Архив Пн В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 20 июля 2022 г. 20:15 20 июля 2022 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий , Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии;  епископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского собора;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа Московской епархии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского округа; столичное духовенство. Его Святейшеству также сослужили клирики Сингапурской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии : иеромонах Кирилл (Ситумеанг), иеродиакон Ювеналий (Марущак), иеродиакон Мефодий (Сугиарто). Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты А.К. Майоров и К.А. Бисерова). Среди молившихся были учащиеся духовных школ Москвы и Санкт-Петербурга из Индонезии: Сергей Гефальдо, Марухал Сатриа Моисей, Герасим Шакти, Симанжунтак Сергей. Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас»  и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. В местном ряду иконостаса Богоявленского собора находится чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По традиции, перед полиелеем, во время пения тропаря, Святейший Патриарх Кирилл благословил народ чтимой иконой и перенес ее на аналой в центре храма, где святыне поклонились многочисленные верующие. В алтаре Богоявленского собора состоялась беседа Святейшего Владыки с митрополитом Сергием, клириками и студентами из Индонезии.

http://patriarchia.ru/db/text/5945658.ht...

Дарохранительница. Кон. XIX в., 2-я пол. XX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Дарохранительница. Кон. XIX в., 2-я пол. XX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) Д., вероятно, издавна являлась распространенной формой вклада преимущественно от высокопоставленных лиц, прежде всего от рус. государей: во время посещения в янв. 1830 г. Киево-Печерской лавры имп. Николаем I была вложена Д. работы ювелира И. В. Кейбеля, установленная 13 янв. на престоле Великой церкви [Успенского собора.- М. М.] лавры ( Евгений (Болховитинов). С. 330). Д. составляли достопримечательность церковных сосудохранительниц. Так, в нач. XIX в. в соборе Св. Софии в Киеве находилась «гробница, или дароносица, старинная напрестольная серебряная, весом в 1 пуд и 2 фунта [ок. 17 кг]» (Там же. С. 72); упоминаются Д. в описаниях церквей Пскова ( Толстой. С. 38), вологды ( Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. С. 132, 173) и др. Под влиянием западноевроп. искусства Д. могли придавать иные формы. Серебряная Д., созданная в С.-Петербурге мастером Ю. Н. Лундом (1787. ГЭ), представляет собой Голгофу, у подножия к-рой, под Распятием, помещена скульптурная композиция «Положение во гроб» (1000-летие рус. худож. культуры: Кат. М., 1988. С. 245. Кат. 338); в миниатюре она повторяет скульптурные группы, предназначенные для богослужений Страстной седмицы, получившие распространение в храмах Зап. Европы в XV-XVI вв. В искусстве Нового и Новейшего времени Д. в виде церкви могла быть исполнена в едином стиле с церковным зданием и его убранством, стать частью ансамбля архитектуры, скульптуры и живописи. Так, Д. мастера И. Л. Лео из ц. Воскресения Христова в составе Большого дворца в Царском Селе (сер. XVIII в. (?); ГМЗ «Царское Село») повторяет барочную архитектуру храма; Д. по проекту архит. А. Н. Воронихина из Казанского собора в С.-Петербурге (ок. 1812; ГМИР) представляет собой антикизирующее сооружение в форме ротонды с 4 портиками, с главой в виде колонной ротонды меньшего размера; Д. по проекту архит. К. А. Тона из храма Христа Спасителя в Москве (эскиз 1879; Науч.-исслед. Музей АХ, С.-Петербург) была спроектирована в историческом стиле.

