«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дни богослужения «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» — классический дореволюционный труд по литургике протоиерея Григория Дебольского. В данной публикации приведены полностью главы «Праздники», «Праздники и дни церковные непреходящие» и «Дни богослужения церковные общие и преходящие»; частично — «Дни постные» и «Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы»; отсутствуют — «Дни и праздники святых», «Дни седмицы». Протоиерей Григорий Дебольский предпосылает своему труду следующие слова: «Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все поведают (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1-3; Откр. 4, 8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх. 29, 38-41; Чис. 28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Октоих, Часослов, Триодь: что означают названия церковных книг? 4 мин., 13.06.2023 Содержание По каким книгам совершается богослужение в Православной Церкви? Чем Октоих отличается от Минеи, а Триодь Постная от Триоди Цветной? Разбираемся в слайдах журнала «Фома» . 01 А какие вообще книги используются на службах? Среди таких книг условно различают священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К священно-богослужебным относятся части Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь, а к церковно-богослужебным — книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания: служебник, Часослов, Октоих, Минея, Триодь Постная и Триодь Цветная, Ирмологий, Типикон и другие. В них содержатся молитвы, песнопения, описывается порядок проведения служб, даются богослужебные указания и т. д. 02 Но зачем нужно столько книг? Чтобы составить даже одну службу на любой день года, необходимо пользоваться несколькими книгами. Ведь в составе каждой службы так или иначе есть что-то меняющееся в зависимости от дня недели или праздников. Изложить полные службы так, чтобы они заключались в одной книге и относились к каждому году, довольно трудно, поэтому и существует столько книг, описывающих порядок служб, молитвословий и песнопений к разным церковным праздникам. 03 Что такое служебник? Книга, предназначенная для священника и диакона. Он может быть маленького формата, чтобы его было удобно положить в карман, и большого — такой служебник обычно кладется на аналой (высокий столик) слева у престола, перед которым стоит священник. Он включает в себя чинопоследования трех литургий — Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров, — а также последования вечерни и утрени . Служебник содержит молитвы и прошения, которые читаются исключительно священнослужителями, а также указания, что священник или диакон должен делать в определенные моменты службы. 04 Что такое Часослов? В Часослове, помимо прочего, находятся чинопоследования часов (отсюда и название) — богослужений, которые раньше прочитывались в определенное время суток. Основу часов составляют псалмы. Они также включают в себя песнопения текущего дня — тропари и кондаки — и особые молитвы. Помимо часов в Часослове содержатся неизменяемые последования вечерни, повечерия, утрени . Эти богослужения вместе с часами составляют суточный богослужебный круг, поскольку совершаются на протяжении суток. Если служебником пользуются только священнослужители, то Часослов — основная «рабочая» книга для чтецов и певчих.

http://foma.ru/oktoih-chasoslov-triod-ch...

Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение. ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВЕЛИКИЙ ПОСТ СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ПАСХА НЕДЕЛЯ АП. ФОМЫ НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ НЕДЕЛЯ О СЛЕПОМ ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ПЯТИДЕСЯТНИЦА Годичный круг Церковных праздников. Светлое Христово Воскресение [ вернуться к оглавлению ] По окончании служб Триоди постной вступает в богослужебное употребление Триодь цветная. Триодь цветная содержит молитвословия, прославляющие Воскресение Господа Иисуса Христа и события, совершившиеся по Воскресении Христовом. Таким образом, Триодь цветная используется при богослужении от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, охватывая период времени в 57 дней. В Уставе это время называется периодом Пятидесятницы, отчего и Триодь цветная иначе именуется Пентикостарионом (Пентикостарием). Главнейшие воспоминания, которым посвящены богослужения Триоди цветной, относятся к трем важнейшим событиям прославленного состояния Господа: Воскресение Христово, Вознесение Его и Сошествие Святого Духа на апостолов. Все другие дни от Пасхи до Пятидесятницы по отношению к этим праздникам являются днями предпразднств и попразднств, так что по особенностям богослужения весь период пения Триоди цветной разделяется на отделы: пасхальная (Светлая) седмица, Недели после Пасхи - от Антипасхи, Недели о Фоме, до отдания Пасхи, Недели от отдания Пасхи до Вознесения и от Вознесения до Недели Всех святых. В ряду подвижных Господних праздников Праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздников праздник и торжество торжеств.

