Лаодикии.

http://pravenc.ru/text/168634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Греч. Λουκς], патриарх Антиохийский (1137/38 - не позднее 1156). Его имя упоминается в конце Типикона греч. мон-ря св. Николая в Казоле (Апулия; сост. в 1173), в списке усопших, за к-рых монахам надлежало молиться, после перечня лат. князей и перед именем основателя обители, что свидетельствует об особой связи Л. с этим мон-рем, учрежденным при 1-м князе Антиохии Боэмунде Тарентском . Ш. М. Диль , впервые обративший внимание на данное упоминание, отнес время правления Л. к периоду между 1099 и 1131 гг. В. Грюмель опроверг эту датировку и предположил, что Л. был избран на Патриаршество после договора 1137 г., по к-рому Антиохийский кн. Раймунд из Пуатье признал себя вассалом визант. имп. Иоанна II Комнина . По мнению исследователей, в избрании Л. сыграло роль то, что он происходил из южноитал. владений норманнов и в то же время придерживался греч. обряда, что делало его кандидатуру подходящей как для визант. императора, так и для правителей Антиохийского княжества . Действительно, имп. Иоанн II имел намерение восстановить греч. Патриарший престол в Антиохии, но не смог его осуществить ( Рансимен С. Восточная схизма: Визант. теократия. М., 1998. С. 73-74), поэтому Л., как и др. патриархи этого периода, очевидно, провел все время своего Патриаршества в К-поле. Оно закончилось не позднее 1156 г., когда титулярным патриархом Антиохийским уже был Сотирих Пантевген . Хотя достоверность упоминания Л. в Типиконе ставилась под сомнение ввиду проблем, связанных с передачей текста в рукописной традиции, историчность этого патриарха подтверждается наличием его имени в Кипрском Синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в Фессалоникийском Синодике (1439; Gouillard. Synodikon. P. 106-107). Ист.: Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siècle//Byz. 1935. T. 10. P. 489-504; Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. gr. C III 17: Tesi di dottorato. [R., 1984]. P. 293. Лит.: Diehl Ch. Le monastère de S. Nicolas di Casole près d " Otrante, d " après un manuscrit inédit//MArHist. 1886. T. 6. P. 173-188; Grumel V. Notes pour l " «Oriens Christianus»//EO. 1934. T. 33. N 173. P. 53-58; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 726-727. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110806.html

Активизация торговли и паломничества в Средиземноморье в X в., а также включение Антиохии в состав Византийской империи (969-1084) способствовали частичному восстановлению контактов ближневост. христиан с Западом. Происшедший в 1054 г. раскол между Церквами Рима и К-поля вызвал довольно сдержанную реакцию Антиохийского патриарха Петра III . Признавая догматические и обрядовые уклонения латинян от практики вост. Церквей, патриарх Петр тем не менее предлагал терпимо отнестись к этому ( Рансимен. 1998. С. 48, 54-56). Самое тесное соприкосновение сир. христиан с латинянами произошло во время крестовых походов . Антиохия в 1098 г. оказалась под властью одного из вождей крестоносцев, Боэмунда Тарентского , крайне враждебно относившегося к Византии. Боэмунд воспринимал правосл. Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита как агента визант. влияния. В городах Антиохийского княжества стала создаваться параллельная лат. церковная иерархия, а в 1100 г. патриарх Иоанн был вынужден покинуть Антиохию. Вместе со своими епископами он уехал в Византию, положив начало линии правосл. Антиохийских патриархов в изгнании. Значительная часть правосл. храмов во владениях крестоносцев была занята латинянами. Правосл. клир и монашество Сев. Сирии подчинялись лат. Антиохийским патриархам, к-рые распределяли приходы и земельные держания. При этом мелькиты сохраняли в неприкосновенности свои традиции богослужения. В горах Сев. Ливана сохр. несколько т. н. сдвоенных церквей XII-XIII вв. с 2 или 3 алтарями, где, как считается, поочередно служили зап. и вост. христиане ( Cruikshank Dodd E. On Double Churches in the Lebanon//PdO. 2014. Vol. 39. P. 313-338). Сосуществование викарных правосл. епископов с католич. иерархами, многократно отмеченное в пределах Иерусалимского Патриархата, на антиохийских землях практически неизвестно. Священнические хиротонии у мелькитов проводили предположительно правосл. епископы, пребывавшие на мусульм. землях или в Киликийской Армении . Визант. императоры на протяжении XII в.

http://pravenc.ru/text/МЕЛЬКИТСКАЯ ...

