В. В. Симонов Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие Источник Часть 1 → Содержание Введение Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Введение. Часть первая. Введение в догматическое богословие. Приводится по изданию: Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. ч. I и II. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Литература. Часть первая. Введение в догматическое богословие Раздел I. догматическом богословие как наука 1. Понятие о догматическом богословии. 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах 1.2. Свойства догматов. 1.2.1. Теологичность (вероучительность). 1.2.2. Богооткровенность. 1.2.3. Церковность. 1.2.4. Законообязательность (общеобязательность). 1.3. Догматы и богословские мнения 1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины 1.5. Догматические системы (исторический обзор) 1.6. Причины появления догматов 1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин 1.8. Назначение догматов. 1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием 2. Развитие догматической науки 2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки 2.2. Теория " догматического развития " 2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки 2.4. Задачи и метод богословской догматической науки Литература Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании 2. Понятие о Священном Предании 2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания 2.2. Понимание Священного Предания в современном православном богословии 2.3. Формальное предание 2.3.1. Древние символы и исповедания веры 2.3.2. Соборные вероопределения. 2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви 2.3.4 Литургическая практика Церкви 2.3.5. " Символические книги " Православия. Раздел III Понятие о богопознании и его границы 1. Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания 1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение) 1.2. Сверхъестественное богопознание 2. Характер и границы богопознания 2.1. Споры о характере и границах богопознания в IV веке

http://sedmitza.ru/lib/text/431669/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЦИЗМ [католичество; от греч. καθολικς, лат. catholicus - всецелый, всеобъемлющий, всеобщий; ср. ст. Соборность ], совокупность догматических, канонических (см. в ст. Каноническое право ), литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность. В зап. лит-ре термином «католицизм» в большей мере обозначается образ мышления, культурные и общественно-политические ценности, находящие воплощение в деятельности приверженцев католич. веры, в связи с чем допускается речь о соответствующих разным историческим эпохам или этногеографическим образованиям «католицизмах» (см., напр.: Hausberger K. Römisch-katholische Kirche I//TRE. 1998. Bd. 29. S. 320). Поэтому в католич. самосознании понятия «католицизм» и «Римско-католическая Церковь» не равнозначны. Как и в правосл. Церкви, основополагающими источниками вероучения в К. считаются Свящ. Писание и Предание, содержащие истины божественного Откровения . Однако характерные для К. принцип догматического развития (см. ст. Догматического развития теория ) и господство юридических форм мышления во многом обусловили появление расхождений с Православием по существенным вероучительным вопросам. Многие положения католич. доктрины несут печать конфессиональной полемики с протестантизмом в эпоху Контрреформации и религ. модернизмом ; при выработке доктринальных решений на современном этапе заметную роль играют «контекстуальные теологии» - теология третьего мира, освобождения теология , феминистская теология и др.,- а также богословские дискуссии по актуальной проблематике в области морали и экуменизма. (Об истории, богослужебной традиции, административно-канонической структуре, социально-этической доктрине, духовных и общественно-религ. ин-тах К. см. в статьях Римско-католическая Церковь , Восточные католические Церкви .) Триадология Учение К. о Боге, едином в существе (substantia, essentia) и троичном в Лицах (personae), трансцендентном миру Творце (Creator), Вседержителе (omnipotens) и Промыслителе (providens), вбирает в себя как соборную и патристическую традицию древней Церкви, так и некоторые существенные элементы догматического развития в зап. богословии, проявившиеся во 2-й пол. I тыс., разработанные в эпоху схоластики и утвержденные вероучительными текстами средневековья. Центральная тематика паламитских споров XIV в. о различении в Боге ипостасного, природного и энергийного модусов существования не оказала влияния на принципы католич. триадологии как по церковно-историческим (см. ст. Разделение Церквей ), так и по богословско-методологическим причинам.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

