Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Колодец Иаковав Наблусе, Израиль [греч. Θραρ το Ιακβ; лат. Puteus (Fons) Jacob; араб.    ] находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема (визант. Неаполь, ныне Наблус). Здесь, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 4. 5-43), Христос беседовал с самарянкой (см. подробнее в ст. Фотина Самаряныня , мц., Виктор и Иосия , мученики). Местоположение К. И. описано в Евангелии: недалеко от самаритянской дер. Сихарь (в ВЗ не упом.; его отождествляют с нынешним Аскаром у подножия горы Гевал), около участка, переданного ветхозаветным патриархом Иаковом своему сыну Иосифу (ср.: Быт 33. 19 (покупка Иаковом участка земли около Сихема) и Быт 48. 22 (дар этой земли Иосифу; ср.: Нав 24. 32)). К. И. являлся местом паломничества с первых веков христианства. В соч. Евсевия Кесарийского «Ономастикон» (ок. 326-331) и в Бурдигальском итинерарии (333) не упоминаются к.-л. постройки там с колодцем. Автор Бурдигальского итинерария уточняет, что там находились платаны, посаженные Иаковом, и водоем, наполнявшийся водой из К. И. (Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 14; рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 24). Предполагают, что в 30-х гг. IV в. христиане совершали здесь крещения ( Pringle. 1998. Р. 258). Впервые о существовании церкви говорится в «Итинерарии» мон. Эгерии (ок. 384) и в описании паломничества св. Павлы в 385-386 гг., составленном блж. Иеронимом Стридонским ок. 404 г. ( Hieron. Ep. 108//PL. 22. Col. 888). Рассказ Эгерии о К. И. сохранился в составе сочинения Петра Диакона из Монте-Кассино (1-я пол. XII в.); в нем сообщается, что в 500 шагах от церкви с колодцем находилась др. церковь, в к-рой был погребен Иосиф (Appendix ad Itinerarium Egeriae. II, Q 588//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 98; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 193). Соборный храм мон-ря в Наблусе, Израиль

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ [лат. Itinerarium Burdigalense; Бордоский путник - название, закрепившееся в рус. научной лит-ре], древнейшее сохранившееся описание паломничества в Св. землю, датируемое 333 г. Считается, что его анонимный составитель был жителем Бурдигалы (совр. Бордо), поскольку он начал свой путь из этого города. В основу этого памятника положен рим. итинерарий (дорожник), в начале автор Б. и. дает лишь краткие сообщения о пройденных милях, перечень станций и гостиниц. Достигнув Св. земли, он описывает увиденные им в пути святыни, ставшие впосл. основными центрами паломничества: Птолемаиду (Акко) , гору Кармил, Кесарию Палестинскую, Скифополь (Беф-Сан) , Неаполь (Сихем, совр. Наблус), гору Гаризим, Иерусалим, Вифанию, Иерихон, Мёртвое м., Иордан (место Крещения), Вифлеем, Мамврийский дуб около Хеврона, Хеврон, Иерусалим, Никополь (Амуас) , Лидду, Антипатриду, вновь Кесарию Палестинскую. Описание святых мест в Б. и. содержит ряд уникальных сведений, не встречающихся в др. источниках. Часто в этом памятнике отражены древние традиции, напр. предание, согласно к-рому Преображение Господне произошло на Елеоне, а не на горе Фавор. Автор описывает 4 существовавшие в тот момент постройки имп. Константина Великого : храм Гроба Господня в Иерусалиме (завершенный, но еще не освященный), базилики Рождества Христова в Вифлееме, на Елеоне и на месте явления Св. Троицы Аврааму близ Хеврона. Текст Б. и. дошел до нас в ранних списках, относящихся к VIII-IX вв. (Veronensis LII VIII-IX вв.; Sangallensis 732, IX в.; Paris. BNF. Lat. 4808, IX в., и др.). Изд.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2); Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 1-26. (CCSL; 175). Лит.: Leclercq H. Itinéraires//DACL. T. 7. Col. 1853-1858; K ö tting B. Peregrinatio religiosa. Münster; Regensburg, 1950. S. 89-110, 345-353; Gelsomino R. L " Itinerarium Burdigalense//Vetera Christianorum. 1966. T. 3. P. 161-208; Williamson J. Egeria " s Travels. L., 1971. P. 153-163; EEC. Vol. 1/5. P. 427. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/153655.html

