Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский монастырь в селе Барколабово - православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви. Монастырь входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Расположен в восьми километрах севернее Быхова. Основан в 1623 году Богданом Статкевичем. Главная святыня обители - Барколабовская икона Божией Матери. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Обитель основана в 1623 году Богданом Статкевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, где и хранится до сих пор. Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Борколабовская (Барколабовская) " Описания иконы Описание иконы Борколабовская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году. В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и р[...] Икона Борколабовская (Барколабовская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона получила название по месту своего нахождения – Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии. История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда некий русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская – одна из самых чтимых в Белоруссии. Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери " Барколабовская " из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.

http://pravicon.com/icon-17

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Баркулабовская, Барколабовская] (празд. 11 июля), чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня жен. мон-ре в с. Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. на табличке под иконой, Б. и. была помещена в мон-ре в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и св. равноап. кнг. Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят рус. войском под предводительством некоего кн. Пожарского, вероятно в одном из храмов Центр. или Зап. Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского мон-ря, обоз, в к-ром находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда рус. войско оставило икону Божией Матери в мон-ре у игум. Фотинии (Киркоровны). Эти сведения о Б. и. носят легендарный характер: в 1659 г. военных действий в белорус. Приднепровье не было; связь Б. и. с кн. Пожарским, имя к-рого не указано (кн. Семен Романович Пожарский не мог возглавлять рус. войско в Белоруссии, т. к. к этому времени погиб в крымском плену), вероятно, является аллюзией на чудесную помощь иконы Божией Матери кн. Димитрию Пожарскому во время освободительного похода на Москву в 1612 г. Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ) Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ) Б. и. первоначально была помещена игум. Фотинией в центре Вознесенской ц. мон-ря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской ц., а зимой в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 г. Борколабовский мон-рь закрыли. Во время Великой Отечественной войны Б. и. сохранили бывш. инокини мон-ря (по др. устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в ц. Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.

http://pravenc.ru/text/153201.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Борколабовская Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году. В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: " Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати " ». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери. Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века. Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Борколабовская (Барколабовская) " .

http://pravicon.com/info-9

Монастырь был возрожден по ходатайству Преосвященного епископа Бобруйского и Быховского Серафима постановлением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата 12 июня 2008 года. Возрожденный монастырь расположился в д. Борколабово под Быховом, в историческом месте явления иконы Божией Матери Борколабовской. http://www.bobreparhiya.by/borkolabovo_monastery/ В 1620-е годы имением Баркола близ Быхова владел князь Богдан Богданович Соломерецкий. На склоне лет он задумал на своей земле основать общежительный православный Свято-Духов монастырь для противодействия унии. На содержание будущего монастыря князь отвёл, кроме Барколы, ещё три села, но смерть помешала осуществлению его планов. Исполнили их наследники - дочь князя Елена (Гелена) и её муж, Богдан Стеткевич (он до этого был ктитором Оршанского Кутеинского монастыря). В роли ктитора он выступил и сейчас. Мужской Свято-Духов монастырь супруги основали в 1631 году в своём имении Буйничи, а в Барколе, с благословения епископа Могилёвского Сильвестра (Коссова), поместили женскую монашескую общину. В 1648 году в Барколабовском монастыре построили деревянную церковь в честь Вознесения Господня. Несколько позднее здесь вырос ещё один храм - во имя Иоанна Предтечи. Место, выбранное для строительства монастыря, было очень красивым, но воды Днепра, на берегу которого он стоял, постепенно подмывали монастырские здания, и к началу XIX столетия стало очевидно, что поддержание обители в должном виде потребует слишком больших вложений. В 1835 году почти всех насельниц перевели в Буйничский монастырь, оставив на старом месте лишь нескольких сестёр. К середине XIX столетия Барколабовская обитель пришла в совершенный упадок. Незадолго до революции она начала было возрождаться, но вскоре, в 1920-х годах её закрыли, сестёр выгнали, а в зданиях бывшей обители разместили клуб, детдом, позже пионерский лагерь. В 1930-е годы разрушили все здания. Сейчас Барколабовская обитель возрождается, но сделать предстоит ещё очень многое. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 85, ООО " Де Агостини " , 2010

