Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в. [Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев . Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды ; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье . Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра , ученика прп. Венедикта Нурсийского , была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

http://pravenc.ru/text/2561154.html

издательство П.П. Сойкина Конкордат Конкордат – это слово происходит от латинского concjrdare, что значит согласовать. Раньше это слово употреблялось для наименования различных договоров, но со времени Констанцского собора оно приобретает особый смысл. Им стали называть соглашение, заключенные между римской церковью и различными государствами. Они вырабатываются представителями папы и светского государства и публикуются во всеобщее сведение. Сначала, когда церковь смотрела на государство как на исполнителя своих распоряжений и когда обязанности государства по отношению к церкви определялись властно и единолично самой церковью, тогда конкордатам не было места, они появились лишь в конце средних веков, когда церкви пришлось столкнуться с независимыми национальными государствами, каковым определилась тогда уже Франция. С этих пор конкордаты стали заключаться чаще, и были заключены с нациями: французской, английской, немецкой, испанской и итальянской. После Базельского собора были заключены: венский конкордат, папой Николаем V и императором Фридрихом III в 1448 году и болонский, папой Львом X с королем Франциском I в 1516 году. Следующим наиболее благоприятным временем для заключения конкордатов является вторая половина девятнадцатого столетия, после периода революции в Европе, когда были заключены конкордаты с Австрией в 1855 году, с Баденом в 1859 году, Вюртембергом в 1857 году с Испанией в 1851 г. и другие. С Россией были заключены два: в 1847 году и 1882 году. Что касается; юридической сущности конкордата, то по этому вопросу существует несколько мнений или теорий, из которых наибольшее число приверженцев имеют следующие три: теория договора, теория; привилегии и легальная. Конкордаты с папами были заключены и Россией, в которых определялись взаимоотношение между договаривающимися сторонами. Римские папы вступали в переговоры с русским государством еще в давние времена, но тогда вопрос шел о разрешении католикам строить храмы, школы и т. д. Но потребность в конкордатах появилась лишь тогда, когда в состав русских владений вошла Польша.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ [франц. Concordat de Bologne], соглашение между франц. кор. Франциском I и папой Римским Львом X , определившее взаимоотношения короля и папы с галликанской (т. е. независимой франц.) Церковью после отмены Буржской Прагматической санкции . Подписан 18 авг. 1516 г. в г. Болонья. Б. к. завершил пересмотр церковной политики, начатый франц. кор. Людовиком XI и ускоренный внешнеполитическими интересами франц. монархии: успех в Итальянских войнах (1494-1559) связывался прежде всего с франко-рим. договором, что побуждало к диалогу с папой как одним из инициаторов антифранц. коалиций. Смерть папы Римского Юлия II (1513), при к-ром франко-рим. отношения переросли в открытую вражду (см. также Латеранский V Собор ), и избрание папой Льва X изменили франц. политику Рима: изоляция Франции способствовала усилению Испании на Апеннинском п-ове и нарушала баланс сил в сфере политического влияния папы в Италии. К этому надо добавить военные успехи нового франц. кор. Франциска I (победа при Мариньяно и взятие Милана в 1515). В дек. 1515 г. состоялись переговоры в Болонье о судьбе Прагматической санкции: Франциск I приказал считать ее недействительной. Выработка новых принципов отношений Рима и галликанской Церкви, нашедших отражение в Б. к., была поручена канцлеру А. Дюпра и кард. Пьетро Альпо д " Ареццо. Согласно Б. к., право инвеституры было поделено между франц. королем и папой Римским. Франц. монарх должен был назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности (кафедра могла оставаться вакантной до 6 месяцев), за собой папа оставил утверждение избранных на церковные кафедры, причем ему принадлежало право последнего слова: в случае если Римская курия отклоняла кандидатуру, выдвинутую монархом, от государя требовалось в течение 3 месяцев назначить др. кандидата. Раздача бенефициев была также прерогативой монархов. Условиями получения церковного бенефиция являлись высокий уровень образования (наличие степени д-ра или лиценциата теологии), «достоинство» и «доброе управление делами» при соблюдении возрастного ценза (не моложе 27 лет). Бенефициарий имел право только на одно пожалование; был введен запрет на передачу прелатом своего пожалования по собственному усмотрению, возможность пересмотра владельческих прав бенефициариев, вплоть до их изъятия у нарушителей, оставалась за монархом. Папский престол также восстановил свое право на сбор аннатов , отнятое у него Прагматической санкцией, без согласования с франц. духовенством (эта договоренность не отражена в тексте Б. к., но папской буллой от 1 окт. 1516 г. было подтверждено подчинение франц. духовенства папе в сборе аннатов). За папой сохранялось право быть верховной судебной и апелляционной инстанцией.

