А.А. Половцов Феодор Борисович Годунов Феодор Борисович Годунов (род. в 1589 г., † 10 июня 1605 г.) – сын Бориса Феодоровича Годунова и жены его, Марьи Григорьевны, урожденной Скуратовой; царь московский с 13 апреля до 1 июня 1605 г. Положение, которое занимал Борис Феодорович Годунов при царе Феодоре Иоанновиче как его шурин и ближайший советник, с самого малолетства поставило Ф. Б. в исключительные условия. Эти исключительные условия, а равно известная склонность Бориса к иноземцам и западноевропейскому просвещению и последующая роль Ф. Б., когда отец его стал царем, дают несомненные основания для заключения, что Борис дал ему хорошее образование и тщательное воспитание. Доказательством того, между прочим, могут служить известия об основательном знакомстве царевича Феодора с географией Московского государства. По всему вероятию, книга Большого Чертежа, начатая при Иоанне IV, была дополнена в царствование Бориса Годунова как руководство для царевича. Кроме того, любопытным памятником географических сведений Феодора осталась ландкарта России, изданная под его именем в 1614 г. немцем Герардом. В конце мая 1597 г. приехал в Москву посол императора немецкого Рудольфа II, Авраам бургграф Донау; 22 мая он представлялся царю, а 25 заявил, что у него есть грамота императора к Борису Годунову. По докладу Бориса царь велел ему принять посла у него на дворе. 27 мая прием был устроен по посольскому чину: до сеней четыре встречи дворянами Годунова, среди сеней встретил посла Феодор (ему было 8 лет), подал послу руку и шел с ним в горницу; среди передней избы встретил уже сам Борис; проводы совершались так же, т. e. Борис довел посла до дверей передней горницы, а Феодор проводил в сени. Бургграф Донау привез дары не только Борису, но и сыну его, Феодору. Желая потешить мальчика, он подарил ему двух обезьян, четырех попугаев и «часы стоячие боевые, а приделан на них медведь». Принято было отдаривать; вследствие этого после царского отпуска посланы были дары от Бориса и от Феодора; от имени сына Борис подарил: серого кречета, сорок соболей, черную лисицу и двух живых соболей. Со всем этим ездил к послу дворянин Годунова, Михайло Косов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

30-го мая 1594 года, в царствование Феодора Иоанновича, князь З. отправлен был послом в Персию к шаху Аббасу (в Кизильбаши, как в то время называли Персию в Московском государстве). Эта посылка является выдающимся событием к служебной деятельности князя З. и вместе с тем выясняет весьма важные тогдашние отношения Московского государства к Персии, Турции и Грузии. Когда именно кн. З. возвратился в Москву – нам неизвестно; знаем только, что в октябре 1595 г., следовательно почти полтора года спустя после выезда из Москвы, он не прибыл еще в Казань, на обратном пути из Персии. С кн. З. были посланы в Персию: татарский переводчик Степан Полуханов, подьячий Дружина Кузьмин, толмач Айдор Павлов, посол шаха Аббаса при Московском царском дворе Ази-Хосров и кизильбашский кречетник Булат-бек. По государеву указу от Казани до Астрахани всех их должны были провожать сто стрельцов с сотником, а от Астрахани в Персию тридцать «лучших» стрельцов. От царя Феодора Иоанновича были посланы шаху две грамоты: одна в ответ на грамоту шаха, присланную с послом Ази-Хосровом, а другая о гонце его Искиндере. От Бориса же Годунова три грамоты: шаху, ближнему его человеку Фергат-хану и гилянскому