Сортировать по Исключить новости После кратковременного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн. Использованы материалы www.days.ru Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник: «В лето 6489 (981). Иде Володимер на ляхи и взя грады их, Перемышль, Червень и иные грады, иже есть под Русью». Последние годы Х столетия также наполнены войнами святого Владимира и Болеслава. После кратковременного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн. «В первый год княжения Болеславова у него продолжалась война с Владимиром, которая, однако, как видно, скоро кончилась, потому что Болеслав, занятый отношениями к немцам и чехам, не мог с успехом вести еще войну на востоке. Мир с Русью скреплен был даже родственным союзом с князем киевским: дочь Болеслава вышла за Святополка, князя туровского, сына Владимирова. Но этот первый родственный союз князей польских с русскими повел к большому раздору между ними. Болеслав, как видно, лучшим средством для собственного усиления считал внутренние смуты у соседей; как воспользовался он ими у чехов, так же хотел воспользоваться и на Руси.

http://pravmir.ru/po-stranicam-stanovlen...

В Житии сообщается, что К. происходил из Ирландии; др. сведения о его жизни отсутствуют. Встречается предположение, что К. был сыном ирландского верховного правителя Маэл Сехналла II († 1022) (напр.: Ó Fiaich T. Coloman//NCE. 2003. Vol. 3. P. 847); эта гипотеза была выдвинута в XVI в. (900 Jahre Benediktiner in Melk: Katalog zur Jubiläumsausstellung 1989. Melk, 1989. S. 163). С неск. спутниками К. отправился в паломничество на Св. землю. Его путь пролегал через саксон. Восточную марку Свящ. Римской империи. На этих землях велись военные действия между имп. Генрихом II и польск. кн. Болеславом I Храбрым . Получив от императора в качестве лена части Майсенской и Восточной марок, Болеслав I начал активную завоевательную политику; после захвата Праги (1003) он отказался дать Генриху II вассальную присягу за аннексированную Чехию и поддержал герм. герцогов и маркграфов, противников императора. Столкновения между войсками империи и Польского княжества завершились заключением мирного договора в Мерзебурге (1013): признав себя вассалом Генриха II, Болеслав I сохранил марки Лужица (Лаузиц) и Мильско в качестве лена от императора как герм. короля (см.: Ambros. 2010. S. 26). Вероятно, из-за напряженной обстановки и военных действий жители сел. Штоккерау схватили К., носившего непривычную одежду и не говорившего по-немецки, по подозрению в шпионаже. Судья, к которому привели К., не поверил в то, что он паломник, и приказал подвергнуть его пыткам. В Житии содержится детальное описание мучений К.: святого секли розгами, жгли раскаленными камнями и яйцами, рвали щипцами и распиливали кости. На следующий день, не добившись от К. признания, мучители повесили его на сухом дереве между 2 разбойниками. Высказывалось мнение, что составитель Жития не располагал точной информацией о мучениях, которым подвергали К., и воспроизвел устоявшиеся в агиографии топосы, связанные с описанием страстей мучеников. Так, по утверждению Эрхенфрида, К. якобы с радостью готовился к встрече с судьей, надеясь стяжать мученический венец ( Boz ó ky. 2005. P. 575).