жителей, восстанавливали старые и строили новые церкви и мон-ри (до 1134 в основном греч.). Норманнский кн. Роберт Гвискар в 1063 г. основал близ Мессины греч. мон-рь св. Григория. Рожер I, граф сицилийский, в 1059 г. построил в Мессине небольшую ц. в честь Спасителя. С 1130 г. это был уже большой мон-рь с уставом свт. Василия Великого, просуществовавший до XVI в. Этому мон-рю был подчинен 31 греч. мон-рь в Сицилии и 15 калабрийских греч. мон-рей. В 1-й пол. XII в. почти все сицилийские и нек-рые калабрийские греч. мон-ри были подчинены мон-рю Спасителя. Право назначать игумена этого мон-ря, к-рому был дан сан архимандрита, сицилийские короли сохранили за собой. Возможно, такая централизация греч. мон-рей была следствием влияния Римской курии, с к-рой норманнские правители были связаны вассальными клятвами. Подобное происходило и в Апулии, где при Рожере II большинство греч. мон-рей были подчинены мон-рю св. Николая Казольского близ Отранто, основанного в 1099 г. игум. Иосифом при содействии герц. Боэмунда Тарентского . После разрыва отношений между Церквами Византии и Рима в 1054 г. папы Римские стремились закрепить за собой южно-итал. провинции. В 1080 г., угрожая отлучением в случае посягательств на земельную собственность Римской Церкви, папа обеспечил свободное вмешательство лат. епископов в дела греч. мон-рей в Юж. Италии, поскольку теперь они могли объявить своей собственностью любой греч. мон-рь и подчинить его Риму, изменив строй его жизни. Это, вероятно, и явилось одной из причин того, что в кон. XI в. греч. мон-ри Калабрии были покинуты монахами, к-рые отправились на юг и на Сицилию. К XII и нач. XIII в. большинство греч. мон-рей Апулии, Калабрии и Сицилии были поставлены под управление крупных мон-рей, к-рые в свою очередь подчинялись Риму. Подобная политика централизации, направленная на создание из объединения мон-рей некоего прообраза конгрегации, была характерна для развития зап. монашества. В правление Вильгельма I Злого (1154-1166) начались гонения на греч.

http://pravenc.ru/text/150475.html

на Патриарший престол был избран пресв. Арнульф Малькорн де Шок, пользовавшийся поддержкой герц. Роберта III Нормандского, войско к-рого он сопровождал во время похода, а также правителя Иерусалима Готфрида Бульонского (1099-1100); известно, что Арнульф поддерживал стремление Готфрида, принявшего титул «защитник Гроба Господня» (advocatus Sancti Sepulchri), создать на завоеванной территории гос-во, подчинявшееся светскому правителю. Хотя Гвиберт Ножанский сообщает, что Арнульф был возведен в сан патриарха ( Guibert de Nogent. «Gesta Dei per Francos» et cinq autres textes/Ed. R. Huygens. Turnhout, 1996. P. 290-291. (CCCM; 127A)), согласно хронике Фульхерия Шартрского, избрание Арнульфа к этому времени еще не было утверждено папой Римским ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 33/Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 333). Вскоре архиеп. Пизы Даиберт , который после смерти одного из руководителей похода, Адемара, еп. Ле-Пюи (1 авг. 1098), был назначен папским легатом на Св. земле, обвинил Арнульфа в симонии и признал выборы патриарха незаконными. В дек. 1099 г. в Иерусалиме состоялся Собор, на к-ром под давлением гр. Боэмунда Тарентского и гр. Эдессы Балдуина Бульонского (буд. кор. Балдуин I ) Даиберт был избран патриархом. В 1100 г., после смерти Готфрида Бульонского, в Иерусалимском королевстве обострились дискуссии о юридическом статусе нового гос-ва. Даиберт, фактически управлявший Иерусалимом, был сторонником теократического гос-ва с вассальной зависимостью от папы Римского, но он не пользовался поддержкой со стороны духовенства и баронов. После провозглашения королем Балдуина Бульонского Даиберт был вынужден короновать его, т. о. отказавшись от идеи создания на Св. земле духовного гос-ва. Патриарх заставил христиан вост. обрядов покинуть Иерусалим; их права были восстановлены лишь после вмешательства кор. Балдуина I. После избрания правосл. Иерусалимского патриарха Иоанна VIII (1106/07) и его переезда на территорию Византийской империи К-поль на долгие годы стал местом пребывания правосл.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

