— А как православному следует веселиться? — Веселье и радость, которые дает Бог, — особого свойства. Радость, которую православные испытывают на пасхальном богослужении, вызвана не развлечениями или земными приобретениями. Она приходит от Бога и живет внутри человека. Но неверно думать, что христианин должен быть мрачным человеком. Христианин воздерживается от «радостей жизни», имеющих греховное свойство, быстро проходящих и оставляющих тяжелый осадок. — Если на Пасху верующие должны быть в храме, какой смысл телевизионных трансляций пасхальных богослужений? — Телетрансляция дает возможность принять участие в богослужении тем, кто не может пойти в храм. Например, больным. Трансляции нужны соотечественникам за рубежом. Но заменить участие в богослужении телетрансляция никак не может. — Кроме участия в богослужении, как еще отмечают Пасху? — Очень важно передать свою радость другим. Тем, кто в скорбях, кто нуждается. Хорошо бы навестить людей в домах престарелых, больницах, в тюрьмах, людей, лишенных заботы и внимания. Не случайно праздник Пасхи традиция связывает с благотворительностью. На Пасху принято ходить в гости, дарить подарки. Тут стоит учесть: есть много предметов с пасхальной символикой, но невысокого эстетического качества, и большинство из них — вещи бесполезные. Подарки должны быть полезными. Иной раз можно просто подарить конверт с деньгами, и человек купит то, что ему надо. — Дорогой владыка, что бы Вы хотели пожелать нашим прихожанам перед встречей праздника Пасхи? — Хотел бы пожелать всем нашим прихожанам никогда не забывать о конечной цели нашей христианской жизни и главной цели нашего трудничества на земле — Царствии Небесном, где каждый достойно прошедший земной путь сможет встретиться с Богом и увидеть Его лицом к лицу. Мы проходим через разные испытания, бываем в сложных жизненных ситуациях, но не должны забывать, что Господь каждого из нас ведет по пути ко спасению. Мы должны стараться наполнять высшим духовным смыслом свою жизнь и свой труд, который приносим Богу как наше скромное приношение. Иногда у нас опускаются руки и кажется, что не хватает человеческих сил, чтобы нести возложенные на нас Богом послушания. Но Господь облегчает наши труды; Он Сам приходит нам на помощь, являет Свою милость и благость, когда мы, приходя в храм Божий, встречаемся и общаемся с Ним, созерцая Его лицом к лицу своими внутренними очами.

http://patriarchia.ru/db/text/3625068.ht...

Священник Георгий Кочетков уже перевел богослужение на русский понятный язык и Слава Богу! Не чего нас пугать расколом, понятность богослужения жизненно необходима! Нельзя спасаться своими домыслами, и просто своим присутствием в храме, мозги и сердце обязаны участвовать в происходящем, а если нет, то чем тогда православное Мальцев 27 сентября 2013, 23:38 Все эти прения происходят от того, что человек мало думает о своей смерти. Стал бы околоцерковный прилипала сетовать на язык богослужения, если б отдавал себе отчёт в том, что нынешний день может оказаться для него последним днём, и поэтому этот день - день спасения, а не сетования? Не стал бы. Некогда сетовать потому что. При таких-то раскладах. А ведь можно и ещё сократить период сетований, приучив себя к ещё одной истине: даже следующего вдоха не могу себе гарантировать, не то что бы цельного дня вдохов. Мальцев 27 сентября 2013, 23:37 Непонимание теории механизмов и машин, преподаваемой на современном русском языке, - это не проблема русского языка, и не проблема предметного содержания дисциплины. Очевиднейший факт. А вот в непонимании богослужения обязательно указуются причины: либо длительные службы, либо не то содержание ея, либо язык, либо ещё что. Непонимание студентом теории механизмов и машин препятствует получению им диплома инженера-механика, работе по профилю, и, наконец, счастливой жизни на земле (в мире сем) и комфортному её устроению. Непонимание богослужения ничем таким не грозит - диплома, работы и счастливой жизни на земле не лишает, что позволяет прилипалам сетовать и так, и сяк. Христианин же не сетует. Почему христианин не сетует по поводу непонимания богослужения? Да потому, что христианин осознаёт, что причина этого непонимания внутри его самого, но не снаружи. Точно то же самое осознаёт и нерадивый студент, непонимающий теории механизмов и машин. Но если студент ради диплома и счастливой жизни на земле понуждает себя к пониманию предмета, то прилипалы не видят необходимости в понуждении себя к пониманию богослужения на данном языке, а не на желаемом, ради Царствия Божиего.

