Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. находился в Юрьевецком у. Костромской губ., в 73 верстах к юго-западу от г. Юрьевца на р. Лух (левый приток р. Клязьмы) (совр. с. Худынское Лухского р-на Ивановской обл.). Основан прп. Макарием Унженским , житие к-рого является главным источником истории Б. м. Ок. 70-80-х гг. XIV в. прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский мон-рь , ушел к сев. границе Нижегородского княжества и поселился «безмолвного ради пребывания» на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы. Вскоре к прп. Макарию стали приходить иноки, братия построила храм в честь Богоявления Господня, положивший начало Б. м. В 30-х гг. XV в. прп. Макарий оставил обитель; согласно житию, он «нарек от братии игумена» и, передав ему «все строение и братию», ушел на сев.-вост. границу Нижегородского княжества, где основал Макариев Желтоводский мон-рь . В XVIII в. Б. м., небольшой и бедный, был обращен в приходскую церковь с. Богоявленского, возникшего из монастырской слободы. Последний упоминаемый в документах настоятель - строитель Нифонт (1716). В 1841 г. вместо деревянного возвели каменный Богоявленский храм, один из приделов к-рого посвящен прп. Макарию Унженскому. Храм не закрывался и в наст. время является действующим. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 336. Л. 60-61 [Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского]. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 212; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998. С. 169; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 15-18. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/149607.html

Царские врата, перенесенные сюда из более раннего иконостаса, - яркое произведение в стиле барокко 2-й пол. 18 в. Состоят из пяти картушей прихотливой формы с сочной объемной резьбой. Иконы " Благовещение " и евангелисты выполнены в духе древнерусской живописи кон. 17 в. Композицию венчает изящная резная корзинка с букетом цветов. Киоты (вероятно, также перенесенные) у боковых стен четверика с пышной барочной резьбой относятся к кон. 18 - нач. 19 в. В трапезной расположены два придельных иконостаса, соединенные аркой. Эти типичные для русского стиля произведения, выполненные в кон. 19 в., представляют собой небольшие двухъярусные сооружения с завершающим киотом по центральной оси. Накладная и сквозная резьба, плотно покрывающая фризы и царские врата, несколько тяжеловата в деталях. В северном приделе сохранилась икона с изображением Макария Унженского и данного храма Богоявления (видимо, копия его архитектурного проекта), имеющая надпись: " Написана сия святая икона в 1843 г. декабря 15 в селе Палехе мает. Григорием Хреновым " . В притворе находится иконостас простых форм нач. 20 в., на стенах - иконы 19 в., написанные в традициях живописи 17-18 вв. Кирпичная побеленная ограда скромный пример архитектуры малых форм периода эклектики. На невысоком цоколе установлены столбы, соединенные изящной металлической решеткой. В западной стороне ограды, напротив колокольни расположены ворота с высоким центральным проездом и пониженными проемами калиток (все с арочными профилированными завершениями и килевидными подвышениями внешнего абриса). Беляев, 1863, с. 212-213. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 672-677 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06052

К нач. 20 в. относится масляная живопись на стенах четверика и в алтаре. В трапезной роспись масляными красками исполнена в 1974 г., первоначальная стенопись - интересный образец монументальной живописи сер. 19 в., композиции выполнены под влиянием барокко и выделяются своей необычной иконографией. Колорит основан на холодных разбеленных тонах, более интенсивно по цвету " Снятие с креста " . В своде написаны восемь сцен на тему " Сотворение мира " , исполненные бурной динамики. Необычно расположение в тромпах сюжетных сцен, из них сохранилось лишь " Снятие с креста " (в северо-восточном тромпе). Эта композиция явно ориентирована на западноевропейские барочные образцы, судя по экзотическим одеяниям, подчеркнутой пластике объемов и напряженной эмоциональности. На западной стене, над аркой помещена уникальная по сюжету композиция " Истинное начертание беззаконного над Иисусом приговора, найденного закопанным в земле Наканион " , где изображен Христос (в иконографии " Христос в темнице " ), окруженный членами синедриона, держащими в руках свитки с приговором. Вторая группа росписей, типичных для нач. 20 в., содержит евангельские сцены, выполненные в духе позднего академизма. Они расположены в нижнем ярусе западной стены и в алтаре, где выделяется редко встречающаяся сцена " Литургия Сергия Радонежского " . Главный четырехъярусный иконостас выразительный памятник 1840-х гг. в стиле позднего классицизма, отличающийся сложной монументальной композицией. Его боковые грани слегка заходят на прилегающие стены, а верхний ярус сужен. Иконы основных чинов одновременны иконостасу, местного - 2-й пол. 19 в. Средняя часть выделена эффектной аркой, опирающейся на четыре колонки. Она украшена перспективно сокращающимися кессонами с розетками и пологим фронтоном над ней. Повышенный центр верхних ярусов усиливает устремленность ввысь всего сооружения. Завершает иконостас сцена " Воскресение " , увенчанная резной короной. Разномасштабные колонки во всех ярусах поддерживают антаблементы с богато украшенными резьбой фризами. Отличающийся ясностью рисунка резной декор в обрамлениях икон и в филенках под ними включает розетки, пальметты, ветви лавра, орнамент в виде лиры. Выделяется композиция в завершении второго яруса, состоящая из двух коленопреклоненных ангелов (горельеф) в обрамлении нависающих над ними драпировок. Фон иконостаса голубой, детали позолочены.