После завоевания Византией Первого Болгарского царства и вхождения болг. епархий в юрисдикцию К-поля Битольская епархия вошла в диоцез Охридской архиепископии (1018). В т. н. Первом хрисовуле (1019) визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) епископу Б. предписывалось иметь в своем подчинении в Пелагонии, Прилепе, Дебрице и Велесе 15 клириков и 15 париков (зависимых крестьян). Утратив прежнее политическое значение, Б. осталась крупным торговым центром. В XI в. окрестности Б. были одним из очагов ереси богомильства . Наиболее крупные общины богомилов существовали в Прилепе, у совр. с. Богомила и около Б. В лат. хронике Вильгельма Тирского сообщается о столкновениях отрядов крестоносцев Боэмунда Тарентского с еретиками (1097). Феофилакт , архиеп. Охридский (1090-1108), неоднократно удалялся из Охрида в Б. Сохранились 2 его письма, адресованных неназванному по имени Пелагонийскому епископу. В 1201 г. болг. воевода Добромир Хрис в союзе с визант. вельможей Мануилом Камицей захватил Б. и Прилеп. В период между взятием крестоносцами К-поля и восстановлением Византийской империи (1204-1261) Б. неоднократно попадала под власть то болг. царя, то эпирского деспота, то никейского императора. При кор. Милутине (1282-1321) сербы отвоевали у Византии значительную часть Македонии, включая Скопье, в т. ч. ряд городов Прилепской обл., относившихся к Битольской епархии. Причем эти земли Милутин подчинил власти серб. архиепископа. После победы серб. кор. Стефана Дечанского в Вельбуждской битве (1330) Битольская епархия утратила Велес. Сама Б. осталась во владениях Византии, а Битольская епархия продолжала существовать в рамках Охридской архиепископии, потеряв значительную часть своей территории. Завоевание Македонии было завершено серб. царем Стефаном Душаном (1331-1355). Своим хрисовулом он передавал мон-рь Трескавец , до этого находившийся в ведении Битольского епископа, в прямое подчинение Охридскому архиепископу. В 60-х гг. XIV в., в период раздробленности гос-ва, Б. оказалась во владениях кралей Вукашина и Марко (с 1371).