В.П. Зубов Об авторе книги Впервые публикуемая книга: «Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди » является малой частью обширного и на редкость разнообразного научного наследия Василия Павловича Зубова (1900–1963) 1 . Это имя хорошо известно историкам науки и архитектуры, как у нас, так и за рубежом. Василия Павловича Зубова знают, прежде всего, как автора фундаментальных монографий «Историография естественных наук, а России (XVIII в. – первая половина XIX в.)» (1956), «Аристотель» (1963), «Развитие атомистических представлений до начала XIX в.» (1965), «Труды по истории и теории архитектуры» (2000) и др. В последних двух монографиях, изданных посмертно, приведена биография ученого и библиография опубликованных его трудов, включающая более 200 работ. Исследования В. П. Зубова были переведены и изданы за границей, среди них Монография о Леонардо да Винчи (1968), докторская диссертация «Архитектурная теория Л. Б. Альберти› (2000). В. П. Зубова ценят как блестящего переводчика и комментатора архитектурных, математических и философских трактатов, написанных авторами средневековья и эпохи Возрождения (Л. Б. Альберти «Десять книг о зодчестве» (1935–1937), сочинение Даниеле Барбаро «Комментарий к десяти книгам об архитектуре Витрувия» (1938) и многие другие). Известны исследования В. П. Зубова, посвященные древнерусской духовной культуре. Среди них статьи о русских переводах и переработках в XVII в. сочинений Аристотеля; заметки о переведенном еще в Х в. в Болгарии философско-богословском трактате Иоанна Дамаскина «Источник Знания», вошедшем в XVI в. в состав «Великих Четий-Миней» Митрополита Макария; статья «Вопросы о “неделимых” и бесконечном в древнерусском памятнике XV в.» (1953); публикация, примечания и перевод труда Кирика Новгородца (1953); статья « Епифаний Премудрый и Пахомий Серб» (1953) и ряд других работ. Труды В. П. Зубова получили мировое признание. В 1960 г. он был избран действительным членом Международной Академии истории науки. В 1963 г., уже посмертно, награжден медалью имени Джорджа Сартона за вклад в развитие истории науки. В 2000 году состоялась международная научная конференция, посвященная столетию со дня рождения В.П. Зубова: «Наука и искусство в культуре Средних веков и эпохи Возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К вопросу о нецерковности сектоведческой концепции «нетрадиционной религиозности» и «внутрицерковного сектантства» Источник Аннотация В статье систематизируется и анализируется концепция «внутрицерковного сектантства» с точки зрения богословской традиции Православной Церкви. Доказывается, что данная теория не имеет надежных оснований в истории православного богословия. Она внутренне не согласованна, логически противоречива, и содержит в себе серьезные фактологические ошибки, а потому не удовлетворяет требованиям академической науки, и не имеет права претендовать на научный статус. 1. Церковь и секты На протяжении всего бытия Церкви, ей противостоят ереси (секты), стремящиеся переопределить содержание ее веры, или подменить ее своими ложными идеями. В борьбе с ними Церковь , в лице святых отцов, выработала методологию изучения сектантства и противодействия ему, и она была усвоена Русской Церковью . 1 Однако после 1917 г. сектоведение, как и вся богословская наука в России, находилось в весьма стесненных условиях, сдерживавших ее развитие. После изменения политической ситуации в России, с 1990-х гг. и на протяжении последних почти тридцати лет, появилось много лжеучений, которые проповедуются значительным количеством религиозных групп. Кроме того, в церковной среде стали появляться лица, претендующие на особую значимость их религиозного опыта или богословских построений, притом, что их взгляды расходились со святоотеческим преданием. Поэтому одной из важных задач Церкви стало опровержение еретических (сектантских) и языческих заблуждений, и раскрытие, применительно к ним, истин православной веры. На поле борьбы с сектантством выступило немало защитников веры, многие из которых, используя святоотеческую методологию борьбы с сектантством, помогли возвратиться в Церковь тысячам людей, которые вслед за апостолом Павлом сказали: мы спасены в надежде ( Рим.8:23 ). Наиболее известными противосектантскими церковными организациями являются Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А. С. Хомякова, у истоков которого стояли прот. Олег Стеняев , свящ. Евгений Тремаскин, А. И. Солодков; Миссионерский центр преподобного Иосифа Волоцкого , Душепопечительский православный центр реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя праведного Иоанна Кронштадского. 2 2. Новшества в борьбе с сектантством в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/k-vo...

