Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь. Кутеинский монастырь Карта и ближайшие объекты Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно – юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь – в честь Рождества Христова – также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры. В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910–1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.

http://sobory.ru/article/?object=17668

Венёв. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь В XVII-XVIII веках в Веневе был крупный Богоявленский мужской монастырь, упраздненный в 1764 году. Впервые монастырь упоминается в переписи 1673 года. Богоявленская церковь служила главным храмом монастыря, и сегодня стоящая на главной площади Венева – тоже Красной. Однако, данную церковь нельзя считать старейшей из сохранившихся. Когда и как церковь была построена, не известно. Исследователи, как бы в утешение констатировали: «Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры». Судя по архитектурным формам и декоративным деталям, храм можно было бы уверенно датировать самым рубежом XVII— XVIII столетий, не будь некоторых обстоятельств. «Каменная церковь во имя Богоявления, когда была построена, не известно. В 1766 году была разобрана за ветхостью и выстроена вновь строителем веневским купцом Иваном Бородиным с прихожанами; колокольня каменная, вновь строенная и неоконченная». Знаток архитектурной старины В.Н. Уклеин считал эту церковь наиболее интересным примером ярусных церквей рубежа XVII-XVIII столетия на территории Тульского края. В XIX веке церковь своего прихода не имела, а принадлежала Никольскому храму, из достопримечательностей в ней имелось Евангелие 1685г. В советское время здесь размещался пункт приема стеклотары. Церковь в настоящее время реставрируется, в ней регулярно проходят службы. Памятник культуры и искусства. Богоявленская церковь зданием каменная, с такою же колокольней, построена неизвестно когда и кем. В древнее время при церкви был мужской монастырь, как это видно из надписей на ветхих книгах, пожертвованных «в Веневский Богоявленский монастырь». Монастырь этот был упразднен в 1764 г. Церковь вместе с колокольнею очень древней архитектуры, холодная, и богослужения совершается в ней только в воскресные и праздничные дни, а также когда заблагорассудят священники. Заметно очень, что монастырь был очень бедный, так как богатства в церкви весьма мало, хотя некоторые предметы церковной утвари, по древности, имеют интерес. Есть св. Евангелие издания 1685 г. и особо чтимая не только жителями города, но и окрестными жителями, древняя резная икона Спасителя, сидящего в темнице.

http://sobory.ru/article/?object=01408

Москва. Богоявленский мужской монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Богоявленский за Торгом, или за Ветошным рядом. Мужской, 2-го класса, необщежительный монастырь. Находится между улицами Никольской и Ильинкой, образован, согласно Новгородской летописи, в конце XIII в., незадолго до смерти князя московского Даниила Александровича, сына Александра Невского. В годы основания и строительства Богоявленского монастыря его западная часть примыкала к Красной площади с торговыми палатками и рядами. Северная сторона граничила с оживленной дорогой на Ростов Великий, Суздаль и Владимир (ул. Никольская). Все строения возводились из дерева, первое каменное строение — церковь Богоявления построили в 1342 г. под наблюдением боярина и тысяцкого Протасия. В 1624 г. в монастыре на месте храма Богоявления, простоявшего без малого 300 лет, построили новый каменный собор с церковью Казанской Божьей Матери. Позднее в нижнем ярусе (в подклете) устроили церковь во имя иконы Явления Казанской Божьей Матери, освященную 29 декабря 1693 г., а двадцатью годами раньше, когда боярыня Ксения Репнина — вдова князя и воеводы Бориса Александровича Репнина-Оболенского, одного из руководителей боярской думы, участника борьбы с польскими интервентами — подарила монастырю землю, примыкающую к нему со стороны Никольской улицы и Богоявленского переулка, то монастырь построил здесь главные Святые ворота с выходом на оживленную Никольскую улицу и надвратную церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. В конце XVII в. в монастыре построили по линии Ветошного ряда каменные братские кельи и под прямым углом к ним внутри двора — настоятельский корпус (1693-1697). Тогда же перестроили и собор.  Храм приобрел нарядный вид постройки московского барокко. Наружные стены его апсиды и трапезной, украшенные одинаковой декоративной отделкой, создавали впечатление богатого убранства, а двойные окна четверика, карнизы и наличники окон на восьмерике, составленные из нескольких ярусов мелких профилированных деталей, и легкий фигурный шпиль придавали особенную праздничность всему сооружению.