http://pravenc.ru/text/1841780.html

(965 или 967 - 17.06.1025), старший сын польск. кн. Мéшко I, с 992 г. польск. князь, с 1025 г. (вероятно, с Пасхи) король, один из создателей средневек. Польского гос-ва, организатор независимой от Германской империи Польской Церкви. Для 1-го десятилетия правления Б. X., к-рое в целом отличалось внешнеполитической активностью Польского гос-ва, было характерно тесное сотрудничество с герм. имп. Оттоном III († 1002), строившим планы обновления империи на Западе (renovatio imperii Romanorum). Политико-юридический статус Польши внутри такой обновленной империи был не вполне ясен, но можно с известной определенностью утверждать, что ей отводилась роль оплота миссионерской работы по обращению к христ. вере языческих народов к северу и востоку от тогдашних польск. границ, т. е. прежде всего поморских славян и балтских пруссов и ятвягов. Наиболее известными эпизодами такой работы явились поддержанная Б. X., но неудавшаяся миссия к пруссам св. Адальберта , еп. Пражского, в 997 г. и создание на польско-поморском пограничье, в Мендзыжече, мон-ря, к-рый должен был стать базой буд. миссии. Первыми насельниками мон-ря стали монахи-пустынножители из окружения блж. Ромуальда , основателя конгрегации камальдулов . Согласно древнейшей польск. хронике Галла Анонима (нач. XII в.), к-рая в данном случае опирается, вероятно, на текст утраченного первоначального повествования о мученичестве св. Адальберта, Оттон III уступил Б. X. права империи по церковной организации в самой Польше, а также в завоеванных или еще только подлежащих завоеванию «варварских» землях ( Gall. I. 6). В рамках этого польско-нем. сотрудничества следует рассматривать и учреждение в марте 1000 г. в присутствии самого Оттона III в Гнезно, одном из стольных городов Б. Х., где покоились выкупленные им у пруссов мощи св. Адальберта, самостоятельного (т. е. подчиненного непосредственно папскому престолу) архиеп-ства, к-рому были подчинены учрежденные тогда же польск. еп-ства в Кракове, Вроцлаве и Колобжеге. Это был крупный церковно-политический успех Б. X., впрочем, польск. средневек. историческая традиция была склонна его преувеличивать, неосновательно приписывая Гнезненскому съезду еще и королевскую коронацию Б. X. В Гнезно Оттон III вручил Б. X. копию копья св. Маврикия , палладиума империи (аналогичную копию в 1001 получил венг. кор. св. Стефан I ), как символ вхождения польск. князя в идеальную «семью государей», возглавляемую императором.

http://pravenc.ru/text/149681.html

А.А. Половцов Кисель, Адам Григорьевич Кисель , Адам Григорьевич, знаменитый киевский воевода. Род. в 1600 г., ум. 3 мая 1653 г. Происходил из небогатого дворянского рода северо-западной Волыни, где ему принадлежало во владимирском повете имение Низкиничи. Он был первым и единственным представителем фамилии, достигшим сенаторского звания и влиятельного положения в Речи Посполитой. Хотя, по преданию, перешедшему и в малороссийские хроники и в геральдические сочинения XVIII в., напр., Несецкого, и даже в королевскую грамоту 1646 г., которою Адам Кисель возводится в звание киевского каштеляна, род Киселя восходит к киевскому воеводе Святолду или Свентолдичу, павшему в Киеве во время взятия его в 1018 г. Болеславом Храбрым, но по документальным данным представители рода Киселя известны только от конца XV в. Первые известия об Адаме Киселе относятся к 1617 г., когда он участвовал в действиях южной армии Жолкевского; через два года сопровождал Жолкевского под Орынин и в 1620 г. к Цецоре. В 1626 г. участвовал в хотинском походе и далее продолжал служить под начальством гетманов Ходкевича и Конецпольского; сначала, как человек небогатый, занимал низшие должности, но шесть лет спустя был уже начальником хоругви, где служили его родичи. Вскоре после этого смерть отца заставила Адама Киселя вернуться в родовое имение для его устройства; здесь он и пробыл до смерти Сигизмунда III (30 апреля 1632 г.). Выступив на открывшемся вслед за смертью короля конвокационном сейме сторонником королевича Владислава и защитником православной веры, испытавший ряд притеснений в предшествующее правление, Кисель в начале 1633 г. был оставлен только что утвердившимся на престоле королем Владиславом IV, известным своею веротерпимостью и неприязнью к польским магнатам, при дворе, в звании «дворянина королевского». Так назывались те из придворных, которые не занимали определенных должностей, а состояли для особых более важных поручений. На первых порах Адаму Киселю поручено было отобрать от униатского епископа Почаповского Жидичинскую архимандрию с ее богатым монастырем, имениями и церковью и передать православному Сицкому епископу Александру Пузыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