http://pravenc.ru/text/149691.html

ГИБЕЛЛИНЫ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИБЕЛЛИНЫ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 455 опубликовано: 1 марта 2011г. ГИБЕЛЛИНЫ [нем. ghibellini - искаженное от названия вюртембергского замка Weiblingen - Вайблинген], политическое направление в средневек. Германии и Италии, сторонники герцогов Швабии из рода Штауфенов, и шире - сторонники политики императоров Свящ. Римской империи, ориентированной на усиление имп. власти и ограничение свобод итал. городов. Противниками Г. были сторонники Римских пап - гвельфы . Рубрики: История Римско-католической Церкви Всемирная история по периодам Всемирная история по периодам. Средние века Ключевые слова: Средние века. История Римско-католическая Церковь. История. Средние века Гибеллины, политическое направление в средневековой Германии и Италии См.также: АДРИАН II (792 – 872), папа Римский (867 – 872) АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля) АДРИАН IV (Николай Брейкспир; 1110/20 – 1159), папа Римский (1154 – 1159) АДРИАН V (Оттобоно Фиески; ок. 1205-1276), папа Римский (1276) АДРИАН VI (Адриан Флоренц Дедал; 1459–1523) папа Римский (1522 - 1523) БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ соглашение 1516 г. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164947.html

Так были заключены конкордаты с нациями: немецкой, английской, французской, итальянской и испанской. Давая частичные реформы для отдельных национальных церквей, папа устранял или, по крайней мере, отсрочивал коренную реформу церкви. Когда, с окончанием Базельского собора (1431–1447 г.), папы вышли победителями из реформационного движения, вопрос об отношении государства к церкви снова стал предметом переговоров между папой и правительствами, так как папы имели в виду, по мере возможности, устранить те невыгодный для папства отношения, которые возникли в период великой схизмы и реформационных соборов и которые стояли в связи с постановлениями последних. В это время были заключены: Венский конкордат (1448 г.) между папою Николаем V и импер. Фридрихом III для немецкой нации, Болонский (1516 г.) между папою Львом X и королем Франциском I для Франции. Эпоха расцвета абсолютизма и полицейского государства в.) была особенно благоприятна для конкордатов. Абсолютное полицейское государство, – с одной стороны, втягивая в сферу своего властвования религию, сталкивалось на этом пути с высшей церковной властью, с другой, – придавая религии утилитарно-государственное значение, не могло не желать санкции церковно-государственных отношений со стороны высшего церковного авторитета папы (два конкордата с Сардинией, конкордаты с Сицилией, Миланом, Польшей, Португалией, два конкордата с Испанией). Та же почва была и для заключения французского конкордата 1801 года. Но ближайшей причиной заключения последнего была полная дезорганизация католической церкви во Франции за период великой революции. Интересы французского правительства и папы, одинаково требовали восстановления порядка в церковной жизни. После долгих переговоров между первым консулом и папой Пием VII был выработан текст действовавшего после конкордата. Правительство французской республики, – гласит введение в конкордат, – признает, что католическая религия есть религия громадного большинства французских граждан (курия тщетно добивалась признания католической религии государственною).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Причиной обострения отношений папы с франц. кор. Людовиком XIV стал вопрос о получении доходов с франц. еп-ств, кафедры к-рых оказывались вакантными. Согласно нормам Болонского конкордата 1516 г., доходы с вакантных епископских кафедр на территории королевского домена поступали в королевскую казну (т. н. светская регалия), кроме того, король имел право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции (т. н. духовная регалия; за Римским папой сохр. право утверждать назначения). Декларациями 1673 и 1675 гг. король распространил право регалии и на территории, присоединенные к Франции после 1516 г. Занимавший в то время Римский престол папа Климент X , вероятно опасаясь вражды с Людовиком XIV, не опротестовал действий короля. Однако в 1676 г. к недавно избранному на Папский престол И. с жалобой на монарха обратились 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле, сторонники янсенизма . Папа, принявший апелляцию епископов (за что был обвинен в приверженности к янсенизму), расценил действия короля как узурпацию прав католич. Церкви и в ряде бреве (1678, 1679, 1680 гг.) призвал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Действия короля, однако, получили одобрение ассамблеи франц. духовенства (1681-1682). Ассамблея духовенства подтвердила претензии короля на светскую регалию, а 19 марта 1682 г. приняла состоявшую из 4 статей «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (Declaratio Cleri gallicani de ecclesiastica potestate), к-рая стала манифестом галликанизма . В «Декларации...» высказывалась идея ограничения папской власти в католич. Церкви: папе принадлежало главное слово в вопросах веры, но его решение не являлось окончательным, если оно не было подкреплено согласием всей Церкви. Бреве от 11 апр. 1682 г. папа осудил «Декларацию...». Кроме того, И. отказался утверждать предлагаемых Людовиком XIV кандидатов на епископские кафедры. К 1689 г. кафедры более 30 франц. еп-ств оставались вакантными. Несмотря на конфликт с франц. королем, 13 дек. 1685 г. И. направил Людовику XIV приветственное послание, в к-ром высоко оценил королевский эдикт, подписанный в Фонтенбло (17 окт. 1685), о ревокации (отмене) Нантского эдикта 1598 г., в свое время гарантировавшего свободу исповедания франц. гугенотам .

