К середине 1920-х годов, после закрытия Чудова монастыря и передачи обновленцам храма Христа Спасителя, Богоявленская церковь в Дорогомилове стала кафедральным собором. В начале 1930-х годов в нем был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха будущий патриарх Пимен (Извеков). Храм был закрыт и снесен во 2-й половине 1930-х годов. На его месте выстроили многоэтажное жилое здание (улица Большая Дорогомиловская, дом 21). Новым кафедральным собором стала церковь Богоявления Господня в Елохове. http://rutlib.com/book/21735/p/3 Первые записи в летописи о деревянной церкви Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе внесены в начале XVIb. Каменный храм был возведен на ее месте в 1727 г. Во время Наполеоновского нашествия 1812 года Богоявленский храм пострадал от пожара, частью разрушился, но был скоро восстановлен. В 1835 г. к храму был пристроен придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», в 1861 г. – приделы в честь Сергия Радонежского и Тихона Задонского, в 1874 г. – новая колокольня. В марте 1898 г. духовенство и прихожане решили построить новый просторный Богоявленский собор по образу Храма Христа Спасителя, для чего собрали более 150 тысяч рублей. По проекту церковь Богоявления начале XVIII в. должна была быть снесена, но, судя по всему, рука у строителей не поднялась. Старая церковь стала трапезной нового собора. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). Богоявленский собор в Дорогомилове стал третьим в Москве по величине и вместимости (10 тысяч человек) после Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле и самым крупным приходским храмом первопрестольной. В 1922 г. Дорогомиловский Богоявленский собор вынужденно стал и долго оставался кафедральным московским собором, в котором часто служил заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1938 году храм Богоявления в Дорогомилове был разрушен.

http://sobory.ru/article/?object=34503

Последний путь Патриарха из храма Христа Спасителя монахини выстлали белыми розами, любимыми цветами усопшего, и по ним на руках переоблачившиеся в черное архиереи вынесли гроб с телом, покрытый зеленой патриаршей мантией. Трижды обнеся его вокруг церкви, гроб погрузили на катафалк, и траурная процессия отправилась в Богоявленский (Елоховский) собор, к месту погребения новопреставленного главы РПЦ. Около десяти тысяч человек стояли вокруг храма под проливным дождем ради того, чтобы хоть мельком увидеть Патриарха. Двенадцать траурных ударов буквально разорвали тишину. Зазвучал тридцатитонный Большой Царский колокол, а вместе с ним раздался колокольный звон 30-тонного же колокола «Реут» на колокольне «Иван Великий» Богоявленского собора Кремля. Около двух часов пополудни, примерно за полчаса до того, как траурная процессия, проделав шестикилометровый путь от храма Христа Спасителя, прибыла к Елоховскому собору, здесь началась панихида по Патриарху. Множество верующих с горящими свечами встречали траурный кортеж у входа в собор, который был устлан венками из белых цветов. Высшие иерархи церкви внесли гроб в храм. Сама церемония погребения была закрытой -- во время последней заупокойной службы (литии), которую возглавил митрополит Кирилл, могли присутствовать только священники. До восстановления храма Христа Спасителя именно Богоявленский кафедральный собор считался главным православным храмом России. Здесь в 1990 году Алексий II был возведен на патриарший престол и здесь же, согласно завещанию, он был погребен. Согласно последней воле предстоятеля, он был похоронен в правом Благовещенском пределе собора, близ раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского. На надгробии выбита надпись: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. 23.02.1929 -- 5.12.2008». Место захоронения было закрыто временной деревянной плитой, которую впоследствии заменят каменной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сегодня мы также отмечаем знаменательный день: 150 лет тому назад святитель Московский Филарет, который не так давно был причтен к лику святых, освятил этот соборный Богоявленский храм в Елохове. С тех пор в главном приделе этого храма совершается богослужение, служится Божественная литургия, люди приобщаются Святых Таин Христовых и получают благодать Господню, которая укрепляет их на их жизненном пути. Еще раз поздравляю всех вас, но особо – отца настоятеля, причт собора, ктитора, певчих, тружеников храма – с юбилейным днем освящения Богоявленского собора. Мы верим, что и святой митрополит Филарет, освятивший этот соборный храм, предстоит пред Престолом Божиим и молится за нас. В течение 46 лет был он митрополитом Московским и оставил в истории нашей Церкви неизгладимую память своим выдающимся святительским служением, своим архипастырским опытом, своими обширными богословскими познаниями. Целый большой период истории государства Российского проходил под знаком деятельности и молитвы святителя Филарета. Сегодня мы вспомнили всех, кто совершал здесь свое Первосвятительское, архипастырское и пастырское служение, всех кто строил этот храм и трудился в нем. В 1938 года он стал Кафедральным храмом Москвы, а с 1944 года получил статус Патриаршего Кафедрального собора. Мы с благодарностью пропели вечную память всем, кто послужил и потрудился в этом святом храме за минувшие полтора столетия. Скажем словами святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все!», за те милости, которыми Господь посещал наших православных верующих. Даже в годину испытаний, в дни Великой Отечественной войны, собирались верующие в этом соборе, молились о победе, о том, чтобы наши вожди и воины вернулись с полей сражений. Как видимый знак высокой оценки трудов отца настоятеля я хочу вручить вам, отец Матфей, орден преподобного Андрея Рублева, II степени, за ваши труды, которые вы несете в течение многих лет, воссоздавая благолепие и красоту этого храма. Я хочу также вручить орден преподобного Сергия Радонежского, I степени, ктитору храма, трудами которого многое сделано для того, чтобы расширилось алтарное пространство собора, а сам храм приобрел тот благолепный вид, который он имеет сегодня.