http://pravoslavie.ru/polemika/48636.htm

В лагерях сегодня все чаще совершается и Божественная литургия, на которую приглашаются все присутствующие. Я 6 августа совершал на Селигере Божественную литургию в воинском передвижном храме, который обычно используется Воздушно-десантными войсками. Во время богослужения, которое было начато достаточно рано, еще до подъема, так, чтобы оно не пересекалось с громкой музыкой, которая звучит с утра в лагере, — присутствовало, может быть, не так много людей, около 80 человек, из которых 53 человека приняли Святое Причастие. Но ты видел, как даже поднимающиеся утром и идущие куда-то из палаток молодые люди относятся с огромным интересом к происходящему на поле, рядом с передвижным храмом, где совершалась Божественная литургия. Эти люди совершали крестное знамение, они вдруг переставали громко разговаривать, смеяться. Они подходили к месту совершения литургии и спрашивали о чем-то стоявших в этом месте молодых православных христиан. Было видно, что участники не только смены, связанной с религиозной деятельностью, но и разных смен осознанно, с сердцем и с умом, с верой участвовали в Божественной литургии, помогали как алтарники, пели, исповедовались, задавали священнику естественные для опытного православного христианина вопросы. И вот это присутствие в светском лагере Бескровной жертвы, присутствие молитвы, присутствие исповеди — а исповедовать священники в этих лагерях могли до поздней ночи, и приходили люди, которые, может быть, впервые в жизни хотели бы поисповедоватся, и приходили точно так же те люди, которые, будучи прихожанами переполненного храма, могли иметь редкую возможность исповедаться в спокойной обстановке, — эта духовная жизнь влияет даже на неверующих и людей, даже на тех, кто проходит мимо места совершения богослужения и понимает, что здесь происходит что-то очень серьезное, очень важное, что-то, что может коснуться твоей души и изменить ее. И, конечно же, молитва, совершаемая в месте проведения содержательного молодежного досуга, очень важна для самих верующих православных юношей и девушек, которые в этих местах присутствуют. Они понимают, что приехали не просто праздно проводить время или говорить о чем-то ,не имеющем отношения к христианской жизни и христианскому свидетельству. Они понимают, что приехали в это место жить с Богом, утверждаться в христианском образе жизни, свидетельствовать о нем внешним людям, многие из которых на самом деле испытывают тоску по Царству Божию.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Потому-то и наше обращение к ним рождает в нас юность нашей души, детский благодарный взгляд на смысл нашей веры, дает новую молодость чистого и незамутненного восхищенного сердца, благодарного Богу за даруемую Им надежду непреходящей жизни в Нем. С.А.: – В одной из своих книг вы тщательно исследовали церковные праздники. Открываются ли сегодняшнему исследователю церковной традиции некие тайны, не могущие быть постигнутыми беглым взглядом? Что стало очевидным вам при соприкосновении с этими, казалось бы, обычными и всем известными датами церковного календаря? П.М.: – Все эти праздники свидетельствуют нам об одной и той же единой Тайне. Той Тайне, о которой писал еще апостол Павел: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Все праздники как раз об этом – о Тайне Спасения, которое совершил пришедший мир и за этот мир умерший Христос. Что касается самой моей книги «Православные церковные праздники», то она скорее миссионерская, чем исследовательская. Здесь я ставил перед собой очень простую, но в то же время на самом деле очень не простую для меня задачу: как можно проще, яснее и доступнее рассказать неподготовленному читателю, только еще начинающему интересоваться вопросами православной веры, о духовном значении и некоторых особенностях богослужения наших церковных праздников. Просто говорить о сложном – это очень трудно. Но я попытался... Насколько мне это удалось, судить читателям этой книги. Кстати говоря, ту же самую задачу я ставлю перед собой, когда пишу вводные статьи к томам для серии святоотеческих проповедей на церковные праздники в издательстве «Никея»: как можно проще, понятней и доступней рассказать о самом сложном, трудном для понимания современного читателя. Ну, а сами праздники – это та естественная среда, в которой существует всякий православный христианин. Они – реальность нашей церковной жизни, нашей молитвы. Мы посещаем эти богослужения, причащаемся за ними. Я бы очень хотел, чтобы люди, прочитавшие ту или иную мою книгу о церковных праздниках, не просто поставили ее затем на полку, а пошли в день этого праздника в храм.

