В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную Литургию и Чин омовения ног в кафедральном соборе Приозерска апреля 2016 За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. 28 апреля, в Великий Четверг Страстной седмицы епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную Литургию Василия Великого и Чин омовения ног в кафедральном соборе г. Приозерска . Преосвященнейшему Владыке сослужили: секретарь епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Приозерского округа, настоятель храма Коневской иконы Божией матери в пос. Саперное митрофорный протоиерей Сергий Бельков, настоятель кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Приозерск протоиерей Димитрий Звездилин , наместник Коневского Рождество-Богородичного монастыря игумен Александр (Арва) с братией монастыря, духовенство Приозерского благочиния. За Божественной Литургией насельник Коневского монастыря   иеродиакон Василиск (Воронин) правящим архиереем был рукоположен в священный сан. Чин омовения ног, который в этом году владыка Игнатий совершал в кафедральном соборе Приозерска, совершается не в каждой епархии. В Страстной Четверг архиерей по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается он и в Выборгской епархии. По окончании Божественной Литургии Его Преосвященство обратился с архипастырским словом к собравшимся в храме жителям Приозерска. Владыка Игнатий рассказал о тех евангельских событиях, которые вспоминают в этот день за богослужением. Он особо отметил важность участия православных в Таинстве Евхаристии, которое более двух тысяч лет назад во время своей земной жизни установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечере в Иерусалиме. Преосвященнейший Игнатий призвал верующих не пренебрегать участием в этом спасительном Таинстве: " То, что происходит в Таинстве Святого Причащения, больше, нежели мы лишь прикоснемся к Самому Христу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Всеволожска апреля 2018 Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи В Великий Четверг - воспоминание Тайной Вечери, 5 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Всеволожска . Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии. Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи. Преосвященнейший Игнатий также совершил древний Чин омовения ног. В настоящее время чин вошел в богослужебную практику ряда епархии Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, совершается он и в Выборгской епархии. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Его Преосвященство омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы архиерей вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший владыка снял с себя часть облачения, препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов " Аще не умые тебе, не имаши части со Мною " , просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: " Измовенный не требует токмо нозе умыти " . После омовения ног последнего священника Преосвященнейший владыка облачился в снятые прежде облачения и обратился с молящимся архипастырским словом, рассказав о значении богослужения: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великим Четвергом! Этот день поистине сравним с двунадесятым праздником: именно в этот день много веков назад Спаситель установил Таинство Святой Евхаристии! В ветхозаветной истории праздник Пасхи праздновался так, что необходимо было возлежать за пасхальным столом, читать определенные молитвы. Произошедшее же в день Тайной Вечери… нарушило иудейские традиции. Иудеи по сей день особо чтят обычаи предков, и вот Господь, соблюдая традиционную трапезу, изменил установленные нормы. Он преломил хлеб и сказал слова, которые и сейчас с трудом понимаются, а тогда просто не могли уместиться в уме человеческом - Он называет хлеб Телом и говорит: " Это Тело приносится за вас " . Берет Чашу с вином и говорит: " Эта Чаша - Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великий четверг. Страстная седмица день за днем 5 мин., 12.04.2023 Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем» . Великий Четверг Богослужение Великого Четверга: Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого. Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Богословие Великого Четверга: «Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет , — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает... Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта „крестная радость“ и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В. Зандер). Да, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость. Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос — Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной... Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

