По прибытии в собор Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, и чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа Московской епархии, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство г. Москвы. Патриаршее богослужение посетили: председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; глава городского округа Красногорск Московской области Д.В. Волков; старший вице-президент, финансовый директор ПАО «ГМК " Норильский никель " » С.Г. Малышев. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора под управлением А.К. Майорова и А.С. Хачатряна. На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в диакона Александра Рязанцева, клирика храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы, в сан пресвитера.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/my...

В воскресенье, 9 ноября, исполнилось 75 лет со дня рождения Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Утреннее радио приносит радостное известие: Указ Президиума Верхозного Совета СССР о награждении Патриарха Алексия за выдающуюся патриотическую деятельность как в период Отечественной войны, так и после нее, – орденом Трудового Красного Знамени. Это уже второй орден Трудового Красного Знамени, полученный Святейшим Патриархом Алексием. Семидесятипятилетие Святейшего Патриарха Русская Православная Церковь ознаменовывает торжественными Богослужениями в храмах нашей необъятной Родины. В Москве, в этот знаменательный день, в Патриаршем Богоявленском соборе, Божественную литургию совершал высокий юбиляр – Святейший Патриарх Алексий, в сослужении Членов Священного Синода: Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины Иоанна, Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, архиепископа Можайского Макария, епископа Ивановского и Кинешемского Венедикта и епископа Кишиневского и Молдавского Нектария, а также протопресвитера Н. Колчицкого, наместника Свято-Троице-Сергеевой Лавры архимандрита Иоанна, ректора Московской Духовной Академии протоиерея К. Ружицкого, настоятеля Болгарского подворья в Москве архимандрита Максима, благочинных храмов города Москвы протоиереев П. Цветкова , А. Скворцова и А. Соллертовского и соборного духовенства. К 10 часам утра собор уже был переполнен молящимися. Под торжественный трезвон колоколов Святейший Патриарх Алексий прибыл в храм. Воодушевленным пением «От восток солнца до запад...» встречает Первосвятителя патриарший хор под управлением В. С. Комарова. Протоиерей П. Цветков кратко приветствует Патриарха Алексия от лица благочинных храмов г. Москвы с днем рождения и, в знак сыновней любви, подносит Святейшему юбиляру мантию, на скрижалях которой художественно изображены небесные покровители Патриарха,– святитель Алексий и преподобный Сергий. Одновременно протоиерей К. Ружицкий приветствует Его Святейшество от Московской Духовной Академии и Семинарии и преподносит Патриарху сосуд для умовения рук при Богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Бородино. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в связи с невозможностью вернуть старый храм в Николо-Богоявленском. Деревянный одноглавый храм с колокольней, с юга в 2001-2002 гг. пристроен клетский объём придела прмч. Елисаветы (Романовой) и Варвары. Удачное по архитектурному облику здание с асимметричной композицией. В пяти километрах от Москвы посреди чистого поля стоит удивительной красоты деревянный храм. Окружающие его белокаменные башни, соединенные такой же белоснежной стеной, гармонично создают единый архитектурный ансамбль. Кажется, уже столетия стоит он здесь. Не многие знают, что храм этот построен совсем недавно, хотя истоки его ведут в далекое прошлое. Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское-Богоявленское известно с XVI в. По преданию, в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято-Троице-Сергиевскому монастырю, был построен и освящен деревянный храм в честь Сретения Господня. В польско-литовское разорение конца XVI — начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен. В 1677 г. «на церковной Никольской пустовой землей в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI — XVII вв. было приселком дворцового села Тайнинское, по указу царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословил строительство храма Святейший Патриарх Иоаким. Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне в 1750 г. Еще одно упоминание о храме в честь Богоявления Господня мы находим в архивах Московского уезда, Четвертого стана Московской губернии за 1852 г., где дословно записано: «село Богоявленское Удельного ведомства,одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево». В 1871 г., по прошению прихожан, к деревянной холодной церкви в селе Никольском — Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 гг. вместо разобранной деревянной церкви известным местным землевладельцем фабрикантом А.К. Ленточниковым был построен каменный Богоявленский храм. В 1916 г. в документах VI благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм в честь Богоявления Господня с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=11564