http://pravenc.ru/text/171392.html

Взыскуя града Ровно 60 лет назад, 7 сентября 1947 года Москва праздновала свой 800-летний юбилей. Это было второе торжество в честь русской столицы за всю ее многовековую историю. Конечно, сталинская эпоха наложила на празднование свой отпечаток. Церковь тоже почтила московскую 800-летнюю годовщину, правда церковное празднование московского юбилея состоялось несколько позже. «Главное – сейчас!» Богоявленский собор в Елохове Идея празднования исторического юбилея Москвы родилась на победной волне, когда чествовали столицу, одолевшую фашизм. Эта светлая нота задала тон всему празднеству, хотя эпоха и наложила на него свой отпечаток. В то же время юбилей был своеобразным плацдармом празднования 30-летия Октябрьской революции. Долго не могли решить вопрос о дате торжества. Первоначально предполагалось провести его в январе, как и предшествовавшее празднование 700-летия Москвы. Потом торжество перенесли на апрель, ибо именно к апрелю 1147 года относится первое упоминание о Москве в летописи. В конце концов остановились на сентябре – времени после уборки урожая, когда можно уже и позволить себе отдохнуть. В этом торжестве официально принимала участие Православная Церковь, для которой подготовка к юбилею началась с отвоевывания «пядей». Еще 7 марта 1947 года патриарх Алексий (Симанский) направил в Совет по делам Русской Православной Церкви секретное прошение о передаче Церкви святых мощей благоверного князя Даниила, как основателя Москвы, и святителя митрополита Алексия, как «особо чтимого в православной России». В письме упоминалось, что мощи святого князя Даниила покоились в одном из кремлевских соборов (вероятно, в Архангельском), а мощи святителя Алексия – в Успенском соборе, куда их перенесли из разрушенного Чудова кремлевского монастыря. К тому времени Кремль был еще закрыт для свободного доступа, и в любом случае верующие не смогли бы достойно поклониться святым мощам в музее. Патриарх просил передать их в кафедральный Богоявленский собор в Елохове , указывая, что для Церкви было бы отрадно, чтобы «знаменательный и редкий юбилей» столицы был ознаменован «каким-либо священным событием», и заверяя, что Церковь не будет стоять в стороне от празднования этого юбилея.

http://pravoslavie.ru/879.html

Панихида по Патриарху Сергию (Страгородскому) 26 января 2017 года 26 января 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду на месте погребения приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского)  в Никольском приделе Богоявленского кафедрального собора  в Елохове г. Москвы. 23 января исполнилось 150 лет со дня рождения Патриарха Сергия, уроженца города Арзамаса Нижегородская области. В Нижегородской епархии торжественно отметили  эту дату. Утром 26 января Божественную литургию в Богоявленском соборе в Елохове совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиереев Нижегородской митрополии — митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия , епископа Балахнинского Илии ,  епископа Выксунского и Павловского Варнавы , епископа Лысковского и Лукояновского Силуана . Затем архипастыри приняли участие в заупокойном богослужении, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшеству также сослужили: протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского собора; духовенство Московской епархии и Нижегородской митрополии. В храме присутствовали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке В.А. Никонов, депутат Государственной Думы от Нижегородской области А.А. Кавинов. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим со словом: «Будущий Патриарх стяжал свой авторитет как богослов, как ученый, как архипастырь, как человек, очень чутко воспринимавший перемены, происходившие в то время в сознании людей, в жизни общества. В меру своих сил он стремился дать ответ на многие тогдашние вопрошания людей — в строгом соответствии с церковным вероучением. И когда произошли события, 100-летие которых мы отмечаем в этом году, когда почти моментально сломался весь строй национальной жизни, когда против Церкви было поднято опаснейшее гонение, имевшее своей целью полное уничтожение Православия на Русской земле, митрополит Сергий делал все для того, чтобы Церковь сохранилась в жизни нашего народа.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В 1991 г. собор в течение неск. месяцев был местом пребывания вновь обретенных св. мощей прп. Серафима Саровского , на пути их следования из С.-Петербурга в Дивеевский мон-рь . В том же году в Б. с. находились вновь обретенные мощи свт. Иоасафа Белгородского в период их перенесения из С.-Петербурга в Белгород. 3 окт. 1993 г., во время вооруженного противостояния Президента РФ и законодательной власти, в собор из Третьяковской галереи была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери , перед к-рой правосл. москвичи вместе со своим архипастырем Патриархом Алексием II на коленях молились о спасении Отечества и о прекращении смут и распрей. В 1996 г. в соборе в течение 10 дней находилась глава вмч. Пантелеимона , впервые доставленная в Россию из афонского Пантелеимонова мон-ря . Иконостас собора Иконостас собора В 1991 г. статус Патриаршего получил возрожденный для литургической жизни Успенский собор Московского Кремля, Богоявленский храм стал кафедральным собором Москвы. В 1991-1999 гг. из Б. с. транслировались пасхальные и рождественские богослужения, возглавляемые Патриархом Алексием II. Из года в год, попеременно чередуясь, в Великий четверг в соборе совершаются особые чинопоследования: умовение ног в воспоминание Тайной вечери и чин освящение Первосвятителем Русской Церкви сваренного накануне в Малом соборе Донского мон-ря мира. Разлитое в особые, изготовленные из медного сплава и посеребренные сосуды св. миро приносят к сев. и юж. сторонам главного престола, после окончания освящения сосуды опечатывают и оставляют на хранение в алтаре собора или в ризнице. В 1990 г. при Б. с. был освящен крестильный храм во имя св. Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове) с баптистерием. При соборе действует воскресная школа с изучением церковного пения, в 1992 г. было создано сестричество во имя равноап. Марии Магдалины; клирики и сестры посещают больных в 6-й городской больнице, оказывают материальную помощь и духовную поддержку нуждающимся в них детям и одиноким пожилым прихожанам.

