Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни – Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии. Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители – иеромонах Максим, известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества. Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век. К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200, не считая послушников и трудников. Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937). Попытка директора музея Дмитровского края К.А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы. В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает психоневрологический интернат подчиненный Мособлсобесу.   Внешний вид обители Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru Монастырь образует неправильный четырехугольник с длинной сторон от 170 до 220 м , он весь обнесен каменной стеной с крытым ходом в ней, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены – более 10 м , толщина достигает 2,5 м . Стену украшает ряд зубцов, машикули и боевые амбразуры. Прясла стены соединяют четыре угловые и две боковые башни высотой до 17 м , с двумя воротами – святыми, на западной стороне к реке Яхроме, и въездными, на северной стороне. Над последними устроена великолепная смотровая Спасская башня высотой более 35 м . Снизу и до половины высоты четырехугольная, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатер.

http://pravoslavie.ru/put/070830115613

Ок. 1700 г. на средства дочери Чаплина Акулины Семеновны Нарышкиной близ задних ворот была построена одноглавая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Антиминс на престол храма был выдан в авг. 1702 г. (ГМЗРК. Р-567. Примеч. к л. 9: «По запискам монастырским видно, что оная Покровская церковь была построена в 1700-м году при патриархе Адриане и при архимандрите сего монастыря Адриане»; также см.: Холмогоровы. 1911. С. 151). В местном ряду иконостаса Покровского храма находился образ ап. Иоанна Богослова, написанный для храма XVII в., древняя же икона, видимо, почитаемая в монастыре, к тому времени была перенесена в Борисоглебский собор. Впосл. при Покровской ц. были выстроены больничные кельи, но первоначально она, возможно, задумывалась как 2-я теплая церковь мон-ря. В описи 1714 г. деревянная двойная больничная келья показана отдельно, вне связи с Покровской ц. Пристроенные к церкви 2 кельи упомянуты лишь в смете И. Ф. Мичурина 1740 г., из к-рой следует, что всего через 40 лет после постройки Покровская ц. обветшала (РГАДА. Ф. 248. Оп. 14. Д. 794. Л. 399 об.). В описи 1764 г. каменные 2-этажные кельи «с чуланами и с сеньми длиною на 4 и шириною на 3-х саженях» представлены более подробно, тогда же Покровская ц. именуется больничной. Она уже не использовалась по назначению «за ветхостию расседающихся каменных сводов и за ветхостию в ней святых икон». В трапезной Покровской ц. были временно сложены дела из архива Дмитровской воеводской канцелярии, пострадавшей во время городского пожара в мае 1764 г. (МЗДК. Ф. 19/5170. Оп. 1. Д. 12. Л. 52-52 об.). В 1779 г. игум. Иаков хотел возобновить церковь на собственные средства и потребовал от Московской губ. канцелярии забрать архив (Там же. Д. 13. Л. 4-4 об., 10), но его скоропостижная кончина в марте 1780 г. нарушила эти планы (Журнал, или Записка жизни и приключений И. А. Толченова. М., 1974. С. 163). В июне 1789 г. Д. м. заключил подряд на ремонт бывш. больничных келий, где между прочим было оговорено, что надо «на старой Покровской церкве главу кирпишную разобрать всю вплоть до крышки». Новый подряд, заключенный в 1791 г., предусматривал разборку алтаря Покровской ц. и превращение ее в гражданскую постройку (Там же. Д. 19. Л. 81); именно таким безликим зданием с 4-скатной крышей она предстает на панораме города из атласа 1800 г. В 1801 г. в него было переведено Дмитровское духовное правление и ДУ (Там же. Ф. 15/5166. Оп. 1. ЖДДП за 1801 г., марта 15. Л. 32 об.). К моменту постройки нового здания уч-ща в 1835 г. (вне пределов монастыря) старое обветшало (ГМЗРК. Р-567. Л. 10) и на плане Дмитрова 50-х гг. XIX в. уже не значится.