http://bogoslov.ru/article/5579404

Пришедшая к вере и Церкви интеллигенция пытливо ищет, жаждет и требует разъяснения того, что происходит в храме, толкования благодатной жизни церковной, раскрытия нашего богослужения как источника боговедения. В богослужении сокрыто все наше богатство, вся ризница наших духовных сокровищ. Глубины догматических истин, величайших откровений Божьих, как и нравственные заповеди, прикровенно содержатся в стихирах, тропарях, канонах. Ключевский говорил: «Люди, слышавшие проповедь Христа на горе, давно уже умерли и унесли с собой пережитое ими впечатление; но и мы переживаем долю того впечатления, потому, что текст этой проповеди вставлен в рамки нашего богослужения» (Курс русской истории, том III, стр. 366). Наша литература не особенно богата в этой области. Круг годичного богослужения, двунадесятые праздники исключительно полно, прекрасно и со всех сторон (и исторически, и догматически, и таинственно) объяснены профессором Киевской Духовной Академии М. Скабаллановичем в его серии «Христианские праздники». Толкованиями Гоголя, Дмитревского, «Письмами о богослужении» А.Н. Муравьева и еще несколькими новейшими трудами в этой области можно, пожалуй, ограничить всю нашу литературу по литургическому богословию, объясняющую суточный, годичный и отчасти седмичный круг богослужения. Предлагаемый сборник представляет собой слабую попытку дать некоторое толкование нашего седмичного круга богослужения («Шестоднев»). Остальные три статьи представляют собой разработку литургического понимания отдельных вопросов богословия: личности Богоматери (в очерке «Не рыдай Мене Мати»), общего подхода к нашему богослужебному материалу. Наш сборник отнюдь не представляет собой чего-либо законченного. Ни в цикле «Шестоднев», ни в остальных статьях мы не смогли, да и не пытались дать что-либо цельное и систематическое. Рассматривая литургическую концепцию отдельных догматических вопросов (Ангелы, Крест, Богоматерь, творение), мы и не предполагали дать совершенную и систематическую разработку. Наша задача главным образом состояла в том, чтобы дать общую литургическую характеристику данного вопроса, вскрыть перед читателем-христианином наиболее яркие, красивые и глубокие по содержанию места православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Правда, не от чьего либо понуждения зависит, что бы иностранец сделался русским подданным, или иноверец православным христианином. Это дело убеждений и свободы. Но от здешних православных жителей много зависит, чтобы их город носил признаки города православного. Кто, например, посетит его в первый раз, и видит богатоукрашенные храмы и торжественные в них богослужения, при которых они полны народа; невольно помыслит, что здесь и вера господствует наша родная, грекороссийская. Если все русские люди, в сем граде обитающие, будут хранить единодушно и прилежно заповеди церковные, древние чистые обычаи и отличительные добродетели русского народа, – любовь к своему отечеству, самоотверженную преданность царскому престолу, беспрекословное повиновение властям, благоразумно строгое направление в воспитании детей, миролюбие, незлобие, готовность на дела человеколюбия; то сие не будет проходить без доброго следа, и без влияния на водворившихся здесь иноземцев. Обратимся к первым векам христианства. Случалось, что в ином языческом городе сначала мало было христиан; но их вера, их дела так были поразительны, что все городское население ими было занято, о них говорило. Удивлялись язычники усердию христиан к своему богослужению, их послушанию, кротости и воздержанию, их всепрощающей любви, по которой они не только не мстили, но благодетельствовали своим врагам. От того происходило, что город языческий постепенно делался христианским. Напротив, как было бы преступно, если б город, на который при самом его основании было призвано имя Бога истинного, потерял черты православной народности! Ее поддержание, ее охранение лежит на обязанности русских его граждан. Больше ли в христианском населении людей благочестивых, или меньше, это различно по различию времени; но надобно желать и молиться, что бы они были. – В них залог благосостояния города; в них условие его спасения. Семя свято стояние его ( Ис. 5:13 ). Сам Господь дал непреложное обещание, что Он не попустит городу погибнуть, если в числе его жителей только десять будет праведных ( Быт. 18:32 ). Кто на какой степени праведности, ведомо Богу. Позна Господь сущия своя ( 2Тим. 2:19 ). Но для каждого православного обязательно помнить, что далее внушает апостол: да отступит от неправды всяк, именуяй имя Господне ; исповедующий Христа Бога нашего должен быть далек от всякой неправды и в вере и в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