Мегди-Гулы-хану. Начало царской грамоты писано, по новому государеву указу, «с прибавкою», вследствие того, что шах писал к нему «со многою похвалою и высокословно». Целью посольства было: сообщит шаху, что, согласно его просьбе, переданной в 1590 г. его послами Бутак-беком и Анди-беком, царь Феодор Иоаннович, по докладу своего шурина, боярина Бориса Феодоровича Годунова, готов быть с шахом «в дружбе и в любви мимо всех великих государей», и, как сказано в царской грамоте, «дорогу твоим людем в наши государства послы своими и посланники отворяем, и торговым людем ходити поволили безо всякого задержания». Борис Годунов дал князю З. наказ, как он должен был править от него шаху поклон, явить «поминки» и подать грамоты; что касается гилянского Мегди-Гулы-хана и ближнего шахова человека Фергат-хана, то им, по наказу Годунова, грамоты и поминки должен был передать не князь З., а переводчик Полуханов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 355 лет перенесения мощей свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси (комментарий в аспекте культуры) Борис Годунов Б. Н. Флоря Борис Феодорович Годунов Статья из VI тома «Православной энциклопедии» Русский царь с 17 февр. 1598. Принадлежал к младшей ветви костромского дворянского рода, члены которого почитали своим родоначальником татарского мурзу Чета (в Крещении Захария) – основателя Ипатьевского костромского монастыря. Рано лишившись отца, Борис Годунов воспитывался дядей Д. И. Годуновым (ум. 1606), имевшим при дворе царя Иоанна IV Васильевича чин постельничего. Борис Годунов начал службу в 1567 г., когда был принят в опричный двор Иоанна IV. Положение Бориса Годунова в этом дворе упрочилось благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова. На свадьбе царя с Марфой Собакиной 28 окт. 1571 г. Малюта Скуратов и его зять были дружками царской невесты. Борис Годунов сохранил расположение царя и после отмены опричнины и смерти Малюты, в восстановленном царем в 1575 г. особом дворе он занял высокую должность кравчего, в 1578 г. получил боярский сан. В 1575 г. сестра Бориса Годунова Ирина вышла замуж за царевича Феодора (см. Феодор Иоаннович). Несмотря на высокий сан и родственную связь с царской семьей, Борис Годунов не получал административных или военных назначений, не принадлежал к кругу близких советников Иоанна IV. О его участии в событиях этого времени практически ничего неизвестно. Вскоре после смерти Иоанна IV Борис Годунов получил от царя Феодора Иоанновича высокий сан боярина конюшего и уже на приеме посла Речи Посполитой Льва Сапеги 2 июня 1584 г. стоял «у государева места выше рынд». После тяжелой болезни в 1585 г. царского дяди Н. Р. Юрьева Бориса Годунова фактически стал правителем Русского государства при неспособном вести государственные дела царе. В 1585–1586 гг. правитель отстоял свое исключительное положение в борьбе с др. вельможами: кн. И. Ф. Мстиславским, затем кн. И. П. Шуйским. Мстиславский был вынужден принять постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, Шуйский был сослан в Каргополь и там убит. Подверглись опалам и разным наказаниям также их сторонники. В отличие от Иоанна IV Борис Годунов, устраняя политических противников, не подвергал гонениям их родственников. Столкновения Бориса Годунова с Шуйским сопровождались волнениями в Москве, когда власти «в Кремле-городе в осаде сидели»,– правитель, очевидно, не пользовался популярностью среди москвичей.