Почти одновременно с гипотезой о предсуществовании душ в христианском мире возникло и распространилось другое учение, имевшее целью дать более удовлетворительное решение вопроса о происхождении человеческих душ. Это учение, как замечено было выше, известно в богословской науке под именем генерацианизма или традуционизма, а в переводе на русский язык известно под названием гипотезы переведения или просто преемственного рождения душ от родителей. Теория традуционизма с особенною полнотой впервые была развита стоиками. Главным же распространителем ее в христианском мире и последовательным защитником является великий учитель христианской церкви Тертуллиан , который развил это учение на почве борьбы с Оригеном и его гипотезой предсуществования душ. Восставая против учения о предсуществовании душ, как мнения несообразного с здравым смыслом и не имеющего никакого значения 689 , Тертуллиан со всею решительностью утверждает, что души человеческие происходят не другим каким способом, а только путем последовательного рождения их от подобных себе душ, точно также как тела рождаются от подобных себе тел. «Если душа есть телесное существо и неразрывно соединено с телом, рассуждает Тертуллиан , то явно, что происхождение души таково же, как и тела, и одновременно с ним. Так как душа не одной природы с Богом, а есть только дыхание Его; то она, по Тертуллиану , зачинается вместе с телом силою человека, ибо в акте зачатия участвуют не только тело, но и душа с своими желаниями. Следствием акта бывает двоякое семя: душевное и телесное. Эти семена в начале совершенно между собою смешаны, и не могут быть отделены друг от друга; но потом мало-помалу из этих семян, при содействии Божием и ангелов, образуется во чреве матери человек. Как тело происходит от другого, так и душа от другой; и душа Адама есть материнская душа всех прочих, – даже душа Евы произошла от его души». Ставя вслед затем вопрос, когда же именно душа привходит в человека, он решительно утверждает, что «с первого мгновения человек имеет душу; обрати внимание, говорит он, на святых жен: они во чреве матери не только дышали, но и пророчествовали, напр. Ревекка, Елизавета, Мария. Первый крик новорожденного дитяти свидетельствует, что оно чувствует и понимает. Некоторые даже находят в этом крике дитяти предчувствие несчастной жизни, в которую оно имеет вступить; если же душа так полна предчувствия, то не тем ли более должна быть почитаема рассуждающею?» 690

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

прот. Константин Буфеев Введение. Определение понятий Настоящая книга, написанная в жанре богословской апологетики, посвящена рассмотрению православного учения о возникновении мира и появлении в нем человека. Тематика книги имеет актуальное миссионерское и духовно-просветительское содержание. Это подтверждено плодотворной работой Миссионерско-просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВЪ», руководителем которого является автор, в частности – многолетним опытом проведения секции «Православное осмысление творения мира и современная наука» на Международных Образовательных Рождественских Чтениях. Содействие и поддержку просветительской работе Центра «Шестодневъ» оказывал Святейший Патриарх Алексий II, который благословил его деятельность и вдохновил нас такими напутственными словами: «Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождения Вселенной, появления человека. И никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, – только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим» с. 3]. Святейший Патриарх Кирилл, благословляя автора данной монографии на участие в Международной конференции «Идеология дарвинизма и ее воздействие на науку, образование и общество» (15–17 октября 2009 года, Ялта), в частности, отметил, что «Православная Церковь , по милости Божией, избежала ошибок, допущенных в известное время католиками, включившими в церковное учение одну из научных гипотез. Критиковать дарвинизм, как любую другую гипотезу, имеет право каждый компетентный участник дискуссии, в том числе и священник, высказывая свое собственное понимание проблемы» (письмо от 22 сентября 2009 года). На открытии XV Рождественских Чтений митрополит Калужский и Боровский Климент отметил: «При всем понимании светского характера нашего государства, нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формирования мировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессов развития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный. Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад? Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формирования системы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно естественных дисциплинах» с. 4].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Скачать epub pdf Две богословских крайности: предсуществование душ и предсуществование тела Одним из таких вопросов является проблема последовательности происхождения человеческих души и тела. Мы хорошо помним ту острую полемику против лжеучения Оригена о предсуществовании душ, что вела с ним Церковь , выразив свою позицию и в определениях Соборов, и в направленных против него святоотеческих писаниях. В то же время при ответе на данный вопрос – о порядке возникновения души и тела в рождающемся человеке – была возможна и другая крайность, оцениваемая Церковью (по ряду причин, о которых будет сказано ниже) все же не столь однозначно негативно. В соответствии с таким мнением, не душа происходит ранее тела (как провозглашала оригеновская теория предсуществования душ), но, напротив, тело (человеческий эмбрион) возникает прежде души. Преподобный Максим в равной степени не принимает обеих точек зрения, решительно с ними полемизируя и предлагая свои собственные – весьма точные и глубокие – аргументы против и того и другого заблуждения. В рамках этой статьи нас будут интересовать доводы Преподобного именно против мнения о возникновении в рождаемом человеке его души уже после телесной природы (о полемике Исповедника с другой крайностью – с оригеновской теорией предсуществования душ – сказано в научной литературе уже достаточно много). Церковь считает человека человеком с самого момента его зачатия Тема эта оказывается на сегодняшний день тем более актуальной, что в рамках современной биоэтической полемики о допустимости или недопустимости абортивного вмешательства в развитие плода на различных стадиях его формирования (которое в любом случае и безусловно рассматривается Церковью по сути как человекоубийство) из уст внецерковных специалистов звучит мнение, что до определенного момента зародыш в материнской утробе не может считаться человеком в подлинном смысле этого слова (в ходу у них есть даже специальный термин – «человеческое существо»), так как он еще не сформировался и не имеет специфических и уникальных человеческих природных характеристик. Тем более важно для нас показать, что Церковь считает человека человеком с самого момента его зачатия. В этом нам способны помочь в том числе и весьма аргументированные суждения на сей счет одного из столпов святоотеческой богословской мысли – преподобного Максима Исповедника . Идея предсуществования тела: аргументация сторонников