http://foma.ru/velikij-chetverg-2.html

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2019 Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов , иерей Игорь Марчук , протодиакон Симеон Белецкий . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери. В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу. После чтения канона ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков. Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гоголь и исихазм: «Лествица» прп. Иоанна Синайского 05.09.2014 1085 Время на чтение 15 минут «Лествица» («Лествица райская», «Лествица добродетелей», «Лествица, возводящая на небо...» и др.) прп. Иоанна Синайского (Иоанна Ритора, Схоластика, Лествичника и др.) (1) - выдающийся, «едва ли не важнейший» (С. С. Аверинцев) (2) памятник святоотеческой аскетической назидательной литературы. Это руководство к поэтапному прохождению монашеской духовной жизни, в котором нашли яркое образное воплощение все основные идеи мистико-аскетического течения восточнохристианской мысли - исихазма. Создание «Лествицы» относится к ранневизантийскому периоду (вероятно, к первой половине VII в.) и этот памятник был весьма распространен во всем христианском мире, в том числе и в Древней Руси, начиная по крайней мере с XI в. (выписки из «Лествицы» в Изборнике Святослава 1073 г.) (3) и особенно с XIV в. (4) По словам современного ученого, без рукописей «Лествицы» «нельзя было замыслить ни одного монастыря, большого или малого, будь то в мире греческом или славянском» (5). На сегодняшний день известно более 500 славянских рукописей памятника (6). Исследователи отмечают его влияние на Киево-Печерский патерик, сочинения прп. Феодосия Печерского, послание монаха Иакова ростовскому князю Дмитрию Борисовичу и т. д., на духовную деятельность прп. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Нила Сорского и др. (7) «Лествица» занимает особое место в трудах прп. Паисия Величковского, возобновившего старческую традицию в России, его ученика прп. Амвросия Оптинского, прп. Феофана Затворника и др. (8) Память Иоанна Лествичника (канонизирован Византийской Церковью как преподобный в IX в.) отмечается в четвертое воскресенье Великого поста и в день смерти святого (30 марта ст. ст.). «Лествица» включена в православное богослужение: церковным уставом определяется ее чтение (в разных комбинациях) в Великий пост с понедельника по четверг на утрени и на 3, 6 и 9 часах, по пятницам на 3 и 9 часах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как молиться Богу разумно 17.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Четверг 1-й седмицы Великого Поста Слово на Великом покаянном каноне Завершился Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Еще раз напомним, что нам надо лучше знать Священное Писание. Чтобы когда будет стояние преподобной Марии Египетской и целиком будут читать этот канон, мы к этому времени уже хорошо понимали, о чем в нем говорится. По крайней мере, чтобы к следующему Великому посту, если Господь сподобит нас этого дара, мы пели Богу нашему по-настоящему разумно. Но в утешение скажем себе, что все-таки мы и сейчас молились разумно, когда вместе со всей Церковью повторяли то, что является содержанием всего канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». То, что является дыханием Церкви не только во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, но всегда, сколько она существует. Это самая древняя молитва Церкви. Святое предание говорит нам, что когда был изгнан первый человек из рая, он, оплакивая свою наготу и падение, взывал: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Милостиве, помилуй мя, падшаго». Все Священное Писание — покаянный молитвенный вопль о помиловании. Когда был воздвигнут первый храм в честь истинного Бога, то первая молитва, которая прозвучала в этом храме, была: «Услыши нас, Боже, и помилуй нас». Говорят, что первый крик, который издает родившийся младенец, заключает в себе тайну этих слов. По крайней мере, первые слова, которым он должен научаться вместе со словом «мама», — «Господи, помилуй». Обращение к Тому, от Кого он получил жизнь и от Кого зависит все его будущее. И последние слова в угасающем сознании человека — точно такие же: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Церковь в течение Поста будет призывать нас к этой молитве. Мы должны повторять ее неустанно, как повторяем во время богослужения «Господи, помилуй» — двенадцать раз и сорок раз. Чтобы это запечатлелось в нашем сознании. И соединилось с нашим дыханием. Господь, Который всегда милостив, призывает нас к этой молитве. Он поистине долготерпелив и многомилостив, и какова милость Его, такова Его и крепость. Он благ в крепости, и силен в милости. «Просите, говорит Он, и дастся вам; стучите и отверзется». Господь помилует тех, кто будет просить о помиловании. Там, где нет надежды на помилование, где уже полная безысходность, Господь отверзет кающимся грешникам вход в Свое Царство.