http://zavet.ru/pasha01.htm

Подпишитесь на наш Телеграм История возникновения Воскресный день, который предшествует Пасхе Христовой и открывает собой Страстную седмицу , имеет несколько названий. Во-первых, в этот день отмечается двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. И это первое наименование. Второе название, Неделя ваий ( от греч. — пальмовая ветвь) , или Пальмовое воскресенье , дано в связи с символикой события и богослужебным празднованием, где важное место занимают пальмовые ветви. Так как на Руси найти это растение было невозможно, то его заменили вербами. Отсюда третье имя — Вербное воскресенье. Наконец, в славянских богослужебных книгах этот день именуется Неделей цветоносной (или цветной). Это связано с тем, что в природе к этому времени многие растения начинают распускаться и цвести. Время установления праздника достаточно раннее. О нем в III веке упоминает в одном из своих поучений святитель Мефодий Патарский . А богослужения и особенности его совершения в IV веке описывает в своих воспоминаниях паломница Этерия. В древней иерусалимской богослужебной традиции в этот день совершалось шествие верующих с пальмовыми ветвями. Процессию возглавлял епископ, восседавший на осле. Как минимум с XVI века на Руси в этот день также совершалось шествие на осляти. Патриарх или архиерей ехал верхом на осле, которого вел под уздцы сам царь или кто-нибудь из знати. Этот чин с конца XVII века сохранился только на патриаршем богослужении. А со времени правления Петра I вовсе перестал совершаться. Значение Одно из главных событий последних дней земной жизни Спасителя описано всеми евангелистами. Оно, с одной стороны, неразрывно связано с чудом воскрешения праведного Лазаря , а с другой — является началом Страстной седмицы. Поэтому этот праздник наполнен одновременно и радостью, и печалью. Вход Господень в Иерусалим — это осуществление ветхозаветного пророчества Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9:9). Вхождение в сердце Израиля является одним из последних знаков для народа о том, что Иисус — Мессия.

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

ОЦБСС провел акцию " В помощь школьникам " сентября 2017 Молебен на начало учебного года прошел 3 сентября в Спасо-Преображенском соборе . На службу пригласили воспитанников " Центра содействия семейному воспитанию 14 " из Пушкина и социально-реабилитационного центра " Семья " из Волхова, всего 45 человек. Ребята, которые готовились, пошли на исповедь. Педагоги повязывали девочкам платочки с логотипом Детской миссии, объясняли мальчишкам, к какой иконе приложиться. Было заметно, что дети в храме не первый раз: уверенно крестятся, ставят свечи, подпевают хору. " Школьная программа сейчас сложная, ученикам нужно много сил и терпения " , - отметил в проповеди настоятель собора протоиерей Николай Брындин . Уже не первый раз накануне нового учебного года координационный центр по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, при ОЦБСС Санкт-Петербургской епархии проводит акцию " В помощь школьникам " . За пару недель собрали несколько коробок с подарками к новому учебному году - тетради, ручки, альбомы для рисования, цветную бумагу, пластилин вручали детям в ярких пакетах от " Буквоеда " . " Это что? Цветной картон! Он мне пригодится " ; " А у меня пластилин и мягкая игрушка! " Дети с интересом рассматривали подарки, менялись между собой. После богослужения во дворе храма председатель координационного центра по работе с детьми, оставшимися бед попечения родителей, иерей Феодосий Амбарцумов и его помощник диакон Константин Стрекаловский пообщались с ребятами, расспросили о первых школьных днях. После службы детей ждал обед в кафе " У тещи на блинах " и поездка в Зоологический музей. Проводив гостей, отец Феодосий записал видеообращение к благотворителям, волонтерам фонда и неравнодушным горожанам. " Все вместе мы постараемся помочь тем детям, которые сейчас, в эту самую минуту, ждут нашей помощи, нашего милосердия, а самое главное - ждут нас самих " , - говорится в обращении, полную версию которого можно посмотреть и послушать здесь . ИА " Вода живая " , 03.09.17 Поделиться Упоминания в новостях 19 марта 2024 18 марта 2024 8 марта 2024 25 января 2024 23 января 2024 2 сентября 2019 2 сентября 2019 1 сентября 2019 1 сентября 2018 10 апреля 2024 3 апреля 2024 21 марта 2024 16 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024 21 марта 2024 10 марта 2024 9 апреля 2024 7 апреля 2024 6 апреля 2024 4 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Однако, уставная отмена «Честнейшую» заставляет предположить, что мегалинарии более древнего происхождения, и они служили праздничной заменой Песни Богородицы. Из слов, содержащихся в богослужебных книгах ( Честнейшую не поем, но поем припевы... ), можно бы, кажется, сделать такой вывод. На самом деле отмена Честнейшую не связана с наличием мегалинариев на 9-ой песни . Песнь Богородицы по современному Уставу отменяется не только тогда, когда есть припевы, заменяющие ее - она, например, не поется в Страстную седмицу, начиная с Лазаревой субботы (песнь Захарии по уставу в эти дни остается). Не поется она в праздник Пятидесятницы, когда припева тоже не положено (он отсутствует в наших современный богослужебных книгах, практически же поется). Но если углубиться в историю, то мы находим множество доказательств тому, что мегалинарии - плод позднейшего литургического творчества, и время их появления - позднее средневековье. В современной греческой Цветной Триоди (Пентикостарии) припевов на Пасху, Вознесение и Пятидесятницу нет (впрочем, практически припевы на Пасху у греков поются и содержатся в современном Типиконе Георгия Виолакиса; в Типиконе Константина протопсалта о них лишь упомянуто ). В греческих старопечатных Типиконах XVI-XVII вв. упоминания об этих мегалинариях тоже нет . Нет этих припевов в древнерусских рукописных и старопечатных Триодях, староверы их не поют и в средневековье на Руси они не пелись. В Греции их стали петь, по-видимому, с конца XVI века. В правленые новообрядческие славянские богослужебные книги они попали из украинских книг . Украинские богослужебные книги появились вследствие литургической реформы (см.: Meyendorff ), и, по-видимому, находились под сильным влиянием новейшей греческой богослужебной практики. Из сказанного ясно видно, что пасхальные мегалинарии в богослужении повсеместно появились очень поздно - лишь в XVII в. Доказательством архаичности пасхальных мегалинариев Василик считает то, что один из припевов ( Ангел вопияше Благодатней ) основан на древнем предании, согласно которому Дева Мария была среди мироносиц, и слышала благовестие Ангела о Воскресении Христовом. Но это предание подробно воспроизведено в Триоди чуть выше - в пасхальном синаксаре Никифора Каллиста (XIV в.), соответственно было «в ходу» у позднейших гимнографов. Нельзя только из простоты конструкции и метрической неурегулированности припевов делать вывод об их архаичности (стр. 240-241).

