Живопись византийского храма в ее классическом виде не преследует цели дидактического научения, это не книга, наставляющая неграмотных. Она не воодушевлена повествованием, не стремится вызывать эмоции, не хочет заинтересовать или устрашить. Будучи зримым воплощением литургии, она призвана давать чувство спокойной религиозной уверенности обретенного спасения, которое не оставляет места для душевных или моральных проблем 5 . Ее осуществление не состоялось бы без литургической реформы, произошедшей в несколько этапов после восстановления иконопочитания 6 . На протяжении VIII и в IX в. окончательно оформилась последовательность службы. Место сложных репрезентативных форм богослужения Великой церкви (Св. Софии) с многочленным чередованием молитв, чтения Псалтири, речитатива и пения заняла простая система, возникшая при очевидном влиянии монастырского богослужения. Однако и это последнее не осталось неизменным: прежние молитвословия палестинских и студийских пустынников приобрели ритуальную торжественность, византийскую соборность. В литургии главную роль играли теперь не тексты, а песнопения, не старинные, богатые ассоциациями кондаки, а ясные и краткие каноны. Новая поэзия была кодифицирована в антологиях для повседневного богослужения (Октоих – последовательность службы восьми воскресений, «осьмогласие»), пред- и послепасхального круга (Триоди, или Трипеснцы) и фиксированного в датах (Минеи – месяцесловы). Литургический год обрел строгость, логичность и упорядоченность. В организации звукового оформления литургии постепенно все большее значение приобретало антифонное церковное пение, построенное на попеременном звучании двух хоров, двух клиросов, расположенных по сторонам от продольной оси храма. В основе двухголосного пения лежал принцип риторической антитезы – своеобразный художественный стержень построения самого канона как музыкальной формы. Из огромного числа евангельских эпизодов постепенно были избраны так называемые Великие (господские и богородичные) праздники, наиболее зримо воплощающие таинство Спасения. Система двунадесятых праздников (Додекаэртона) – Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Св. Духа, Успение – отразилась в распорядке годичного богослужения и в молитвословах. Все это непосредственно сказалось в системе декорации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. И на воскресный день попадает праздник; это может быть и Господский двунадесятый праздник, и Богородичный праздник, или память святого, поэтому рассматривать просто одно воскресное богослужение невозможно, обязательно его нужно с чем-то соединить. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся воскресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскресный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в системе Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Воскресный день – это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе 6-го гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...» Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше...» – яркий пасхальный текст – стоит в центре воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпраздство с 10 сент. (коптский календарь – трехдневное) 879 . О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков – преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение). Возможно, уже с VII в. мы имеем краткий чин богослужения на Воздвижение. Это в Иерусалимском Канонаре (уставе) грузинской версии с практикой VII в. (по ркоп. X в.). Как и в других древнейших из сохранившихся памятников богослужебного устава, здесь для настоящего праздника дается только чин воздвижения креста и литургия (как и для других праздников только чин литургии, исключая Рождество Христово и Богоявление). О воздвижении здесь сказано: «В третий час (9 часов утра) звонят к службе, входят в диаконник, служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же только один и полагают на престоле 880 . Перед престолом произносят ектению и молитву (должно быть, ту и другую специально приноровленную к случаю) и говорят «Отче наш», стихиру 2 гл. «Покланяемся, Христе, копию, прободшему» 881 , стих «Дал еси знамение»; ипакои Креста; диакон говорит ектению «Помилуй нас, Боже»; священник поднимает крест и при пении 50 раз Κριε λησον обращает его (к народу), говорит молитву «О свышнем» и поют стихиру гл. 6 «Просвети на крест Твое восшествие», стих «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои гл. 6: «Приидите вернии, познаим»; говорят ектению «Помилуй нас, Боже» и выполняют весь вышеописанный чин (с крестом). После этого омывают крест, умащают его благовониями 882 и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и кресты полагают на престоле. Затем начинают канон литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