http://sobory.ru/article/?object=23750

Москва. Кремль. Богоявленский Троице-Сергиев монастырь. Подворье Троице-Сергеева монастыря Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:1770 (снесён при работах по реконструкции кремля Баженовым) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Троицкая улица, у Троицких ворот Координаты: 55.751917, 37.616546 Изменить описание объекта Церковь Богоявления Господня (утрачена) Церковь Сергия Радонежского (утрачена) Карта и ближайшие объекты Богоявленский Троице-Сергиев мужской монастырь находился у Троицких ворот Кремля при входе из города, на Троицкой улице. По мнению историков, церковной легенде и по позднему свидетельству Кормовой книги Троице-Сергиева монастыря, в XIV в. великий князь Дмитрий Иванович Донской выделил в Кремле преподобному Сергию Радонежскому место у своего дворца для строительства келий и церкви на случай его пребывания в Москве. Таким образом, Богоявленский монастырь изначально не был самостоятельным монастырем, а только подворьем Троице-Сергиевого. Однако среди многочисленных монастырских подворий Кремля оно, наряду с Афанасьевским-Кирилловским подворьем, в исторических источниках часто называется монастырем, а во второй половине XV в. получило статус монастыря и управлялось игуменом. Одновременно с землей в Кремле монастырю были выделены два участка вне его: «пятно Ногайское с лошади по 8 денег и пятно Московское с лошади по 2 деньги». На этих пятнах происходило клеймение лошадей, пригнанных на продажу, «пятнанием» тавром – прижиганием личного знака владельца с описанием примет лошадей в особом документе. Ногайское пятно находилось за городом, за Москвой-рекой, на территории Ногайского двора XIV–XV вв., где позднее размещалась Конная площадь, в районе Мытной улицы (в начале XIX в. северная ее часть передана для строительства Морозовской детской больницы по современному адресу 4-й Добрынинский пер., 1). Оно предназначалось для лошадей, пригоняемых кочевниками, которые ценились существенно дешевле других. Московское пятно находилось перед Китай-городом в районе церкви Спаса на Глинищах, стоявшей до 1931 г. на месте двора жилого дома 17 по Лубянскому проезду. Здесь торговали лошадьми из России. Пошлины за клеймение лошадей должны были приносить монастырю определенный доход.