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pr...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XIII. Исторические и богословские причины появления догматов. Теория догматического развития. Развитие богословской науки Рассмотрев определения «догмат» и «догматическое богословие», мы вплотную приблизились к важному вопросу, который поднимался не раз в течение церковной истории, но особенно с XIX в., в связи с появлением в католическом богословии так называемой теории догматического развития и привлечением внимания к поднятой в контексте этой теории проблематике. Сделаем небольшой историко–богословский экскурс. Теория догматического развития была сформулирована кардиналом Джоном Ньюманом в «Эссе о развитии христианского вероучения». Разумеется, такой текст появился не как результат интеллектуальных развлечений, а был вызван необходимостью богословски обосновать нововведенные догматы 160 Римско–Католической Церкви, которые в ее среде вызвали немало недоумений и даже оппозицию, приведя в конечном итоге к формированию старокатоличества. Высказанные кардиналом взгляды стали предметом серьезных дискуссий не только в католической, но и православной и протестантской среде. Упомянем, например, что явную симпатию к этой теории испытывал философ Владимир Соловьев 161 . Однако, несмотря на столь пристальное внимание, на русском языке так и не было написано фундаментальных работ по исследованию как самой теории, так и поднятых ею вопросов. Исключением могут быть разве что две статьи А. Чекановского: «Степень неизменности догмата» и «Теория догматического развития». В большинстве случаев сама теория излагается в очень упрощенном, даже более – примитивном виде. Надо отметить, что теория Ньюмана осмыслялась по–разному практически с момента ее появления. И в современном католическом богословии существует как минимум несколько ее интерпретаций. Ньюман выдвигает концепцию о том, что истины христианства, содержащиеся в виде «идей», постепенно осознаются как догматы и провозглашаются как таковые Церковью. На определенном этапе Церковью выдвигаются и в обязательном порядке требуются к исповедованию одни догматы, в другое время – другие. Например, в период истории ранней Церкви вера в Святую Троицу была признаком подлинной веры, и если кто не верил в Троицу, тот и не мог именоваться правильно верующим. Однако со временем появились те, кто верил в Святую Троицу, но неправильно верил в соединение природ во Христе. В результате те, кто не признал халкидонский догмат, перестали считаться православными.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОГМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕОРИЯ [англ. development of dogma; нем. der Dogmenentwicklung; франц. le développement du dogme], попытка осмысления проблемы появления новых догматов в христ. вероучении, неразрывно связана с богословской оценкой идеи истории. Совр. наука немыслима вне понятий эволюции и истории. Понятие исторического процесса, прочно вошедшее в новоевроп. науку благодаря И. Г. Гердеру , Г. В. Ф. Гегелю , Ф. Шлейермахеру , И. Г. Дройзену , В. Дильтею , потребовало богословского истолкования. По словам систематизатора католич. богословской мысли XX в. Б. Лонергана , «старая догматическая теология не понимала истории… она мыслила не в понятиях эволюции и развития, а в понятиях универсальности и неизменности» (A Second Collection. 1975. P. 59). Д. р. т. впервые систематически формулируется кард. Джоном Генри Ньюменом (1801-1890) в работе «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845). Эта работа является центральной в богословском наследии кард. Дж. Ньюмена, оказавшего огромное влияние на все зап. богословие. Достаточно сказать, что на Ватиканском II Соборе (1962-1965) Ньюмена «цитировали больше, чем какого-либо другого богослова, включая Фому Аквинского» ( Lapati. 1972. P. 124). Теория Ньюмена ознаменовала важный этап в осмыслении идеи истории в христ. богословии, однако не могла дать окончательное решение этой проблемы. В работах неотомистов XX в. (А. Дондейн, К. Вегер, Ж. Ладриер, И. Мец, К. Ранер ) внедрение идеи истории в католич. богословскую мысль по-прежнему рассматривается как одна из важнейших задач богословия. Лонерган видел осуществление этой задачи в «синтезе исторических и теологических целей таким образом, чтобы не было истории без теологии или теологии без истории, но обе были бы в тесном переплетении» (A Second Collection. 1975. P. 136). В истории средневек. богословской мысли на Западе совершенно особенное место принадлежит Фоме Аквинскому (ок.

http://pravenc.ru/text/Догматического ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010