http://sobory.ru/article/?object=42315

1) во имя Рождества Божьей Матери, почему назывался монастырь Рождественским, с приделами а) во имя Владимирской Божьей Матери, и б) Священномученика Антипы. 2) [ ? ] Балдинский Воскресенский монастырь См. Болдинский Воскресенский. Барколабовский Вознесенский монастырь См. Борколабовский Вознесенский. Прибавление из VI тома Батуринский Крестовоздвиженский монастырь Девичий. В 1674 году Игуменья оного с сёстрами была в Москве с прошением к Государю об отводе к монастырю сему мельницы и других угодий. Батуринский Николаевский Крупицкий монастырь 3 класса мужской. Находится в Черниговской Епархии и Губернии близ безуездного города Батурина, по которому и прозывается Батуринским, за рекой Сеймом в лесу подле ветхого или древнего, бывшего Крупицкого монастыря, почему называется ещё и Крупецким. Батуринский этот монастырь основан в XVI веке после разорений и опустошений, причинённых краю сему от Татар и Литовцев, которые с прочими селениями разорили и Крупицкий ветхий монастырь, долгое время стоявший после того впусте. Наконец монахиня Макрина, придя на сие место, поселилась при обветшавшей пустой деревянной церкви; после Макрины начали собираться сюда иноки и вскоре устроили монастырь, наименовав его поблизости к городу Батуринским, и по смежности к Крупицкому Крупицким. В монастыре сем две ЦЕРКВИ: 1) каменная во имя св. Николая Чудотворца с приделами а) во имя Благовещения Божьей Матери и б) св. Иоанна Богослова, построенная Малороссийским Генеральным судьёй Иваном Домонтовичем. По сей церкви именуется монастырь Николаевским. 2) деревянная во имя Преображения Господня с трапезой. В соборной Николаевской церкви находится часть св. мощей Великомученицы Варвары, принесённая в 1691 году. О сем в дневных записках св. Димитрия, Митрополита Ростовского, в бытность его Игуменом в сем монастыре, записано так: «Января 13 дня, во вторник, пренесены бысть славно в монастырь Батуринский часть мощей Святой Великомученицы Варвары, самая персь, вложенная в серебряный образ. Сия часть, лежавшая в Батурине, в казённой палате, сюда положена по блаженной памяти Иосифе Тукальском, Митрополите Киевском, в Чигирине преставившемся, и была аки под спудом сокровенна, и едва кому известна, даже до сего года. По многому моему молению и старанию немалому, ясновельможный Иван Мазепа, Гетман Их Царского Пресветлого Величества, отдал оную в монастырь наш. Я перенёс из Батурина в монастырь с великолепным крестным ходом, при множестве народа; и учредил каждого вторника петь молебен святой Великомученице Варваре».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Существовало неск. списков Б. и. в самом мон-ре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Борколабовского мон-ря (не сохр.) имел живописные клейма с изображением чудес Б. и. В приходской Михайловской ц. с. Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и арх. Михаила - на др. (не сохр.). По преданию, в сер. XVII в. эта икона была подарена неким кн. Пожарским кн. Сапеге, передавшему ее в Борколабовскую ц. Список, выполненный в нач. ХХ в. худож. Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва. Сохранившиеся списки Б. и. можно увидеть в иконостасе быховской ц. Св. Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноименного мон-ря г. Могилёва. На иконе из Никольского мон-ря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати/тамо источаетъ реки Благодати сей дру-/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай/те къ ней, отцы и дети/тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою/молясъ за все то/дознаютъ». Этот образ, написанный в сер.- 2-й пол. XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохр.), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В ц. св. Онуфрия того же Никольского мон-ря находится еще один список Б. и., обретенный в 1992 г. Перед иконой теплятся 3 лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен. Лит.: Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 205; Жудро Ф. А. Заметки о Могилевской иконе копии Баркулабовской//Рус. паломник.1903. 39; он же. Барколабовский Св.-Вознесенский жен. мон-рь//Могилевские ЕВ. 1906. 7-9, 11-13, 16; Сергий [Соколов?], архим. Из истории православия и братской школы г. Могилева//Могилевские ЕВ. 1885. 3. С. 57; Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 г. Могилев, 1899. С. 133-134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 462-463; Высоцкая Н. Ф. ступнага артыкула//Жыbanic Бeлapyci XII-XVIII ст. Mihck, 1980. Ил. 46; Православные монастыри Беларуси. Минск, 2003. С. 119-120, 124-125.