http://pravenc.ru/text/468793.html

В тот же день, 4 марта, в рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва собрался конклав . Основным претендентом на Папский престол считался кард. Просперо Колонна, но его кандидатура встретила противодействие со стороны рим. рода Орсини, соперничавшего с родом Колонна. В этих условиях кард. Т. Парентучелли стал компромиссной фигурой. 6 марта 1447 г. он был избран на Папский престол. В память о своем покровителе Болонском еп. Н. Альбергати он принял имя Николай. Папская коронация состоялась 19 марта 1447 г. Основными задачами понтификата Н. были окончательное преодоление схизмы в католической Церкви (хотя на Констанцском Соборе (1414-1418) после низложения Иоанна XXIII (1410-1415) и Бенедикта XIII (1394-1423) и отречения от Папского престола Григория XII (1406-1415) схизме был положен конец избранием на Папский престол Мартина V (1417-1431), на Базельском Соборе из-за конфликта с Евгением IV схизма возобновилась с избранием антипапы Феликса V (герцога Савойского Амедея VIII; 1439-1449)), укрепление авторитета Папского престола в Италии и в Европе в целом, а также возрождение Рима, пришедшего в упадок во время церковной схизмы. Важно было признание Н. законным понтификом со стороны европ. правителей. Нового папу поддержал незадолго до этого вступивший на польский престол кор. Казимир IV Ягеллончик (1447-1492). В 1448 г. папа Римский прислал польск. королю «золотую розу» - символ установления сердечных отношений между Папским престолом и духовной и светской властью Польши и Литвы. Н. даровал польск. монарху звание «Defensor Fidei» (защитник веры), привилегию назначать номинантов на 20 церковных бенефициев в Польше и предоставил 10 тыс. дукатов на войну с татарами. Однако представители высшего польск. духовенства во главе с Краковским еп. Збигневом Олесницким поддерживали Базельский Собор и антипапу Феликса V (антипапа возвел Олесницкого в кардиналы); впосл. польск. прелатам пришлось примириться с Н. 17 февр. 1448 г. папа заключил с герм. кор. Фридрихом IV Венский конкордат, по условиям к-рого король признавал верховенство Римского понтифика в церковных делах, но взамен получал право назначать епископов и аббатов на территории империи; папа сохранил право смещения прелатов.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