http://sedmitza.ru/text/409784.html

А.А. Половцов Борис Феодорович (Годунов), царь и Великий князь всея Руси Борис Феодорович (Годунов), царь и великий князь всея Руси; род. около 1551 г., вступил на престол 21 февраля 1598 г., ум. 13 апреля 1605 г. Род Годуновых, вместе с Вельяминовыми-Зерновыми и Сабуровыми, происходит от выехавшего из орды при Иоанне Даниловиче Калите в 1330 г. мурзы Чета, который крестясь принял имя Захария; он был основателем Костромского Ипатьевского монастыря. Отец Бориса, Феодор Иванович был женат на Степаниде Ивановне (в иночестве Сундулия) и имел от нее, кроме Бориса, дочь Ирину, бывшую в супружестве за Феодором Иоанновичем, и сына Василия. Службу свою Борис начал при особе царя: в 1570 г. состоял при царском саадаке (лук со стрелами); в 1571 г. при браке царя Иоанна с Марфою Васильевною Собакиной был дружкою, а несколько ранее сам женился на дочери страшного любимца царского, Григория Лукьяновича Малюты Скуратова (из рода Бельских), Марии, что помогло его возвышению, но способствовало развитию нерасположения к нему. В 1572 г., во время похода на шведов, он был в рындах при царевиче; в 1578 г. сделан кравчим и выиграл местническое дело с князем Сицким, что показывает, что по службе предков он не был новым человеком: дед его стоял по службе выше деда князя Сицкого. В 1580 г. Грозный выбрал в невесты сыну своему Феодору сестру Бориса, Ирину, а Борис тогда возведен был в боярский сан. Говорят, что, защищая царевича Иоанна от грозного царя, он был сам изранен, и лечил его торговый человек Строганов; царь, которому наговорили, что Борис притворяется, навестил и, удостоверясь в болезни, наградил Строганова и наказал клеветников. По смерти Иоанна, на престол вступил кроткий, но неодаренный ни разумом, ни волею Феодор, женатый на сестре Годунова. «Брещи чад своих», по сказанию летописи, царь поручил князю Ив. Ф. Мстиславскому и Ник. Ром. Юрьеву; иностранцы прямо указывают на Романова, как на правителя, что и понятно при полном ничтожестве Мстиславского. Вот почему и сомнительно известие о назначении завещанием Грозного пятичленной думы, в которой участвовал и Годунов; самого же завещания не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЦАРСТВОВАНИЕ БОРИСА ГОДУНОВА Избрание Годунова. – Неофициальные известия об этом избрании. – Въезд нового царя в Москву. – Подкрестная запись. – Слух о нашествии хана. – Борис выводит войско за Москву. – Торжество без подвига. – Меры для утверждения Бориса на престоле. – Царское венчание Бориса. – Милости. – Благоприятные отношения к соседям. – Посольство Льва Сапеги в Москву. – Посольство Салтыкова в Литву. – Сношения Годунова с ливонскими недовольными. – Вызов шведского принца Густава в Россию. – Датский принц Иоанн, жених царевны Ксении; его смерть. – Сношения с Австриею, Англиею, городами Ганзейскими, Италиею, Крымом. – Неудачи русских за Кавказом. – Успехи за Уральскими горами. – Внутренние распоряжения Бориса Русь древняя, Киевская, жила обычаем: по старому обычаю великое княжение принадлежало старшему в целом роде; Русь новая, Северная, пошла против этого обычая; обычай потерял силу, но до закона о престолонаследии юное государство еще не доросло; вся власть собралась в руках единовластителей, и вот Иоанн III объявил: «Разве я не волен в своем внуке и в своих детях? Кому хочу, тому и дам княжество». Этой воли не оспаривал никто и у правнука Иоаннова, Феодора, в знаменитый 1598 год. Никогда еще для Московского государства завещание, последняя воля царя, не имело такого важного значения, как при смерти Феодора Иоанновича, сходившего в могилу беспотомственно. На кого указал царь и указанием этим освободил народ от многотрудного дела избрания? Но Феодор умер, как жил: и в последние минуты жизни, как во все продолжение ее, он, избывая мирской суеты и докуки, не решил великого вопроса, предложенного ему патриархом и боярами: «Кому царство, нас, сирот, и свою царицу приказываешь?» Тихим голосом отвечал на это Феодор: «Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно, так и будет; и в царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас улажено». Патриарх Иов в житии