В Великую пятницу вечером, на утреннем богослужении Великой Субботы, читается фрагмент книги пророка Иезекииля — о воскресении мертвых. Изображается поле, полное «сухих костей». Бог спрашивает Иезекииля о судьбе этих костей — и пророк, не сомневающийся в силе Бога пересоздать все и вся, не отвечает утвердительно, а как бы уклоняется от ответа: «Господи, Ты Сам знаешь, оживут ли эти кости». То же и с чудом. Если бы можно было просто, без трепета и сомнений, удержать в руке бабочку или птицу — но это возможно только иногда и ненадолго. Когда искала материалы для книги, была почти в отчаянии. Была сильнейшая борьба, как будто пробиралась к центру циклона, в котором уже не будет швырять в разные стороны, а пока… Было как в бурю на корабле. Пришла в библиотеку, другую, третью — нет того, что ищу. Написала одному, другому, третьему — почти все отказали. И тем более благодарю тех, кто согласился помочь в работе над книгой. Поиск, не моей уже волей, а, видимо, волей, которая намного сильнее моей, сузился до библиотеки, путешествующей со мной уже двенадцать лет, и замечательного альманаха «Альфа и Омега». Когда материал был, наконец, собран, подумала: а не отказаться ли от книги, потому что там почти нет описаний того, что со мной было и что связано с обретением веры. Получалось — от меня ждут свидетельства, а я прячусь за чужие свидетельства. Потом неожиданно успокоилась: ведь все материалы, которые я собирала несколько месяцев, обдумывая, но не решаясь удалить, и есть мои свидетельства о вере. О вере священника, который во время болезни приехал ко мне соборовать. О вере монахини, которую я лично не знала, но которая присутствует в моей жизни. Нет сомнений, что и сейчас есть люди, пришедшие к вере через откровение. Есть мученики, свидетельствовавшие о Христе. О них, уверена, напишут книги. Моя задача, как она виделась мне — показать разные стороны жизни человека в вере, а вера проникает во все сферы жизни человека и во все времена. Книга по составу своему разнообразна. Она напоминает улей, где в каждой из сот — свое содержание. Или огромный шкаф, в котором уместилась вся домашняя утварь. Читатель найдет беседы со священниками, исторические очерки, прозу, даже сказки. В разделе «Церковное сегодня» — именно беседы, а не интервью. Беседы эти — плод довольно долгой переписки. Вопросы в основном о том, как жить христианину в современном мире с его новыми сетями. Что лучше — необходимая жесткость или милующее сердце? Щит или меч? Всегда ли уверенность в своей правоте есть признак православно настроенного сердца, да и что это такое — православное сердце? И наоборот, где мягкость и снисходительность превращаются в свою противоположность — бесчувствие, безразличие?

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

— Но мне кажется, что настоящая любовь как раз делает этот выбор очевидным… — Настоящая любовь — не единомоментно возникающее в человеке чувство, это то, что воспитывается и вызревает годами. Все-таки, когда люди встречаются — это в первую очередь влюбленность, которая может перейти в любовь, а может не перейти. А любовь — это то, что вырастает вместе с человеком. Не может быть, чтобы человек не менялся, а любовь в нем умножалась. Умножается сам человек, он становится шире, больше, лучше, и по мере этого в нем растет любовь как некое удивительное растение, какой-то цветок — но вместе с ним, а не без него. Поэтому говорить в какой-то момент, что она уже настоящая, можно только в том случае, если человек до конца настоящий. По-настоящему любить способен не каждый человек в своем нынешнем состоянии, но каждый, в принципе, способен измениться и стать настоящим. То же самое и в отношении любви к Богу. Если человек ценит эту, узнанную им однажды близость к Богу, то он готов себя менять, чтобы ее сохранить или вернуть, если эта близость была утеряна. — Слова молитвы Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…» мы слышим за каждой вечерней. Почему они стали настолько важны? — Если говорить о символике православного богослужения, то вечерня является неким образом Ветхого Завета, а утреня, начиная с Шестопсалмия, символизирует собой новозаветный период. На этой грани как раз и прочитывается молитва «Ныне отпущаеши…». С другой стороны, наступает вечер, а в христианской аскетической традиции вечером естественно размышлять о том, что заканчивается день твоей жизни, и ты не знаешь, наступит ли следующий. А молитва старца Симеона, помимо всего прочего, призвана напоминать человеку о его смертности. Мы знаем слова Священного Писания о том, что тот, кто помнит время своего исхода из этой жизни, тот не согрешает (см.: Сир. 7, 39). Наверное, этот момент здесь имеет очень большое значение. Но, говоря о Сретении, нельзя упустить и такой важный момент, как слова Симеона Богоприимца, обращенные к Божией Матери: «Се, лежит Сей на восстание и падение многих в Израиле» и «Тебе Самой оружие пройдет душу». Они опять-таки в той или иной степени обращены к каждому христианину. Для всякого Христос может стать тем, что приведет либо к падению, либо к восстанию. Вместе с этим человек, будучи Христовым, для кого-то тоже становится неким камнем преткновения. И всякому настоящему христианину обязательно оружие проходит душу. И это оружие скорби уже далеко не всегда о Христе Страдающем, но и о себе самом, распинающем Христа своими грехами. Получается, здесь собрано все самое основное, что касается христианской жизни и взаимоотношений христианина с окружающим его миром, которые в какой-то степени являются продолжением взаимоотношений с этим миром Христа. Если человек в своей жизни встречает все то, что встретил Христос, значит, он действительно Христов.