отв. ред. Д. С. Лихачев Сказание о Борисе и Глебе Сказание о Борисе и Глебе – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский стол в 1015 г. Борисо-Глебский цикл включает в себя: С., Летописную повесть о Борисе и Глебе (далее Лп), «Чтение о житии и о погублении блаженую страстотерпца Бориса и Глеба» Нестора (далее: Чт), проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова, церковные службы. В той или иной степени, непосредственно или опосредованно, все эти тексты связаны между собой, и центральное место среди них занимает С. Самый ранний из дошедших до нас список С. – текст, находящийся в Успенском сборнике XII–XIII вв., где он озаглавлен так: «Въ тъ же день съказание и страсть и похвала святюю мученику Бориса и Глеба» (Варианты заглавия в других списках: «Месяца июля в 24 день. Сказанье страсти и похвала святую мученику Бориса и Глеба»; «Сказание страстотерпьцю святую мученику Бориса и Глеба»; «Месяца июля в 24 день. Житие и убиение, похвала святых страстотерпець Бориса и Глеба», и т. п.). В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Киевский великокняжеский стол, возможно лишь в силу стечения благоприятных обстоятельств, занял один из двенадцати сыновей Владимира (от разных жен) – Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым (Святополк был женат на сестре Болеслава) пытавшийся организовать против него заговор. Стремясь укрепиться на киевском столе, Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжеский стол вступил княживший в Новгороде сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе и княжил до своей смерти в 1054 г. Так в общих чертах представляются исторические события 1015–1019 гг., которым посвящены памятники Борисо-Глебского цикла. Необходимо отметить, что такое освещение событий предстает перед нами из самих этих памятников, на самом же деле можно предполагать, что многие подробности взаимоотношений между участниками этой драмы были более сложными. Отдельные противоречия и различия в описании одних и тех же эпизодов в разных памятниках цикла дают основание полагать, что существовали разные предания о Борисе и Глебе, и в настоящее время мы далеко не всегда можем отдать предпочтение сообщению одного источника перед другим, решить вопрос – имеем ли мы дело с противоречиями, ошибками того или иного текста, с объединением в одном тексте разных преданий об одном и том же факте или же перед нами отражение специфики древнерусской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 61. «Анналы Краковского капитула» (после 1283 г.) Непосредственное продолжение древнейших польских анналов, которые были начаты, как считается, ок. 1000 г. в Гнезне при кафедральном соборе, а затем, с переносом при Казимире I Восстановителе ок. 1038/9 г. княжеской резиденции в Краков, велись в капитуле тамошнего кафедрала. Ок. 1120 г. список с них лег в основу «Анналов» краковского монастыря Св. Креста (см. 41), чем и объясняется сходство обоих «Анналов» на пространстве XI в. В единственном сохранившемся списке второй половины XIII в. памятник охватывает период с 965 по 1283 г. Ввиду лапидарности содержательно не связанных друг с другом записей контекст «русских» известий не приводится. Издания: Ann. cap.Crac. 1872. Р. 779–816; Ann. cap.Crac. 1978. Р. 21–105. Переводы: На русский язык: Щавелева 1990. С. 148–152 (только «русские» фрагменты; с неточностями). Литература: См. литературу, указанную в 41. 1. 1015. Умер Владимир (Wladimir), князь Руси (dux Ruthenorum) 1770 . (Ann. cap. Crac. 1978. P. 45) 2. 1018. Болеслав Первый побеждает русь (Rutheni) и опустошает [их] землю 1771 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 45) 3. 1078. Король Руси убит в сражении 1772 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 51) 4. 1087. Умерла Добронега (Dobronega), жена Казимира 1773 . 1088. Женился Мешко 1774 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 53) 5. 