Феодора говорит, что царь вручил скипетр супруге своей; но в других памятниках, заслуживающих в этом отношении большего доверия, в избирательных грамотах Годунова и Михаила Феодоровича, сказано: «После себя великий государь оставил свою благоверную великую государыню Ирину Федоровну на всех своих великих государствах». Но понятно, как велика разница между выражениями «вручить скипетр» и «оставить после себя на престоле». Действительно, по смерти Феодора оставалась особа, к нему самая близкая, носившая царский титул, Ирина, и ей поспешили присягнуть, чтоб избежать междуцарствия. Но Ирина отказалась от престола, объявив желание постричься; патриарх с боярами и народом били ей челом, чтоб не оставила их, сирот, до конца была бы на государстве, а править велела брату своему Борису Федоровичу, как было при покойном царе. Много раз били об этом челом Ирине, но она не согласилась и в девятый день по кончине мужа выехала из дворца в Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Лыков-Оболенский , князь Борис Михайлович († 2 июня 1646 г.) – начало его службы относится к царствованию Феодора Иоанновича: в 1593–97 гг. он неоднократно бывал рындой при приеме послов немецкого императора, папы и турецкого султана. В 1598 г., в чине стольника, он подписался под грамотой об избрании царем Бориса Годунова. В том же году, при походе царя Бориса Годунова в Серпухов, был рындой к третьему саадаку. В 1599 г. был послан царем Борисом в Торжок «с платьем», т. е. с нарядной одеждой к шведскому королевичу Густаву, ехавшему в Московское государство для сватовства царевны Ксении Годуновой. При приеме королевича царем Борисом в Москве кн. Лыков был третьим рындой, а кн. Василий Тростенской четвертым. Вследствие челобитья кн. Тростенского царь велел судить их, и по суду кн. Тростенской «обвинен кн. Лыкову тремя местами». Во время обеда кн. Лыков «стоял у королевича у стола», а кн. Тростенской наливал пить. В 1601 г. кн. Лыков местничался с кн. Дан. Бор. Приимковым-Ростовским, назначенным «встречать» английского посла, тогда как кн. Лыкову выпало на долю только звать посла к столу. Чем кончилось это местничество, неизвестно. В 1602 г. он был рындой при приеме царем в Москве датского королевича Иоанна. В том же году кн. Лыков был отправлен на воеводство в Белгород, где мы видим его в течение нескольких лет, вплоть до самого появления Лжедмитрия. Такое удаление кн. Лыкова от двора, где он провел почти десять лет, можно объяснить неудовольствием против него царя Бориса. Из позднейшего местнического дела, возникшего между кн. Лыковым и кн. Дм. Мих. Пожарским в 1609 г. при царе Василии Ивановиче Шуйском, видно, что мать кн. Лыкова была назначена в 1602 г. состоять при жене царя Бориса, царице Марье Григорьевне, а мать кн. Дм. Мих. Пожарского – при царевне Ксении Борисовне. Кн. Пожарский нашел такое назначение невместным для своей матери и бил челом, чтобы царь «его, князя Дмитрия, пожаловал, велел ему со княж Борисовым отцом Лыкова, со кн. Михайлом Лыковым, в отечестве дати суд и счет». Мы не знаем, чем окончились их местнические счеты в 1602 и 1609 гг., но отношения между тяжущимися сторонами чрезвычайно обострились, как видно из челобитной кн. Лыкова, поданной в 1609 г. царю Василию Ивановичу Шуйскому: «Прежде, при царе Борисе, он, князь Дмитрий Пожарский, доводил на меня ему, царю Борису, многие затейные доводы, будто бы я, сходясь с Голицыными, да с князем Татевым, про него царя Бориса рассуждаю и умышляю всякое зло; а мать князя Дмитрия, княгиня Марья, в то же время доводила царице Марье на мою мать, будто моя мать, съезжаясь с женою князя Василия Феодоровича Скопина-Шуйского, рассуждает про нее царицу Марью и про царевну Аксинью злыми словами. И за эти затейные доводы царь Борис и царица Марья на мою мать и на меня положили опалу и стали гнев держать без сыску». Трудно решить, виновны ли действительно кн. Пожарский и его мать в опале кн. Лыкова, но ясно, что отправление его на воеводство в Белгород не было простой случайностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