http://pravenc.ru/text/178614.html

В 1834 г. с севера к надвратной Никольской ц. был пристроен равновеликий ампирный придел, объединенный в 1852 г. с помещениями старой постройки арочными проходами; 2 стены старого храма были заменены столбами, устроено новое крыльцо. В 1887 г. поверх лоткового свода храма был устроен ложный купол и новый барабан с главой. В 1-й пол. XIX в. напротив собора был построен настоятельский корпус с лаконичными ампирными фасадами, по-видимому по образцовому проекту. В 1902 г. в юго-зап. углу мон-ря (к северу от здания братских келий) было пристроено новое здание келий, из-за отсутствия насельников использованное под духовное правление. Этот небольшой 2-этажный краснокирпичный корпус был возведен на средства Е. С. Ляминой по проекту П. А. Ушакова в формах рус. стиля с оттенком модерна. Святыни, церковные древности Распятие с зап. портала Борисоглебского собора. XV в. (Дмитровский историко-художественный музей) Распятие с зап. портала Борисоглебского собора. XV в. (Дмитровский историко-художественный музей) Главная святыня Д. м.- древнейшая икона св. князей Бориса и Глеба - находилась в местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат. В нач. 50-х гг. XVII в. образ был обложен серебряным окладом, сооруженным на средства Новгородского митрополита. В 1749 г. оклад поновлялся: «...устроены шапочки и одежды у угодников». К 1764 г. это был «серебряный басманный» оклад, украшенный «камушками разных цветов», в 30-40-х гг. XIX в. оклад вновь поновлялся на средства жительницы Дмитрова А. И. Куликовой. В нач. 50-х гг. XVII в. в Д. м. поступила митра с горностаевым околышем и шитым шелками изображением святых Бориса и Глеба; в 1654 г. вместо горностая опушена золотом, украшена жемчугом и бусами; в описи 1764 г. указана похожая шапка: «...старинная шита серебром и золотом, весьма ветхая». Согласно офицерской описи 1764 г., в соборе около столбов и в алтаре находилось 109 «образов штилистовых» - вклады царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. При богослужении использовались ризы, подризники, стихари и епитрахили - вклад имп. Елизаветы Петровны . Настоятели, братия

http://pravenc.ru/text/178614.html

18.03.2019 Историко-литературная игра " Книга памяти " 14 марта в день Православной книги и в рамках Образовательного Историко-литературного проекта «История Государства Российского» состоялась очередная историко-литературная игра «Книга памяти». Она прошла под патронажем Яхромского благочиния в Доме культуры г. Яхромы. На этот раз игра была посвящена истории двух монастырей, расположенных на Дмитровской земле: Борисо-Глебского (г. Дмитров) и... 14 марта в день Православной книги и в рамках Образовательного Историко-литературного проекта «История Государства Российского» состоялась очередная историко-литературная игра «Книга памяти». Она прошла под патронажем Яхромского благочиния в Доме культуры г. Яхромы. На этот раз игра была посвящена истории двух монастырей, расположенных на Дмитровской земле: Борисо-Глебского (г. Дмитров) и Спасо-Влахернского (пос. Деденево). Жюри возглавили благочинный Яхромского церковного округа священник Сергий Бернацкий и настоятель Борисоглебского монастыря игумен Августин (Шорников). В игре приняли участие команды средних школ: Семёновской, Катуаровской, Подосинковской, Яхромской школы 1и школы посёлка Рыбное. Победила команда Подосинковской средней школы. Каждому участнику команды-победительницы игумен Августин вручил документальную  книгу Ирины Викторовны Пятилетовой «Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове»,  остальным участникам – по набору открыток «Монастырь Бориса и Глеба». Иерей Никита Кулиткин, помощник благочинного по религиозному образованию, провел лекции для читателей в ГУ “Детская районная библиотека г. Добруша” и в ГУО “Гимназия г. Добруша”.  ... 17.03.2024 Служащая приходской библиотеки при храме святителя Николае Чудотворца в г. Добруше Шевченко О.В. организовала презентацию и рассказала о происхождении праздника - Дня православноц книги в аудитории ГУ... 17.03.2024 В рамках акции были подарены православные книги в библиотеку-филиал “Борщёвская сельская библиотека-клуб” протоиереем Иоанном Стаськовым.  ... 17.03.2024