http://sedmitza.ru/text/398440.html

3) Иван Александрович Доброхотов, 1885–1888 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской духовной семинарии в 1883 г., определен 25 фев. 1885 г. во псаломщика к Крестовоздвиженской церкви. В 1888 г перемещен к Пименовской, в Старых Воротниках, церкви, а в 1896 г посвящен во диакона Богоявленской, в Елохове, церкви. 4) Николай Иванович Державин. Сын московского псаломщика. По окончании курса в Московской духов. семинарии в 1887 году, определен во псаломщика Крестовоздвиженской церкви 30 мая 1888 года. В 1895 году посвящен во диакона к Успенской, на Могильцах, церкви, а в 1898 г. определен в пресвитеры Московского Успенского собора. 5) Дмитрий Васильевич Херсонский, 1895–1897 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии, был в 1879–1881 г. народным учителем. В 1881 г. определен во псаломщика московской Троицкой, в Голенищеве, церкви. 21 сентября 1895 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви, а в апреле 1897 г. посвящен во диакона в село Царицыно. 6) Константин Иванович Третьяков, 1896–1901 гг. Сын священника с. Костина, Московской губ., окончивший курс в Московской духовной семинарии. Определен 28 августа 1896 г. В конце 1901 г. рукоположен во священника в свое родное село. 7) Алексей Сергеевич Смирнов. Сын священника села Голубова, Московской губ., окончивший курс в Московской духовной семинарии. Определен 4 апреля 1897 года. 8) Сергей Владимирович Терновский. Сын священника Московской епархии, окончивший курс в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. Сначала был законоучителем и учителем в церковно-приходской школе при московском Богоявленском монастыре, потом псаломщиком при Георгиевской, на Красной Горке, церкви, близь Охотного ряда. В феврале 1901 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. Церковные старосты 1) Купец Петр Жданов, 1815–1816 гг. 2) Московский купец Василий Алексеев, 1816–1824 гг. 3) Московский мещанин Егор Васильевич Пушков, 1824–1827 и 1833–1839 гг. 4) Московский купец Антоний Иванович Макаров, 1827–1830 гг. 5) Московский купец Никита Васильевич Поляков, 1830–1833 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