http://pravenc.ru/text/149239.html

В начале Первого крестового похода крестоносцы стали проходить через Конийский султанат, и первую их толпу под предводительством Петра Пустынника Кылыч-Арслан полностью разбил в 1097 году. Считается, что в этот день погибло более двадцати тысяч человек, а более трех тысяч были взяты в плен и проданы в рабство. Но вскоре крестоносцев-бедняков сменили рыцари, и султан Рума ничего не смог поделать с войском под предводительством Готфрида Бульонского, Боэмунда Тарентского, его племянника Танкреда, Роберта Нормандского, Роберта Фландрского и Раймонда Тулузского. 14 мая 1097 года крестоносцы подошли к Никее, византийскому городу, который ранее захватили турки-сельджуки, и Сулейман I сделал его своей столицей. Гарнизон Никеи спешно отправил гонца к Кылыч-Арслану, который в это время воевал с Данишмендами в Каппадокии за обладание Мелитеной. Султан Рума не успел перебросить войска к Никее, и город был взят крестоносцами, которые передали его византийскому императору Алексею I Комнину. Семья султана, остававшаяся в Никее, попала в плен и была отправлена крестоносцами в Константинополь, но затем император отпустил ее к Кылыч-Арслану без выкупа. После этих событий Кылыч-Арслану пришлось перенести свою столицу в Конью. Позже Готфрид Бульонский и его союзники нанесли Кылыч-Арслану еще несколько поражений, продвигаясь по Анатолийскому нагорью. Крестоносцы разбили Кылыч-Арслана I у Дорилея, в Писидии и в Ликаонии. Но в Каппадокии Кылыч-Арслан уничтожил полуторатысячное датское войско принца Свена Крестоносца (1050—1097 гг.), сына короля Свена II Эстридсена. В кровопролитной битве при Антиохии Кылыч-Арслан ожесточенно противостоял крестоносцам, но не смог их победить. Тем не менее, в 1101 году Кылыч-Арслан уничтожил три новоприбывших войска крестоносцев и завоевал большую часть восточной Анатолии. С этого времени крестоносцы выбрали для прохода в Палестину иной путь, минуя Конийский султанат. Конец жизни Кылыч-Арслан провёл в борьбе со своими мятежными эмирами и во время одной из битв утонул при переправе через реку Хабур.

http://sedmitza.ru/text/9963612.html

Д. возглавил партию, выступавшую за создание в Св. земле духовных гос-в, к-рые находились бы в вассальной зависимости от Римского престола, представителем к-рого становился лат. патриарх Иерусалимский. Поддержав Раймунда Тулузского, Д. тем самым вступил в конфликт с Готфридом Бульонским, требуя в случае взятия Акры, Яффы и Кесарии крестоносцами передать их в независимое владение Раймунду или образовать из захваченных земель владение католич. Церкви. Позднее Д. заключил договор с Готфридом Бульонским о том, что, если в результате завоевания Египта будет создано светское королевство со столицей в Каире, Иерусалим и Яффа перейдут во владение католич. Церкви как отдельные владения. Однако планы завоевания Египта не были осуществлены. После смерти Готфрида Бульонского (1100) Иерусалим фактически оказался под властью Д., но, не имея поддержки среди духовенства и баронов, он вынужден был призвать к себе на помощь Боэмунда Тарентского. Сторонники создания светского гос-ва провозгласили королем Иерусалима Балдуина I Бульонского (1100-1118), брата Готфрида, принудив Д. короновать его в Вифлееме. Новый король, духовенство и бароны Иерусалимского королевства, обвинив Д. в измене и заговоре, а также в агрессии против правосл. христиан, сместили его с Патриаршего престола. Не имея реальной власти в королевстве и Патриархате, постоянно конфликтуя с королем и знатью, Д. покинул Иерусалим (сент. 1102) и отправился искать поддержки в Рим, где папа Пасхалий II восстановил Д. в правах (1105). На обратном пути в Св. землю Д. скончался в Мессине. Ист.: Italia Pontificia/Hrsg. P. F. Kehr. B., 1908. Vol. 3: Etruria. P. 44 f.; Letters of the Crusaders/Ed. D. C. Munro. Phil., 1894. Vol. 1. P. 4, 8-11. Лит.: Rowe J. G. Paschal II and the Relation between the Spiritual and Temporal Powers in the Kingdom of Jerusalem//Speculum. 1957. Vol. 32. P. 470-501; Yewdale R. B. Bohemond I, Prince of Antioch. Amst., 1970r; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. L., 1980. P. 14-16, 52-57; Fedalto G. La Chiesa Latina in Oriente. [Verona], 19812. Vol. 1. P. 118-120; Matzke M. Daibert von Pisa: Zwischen Pisa, Papst und erstem Kreuzzug. Sigmaringen, 1998; Pahlitzsch J. Graeci und Suriani im Palästina der Kreuzfahrerzeit: Beitr. und Quellen z. Geschichte d. griechisch-orthodoxen Patriarchats von Jerusalem. B., 2001. S. 95-108, 189-191.