6. Приложение А. Учреждения на Святой Земле. 6.1. Протестантской общины. 6.2 Латинской общины. 6.3 Православных. 7. Приложение Б. Отчет патриарха иерусалимского. 7.1 Свод миссий латинского патриархата в Иерусалиме. 7.2 Учреждения и миссии, не содержимые патриархатом, но находящиеся в его заведывании. Православный палестинский сборник Том 1, выпуск 2-й 1882 г. Бордосский путник 333 г. Издание В. Н. Хитрово 1. Предисловие 1.1 Бордосский путник – первый по времени путеводитель в Святую землю, один из немногих дошедших до нас материалов для изучения путей сообщения последних годов Римской империи. 1.2 Известны лишь три списка Бордоского путника, но наиболее точный есть парижский. 1.3 Первое печатное издание Бордоского путника было сделано П. Питу с парижского списка в 1589 г. 1.4 Веронский список был по копии снятой Д. Детлефсеном в первый раз издан А. де-Бартелеми в Париже в 1864 г. 1.5 Отрывки сен-галленского списка, касающиеся Святой земли, были изданы Т. Тоблером, с его примечаниями, в 1869 г. 1.6 Сводный текст, по трем спискам и печатным изданиям путника, был составлен Т. Тоблером и помещен в издании общества «Латинского востока» в 1877г. был принят в основание настоящего перевода Бордоского путника на русский язык. 2. Сокращения допущенные в примечаниях 2.1 Список сокращений. 3. Перечень городов, станций и гостиниц от Бордигалы до Иерусалима и от Эраклеи чрез Авлону и город Рим до Медиолана. 3.1 Первый отрезок пути: от Бордигалы до Арелата, миль 372, станций 30, гостиниц 11. Перечень всех городов, станций, гостиниц , крепостей 3.2. Второй отрезок пути: от Аролата до Медиолана, миль 475, станций 63, гостиниц 22. Перечень всех станций, гостиниц. 3.3 Третий отрезок пути: от Медиолана до Аквилеи, миль 251, станций 24, гостиниц 9. Перечень всех городов, станций, гостиниц. 3.4 Четвертый отрезок пути: от Аквилеи до Сирмиума, миль 412, гостиниц 17, станций 39. Перечень всех городов, станций, гостиниц. 3.5 Пятый отрезок пути: от Сирмиума до Сердики, миль 314, станций 24, гостиниц 13. Перечень всех городов, станций, гостиниц.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Храмы Св. земли возводились весьма быстрыми темпами, и в нач. 30-х гг. IV в. строительство уже близилось к концу. В описании св. мест Палестины в Бурдигальском итинерарии (333) храмы упоминаются как уже построенные (Itinerarium a Burdigala Hierusalem usque//Itinera Hierosolymitana saeculi IV-VIII/Ed. P. Geyer. Vindobonae, 1898. P. 18-20 (рус. пер.: Бордоский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. С. 29-31, 33)). Однако полное завершение намеченных М. работ затянулось еще на некоторое время, и М. не дожил до него. Храм Гроба Господня был освящен в 335 г., Вифлеемская базилика - в 339 г. В последние годы жизни М. хотел рукоположить во епископа Лидды (Диосполя) исп. Максима (см. Максим III , еп. Иерусалимский), которого имп. Максимин Дайя в период гонений на христиан отправил на каторжные работы в рудники и которому выкололи правый глаз. Однако затем М. отказался от своего решения, т. к. боялся, что, когда он умрет, Иерусалимскую кафедру займет кто-то из ариан. И т. к. народ хотел видеть Максима преемником М., тот оставил его в Иерусалиме, «чтобы он священствовал вместе с Макарием и после его смерти вступил в управление тамошнею Церковию» ( Sozom. Hist. eccl. I 10; II 20). Память М. встречается в ряде визант. месяцесловов X-XII вв. под 26 или 27 февр., но отсутствует в таких агиографических к-польских памятниках, как Типикон Великой ц. и Синаксарь К-польской ц. В груз. календарях, отражающих древнюю Иерусалимскую богослужебную традицию, память М. содержится под др. датами: под 16 авг. в них упоминается «Макарий, архиепископ Иерусалимский» ( Кекелидзе. Канонарь С. 124, 190; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 84, 304; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 28); под 28 окт. его имя указано вместе с патриархом Захарией Иерусалимским ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 100, 370; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 48). Возможно, что отмеченная 7 февр. память «Макария епископа», также относится к М. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49, 153; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 1. Р. 36). Предположение Г. Гуссена, что в грузинских календарях упоминается Иерусалимский патриарх Макарий II († ок. 574/5) маловероятно, т. к. он был приверженцем оригенизма. В XVI в. память М. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 10 марта (MartRom. P. 91; MartRom. Comment. P. 92). При составлении «Нового Синаксариста Православной Церкви» иером. Макарий Симонопетрит включил в него сведения о М. под 16 авг.