http://pravenc.ru/text/153201.html

е. с презрением костела парохиального, и того ради прошу больше не смущать меня». 852 Дело арх. св. Син. 1753 г. 321. Дрогичинская иезуитская школа в 1773 г., по распоряжению эдукационной комиссии, передана пиарам, а после упразднения в 1833 г. ордена пиаров перешла в ведение Министерства народного просвещения. 856 Акты, касающиеся Витебского Святотроицкого Маркова монастыря в Витеб. старине. вып. I, 123–132. Акт. Виленск. арх. ком XI, 49. 857 Этот Огинский уже принял католичество и переименован Карлом. Вестн. Зап. России 1862 г., кн. 3, отд. 1, стр. 124. 859 Буйницкий монастырь в 1798 г. приписан был к могилевскому Братскому; в 1835 г. обращен в женский и к нему приписан Барколабовский девичий монастырь. Вилен. Арх. сборн. 860 Дело арх. Св. Синода 1762 г. В недавнее время Тупичевский монастырь упразднен, а здания отданы под бывшее в нем духовное училище. 862 Жалованная грамота Стеткевича Борколабовскому монастырю 24 июня 1641 г. на владение островом Борком в А. 3. Р. V, Акт. Вилен. арх. ком. XI, 45. В Вилен. арх. сборн. кн. II 31 помещена фундушевая запись князя Богдана Соломерецкого, мужскому Борколабовскому монастырю Сошествия Св. Духа, на землю в Борколабове, от 8 ноября 1626 г. Но, затем, об этом монастыре не встречается никаких сведений. 865 Польской Украйной, с 1687 г. называлась часть Киевского воеводства, лежащая вниз по Днепру, и Брацлавское воеводство. 868 Филип и Федор Вороничи первыми подписались под актом об избрании Петра Могилы в митрополиты киевские в 1632 (Максимовича, Соч. т. I, стр. 393). В последний раз православные члены рады Вороничей упоминаются в 1647 г. – в подписях под актами избрания Тризны в архимандриты печерские и Сильвестра Коссова в митрополиты киевские. Арх. Ю. З. Р., ч. IV, т. I, Предисл. стр. 28. 869 В казацкой легенде о запорожском гетмане Кишке говорится, что запорожцы, овладев турецким кораблем, «сребро, злато, на три части паемали: первую часть брали, на церковь накладали: на святого Межигорского Спаса, на Терехтемировский монастырь, на снятую сеченую Покрову давали, которя данним казацким скарбом будовали». Похилевич, стр. 533.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Дневник преосвященного Евсевия знакомит нас с двумя только сторонами его архипастырской деятельности: церковно-богослужебной и проповеднической. Как в том, так и в другом отношении личность преосвященного Евсевия является далеко заурядной и даже, можно сказать, своего предшественника в вольно таки расстроенном приведении ее в должный вид, преосвященный Евсевий, не смотря на то, что управление епархией отнимало у него большую часть времени, почти весь свой досуг посвящал церковным службам и редкая из них не сопровождалась проповеданием им слова Божия. С 1861-го по 1878-й год преосвященный Евсевий совершил в пределах Могилевской епархии 3086 различных церковных служб. Из них 712 совершены были им исключительно в сельских приходских храмах Могилевской епархии при обозрениях последней. Обозревал Преосвященный Евсевий Могилевскую епархию почти ежегодно. 3 В поездках по епархии его всегда сопровождала архиерейская свита, так как в каждом почти обозреваемом приходе преосвященный Евсевий служил или всенощное бдение, или литургию, или же и то, и другое. Возьмем, напр., записанное в дневнике преосвященного Евсевия обозрение им Могилевской епархии в мае и июне 1873 года. « 15. В Барколабовск. женск. монастыре. 1. Всенощное. 16 . Там же. – 1. Литургия и слово на слова: Иисус Христос вчера и днесь той же и во веки. 16 . В г. Быхове. – Всенощное и слово: Господь же убо, по глоголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога. 17 . Там же. – Литургия и слово на слова: Мужие Галилейстии! что стоите, зряще на небо... идуща на небо. 18 . Чигиринка. – Литургия и слово: Аз есмь путь, и истина и живот. 19 . Тихиничи. – 18. Всенощное 19. Литургия и слово на слова: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. – В г. Рогачеве. – Всенощное. Там же. Литурпя и слово на слова: Се есть живот втьчный... Бисус Христа (1оан.17:3). Молебен по табели. 20 . Жлобин. – Всенощное. 21 . Там же. – Литургия и слово на слова: Аз есмь дверь... и пажить обрящете. – Стрешин. – Всенощное. 22 . Там же. – Литургия и слово на слова: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...