XXIX. Царь Феодор Борисович Тяжелы были последние дни царя Бориса Феодоровича Годунова. Таинственный призрак вырос в непобедимого соперника, стоявшего уже в пределах Московского государства и день ото дня, угрожавшего Борису отнятием престола. В государстве всюду началось шатание. Народ нельзя было удержать в повиновении воеводам. Южная и западная украйны с каждым днём всё более и более увеличивали собой число сторонников Лжедимитрия. Даже и те, которые оставались ещё верными царю Борису, не обещали самоотверженной преданности: плоть и кровь народа ещё принадлежали Борису, но душа народа ускользала от него. Тревоги, заботы, волнения в конец подорвали здоровье царя, хотя никто не смел думать о столь близкой развязке. Один из современников Бориса весьма тонко отметил эту душевную надорванность, эти постоянные страхи, как главнейшую причину кончины Бориса. Муки совести тяжелее страданий телесных... „Борис, – говорит он, – прегордый пред малым и царствуяй нами, ужаснувся того (самозванца) стремления, с высоты престола царствия низвержеся; прикладне, яко комар льва не дошед порази. Не той бо, но совесть ему своя сего низложи, ведый вся, яже о себе некогда». Тяжесть положения царя Бориса ещё более увеличивалась тем одиночеством, в котором он оказался среди московского боярства. Разорвав все связи с тем придворным кругом, к которому сам принадлежал, Борис удалил всех своих прежних друзей. Его круг ограничивался роднёй: несколькими ветвями Годуновского рода и родом Сабуровых и Вельяминовых, шедших от одного с Годуновыми корня. Несчастие было в том, что в этой многочисленной родне мало было талантливых людей. В конце царствования Борис, очень скупо возводивший в думные чины, стал отличать братьев Басмановых и возлагал особые надежды на Петра Феодоровича Басманова. Других лиц при царе Борисе не было, круг правительственных лиц ограничивался этими. Уже с 1602 года царь Борис стал прихварывать, но он был в таком возрасте, что нельзя ещё было ждать неизбежно скорой развязки и нельзя было к ней исподволь приготовиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

– Царь Иоанн Васильевич женил сына своего, царевича Феодора, на Ирине Феодоровне Годуновой и взял её, государыню, в свои царские палаты семи лет, и воспитывалась она в царских палатах до брака. Борис Феодорович также при светлых царских очах был безотступно ещё с несовершеннолетнего возраста и от премудрого царского разума царственным чинам и достоянию навык. По смерти царевича Иоанна Иоанновича великий государь Борису Феодоровичу говорил: „Божиими судьбами, а по моему греху, царевича не стало, и я в своей кручине не чаю себе долгого живота; так полагаю сына своего царевича Феодора и Богом данную мне дочь, Ирину, на Бога, Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и на тебя, Бориса: ты бы об их здоровье радел и ими промышлял; какова мне дочь, царица Ирина, таков мне и ты, Борис: в нашей милости ты всё равно как сын». На смертном одре царь Иоанн Васильевич, представляя во свидетельство духовника своего, архимандрита Феодосия, говорил Борису Феодоровичу: „тебе приказываю сына своего Феодора и дочь Ирину, соблюди их от всяких зол». Когда царь Феодор Иоаннович принял державу Российского царства, тогда Борис Феодорович, помня приказ царя Иоанна Васильевича, государское здоровье хранил, как зеницу ока, о царе Феодоре и царице Ирине попечение великое имел, государство их отовсюду оберегал с великим радением и попечением многим, своим премудрым разумом и бодроопасным содержательством учинил их царскому имени во всём великую честь и похвалу, а великим их государствам многое пространство и расширение, окрестных прегордых царей послушными сотворил, победил прегордого царя Крымского, и непослушника короля шведского под государеву высокую десницу привёл, города, которые были за Шведским королевством, взял. К нему, царскому шурину, цесарь христианский, султан турецкий, шах персидский и короли из многих государств послов своих присылали со многою честью. Всё Российское царство он в тишине устроил, воинский чин в призрении и во многой милости, в строении учинил, всё православное христианство в покое и тишине, бедных вдов и сирот в крепком заступлении, всем повинным пощада и неоскудные реки милосердия изливались, святая наша вера сияет во вселенной выше всех, как под небесем пресветлое солнце, и славно было государево и государынино имя от моря и до моря, от рек и до конец вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Юные годы Царя Михаила Феодоровича Романова до восшествия его на Русский Престол в марте 1613 года К 85-летию русского поэта 19.05.2017 927 Время на чтение 11 минут От редакции. 