К. обычно заключается на неопределенный срок. Отмена или изменение К. могут производиться по взаимному согласию сторон, а также в случае кардинального изменения обстоятельств. Если прекращает существовать гос-во, с к-рым был заключен К., то он теряет силу; с правопреемниками такого гос-ва могут быть подписаны новые К. Нарушение условий К. одной стороной дает право др. стороне отказаться от исполнения К. и расторгнуть его. Фактически первым был Вормсский конкордат (1122), заключенный папой Римским Каллистом II (1119-1124) и имп. Генрихом V (1111-1125) и завершивший борьбу за инвеституру . Однако термин «конкордат» встречается лишь со времени Констанцского Собора : в 1418 г. папа Римский Мартин V был принужден заключить К. с различными «нациями» Собора. В 1448 г. был подписан Венский К. со Свящ. Римской империей, в 1516 г.- Болонский конкордат (с Францией). В Новое время наиболее известен К. с Францией (1801; отменен в 1905), заключенный папой Римским Пием VII и имп. Наполеоном I . В XIX в. были заключены К. с Испанией, Австрией, некоторыми итал. и герм. гос-вами. С Российской империей Папский престол дважды заключал К.: в 1847 (расторгнут российским правительством в 1866) и 1882 гг. После первой мировой войны были заключены К. с Литвой, Польшей, Румынией, Латвией, Австрией и др. гос-вами. В 1929 г. был подписан К. с фашистской Италией (как составная часть Латеранских соглашений 1929 г. ), в 1933 г.- с нацистской Германией, в 1953 г.- с франкистской Испанией. В 1964 г. был впервые заключен К. с ислам. гос-вом - Тунисом. Термин «конкордат» иногда используется применительно к церковно-гос. соглашениям между гос-вом и религ. орг-циями, относящимися к др. конфессиям, напр. конституционное соглашение, заключенное в окт. 2002 г. между груз. гос-вом и Грузинской Православной Церковью . Лит.: Wagnon H. Concordats et droit international. Gembloux, 1935; Raccolta di concordati su materie ecclesiastiche tra la Santa Sede e le autorità civili/Ed. A. Mercati. [Vat.], 1954. 2 vol.; Ferlito S. Il concordato nel diritto interno. Napoli, 1997; Julg J. L " Église et les États: Histoire des concordats. P., 1990; Raccolta di concordati, 1950-1999/Ed. J. T. Martín de Agar. Vat., 2000.

http://pravenc.ru/text/1841932.html

Действие Б. к., имевшего силу только на территории франц. королевского домена, некогда подчиненного Прагматической санкции, распространялось на 14 архиеп-ств и 100 еп-ств Франции. Конкордату не подчинялись Прованс, Бретань, 3 лотарингских герц-ства (Мец, Туль и Верден), независимые от короны Авиньон и Ницца и Вьен, принадлежавший герцогу Савойскому. Б. к. окончательно утвердил принцип договорных отношений между папой и монархом, была упразднена церковная автономия, галликанская Церковь обрела статус двойной зависимости, от монарха и от Римского престола. Конкордат затронул интересы Парижского парламента, высшего судебного учреждения во Франции, лишившегося роли посредника в спорных делах между франц. духовенством и Римом. Одновременно с этим, санкционируя право монарха назначать своих кандидатов на церковные кафедры, Б. к. лишал самостоятельности Парижский ун-т, потерявший право на те церковные бенефиции, к-рые предназначались для наделения выпускников ун-та. И парламент, и ун-т опротестовали Б. к., отказавшись его утвердить и потребовав обязательного обсуждения текста договора ассамблеей духовенства и др. парламентами. Борьба против утверждения Б. к. продолжалась более полугода (с авг. 1516 по май 1517). Чтобы заставить Парижский парламент утвердить франко-рим. соглашение, Франциску I пришлось прибегнуть к своему исключительному праву личного присутствия (франц. lit de justice - ложе правосудия). В ответ на это папской буллой 1518 г. монарх был объявлен покровителем и защитником конкордата. Б. к. действовал до 1790 г. Лит.: Thomas J. Concordat de 1516, ses origines, son histoire au XVIe siècle. P., 1910; Government in Reformation Europe, 1520-1560/Ed. by H. J. Cohn. L., 1971; Плешкова С. Л. Французская монархия и церковь (XV- сер. XVI в.). М., 1992. С. 36-47. Н. И. Алтухова Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086)

http://pravenc.ru/text/149691.html

XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010