http://pravenc.ru/text/168634.html

Однако описание подвига Гаиты, созданное Анной Комниной, слишком детально и непосредственно связано с конкретным эпизодом битвы при Диррахии, чтобы быть обычной данью древней литературной традиции. Сомнительно, чтобы Георгий Палеолог в своих воспоминаниях объяснял поражение армии ромеев храбростью «варварки», которая смогла вдохнуть мужество в души норманнских рыцарей. Что же представляла собой армия императора Алексея, если ее воины дрогнули перед лицом женщины и упустили уже почти одержанную победу? Более правдоподобно, что Анна Комнина почерпнула рассказ о подвиге Гаиты из норманнских источников, авторы которых ничего не знали ни об Афине Палладе, ни о древнегреческих амазонках. Для норманнов было характерно восторгаться доблестью своих королев, а кроме того, chanson de gestes, посвященная Гаите, могла быть составлена каким-либо рыцарем из числа ее сторонников уже после смерти Роберта Гвискара (1085 год), в период борьбы ее сына Рожера Борсы против Боэмунда Тарентского. Известно, что сохранившиеся норманнские эпические произведения, такие как «Песнь о Роланде» Турольда или «Деяния Роберта Гвискара» Вильгельма Апулийского, унаследовали определенные фольклорные элементы, характерные для скандинавской скальдической поэзии. Прежде всего эти элементы обнаруживаются в натурализме описаний поединков и увечий, наносимых воинам. Вероятно, подобные элементы не были единственными. Образ Гаиты, которая на коне с копьем наперевес увлекает в атаку норманнских рыцарей, находит параллели и соответствия в поэзии скальдов, созданной в эпоху викингов. Впрочем, не исключено, что Гаита как лангобардская аристократка была воспитана на древних лангобардских сказаниях, восходивших к эпохе переселения лангобардов из Скандинавии, в которых также отражались древние скандинавские культурные архетипы. Этим обстоятельством может объясняться как ее доблесть на поле боя, так и последующая политическая деятельность, связанная с отравлением мужа и попыткой отравления пасынка Боэмунда Тарентского, о чем сообщает Ордерик Виталий .

http://bogoslov.ru/article/6175610

воинов с нею! . Данные археологии подтверждают реальность существование у викингов женщин-воительниц. Об этом свидетельствует, в частности, погребение воительницы из Бирки (Bj.581) с оружием, открытое в 1889 году и датированное X веком. Рядом с костяком были обнаружены меч, копье, боевой топор, бронебойные стрелы, боевой нож, два щита и два коня: кобыла и жеребенок. Генетические исследования 2017 года доказали, что найденные останки принадлежат женщине . В существовании у викингов пережитков матриархата, которые порой выражались как в участии знатных женщин в войнах, так и в прецедентах самостоятельного женского правления, нет ничего удивительного. В VIII–XI веках скандинавы переживали стадию медленного разложения родового строя на фоне постоянных войн и активной миграции, и это обстоятельство способствовало консервации некоторых архаических элементов общественной организации, которые были характерны для германцев эпохи Тацита. Примечательно, что похожее явление исследователи наблюдают у представителей кочевых обществ античности и раннего средневековья. Сарматы, гунны и монголы прочно сохранили традиции матриархата и женского участия в военно-политической жизни вплоть до средневековья . Причем у сяньбийцев и киданей эти традиции существовали даже в период господства этих монгольских племен в оседлом патриархальном Китае . Пример Гаиты свидетельствует нам о том, что социокультурное явление, осознанное Анной Комниной как живое воплощение древнегреческой мифологии (которая, впрочем, также запечатлела элементы матриархата у древних ахейцев, выражавшиеся в культе Афины Промахос), продолжало оказывать влияние на общественный уклад потомков скандинавов, почти два века спустя после их поселения в Нормандии. Это влияние выразилось в создании эпического произведения о подвигах Гаиты, написанного по-видимому на старофранцузском (старонормандском) языке, с которым была знакома Анна Комнина. Второй фрагмент, свидетельствующий о знакомстве Анны Комниной с традицией скальдической поэзии, представляет собой приключенческую новеллу о путешествии Боэмунда Тарентского из Антиохии в Южную Италию в начале второй византийско-норманнской войны императора Алексея I, в ноябре 1104 года.

http://bogoslov.ru/article/6175610

  001     002    003    004