http://sobory.ru/article/?object=47551

У Убожедомский Покровский монастырь См. Покровский Московский Убожедомский. Угличский Алексеевский монастырь См. Алексеевский Угличский. Угличский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Угличский. Угличский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Угличский. Угличский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Угличский. Угличский Покровский монастырь См. Покровский Угличский. Угрешский Николаевский монастырь 3 класса мужской, находится в Московском уезде от столичного города Москвы к юго-востоку в 15 вёрстах на левом берегу реки Москвы. Основан в начале XVII столетия пришедшими из разорённой от Литовцев Вологодской Дюдиковой пустыни монахами; а по монастырским запискам значится, что основан он ещё в 1371 году при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, которому при походе его с воинством против Мамая явилась Икона Св. Николая Чудотворца на сосне, на том самом месте, где стоит этот монастырь, а по одержании над Мамаем преславной победы по его Княжескому соизволению сооружён тут храм во имя Св. Николая Чудотворца и обитель устроена. Самое же место прозвано Угреша. В настоящее же время здания в этом монастыре имеются все каменные. Из примечательнейших вещей находится книга, содержащая подробное житие Св. Николая Чудотворца, писаная в лицах по золоту разными красками, обложена бархатом в серебряной оправе, пожалованная в 1671 году, Сентября 8 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича. Крестьян было за этим монастырём 3.787 душ и Настоятельство Игуменское. По Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 8 с Настоятельством также Игуменским, которое и доныне продолжается. Удомельский или Удоменский Богословский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в Новгородской, а потом в Тверской Епархии в Вышневолоцком уезде и был приписан к Борисоглебскому Новоторжскому монастырю, расстоянием от Вышнего Волочка к северу в 35, от Валдая к востоку в 85, а от Новгорода в 250 вёрстах при озере Удомельском. Крестьян было за ним 16 душ. В 1764 году Настоятелем был Строитель Иеромонах Гавриил. Удомельский Пятницкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Покровский мужской монастырь Карта и ближайшие объекты Обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (в районе современной деревни Покровские Горки). Основан, вероятно, в середине XV века. В конце 1460-х годов настоятелем стал Паисий Угличский. В конце XV веке обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. На средства угличского князя в 1482 года было завершено возведение собора в честь Покрова Богородицы. Монастырь относился к числу значительных культурных центров края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги. С начала XVI века, после смерти преподобного Паисия и обретения чудотворной иконы Покрова Богородицы, монастырь становится духовным центром и местом паломничества. В 1509 году по грамоте князя Дмитрия Жилки ему дано сельцо Архангельское с деревнями. В 1534 году грамотой Ивана IV и в 1585 году грамотой царевича Дмитрия были даны монастырю значительные льготы. К концу XVI века ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. В это время на территории монастыря сооружается каменная церковь Богоявления Господня, храм Николы Чудотворца, деревянная церковь Сергия Чудотворца. В 1609 году разорен поляками, погибли игумен Антоний и 40 монахов. Возобновлен около 1619 года. В конце XVII века на территории монастыря перестроена соборная церковь, возведена новая каменная Богоявленская церковь с трапезной, колокольня, начато строительство ограды с башнями. В 1692 году грамотою патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития. Первым архимандритом был крестовый иеромонах патриарха, старец Макарий. Упразднена в 1764 году. В 1828-31 годах в монастыре построена колокольня высотой 30 м, в 1840-42 годах перестроен придел Дмитрия Ростовского, в 1860 году сделано новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На ее территории были захоронены преп. Паисий, Федор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Владимир. Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1362. Ссылки:   Адрес: г. Владимир, площадь Культуры, 8 Координаты: 56.1596, 40.47689 Проезд:Восточный район города Владимира, от перекрестка со светофором Суздальский проспект - ул. Добросельская проезд вниз, к железной дороге 500м. Монастырь хорошо виден за счет высокой кирпичной колокольни. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Епископ Владимирский Алексий «был поставлен на кафедру в 1352 г., когда произошла епископская хиротония будущего митрополита Московского и Всея Руси (1354). Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в конце XIII - в начале XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня. В 1354 г. последовало его Доставление на Русскую митрополию. В 1362 г. святителем Алексием был основан Константино-Еленинский монастырь в селе Добром (ныне в черте г. Владимира). В январе 2003 г. Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода г. Владимира. В связи с этим в наименовании монастыря появляется добавление «Алексеевский», т.к. история Константино-Еленинского монастыря, непосредственно связана с жизнью и деятельностью его великого основателя. Образом своей жизни святитель Алексий обрел всеобщее уважение, перешедшее затем в глубокое благоговение. 12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе. 20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария, это произошло несколько позже, в 1439 г.). Святитель Алексий - один из самых чтимых угодников русских, чудеса его описаны в многочисленных житиях. Церковь празднует память Святителя 12 февраля, а обретение мощей - 20 мая».