http://pravenc.ru/text/2561414.html

г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня. Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания ). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону. Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь ). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня. Елеона (ц. Учеников). Согласно Евсевию Кесарийскому ( Euseb. Vita Const. III 41, 43) и Бурдигальскому итинерарию (333), имп. Константин I Великий по инициативе матери, равноап. Елены , воздвиг на Е. г. базилику необычайной красоты, но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками. По описанию Бурдигальского итинерария, храм был построен «невдалеке» от места Вознесения (Бордоский путник 333 г.//ППС.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Этапы строительной истории План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция План храма Гроба Господня. IV–V вв. Реконструкция Храм был освящен 17 сент. 335 г., а главные его части, базилика и баптистерий, завершены ранее: их упоминает Бурдигальский итинерарий (Бордоский путник) (333). Выделяют 7 основных этапов существования храма как архитектурного целого: ранневизант. период (с 325/6), завершающийся частичным разрушением комплекса персами и восстановлением под рук. свт. Модеста (614-636); ранний исламский период (с 636) до разрушения храма в 1009 г. халифом аль-Хакимом; реставрация храма в средневизант. период (1009 - 50-е гг. XI в.); перестройка и развитие храма в эпоху крестоносцев (1099-1149); постепенный упадок под владычеством мусульман (мамлюкского Египта, затем Османской империи) (XIII-XVIII вв.); реставрации XIX - нач. ХХ в.:, работы греч. архит. Николая Комнина (Комниноса; 1770-1821); противоаварийные работы и перестройка купола ротонды с участием России и европ. держав (60-е гг. XIX в.); консервационные, реставрационные и исследовательские работы с периода брит. мандата (1922-1948) до наст. времени. 325/6–614 гг. Ранневизант. период характеризуется сохранением общей планировки и деталей здания, построенного при имп. Константине. Данные письменных, археологических и иконографических источников указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р. Х. К началу рим. периода карьер был заброшен и превращен в загородный сад, в склонах бывш. карьера были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия зап. склона; в кон. XIX в. вблизи ее открыли еще один склеп, получивший название «Гробница св. Иосифа Аримафейского». Храм Венеры, построенный на месте Голгофы имп. Адрианом, локализуют с сев. стороны открытого форума, помещаемого в сев.-вост. точке пересечения главных улиц города. Возможно, на форуме стояла и городская базилика. При раскопках обнаружены остатки поздних рим. кладок, к-рые могут быть отнесены к этим зданиям, но сведения о них неясны, поскольку при интенсивных работах эпохи имп. Константина ранние строения были уничтожены. Видимо, тогда же были частично срыты склоны зап. возвышенности, вокруг погребальной пещеры Спасителя и Голгофы, чтобы выделить их как объекты почитания. Фундаменты базилики Адриана частично использовали в субструкциях нового христ. храма.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Кто бы мог, однако, разрешить все эти вопросы? Что ж, по крайней мере, результаты недавних раскопок послужат тому, что люди, ставящие под сомнение традиционное расположение святых мест Иерусалима, станут еще более осторожными в своих суждениях. А если бы кто-нибудь осмелился сделать выводы из уже осуществленных исследований, тот, возможно, дал бы новое представление об иерусалимских событиях, касающихся жизни Христа, которое имело бы столько же прав на существование, как и нынешняя противоположная точка зрения. После этого мы подошли к дому Пилата, находящемуся в пятидесяти шагах от арки «Се Человек». Длинное, пребывающее в запустении здание раньше было местом проживания паши, а двадцать лет назад из него сделали казармы. Главным