После победы сей пророк Азария, сын Ададов, исполнившись Духа Божия и исшедши во сретение воинству, напоминал о Божественной помощи и убеждал пребывать в благочестии. Он говорил: «аще взыщете Его, обрящется вам; аще же оставите Его, оставит вас» ( 2Пар.15:2 ). Пророк показывает им и нечестие десяти колен. Ибо говорит: «мнози дние во Израили без Бога истинного и без священника учащаго и без закона пребывали в тесноте; и обратятся в печали ко Господу Богу Израилеву и взыщут Его, и обрящется им» ( 2Пар.15:3–4 ), – т.е. не соревнуйте нечестию братий ваших – они служат не Богу истинному, но богам лжеименным, лишены священников и учителей, преподающих закон Божий. Но опытом дознают, какое зло есть нечестие, потому что впадут в бедствия всякого рода и тогда взыщут Божественной помощи и получат оную по неизреченной благости. Пророк предсказывает и нашествие ассириян. Ибо говорит: «во время оно не будет мир исходящему, яко ужас Господень на всех обитающих на земли и ополчится язык на язык и град противу града, яко Господь смутит их во всяцей печали» ( 2Пар.15:5–6 ). Потом внушает им иметь непоколебимую надежду на Бога и говорит: «и вы укрепитеся, и да не ослабеют чресла ваша, есть бо мзда делу вашему» ( 2Пар.15:7 ). Царь, выслушав сие, разрушил все какие оставались еще идольские капища и очистил города, взятые у десяти колен. Но история показывает и то, что великое множество из других колен, познав опытом благочестие двух колен и Божественное о них попечение, каким пользовались они, оставили собственные свои города, прибегли же в города сих колен и почли лучшим для себя переселиться в чужие страны, нежели обитать в своей собственной. Аса же, собрав их вместе с двумя коленами, совершил победный праздник и, принесши Богу многочисленные жертвы, заставил всех клятвенно подтвердить, что не отступят от согласного с законом образа жизни, но будут служить единому спасшему Богу. С такою же горячностью любил Аса Божественные законы, что отлучил от царства и матерь свою, когда захотела она служить Астарте, и, сокрушив идола, сожег его при потоке Кедрском. Но не во всем совершен был Аса. И, во-первых, потому, что не везде уничтожил высокая, т.е. алтари, воздвигнутые Богу всяческих на местах высоких, между тем как запрещено было приносить жертвы на других местах и богослужение по закону ограничено было одним местом. Глава 16

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изложенное выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали» 1040 . «О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами» 1041 . В истории «Сретения Господня» образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия. 1014 Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й припев на 9 песни. 1016 Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры; Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1 п. 1019 Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3 тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах. 1020 Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1 стиховная стихира. 1027 Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира; Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр. Сретения вечер., 4 стиховная стихира. 1030 Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4 хвалитная стихира. 1036 Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен. утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п. 1039 Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п. 1040 Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон, 1 и 2 тр. 9 п. Читать далее Источник: Чтения по литургическому богословию/Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На полиелее – величание праздника. Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания). Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих. Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем. ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА В ВЕЛИКИЙ ПОСТ Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности – в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина , а на 6 часе и на вечерне читается паремия. Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная Триоди поется на великой вечерне праздника, на стиховне на «Слава» и на утрене на «Слава» на хвалитех. Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В ответном слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Радуюсь, что Господь в канун праздника Сретения сподобил меня совершить вместе с вами божественную службу в этом прославленном московском храме Всех святых на Соколе... Я хорошо знаю храм на Соколе и радуюсь большим положительным переменам, которые здесь произошли». Говоря об отмечаемом ныне двунадесятом празднике, Предстоятель сказал: «Дай Бог, чтобы у каждого из нас была своя встреча с Господом... Мы видим Бога там, где Он так ярко и сильно присутствует, — в красоте мира, который нас окружает, в той красоте, которая исходит из рук Божиих и несет в себе печать Божественного присутствия. Нам иногда трудно различить Господа в своей жизни, хотя Он является нам, творя милость или по-отечески нас вразумляя и наказывая, ведя по жизненной стезе». Видеть Божие присутствие в жизни означает жить реальной духовной, молитвенной жизнью, отметил Святейший Патриарх Кирилл. 15 февраля, в день праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, перед открытием XVII Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением молились участники XVII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году открытие ежегодных Рождественский чтений было перенесено на более поздний срок и приурочено к празднику Сретения Господня в связи с сорокадневным трауром о почившем Святейшем патриархе Московском и всея Руси Алексии II и работой Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл еще раз поздравил собравшихся в Храме Христа Спасителя с великим двунадесятым праздником Сретения Господня, сказав: «Как Богоматерь по закону принесла в храм Младенца Иисуса, так же важно, чтобы и современные родители, исполняя закон веры и закон Церкви, приносили в храм Божий своих детей и преподавали им основы веры».