http://new.izdatsovet.ru/news/istoriko-l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), в г. Дмитрове Московской обл. Основан в вост. предместье города у дороги, ведущей к Троице-Сергиеву мон-рю (впосл. лавра). В XVII в. считалось, что Д. м. находится «в Дмитрове на посаде» (РГАДА. Ф. 281. 3924), в XVIII в.- «при городе Дмитрове... от города в версте» (Там же. Ф. 280. Оп. 3. 57. Л. 2). Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мон-рь. Фотография. 2006 г. Точное время основания Д. м. неизвестно, возможно, мон-рь возник между 1310 и 1334 гг. Впервые упоминается в духовной грамоте 1467-1472 гг. дмитровского удельного кн. Георгия (Юрия) Васильевича († 1473): князь передал «Борису Глебу» с. Новое, купленное у Троице-Сергиевой обители, «и с хлебом, что в земли. А что в том селе и в деревнях серебра на людех, ино того серебра половина Борису Глебу, а другая половина тем христианом, на коих то серебро» (ДДГ. С. 223). В 1840 г., очевидно, во время ремонтных работ под жертвенником Алексиевского придела Борисоглебского собора было найдено каменное закладное распятие с нечеткой надписью. В XIX в. дата на надписи определялась как 1388 г., в связи с чем в 1888 г. отмечалось 500-летие Д. м. Историки XX в. датировали крест иначе: М. Н. Тихомиров - 1462 г., Г. В. Попов - 1447 г. Археологические раскопки близ Борисоглебского собора выявили кладбище с погребениями XIV-XV вв. Менее вероятными ориентирами для датировки являются легендарные известия, опубликованные Тихомировым, относящие основание Д. м. к XIII в., а также доводы Н. Н. Былова об одновременном основании г. Дмитрова и мон-ря. Однако ни один из историков не обратил внимания на тот факт, что из всех князей, управлявших дмитровскими землями до XV в., святые Борис (в крещении Роман) и Глеб (в крещении Давид) были небесными покровителями лишь у кн. Бориса Давидовича, сына галицко-дмитровского кн. Давида Константиновича († 1280) и правнука св. блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Кн. Борис Давидович управлял Дмитровским уделом после смерти дяди, галицко-дмитровского кн. Василия Константиновича (после 1310). Под 1334 г. в Рогожском летописце сообщается: «...а князь Борис Дмитровьскый в Орде мертв» (ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1. Стб. 47). Т. о., не исключено, что Д. м. основан в 1-й трети XIV в., между 1310 и 1334 гг., что не противоречит и археологическим данным.