http://sobory.ru/article/?object=05408

Озирая беглым взглядом последние, повествователь истории Богоявленского монастыря, соответственно важнейшим совершившимся в нем переменам, может отметить в ней три главных периода. Первый период от основания его до 1847 года обнимает собою разносторонние события из его жизни в качестве мужской обители: постепенно возраставшее благоустройство его особенно после смутных времен междуцарствия на Руси, последовавшее со времен Петра I и особенно по учреждении т. н. монастырских штатов в 1764 году падение его, а также некоторые случайные осложнения монастырской жизни со времени помещения в нем правительственных учреждений в 1779 и по 1808 г. и местной духовной семинарии с 1814 года. Начало второго периода Богоявленского монастыря совпадает с упразднением его, по опустошении пожаром в 1847 году, после чего погоревшие храмы, жилые здания и ограда обречены были на разрушение, которое и проявилось уже в больших размерах, пока благодеющим над обителью Промыслом не было приостановлено в 1862 году. Спасенный незабвенной игуменьей Марией от угрожавшей ему конечной гибели и исчезновения, бывший мужской Богоявленский монастырь начал новый – третий период своего существования, когда он, с начала 1864 года сделался женским, и получил название «Богоявленский-Анастасиин девичий монастырь». После того как монастырь этот призван к новой и самостоятельной жизни, он быстро и в благолепном виде восстановлен из своих развалин и ныне является вполне благоустроенным и достаточно украшенным, не смотря на случившееся в пожар 1887 года повреждение в нем некоторых зданий. Проследить с разнообразных сторон многовековые судьбы Богоявленского монастыря в постепенном его возрастании, упадке и наконец восстановлении под новым именем и обозначить при этом как важнейшие события, так и особенные знамения благодати Божией, которыми обусловливается доселе важное местное его значение – такова задача нашего очерка, в котором уже при самом изображении внешнего благоустройства монастыря ярко выступает выдающаяся по усердию попечительная деятельность многих лиц из державших кормило монастырского управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. ...Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи. Текст: Александра Шапиро, сайт Значительный пятиглавый храм возвышался к северу от Покровского собора, образуя с ним симметричную группу. Как и другим зданиям обители, ему посвящено крайне мало публикаций и даже имеющиеся «жалкие крохи» наполнены неточностями и ошибками. Начнём с того, что архимандрит Антоний и вслед за ним многие другие авторы сообщали, что храм упоминается в 1596 году. Как и в случае с Никольской церковью, эта ссылка на более ранние «приправочные книги» ошибочна – касается не зданий монастыря, а земельных владений. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов о храмах сообщается следующее: «церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца под колоколы каменные, да тёплой храм Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клецки, верх шатровой». Как можно заметить, описание не только не отражает период конца XVI столетия – в нём вовсе нет Богоявленской церкви, но есть одноимённый придел Покровского собора. По сообщению Типографской летописи, наряду с соборным храмом он был освящён в октябре 1523 года. Этот придел, очевидно, не существовал изначально при постройке собора в 1479-1482 годах. Принято считать, что Паисий, став настоятелем монастыря, построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Возможно, полвека спустя храм упразднили, а посвящение перенесли в придел. Очевидно, на протяжении последующих полутора веков в Покровском монастыре не имелось отдельной Богоявленской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=59059

Ю Югская Димитриевская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вологодской Епархии, а ныне состоит в Ярославской. Крестьян было за нею 49 душ. Югская Троицкая Дорофеева пустынь Общежительная мужская Ярославской Епархии. Здание в ней все каменные великолепные, которые после пожара, бывшего в 1805 году, покрыты железом кроме ограды. В 1802 году по представлению Павла, Архиепископа Ярославского, а по докладу Святейшего Синода Именным Указом положено в этой пустыни быть монашествующих 30 человек. О прочем см. под словом Дорофеева Троицкая Югская пустынь. Юнгинский Спасский Козмодемьянский монастырь См. Козмодемьянский Спасский Юнгинский. Юрьевский Архангельский монастырь См. Архангельский Юрьевский. Юрьевский Введенский монастырь См. Введенский Юрьевский. Юрьевский Богоявленский Балахонский монастырь Мужской упразднённый, находился в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. Юрьевский Новгородский монастырь 1 класса мужской, находится в уезде Великого Новгорода, на левом берегу реки Волхова, при Устье ручья Княжева, с западной и южной сторон обтекающего монастырь и впадающего в Волхов, близ озера Мячина и истока Волховского из Ильменя, на возвышенном месте, в весеннее время отовсюду окружаемом водой и составляющем остров, расстоянием от Новгорода к югу в 3 вёрстах. Местоположение этого монастыря настолько возвышенно, что со всех сторон виден он на нарочитое расстояние. С северной стороны в 3 вёрстах по прямой линии находится Великий Новгород со всеми предместьями и частями оного, с восточной стороны – древний Славянский город, ныне село, именуемое Городище (где жил Князь Великий Рюрик, а в последовавшие времена – Великокняжеские Наместники) и близлежащие монастыри Кириллов, Сковородский; с южной – озеро Ильмень и, при истоке из оного Волхова, холм, знаменитый в древности капищем главного языческого Славянского бога Перуна, по низложению которого построен был на том месте монастырь Перынь. По сравнению с окрестными монастырями и по огромности здания своего (см. ниже) он именовался в древние времена Лаврой и имел приписных к себе 15 монастырей (см. ниже). Этот монастырь по древности своей принадлежит к первейшим Российским обителям. Ибо основан он ещё в 1030 году при Князе Новгородском Ярославе 157 , в крещении наречённом Георгий или Юрий, а потом с 1093 года Новгородским же Князем Мстиславом Владимировичем, наречённом во св. крещении Георгием и сыном его Всеволодом возобновлён и распространён.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010