http://sobory.ru/article/?object=06052

В трактовке фасадов храма отразились черты раннего и зрелого классицизма с отзвуками барокко. Чуть западающие скругленные барочные углы четверика отделаны ленточным рустом. Его боковые фасады в три оси (нижние проемы прямоугольные, верхние - круглые) акцентированы более поздними высокими четырехколонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами. В обработке стен первого низкого яруса восьмерика, каждая грань которого прорезана крупным полуциркульным окном, также использован мотив руста, веерообразно сходящегося к проемам. Верхний ярус восьмерика завершен антаблементом с дополнительной гладкой полосой, напоминающей аттик. Диагональные грани раскрепованы в карнизе, на углах поставлены тонкие трехчетвертные тосканские колонки. Прямоугольные окна этих граней (как и окна первого яруса четверика) дополнены прямыми сандриками на консольках. Грани, ориентированные по сторонам света, акцентированы большими арочными нишами. В поле ниши на уровне пят арки проходит декоративный карниз, отделяющий полукруглую верхнюю часть арочного окна от прямоугольной нижней, с трехчетвертными ионическими колонками по сторонам. Стены апсиды обработаны ленточным рустом, прерываемым арочными нишами с прямоугольными окнами в них. Центральная ось выделена ризалитом-портиком из четырех спаренных на углах тосканских колонок, поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон. В трапезной поперечная ось симметрии отмечена на фасадах фронтонными портиками из четырех тосканских колонн, поставленных вплотную к стенам. Над прямоугольными окнами помещены горизонтальные филенки. Ярусы колокольни (квадратные со срезанными углами) с несколько плоскостным декором выдержаны в позднеклассицистическом духе. Каждый из них завершен мелко профилированным карнизом, в верхнем и нижнем ярусах над ним имеются филенчатые аттики. Срезанные углы двух верхних ярусов украшены тосканскими полуколонками. Четверик перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах; апсида - конхой; большой зал трапезной и выделенный в ее западной части притвор - лотковыми. Наиболее ранняя роспись, выполненная клеевыми красками в 1840-х гг., расположена на западной стене четверика, а также - в виде орнамента - в обрамлениях верхних окон. Вероятно, первоначально живописный декор этим ограничивался.

http://sobory.ru/article/?object=06052

Худынское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты До революции церковь находилась в селе Богоявленское старое, которое в дальнейшем вошло в состав Худынского. Согласно данным, опубликованным в 1863 г. И.Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Богоявления Господня и в честь Святителя Николая, св. мученицы Параскевы, и преподобного Макария Унженского. Эти места связаны с жизнью русского святого Макария Унженского (1349-1444). Здесь, на противоположном берегу, у впадения р. Добрицы в Лух, преподобный Макарий основал в начале XV века свой первый монастырь, известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века монастырь был разорён поляками, а в 1763 г. упразднён. До революции в селе Болдырева пустынь (в 2-х верстах от Худынского, на противоположном берегу Луха) существовала Богородицкая церковь, разрушенная в советское время. Рядом с храмом находится старинное кладбище. Здесь у кладбища, на берегу Луха существует место, особо чтимое в память о пребывании здесь преподобного Макария. ХУДЫНСКОЕ (БОГОЯВЛЕНСКОЕ, ЧТО В РЫБОЛОВСКОЙ ЛУКЕ). ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, 1-я пол. 19 в. Расположена в центре села, на высоком берегу, полого спускающемся к р. Лух. Территория храма, включающая старое кладбище (к северу от него), с трех сторон окружена оградой 2-й пол. 19 в., западный отрезок которой проходит по красной линии главной улицы. Строительство церкви, заложенной, возможно, еще в 1-й четв. 19 в., было завершено в 1841 г. Кирпичные стены окрашены по штукатурке (у колокольни - по обмазке). Необычно крупная для сельской местности, своеобразная по объемному построению церковь - интересный пример провинциального зодчества, сочетающий формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство. Тяжелый массивный двусветный четверик со скругленными углами, ориентированный по оси север-юг, служит основанием для мощного высокого двухъярусного восьмерика, также растянутого в плане по поперечной оси. Уплощенный восьмигранный купол с люкарнами по сторонам света увенчан миниатюрным световым барабанчиком с луковичной главкой. Немного суженная по отношению к четверику низкая апсида имеет нетрадиционную дугообразную в плане форму. С запада к основному объему примыкает такая же низкая, сильно вытянутая по продольной оси трапезная, объединенная с четырехъярусной колокольней, увенчанной шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=06052