землю, совершил Божественную литургию у Гроба Господня и в Гефсимании и великое водоосвящение на р. Иордан (ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 238-252). В. принял участие в Архиерейском предсоборном совещании Русской Православной Церкви 28 мая 1971 г ., проходившем в Москве, на к-ром высказался за тайное голосование при избрании Патриарха, а также выступил против одобрения постановления о приходах, принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 18 июля 1961 г ., передающего хозяйственно-финансовые обязанности от духовенства к мирянам, напомнив, что постановление нарушает каноны, согласно к-рым «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах» (Ап. 38) (Из восп. о Соборе 1971 г. С. 212). На Поместном Соборе РПЦ 1971 г ., проходившем в Троице-Сергиевой лавре 30 мая - 2 июня, на к-ром был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) , В. подал письменное заявление, подтверждающее его отношение к постановлению о приходах 1961 г., а также выступил против политической окраски «Обращения Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира»; 3 июня присутствовал на интронизации Патриарха в Богоявления соборе в Елохове . В. неоднократно приезжал в Россию, совершал богослужения, посещал храмы и мон-ри, с большим интересом следил за развитием церковной жизни в России. В окт. 1984 г. он присутствовал на торжествах, посвященных 175-летию со дня основания ЛДА; 7 сент. 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сент.) Патриарха Пимена. 15 сент., в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, В. совместно с митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещен. После литургии он почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя 7 дней В. мирно почил о Господе. Погребен на Серафимовском кладбище в С.-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. Сочинения В период пребывания на Св.

http://pravenc.ru/text/150717.html

Имя блаженного – Василий – с древнегреческого переводится как «царственный». Подробности жизни московского блаженного весьма скудны. Известно, что родился он в 1460-х годах на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда его мать Анна отправилась помолиться. Родители отдали отрока Василия на обучение сапожному мастерству. Один купец, заказывая сапоги, прибавил: «Обувка должна быть такой, чтобы не сносилась за год». Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик вскоре умрет, даже не успев обуть сапоги. Через несколько дней слова эти сбылись. Так у мальчика открылся пророческий дар. В 16-летнем возрасте Василий избрал свой путь: он бежал от мира. Но бежал он не в уединенные леса или пустыни, где удобнее совершать молитвенные подвиги. Бежал он в многолюдный град Москву. Избрав тернистый путь к Отечеству Небесному – юродство Христа ради, святой скрылся от мирской суеты в самом эпицентре этой суеты. Тем самым давая и всем нам весьма поучительный пример: место само по себе не может спасти или погубить человека. Но благочестивый человек, самой своей жизнью ведя многих ко спасению, сам освящает всякое место. Святой Василий Блаженный пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим нелицемерному судилищу Сына Божия С тех пор Василий стал скитаться по городу, всегда нагой, не имея крыши над головой и постоянного пропитания. Житие повествует: «В продолжение всей своей подвижнической жизни он всегда имел пред своими глазами страшный день воздаяния Господня и не носил никакого одеяния, но пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим нелицемерному судилищу Сына Божия. Ни зимою, ни летом никогда не имел он у себя крова, ни даже какого-либо малого вертепа, то есть пещеры, но страдал от мороза и от палящего зноя». Часто святой претерпевал побои и оскорбления. Но во всех внешне непонятных и даже хулиганских действиях блаженного открывался особый поучительный смысл. Москвичи быстро рассмотрели в Василии человека Божия, обличителя неправды.