«Благодарю Спасителя за милость ко мне…» Протопресвитер Матфей Стаднюк – один из старейших пастырей Москвы и России. Шесть с лишним десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане, более четверти века – настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Москве. Его родные места – украинское село Залесцы Тернопольской области. О детстве и юности отец Матфей рассказывает с особой теплотой: именно тогда началось его служение святой Церкви. Родители были простыми крестьянами. Его мама Анна Демьяновна постоянно водила семилетнего отрока на богослужения в расположенную неподалеку от села Залесцы Почаевскую лавру, благодатная молитвенная атмосфера которой взрастила не одного пастыря Церкви Христовой. По словам отца Матфея, из их села вышло более четырехсот священников. Батюшками стали и два его родных брата. Третий погиб во время Великой Отечественной. В 1942 году, в годы фашистской оккупации, 16-летний Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской лавре. Учащиеся ютились в брошенных домах, где порой не было стекол в окнах, мерзли и голодали, но учились с большим энтузиазмом и усердием. Однажды молодых людей хотели угнать в Германию, но они разбежались. Через какое-то время будущим пастырям удалось собраться вновь и продолжить учебу. В марте 1945 года псаломщик Матфей Стаднюк был рукоположен в диакона, а через десять месяцев принял сан священника. Первым его приходом был старинный деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в карпатском поселке Селятине на самой границе. Он совершал службы и в четырех соседних храмах: не хватало священников. Добирался на лошадках, а чаще пешком. Нередко преодолевал в день по 40 километров. И хотя уставал, совершал свое служение с любовью и радостью. А вскоре к пастырским трудам прибавились новые заботы. На 20-летнего священника возложили ответственное послушание благочинного. «Когда проводились совещания духовенства, – продолжает свой рассказ отец Матфей, – все мы приходили на них пешком, преодолевая многокилометровые расстояния. Собирались благочинные со всей епархии – люди зрелые, умудренные опытом. Среди них я поначалу неловко себя чувствовал. Правящий архиерей ко мне относился с уважением, а ведь я не имел никакого опыта административной деятельности. Делал лишь то, что мне казалось необходимым для Церкви».

http://pravoslavie.ru/989.html

В день праздника Собора Архангела Гавриила митрополит Волоколамский Иларион и представители Поместных Православных Церквей совершили богослужение на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве 27 июля 2014 г. 11:52 26 июля 2014 года, в праздник Собора Архангела Гавриила, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском подворье Антиохийской Православной Церкви  — в храме во имя святого Архангела Гавриила. Владыке Илариону сослужили настоятель Подворья, представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока митрополит Филиппопольский Нифон , архиереи Антиохийской Церкви: митрополит Тирский и Сидонский Илия и епископ Селевкийский Ефрем; представитель Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрит Стефан (Диспиракис), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Александр (Пихач), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , благочинный храмов Богоявленского округа Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин), помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, клирики храма. На праздничном богослужении присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ А.П. Торшин; член Императорского православного палестинского общества , вице-президент ОАО «РЖД» А.В. Салтанов; министр-советник, заместитель главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлссон; послы Колумбии, Чили, Сербии, Голландии, Пакистана, Кот-д’Ивуар, представители дипломатического корпуса Франции и других стран. После сугубой ектении была прочитана молитва о мире на Украине. По окончании Божественной литургии у храма был отслужен молебен перед иконой Архистратига Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/3696396.ht...

В неделю 27-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Богоявленском соборе г. Ногинска и возглавил хиротонию архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского 18 декабря 2011 г. 17:07 18 декабря 2011 года, в неделю 27-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Саввы Освященного, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Ногинск (Московская область). В Богоявленском соборе — главном храме Богородского благочиния Подмосковья — Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию архимандрита Максимилиана (Клюева) во епископа Братского и Усть-Илимского. Перед началом богослужения Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам священномученика Константина (Голубева). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Можайский Григорий ; архиепископ Истринский Арсений ; епископ Илиан (Востряков) ; епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Пахомий (Брусков) , избранный и нареченный во епископа Покровского и Николаевского; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления ; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Москвы и Московской области. На богослужении присутствовали первый заместитель председателя правительства Московской области И.О. Пархоменко, глава г. Ногинск В.А. Хватов, глава г. Электросталь А.А. Суханов, представители районной и городской администрации. За богослужением пели праздничный хор Богоявленского собора (регент — Е.И. Фандюшина) и детский хор Православной гимназии им. священномученика Константина Богородского при Богоявленском соборе (регент — Н.С. Кожевникова).

http://patriarchia.ru/db/text/1839860.ht...