http://pravenc.ru/text/178614.html

36. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах рассмотрения представленного дмитровским Борисоглебским мужским монастырем макета книги И. Пятилетовой «Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове» (Дмитров, 2012), предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить дмитровскому Борисоглебскому мужскому монастырю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании макета книги И. Пятилетовой «Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове» (Дмитров, 2012). 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-306-0453. 37. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах рассмотрения представленной издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры книги «Хрестоматия по сравнительному богословию: учебное пособие для 3 курса Духовной семинарии» (М., 2005), предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Хрестоматия по сравнительному богословию: учебное пособие для 3 курса Духовной семинарии» (М., 2005) при условии учета замечаний. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-306-0454. 38. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах рассмотрения представленного издательством «Благовест» макета книги протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству «Благовест» право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги протоиерея Николая Агафонова «Ратные подвиги православного духовенства» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-306-0455. 39. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной издательством «Благовест» книги А. Марковой «Преподобный Серафим Вырицкий», предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Ювеналием (Поярковым). Епархиальные комиссии: по религиозному образованию и катехизации; по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности; по связям с медицинскими учреждениями; по социальному служению, благотворительности и пастырской работе в ИТУ; богослужебная; по пастырской работе среди молодежи; по пастырской работе в Вооруженных Силах; по канонизации святых; по реставрации и строительству храмов; по издательской деятельности и связям со СМИ. Статистика: 1001 приход, из них 3 единоверческих; 1088 священнослужителей (974 священника, 114 диаконов). Действующие монастыри: на территории Московской обл. находятся: Аносин Борисоглебский жен., Воздвижения Креста Господня жен., Иосифов волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж., Новоиерусалимский истринский в честь Воскресения Христова муж., Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы муж., Троице-Сергиева муж. лавра, Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца муж., Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы жен. ставропигиальные монастыри, информация о которых помещена в разделе «Ставропигиальные монастыри». Александро-Невский жен. монастырь, основан в 1895 г. как жен. община, в 1906 г. преобразованная в монастырь, закрыт в 1927 г., возрожден в 1996 г. Настоятельница – мон. Елисавета (Семенова). 141917, Московская обл., Талдомский р-н, с. Маклаково; Белопесоцкий во имя Св. Троицы жен. монастырь, известен с 1498 г., закрыт в 30-х гг. ХХ в., возрожден в 1993 г. Святыня: икона Божией Матери «Скоропослушница». 142800, Московская обл., г. Ступино, ул. Белопесоцкая. Тел.: (264) 1–05–83; Бобренев в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, основан в 1381 г. как женский, закрыт в 1929 г., возрожден в 1992 г. как мужской. Настоятель – игум. Игнатий (Жидков). 140411, Московская обл., Коломенский р-н, с. Старое Бобренево. Тел.: (095) 598–93–06, (261) 7–20–75; Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя жен. монастырь, основан в 1839 г., закрыт в кон. 20-х гг. ХХ в., разрушен в 1941–1942 гг., отреставрирован к 1987 г., возобновлен в 1992 г. Настоятельница – игум. Таисия (Исаева). 143246, Московская обл., Можайский р-н, с. Семеновское. Тел.: (238) 5–10–35; Влахернской иконы Божией Матери жен. монастырь, открыт в 2001 г. Настоятельница – мон. София (Колосова). 141850, Московская обл., Дмитровский р-н, с. Деденево. Тел.: (222) 3–19–49 (келейный корпус); Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы муж. монастырь, основан в 1377 г., закрыт в 20-х гг. ХХ в., восстановление началось в 1992 г. Святыни: мощи прп. Афанасия Высоцкого (младшего), чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Настоятель – игум. Кирилл (Костиков). 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, 5/3. Тел.: (277) 2–57–97;

http://sedmitza.ru/text/412727.html

О ружном жалованье известно по данным 2-й пол. XVII в. При царе Алексее Михайловиче братия получала «молебных, панихидных и милостинных денег» по 15 р. в год. С 1701 г., после изъятия у Д. м. права распоряжаться доходами с вотчин, на содержание каждого насельника выдавалось в год по 10 р. и 10 четв. хлеба, с 1706 г.- по 3 р. 24 алтына и 4 деньги, а также по 5 четв. хлеба в год. К 1764 г. (до учреждения штатов) насельники получали от 3 до 5 р. в год, архимандрит - 5 р., иеромонах - 4 р., иеродиакон, монахи, бельцы (попы, диаконы, пономарь и канонарх) - по 3 р., а также натуральное жалованье хлебом и крупой. По штатам 1764 г. Д. м. лишился вотчин и доходов. Обители были оставлены только огородная и садовая земля, сенокосы и рыбные ловли на р. Яхроме. К 1911 г. капитал Д. м. исчислялся в 51 233 р., к 1916 г.- в 54 704 р. 1914-2007 гг. В 1914 г. из Польши в Д. м. были эвакуированы насельницы небольшого Турковицкого жен. мон-ря, через нек-рое время братию Д. м. перевели в Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Среди насельниц Турковицкой обители в Д. м. подвизалась прмц. Параскева (Матиешина) , к-рая после 1921 г., когда турковицкие сестры вернулись на родину, осталась в Дмитрове и была духовной дочерью еп. Дмитровского сщмч. Серафима (Звездинского) . В 1921 г. в помещениях Д. м. поселились также игум. София с сестрами зарайской Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. После 1917 г. Д. м. был обращен в артель (вскоре ликвидирована). До нач. 30-х гг. XX в. в Борисоглебском соборе, принадлежавшем зарегистрированной правосл. приходской общине, совершались богослужения. В годы архипастырского служения в Дмитровском вик-стве сщмч. еп. Серафим (Звездинский) неоднократно служил и проповедовал в храмах мон-ря. В 1926 г. Д. м. был закрыт, по распоряжению Дмитровского исполкома в помещениях обители разместился городской краеведческий музей, в башнях устроены помещения для хранения музейных фондов. По воспоминанию Н. А. Елизаровой-Соловьёвой, «музей не только успел отремонтировать и отреставрировать здания бывшего монастыря, но и сделать совершенно новую краеведческую экспозицию».