http://pravenc.ru/text/149609.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Рабочие приступили к изготовлению склепа почившего Патриарха Алексия в Богоявленском соборе 06.12.2008 12:27 Версия для печати Москва, 6 декабря. В субботу утром после отслуженной панихиды в Богоявленском соборе Москвы рабочие приступили к изготовлению склепа, где будет покоиться гроб с телом патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как сообщает корреспондент " Интерфакса " , в правом, Благовещенском, приделе храма рабочие вырезают в каменном полу прямоугольное отверстие. Затем будет выкопана могила, стены этого склепа будут обложены кирпичом. Сюда и будет поставлен гроб с телом новопреставленного Патриарха. Кроме того, рабочие разбирают большую рождественскую елку, установленную по программе украшения Москвы к празднику. После похорон предстоятеля елка будет собрана вновь. Богоявленский собор в Елохове был построен в 1717-1722 годах. Храм никогда не закрывался, хотя в середине 1930-х годов был на грани закрытия. В 1933 году недалеко от собора размещалась канцелярия и резиденция патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. 2 июля 1938 года был закрыт собор Богоявления в Дорогомилово, после чего собор в Елохове стал патриаршим и кафедральным. Этот статус он сохраняет по сей день. Здесь покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского - небесного покровителя патриарха Алексия II. В соборе похоронен патриарх Сергий (Страгородский), возглавлявший Русскую церковь при Сталине. В Богоявленском соборе был крещен поэт Александр Пушкин. Кроме того, в приходе храма в XV веке родился знаменитый юродивый Василий Блаженный, в честь которого позже был назван Покровский собор на рву на Красной площади.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Патриарх Алексий завещал похоронить себя в Богоявленском соборе Москвы - источник 05.12.2008 17:23 Версия для печати Москва, 5 декабря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возможно, будет похоронен в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. Как стало известно " Интерфаксу " , такова воля Патриарха, которая содержится в его завещании. По данным источника, члены Синода также рассматривают предложение провести похороны Алексия II во вторник. Богоявленский собор в Елохове был построен в 1717-1722 годах. Храм никогда не закрывался, хотя в середине 1930-х годов был на грани закрытия. В 1933 году недалеко от собора размещались канцелярия и резиденция патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. 2 июля 1938 года был закрыт собор Богоявления в Дорогомилово, после чего собор в Елохове стал патриаршим и кафедральным. Этот статус он сохраняет по сей день. В свое время в кафедральном Богоявленском соборе был похоронен Патриарх Сергий, который руководил Русской Православной Церковью с 1925 по 1944 год. Сталин не разрешал избрать Патриарха всея Руси после кончины святителя Тихона, поэтому митрополит Сергий носил титул местоблюстителя патриаршего престола, и только в 1943 году, меньше чем за год до смерти, он был избран Патриархом. Архитектором могилы Патриарха Сергия был выдающийся российский архитектор Алексей Щусев, который до этого построил мавзолей Ленина на Красной площади, Казанский вокзал в Москве, Марфо-Мариинскую обитель, храм на Куликовом поле и много других выдающихся архитектурных сооружений, ставших классикой советского архитектурного ХХ века. Кроме того, в Елоховском соборе хранится рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского - небесного покровителя Алексия II. Сначала святитель Алексий был похоронен в Чудовом монастыре Кремля, однако после канонизации его мощи перенесли в Успенский собор. До строительства и освящения храма Христа Спасителя в Москве в 1996 году Елоховский собор был не только кафедральным московским, но и главным храмом всей страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн При поддержке Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения пройдет конкурс в категории «Регентское мастерство» XIII Международного хорового конкурса «Кирилл и Мефодий» 8 февраля 2024 г. 18:05 В апреле — мае 2024 года пройдет конкурс в категории «Регентское мастерство» XIII Международного хорового конкурса «Кирилл и Мефодий». Мероприятия конкурса будут проходить в трех московских храмах: Богоявленском кафедральном соборе в Елохове , храме преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, храме мученицы Татианы при МГУ . Организаторы — Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения , Богоявленский кафедральный собор в Елохове, храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. Председатель оргкомитета — Анастасия Сысоева. Целями конкурса являются сохранение и развитие многовекового регентского искусства Русской Православной Церкви, выявление наиболее одаренных и грамотных регентов среди молодых руководителей церковных хоров России и зарубежья. В категории «Регентское мастерство» могут принять участие руководители церковных хоров от 20 до 45 лет включительно, вне зависимости от уровня и наличия музыкального или духовного образования. Жюри конкурса состоит из известных церковных регентов и хоровых дирижеров. Состав жюри будет опубликован не позднее чем за месяц до начала конкурса. Прослушивания первого тура пройдут в онлайн-формате, второго тура — в очном формате. На сайте Церковно-общественного совета опубликована подробная информация о требованиях к видеозаписям и документам для участия в конкурсе, критериях оценки работы с хором, порядке отбора на второй тур и выбора победителей, а также финансовые условия участия в конкурсе. По результатам обсуждения жюри определит победителей — лауреатов I, II и III степени, а также дипломантов I, II и III степени. Победители принимают участие в качестве регентов на Литургии 19 мая с.г. в Богоявленском соборе. Видеозаписи работы с хором конкурсантов второго тура будут опубликованы на официальном сайте и в группе ВКонтакте.