Глава XXIV В заключение моих записок помещаю краткий обзор всех общежительных монастырей, находящихся в моем ведении. По времени моего назначения благочинным, ему бы следовало находиться прежде, но так как мои объезды по монастырям совершались не в одно время и повторялись многократно, то и нашел я для себя более удобным собрать воедино все, виденное мной при многократных моих посещениях. Таким образом, избегаю повторений и отрывочности в изложении, и мое обозрение всех монастырей будет полной и живой картиной, в которой я пожелал, по возможности, передать в кратких чертах и те исторические сведения о каждой обители, какие мне известны, следовательно, всю жизнь, все возрасты обителей, с самого их начала и до нашего времени. Прилагаю при сем и статистическую таблицу для наглядного сравнения. Обозрение всех общежительных монастырей Московской епархии: 1) Старо-Голутвин; 2) Бобренев; 3) Белопесоцкий; 4) Давыдова пустынь; 5) Берлюковская пустынь; 6) Пешношский монастырь; 7) Екатерининская пустынь; 8) Гуслицкий монастырь; 9) Ново-Голутвин; 10) Угрешский монастырь Монастыри мужские I. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь Этот монастырь, находящийся в 4 верстах от Коломны при слиянии Москвы-реки с Окой, основан, гласит предание, учеником Преподобного Сергия Радонежского в 1385 году. Известно, что великий ,князь Московский Дмитрий Донской просил Преподобного Сергия принять на себя посредничество для примирения его с Олегом Рязанским. Преподобный Игумен Троицкий во время Рождественского поста ходил в Рязань пешком и склонил Олега к примирению с Дмитрием, который, желая отблагодарить блаженного старца, спросил его, что может он для него сделать? Подвижник, носивший толстые рубы и довольствовавшийся гнилой мукой для своего хлеба, конечно, не пожелал ничего для себя, но ревнитель монашества, он просил великого князя дозволения возградить обитель на месте, которое он облюбовал близ Коломны, и князь с радостью на то соизволил и, вероятно, помог и казной при построении. Один из учеников Преподобного, Григорий, был первоначальником обители, в которой и поныне, как святыня, хранится деревянный посох с клюкой, оставленный там при посещении Преподобным Сергием. Монастырь Старо-Голутвин существовал до 1800 года, но в это время он был назначен к упразднению. Блаженной памяти митрополит Платон перевел штат монастыря в Коломну, в архиерейский дом, также обреченный на запустение, а Старо-Голутвин оставлен на своих собственных средствах как заштатный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕСТ (Никитин Тихон Николаевич; 12.08.1867, Воронеж - 2.12. 1937, г. Вязьма Смоленской обл.), архиеп. Смоленский и Вяземский. Из семьи диакона. В 1878 г., по окончании начальной школы в с. Чертовицком Воронежского у. и губ., поступил в Воронежское ДУ. В 1883 г. окончил уч-ще и поступил в Воронежскую ДС. В 1889 г., по окончании семинарии, был назначен псаломщиком Трехсвятительской домовой ц. Воронежского ДУ и одновременно учителем певчих архиерейского хора. 6 окт. 1891 г. рукоположен во иерея. Был назначен священником Димитриевского храма слободы Никитовка Валуйского у. Воронежской губ. С 1893 г. был также законоучителем Никитовской церковноприходской школы, в 1896-1899 гг.- наблюдателем церковноприходских школ Валуйского у. В 1898 г. овдовел. По резолюции Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) от 10 сент. 1899 г. принят в МДА. В июле 1903 г., по окончании академии со степенью канд. богословия, назначен священником Всехсвятской ц. в г. Феодосии Таврической губ. С 13 янв. 1904 г. одновременно работал законоучителем в Феодосийском учительском ин-те. 21 авг. того же года переведен священником в Тихвинско-Онуфриевскую ц. в Воронеже, стал сверхштатным членом Воронежской духовной консистории. С сент. 1905 г. также являлся законоучителем в Воронежской фельдшерской школе и жен. гимназии М. П. Кожевниковой. В нояб. 1907 г. принят в число братии Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Московском Кремле. 14 дек. того же года принял монашеский постриг с именем Модест. В февр. 1908 г. назначен настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. Также занимал должности наблюдателя послушнических монастырских школ Москвы (с мая 1908), благочинного мужских и женских мон-рей Московской епархии (с дек. 1908), наблюдателя московских церковноприходских школ (с апр. 1909). 4 авг.

http://pravenc.ru/text/2563920.html

Михаил Ефимович Губонин ЖМП 10 октябрь 2023 /  21 ноября 2023 г. 14:00 Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-bepcuя. Михаил Ефимович Губонин, внучатый племянник известного русского предпринимателя, строителя железных дорог Петра Ионовича Губонина и сын Ефима Семеновича Губонина, крупного знатока мехового дела, родился 24 июня (7 июля) 1907 года, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи. Ефим Семенович был прихожанином церкви преподобного Сергия Радонежского при Троицком патриаршем подворье, где в 1917–1922 годах находилась резиденция Патриарха Тихона. На духовное становление Михаила Ефимовича значительное влияние оказал епископ Коломенский Петр (Руднев; † 11.03.1937), погибший позднее на Соловках. Он был последним настоятелем Богоявленского монастыря и последним благочинным монастырей Москвы. Столь же душеполезными были отношения Михаила Ефимовича с епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; † 10.11.1937), расстрелянным в 1937 году. Церковная позиция епископов Петра и Тихона оказала духовное воздействие на Михаила Ефимовича и его ближайших друзей — иеромонаха Иеронима (Захарова; † 14.12.1966), будущего архиепископа Ростовского, Алексея Сергеевича Беляева 1 и Николая Педашенко 2 .

http://e-vestnik.ru/analytics/mihail_efi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010