http://bogoslov.ru/article/290325

Это было очень рассудительно, поскольку без этого объединение не совершилось бы в ближайшие столетия. Однако принцип умолчания о существенных религиозных и нравственных вопросах чреват для Церкви серьезными выводами и последствиями. Ведь окружающее нас либеральное общество исповедует сходный принцип, и единство здесь основывается лишь на взаимном непонимании и отказе от разговора по существу. За последние годы ни Собор, ни Синод РПЦЗ не высказались ни по поводу кровавого октября 1993 г., ни по поводу организованной политики растления русского народа. РПЦЗ не сочла возможным определенно высказаться о сергианстве и экуменизме. Давно подвергается умолчанию вопрос о духовной сущности коммунизма, нацизма и либерализма. РПЦЗ не высказалась ни по поводу серии кощунств в России (1998, 2003, 2006 гг.), ни в защиту чистоты православной веры против модернистских выпадов. Остается незамеченной деятельность о. Андрея Кураева, поставившего, похоже, своей целью противоречить Христианской истине во всех пунктах. Синод РПЦЗ не счел опасными для Церкви атаки о. А. Кураева на св. Иоанна Предтечу: Апостолы не занимались обличением политики Римской империи. Что касается инцидента с Иоанном Предтечей, то отсюда выросла одна из необязательных и тем более странных трагедий в истории христианства. Иоанн Предтеча пострадал не за то, что он обличал деспотизм Ирода, а за попытку контроля над его семейной жизнью ; на св. Игнатия (Брянчанинова): Очень советую Вам отложить в сторону творения св. Игнатия Брянчанинова. Православие радостнее, человечнее, умнее и богаче ; на Богослужение Православной Церкви: Каждый год меня поражает бессмысленное и безвкусное сочетание дивных молитв Пятидесятницы, исполненных глубочайшего богословского смысла – и обычных, механически к ним прикрепляемых молитв на сон грядущий. Ну, несоизмеримо просимое в молитвах Цветной Триоди с тем, что просится в обычных вечерних молитвах. Да и с какой это стати в полдень величайшего праздника надо стоя на коленях просить спокойного сна?