Ратькове Солигаличского у., основан в 1869 в качестве женской общины, с 1892 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Ново-Троицкий Сумароков мон-рь (женский, в с. Новом, что в Телякове (Ново-Сумароково), Галичского у., основан в 1870 в качестве богадельни, с 1874 - женская община, с 1893 - мон-рь, закрыт в нач. 20-х гг. XX в.), Богородицкий мон-рь (женский, в с. Заветлужье Ветлужского у., основан в 1900 как община, в 1909 преобразован в мон-рь, закрыт в 1928). Ранее входившие в Костромскую епархию Богоявленский мон-рь (мужской, в с. Худынском (ныне Лухского р-на Ивановской обл.), основан в кон. XIV в., упразднен в XVIII в.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня монастырь (мужской, в с. Тимирязеве Лухского р-на Ивановской обл., основан в кон. XV в., в 1680 приписан к истринскому Новоиерусалимскому мон-рю, с 1764 самостоятельный, закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Троицкая Варнавина пуст. (мужская, ныне пос. Варнавино Нижегородской обл., основана, вероятно, во 2-й пол. XV в., упразднена в 1764), Геннадиев в честь Преображения Господня монастырь (мужской, в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл., основан в 20-х гг. XVI в., закрыт в 1919, до 1928 существовал как приходская община при Преображенском соборе мон-ря, в 1928 собор был закрыт, мон-рь возобновлен в 1995), Воскресенский Пушавский мон-рь (мужской, в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Никольский Строевогорский мон-рь (мужской, ныне с. Строевая Гора Комсомольского р-на Ивановской обл., впервые упом. в 1569, упразднен в сер. XVIII в.), Богоявленский мон-рь (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.), Успенская Дорофеева пуст. (мужская, ныне с. Дорофеево Сокольского р-на Нижегородской обл., основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввинову Сторожевскому мон-рю, ок. 1722 приписана к Кривоезерской пуст., упразднена в 1764), Вознесенский мон-рь (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764), Успенский Шеренский мон-рь (мужской, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Источник: сайт  Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины XVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Богоявленский (муж., в с. Худынском (ныне Лухского р-на), основан на рубеже XIV и XV вв., упразднен в 1-й пол. XVIII в.), Преображенский (муж., в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764), Богоявленский (муж., в Юрьевце, упом. в 1584, упразднен в 1719), Воскресенский Пушавский (муж., в Пучеже, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764), Вознесенский (жен., в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.), Преображенский (жен., в Юрьевце, упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Троицкая Кривоезерская пуст. (муж., на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 1634-1641, закрыта в 20-х гг. ХХ в., в сер. 50-х гг. ХХ в. попала в зону затопления), Тихвинская Мячева пуст. (муж., находилась в с. Мячево Юрьевецкого у., основана в 1-й пол. XVII в., упразднена в 1764), Соловецкий Воскресенский (Ломова пуст.) (муж., в Юрьевце, основан в 1653, упразднен в 1686), Рождественская пуст. (муж., на р. Нодоге, в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), упом. в 1682, упразднена в 1764, в 1796 приписана к Макариево-Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), в честь Рождества Христова (жен., в с. Решма (ныне Кинешемского р-на), упом. в 1741, упразднен ок. 50-х гг. XVIII в.), Болдырева пуст. (муж., находилась близ с. Болдырева Пустынь Юрьевецкого у., упразднена в 1764), Успенский (жен., в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924). Арх.: ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Альтовский И. П., свящ. Освящение правого придела при кинешемском Успенском (летнем) соборе//Костромские ЕВ. 1900. 19. Ч. неофиц. С. 533-541; Монастырь под дом заключения//Приволжская правда. 1923. 14 марта; Нет больше села Подмонастырного//Там же. 1930. 25 марта; Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г. Путешествие по Волге. М., 1970. С. 44-59; РПЦ в XX в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов. Иваново, 2010. С. 40-41, 44, 63, 64, 79-84, 101-102, 127-128, 141-144. Лит.: Альтовский И. П., свящ.

http://pravenc.ru/text/1684650.html