http://moral.ru/kanon_thursday/

Пасхальная Божественная литургия в Храме Христа Спасителя. 5 мая 2013 г. Фото: Патриархия.ru ЖМП 5 май 2014 /  Пасха Христова: чудо Воскресения, которому нет конца В преддверии праздника Светлого Христова Воскресения мы обратились к постоянным авторам и читателям журнала, клирикам и мирянам, с просьбой рассказать о самой яркой и запомнившейся Пасхе в их жизни. Епископ Якутский и Ленский Роман: Возможно, мой ответ на вопрос о самой запоминающейся Пасхе в жизни покажется прозаическим и неоригинальным, но, по моему глубокому убеждению, такой бывает каждая Пасха. Ведь праздник праздников и торжество торжеств — это центр всего годичного церковного календарного круга: всё начинается с Пасхи и ею же венчается. Весь ритм богослужения стремится к этому самому главному дню — апогею, пику церковного года, и он же является точкой исчисления новых недель. Отсюда и этот особый настрой, когда живешь ожиданием Великого поста, который завершается Светлым Христовым воскресением. Но есть и особенности, несмотря на то что верующими людьми Пасха мистически переживается одинаково, на богослужения праздника, как никогда, налагается национальный отпечаток. Поэтому, когда я, к примеру, служил в Грузии или, как сейчас, в Якутии, обращаясь к местному населению, всегда учу «Христос воскресе!» на родном языке тех, к кому обращаюсь. И надо видеть, какой радостью озаряются лица слушающих! Кроме того, Пасха в Грузии запомнилась тем, что я больше никогда и нигде не видел, чтобы на Страстной неделе в Великий четверг и в Великую пятницу город пустел, причем абсолютно. В это время в Тбилиси все находятся либо в храмах, либо у себя во дворах. Что сравнимо разве что с первыми показами по телевизору знаменитых «17 мгновений весны» — тогда на улицах тоже не было ни души, все, не отрываясь, смотрели очередную серию про Штирлица. Если говорить о Якутии… Раньше я и представить себе не мог, что Пасху можно встречать с сугробами! Как в прошлом году. Пасха была ранняя, и, когда мы вышли на крестный ход перед началом Светлой заутрени, вокруг лежал снег и мороз стоял минус 15 градусов. Хотя это совершенно не устрашило прихожан, достаточно долгое время стоявших на богослужении.

http://e-vestnik.ru/interviews/samaya_pa...

«С раннего детства я рос сиротой, – вспоминал епископ Феофан впоследствии, – на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, пятьдесят лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Святой Пасхи, обходя со славою дома прихожан. Навсегда останутся памятны для меня чтения святого Евангелия моим воспитателем, старцем, особенно чтения 12-ти Евангелий в Великий Четверг, и восторженное служение его в светозарную пасхальную ночь с неподражаемо проникновенным чтением дивного слова Иоанна Златоустого». «Целые поколения прошли перед ним в крестинах, свадьбах, похоронах!!! Но и любит же народ его! Не только прихожане, но и окрестные села. Овдовев очень рано и оставшись с сыном, да с нами сиротами, он как-то замкнулся в себе, затих, оробел, да таким и остался на всю жизнь. Мужички очень любили своего „папашу“ отца-духовника. А как стяжалась эта любовь? Он просто был евангельски добр и кроток, никогда никого не притеснял, просившему не отказывал и делал всё это так же естественно, как светит солнце и благоухает цветок!» «На нем, как и на других пастырях доброго старого времени, был какой-то особенный отпечаток церковности, духовного обаяния. Никогда не могу забыть его особенной, благоговейной настроенности при совершении богослужений, его проникновенности при чтении молитв, Евангелия и т.д. В самой внешности его было что-то особенно привлекательное. Как приятно было, например, видеть его непременно с тростью-посохом, шествующим в храм Божий или в дом прихожан с какой-либо требой. При встрече пастыря с жезлом в руках все невольно останавливались и с благоговением принимали благословение. Две выдающихся черты в нравственном характере покойного. Первая – это его покорность воле Божией. Несчастья одно за другим обрушивались на его многострадальную жизнь: раннее вдовство его личное, потом – его сестры, оставшейся на его попечении с нами – сиротами, пожар дома, смерть его единственного сына при окончании им курса в семинарии, в котором он, естественно, желал видеть опору для себя в старости, – все эти удары один за другим, видимо, только укрепляли в нем дух кротости и терпения. Вторая выдающаяся черта его нравственного характера – это кротость и миролюбие в отношении к причту и прихожанам. За 52 года его епархиальной службы у него не было ни одного судного дела ни с прихожанами, ни с членами причта».

http://fond.ru/kalendar/1494/feofan/

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) Служба 12 Евангелий представляет собой особое богослужение Страстной седмицы, которое включает 12 отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Иисуса Христа и Его Крестной жертве. Подробный разбор богослужения и его истории представлен в статье доцента МДА священника Михаила Желтова. Статья Согласно православным богослужебным книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу «утреней», хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Это не случайность — служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу — предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как «2-й час ночи», то есть примерно 20.00. Такое необычное — с точки зрения устава (а не распространенной практики служить утреню с вечера) — время начало службы определяется тем, что служба 12 Евангелий в действительности является не утреней, а бдением. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому (см.: ).

http://bogoslov.ru/article/398799

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010