http://pravoslavie.ru/93985.html

Потеря близкого человека лишила сил Святейшего. Он сам совершил обряд отпевания и погребения его. Якова Анисимовича похоронили у южной стены малого собора Донского монастыря. В 90-е годы над этой могилой, в которой упокоилась и Наталья Васильевна, возведён красивый брон¬овый крест нашим незабвенным русским скульптором Вячеславом Михаиловичем Клыковым. В донесении секретного агента ОГПУ было сказано: «Отпевание совершал сам Тихон, выглядел он плохо, болезненно, а потому в публике находил сочувствие». Действительно, тяжёлое горе нанесло удар по здоровью Патриарха. Одновременно обострилось и заболевание почек, и сердечная хворь. В больнице его пытались поставить на ноги, но Тучков старался действовать в ином направлении — как можно больше осложнить жизнь того, кому уготовано было вскоре предстать пред судом Божиим. Он явно перестарался. 5 апреля Патриарх Тихон в последний раз совершил Божественную литургию в храме Большого Вознесения на Никитской, где некогда венчался А.С. Пушкин . Приближался праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который особенно любил Святейший. Всегда этот день был связан для него с хорошими событиями. 7 апреля 1925 года он намеревался служить литургию в Богоявленском Елоховском храме, но внезапно состояние его здоровья ухудшилось. И он не смог поехать в собор. Новый келейник прочитал ему праздничную службу, потом пришли духовные чада, он благословил их и поздравил с праздником. К вечеру Святейшему стало хуже. Он взирал на свои руки, на которых почернели ногти, и вздыхал: — Скоро наступит ночь, тёмная и длинная. Около полуночи, помолившись образу Божией Матери, принесённому ему из Зачатьевского монастыря, Патриарх Тихон скончался. Его тело перевезли в Донской монастырь, погребение состоялось 12 апреля 1925 года. Это было Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим. До Пасхи оставалась неделя. Вербное воскресенье в том году выпало на 12 апреля, день памяти святого Иоанна Лествичника, написавшего книгу о духовном становлении и спасении души. В тот день Москву огласили траурные заводские гудки. Кому-то это покажется странным. Но в то время московские рабочие в большинстве своём оставались верующими людьми. В первые годы советской власти большевикам не удалось сразу уничтожить Православную Церковь, и вот почему: работать на фабриках и заводах продолжали православные, люди. И когда советская власть начинала проводить антицерковные меры, на многих заводах и фабриках вспыхивали православные забастовки!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Стремясь привлечь к православию жителей губернии, среди к-рых было много раскольников и иноверцев, К. совершал объезды епархии в сопровождении большой свиты, что порой приводило к жалобам недоброжелателей. В связи с этим митр. Филарет писал 17 нояб. 1828 г.: «Позвольте Вам сказать мою мысль, что искушения сего не стало бы, если бы не ввели Вы в оное сами себя помыслом великолепия. На что огромная свита? На что пышность? Не свитою и пышностью апостолы просветили мир... митрополит Михаил не ездил ли по епархии с двумя диаконами и одним певчим? Синодское распоряжение позволяет Вам иметь свою свиту более, нежели была у митрополита Михаила, а Вам и того не довольно. Простите моему безумию» (Переписка. 1888. С. 425-426). В связи с тем что значительную часть населения епархии составляли черемисы, вотяки, зыряне и др., перед К. встали и миссионерские задачи - распространять и утверждать Православие. Однако первые шаги на этом поприще не были успешны. В кон. 1828 г. Синоду донесли, что более 3 тыс. черемисов собирались в лесу для моления по языческому обряду. Митрополиту Московскому было поручено «избрать из московского духовенства способного священника для вразумления сновидцев и для обращения на месте жительства их соплеменников к христианству» ( Беляев. 1888. 