вознаграждением для нас за его посещение стал исключительный вид, который открывался с плоской крыши его на знаменитую исламскую святыню, названную в честь Омара, сверкавшую разноцветными красками и увенчанную великолепным куполом, а также ее широкий двор, обсаженный деревьями, по большей части прекраснейшими кипарисами, с колодцем, часовней и надгробными монументами, в северо-западном углу которого расположено само здание мечети. На вопрос, правильно ли связывать эту постройку с именем Пилата, невозможно ответить однозначно. Очевидно, что то, что мы в настоящее время видим перед собой, не могло быть дворцом прокуратора. То, что прямо здесь, хотя и занимая намного больше пространства, находилась крепость Антония с резиденцией римского наместника, представляется более соответствующим действительности 57 . Точка зрения, связывающая расположение дома Пилата с этим местом, появляется в конце XII столетия, впервые мы сталкиваемся с ней в весьма примечательной книге 1187 года «La citez de Jerusalem» 58 . Касается ли этого предмета также Бордоский путник (в 334 году), установить точно не представляется возможным из-за неясностей в тексте его Путеводителя 59 , но разумеется, можно допустить, что, несмотря на все произошедшие события и разрушение самого Иерусалима, о таких значимых постройках, как крепость и резиденция прокуратора, еще хорошо помнили в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но самое замечательное в том, что касается этой церкви, – это тот почет, который оказывают ей мусульмане. Много столетий назад они даже устроили мечеть в одной ее части. В настоящее время они также владеют одним приделом, хотя сцены, где в одном и том же храме молятся и христиане и магометане, становятся сейчас редкостью. После окончания молитвы, чудесно звучавшей в заполненных людьми, освещенных залах 70 , мы посетили Гефсиманский сад. Когда я видел его в 1844 году представлявшим собой четырехугольную площадь, каждая сторона которой составляла около 150 футов, большей частью запущенный, огороженный только низкой каменной стеной, он производил, по моему мнению, лучшее впечатление, чем сейчас. За это десятилетие монахи-францисканцы окружили главный участок с восемью маслинами высокой крепкой стеной и вследствие этого объявили его своей собственностью; также они насадили вокруг этих восьми почитаемых деревьев цветущий сад. Благочестивые отцы подарили великой княгине пышные букеты цветов и, с вполне понятной благоговейной осторожностью, преподнесли веточки маслин. Гефсиманский сад относится к тем святыням Иерусалима, сомнений в подлинности местонахождения которых не может быть, даже если бы кто-нибудь захотел проверить это измерением его территории и расстояния до него. Бордоский путник в 334 году упоминает лежащие у подножия Елеонской горы недалеко от виноградного сада скалы, где Иуда Искариот предал Христа 71 . Сведения о том, что Гефсиманский сад располагался именно здесь, мы находим у Евсевия и Иеронима. Не говоря о нем подробно, к чему не было никаких причин, они только упоминают это место, которое со времен императора Константина и Елены входит в круг паломнических рассказов. А то, что в IV веке подобное толкование местонахождения Гефсимании имело уже достаточно долгую традицию, очевидно, кроме того это полностью соответствует Святому Писанию. От Гефсимании мы все, вместе с великим князем, на лошадях отправились на Елеонскую гору, точнее на чаще всего называемую этим именем расположенную в центре горную вершину, лежащую на высоте около 200 футов над Иерусалимом и около 500 – над руслом Кедрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти колонны дополнены фризом, украшенным триглифом с розами и каплями. На монолитном постаменте располагается построенная из нескольких камней квадратная надставка около 5 футов высотой; на ней лежит другая – цилиндрообразная, примерно такой же высоты, украшенная сверху венком, скрученным наподобие тюрбана. На цилиндре водружен