http://patriarchia.ru/db/text/6101640.ht...

Решение о проведении Собора для избрания Патриарха и Синода было принято 4 сентября на встрече Председателя СНК СССР И.В. Сталина с Патриаршим местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским Сергием (будущим Патриархом Сергием), митрополитом Ленинградским Алексием (будущим Патриархом Алексием I) и экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем). В начале заседания Архиерейского Собора Блаженнейший митрополит Сергий выступил с докладом «О деятельности Православной Церкви за два года войны». В следующем докладе «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны» митрополит Алексий поднял вопрос об избрании Блаженнейшего митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Предложение немедленно поддержали все присутствовавшие на Соборе.  12 сентября 1943 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы состоялась интронизация Святейшего Патриарха Сергия. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 г. Погребен в подклете Никольского (северного) придела Богоявленского кафедрального собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6057535.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крещения Господня после Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 19 января 2019 г. 21:49 19 января 2019 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Богоявления, престольным праздником кафедрального храма города Москвы — Богоявленского собора, что в Елохове. Мы сегодня совершили особое таинство, дарованное нам через Сошествие Святого Духа на апостолов и на всю Церковь. Мы освятили воду через погружение креста, вознося особые молитвы. Мы призывали Святого Духа освятить водное естество, для того чтобы оно было пронизано Божественной силой и Божественной благодатью. И для того чтобы понять, почему Церковь совершает это таинство, мы должны обратить особое внимание на слова апостола Павла, который засвидетельствовал: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8). В Послании апостола Павла к Титу, которое читалось сегодня, эта мысль повторяется: человек спасается не своими — возможно, праведными — делами, но только милостью Божией (Тит. 3:4-7). Милостью, которая является нам через действие Святого Духа, через благодать Бога, исходящую от Него Самого и касающуюся нас, нашего человеческого естества, нашего мира, Богом зданного, но помраченного грехом. Нет никакой силы даже у самого сильного, самого властного, самого богатого человека победить грех. Более того, чем человек сильнее, богаче, тем больше у него искушений, соблазнов и тем меньше возможностей спасти душу свою, избавиться от греха, от плена диавольского. Не дано такой силы человеку — это возможно совершить только силой Божией, являемой нам через сошествие на каждого верующего человека, члена Церкви Божественной благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/5356191.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010