http://pravoslavie.ru/110760.html

Об «оттирании» органов чувств через благодатное воздействие на них священнослужения неоднократно писал святитель Феофан Затворник : «Священнослужение, т. е. все дневные службы, со всем устроением храма, иконами, свечами, каждением, пением, чтением, действованием, а также службы на разные потребы, потом служение домашнее, тоже с вещами церковными – освященными иконами, елеем, свечами, водою святою, крестом, ладаном – вся эта совокупность вещей священных, действующая на все чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – суть оттиратели чувств у омертвелой души, сильные и единственно-верные»/ Феофан Затворник . 1908, с. 239/. § 2. Анализ отдельных органов чувств Остановимся на отдельных органах чувств, начиная с обоняния, и оканчивая слухом и зрением. Значение обоняния в обычной жизни часто недооценивают, но его большую роль в жизни религиозной невозможно не заметить. В христианстве издавна использовались во время богослужения различные благовонные вещества, что в полной мере сохранилось в православии и до сих пор (частично и в католицизме, но не в протестантизме). Особенность воздействия запахов состоит в их прочности, глубине, эмоциональности. Даже нейтральные запахи, при первом знакомстве с ними, соотносятся либо с положительными, либо с отрицательными эмоциональными состояниями. Особенно это проявляется у детей, поэтому так важно, чтобы их первое впечатление от посещения храма и знакомства с церковными запахами имело эмоционально положительный характер. Обоняние должно правильно и осмысленно использоваться в жизни христианина: «Обонянием будем чаще ощущать каждение от церковного ладана. С благоуханием росного ладана... входит в душу услаждение особенное: оно не разнеживает души, а как-то очищает и укрепляет ее. Суеверие или беспечная греховность боятся ладана, будто напоминания о покойнике. Но верующий и нравственный христианин любит каждение ладана за службою в церкви, после молебна у себя в доме или после каждения им пред иконами в домашней кадильнице: все это вместо того, чтоб постоянно находиться в табачном дыму, обонять винный запах по страсти или обливать себя или свои вещи духами»/Попов. 1994, с.963/. Кроме того: «Особенно освящается обоняние и, освящаясь, вносит в душу чистые мысли, когда кто прикасается к святым мощам, от которых благоухание бывает не похожее на мирские ароматы, но какое-то неземное, нетленное...»/там же/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Учебно-воспитательными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»; «Основы православного вероучения»; «История христианской Церкви», «Христианская этика». Выбор этих предметов для основной ступени не случаен. Именно через их преподавание реализуется главная цель воскресной школы: приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, формирование умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни. На этой ступени продолжается формирование православного мировоззрения и основанной на нем системы ценностей, дающей возможность нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире как христианина. Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного процесса в воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и подходов. Что касается организации общей проверки результатов учебно-воспитательной деятельности, то воскресным школам предоставлена возможность самостоятельно выбирать для себя формы контроля, преимущественно творческие. Одной из таких форм может стать участие в межприходских и епархиальных конкурсах и олимпиадах. В этой связи уместно вспомнить «Общероссийскую олимпиаду по ОПК» и Епархиальный конкурс «Уроки добра». Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие в воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих детей. «Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе помимо кружковой деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря, организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки, поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных движениях» . Особо следует остановиться на подборе кадров для воскресных школ. Согласно Стандарту , основными требованиями для педагогов являются: личная воцерковленность и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени. Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2877661.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010