конус, сделанный из очень маленьких, колокольной формы камней высотой 10 футов: внизу двойной кладкой, а дальше – одинарной. Его верхушка, окруженная венком, украшена распустившимися бутонами цветов. Весь монумент, высотой в 45 футов, производит, несмотря на многочисленные повреждения и растущие на нем в некоторых местах кусты, очень хорошее впечатление – впечатление, что в нем достойным образом увековечена память о древних царях. Отверстия в скале, из которых сейчас сохранилось три, открывают доступ только к грудам камней, точно таким же, какие лежат снаружи, – это напоминание о сохраняющемся, по достоверным сведениям, многие столетия обычае, преимущественно среди мусульман, проклинать дурного сына бросанием камней в памятник, снаружи или внутрь. Тем не менее, кто же в действительности был той царственной особой, память о котором сохранил этот монумент, не может объяснить никто. Для того, чтобы он действительно являлся «Рукой Авессалома», теми «мраморными мемориальными столпами», которые тот воздвиг в Долине царей в «двух стадиях от Иерусалима» 103 , месторасположение и расстояние до города 104 должно соответствовать указанному. Также примечательно и то обстоятельство, что памятник Авессалома стоял уже во времена Иосифа Флавия (по всему вероятию), а он при этом вообще не упоминает о других памятниках, хотя в 334 году – 250 лет после Флавия – никаких других памятников, кроме наших, и к тому же таких древних, не существовало. Первым представителем этой немногими разделяемой, малоубедительной теории был еврей Вениамин Тудельский в середине XII века, в то время как Бордоский путник связывал впервые упомянутые им величественные надгробные памятники, из которых один он описывал как целиком высеченный в скале, с именами пророка Исайи и царя Езекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3.2 Крестный путь и Голгофа 3.3 Стена Неемии или вторая ( план XIII) 3.4 Сооружения Константина 3.5 Обяснение планов 4. Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения. Доклад, читанный В.Н. Хитрово в заседании 22 Марта 1884 года 5. Приложения 6. Приложение 1 6.1 Тексты о пещере гроба Господня, Голгофе, претории и Константиновых сооружениях А. Евангелие от Матфея, Гл. 27 Б. Евангелие от Марка, Гл. 15 В. Евангелие от Луки, Гл. 23 Г. Евангелие от Иоанна Гл. 18 Д. Послание к Евреям. Гл. 13 Е. Бордоский путник (333 г.) Ж. Житие Константина, Евсевия Памфила , епископа Кесарийского (ок. 337 г.). Книга 3. З. Ономастикон или географический словарь к Священному Писанию Евсевия Памфила , епископа Кесарийского (ок.340 г.). И. Слово огласительное Св. Аирилла, патриарха Иерусалимского. (347–348 г.) Й. Письмо Павлы и Евстохии к Марелле (336г.) К. Блаженного Иеронима описание странствования Павлы. (404 г.) Л. О некоторых Святых местах Епископа Евхерия. (ок. 440 г.) К. Блаженного Иеронима описание странствования Павлы. (404 г.) М. О Святой Земле Феодосия. (ок. 530 г.) Н. Сокращенное описание Иерусалима неизвестным. (ок. 350 г.) О. О Святых местах, которые проходил Антонин Пиаценский. (ок.570 г.) 18. Гробница Господня 19. Голгофа 20. Базилика Константина, часовня с Крестом 23. Базилика св. Марии, ксенодохия, претория или базилика св. Софии, развалины храма, вода текущая к Силуаму. 7. Приложение 2 7.1 Тексты о северной части второй Иерусалимской стены. 8. Приложение 3 8.1 Тексты об Акре и крепостях Иерусалима А. Крепость Сион и Милло. Б. Крепость при доме Божием. В. Престол заречного областеначальника. Г. Акра. Д. Акрополь. Е. Акра Сирийцев. Ж. Барис, Антония. 9. Приложение 4 9.1 Последовательное с 1843 г. исследование развалин на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме А. The Holy City by G. Williams. 2d edit. London 1849. V. 2. p. 250, 252. Б. Neue Untersuchungen über die Topographie Jeruselems von Ed. Robinson. Halle 1847 pp.57, 58, 61, 66. В. Die Topographie Jerusalem’s von W. Krafft. Bonn. 1846. pp. 30, 31, 239.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010