10. С. 167). Из Москвы в Вятку был направлен прот. Елоховского Богоявленского собора Александр Покровский, как и К., выпускник 1-го курса СПбДА. За 3 месяца прот. А. Покровский объехал черемисские поселения и доложил об обращении в Православие более 30 тыс. чел. Но когда летом 1830 г. К. вместе с прот. Александром посетил «новообращенных», им представилось неутешительное зрелище. Черемисы заявили о приверженности «старой вере», нежелании посещать церкви и т. д. После этого случая К. поручил дело обращения инородцев приходскому духовенству и епархиальным миссионерам под руководством епархиального начальства, что в дальнейшем послужило примером и для его преемников. В янв. 1832 г. К. был переведен в г. Каменец-Подольский с возведением в сан архиепископа. Избрание последовало в соответствии с пожеланием имп. Николая I Павловича , «чтобы епархии, возвращаемые от польского края, имели архипастырей, отличающихся просвещением, деятельностию и кротостию» (Там же. С. 168). Желая поддержать К. при вступлении на новое служение, митр. Филарет писал ему 11 февр. 1832 г.: «Если Вам представится размышление, что епархия, вновь Высочайше Вам вверенная, имеет свои затруднения, то подумайте и о том, что поручение сие основано на добром мнении, которое имеет о Вас государь император; ибо епархия сия из числа тех, на кои по обстоятельствам обращено преимущественное Высочайшее внимание, чтобы дать им пастырей благонадежных для усовершения местного духовенства и для поддержания силы и достоинства господствуюшего вероисповедания» (Переписка. 1888. С. 426-427). На пути в Каменец-Подольский К. посетил Москву, где из-за болезни задержался на полтора месяца. 27 мая прибыл в Каменец-Подольский.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Том содержит статьи о Сочинской и Туапсинской епархии , Сочинском монастыре во имя Святой Троицы и великомученика Георгия Победоносца, Сочинской Крестовой пустыни, монастыре Сошествия Святого Духа Орловской митрополии , Спаса Преображения соборе в Переяславле-Залесском, Спаса Преображения соборе в Чернигове, Спаса Преображения храме на Берестове в Киеве, Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мужском монастыре в Вологодской области, Ставропольской и Невинномысской епархии , Ставропольском Иоанно-Мариинском женском монастыре и о конфессиональной ситуации в Ставропольском крае. Одна из статей содержит рассказ об иконе «Споручница грешных». Особо отметим статью о Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре . Читатели смогут подробно узнать об его истории, библиотеке и скриптории, хозяйственной и миссионерской деятельности, святых мощах, чтимых иконах и подвижниках благочестия, а также о Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре . Подробная статья посвящена Нерукотворному Образу Спасителя (Спасу Нерукотворному), плату с запечатленным на нем ликом Иисуса Христа. Статья содержит раздел по истории реликвии, о нерукотворных образах и их рукотворных списках, о чудотворениях Мандилиона, о пребывании Нерукотворного Образа в Константинополе, о влиянии Спаса Нерукотворного на храмовую иконографию византийского мира, об иконах Спаса Нерукотворного в Византии и Древней Руси и т.д. Внимание читателей привлечет статья о Союзе воинствующих безбожников, действовавшем в СССР в 1925-47 гг. Тема старообрядчества представлена в томе энциклопедии материалом о «Спасовом согласии» беспоповцев, возникшем в XVII в. Том содержит подробную статью о спиритизме. 66-й том открывает статья о деятельности настоятеля Богоявленского Елоховского собора   протопресвитера Матфея Стаднюка и завершает материал о Суздальском Александровском мужском монастыре. Во многом том можно считать биографическим. В частности, в нем содержатся биографии деятелей Церкви и королей с именем Стефан. Том также содержит статью о И.В. Сталине, где подробно излагается история его отношений с иерархами Русской Православной Церкви. Она несомненно будет полезна для учащихся вузов и школ. В материале о И.Е. Старове рассказывается о выдающемся представителе русского классицизма. Тему русских зодчих продолжают материалы об Осипе Старцеве и Василие Стасове, представителе «александрийского классицизма». Подробная статья о Владимире Стасове позволяет составить представление об этом выдающемся музыкальном критике и знатоке искусства, тему продолжает материал о великом русском композиторе Игоре Стравинском.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5960465...

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010