http://pravenc.ru/text/178614.html

Из первых 9 записанных в монастырском синодике настоятелей, управлявших Д. м. в кон. XV-XVI в., лишь один был игуменом, остальные - архимандритами. После разорения Д. м. в нач. 20-х гг. XVII в. мон-рем управлял строитель. Впосл. с небольшими перерывами Д. м. возглавляли архимандриты. В Д. м. настоятельствовали: в 1727-1732 гг.- буд. еп. Коломенский и Каширский Киприан (Скрипицын) , в 1810-1811 гг.- буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1826-1830 гг.- буд. архиеп. Тобольский Евлампий (Пятницкий) , в 1847-1855 гг.- еп. Муромский Иаков (Кротков) (впосл. викарий Московской епархии). Наиболее ранние сведения о братии относятся к 1627 г., когда на территории Д. м. находилось 5 келий, в к-рых проживало 6 монахов. В переписной книге 1685/86 г. указано 8 келий, в к-рых проживало, вероятно, столько же насельников. В 1699 г. в Д. м. числилось 43 насельника, в т. ч. архим. Сергий, 29 иеромонахов и старцев и 3 иеродиакона, в 1725 г.- 16 насельников, в т. ч. архим. Киприан, 5 иеромонахов и диакон, в 1764 г.- иеромонах, иеродиакон, монах, 2 белых священника, 3 диакона, канонарх, псаломщик, 2 сторожа, 9 отставных солдат. Посетивший Д. м. историк Г. Ф. Миллер упоминает архимандрита и 6 монахов. По ведомости 1901 г. в Д. м. числились настоятель, 11 монахов и 2 послушника. Материальное положение В XV-XVII вв. доходы Д. м. складывались из средств, поступавших от хозяйственной деятельности в вотчинах, ружного жалованья и вкладов. Дмитровский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 1902 г. (ГИМ) Дмитровский Борисоглебский мон-рь. Фотография. 1902 г. (ГИМ) Земельные владения Д. м. находились только в Дмитровском у. и окончательно сформировались к 80-м гг. XVI в. При Д. м. существовала подмонастырская слобода, в 1627/28 г. в ней было 13 дворов (проживало 16 служебников), в 1685 г.- 25 дворов (проживал 71 чел., в т. ч. 27 служебников), в 1737 г. в слободе числилось 85 чел. На р. Яхроме Д. м. владел лугом на 100 копен сена. Вотчины обители располагались в 3 станах Дмитровского у.: в Повельском стане - с. Новое с деревнями и пустошами, сельцо Веретье-Кутач с деревнями, пустошами и починками, в Вышегородском стане - дер. Костино с пустошами, в Каменском стане - с. Турбичево с деревнями и пустошами. В 20-х гг. XVII в. население вотчин составляло 80 крестьянских семей, в 1654-1661 гг. в вотчину входило от 113 до 109 дворов, в 1678 г.- 165 дворов, в 1700 г.- 156 дворов. В них проживало: в 1627/28 г.- 84 чел. муж. пола, в 1685 г.- более 400, в 1737 г.- 719 чел. муж. пола, в 1744 г.- более 1 тыс. чел. В XVII-XVIII вв. Д. м. владел 5 мельницами на реках Березовец, Дубна, Пазья, рыбными ловлями на реках Куньема и Яхрома. Доход приносили также промыслы, изготовление дроби и кирпичей; так, в 1698 г. было продано разным лицам ок. 3 тыс. кирпичей.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010