http://moral.ru/vlasov.html

05 Что такое Минея? Греческое слово «Минея» (Μηναα) можно перевести как «месячная книга». Она содержит тексты служб, посвященных важным событиям Священной истории или памяти святых, которые празднуются в течение месяца. Минея включает в себя службы только так называемых неподвижных или непереходящих праздников, то есть тех, которые отмечаются в конкретные числа года. Например, Рождество Христово, Покров Богородицы, день памяти апостолов Петра и Павла. 06 Что такое Октоих? Название «Октоих» тоже греческое и переводится как «осмогласник». В нем представлены изменяемые песнопения уже упоминавшихся выше вечерни, повечерия, утрени и литургии для каждого дня недели. Церковные песнопения по манере исполнения разделяются на восемь мелодий, или гласов. Отсюда и название книги. Гласы следуют друг за другом и чередуются понедельно. Одну неделю все песнопения исполняются, например, на первый глас, другую — на второй и т. д. 07 Что такое Триодь? В Триоди содержатся изменяемые молитвословия для так называемых подвижных или переходящих, то есть не имеющих фиксированной даты, праздников и богослужебных циклов года. Различают Триодь Постную и Триодь Цветную. В Постной Триоди находятся богослужебные тексты приготовительных недель к Великому посту, Великого поста и Страстной седмицы — от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы. В Триоди Цветной — службы от Пасхи до Недели всех святых. Название книги имеет греческое происхождение и переводится как трипеснец, так как Триодь содержит в том числе каноны (песнопения, посвященные особому событию или святому), состоящие из трех песен, а в Октоихе и Минее, например, представлены только каноны из 9 песен. 08 Что такое Ирмологий? Книгу Ирмологий составляют богослужебные тексты, предназначенные исключительно для пения в церкви. Поэтому Ирмологий, как правило, используется только на клиросе (место в храме, где во время богослужения стоят певчие). Его название происходит от соединения греческих слов eirmos — ряд, последовательность, и logos — слово.

http://foma.ru/oktoih-chasoslov-triod-ch...

Сергей Быструшкин Фото Hram v Pavlino История происхождения и особенности совершения чина пассии Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит – «страдание» (по церковно-славянски – «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так тому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а также иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя. Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой драматическое изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением: слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника – другой, текст о событиях – третий; значительное место уделялось хору; все действо исполнялось в соответствующих одеяниях.  В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением. Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, совершение пассии не предусмотрено богослужебным уставом, а чин совершения этих богослужений не имеет единообразия. Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством защитника Православия в борьбе с унией митрополита Киевского и Галицкого Иова Борецкого. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в конце изданной в Киево-Печерской лавре Цветной Триоди (включавшей в то время богослужения Недели Ваий и Страстной седмицы) как прибавление к богослужебному уставу. Согласно этому описанию, завершавшемуся словами: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению», пассия совершалась в составе малого повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви, в частности, в Киево-Печерской лавре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Соборный документ, принятый несколько лет назад, «Об участии верных в Евхаристии» — итог развития практики последних десятилетий. И в нем подтверждается возможность существования разных практик. Тридцать лет назад никто не слышал о том, что можно есть морепродукты. Сейчас все об этом знают. Но мало кто знает, что у греков, у которых это принято, не принято есть елей — масло. Хотя, кажется, зачем что-то менять, если есть Типикон . И некоторые монастыри до сих пор публикуют правила поста, прописанные в Типиконе. А бедные прихожане потом приходят и спрашивают, а как им быть, написано так или по-другому? Да, написано так. Но ориентироваться лучше на практику своего прихода, благословение своего священника и на свой разум и силы. Все в этом мире происходит ритмично Ритмы руководят природой: день сменяет ночь, за зимой приходит весна. И человеческая жизнь подчинена ритмам — физиологическим и духовным. Человек не может постоянно пребывать в одном состоянии духа, одном настроении. Сейчас он грустит, искренне плачет о чем-то. А через минуту уже смеется. И это не значит, что человек забыл о своих горестях. Просто эмоциональный тумблер внутри переключился. И в жизни Церкви существуют свои ритмы. Суточный круг. Недельный. Годовой. Сейчас мы вступили в богослужебный период пения Постной Триоди . Время сосредоточения, тишины и покаяния. Время, когда можно и нужно сосредоточиться на Священном Писании , богослужении и, не побоюсь этого слова, богообщении. А потом наступит время для пения Цветной Триоди . И будет Праздник. Усилие поста сменится отдыхом. И богообщение будет светлым и радостным. Такой ритм выработала Церковь за два тысячелетия своего существования. Я не боюсь слова «театр» Часто Церковь упрекают в излишней театральности. Но что плохого, если с помощью особых приемов на прихожанина будет оказано воздействие? Вспомним Гамлета, его размышления о героях Илиады, когда Гекуба, мать Гектора, плачет над телом сына, убитого Ахиллом. Какое, казалось бы, дело современному зрителю до страданий этой женщины? «Что ему Гекуба, что он Гекубе?» Но зрители в театре рыдают во все времена, переживая за нее. И преображаются, пережив катарсис.

http://blog.predanie.ru/article/mistika-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010