20 мая исполнилось бы 85 лет замечательному русскому поэту, монаху Лазарю (в миру - Виктор Васильевич Афанасьев). Монах Лазарь преставился 5 марта 2015 года, погребен в Оптиной Пустыни. Его супруга, а после пострига келейница филолог Наталья Ефимовна Афанасьева, добрый друг и постоянный автор «Русской народной линии», прислала нам письмо, в котором, в частности, пишет: «Очень хотелось бы в этот день почтить его память. У о. Лазаря как у большого русского поэта были не только стихи, но и поэмы, одну из которых я посылаю Вам. Она написана о том, что волновало о. Лазаря, пожалуй, более всего, - о судьбе России, о том, что она чудесным образом возрождается Божией помощью и силой русского духа после самых страшных испытаний. Буду благодарна, если Вы напечатаете эту еще неизданную поэму на РНЛ». С удовольствием это сделаем. Надеемся, что в сегодняшний день не одно русское сердце с благодарностью вспомнит почившего поэта и вздохнет молитвенно ко Господу о упокоении его души в Селениях Праведных. 1. На всё ради власти готов, Казнивший соперников люто, Тщеславный Борис Годунов Довёл государство до смуты. То путь был смертей и обид,- Неправых гонений, печали, Царевич Димитрий убит, Романовы в тяжкой опале. У них было право на трон, - И будут на нём они вскоре, Но Богом им путь предрешен Пройти через муки и горе. Романовы братья, все пять, Страдания чашу испили. Отец Михаила и мать Насильно пострижены были. И вот он в пять лет сирота И тоже гоним (он - Романов!), И едет он в ссылку, в места Морозов, метелей, туманов. Он в Горицах с теткой живет, В смиренной обители женской, Тяжел ему был этот год В чужбине, в глуши деревенской. Его не забыл Годунов, Грехом властолюбия мучась, Ему повторить он готов Царевича Дмитрия участь. Но только не в монастыре...

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА (Годунова Ксения Борисовна; ок. 1582 - 30.08.1622, Владимир), рус. царевна (с 1598), мон. Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Феодоровича Годунова , сестра царя Феодора Борисовича Годунова . Современник О., кн. И. М. Катырев-Ростовский, так описал ее: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» (РИБ. Т. 13. Вып. 1. Стб. 621). 30 апр. 1598 г., во время торжественной встречи в Москве избранного царем Бориса Феодоровича Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом. Неоднократно участвовала в различных торжественных мероприятиях, в т. ч. в поездках царской семьи в мон-ри (напр., в 1601 в Пафнутиев Боровский ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 93). Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. попыток устроить брак Ксении: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Свящ. Римской империи Рудольфа II (1599); с Хансом (Иоганном), братом датского короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с груз. царевичем Кайхосро (1604). По всей видимости, царевна была художественно одаренным человеком. Ей приписывают 2 замечательных произведения древнерус. лицевого шитья, хранящиеся ныне в музее Троице-Сергиевой лавры: покровец на гробницу прп. Сергия Радонежского (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова 1601 г.) и индитию (облачение на жертвенник) с изображением «Предста Царица одесную Тебе». «Шитье индитии исполнено мастерски. Мелкие стежки тонкого крученого шелка чуть сероватого тона и более темного в затененных местах так искусно лепят объем ликов, что пропадает впечатление шитья, кажется, что они написаны кистью» ( Маясова. 1971. С. 32). Вклад индитии в Троице-Сергиев мон-рь относят к 1602 г., когда царевна была просватана за принца Ханса, к-рый вскоре умер в Москве.

http://pravenc.ru/text/2578371.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010