1135. В 5-е иды февраля 1775 – резня и разорение Вислицы (Wizlicia) 1776 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 57) 6. 1182. Князь Казимир (dux Kazimirus) победил русь 1777 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 64) 7. 1205. Роман (Romanus), могущественнейший князь (princeps) Руси 1778 , вознесшийся в гордыне и похвалявшийся бесчисленным множенством своего громадного войска, убит в сражении в Завихосте (Zauichost) Лешком (Lezstco) и Конрадом (Cunradus), сыновьями князя Казимира 1779 , с помощью Всемогущего, который попирает выи кичащихся собственной доблестью, который повергает сильных, а униженных воздвигает. Ибо тогда помощь небес настолько преисполнила храбростью горстку, которая из-за своей усталости и утомления осталась от малого, уже разошедшегося по домам войска названных князей, что когда, обратившись, они смелым натиском напали на бесчисленные фаланги упомянутого Романа, замышлявшего коварным обманом погубить Польшу (Polonia) 1780 , то один обращал в бегство тысячу, а двое – десять тысяч. Помимо неслыханной ярости сечи, рассказывали и о потоках крови, стекавших в Вислу (Wizla); тогда вода в ней изменила природный цвет на красный, и [было] в ней без числа трупов падших от победоносной десницы поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 8. Грамота польского князя Мéшка I папскому престолу («Dagome iudex») (около 990 г.) Этой грамотой (которую в литературе принято именовать по первым словам «Dagome iudex») польский князь Мéшко I передает под покровительство римских пап большую часть своих владений. Причины и цели этого акта остаются в науке предметом дискуссий. Вероятнее всего, Мешко хотел тем самым обезопасить уделы своих сыновей от второго брака, упоминаемых в документе, от притязаний их старшего брата Болеслава, будущего польского князя Болеслава I Храброго, о котором грамота молчит и Краковский удел которого в очерченные грамотой пределы не включен. Что такие опасения были отнюдь не беспочвенны, показали события после смерти Мéшка в 992 г., когда Болеслав изгнал из страны мачеху, и братьев (Labuda 1988. S. 250–263). Считают также, что польский князь мог искать поддержки Рима для организации собственной архиепископии на подвластных ему землях и против обострившихся в 990-е гг. претензий Магдебургской архиепископии на церковную юрисдикцию над территорией польского епископства с центром в Познани (Краковская земля, только что отторгнутая от Чехии, возможно, продолжала входить в состав Пражской епископии) (owmiaski 5. S. 603–605; Warnke 1980. S. 127–177). Но зачем тогда в грамоте поименованы супруга князя и его младшие дети? О проблеме в целом см.: Kürbisówna 1962. S. 363–423; Labuda 1988. S. 240–250. Для историка Руси памятник ценен тем, что является одним из наиболее ранних свидетельств (наряду с сообщением Ибрахима Ибн Йа‘куба, о котором см. в т. III настоящей Хрестоматии) о существовании мазовецкого участка русско-польской границы. Грамота сохранилась в качестве регеста в шести списках (все – XII в.) сборника документов об универсалистских правах папского престола («Collectio canonum»), который был составлен римским кардиналом Деусдедитом для пап Григория VII и его преемника Виктора III и закончен в 1086/7 г. (von Glanvell 1905). В отношении языка памятник весьма небезупречен, что делает перевод местами условным. Славянская топонимия сильно искажена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том II Глава I. Великий князь Святополк. Г. 1015–1019 Святополк, похититель престола. Добродетель Бориса. Братоубийства. Безрассудная жестокость Ярославова. Великодушие Новогородцев. Битва у Любеча. Союз Ярослава с Императором Немецким. Война с Болеславом Храбрым. Битва на Буге. Взятие Киева. Вторичное великодушие Новогородцев. Вероломное избиение Поляков. Болеслав оставляет Россию. Черная река. Битва на Альте. Бегство и смерть Святополка. Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и, кажется, предвидел в нем будущего злодея. Современный Летописец Немецкий, Дитмар, говорит, что Святополк, Правитель Туровской области, женатый на дочери Польского Короля Болеслава, хотел, по наущению своего тестя, отложиться от России и что Великий Князь, узнав о том, заключил в темницу сего неблагодарного племянника, жену его и Немецкого Епископа Реинберна, который приехал с дочерью Болеслава. Владимир – может быть, при конце жизни своей – простил Святополка: обрадованный смертию дяди и благодетеля, сей недостойный Князь спешил воспользоваться ею; созвал граждан, объявил себя Государем Киевским и роздал им множество сокровищ из казны Владимировой. Граждане брали дары, но с печальным сердцем: ибо друзья и братья их находились в походе с Князем Борисом, любезным отцу и народу. Уже Борис, нигде не встретив Печенегов, возвращался с войском и стоял на берегу реки Альты: там принесли ему весть о кончине родителя, и добродетельный сын занимался единственно своею искреннею горестию. Товарищи побед Владимировых говорили ему: «Князь! С тобою дружина и воины отца твоего; поди в Киев и будь Государем России!» Борис ответствовал: «Могу ли поднять руку на брата старейшего? Он должен быть мне вторым отцем». Сия нежная чувствительность казалась воинам малодушием: оставив Князя мягкосердечного, они пошли к тому, кто властолюбием своим заслуживал в их глазах право властвовать. Но Святополк имел только дерзость злодея. Он послал уверить Бориса в любви своей, обещая дать ему новые владения, и в то же время приехав ночью в Вышегород, собрал тамошних Бояр на совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Сортировать по Исключить новости При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. 5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Казимир I Казимир I – «Восстановитель«, называемый еще иногда »монахом», »миролюбивым«, король польский из династии Пястов, сын Мечислава (Мешка) и второй жены его Риксы (Рихезы), дочери пфальцграфа рейнского Эзона и Матильды, дочери Оттона II. Точных данных о времени рождения его, равно и о воспитании история не сохранила. Большинство историков, следуя Длугошу, полагают, что он родился 21 июля 1016 г., а воспитание первоначальное получил под руководством монахов и был богословски образован. После смерти отца своего Мечислава II († 15 марта 1034 г.) Казимир остался несовершеннолетним, и именем его управляла Польшей Рикса, стремившаяся обуздать произвол магнатов и разнузданность черни, открыто бунтовавшей при Мечиславе II. Разумеется, Рикса встретила неудовольствие со стороны магнатов и черни. Скоро это неудовольствие перешло в положительную ненависть со стороны всего народа. Риксу поляки ненавидели уже прежде всего потому, что она была немкой по происхождению и еще при муже оказывала большое внимание своим соотечественникам, а сделавшись правительницей, она вела себя гордо и недоступно в отношении к полякам, прямо покровительствуя немцам, раздавая им высшие должности и потворствуя произволу своих любимцев. Ненависть народная перешла в открытое восстание. Внешним поводом к восстанию послужил сбор «дани к праздниках для королевского стола», введенной при Мечиславе II и ложившейся тяжелым ярмом на всех граждан. Рикса, устрашенная грозящей опасностью, предварительно выслав в Германию короны, драгоценности и казну, переодевшись в чужое платье, убежала (1036 г.) с несколькими приближенными в Саксонию к родственнику Конраду II, а потом поселилась навсегда в Брюнвиллерском монастыре. По удалении Риксы правление досталось Казимиру, но через год он сам должен был бежать из Полыни, где тогда наступила полная анархия. В стране началась борьба между магнатами, стремившимися провозгласить себя князьями отдельных земель («дельниц»), между высшими классами и чернью, между восточным обрядом и римским и между христианством вообще и язычеством, снова ожившим в народе. Смутой в Польше воспользовался чешский король Бретислав, напавший прежде всего на Силезию (1037 г.), потом на Краков и Гнезно, откуда вывез мощи св. Войтеха и Гау(в)денция и 100 возов различного богатства, в числе коих и был золотой крест и 3 золотых таблицы, увезенные Болеславом Храбрым из Киева и подаренные в Гнезно костелу. «По удалении чехов Польша сделалась пустыней, а в костелах Войтеха и ап. Петра поселились дикие лесные звери». Казимир, после оставления Польши, сперва жил в Венгрии у короля Стефана – «друга поляков», от которого надеялся получить вооруженную помощь для подавления беспорядков в отечестве и для водворения на престоле. Но надежды К. обманули: Стефан, по требованию Бретислава, задержал его в Венгрии. Только после смерти Стефана (18 авг. 1038 г.), преемник его Петр позволил К. ехать, куда угодно, дав для защиты ему 100 рыцарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010