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Но нет указаний, чтобы Лев и Константин видели в практике монтанистов и новатиан, живших в Фригии, чистоту древнецерковной практики. Невероятно, чтобы возможно было ввести практику еретиков. К иноверцам, как известно, большей частью относятся пренебрежительно, и уже одно то обстоятельство, что у известной секты есть какой-нибудь свой особый обряд, служит главным препятствием ввести этот обряд в практику церкви господствующей. В армянской церкви, например, Рождество и Богоявление празднуется в один день. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории церкви. Известно, что восточная церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у западной церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же армянская церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от вселенской, то богословы антимонофиситы стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофиситских воззрений. Отсюда возможно ли беспристрастное решение вопроса о разностях в обрядах? Теперь во введении органов при богослужении, в устроении сидений в католических и протестантских храмах видят доказательство инославия. В настоящее время, напр., вопрос о музыке при богослужении встречает противников не только потому, что это было бы новшеством, но и инославием, так как музыка употребляется у лютеран и католиков. Не видно, чтобы Константин имел и много приверженцев, сочувствовавших его идеям. Объяснение Шварцлозе можно принять как указание только на одну из причин иконоборчества, но ни в каком случае нельзя придавать ему главного значения, как это он пытается сделать. 2) Гонение на иконы несколько более понятно, если рассматривать его не как самую сущность, но как один из моментов целой и сложной политической программы иконоборцев, программы новой, развитой в противоположность той, которая до сих пор держалась в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Думается, поэтому в богослужении Церкви Господский праздник Сретения носит признаки еще и Богородичного - в частности, ему присущи голубые облачения священнослужителей. В праздновании Сретения мы не просто вспоминаем встречу праведного Симеона и пророчицы Анны с Иосифом Обручником, Девой Марией и Богомладенцем Христом. Мы радуемся за древнего старца, воспевая вместе с ним песнь благодарения. Мы дивимся вместе с Ангелами, «зряще неизреченное Божие снисхождение: Егоже бо трепещут Небесныя Силы, ныне старчи объемлют руце» (см.: седален по кафисме на утрени Сретения). Мы становимся свидетелями встречи Ветхого и Нового Заветов и видим, как исполняются пророчества. Мы величаем Деву, приносящую жертву очищения и слышащую радостное и страшное прорицание. На наших глазах символически посвящается Богу Отцу для будущего великого дела Искупления Божий Агнец, приносится выкуп за Того, Кто искупит от греха весь род человеческий. Как много тем открывается в одном только евангельском отрывке, как много лежит за кратким описанием апостолом Лукой событий сорокового дня земной жизни Господа нашего, какие великие смыслы вкладывает Церковь в богослужение этого дня! Но есть и еще один духовный смысл... Слово «сретение» на русский язык переводится как «встреча». Перевод этот, впрочем, не может вполне передать тот дух, что несет в себе нынешнее празднество. Митрополит Вениамин (Федченков), находясь на Саратовской кафедре, справедливо заметил: «Встреча... Это слово - хорошо; но для нас, грешных, оно несколько вольно: встречаются равные. А здесь - более подходящее славянское слово " сретение " ; ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему,- людей, встречающих Бога». Можно с уверенностью сказать, что каждый по-настоящему верующий человек в своей жизни испытал сретение Господа и поймет эту мысль владыки Вениамина. Не Господь идет на встречу с нами, поскольку Он всегда стоит у дверей наших сердец, а мы наконец понуждаем себя открыть эти двери и впустить Его в нашу жизнь. Возможно, потом в суете дней мы и перестаем напоминать себе об этом дне озарения Божией любовью, о необходимости постоянно идти навстречу Господу, стяжать Его благодать, но то чувство, которое нас посетило когда-то, уже не спутаем ни с чем, как не спутали праведные Симеон и Анна Богомладенца Христа ни с каким другим ребенком. И только от нас самих зависит, будет ли эта самая важная в жизни встреча нам на падение или на восстание.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

Эксапостиларий праздника посвящен центральному собы­тию — встрече Господа праведным Симеоном, что дало ему разрешение от уз плоти. Духом во святилищи представ старец, на руки восприят закона Владыку, вопия: ныне соуз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром: видех бо очима Откровение языков, и Израилю спасение. Тихие напевы канона и тихое чтение откровений о том, что дано было старцу, сопровождают весь строй праздничной службы: Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего Христе, радование, восприими Твоего служителя сению претружденнаго, новыя благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа. Попразднество Сретения Господня продолжается довольно долго, и, воспевая сие событие, православный христианин тихо подходит к дням, предваряющим Великий пост, к череде подготовительных недель. Праздник же Сретения Господня остается в душе как знамение предшествия великих дней Христова Воскресения, через подготовительные недели и течение самого Великого поста ведущее к восприятию Праздника праздников — Светлого дня Пасхи. _______ Возвращаясь мыслью к изложенным светильнам, мы отчетливо понимаем их значение в построении православного праздничного богослужения. Светилен, он же и эксапостиларий, оказывается в структуре праздничной службы ее необходимым завершением. Воспев светилен праздника, православный покойно и радостно заканчивает свою молитву пением великого славословия и тропаря праздника. Все находит свое место в составе чина богослужения. И оно — завершенное — возвращается к верующей душе, и полнота праздника остается отрадной и действующей. 2003 Публикация А. Беглова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " >

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010